LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

дого слова “волшебная”.
При разборе слова подчеркивается, что “волшебные ходы” можно де
лать без предварительного раскрашивания.

3. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Итак, мы сегодня не только играли, но и повторили все, что знали о за
кономерностях. На следующем уроке контрольная работа, поэтому нужно
изо всех сил тренироваться.
В этом вам помогут домашние задания.
Домашнее задание: Задания 30, 34, 36, 38.




118
Урок 6. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
РАБОТ
АБОТА
ЦЕЛИ:
1. Повторение пройденного материала.
2. Проведение контрольной работы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
Иметь раздаточный материал для контрольной работы.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 30.
Учитель проходит по классу, проверяя выборочно выполненные зада
ния, хвалит тех, кто сделал задание без ошибок и красиво раскрасил рису
нок.

ЗАДАНИЕ 34.
КЛЮЧ. Каждое следующее число получается уменьшением предыдуще
го числа то на 10, то на 1. Недостающие числа 7 и 6.
Как правило, это задание уже не вызывает затруднений.
Затем учитель спрашивает тех учеников, которые придумали свою ана
логичную последовательность. Важно выяснить, какую закономерность они
использовали, получая эту последовательность (например, каждое следую
щее число меньше предыдущего то на 2, то на 5 и т.п.)

ЗАДАНИЕ 36.
КЛЮЧ. Недостающие фигуры:



Таблица (2 способа заполнения):




Учитель вызывает к доске двоих учеников: один выписывает недостаю
щие предметы, другой фигуры в таблице. Учитель обращает внимание ре
бят на то , что в таблице остаются лишняя строка и столбец (или 2 лишних
столбца при 2 ом способе заполнения),потому что всего различных фигур
в последовательности 9, а клеток 12.

ЗАДАНИЕ 38 выборочно проверяется на следующем уроке или после
контрольной работы, если останется время.




119
2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Лучше записать домашнее задание до контрольной работы, чтобы тем
ученикам, которые справятся с ней раньше, можно было предложить на
чать его выполнение прямо на уроке.
Домашнее задание: Задания 39, 40, 41.

РАБОТ
АБОТА
3. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Контрольная работа рассчитана на 25 30 минут. После того как листоч
ки с вариантами контрольной работы будут розданы ученикам, нужно вкрат
це напомнить им, в чем состоит каждое задание .
Задание 1. Нужно найти закономерность в последовательности чисел и
вписать недостающие.
Задание 2. Нужно найти закономерность в последовательности фигур и
дорисовать недостающие фигуры.
Задание 3. Нужно найти закономерность в расположении фигур в таб
лице и дорисовать недостающие фигуры. 4 й столбец полностью “сочинить”
самим.
Задание 4. Дорисовать недостающие домики (чашки) в клетках табли
цы так, чтобы ни в одном столбце и ни в одной строке двух одинаковых ри
сунков не было. (Обратить внимание ребят, что домики отличаются наличи
ем или отсутствием окна и/или трубы, а чашки отсутствием ложки и/
или блюдца.
В слабых классах выяснить, сколько и каких разных домиков (чашек), и
нарисовать их на доске (лучше в том порядке, как они идут в последней стро
ке таблицы):




Напомнить ребятам, что это задание похоже на задания про цветные
окна, про печенье, цветы с разным количеством лепестков, дома с разным
количеством этажей, шкафчики и т.д.
Задание 5. Закрасить “волшебные” бусины и выбрать выигрышный ход.
Уточнить, что “призовая” бусина самая правая.
В слабых классах можно напомнить “стратегические” правила игры (см.
описание предыдущего урока).
Чтобы облегчить себе работу по проверке этого задания, учитель может
попросить ребят пронумеровать бусины слева направо (внутри или сверху,
над каждой бусиной). Выполнять задание тоже будет легче.

РАБОТЫ.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.
AA?EAIO 1 AA?EAIO 2

1) 11, 13, 14 16, 17, 19


2)


120
3)




4)




5) а) “Волшебные” (закрашенные) бусины (считать слева):
2 я, 6 я, 10 я, 14 я. 3 я, 8 я, 13 я.
б) Выигрышный 1 й ход:
взять 2 бусины взять 3 бусины

ПРИМЕЧАНИЕ. В 3 м задании ребята могут придумать любое
другое “заполнение” для внешних фигур 3 го столбца (точка, крестик
и т.п.).


Урок 7. РАЗБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
7. РА РАБОТЫ

ЦЕЛИ:
1. Обсуждение результатов контрольной работы.
2. Повторение пройденного материала.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
Иметь на руках проверенные контрольные работы.

1. РА ЗБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
РА РАБОТЫ
а) Разбор заданий обоих вариантов контрольной работы (можно опу
стить те задания, в которых не встретились ошибки).
б) Листочки с работами раздать ученикам, ответить на вопросы. Уче
никам, не справившимся с заданиями, учитель раздает листочки с дру
гими вариантами для выполнения заданий дома. Если таких учеников
большинство, то задания решаются в классе. В этом случае пункт 3 уро
ка опускается.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 39.
КЛЮЧ. Столбцы: 1 й круги;
2 й треугольники;
3 й квадраты;
4 й двойные круги;
5 й двойные треугольники;
6 й двойные квадраты. Строки: 1 я в середине фигур зак
121
ра шенные круги;
2 я в середине фигур незакрашенные круги;
3 я в середине фигур закрашенный квадрат;
4 я в середине фигур незакрашенный квадрат;
5 я в середине фигур закрашенный треугольник;
6 я в середине фигур незакрашенный треугольник.

ЗАДАНИЕ 40.
КЛЮЧ:
ВТПС
СВТП
ПСВТ
ТПСВ

ЗАДАНИЕ 41.
КЛЮЧ: вечер, берет, север, перец, перед и терем; можно еще: берег, не
мец, пепел, череп.
При проверке задания 39 можно провести подробный разбор по схеме,
приведенной для задания 30 (см. описание урока 5). При проверке задания
40 учитель может провести короткий конкурс на самые оригинальные (ред
кие) названия (можно выбрать для конкурса один столбец таблицы). При
проверке ЗАДАНИЯ 41 учитель обязательно добивается ответа на вопрос
задания: чем похожи слова? (5 букв; 2 я и 4 я буквы Е, остальные буквы
согласные; в “шифре” всех слов отсутствовали вертикальные линии букв).

3. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. АНАЛОГИЯ

ЗАДАНИЕ 44.
КЛЮЧ. Слова, приведенные на “полях” справа, нужно вписать в подго
товленный внизу текст в обратном порядке. Получится: “Когда Муми тролль
и Снифф вернулись к голубому домику в долине, день близился к вечеру. Реч
ка текла тихо тихо, а над нею всеми цветами радуги сиял новенький свеже
выкрашенный мост”.
Почему текст такой смешной и странный ? (Слова переставлены мес
тами.) Какие, например, слова можно поменять местами, чтобы восстано
вить первоначальный смысл ? (Слова “день” и “вечер”, например. И вместо
“долины” явно должна быть “речка”. “Муми тролль” тоже не на своем мес
те.) Учитель помогает ребятам увидеть, что все слова, выписанные справа
на “полях”, стоят не на своих местах. Затем учитель обращает внимание
ребят на порядок слов в тексте (“речка, вечер, день”) и порядок этих же слов,
требуемый по смыслу (“день, вечер, речка”). То есть слова идут в обратном
порядке. Может, все слова, выписанные на полях, нужно вставить в обрат
ном порядке ? Давайте попробуем: “Когда Муми тролль и Снифф вернулись
к голубому домику ...” и т.д.
Сначала весь текст восстанавливается вслух (очередное слово учитель
“получает” от ученика, поднявшего руку), чтобы все убедились, что законо
мерность найдена правильно. Затем все слова вписываются в отведенные
для них места в нижнем тексте.

ЗАДАНИЕ 45 (на дом).
Учитель поясняет, что это “задание наоборот”: из правильного текста
нужно получить зашифрованный. Но сначала ведь нужно выписать слова,

122
которые потом мы будем вставлять в обратном порядке. (Эту довольно слож
ную для ребят часть задания желательно успеть сделать в классе.) Итак, ка
кое слово выпишем первым ? (“Снифф”, потому что его нет в нижнем тек
сте). А потом ? (“Лапы”, “песок” и т.д.)
Первую фразу лучше сформировать тоже на уроке (хотя бы только вслух):
“Муми тролль зарыл море в крышу и вздохнул от лестницы”.

СТРА
4. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ
Как вы думаете, сможете ли вы выиграть у меня игру “Рассыпанные
бусы”? Учитель рисует на доске 10 рассыпанных бусин, одну бусину боль
ше остальных:




“Волшебные” бусины раскрасить нельзя, а выиграть можно. Какой ход
нужно выбрать, если играть будем в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ДВУХ” ? (Если ре
бята затрудняются, напомнить правила, сформулированные на уроке 5; до
биться правильного ответа: первый ход ведет к выигрышу, т.к. 10 бусин де
лятся на 3 группы по 3 бусины и одна бусина “лишняя” ее и нужно забрать
на первом ходу.) Учитель отдает первый ход ребятам и играет с ними до кон
ца. Разбирая результаты, помогает усвоить главное правило: если играешь
в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ДВУХ”, то твой ответный ход должен “дополнять” ход
партнера до ТРЕХ. Если в классе найдется 10 15 кубиков (шариков, моне
ток, ластиков и т.п.), можно сыграть этими предметами 1 2 игры, меняя ис
ходное количество предметов и условия (“НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ТРЕХ, ЧЕТЫ
РЕХ” и т.д.).

ЗАДАНИЯ 42, 43 (на дом).
Учитель может задать наводящие вопросы:
Сколько всего яблок? (11)
Сколько “лишних”? (2)
Какой ход выигрышный? (1 й)
Сколько яблок нужно закрасить на первом ходу (2).

5. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Итак, сегодня мы встретились с забавной закономерностью в тексте про
Мумми тролля и научились играть в “Рассыпанные бусы”. Домашние игры
про яблоки и грибы похожи именно на эту игру.
Домашнее задание: Задания 42, 43, 45, 46.


Урок 8. ПОВТОРЕНИЕ
ЦЕЛЬ:
Повторение и углубление пройденного материала.




123
1. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. АНАЛОГИЯ
Проверка домашнего задания.

ЗАДАНИЕ 45.
КЛЮЧ: “Муми тролль зарыл море в крышу и вздохнул от лестницы. “По
селиться бы здесь на всю свечу, подумал он. Поставить маленькие вечера,
а по полкам зажигать жизнь. И еще, может, сделать веревочное счастье, что
бы забираться на песок и любоваться лапами. То то удивится Снифф”.

ЗАДАНИЕ 46.
КЛЮЧ. Безрогой зверюшке с 12 ю пятнышками нужно нарисовать 2 ро
жек, зверюшке с 9 пятнышками 5 рожек, т.к. у всех зверюшек суммарное
количество пятнышек и рожек равно 14.

ЗАДАНИЕ 47.
КЛЮЧ:
а) у клоуна нужно дорисовать два мяча: среднего размера с одной полос
кой и маленький белый;
б) 1 й способ по размеру (на одной полке большие, на другой средние,
на 3 й маленькие);
2 й способ на одной полке черные мячи, на другой белые , на 3 й
черно белые (мячи с полосками можно считать белыми).
3 й способ на одной полке мячи, поделенные полосками или цветом
пополам, на другой мячи поделенные на 4 части, на 3 й полке мячи, не
поделенные на части ни линиями, ни цветом (сплошные белые и сплошные
черные мячи).
Учитель заранее предупреждает, что есть несколько вариантов ответа
на этот вопрос, и все правильные. Как правило, ученики находят все вари
анты. У себя в тетради каждый ученик рисует тот ответ, который ему больше
нравится.

ЗАДАНИЕ 48.
КЛЮЧ:




Чем отличается печенье в разных клетках таблицы ? (Расположением:
углубление обращено вверх, вниз или вправо; количеством дырочек: одна,
две или три; сортом: с маком, с изюмом, простое.)
Учитель обращает внимание учеников на то, что нет такой строки или


124
столбца, где единственная клетка свободна. Поэтому нужно каждый раз
смотреть на пару свободных клеток в строке или столбце.
Как будет расположено печенье в пустых клетках 1 го столбца? Каких
вариантов расположения там не хватает ? (Углублением вверх и углублени
ем вправо).
Какой вариант подходит для первого столбца: сначала вверх, потом
вправо или наоборот ? ( В 1 м столбце сначала нужно нарисовать печенье с
углублением вправо, а потом с углублением вверх. Другой вариант не под
ходит, т.к. в этом случае в нижней строке окажутся два печенья с одинако
вым расположением.)
Аналогично выбирается расположение в 3 м столбце, а затем количе
ство дырочек и сорт для всего “нового” печенья.

ЗАДАНИЕ 49.
КЛЮЧ.
1. Сначала нужно раскрасить крыши тремя цветами так, чтобы в стро
ках и столбцах цвета не повторялись.
2. Затем нужно то же самое сделать со стенами. Но при этом изменить
направление “переноса”: если при раскрашивании крыш каждая строка
получалась из предыдущей переносом элементов вправо (см. описание за
даний 15, 16 и т.д.), то при раскрашивании стен нужно применить перенос
влево. При этом три дома окажутся целиком закрашенными одним цветом,
что не противоречит условию.
Вариант раскрашивания может быть, например, таким (указаны пер
вые буквы цветов: синего, красного и желтого):




СТРА
2. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ

ЗАДАНИЯ 50, 51.
Учитель дает короткие пояснения к этим играм, чтобы ребята могли
поиграть либо друг с другом в конце урока, либо дома на каникулах.
Что нужно сделать прежде всего, чтобы обеспечить себе выигрыш?
(Сосчитать пятнышки или игрушки на елке.)
Как узнать, сколько предметов “лишних” ? (Поделить мысленно все
предметы на группы. В “Пятнашках” группа будет из четырех пятен, а в
“Елке” из пяти игрушек. Если последняя группа окажется меньше осталь
ных, значит, это “лишние” предметы.)
Какой ход нужно выбрать, если есть “лишние” предметы ? (1 й, чтобы
забрать их все.)
Какой ход нужно сделать, если нет “лишних” предметов ? (2 й)
Сколько предметов нужно брать на каждом ответном ходу ? (Столько,
чтобы вместе с партнером взять группу.)

125
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Учитель может рассмотреть дополнительные задания в любой после
довательности на любых уроках или использовать их в качестве дополни
тельного домашнего задания. Кроме того, часть заданий может быть ос
тавлена на каникулы.
* ЗАДАНИЕ 52.
КЛЮЧ. Первая рифма “роза”, т.к. чередуются названия фрукта, ово
ща и цветка;
вторая рифма “воскресенье”, т.к. чередуются названия времени года,
дня недели и месяца.

* ЗАДАНИЕ 53.
КЛЮЧ. Имя хозяйки Вика, имя хозяина Тоша (или Гоша).

* ЗАДАНИЕ 54.
КЛЮЧ. Нужно вписать число 7; тогда в каждом круге “нижнее” число
будет суммой “левого” и “правого”.

* ЗАДАНИЕ 55.
КЛЮЧ. В левом столбике названия цветов из 3, 4, 5 и 6 букв. Поэтому
в правый столбик нужно вписать названия деревьев из 4, 5 и букв. Напри
мер: “Липа”, “Сосна”, “Береза”.

* ЗАДАНИЕ 56.
КЛЮЧ. Нужно вписать число 4, чтобы сумма чисел в каждом столбике
была равна 9.

* ЗАДАНИЕ 57.
КЛЮЧ. Нужно вписать число 3, чтобы сумма чисел в каждой строке
была равна 8.

4. РЕЗЮМЕ
Итак, главными словами в этой четверти были (учитель делает паузу,
чтобы дети могли сами назвать основные темы четверти: “Аналогия”, “За
кономерность”, “Игра”). Уч
...Учитель уточняет: Мы не просто играли, а искали и использовали

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign