LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

81
ЗАДАНИЕ 43б.
КЛЮЧ:
хищники
ливни пустыни

полосатые
болота
дожди
животные

НЕ ВСЕ хищники
НЕ ВСЕ дожди ливни НИКАКИЕ пустыни
полосатые животные
не болота


Учитель вызывает к доске троих учеников. Остальные работают само
стоятельно в тетрадях. Затем задания разбираются так же, как аналогич
ное задание 22б.

ЗАДАНИЕ 35в.
КЛЮЧ: 1. Никакие пещерные гномы не морсики.
2. Не все морсы живут в лесах (или в пещерах).
3. Все морсики живут в пещерах.
4. Никакие лесные гномы не морсики (рис. 3).
5. Все морсы гномы (любой рисунок).

Каждое высказывание разбирается вслух.
Первое высказывание.
Какие слова можно вставить ? (Морсы или морсики.) Что подходит для
первого рисунка ? (Морсики.)
Второе высказывание.
Какие слова можно вставить? (“В лесах” или “в пещерах”.) Что подхо
дит для второго рисунка ? (И то и другое.)
Третье высказывание.
Аналогичные вопросы учителя.
Ответы:
Можно вставить “леса” или “пещеры”. К третьему рисунку подходит
только слово “пещеры”.
Четвертое высказывание.
Можно вставить только слово “морсики”, т.к. морсы на всех рисунках
и пещерные, и лесные. Высказывание подходит к третьему рисунку.
Пятое высказывание.
Учитель помогает детям сообразить, что можно вставить не только сло
во “лесные” или слово “пещерные”, но и просто “гномы”. Высказывание со
словом “гномы” будет истинным для ЛЮБОГО рисунка.

2. МНОЖЕСТВА

ЗАДАНИЯ 27,28 (проверка домашнего задания).
КЛЮЧ:
?
?
???
?? ??
?
?

82
Учитель вызывает к доске двоих учеников.
Чтобы еще раз повторить ход рассуждений при решении подобных за
даний, учитель задает контрольные вопросы:
Почему на 1 ом рисунке (задание 27) все три точки нарисованы в ма
леньком круге? Ведь в задании требуется в каждом круге поставить по 3
точки? (Потому что точки внутри маленького круга одновременно находят
ся внутри большого круга.)
Почему на 2 ом рисунке две “жадные” точки? (Всего точек: 5+5=10;
“лишних” точек: 10 8=2.)
Сколько точек остается дорисовать в фигурах? (По 2 точки в каждой).

ЗАДАНИЯ 29,30.
КЛЮЧ:
*

**
*
ЖЕС
МНО ТВО


*

**
ИЛИ
*
Учитель вызывает к доске еще двоих желающих выполнить задания 29,
30. Остальные ученики работают самостоятельно в тетрадях. Учитель под
сказывает, что сначала нужно расставить точки, а потом вписать на
место точек буквы или нарисовать снежинки. Затем результаты разбира
ются с помощью аналогичных вопросов.
Сколько букв в слове “МНОЖЕСТВО”? (9) “В каждом треугольнике по 6
букв” сколько это всего? (12) Сколько “лишних” букв? (3)
Сколько всего снежинок, если в каждом треугольнике по 2 снежинки?
(6) Сколько “лишних”? (6 2=4) Где их нарисовать? (По одной на каждом пере
сечении.) Где еще не хватает снежинок? (В самом верхнем и в самом ниж
нем треугольниках.)
* Можно предложить детям найти второй вариант правильного реше
ния задания 30.

ГРА
3. ГРАФЫ

ЗАДАНИЕ 37.
КЛЮЧ: 3 й рисунок, 2 е описание.

Учитель читает вслух текст задания и выражает свое недоумение по
поводу того, что в этой странной семье 2 отца. Наверное, это может быть
только у страусов. А может, кто то в этой семье “жадный”, т.е. одновремен
но и отец, и сын? Может случиться такое? (Да, потому что у любого отца
есть свой отец, и поэтому любой отец это одновременно чей то сын.) А кем
может быть одновременно любой сын, даже если он еще не отец? (Внуком,

83
правнуком и т.д., потому что кроме отца у каждого человека есть еще дед,
прадед и т.д.)
Что же это за семья у нас? Какая схема правильная? Учитель просит
учеников показать на каждом рисунке, где здесь отцы, сыновья, внуки,
сколько их.
После такого разбора становится ясно, что правильный рисунок 3 й.
Выбор правильного описания, как правило, затруднений не вызывает.

ЗАДАНИЕ 33 (проверка домашнего задания).
КЛЮЧ: 1 я картина должна быть раскрашена желтым,
голубым, красным и розовым цветами.
2 я картина оранжевым, желтым, голубым,
красным и розовым.
3 я картина оранжевым, зеленым, красным,
розовым и синим.

Учитель спрашивает, какими цветами раскрашена каждая картина и
почему. Важно, чтобы ребята поняли связь между рисунками схемами в
задании 32 и раскрашиванием картин в задании 33 (см. текст описания
предыдущего урока).

4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сегодня мы повторили весь пройденный материал. На следующем уро
ке мы будем готовиться к контрольной работе.
Домашнее задание: Задания 34в, 38.



Урок 8. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ
8.
РАБОТЕ
ЦЕЛИ:
1. Повторение пройденного материала.
2. Подготовка к контрольной работе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: Нарисовать на доске:
графы из задания 36;
экран для задания 43а.

РА
1. РА ЗМИНКА
Сейчас я буду рассказывать истории, а вы для каждой истории попы
таетесь изобразить на доске граф.
Учитель зачитывает словесное описание карты, схемы и т.п. и вызыва
ет желающих изобразить граф. Можно вызвать одного ученика, чтобы он
обозначил точками вершины графа, а другого попытаться правильно со
единить вершины ребрами. При необходимости история зачитывается по
вторно 1 2 раза.


84
ИСТОРИЯ 1.
?
КЛЮЧ: Территория парка имеет фор
му пятиугольника. В парке 5 бе
?
?
седок. Все они расположены
вдоль ограды парка. Из каждой
беседки дорожки ведут к каждой
из остальных.
? ?
Наводящие вопросы учителя:
Как лучше расположить точки беседки ? (В углах пятиугольника.)
Сколько дорожек выходит из каждой беседки ? (Четыре, т.к. осталь
ных беседок ровно четыре.)
Сколько всего дорожек получилось в парке ? (Десять.)

ИСТОРИЯ 2.
?
КЛЮЧ:
?
?
?
?
В старинном замке два входа и три выхода в парк. От одного входа ко
ридоры ведут ко всем трем выходам, а от другого только к одному. Коридо
ры не пересекаются.
Учитель предлагает расположить входы слева, а выходы справа:
ВХОДЫ ВЫХОДЫ
?
?
?
?
?
Сколько коридоров в замке ? (Четыре).
Учитель обращает внимание детей, что в этом графе нужны именно
стрелочки, а не просто линии, соединяющие точки вершины, т.к. есть упо
минание о направлении связей (от входов к выходам).

ИСТОРИЯ 3. 1 й1 й вариант 2 2 2 й вариант
? ? ?
?
КЛЮЧ:


? ? ?
?
Четверо друзей живут в разных городах и пишут друг другу письма. По
том двое поссорились и перестали переписываться.
Учитель предлагает детям сначала нарисовать граф “до ссоры”:
?
?


?
?
А потом стереть в нем любое ребро.
Сколько осталось маршрутов переписки? (Пять.)
85
ГРА
2. ГРАФЫ

ЗАДАНИЕ 36.
КЛЮЧ: Третий рисунок.
Второе описание.
Всего в семье три страусенка.
Учитель сначала предлагает ребятам самостоятельно обдумать задание.
Затем обсуждаются варианты решений.
Если кто то из ребят выбрал 1 й или 2 й рисунок, учитель обязательно
спрашивает:
Где на этом рисунке братья, а где сестры? Откуда и куда должны быть
направлены стрелки? (Обратите внимание детей на условие задания, в ко
тором сказано, что стрелки должны идти от братьев к сестрам.)
Вывод: первые два рисунка не годятся, т.к. на них у каждого брата по 2
сестры. Значит, правильный 3 й рисунок. Тогда учитель “заявляет”, что
это явно какая то ошибка, потому что в страусиной семье куча детей (“у
каждого страусенка брат и сестра”), а тут всего три точки. Обычно ребята
радостно “объясняют”, что все правильно, потому что на этом рисунке 2
брата и 1 сестра, а поскольку они живут в одной семье, то у каждого страу
сенка соответственно 1 брат и 1 сестра.
Правильное описание, как правило, находится без всяких осложнений
(2 е описание). При необходимости можно напомнить ребятам, что описа
ние это “таблица соседей”, где для каждой точки перечисляются только те
“города”, на которые из этой точки указывают стрелки.

3. МНОЖЕСТВА

ЗАДАНИЕ 38 (проверка домашнего задания).
КЛЮЧ:
ЖИВУТ В ВОДЕ
пингвин
акула
медуза
слон
кит
кальмар
мышь
дельфин

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

При разборе этого задания учитель сначала уточняет с ребятами, кто
из перечисленных животных млекопитающее. (Кит, дельфин, слон и
мышь.) Кто из них живет в воде? (Кит и дельфин.) Кто не зверь? (Акула,
медуза, кальмар и пингвин.) Кто из них живет в воде? (Все, кроме пингви
на.)

ЗАДАНИЕ 40.
КЛЮЧ: ??
?
?? ? ? ? 4 дня
? ? ? ?
??




86
Оказывается, не только у Льва Бонифация были каникулы. Другие зве
ри тоже бывают в отпуске.
Как правило, задание не вызывает затруднений. Но учитель добивает
ся, чтобы прозвучала схема рассуждений:
Сколько дней в отпуске? (14)
Сколько дождливых и солнечных дней вместе? (18)
Сколько дней “лишних”? (18 14=4)
Что это за дни? (Те, о которых спрашивается в задании: дни с солнцем
и дождем.)
Затем все вместе (учитель на доске) расставляют точки: на пересече
нии кругов 4 точки, на солнце еще 10 4=6 точек, на облаке 8 4=4 точки.
После этого нужно обязательно пересчитать все точки, чтобы убедиться,
что их 14.
Задание 41 ( на дом).
Учитель только напоминает детям, что зебра была в отпуске ровно 14
дней.

4. СЛОВА КВАНТОРЫ

ЗАДАНИЕ 34в (проверка домашнего задания).
КЛЮЧ:
грибы крокодилы розы

Гены
еда
кактусы


НЕ ВСЕ грибы еда НЕ ВСЕ крокодилы НИКАКИЕ розы не
НЕ ВСЯ еда грибы. Гены. кактусы.
НЕ ВСЕ Гены НИКАКИЕ кактусы не
крокодилы. розы.

Учитель вызывает троих учеников к доске. Затем задания разбираются
так же, как аналогичное задание 22б.

ЗАДАНИЕ 44.
красные красные
КЛЮЧ:
и желтые красные и
лепестки
лепестки оранжевые
лепестки
красные,
желтые и
розовые
красные,
лепестки красные и
оранжевые
розовые
и синие
красные
лепестки
лепестки
и белые
красные
лепестки
лепестки

Учитель просит учеников в 1 м ряду найти все цветы на рисунке, у ко
торых могут быть желтые лепестки, и раскрасить у них по одному лепестку

87
желтым карандашом. Ученики во 2 м ряду раскрашивают по одному лепес
тку синим карандашом (у тех цветов, которые могут иметь синие лепестки).
Ученики в 3 м ряду оранжевые, в 4 м ? розовые, в 5 м снова желтые и т.д.
Пока ученики работают, учитель может нарисовать задание 44 на дос
ке, чтобы затем представители каждого ряда могли показать, какие цветы
они раскрашивали.
Затем учитель просит раскрасить по одному красному лепестку везде,
где это возможно. Ребят нужно подвести к выводу, что у каждого цветка на
рисунке должен быть хотя бы один красный лепесток.
Есть такие цветы, у которых ВСЕ лепестки красные? (Да. Это те два цвет
ка, которые не находятся ни в одной внутренней “матрешке”.)
Учителю остается сделать следующее уточнение: после того, как у каж
дого цветка будет раскрашено по одному лепестку каждым “разрешенным”
цветом, остальные лепестки нужно будет дораскрасить этими “разрешенны
ми” цветами. Т.е. количество лепестков каждого цвета может быть любым.

ЗАДАНИЕ 45.
КЛЮЧ: У всех белоцветиков есть КРАСНЫЕ лепестки.
Если у цветка есть оранжевые лепестки, то у
него есть и КРАСНЫЕ лепестки.
Ни у одного синецветика нет РОЗОВОГО (или бе
лого, или желтого) лепестка.
У некоторых розовоцветиков есть ЖЕЛТЫЕ ле
пестки.

Какие еще лепестки есть у цветов с белыми лепестками? (Красные,
потому что множество “белоцветиков” находится внутри множества “крас
ноцветиков”.)
Какие лепестки обязательно есть у “оранжевоцветиков”? (Красные.) А
еще какие? Синие обязательно будут? (Нет, потому что “синие” это малень
кая “матрешка” внутри “оранжевых”.)

5. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сегодня мы научились рисовать граф по рассказанной истории и снова
встретились с пересекающимися множествами и словами ВСЕ, НЕ ВСЕ,
НИКАКИЕ. На следующем уроке контрольная работа, поэтому вниматель
но отнеситесь к домашнему заданию.
Домашнее задание: Задания 39, 41, 43в, 44, 45.

Урок 9. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
РАБОТ
АБОТА
ЦЕЛЬ:
Проведение контрольной работы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
1. Иметь раздаточный материал для контрольной работы.
2. Нарисовать на доске фигуры из задания 41 и три экрана из
задания 43в.

88
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign