LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



Учитель вызывает к доске ученика, который заполняет заранее подго
товленные клетки. Затем решение разбирается аналогично заданию 19 (см.
текст предыдущего урока).

ЗАДАНИЕ 23.
КЛЮЧ: каждое следующее число больше предыдущего то на 3, то на 2;
нужно вписать числа 20, 23, 28; аналогичная последовательность может
быть, например, такой: 1, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 25 (каждое следующее чис
ло больше предыдущего то на 4, то на 2).
Учитель вызывает к доске ученика, который выписывает последователь
ность чисел из задания 23 (без клеток, через запятую), вставляя пропущен
ные числа: 5, 8, 10, 13, 15, 18, 20, 23, 25, 28. Учитель обязательно спраши
вает, почему после числа 18 нужно вписать 20, а не 21, после 25 28, а не 27.
Затем учитель предлагает всем придумать свои, аналогичные последо
вательности. Двоих троих учеников из тех, кто справится раньше, учитель
вызывает к доске и просит записать свои последовательности на доске. У
каждого вызванного ученика учитель обязательно спрашивает, в чем ана
логия между исходной и его последовательностью.

* ЗАДАНИЕ 24.
КЛЮЧ: каждое следующее число то больше предыдущего на 2, то мень
ше на 1; нужно вписать числа 11 и 10; аналогичная последовательность,
например, такая: 1, 11, 10, 20, 19, 29, 28, 38 (то больше на 10, то меньше на
1). Задание выполняется и разбирается аналогично предыдущему.

ЗАДАНИЕ 25.
КЛЮЧ:




111
Учитель напоминает ребятам о задании 5 (домики).
Помните, мы сначала нарисовали домики с окошками, потом дорисо
вали по определенной закономерности трубы, а затем закрасили крыши?
С чего начать в этой последовательности: с фигур или с линий внутри
фигур? (С фигур.)
Какая закономерность видна в последовательности фигур? (Круг, квад
рат, треугольник.)
Какие фигуры нужно нарисовать в пустых клетках? (Треугольник, круг,
квадрат, треугольник и т.д., переходя на вторую строку.)
Учитель дает время ребятам на дорисовывание фигур и задает вопросы:
Какая закономерность в последовательности линий внутри фигур? (Пу
сто, вертикальная линия, горизонтальная линия и “крестик” и т.д.)
Какие линии нужно нарисовать в “новых” дорисованных фигурах? (Пу
сто, вертикальная черта, горизонтальная черта, “крестик”.)

ЗАДАНИЕ 29.
На какие задания из тех, что уже встречались раньше, похоже это за
дание? (На задание с печеньем (15) и раскрашиванием окошек (16).)
Можно выполнить это задание АНАЛОГИЧНЫМ образом? На каком
этаже будем дорисовывать окна? (На 3 м, потому что 4 й этаж полностью
нарисован.)
Учитель поясняет, что сначала нужно нарисовать девочек, кошек и цве
ты; форточки и окна будем рисовать потом.
Каких окон не хватает на третьем этаже? (Окна с цветком и “пустого”
окна.)
Где нарисуем цветок? (Между девочкой и кошкой.) Почему? (По распо
ложению девочек и кошек в тех окнах, которые уже нарисованы, видно, что
переносить элементы нужно “наискосок вправо”, а не влево.)
AO EI
Учитель вызывает к доске ученика, который записыва
I AOE
ет решение в виде таблицы. Вместо рисунков в клетки впи
сываются первые буквы слов “девочка”,”цветок”, “кошка”, E IAO
“пустое”: O EIA

Остальные ученики работают самостоятельно в тетрадях.
Затем результаты вслух проверяются и при необходимости разбирают
ся с помощью вопросов, приведенных выше.
Теперь нужно нарисовать занавески и форточки. Давайте сосчитаем,
сколько разных левых половинок окон в четвертом этаже.
Учитель стирает в таблице ранее вписанные буквы и просит какого ни
будь ученика перечислить все, что встречается в левых половинках окон чет
вертого этажа:
1) занавеска есть, форточка есть;
2) занавески нет, форточки нет;
3) занавеска есть, форточки нет;
4) занавески нет, форточка есть.


CO CO
Пока ученик перечисляет, учитель вписывает в
клетки таблицы первые буквы слов “занавеска” и
“форточка”:



112
CO
CO
Затем учитель вызывает к доске ученика, который C CO
вписывает в клетки таблицы буквы для всех окон, где уже
CO
нарисованы занавески и/или форточки:
C
CO


CO
CO
Есть закономерность в расположении занавесок и
C O CO
форточек? Учитель вызывает к доске ученика, подняв
C O CO
шего руку, для окончательного заполнения таблицы:
O CO C
Учитель обращает внимание ребят, что кошек, девочек и цветы нужно
было переносить “наискосок вправо”, а занавески и форточки “наискосок
влево”.
Дорисовывание занавесок и форточек остается на дом.

СТРА
2. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ

ЗАДАНИЯ 21, 22 (проверка домашнего задания).
Почему мы называли эти предметы “волшебными”? (Их нужно поста
раться взять, чтобы выиграть.)
Кто дома играл со своими родственниками, друзьями?
Кто всегда выигрывал?
Кто иногда проигрывал?
Почему проигрывали? (Забыл правила, запутался, не заполнил или
неправильно пометил “волшебные” предметы, неправильно выбрал 1 й ход
и т.д.)
Учитель рисует на доске десятиэтажный дом и
предлагает ребятам сыграть в игру “Окошки” (занимать
по очереди одно или два окна одного подъезда, начи
ная снизу). Выигрывает тот, кто первым доберется до
верхнего окна. Учитель дает ребятам время до начала
игры,чтобы сосчитать окна и правильно выбрать пер
вый ход. Если дом еще не был нарисован, учитель име
ет возможность нарисовать его в это время полностью.
После окончания игры учитель вызывает к доске ученика, который по
мечает “волшебные” окна, обводя их двойной или цветной рамкой:


Какой ход нужно себе выбрать, чтобы выиг
рать? (1 й.)
Сколько окон занять? (Одно.)
Почему? (Потому что всего окон 10. Их можно
разделить на три группы по три окна, одно окно
“лишнее”, его и нужно занять на первом ходу.).


Учитель предлагает изменить условие игры: за один ход можно за
нять 1, 2 или 3 окна.
Давайте решим, какие окна будут “волшебными”.

113
Если ребята затрудняются, учитель напоминает: когда можно было брать
1 или 2 предмета, мы раскрашивали предметы, начиная с самого последне
го и ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ДВА. А теперь можно брать 1, 2 или 3. Может, теперь
попробовать ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ТРИ ?
Давайте попробуем. Учитель отмечает на доске новые “волшебные” окна
и играет с ребятами одну игру:
Ученики снова сами выбирают 1 й или 2 й ход в начале игры. После
окончания игры учитель снова разбирает ее ход.
Какой ход нужно выбрать, чтобы вы
играть? (1 й)
Сколько окон занять ? (2)
Почему? (10 окон можно разделить на
2 группы по 4 окна, 2 окна “лишние”, их и
нужно занять на 1 ом ходу.)
Как нужно отвечать на следующие
ходы? Например, если я (учитель) занимаю
одно окно, то вы потом занимаете ?.. (3
окна, чтобы взять “волшебное” окно). Если
я занимаю 2 окна, то вы ?.. (тоже 2.) Если я
беру 3 окна, то ваших?.. (1).
Учитель обращает внимание на то, что в сумме каждый раз получается
4. Можно записать на доске:
1+3=4
2+2=4
3+1=4
Вывод: стратегия игры не изменилась. По прежнему нужно стремиться
брать “волшебные” предметы. Только в каждой группе (в каждом “снегови
ке”) теперь ЧЕТЫРЕ предмета; последний предмет в группе “волшебный”.
Если время позволяет, можно сыграть в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ТРЕХ” еще
1 раз, не отмечая “волшебных” окон (на последнем “подъезде” дома).

ЗАДАНИЯ 31, 32 (на дом).
Раскрасьте, как в заданиях 21 и 22, “волшебные” ступеньки красным
цветом, остальные любым, кроме красного. Затем поиграйте с кем нибудь
дома.

3. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Итак, мы сегодня играли в игру, похожую на нашу прежнюю. И научи
лись в нее выигрывать именно потому, что обнаружили эту АНАЛОГИЮ. И
еще потому, что нашли закономерность в расположении “волшебных” пред
метов: если играем в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ДВУХ”, то они расположены через
каждые ДВА предмета; если в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ТРЕХ”, то “волшебные”
предметы расположены через каждые ТРИ предмета и т.д.
Кроме того, сегодня мы искали и находили всякие закономерности. И
не только в расположении чисел и геометрических фигур, но и в располо
жении окон в доме.
Дома надо будет раскрасить “волшебные” ступеньки и поиграть в лесен
ки.
Домашнее задание: Задания 26 – 29, 31, 32.



114
5.
Урок 5. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЕ
ЦЕЛИ:
1. Повторение пройденного материала.
2. Подготовка к контрольной работе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: Нарисовать на доске:
а) клетки с фигурами для проверки домашнего задания 26,
б) таблицу для проверки домашнего задания 28 (вместо
цветов цифры, соответствующие количеству лепестков),
в) лестницу из задания 31.

1. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
Проверка домашнего задания.

ЗАДАНИЕ 26.
КЛЮЧ:




или



Учитель вызывает к доске ученика, который заполняет заранее подго
товленные клетки пропущенными фигурами. Таблицу нужно заполнить всю.
При этом существует 2 правильных способа заполнения таблицы.
При необходимости задание разбирается (см. описание аналогичного
задания 25 в тексте предыдущего урока).



ЗАДАНИЕ 27.
КЛЮЧ: коробка 4, 4 и чашка 1, 1. При необходимости задание разби
рается так же, как аналогичное задание 14 (см. описание урока 3).

ЗАДАНИЕ 28.
КЛЮЧ. Указано количество лепестков; в кру
жок обведены цифры, соответствующие пустым
клеткам в задании.
Учитель вызывает к доске ученика, который
вписывает в клетки таблицы цифры, соответству



115
последней строке. Цветки в 3 й строке находились бы в этих же клетках и
ющие количеству лепестков.
при переносе вправо):
Какой из цветков подсказывает именно такое реше
ние?
Почему вы не стали переносить рисунки вправо?
(Такое решение подсказывает цветок с 3 лепестками в


Учитель обращает внимание ребят на это обстоятельство и просит к сле
дующему разу раскрасить лепестки всех цветков в любимые цвета.

ЗАДАНИЕ 29.
Учитель вызывает к доске ученика, который еще раз заполняет клетки
таблицы буквами “З” и “Ф” в соответствии с расположением занавесок и
форточек (см. описание задания 29 предыдущего урока). Все ученики про
веряют, правильно ли они нарисовали занавески и форточки в окнах дома.
Учитель просит дома раскрасить рисунок цветными карандашами.

ЗАДАНИЕ 30 (на дом).
Учитель поясняет, что в этом доме, наоборот, у всех окон одного этажа
есть что нибудь похожее. И в каждом подъезде у окошек есть что нибудь
общее.
Чем похожи окна в 1 ом подьезде? (Из всех окон выглядывают девочки).
Чем тогда могут быть похожи окна во 2 ом подьезде? Что бы вы там
дорисовали? (Кошек).
Чем похожи окна верхнего этажа? (В них есть и занавески, и форточки).
Чем тогда можно сделать похожими окна 3 его этажа. (В них будут за
навески, но не будет форточек.)
Рисование и раскрашивание ? на дом.

ЗАДАНИЕ 33.
КЛЮЧ: каждое следующее число больше предыдущего то на 10, то на 1;
вместо чисел 35 и 36 должны быть 34 и 35, недостающие числа 45,46,56,57.

Учитель вызывает к доске двоих учеников: один исправляет и продол

жает заданную последовательность, другой придумы
вает свою, аналогичную. Остальные ученики работают
самостоятельно в тетрадях (лучше простыми каранда
шами). Результаты проверяются вслух.


ЗАДАНИЕ 35.
КЛЮЧ. В три пустые клетки нужно вписать любую цифру, любую гео
метрическую фигуру. Например: 9, Ш, 0. Таблица в 1 й строке содержит все
цифры, во 2 й все буквы, в 3 й геометрические фигуры:
Учитель с помощью наводящих вопросов обращает внимание учеников




116
на то, что таблицу нельзя заполнить как нибудь иначе, например, по стол
бцам, т.к. в каждом столбце только 3 клетки, а вписать нужно 4 цифры,
4 буквы и 4 фигуры.

АДАНИЕ 37.
КЛЮЧ:
Первая половина задания (вписать недостающие цифры), как правило,
уже ребят не затрудняет. Учитель вызывает одного ученика к доске, осталь
ные вписывают цифры в тетрадях.
Затем учитель поясняет, что нужно так расположить четыре цвета, что
бы под крышами одного цвета стояли разные цифры. Если ребята затруд
няются, учитель подсказывает, что в условии задания не требуется, чтобы
цвета по строкам и столбцам не повторялись; нужно только,чтобы все “еди
ницы” были разного цвета, все “двойки” были разного цвета и т.д.
В каком порядке можно раскрашивать крыши? Ребята должны увидеть,
что способов много:
можно раскрашивать сначала “единицы”, потом “двойки” и т.д.,
ЗАДАНИЕ 38.
можно раскрасить каждую строку в
КЛЮЧ:
свой цвет (ведь у нас четыре цвета, и циф
ры в строках не повторяются);
можно раскрасить каждый столбец в
свой цвет (в столбцах цифры тоже не по
вторяются).
Учитель вызывает к доске одного ученика, который вписывает в клетки
первые буквы всех имен и названий. Затем учитель обьявляет конкурс на
самое редкое название животного на букву “С”, выбирает из названных жи
вотных самое интересное, и весь класс вписывает его в соответствующую
клетку. Конкурс продолжается 7 8 минут. Остальные названия ученики впи
сывают дома.

СТРА
2. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ

ЗАДАНИЯ 31,32 (проверка домашнего задания).
Учитель проходит по классу и проверяет, как раскрашены лесенки.
Одного ученика можно вызвать к доске, чтобы разметить волшебные
ступеньки лестницы из задания 31:




*
* *
*
9 10 11 12 13
2 4 8
3 6
5
1 7



117
Кто дома играл со своими друзьями, родственниками?
Кто всегда выигрывал?
Кто иногда проигрывал?
Почему проигрывали?
Какой ход нужно было выбрать, чтобы выиграть в первую лесенку (за
дание 31)? (1 й). Сколько ступенек занять? (1)
Учитель стирает одну ступеньку (должно остаться 12) и все пометки “вол
шебных” ступенек, затем вызывает двоих учеников для игры. С помощью
жребия определяется, кто из двоих выбирает себе ход. Результаты игры ана
лизируются (см. описание пункта 3 урока 3).
Учитель еще раз обращает внимание ребят на то, что можно выиграть,
не раскрашивая заранее “волшебные” предметы. Для этого нужно придер
живаться “волшебных” правил.
ПРАВИЛО 1 Перед началом (!) игры раздели все предметы на группы
1:
ОТ КОНЦА К НАЧАЛУ. Сколько предметов должно быть в каждой группе?
(Если играем в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ДВУХ” три, если в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ
ТРЕХ” четыре.) Самая первая группа может оказаться неполной; эти пред
меты мы называем “лишними”.
ПРАВИЛО 2: Если есть “лишние” предметы, выбери 1 й ход и забери их;
если нет выбери 2 й ход.
ПРАВИЛО 3: После того как заберешь “лишние” предметы, в ответ на
любой ход партнера бери столько предметов, чтобы в сумме с его ходом по
лучалась группа. Т.е. если играем в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ДВУХ”, то эта сумма
должна быть равной (учитель делает паузу, чтобы ребята успели подумать и
“подсказать” ему ответ) ... трем. Если играем в “НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ТРЕХ”,
то сумма должна быть равна ... (четырем).
Давайте проверим, выполняются ли эти правила для игры “НЕ БЕРИ
БОЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ”. На какие группы нужно в этом случае делить все пред
меты ? (На группы по пять штук.)
Давайте проверим.
Учитель просит ребят придумать и назвать несколько 5 буквенных слов
(лучше, если на конце будет буква “А”) и выписывает их без пробелов на доске:

ВЕСНАВЕРБАПТИЦАГРОЗА

Давайте поиграем: каждая буква “бусина”; выигрывает тот, кто 1 ым
доберется до самой последней. Какой ход выберете ? Учитель играет с клас
сом 1 раз; результаты разбираются.
Ребята сами или с помощью учителя замечают, что последняя буква каж

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign