LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


СТРА
3. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ
Сначала можно поиграть в “Бусы” 1 2 раза, чтобы ребята вспомнили
правила игры (см. урок 1, п.2).


Начинаем учиться выигрывать в эту
игру. Чтобы было легче, возьмем вместо
длинных бус маленького снеговика. (Учи
тель рисует на доске небольшого снегови
ка.)



Правило такое же: можно брать не больше двух шаров. Выигрывает тот,
кто возьмет нижний, самый большой. Кто выигрывает? Тот, кто сделает пер
вый ход, или тот, кто ему ответит? (Тот, кто ответит, потому что при любом
первом ходе он забирает один или два оставшихся шара. Запомним: тому,
кто снимает верхний шар, выиграть не удастся).
А теперь появился еще один снежный шар. Учитель рисует четвертый
шар:




Начинать играть будем именно с этого “лишнего” шара. Кто теперь вы
играет: тот, кто начнет игру, или тот, кто продолжит? (Тот, кто начнет.)
А сколько шаров он должен взять? (Один.)
А если “лишних” шаров два? (Тогда нужно начать игру и взять два шара.)
Учитель дорисовывает левому снеговику еще один шар и играет с ребя
тами.




А теперь у нас 2 полных снеговика. Учитель дорисовывает левого сне

104
говика:




Теперь вы не сможете взять 3 шара, потому что это не разрешается по
правилам игры. Может быть, вам отдать первый ход мне? Давайте сыграем.
Учитель стирает ранее сделанные пометки и делает свой 1 й ход. (Берет 1
или 2 шара с левого снеговика; можно сыграть 2 раза, чтобы ребята убеди
лись, что они выигрывают при любом первом ходе учителя).
Опять проигрывает тот, кто снимает верхний шар с какого нибудь сне
говика? Как вы думаете, это случайность или закономерность? Давайте про
верим. (Учитель рисует третьего снеговика.)




И играет с учениками еще один раз по тем же правилам. ( Обычно ребя
та догадываются отдать первый ход учителю и выигрывают.)
Опять проиграл тот, кто взял “верхний” шар. А какие шары нужно заби
рать, чтобы верхние шары никогда тебе уже не попадались? Какие шары вы
сейчас забирали во всех играх? (Нижние, самые большие.)
Вывод: значит, чтобы выиграть, надо завладеть ближайшим большим
шаром и потом всегда стремиться взять каждый большой шар.
Если осталось время, учитель переходит к пункту 3 следующего урока.

4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
а) Итак, мы сегодня снова искали аналогию между отдаленными пред
метами. Дома вы продолжите этим заниматься – задание 2.
б) Еще мы поговорили о закономерностях, научились их находить и с их
помощью выполнять задания. Несколько таких заданий вы выполните дома
(10 13).
в) И наконец, вы научились выигрывать в игре с различными снегови
ками. Дома попробуйте поиграть с кем нибудь в эту игру.
Домашнее задание: ЗАДАНИЯ 2, 10 – 13; ИГРА “СНЕГОВИКИ”.




105
Урок 3. АНАЛОГИЧНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
ЦЕЛИ:
1. Закрепление понятий “аналогия”, “закономерность”.
2. Выполнение заданий на поиск аналогий, закономерностей,
аналогичных закономерностей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
Нарисовать на доске 3 4 таблицы для разбора и выполнения задания
15:




1. АНАЛОГИЯ
Проверка домашнего задания.

ЗАДАНИЕ 2.
КЛЮЧ:
“дворники” автомобиля и метла дворника “дяди Васи” совершают по
хожие движения с аналогичной целью (наводят чистоту) и похоже устрое
ны (стержень, на котором закреплено то, что “метет”, – щеточка или прутья);
качели и маятник часов совершают одни и те же движения;
свитер и корзина сплетены.
При проверке задания учитель обращается с вопросом к классу:
какие еще похожие предметы вам известны? (С помощью принципа
плетения сделана любая ткань, веревка, женская коса, крендель и т.д.)

2. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. АНАЛОГИЧНАЯ
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

ЗАДАНИЕ 10.
КЛЮЧ. Каждое следующее число меньше предыдущего на четыре. Впи
сать нужно числа 36, 24.

ЗАДАНИЕ 11.
КЛЮЧ. Дорисовать нужно три белые вишни, две черные, одну белую и
три черные.

ЗАДАНИЕ 12.
КЛЮЧ. Дорисовать нужно черную чашку без блюдца, белую с блюд
цем, в горошек без блюдца и черную с блюдцем.

106
ЗАДАНИЕ 13.
КЛЮЧ. Буквы следуют в алфавитном порядке через одну. Вписать нуж
но буквы Н, П, С.

ЗАДАНИЕ 14.
Сколько всего предметов нарисовано? (16)
Сколько разных предметов? (Четыре: кукла, волчок, пирамидка, ведро.)
На верхней полке есть одинаковые предметы? (Нет все предметы разные.)
,
На 2 й сверху полке? (Две пирамидки, но нет ни одного ведра.)
А на 3 й? (Есть 2 ведерка, но нет ни одной пирамидки.)
Учитель предлагает пользоваться “адресами” предметов. Адрес будет
состоять из номера “подьезда” и номера “этажа”. Например, адрес куклы
на верхней полке будет “2, 4”.
Какой адрес у волчка на нижней полке? ( “1,1”)
Если класс занимается “теоретической информатикой” первый год, то
учитель задает ребятам еще два три подобных вопроса для тренировки.
Можно поменять местами пирамиду 4, 3 и ведро 1, 2? (нельзя, потому
что в первом “подъезде” окажутся две пирамиды.)
А ведро 3, 2 с пирамидой 2, 1? (Нельзя, т.к. тогда на первом этаже ока
жутся два ведра.)
Учитель просит ребят подумать, найти два предмета, которые нужно
поменять местами, и показать ему их двумя карандашами или просто паль
цами в тетрадях. Когда ребята готовы, учитель проходит по классу и от
вергает неверные ответы, давая объяснения, аналогичные тем, что приве
дены выше.
Правильный ответ: пирамида 4, 3 и ведро 3, 2. Эти предметы нужно
раскрасить. Можно стрелками показать, что их нужно поменять местами.

ЗАДАНИЕ 15.
В первой строке нарисовано разное печенье: простое, с маком, шоко
ладное и с бороздками. Требуется дорисовать остальное печенье так, что
бы ни в одной строке и ни в одном столбце не было одинаковых рисунков.
Нескольких (одновременно) учеников учитель вызывает к доске для вы
полнения задания (договориться, что шоколадное печенье помечается, на
пример, буквой “Ш”, чтобы не закрашивать печенье на доске мелом). Ос
тальные ученики выполняют задание самостоятельно в тетрадях. В конце
учитель обязательно обращает внимание учеников на то, что правильных
решений много.
Как получить вторую строку из первой, используя какое нибудь “пра
вило” (закономерность) ? Иногда ребята сами догадываются, а если нет, то
учитель помогает им увидеть, что элементы первой строки можно “наиско
сок” перенести во вторую строку:



или



Четвертым элементом будет недостающий сорт печенья. Затем из вто
рой строки точно так же получается третья и т.д.
Можно ли вторую строку получить из первой “переносом влево”, а тре
тью из второй “переносом вправо”. (Нет, т.к. в этом случае требование “не

107
повторимости сорта” будет нарушено.)

ЗАДАНИЕ 16 (на дом).
Вопросы учителя:
Какого цвета окна в домах, если смотреть на них вечером, когда на
улице уже темно? (Разного цвета.)
Почему окна разноцветные? (Разного цвета лампы, абажуры, плафо
ны, шторы, обои и т.д.)
В нашем домике на каждом этаже и в каждом подъезде окошки разно
го цвета; какое наименьшее количество карандашей вам понадобится, что
бы раскрасить окошки? (Четыре.)

ЗАДАНИЕ 17.
КЛЮЧ:
буквы следуют в обратном алфавиту порядке, нужно вписать букву “М”;
числа будут также следовать в обратном порядке, т.е. составлять убы
вающий ряд: 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7.

ЗАДАНИЕ 18.
КЛЮЧ:
буквы образуют последовательность типа “голова хвост”, т.е. 1 я бук
ва алфавита, последняя, 2 я буква, предпоследняя и т. д. (нужно вставить
буквы “Э” и “Г”) аналогичный ряд чисел: 1, 90, 2, 89, 3, 88, 4, 87, 5, 86.

ЗАДАНИЕ 19.
^ ^ ^ ^^^
КЛЮЧ:


v v v vvv
vv ^^^ v
Перед заполнением таблицы учитель спрашивает:
Сколько разных рисунков встречается в задании?
Ответы могут быть разными, потому что ученики будут пересчитывать
рисунки случайным образом.Поэтому учитель предлагает считать рисунки
по какой нибудь системе. Например:
Сколько разных рисунков с одной стрелкой? (Два: стрелка вверх и вниз.)
Сколько разных рисунков с 2 стрелками? (Тоже два.)
Сколько разных рисунков с 3 стрелками? (Тоже два.)
Сколько всего рисунков? (6)
Учитель объясняет, что таблица помогает подсчитывать разные рисун
ки, но она не заполнена до конца.
Каких рисунков в ней не хватает?
Почему? (Потому что в верхней строке все стрелки направлены вверх,
а в нижней вниз; во 2 м столбике двойные стрелки, а в 3 м тройные.)

СТРА
3. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ




108
Учитель рисует на доске 4 снеговика и вызывает двоих учеников.
Учитель напоминает правила игры (см. описание предыдущего урока) и
разыгрывает между вызванными учениками право выбора хода (жеребьев
ка любым способом). Ученик, получивший право выбора, может либо сде
лать 1 й ход, либо отказаться от него.
Учитель вызывает еще 2 3 пары игроков, меняя каждый раз количество
снеговиков (3, 4 или 5) и/или количество шаров у самого левого снеговика
(1, 2 или 3).
После каждой игры учитель обращается с вопросом к классу:
Почему выиграл ученик: случайно или потому, что правильно выбрал
свой ход в начале игры и придерживался ВЫИГРЫШНОЙ СТРАТЕГИИ по
том?
Важно, чтобы ребята вспомнили вывод, сделанный на прошлом уроке:
выигрывает тот, кто возьмет большой (нижний) шар любого снеговика.
Учитель заштриховывает на доске эти шары, объявляя их “волшебны
ми” за то, что они помогают выиграть:


210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321
210987654321 210987654321 210987654321 210987654321


А теперь сложим снеговика великана (учитель рисует на доске снего
вика из шести шаров, не стирая при этом маленьких снеговиков):
Какой шар волшебный? (Нижний.)
А еще?
Если ребята сами не догадываются, какой
следующий шар “волшебный”, учитель задает
наводящий вопрос:
из скольких маленьких, обычных, снего 0987654321
0987654321
виков состоит наш “великан”? (Из двух.) 0987654321
0987654321
0987654321
После этого ребята, как правило, легко до 0987654321
0987654321
0987654321
0987654321
гадываются, где следующий “волщебный” 0987654321

шар:
Какой ход вы выберете, если будете иг
рать в этого снеговика? (2 й) 543210987654321
543210987654321
543210987654321
Сколько шаров возьмете, если начинаю 543210987654321
543210987654321
543210987654321
543210987654321
щий возьмет один шар? (2) 543210987654321
543210987654321
543210987654321
А если два шара? (1) 543210987654321
543210987654321
543210987654321
543210987654321
Теперь вы, наверное, сможете выиграть
игру “Бусы”.
Учитель рисует на доске бусы из девяти бусин, оставляя небольшие про
белы между “тройками” бусин.

˜ ˜ ˜
˜
Какой ход вы выберете, чтобы выиграть?
Учитель играет с ребятами в эту игру. Затем анализируются ошибки, если
они были. Учитель вызывает к доске ученика и просит его заштриховать (или


˜ ˜ ˜
пометить крестиком) “волшебные” бусины.

˜
54321 4321 4321
54321 4321 4321
54321 4321 4321
54321 4321 4321


109
Затем учитель предлагает ребятам сыграть в бусы из десяти бусин:

˜ ˜ ˜
˜˜
Перед началом игры учитель дает ребятам время подумать и выбрать
ход. После окончания игры анализируются ошибки, если они были, и поме


˜ ˜
˜
˜˜
чаются “волшебные” бусины: 54321 4321 54321
4321 54321 4321 54321
4321 54321 4321 54321
4321 54321 4321 54321
4321 54321 4321 54321


Выводы:
а) Все бусины нужно разделить на “тройки”, начиная с конца (на “снего
вики”). Последняя бусина в каждой тройке будет “волшебной”.
б) Если остались “лишние” (1 или 2) бусины слева, то нужно выбрать 1
й ход и забрать эти лишние бусины.
в) Если “лишних” бусин нет, то нужно выбрать 2 й ход.
г) В течение всей дальнейшей игры нужно стремиться забирать “вол
шебные” бусины. Для этого на каждый ход партнера “одна бусина” нужно
отвечать ходом “две бусины”, и наоборот.

ЗАДАНИЯ 21, 22 (на дом).
Раскрасьте “волшебные” кольца и бусины на всех пирамидках и бусах,
например, красным цветом. Остальные кольца и бусины раскрасьте в раз
ные цвета любые, кроме красного. Затем поиграйте с кем нибудь.
Если время позволяет, учитель руководит раскрашиванием первой пи
рамидки и первых бус. (Желательно успеть раскрасить хотя бы “волшеб
ные” кольца и бусины.)

4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Итак, мы сегодня еще раз вспомнили, что такое аналогия, снова искали
закономерность в последовательности чисел, букв, предметов, располага
ли свои предметы, буквы, числа аналогичным образом. И когда мы играли,
нам снова пригодились и аналогия, и закономерность. А то бы мы никогда
не нашли “волшебных” шаров и бусин.
Дома вы поработаете с закономерностями в заданиях 16 и 20 и потре
нируетесь выигрывать в нашу игру в заданиях 21, 22.
Домашнее задание: Задания 16, 20, 21,22.



Урок 4. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ
СТРА
ЦЕЛИ:
1. Закрепление навыков выполнения заданий на поиск
закономерности.
2. Использование аналогии и закономерности в поиске выигрышной
стратегии.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА. Нарисовать на
доске:
таблицу для проверки задания 16 и выполнения
задания 29:
110
клетки для проверки задания 20 (см. ключ в описании урока);
дом (см. пункт 2 урока).

1. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
Проверка домашнего задания.

ЗАДАНИЕ 16.
Учитель вызывает к доске ученика, который вписывает в табличку ре
шение задания 16. (Вместо каждого цвета в клетку вписывается первая буква
наименования этого цвета.)
Задание разбирается аналогично заданию 15 (см. текст предыдущего
урока).

ЗАДАНИЕ 20.
КЛЮЧ:


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign