LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

РАЗДЕЛ I
ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
"ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
ЮРЬЕВА И.В.,
г. Копейск,
МОУ СОШ № 6
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО НА КОМПЬЮТЕРЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремительное развитие в России рыночных отношений вызвало рост различного рода коммерческих фирм. Несмотря на высокие темпы компьютеризации в работе предприятий и организаций, их деятельность пока не возможна без огромного количества бумажной документации, циркулирующей в сфере производства или в процессе принятия управленческих решений.
Практически ни одно предприятие не обходится без должности секретаря или работника, выполняющего его обязанности. Благодаря четко организованному делопроизводству руководители могут в любое время получить реальную картину деятельности организации, в противном случае работа её сотрудников и всё дальнейшее её развитие будет носить хаотичный характер. От профессионального уровня секретаря во многом зависит престиж фирмы. Неряшливо оформленный служебный документ, орфографические и логические ошибки, не по адресу отправленное письмо или факс, забывчивость и небрежность могут нанести большой ущерб делу. Кроме того, секретарь должен быть всегда в форме, продуманно и опрятно одет, готов быстро и квалифицированно выполнить данные ему поручения, уметь спокойно, без резкости и суеты решать вопросы в рамках своей компетенции.
При приеме на работу секретаря большое значение имеют умение работы на компьютере, высокая скорость печати на русской и латинской клавиатуре, хорошее знание иностранного языка, умение вести делопроизводство, навыки общения с людьми, умение планировать и организовать исполнение поручений руководителя.
С внедрением персональных компьютеров специальность секретаря приобрела новое содержание, что повлекло за собой необходимость разработки программы нового курса для школьников "Делопроизводство на компьютере". Данный курс (в развернутом виде) популярен среди учащихся 10-11 классов. Данная программа является рекламным вводным курсом для учащихся 9 классов. Знания и умения, полученные в данном курсе, пригодятся для любого работника современного офиса.
Современная деловая контора представляет собой, прежде всего, коммуникационный центр, где ведутся сбор, хранение, поиск, обработка, передача и анализ информации. Применение для этого компьютеров стало одним из существенных свойств новой информационной технологии. О ней современной школе предстоит дать учащимся самые необходимые сведения.
Цель курса: показать школьникам роль и место информационных технологий в работе современного предприятия, ознакомить с основами организации делопроизводства в учреждениях, составлением и оформлением документации, со средствами компьютеризации административно-управленческого труда, копирования и размножения документов.
Для ее достижения поставленной цели решается ряд задач:
1. Рассматриваются вопросы, связанные с понятием информационной культуры, выражающиеся в умении получать, накапливать, собирать, перерабатывать и передавать информацию с помощью компьютера.
2. Выполняются лабораторные работы для приобретении школьниками знаний и практических навыков быстрого и безошибочного письма на клавиатуре персонального компьютера с печатного и рукописного текстов или под диктовку, правильного расположения текстового и цифрового материала, различных видов машинописных работ.
3. Раскрываются общие сведения о профессии "Секретарь", основные требования к деловым и личностным качествам секретарей и помощникам руководителей, основы организации делопроизводства в учреждениях, правила составления и оформления документации, копирования и размножения документов.
К изучению данного курса можно привлекать школьников 9-х классов по их желанию. Программа профессионального обучения опирается на базовый курс "Основы информатики и вычислительной техники", изучаемый в 5-9-х классах.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
"ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО НА КОМПЬЮТЕРЕ"
Учащиеся должны знать:
* правила безопасного труда и гигиены при работе на ПК;
* структурную схему ЭВМ, назначение и принцип работы основных устройств;
* устройство, назначение операционной системы,
* организацию информации на внешних носителях;
* основные типы компьютерных программ;
* назначение, возможности, область применения и принцип работы различных прикладных программ: текстовых редакторов, систем управления базами данных, электронных таблиц, графических редакторов, и др.
Учащиеся должны уметь:
* грамотно работать на ПК (включать и выключать его, адекватно действовать при нестандартных ситуациях и т. д.);
* свободно пользоваться клавиатурой ПК для создания текстовой и графической информации;
* уметь работать в операционных системах Windows и MS DOS;
* применять текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, графические редакторы и другие программы для обработки информации;
* систематизировать и хранить информацию на внешних носителях;
* свободно владеть понятиями "файл" и "каталог".
Данный элективный курс необходимо проводить в кабинете информатики, обязательно оснащенным принтером, сканером, ксероксом, магнитофоном.
Курс "Делопроизводство на компьютере" ставит задачу научить использовать различные современные программные средства для решения определенных задач делового характера.
Курс могут вести учителя информатики, имеющие знания в области делопроизводства, а также преподаватели учебно-производственных комбинатов профиля "Машинопись", имеющие навыки работы с компьютером (владеющие как минимум основными умениями и навыками, приведенными выше для учащихся).
Программой предусмотрено в среднем 60-70% учебных занятий отводить на выполнение работ на компьютере (лабораторные работы, тесты, работа с клавиатурными тренажерами и др.), а 30-40% учебного времени на изучение теоретического материала.
Содержание учебно-образовательной информации
Знания и умения, формируемые в данном курсе
Учащиеся должны знать:
* назначение, возможности, область применения и принцип работы различных прикладных программ, в том числе программ сканирования, программ проверки грамматики и др.;
* общие требования, предъявляемые к профессиям среднего управленческого звена;
* деловые и личностные качества, необходимые секретарю;
* основные виды управленческих документов и их реквизиты;
* основные форматы бумаги, требования к бланкам предприятия;
* правила оформления машинописных работ;
* организацию делопроизводства в учреждении;
* основы профессиональной этики, делового общения и имиджа;
* понятие и основные классификации рекламы.

Учащиеся должны уметь:
* организовать рабочее место;
* планировать свой труд;
* свободно пользоваться клавиатурой ПК для подготовки текстовой и графической документации, используя основы машинописи слепым десятипальцевым методом на клавиатуре с русским и латинским шрифтами с печатного, рукописного текста или под диктовку;
* оформлять управленческие документы в соответствии с требованиями ГОСТ РФ;
* владеть основами делопроизводства, знать основные типы служебных документов, уметь их оформлять и редактировать;
* применять различные прикладные программы для обработки информации;
* обращаться с техническими средствами, необходимыми секретарю (ксерокс, принтер, сканер, факс, телефон);
* ориентироваться в системе современного учреждения, определять внутренние и внешние связи предприятия;
* уметь вести деловую беседу и телефонные разговоры;
* формировать качества, необходимые для успешной работы секретаря (вежливость, умение вести диалог, аккуратность, обязательность, точность и т.д.) при обращении с товарищами, преподавателями;
* создавать печатную рекламу различных типов.
Учебно-тематический план

п\п
Темы
Количество часов

Всего
Из них

Лек
ции
бесе-ды
Прак-тикумы
Семи-нары
Дело-вые игры
1
Профессия - секретарь
2
1
1
2
Машинопись. Клавиатура ПК как клавиатура пишущей машинки. Слепой десятипальцевый метод письма
4
1
3

3
Организация делопроизводства в учреждениях
2
1

1
4
Общие правила оформления управленческих документов
6
1
5

5
Сканирование и распознавание печатного текста
1
1

6
Тиражирование документов
1
1

7
Основы деловой этики
1
1

8
Основы рекламы
1

1
Итого
18
5
10
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Профессия - секретарь.
Важность и необходимость работы секретаря в современной конторе. Деловые и личностные качества, которыми должен обладать секретарь. Организация рабочего места секретаря. Основные технические средства, с которыми работает секретарь в современном офисе. Планирование рабочего времени секретаря. Трудоустройство секретаря и его карьера.
Беседа "Современный офис. Карьера секретаря" (1 час).
Семинар "Современная связь: пейджинговая и сотовая связь, функционал современного телефона, факс, электронная почта" (1 час).
Тема 2. Машинопись. Клавиатура ПК как клавиатура пишущей машинки. Слепой десятипальцевый метод письма.
Выработка практических навыков работы с русской и латинской клавиатурой ПК слепым десятипальцевым методом по горизонтальной системе. Использование возможностей пакетов прикладных программ, содержащих специальные клавиатурные тренажеры, программ обучающих и развивающих внимание. Клавиатура: назначение, использование различных групп клавиш.
Лекция "Слепой десятипальцевый метод письма. Клавиатура" (1 час)
Лабораторная работа "Изучение клавиатуры десятипальцевым слепым методом" (3 часа).
Тема 3. Организация делопроизводства в учреждениях.
Организация работы с документами: обработка поступающих и отправляемых документов, регистрация и контроль исполнения документов, составление номенклатуры дел, формирование и оформление дел и др. Работа секретаря в приемной, организация совещаний, приемов и презентаций. Коммерческая тайна в работе секретаря-референта.
Беседа "Работа секретаря в приемной" (1 час).
Деловая игра "Планирование дня секретаря" (1 час).
Тема 4. Общие правила оформления управленческих документов.
Общие правила оформления управленческих документов. Формат бумаги. Понятие документа и его реквизита как информационного признака. Основные документы управления. Требования к бланкам документов предприятия. Составление личных документов (заявление, резюме, автобиография, доверенность, апелляция, расписка). Основные документы управления. Подготовка приказов по основной деятельности. Акты. Докладные записки. Справки. Телефонограммы. Доверенности. Контракты. Письма. Факсы. Должностные инструкции. Документы по личному составу. Подготовка приказов по личному составу. Дела: оформление и хранение.
Лекция "Общие правила оформления управленческих документов" (1 час).
Практикум "Составление документов личного характера (заявление, резюме, автобиография, доверенность, апелляция, расписка)" (2 часа)
Практикум "Составление документов административного характера (акты, приказы, протоколы)" (2 часа).
Лабораторная работа "Печать документов под диктовку" (1 час).
Для проверки знаний учащихся автором элективного курса разработан тест по данной теме (см. Приложение №5).
Тема 5. Сканирование и распознавание печатного текста.
Принципы работы со сканером. Сканирование фотографий. Сканирование текста. Распознавание текста с помощью программы Fine Reader.
Практикум "Создание документа, используя фотографии и текст из разных источников" (1 час).
Тема 6. Тиражирование документов.
Принципы работы с ксероксом. Другие виды множительной техники.
Практикум-экскурсия "Множительная техника" (1 час).
Тема 7. Основы деловой этики.
Этика и этикет. Искусство вежливости. История русского этикета. Общие правила этики деловых отношений. Этикет телефонного разговора. Работа в приемной. Невербальные средства общения. Этикет деловой речи. Деловая женщина и женственность. Деловой стиль речи. Языковые средства официально-делового стиля речи. Действия секретаря в конфликтной ситуации.
Беседа "Этикет. Деловой этикет" (1 час).
Тема 8. Основы рекламы.
Влияние рекламы на нашу жизнь. Основные классификации рекламы.
Деловая игра "Создание рекламы фирмы" (1 час).
Перечень лабораторных и практических работ

Тема,
кол-во часов
Основное содержание
Основные умения и навыки
Ожидаемые результаты обучения
Описание алгоритма
работы
1
2
3
4
5
6
1-3

Изуче
ние клавиа
туры деся-типаль-цевым слепым мето
дом
(3 часа)
Клавиату
ра: назна
чение, использо
вание различ
ных групп клавиш. Слепой десяти
пальце
вый метод письма.
Сравне
ние клавиату
ры ПК с пишущей машин
кой
Безошибочно и быстро набирать текст, знать принцип слепого десятипальце-вого метода,
Уметь считывать письменное и устное сообщения и точно переводить их на язык ударных движений по клавиатуре
Умение печатать текст, используя элементы слепого десятипаль-цевого метода письма на клавиатуре. Повторение правила оформле
ния знаков препина
ния в тексте
1. Используя тренажер, учащихся обучают слепому десятипальцевому методу (даются только основы данного метода). (10-15 мин)
2. Применение данного метода на практике с помощью текстового процессора Word. Примеры подбираются аналогичные тем, которые учащиеся выполняют при работе с тренажером (15-20 мин.). Пример карточек приводится в Приложении 1.
3. Упражнение по набору текста делового характера под диктовку (5-15 мин).
4-5

Состав
ление доку
ментов лично
го харак
тера (заяв-ление, резюме, автобио-графия, доверен-ность, апелля-ция, распис
ка)
(2 часа)
Реквизиты. Докумен
ты личного характера.
Части документа.
Особеннос-ти оформле
ния реквизита "Текст"
Знать правила оформления всех документов личного характера, уметь правильно расположить реквизиты документов, уметь составлять в текстовом редакторе документы личного характера
Умение составлять конкретные практичес
кие примеры (заявление о приеме в 10 класс и т.д.)
Описание этой лабораторной работы приводится в Приложении 2


1
2
3
4
5
6
6-7

Состав
ление доку
ментов админи-стратив-ного характера (акты, прика
зы, прото
колы)
(2 часа)
Реквизиты. Докумен
ты управлен-ческого характера.
Части документа.
Особеннос-ти оформле
ния реквизи
тов
Знать правила оформления некоторых документов управления (актов, приказов, протоколов), уметь правильно расположить реквизиты документов, уметь состав-лять в текстовом редакторе акты, приказы, протоколы
Умение составлять конкретные практичес
кие примеры (протокол родитель
ского собрания по поводу проведения выпускного вечера и т.д.)
Алгоритм данного практикума аналогичен предыдущей работе.
В Приложении 3 предложены задания для самостоятельно этапа работы
В Приложении 4 собраны методические указания для учителей для проверки документов, составленных учащимися
8

Печать доку
ментов под диктов
ку
(1 час)
Правила оформле
ния реквизи
тов документа. Отступы и интерва
лы.
Парамет
ры страницы
Привитие навыков составления документов с помощью компьютера под диктовку руководителя
Умение на слух определять вид реквизита документа и правильно расположить его в документе
На магнитофонной кассете записываются документы в устной форме (лучше мужским голосом). На уроке сначала тренировка идет под диктовку учителя, а затем под запись магнитофона.
В Приложении 6 предложены задания для данной работы.
9

Созда
ние доку
мента с исполь
зовани
ем фото
графии и текста из разных источ
ников
(1 час)
Сканер, принцип работы со сканером, програм
мой сканирова-ния, програм
мой распозна
ния текста
Знать принцип работы сканера, уметь сканировать фотографии, текст, распознавать текст с помощью Fine Reader.
Умение из разных источников составить один документ, содержа
щий графичес
кий и текстовый виды информа
ции
1. Объясняются принципы работы по сканированию различной информации, алгоритм распознания текста.
2. Работа проводится по любой теме, например "Офисная мебель". Учащиеся разбиваются на группы по 2 человека и составляют, имея несколько источников, сводные листы (с фотографиями) по разделам: 1 группа - "Стулья и кресла", 2 группа -"Компьютерные столы", 3 группа - "Книжные полки" и т.д.
10

Множи-тельная техника
(1 час)
Ксерокс, ризограф.
Принци
пы работы
Знать виды множитель
ной техники,
уметь делать ксерокопии документов
Учащиеся должны научиться работать с ксероксом.
Практикум-экскурсию провести в организации, имеющей много различной множительной техники. Учитель объясняет теоретический материал, показывает наглядно аппараты для копирования, демонстрирует операцию ксерокопирования.
Затем учащиеся по очереди выполняют ту же операцию.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Компьютерный кабинет, состоящий из 10-12 компьютеров (не ниже Pentium-100).
2. Принтеры (желательно разные - лазерный, струйный, матричный) (1-3 шт).
3. Сканер.
4. Ксерокс.
5. Магнитофон.

Аудиальные учебные материалы
1. Запись текстов для обучения скоростному письму на клавиатуре.
2. Запись документов личного и административно характера для печати под диктовку.
Визуальные учебные материалы
1. Видеокассета с записью рекламных роликов, идущих в данный момент по телевидению, для определения вида (типа) рекламы.
2. Фрагменты из популярных фильмов, ярко демонстрирующих использование современной оргтехники. Например, фрагменты из фильма "Крепкий орешек", отображающие эффективность использования факсимильной связи.
3. Фрагменты популярных фильмов, отображающие деятельность секретаря: деловая беседа, телефонный разговор, организация совещаний, приемов, презентаций и др.
4. Плакаты.
5. Схемы.

Компьютеризированные учебные материалы
1. Клавиатурные тренажеры (kbd, virt, klb, trk).
2. Операционная среда Windows 9х/200/XP.
3. Текстовый процессор Word.
4. Программа-переводчик STILUS.
5. Программы сканирования и распознавания (ScanVisi, Fine Reader).
6. Графический редактор Paint и др.
Наборы для практических занятий
В приложениях 1, 2, 3, 6 можно увидеть различные задания для лабораторных работ.
Литература для учителя и школьников
Основная
1. Андреева В.И. Делопроизводство. Требования к документообороту фирмы (на основании ГОСТов РФ).-М: Приор, 1996.
2. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям.-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Ефимова О. В., Моисеева М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии.-М.: ABF, 1997.
4. Кодекс законов о труде Российской Федерации. АСК, 1993.
5. Корнеева А. П. и др. Машинопись и основы делопроизводства: учебное пособие для учащихся 9-10 классов.-М.: Просвещение, 1984.
6. Основы делового общения. - Челябинск, 1997.
7. Стенюков М. В. Секретарское дело.-М.: Приор, 1996.
8. Стенюков М.В. Справочник секретаря.-М.: Приор, 2002.
9. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Дополнительная литература для школьников
10. Васильев Д. В. Делопроизводство на компьютере. -М.: Приор, 1997.
11. Вовк Е. Т. Компьютер для секретарей.-М.: Приор, 1997.
12. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет.- М.: ЮНВЕС, 1997.
13. Журин А. А. Основы работы на компьютере для школьников и начинающих пользователей.-М.: Аквариум, 1997.
14. Словарь-справочник пользователя IBM PC для школьников.-М.: Славянский дом книги, 1997.
15. Сотов П.В., Тихомиров А.Н. Делопроизводство. - М.: Проспект, 1999.
16. Фридланд А. Я., Ханамирова Л. С., Фридланд И. А. Информатика. Толковый словарь основных терминов.-Тула: Арктоус, 1996.
17. Харрисон Дж. Организация работы секретаря учреждения.-М.: Экономика, 1985.
18. Честара Д. Деловой этикет. - М: Гранд, 1997.
19. Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии.-М.: ABF, 1996.
20. Якушина Е. В. Internet для школьников и начинающих пользователей.-М.: Аквариум, 1997.
Дополнительная литература для учителя
21. Басаков М.И. Делопроизводство и корреспонденция в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
22. Информатика. Тестовые задания.-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
23. Стенюков М. В. Составление документов на компьютере.-М.: Приор, 1996.

Методические пособия и рекомендации для педагогов
Методы и формы решения поставленных задач
Уровень и качество усвоенных знаний, навыков и умений зависят не только от содержания обучения, но и от того, какие формы, методы и приемы использует учитель.
Основной формой обучения в данном курсе является урок.
В зависимости от темы урока и поставленных задач используются разные типы уроков: комбинированный; лекция; игра; урок закрепления изученного материала (лабораторная работа); семинар; урок проверки и оценки знаний (тестирование),
В данном курсе учителем используются индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы. Учитывая особенности предмета, ведущей является индивидуальная форма работы.
Интересные по форме занятия, проводимые в дружественной и, в то же время, деловой атмосфере, повышают эффективность обучения, интерес к данной профессии, сплачивают коллектив.
Используемые методы обучения
* Методы устного изложения материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа, иллюстрация и демонстрация при устном изложении знаний;
* Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с раздаточным материалом, работа с плакатами, лабораторная работа;
* Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с раздаточным материалом, лабораторная работа;
* Методы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: лабораторная работа, работа с клавиатурным тренажером и др.;
* Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, диктант (по понятиям, командам и т.д.), проверка домашних работ, тестирование, лабораторная работа.
Формы контроля и критерии оценок
Учитель регулярно и систематически проводит контроль и усвоения учащимися знаний и овладение ими в ходе учебных занятий.
Контроль проводится:
* устно (индивидуальный или фронтальный опрос, беседа),
* письменно (уплотненный опрос, диктант, контрольная работа),
* на компьютере (лабораторная работа, тест),
* посредством наблюдения за действиями учащихся.
Критерии оценки знаний
Балл "5" - ученик усвоил весь объем темы, раздела, выделяет главные положения в изученном материале, не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, имеет хороший технический язык, с использованием всех изученных терминов, приводит конкретные примеры, не допускает ошибок в письменных работах и устных ответах.
Балл "4" - ученик знает весь изученный материал, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов, в письменных работах делает незначительные ошибки.
Балл "3" - ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя, допускает ошибки в письменных работах.
Балл "2" - у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Критерии оценки умений

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign