LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное
учреждение лицей №2







Социально-педагогический мониторинг как инструмент выявления и удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей


Григорьева И. В.,
заместитель директора по НМР,

Богословская И. В.,
заместитель директора
по воспитательной работе







Рыбинск 2006 г.

Система социально-педагогического мониторинга -совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений субъектов учебно-образовательного процесса, условий протекания их совместной деятельности, результатов освоения учебной программы, степени удовлетворения образовательных потребностей.
Цель - информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников учебно-образовательного процесса.
Принципы организации:
* объективность;
* сравнимость и сопоставимость данных;
* адекватность данных изменяющимся внешним условиям деятельности;
* прогностичность данных.
Механизм мониторинга ориентирован на:
* изучение системообразующих характеристик деятельности учебного заведения в аспекте удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей,
* изучение интегративных показателей системы отношений, складывающихся в УВП на уровне связей "ученик - ученик";
* изучение частных характеристик учебно-образовательных ситуаций в разных возрастных периодах.
Информационные потоки:
* предметные образовательные интересы и учащихся основной школы;
* образовательные потребности учащихся и их родителей;
* профессиональные интересы учащихся старших классов;
* уровень социализации учащихся в учебной группе.

Логико-смысловая модель социально-педагогического мониторинга


Мониторинг интересов и склонностей учащихся
Цель: оказание помощи учащимся в выборе направления профилизации в 8 классе.
Участники: учащиеся 7-х классов.
Средства реализации: психологические тесты, индивидуальный мониторинг результативности учебного процесса.
Результат: психолого-педагогическая характеристика учащегося.
Прогноз: составление предполагаемой карты ИОМ.
Управленческое решение: комплектование мультипрофильных групп.
Проблема в реализации: неосознанный выбор учащимся направления дальнейшей профилизации.
Составляющие данного мониторинга
Диагностика интересов
(методика "Карта интересов Голомштока")

Индивидуальный мониторинг результативности учебного процесса.



Диагностика структуры мышления (тест Р. Амтхауэра)


Словесно-логическое мышление (вербальное)
Визуальное мышление (невербальное)
Осве-дом.
Классификация
Анало-гия
Обоб-щение
Уровень
R. верб
N
Действия
Закономер.
Плоск
Объём
Уровень
R. мат
N
Общие
Круглова Катя
10
13
9
18
Выше среднего
54
8
11
10
12
4
Средний
46
12
87
Удальцова Катя
8
8
13
13
Средний
46
17
3
10
9
14
Средний
45
16
48
Иванов Гриша
12
12
12
20 из 30
Высокий
61
4
18
18
14
17
Высокий
84
1
123
Мониторинг образовательных потребностей
Цель: изучение образовательных потребностей, степени удовлетворённости образовательными услугами.
Участники: учащиеся 7-х, 9-х классов и их родители.
Средства реализации: анкетирование.
Результат: фиксация индивидуальных образовательных потребностей.
Прогноз: простраивание ИОМ учащегося.
Управленческое решение: составление индивидуального учебного плана учащегося.
Проблема в реализации: Невозможность реализации индивидуальной образовательной программы.

Алгоритм проведения мониторинга:
1. Создание рабочей группы в составе заместителя директора, классных руководителей 7-х и 9-х классов и родительской общественности.
2. Подготовка диагностических анкет для изучения потребительского спроса субъектов образовательных потребностей.
3. Проведение анкетирования (сбор первичной социологической информации).
4. Обработка собранного материала, составление таблиц, диаграмм, графиков.
5. Анализ и обобщение фактического материала, выводы и рекомендации.
6. Соотнесение полученной информации с возможностями лицея.
7. Согласование образовательных потребностей учащихся и их родителей и возможностей лицея (подписание договоров по удовлетворению образовательных потребностей).


Мониторинг социально-горизонтальных отношений "учащийся - учащийся"
Цель: выявить состояние социальных процессов в учебных группах, оптимизировать учебный процесс с учетом полученных результатов.
Участники: учащиеся 1 - 11 классов.
Средства реализации: ПМК "Социомониторинг".
Результат: повышение уровня социализации учащихся лицея.
Прогноз: комплектование оптимальных, комфортных для учащихся учебных групп.
Управленческое решение: психолого-педагогические и методические рекомендации учителям по организации работы в учебной группе
Проблема в реализации: невозможность стопроцентного комплектования учебных групп с учетом социомониторинга, сложившийся стереотип учителя.

Параметры
1. Измерение нервно-психической энергии людей, которую они затрачивают в ходе реализации деятельности.
2. Исследование структуры социального пространства.
3. Исследование характеристик социального пространства группы.

Динамика социальной позиции персоны N в пространстве учебных групп по годам 2003 (1), 2004(2), 2005(3), 2006 (4,5,6).

Ученик N.

Замеры 1 и 2 фиксируют момент пребывания ученика в 6-7 классах,
Замер 3 - период определения в конкретный профиль 8 класса.
Замер 4 - 9 класс (базовая группа)
Замер 5 - углубление химии
Замер 6 - углубление биологии

Полезно сопоставить замер 6 и замер 2.
Тенденция характеризуется: а) радикальным положительным изменением социальной позиции ученика в гендерном пространстве; б) значительном повышении уровня социальной активности (положительное и высокое значение параметра "жизненной энергии персоны"); в) значительном повышении социального статуса (положительное и высокое значение параметра "воздействие энергии партнеров").


Мониторинг профессионального самоопределения
Цель: определить соответствие профессиональных склонностей и личностных особенностей учащихся.
Участники: учащиеся 10 - 11 классов.
Средства реализации: профессиональные пробы в курсе "Самосовершенствование личности" Г. К. Селевко, тест Дж. Холланда, индивидуальное консультирование психолога.
Результат: сформировавшийся запрос личности на образовательные услуги.
Прогноз: коррекция ИОМ учащегося.
Управленческое решение: изменение индивидуального учебного плана учащегося.
Проблема в реализации: неосознанность выбора учащегося, невозможность удовлетворения ОУ образовательного запроса.

Определение профессиональных предпочтений старшеклассников
10 класс
Профессионально-личностный тип (по методике Дж. Холланда)
Ф.И. учащегося
Коэффициент
Выводы
Иванов Григорий
И16 С9
наиболее ярко выражены черты исследовательского типа личности
Круглова Екатерина
И28 А22 С16
ярко выражены черты исследовательского, артистического и социального типов личности
Удальцова Екатерина
И16 С15 А10
наиболее ярко выражены черты исследовательского и социального типов личности
11 класс
Результаты индивидуальной профконсультации учащейся
11 гуманитарного класса КРУГЛОВОЙ Екатерины

Технологическая карта реализации социально-педагогического мониторинга
Направления мониторинга
Администрация
Учащиеся
Мониторинг интересов и склонностей
Комплектование мультипрофильных групп
Даёт возможность определить предполагаемые направления профилизации в основной школе
Мониторинг образовательных потребностей
* определение приоритетных направлений развития лицея;
* принятие управленческих решений по коррекции образовательной программы и учебного плана;
* введение в УП предметов "Основы правовых знаний" с 7-го класса, "Экономика и право" с 10-го класса, "Основы менеджмента" в 10 - 11 классе, факультатив "Основы потребительских знаний" для учащихся 10 - 11 классов
Позволяет зафиксировать индивидуальные образовательные потребности
Мониторинг социально-горизонтальных отношений учащихся
Оптимизации учебного процесса с учетом результатов социомониторинга
Позволяет:
* переосмыслить свои возможности и личные средства социализации;
* сформировать механизмы самоконтроля и самоанализа за счет необходимости выработки персонального стиля пребывания в разнообразных социальных пространствах
Мониторинг профессионального самоопределения
Изменение учебного плана учащегося
Позволяет убедиться в правильности выбранного направления профилизации и сферы будущей профессиональной деятельности

Степень удовлетворения образовательных потребностей выпускниками 2005 года







Поступили в ВУЗы и ССУЗы в соответствии с профилем обучения
Поступили в ВУЗы и ССУЗы не по профилю обучения



ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign