LINEBURG


страница 1
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В. С. Григорьева, Ж. И. Жеребцова, Н. А. Исаева, О. В. Обрядина, И. Е.
Папулинова, Е. К. Теплякова



ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
С ЛАБОРАТОРНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
И ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ

Раздел I
МОРФОЛОГИЯ




ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ
Министерство образования Российской Федерации
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




В. С. Григорьева, Ж. И. Жеребцова, Н. А. Исаева, О. В. Обрядина, И. Е. Папулинова,
Е. К. Теплякова


ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
С ЛАБОРАТОРНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И
ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ

Ра з дел I
М О Р ФО ЛО ГИЯ


Утверждено в качестве учебного пособия
для студентов неязыковых факультетов




Тамбов
Издательство ТГТУ
2002
ББК Ш 13(нем) я 73
П69


Р е це н зе н ты:
Доктор филологических наук, профессор
И. М . Попова ,
Кандидат педагогических наук
Т . Н. Т качен ко


В. С. Григорьева, Ж. И. Жеребцова, Н. А. Исаева,
О. В. Обрядина, И. Е. Папулинова, Е. К. Теплякова
П69 Практическая грамматика немецкого языка с лабораторными упражнениями и тестовыми заданиями.
Раздел I: Морфология: Учеб. пособ. для студентов неязыковых факультетов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн.
ун-та, 2002. 144 с.
ISBN 5-8365-0191-Х



Учебное пособие посвящено изучению частей речи в современном немецком языке. Даются краткие сведения по
классификации и категориям частей речи. В каждом разделе предлагается система лабораторных упражнений для
совершенствования навыков практического овладения грамматикой немецкого языка, а также ряд тестовых заданий для
самоконтроля.
Раздел "Глагол" написан В. С. Григорьевой и Ж. И. Жеребцовой, "Существительное" – И. Е. Папулиновой,
"Местоимение" – Н. А. Исаевой, "Прилагательное" – Е. К. Тепляковой, "Предлог", "Числительное" – О. В.
Обрядиной.
Предназначено для студентов неязыковых вузов, а также лиц, самостоятельно изучающих немецкий язык.

ББК Ш 13(нем) я 73


ISBN 5-8365-0191-Х © Григорьева В. С., Жеребцова Ж. И., Исаева Н. А., Обрядина О. В.,
Папулинова И. Е., Теплякова Е. К., 2002
© Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2002



УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

ГРИГОРЬЕВА Валентина Сергеевна,
ЖЕРЕБЦОВА Жанна Ивановна,
ОБРЯДИНА Оксана Владимировна,
ПАПУЛИНОВА Ирина Евгеньевна,
ТЕПЛЯКОВА Елена Константиновна

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
С ЛАБОРАТОРНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И
ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ
Раздел I
МОРФОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Редактор Т. А. С ы н к о в а
Компьютерное макетирование М. А. Ф и л а т о в о й

ЛР № 020851 от 13.01.99 Плр № 020079 от 28.04.97

Подписано в печать 28.02.2002
Формат 60 ? 84 / 16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Гарнитура Times New Roman. Объем: 8,37 усл. печ. л.; 8,0 уч.-изд. л.
Тираж 600 экз. С. 157

Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета,
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
1 ГЛАГОЛ (DAS VERB)


Общая характеристика глагола
Глагол обозначает действие, состояние или процесс. Например: Das Madchen schreibt. Der Junge schlaft. Es regnet.
Глагол спрягается: изменяется по лицам и числам, временам, наклонениям, имеет залог. Спрягаемые формы глагола
называют личными формами или финитными формами. Кроме личных форм глагол имеет две начальные формы или
инфинитивные формы. Это инфинитив и причастие (I и II). Глагол также имеет три основные формы: инфинитив,
претеритум и причастие II. Например: malen- malte- gemalt; rufen-rief-gerufen.


1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАГОЛА

Семантическая классификация глагола
По значению различают следующие группы глаголов: 1) глаголы, обозначающие процесс, действие и состояние и
выступающие в предложении в роли сказуемого, являются полнозначными. 2) Глаголы, употребляемые в
предложении только в качестве составной части сказуемого или связки и не имеющие собственного семантического
значения, называются вспомогательными глаголами (haben, sein, werden). Вспомогательные глаголы могут также
употребляться в самостоятельном значении. 3) Глаголы, обозначающие отношение субъекта предложения к действию,
а также отношение говорящего к реальности высказывания, называются модальными глаголами.
Основные значения модальных глаголов:
konnen:
1) cпособность, умение что-то делать:
Er kann Klavier spielen.
2) возможность:
Ich kann heute die Bibliothek besuchen. Ich bin nach dem Unterricht frei.
durfen:
разрешение или запрет на что-то:
Nach dem Klingelzeichen darf man nicht das Auditorium ohne Erlaubnis betreten.
mussen:
1) необходимость что-либо сделать, принуждение к чему-либо:
Er mu? Brot kaufen.
2) требование:
Du mu?t das Buch kaufen.
sollen:
1) долженствование, поручение, выполнение чего-либо по воле кого-то:
Er soll den Brief schicken.
2) рекомендация:
Du sollst das Buch kaufen.
wollen:
проявление желания, воли, намерения:
Er will es genau wissen. Sie will Lehrerin werden.
mogen:
1) в претеритум конъюнктив выражение желания в вежливой форме:
Der Junge mochte spazierengehen.
2) любить что-либо съестное или абстрактное:
Ich mag Apfel.


Морфологическая классификация глагола

По образованию основных форм и видов спряжения среди глаголов различают следующие группы: слабые
глаголы, сильные глаголы, особые группы слабых глаголов, глаголы претерито-презентные, неправильные глаголы.
Основным признаком слабых глаголов является образование претеритума и причастия II при помощи суффикса -
(e)te und -(e)t: tanzen, tanzte, getanzt.
К особым группам слабых глаголов принадлежат семь глаголов: kennen – kannte – gekannt; nennen – nannte –
genannt; brennen – brannte – gebrannt; rennen – rannte – gerannt; senden – sandte (sendete) – gesandt (gesendet); wenden –
wandte (wendete) – gewandt (gewendet); denken – dachte – gedacht.
Сильные глаголы имеют в основных формах изменение гласной. В претеритум отсутствует суффикс, а
причастие II имеет суффикс -en. Изменение гласной называется чередованием. Различают семь рядов чередования.

Образование причастий
Причастие I от всех глаголов образуется одинаково: суффикс -(e)nd и основа глагола в презенсе: les-end, schreib-
end, ruf-end, sitz-end.
Причастие II от слабых глаголов образуется с помощью приставки ge- и суффикса -(e)t: ge-mach-t, ge-brach-t, ge-
аrbeit-et.
Следующие группы глаголов образуют причастие II без приставки ge-:
1) все глаголы с неотделяемыми приставками: beantwortet, bekommen, verstanden;
2) глаголы с безударным корневым слогом: regiert, passiert, analysiert, rasiert;
3) сложные глаголы с неотделяемыми приставками с ударением на корневой слог: vollendet, vollbracht.
Приставка ge- ставится между отделяемой приставкой и основой глагола: abgefragt, vorgelesen.
Сильные глаголы образуют причастие II с помощью приставки ge- и суффикса -en. Корневая гласная изменяется:
geworfen, gegangen, gelesen.

1.1.1 В О П Р О С Ы

1 Что обозначает глагол?
2 Какие грамматические категории глагола имеются в немецком языке?
3 Сколько и какие основные формы глагола Вы знаете?
4 Как подразделяются глаголы с точки зрения семантики?
5 Какие основные значения модальных глаголов Вы знаете?
6 Каковы основные признаки слабых глаголов?
7 Назовите глаголы из особой группы.
8 Какие неправильные глаголы Вы знаете? Что характерно для этих глаголов?
9 Как образуется причастие I?
10 Как образуется причастие II слабых и сильных глаголов?


1.1.2 У П Р А Ж Н Е Н И Я

№ 1 Скажите, что Вы хотите делать.
Muster: Ich habe dieses Buch noch nicht gelesen. – Ich will dieses Buch lesen.
1) Ich habe mir diesen Film noch nicht angesehen. 2) Ich hocke den ganzen Tag zu Hause. 3) Ich bin in Berlin noch nie
gewesen. 4) Ich habe die Gemaldeausstellung noch nicht besucht. 5) Ich habe diese Bonbons noch nie gegessen.

№ 2 Скажите своему другу, что он должен делать.
Muster: Du arbeitest nicht flei?ig. – Du mu?t flei?ig arbeiten.
1) Du horst dem Lehrer nicht zu. 2) DU hast dein Heft nicht abgegeben. 3) Du hast den Text nicht ubersetzt.
4) Du schreibst die unbekannten Worter ins Vokabelheft nicht aus. 5) Du hast das Gedicht nicht gelernt. 6) Du lernst die
Grundformen der Verben nicht.
№ 3 Скажите, что Вы можете делать.
Мuster: Sie mussen morgen an der Versammlung teilnehmen. – Ich kann morgen nicht an der Versammlung teilnehmen.
Ich mu? zum Arzt gehen.
1) Sie mussen dieses Buch lesen. 2) Sie mussen Ihre Freundin abholen. 3) Sie mussen die Lebensmittel
kaufen. 4) Sie mussen morgen die Wohnung in Ordnung bringen. 5) Sie mussen die Fahrkarten losen.

№ 4 Вы помогаете своей маме по хозяйству. Задайте ей вопросы, выбирая при этом глагол sollen.
Muster: Ich wasche die Wasche. – Soll ich auch die Gardinen waschen?
1) Ich gehe ins Lebensmittelgeschaft. 2) Ich kaufe Brot. 3) Ich wische den Fu?boden mit dem Lappen ab. 4) Ich
wasche die Teller ab. 5) Ich bugele die Hemden.

№ 5 Выберите в ответах глагол mogen.
Muster: Wollen Sie nach Moskau fahren? – Ja, ich mochte nach Moskau fahren.
1) Wollen Sie aufs Land fahren? 2) Wollen Sie sich am Meer erholen? 3) Wollen Sie in den Wald gehen? 4)
Wollen Sie schwimmen? 5) Wollen Sie im Sommer reisen?
№ 6 Скажите, что Вы этого не хотите.
Muster: Willst du Birnen? – Nein, ich mag keine Birnen.
1) Willst du Fisch? 2) Willst du Gurken? 3) Willst du Kohlsuppe? 4) Willst du Milch? 5) Willst du Quark?
6) Willst du Kase?

№ 7 Замените подходящие словосочетания соответствующими модальными глаголами.
Muster: Wir haben den Wunsch, in den Wald zu gehen. – Wir wollen in den Wald gehen.
1) Mein Freund ist gezwungen, die Prufung noch einmal abzulegen. 2) Er hatte die Absicht, im Sommer nach dem
Suden zu fahren. 3) Anna war nicht imstande, ihre Freundinnen zu besuchen. 4) Es ist nicht erlaubt, hier zu rauchen. 5) Die
Studenten haben die Moglichkeit, im Lesesaal zu arbeiten. 6) Ich habe den Wusch, nach Leningrad zu fahren. 7) Der
Arzt hat nicht verboten, diesen Kranken zu besuchen. 8) Er beabsichtigte, im Winter seine Reise anzutreten. 9) Ich habe die
Kontrollarbeit in zwei Stunden zu machen. 10) Es ist notwendig, die Verkehrsregeln zu befolgen. 11) Es ist nicht
erlaubt, sich zur Stunde zu verspaten. 12) Es ist verboten, hier zu schwimmen.

№ 8 Назовите основные формы глаголов.
Helfen, klingen, fahren, streiten, flie?en, erschrecken, gebaren, pfeifen, sterben, haben, begegnen, nennen, besuchen,
kaufen, sein, treffen, laden, offnen, singen, verlieren, bitten, geschehen, unterbrechen, sich setzen, ziehen, sitzen, legen, treten,
fliegen, sich waschen, wachsen, hangen, fallen, tun, verbringen, luften, denken, mogen, schreien, verschwinden, mussen,
ubersetzen, schaffen, springen, gru?en, erfinden, durfen, wissen, kommen, werfen, sollen, gehen, lassen, erklaren, empfehlen,
packen, stellen, stehen, erscheinen, gebrauchen, sich versammeln, werden, geben, haben, planen.
№ 9 Образуйте причастие I и причастие II от следующих глаголов.
Stellen, stimmen, baden, reisen, bauen, errichten, grunden, lesen, liegen, siegen, umwandeln, verandern, wohnen,
grenzen, kennen, beitragen, erzeugen, produzieren, kampfen, erfullen.

1.1.3 ТЕСТ

1 Определите, являются ли глаголы haben, sein, werden в следующих предложениях самостоятельными или
вспомогательными. Обозначьте так: самостоятельные – 1, вспомогательные – 2.
1 Wir haben gestern unsere Freundin besucht.
2 Sie hat eine Zweizimmerwohnung.
3 Martha wird nаch Moskau fahren.
4 Ihr Sohn hat das Institut beendet.
5 Er wurde Ingenieur.
6 Er ist jetzt zu Hause.
7 Er ist eben aus der Bibliothek gekommen.
8 Er hat eine Familie.
9 Er hat eine Tochter.
10 Seine Tochter ist auch da.
11 Sie wird bald spazierengehen.

2 Определите, употребляются в следующих предложениях слабые или сильные глаголы. Обозначьте: слабые – 1,
сильные – 2.
1 Das Kind (erschrecken) vor dem Hund und weinte. Sie trat unerwartet ein und (erschrecken) mich.
2 Das Madchen (hangen) ihren Mantel in den Schrank. Meine Kleider (hangen) im Schrank.
3 Was (bewegen) dich zur Abreise? Der Wind (bewegen) die Wellen.
4 Die Sonne schien warm, und das Eis (schmelzen). Das Eis (schmelzen) man in Hochofen.
5 Anna (schaffen) Ordnung in ihrem Zimmer. Der Schriftsteller (schaffen) ein neues Werk.
6 Die Mutter (wiegen) das Kind. Dieses Paket (wiegen) nur ein Kilo.
7 Der Wind (ausloschen) die Kerze. Die Kerze (erloschen).
8 Mein Freund (schleifen) einen schweren Rucksack. Ernst (schleifen) sein Taschenmesser.
9 Man (bleichen) die Bettwasche in der Sonne. Das Madchen (erbleichen) vor Schmerzen.
1.2 ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА (ZEITFORMEN DER VERBEN)
В немецком языке имеется шесть временных форм. Две простых: Prasens, Prateritum, и четыре сложных: Perfekt,
Plusquamperfekt, Futurum I, Futurum II.
В немецком языке временные форы указывают не только на момент совершения действия в настоящем,
прошедшем или будущем (абсолютное употребление), но и на порядок осуществления этих действий по отношению
друг к другу: одновременность их протекания или предшествование одного действия к другому (относительное
употребление).

Образование Prasens
Формы Prasens слабых и сильных глаголов образуются от основы глагола с помощью личных окончаний. Личные
окончания в Prasens:
Множественное
Лицо Единственное число
число
1 -e -(e)n
2 -(e)st -(e)t
3 -(e)t -(e)n
Глаголы с основой на d, t, n, m (chn, gn, dn, dm, tm) имеют перед окончанием -st, -t гласную -е.
du arbeitest findest begegnest widmest
er arbeitet findet begegnet widmet
ihr arbeitet findet begegnet widmet
У глаголов с основой на s, ?, z, tz, x, во 2 лице ед.ч. выпадает -s в личном окончании:
du reist, gru?t, ubersetzt.
Если инфинитив глагола оканчивается на -eln, основа глагола теряет в 1 лице ед.ч. -e:
lacheln – ich lachle, klingeln – ich klingle.
Сильные глаголы с корневой гласной -е (кроме: bewegen, gehen, heben, genesen, stehen, weben) изменяют во 2 и 3
лице ед.ч. Prasens -е на -i:
ich spreche lese wir lesen sprechen
du sprichst liest ihr lest sprecht
er spricht liest sie lesen sprechen
Пр им еч а ние . Глагол erloschen изменяет корневую гласную на -i: das Licht erlischt.
Сильные глаголы с корневыми гласными a, au, o (кроме schaffen и kommen) во 2 и 3 лице ед.ч. получают умлаут.
ich fahre, laufe wir fahren, laufen
du fahrst, laufst ihr fahrt, lauft
er fahrt, lauft sie fahren, laufen
Сильные глаголы, основа которых заканчивается на -t и изменяется корневая гласная, в 3 лице ед.ч. не имеют
окончания.
ich halte wir halten
du haltst ihr haltet
er halt sie halten
Отделяемые приставки в Prasens и Prateritum отделяются и становятся в конце предложения. Неотделяемые
приставки (be-, ge-, er-, ver-, ent-, emp-, mi?-, zer-) не отделяются, и на них не падает ударение.
Die Schuler stehen am Anfang der Stunde auf.
Der Junge liest das Gedicht von Heine vor.
Возвратные глаголы спрягаются следующим образом:
ich wasche mich wir waschen uns
du waschst dich ihr wascht euch
er wascht sich sie waschen sich
Неправильные глаголы haben, sein, werden спрягаются следующим образом:
ich habe bin werde
du hast bist wirst
er hat ist wird
wir haben sind werden
ihr habt seid werdet
sie haben sind werden
Претерито-презентные глаголы спрягаются в Prasens следующим образом:
ich kann darf soll mu? mag will wei?
du kannst darfst sollst mu?t magst willst wei?t
er kann darf soll mu? mag will wei?
wir konnen durfen sollen mussen mogen wollen wissen
ihr konnt durft sollt mu?t mogt wollt wi?t
sie konnen durfen sollen mussen mogen wollen wissen


Употребление Prasens

Prasens служит для выражения:
1 Действия, которое совпадает с моментом речи (в узком смысле):
Der Lehrer erzahlt uber die Bedeutung des Prasens.
2 Повторяющегося действия и действия, которое происходит в неопределенный промежуток времени (в
широком смысле):
Sie arbeitet als Bibliothekarin; Im Winter schneit es oft.
3 Действия, которые имеют общий характер:
Die Woche hat sieben Tage. Die Linde ist ein Baum. Die Erde dreht sich um die Sonne.
4 Действия в ближайшем будущем:
Morgen fahren wir nach Leningrad.
Bald beginnen unsere Ferien.
5 Действия в прошедшем времени для повышения оживленности речи:
"Vor seinem Lowengarten,
Das Kampfspiel zu erwarten,
Sa? Konig Franz...
Und wie er winkt mit dem Finger,
Auf tut sich der weite Zwinger,
Und hinein mit bedachtigem Schritt
Ein Lowe tritt..."
(Fr. Schiller)
6 В приказе:
Du stehst auf!
Du gehst an die Tafel!

Образование Prateritum

Prateritum слабых и сильных глаголов образуется от основы Prateritum с помощью личных окончаний. Во 2 и 3
лице ед.ч. личное окончание отсутствует.
1 - -(e)n.
2 -(e)st -(e)t.
3 - -(e)n.
Слабые и сильные глаголы образуют Prateritum различными способами.
Слабые глаголы с основой на d, t, n, m (chn, gn, fn, dn, dm, tm) имеют перед суффиксом -tе гласную е.
ich arbeitete wir arbeiteten
du arbeitetest ihr arbeitetet
er arbeitete sie arbeiteten
Prateritum сильных глаголов образуется с помощью чередования гласных и личных окончаний.
ich schrieb wir schrieben
du schriebst ihr schriebt
er schrieb sie schrieben
Сильные глаголы с основой на d, t имеют перед окончанием гласную -е. Они могут иметь ее также перед
окончанием -st. Сильные глаголы на s, ? имеют перед окончанием гласную -е.
ich fand las sa?
du fandest lasest sa?est
er fand las sa?
wir fanden lasen sa?en
ihr fandet last sa?t
sie fanden lasen sa?en
Слабые глаголы, которые принадлежат к особым группам, изменяют в Prateritum корневую гласную е на а.
nennen nannte
rennen rannte
kennen kannte
brennen brannte
wenden wandte, wendete

страница 1
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign