LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

правда, предпочитая вареные сорта коп- левых полигончиках я утрами находил
ченым. следы различных ночных насекомых —
Однажды самочка-скорпионница отло- цепочки от лапок жужелиц и чернотелок,
жила в маленьком садке яйца; из них извилистые борозды личинок жуков-мерт-
вышли крохотные личинки, очень похожие
воедов, мелкие «машинные» строчки ста-
на бабочкиных гусениц: кроме грудных
филинов, тускляков, бегунчиков.
ножек у них были и брюшные. Сходство
И вдруг взору предстает нечто неожи-
это еще более усилилось, когда личинки
данное и несообразное. В хорошо знакомой
подросли, выискивая себе что-то съестное
мне плешинке кроме следов насекомых —
во влажной лесной подстилке из прелых
геометрически правильные, глубоко вы-
старых листьев на дне садка.
черченные в земляной пыли, концентри-
А собирались взрослые скорпионницы
ческие полуокружности: внешняя диамет-
на краю полянки каждый год не для об-
ром 18 сантиметров, и внутренняя — в
мена новостями и не для митинга, а для
поперечнике 13 сантиметров... Ни одно
брачных знакомств — тут был как бы их
известное мне животное вычертить такую
клуб, который не менял свой адрес не-
фигуру, тем более без циркуля, — а дуги
сколько лет, пока я туда ходил, а может
окружностей были идеальными — не мог-
быть, клуб тот «работает» и сейчас.
ло. И люди здесь давно не ходили, да и
Именно там, на Пятачке Скорпионниц,
что, спрашивается, за нужда чертить цир-
я подглядел еще одно чудо Мира Насеко-
кулями круги в каком-то лесочке, зате-
мых. Самец, подходя к самке, хорохорил-
рявшемся среди далеких полей?
ся, припадая к травинке, и неподражаемо
трепетал-вибрировал своими прозрачными, Тогда еще в этих краях никто, включая
в изящную черную полоску, крыльями. А меня, не слыхивал ни о «летающих та-
потом, приблизившись, выдал ей из рото- релках», ни о «гуманоидах-пришельцах».
вой «трубки» ни дать ни взять конфетку- И я долго не мог сообразить: что бы зна-
батончик: такой молочно-белый цилиндрик; чили эти полукружья, чья это работа?
1 1 * Мой мир




Copyleft 2006, TedBeer
16Ы
Виктор Гребенников «МОЙ МИР»




Copyleft 2006, TedBeer
167
Глава IV. «ЛЕСОЧЕК»
Жужелицы окраин
Лесочка — лебия
и тускляк.




разом листики чертили в пыли дугообраз-
...Разгадать загадку помог ветер: два
ные бороздки, и так до тех пор, пока
острых листка какого-то злака свесились
траншейки эти не углубились миллиметра
до земли, касаясь ее концами; порывы вет-
на три, да еще с заусенцами по бокам —
ра, прилетающего сюда, за Лесочек, в виде
отвальчиками пыли, выбранной травинка-
завихрений, поворачивали листочки вокруг
ми из канавки, чем еще более подчерки-
оси — стебля, откуда они росли — то по
валась ее рельефность в невысоком утрен-
часовой стрелке, то против нее. Раз за
нем солнце. А «ось» была скрыта листком
другого растения — как на рисунке.
Вот и весь секрет...
В глубине северных и западных обла-
стей Лесочка — «Сахары», «Нигерии» —
почти все березы имели не прямые стволы,
а сразу над комлем были зигзагообразно
изогнуты; говорят, такое случается, если
раньше, во времена их молодости, было
здесь болото. В этом ли причина иль
нет — судить не берусь; но несмотря на
интересные формы стволов, мы почему-то
избегали этой рощи. Поначалу я думал,
что причина в неуютности этого места, но
потом, когда пытался разыскать здесь, в
лесной подстилке, маленьких улиток,
встречавшихся в других здешних колках,
почувствовал что-то «не то»: вроде бы за-
ложило уши, ни с того ни с сего закислило
во рту, в глазах затуманилось, и голову
слегка как бы закружило. Может, чего
съел и малость отравился? Нет, ничего
такого не ел. Или грипп какой привязался?
Встал, вышел к биваку, что на поляне
«Конго», — неприятные ощущения... ис-
чезли. Странно! Вошел в Заколдованную
Рощу — опять «забарахлили» глаза,




Copyleft 2006, TedBeer
Виктор Гребенников «МОЙ МИР» 168
«Заколдованная уши — в них даже зазвенело! — и опять
роща».
закислило во рту...
Нагнулся, присел на корточки — ощу-
щения усилились. Поднял обломок старой
ветки, под который, показалось, заполз
кто-то, отвел руку в сторону, а ветка
затормозилась — наверное, за паутину за-
цепилась. Однако что это? — никакой
паутины тут нет; поводил опять палочкой
— тормозится... Что за чертовщина такая?
Поднялся, покачал веточкой — ничего;
нагнулся, поводил веткой в прежнем ме-
сте, у искривленного березового ствола —
там, где его изгиб, опять явное «сгуще-
ние», или, вернее сказать, «торможение»
палочки при ее движении.
«Прозондировал» ствол выше — ничего
особенного, лишь там, где он изогнут —
снова «потягивание», будто где-то в изгибе
ствола заделан магнит, а у меня в руке
не ветка, а железный гвоздь. Эти стран-
ности «поведения» палочки проявлялись
только в двух зонах — в глубине обеих
Обитатели
петель, образуемых зигзагообразно изогну-
березовых гнилушек
тым стволом.
Лесочка —
Проверил «волшебным сучком» другие
ложнослоник
Антрибус и




Copyleft 2006, TedBeer
Глава IV. «ЛЕСОЧЕК» 169
загообразно искривленными березами —
деревья, — а здесь они почти все были
рощ в тех краях, увы, не было.
такими — то же самое «магнитообразное»
Пишу вот эти строки, и невеселые мыс-
потягивание, да вдобавок какие-то подер-
ли одолевают меня. Тогда, в Лесочке, я
гивания в руке.
явно столкнулся с чем-то совершенно для
Через два дня — это было утро —
меня новым — Неведомым. Но оно выхо-
ничего такого в «Заколдованной роще» я
дило за рамки моих занятий... А неуме-
не почувствовал. Через неделю, часов в
ренная страсть к насекомым была у меня
шесть вечера, странные ощущения пришли
столь «узконаправленной», что заглушала
снова, даже более сильные: закружилась
все — астрономию, живопись, а тем более
голова, что-то замерцало в глазах. И вот
Тайну Заколдованной Рощи, отошедшую
что я еще установил: именно в этой зоне
на третий-четвертый план как не имею-
Лесочка было очень мало насекомых —
щую отношения к энтомологии, а потом
лишь одно гнездышко муравьев-мирмик на
и вовсе забытую.
крохотной прогалинке; мураши эти были
почему-то вялыми и не защищали свое Как я тогда заблуждался!
гнездо. И не только тогда: почти каждое лето
бываю в Исилькуле, Заказнике, Питомни-
Наверное, я обнаружил бы тут еще не-
ке, подолгу работаю в совхозах — а в
мало интересного и важного. Но «Закол-
Лесочек не иду, хотя в поездках этих я
дованную рощу» изучать мне больше не
...рогачик
сам себе хозяин и давно понял, что все
Синодендрон, пришлось: большая нагрузка в художест-
знаменитый сущее — изученное и неизученное — вза-
венной школе, занятия шмелями, органи-
ячеистостью своих имосвязано, и в познании Тайн Природы
зация заказника для насекомых отдалили
покровов.
нет второстепенного — ан нет, категори-
меня от Лесочка на многие годы. От за-
О подобном
чески избегаю даже ловить себя на мысли
казника это было девять—десять километ-
будет рассказано
о походе в Лесочек.
ров. А других «заколдованных» — с зиг-
в главе «Полет».




Copyleft 2006, TedBeer
Виктор Гребенников «МОЙ МИР» 170
танцует рой комаров-звонцов, а может, да-
же ручейников или каких-то маленьких
бабочек; вдруг из-за леса вынырнула пара
журавлей и низко-низко — так близко я
их никогда не видел в полете — прошла
над нами, мерно взмахивая широкими
крыльями; может быть, они курлыкали, но
шум леса, когда на ветру трепещет каждый
листок, заглушал эти звуки.
Вообще тихих дней я здесь и не при-
помню, — то ли место такое ветренное,
то ли так уж совпадало, но Зеленый Шум
был неотъемлемой принадлежностью Ле-
сочка — кроме разве ранней весны, когда
нет еще листьев, да и, наверное, зимы
(зимой, правда, я тут не бывал). И мы
привыкли к этому Шуму, как привыкаешь
к морскому прибою, к звукам улицы, к
Мухи-эристалии Хотя, наверное, очень многое теряю.
другим домашним и прочим звукам —
неподвижно зависли В отличие от непонятных и неприятных
в воздухе. полная тишина, вдруг почему-либо насту-
свойств Рощи мы почти всегда испытывали
пившая, кажется неестественной и даже
в Лесочке нечто интересное, весьма радо-
гнетущей.
стное, а потому — незабываемое, но, тем
Шумят, шумят вот так березы и осины
не менее, явно иллюзорное, кажущееся.
Лесочка, заглушая стрекот кобылок, ще-
Самое уютное, веселое и просторное ме-
бетанье птиц, и начинает казаться: кто-то
сто в Лесочке — восточная поляна, где-то
поет человеческим голосом; слов не разо-
между «Угандой» и «Озером Чад». Отды-
брать, но мелодию почти улавливаешь —
хая, лежишь здесь, смотришь в небо — и
то плавную, распевную, вроде бы в один
чего там только не увидишь! Прямо надо
голос, то вступают еще несколько голосов,
мной, на высоте десятка метров, «токуют»
подхватывают ее в каком-то сложном, кра-
крупные мохнатые мухи-жужжала — от-
сивом аккорде, но шум берез усилился,
личные летуны: стоят неподвижно, как вер-
мешает уловить песенные переливы и сло-
толеты, вдруг срываются с места, с огром-
ва; вот вроде опять один голос то ли поет,
ной скоростью уносясь куда-то вдаль и тут
то ли выговаривает что-то речитативом,
же возвращаясь на исходную точку; вот
ему вторит другой, — но уловить хоть бы
проплыл в вышине на своих широких —
одно слово! И вот сквозь Зеленый Шум
белых в черную полоску — крыльях па-
пробилось слаженное многоголосье припе-
русник-подалирий; левее вершины березы
ва.
— Папа, кто это поет? — спрашивает
Сережа.
— И ты тоже слышишь? Может, это
нам кажется?
— Да нет, правда поют, только вот
листья шумят, мешают. Кто же это все-
таки?
А я, к стыду, и объяснить толком не
умею. Знаю, что на многие километры тут
— ни души, и уже было понял, что это
у меня звуковая галлюцинация — но как
объяснить Сереже, что это нам обоим (!)
всего лишь кажется?
С другой стороны Лесочка, все-таки пе-
рекрыв Шум, звонко закуковала кукушка;
казалось бы, это развеет «звуковые чары»
— нет, уже привычное многоголосье, сразу
подстроившись под четкий такт кукушечь-
его гонга, еще явственней несет нам из
глубин трепещущих на ветру березовых
крон и ветвей эту странную, но уже при-
вычную, какую-то родную Песню.
Наверное, она и сейчас звучит там, в
Лесочке, конечно, уже сильно изменившем-
ся, но живом — с его муравьями, скаку-
Цветут березы...




Copyleft 2006, TedBeer
171
Глава IV. «ЛЕСОЧЕК»




лишь гнилушки — полуразрушенные, ис-
нами, скорпионницами и даже Заколдован-
точенные, но очень уж интересные по фор-
ной Рощей. Звучит, рожденная тугими
ме, с корявой, потрескавшейся поверхно-
степными ветрами далекого Заисилькулья
стью, имеющей очень древний вид. Я со-
и миллиардами березовых трепетных лис-
бирал их в рюкзак и приносил домой. А
тьев.
потом глядел на каждый внимательно, по-
Будете там — услышите своими ушами.
ворачивая во все стороны — не напоминает
Для постамента ...То ли водно-почвенная, то ли еще
ли гнилушка какого зверя, птицу, челове-
этой
какая стихия не только изогнула двойным
скульптурной ка. Иногда везло — и я дорабатывал сде-
зигзагом стволы многих берез Лесочка —
группы отлично ланное Природой до возможной убедитель-
искривила она и некоторые ветки кустар-
подошел кусок... ности, с выявлением характера изображен-
ников, их комли и корни. От иных остались
каменного угля.
ного существа — при полной достоверности
природного происхождения скульптурки.
В отличие от других работ из корней,
веток и сучков мои совершенно не имели
следов резца, а если, в исключительных
случаях, таковой пришлось применить, то
ранку я тщательно маскировал, незаметно
заклеив ее кусочком коры. Получалась
чрезвычайно своеобразная серия из реаль-
ных и фантастических существ, которую
я положил в основу фильма Омской те-
лестудии «Исилькуль— Атлантида», сня-
тому по моему сценарию.
Все эти скульптуры были очень хрупки,
а некоторые к тому ж и крупны, и зани-
мали в квартире — уже нормальной двух-
комнатной, в центре города, — много места.
Поэтому я после выставки в Омском Доме
художника в 1965 году, которая называлась
«Природа и фантазия», раздарил их друзь-
ям и знакомым. Остались лишь несколько




Copyleft 2006, TedBeer
Виктор Гребенников «МОЙ МИР» 172




этих вот фото да рисунков, и маленький личенная до трехметровых размеров, кра-
горельеф «Человек и животные»: именно совалась на рекламном щите выставки у
эта гнилушка, сфотографированная и уве- моста через Омь; она же попала и на
обложку выставочных каталогов. Рельеф
этот у меня цел, выставлен сейчас в нашем
музее, а фотоснимок его — рядом. На
крохотном торце древесного обломка — во-
семь на восемь сантиметров — Природа,
как видите, разместила многих: тигра, ба-
рана, лебедя, рыбу... И коленопреклонен-
ного человека, бережно — или боязли-
во? — срывающего с дерева один из спелых
плодов — может, Плод Познания? Или,
наоборот, Запретный Плод, с чего начнется
великий грех разрушения Природы?
Кто знает — расшифровывайте этот
рельеф сами. Повторяю: не я его выдумал,
все тут на торце старого обрубка так и
было, я лишь чуть-чуть его подправил, и
самую малость дополнил, выявив кой-ка-
кие детали уже готовой природной мик-
рокомпозиции.
Гляжу я теперь на эту скульптурку и
вспоминаю счастливые дни и годы моей
жизни, когда я, полный радости и энергии,
буквально купался в Большом Счастье,
составленном из Природы, Науки, Ис-
кусств, Молодости, Свободы. И не осоз-
навал толком, какое огромное место в этом
Счастье занимает Лесочек — скромный
березовый колок с ивняками и муравей-
никами, который затерялся среди простор-
ных полей Заисилькулья, переходивших в
бескрайние казахстанские степи.



Copyleft 2006, TedBeer
Глава IV. «ЛЕСОЧЕК» 173
тебя обжигавшими, и ты стоял среди зе-

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign