LINEBURG


страница 1
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyleft 2006, TedBeer
Эта электронная публикация посвящается памяти замечательного человека
Виктора Гребенникова. Его книга «Мой Мир» написана с огромной любовью к
жизни, насекомым, к любимому делу, к Земле. К сожалению, книга была издана
незначительным тиражом, поэтому эта публикация является попыткой донести
слова автора до максимального числа читателей. Книга рекомендуется к
прочтению всем возрастам. По-моему глубокому убеждению ее необходимо
ввести в курс обязательной школьной программы.

С уважением, TedBeer.
Copyleft 2006, TedBeer
Copyleft 2006, TedBeer
Copyleft 2006, TedBeer
Copyleft 2006, TedBeer
Рисунки, слепки и другие изображения — автора
(кроме обозначенных особо);
фото А. Зубцова, В. и С. Гребенниковых, А. Баулина,
А. Кожедубова, Ю. Лушина; электронные микрофотографии
Ю. Бухарова и автора.
На форзацах — Музей агроэкологии и охраны
окружающей среды, созданный автором и его семьей
в научно-исследовательском институте земледелия
под Новосибирском.
На титульных страницах — семья лесных муравьев.
Формика руфа, переселяющаяся на летние квартиры.
А здесь, в хороводе — златоглазка, кобылка, ручейник,
трубковерт, скорпионница, онтофагус, наездник, верблюдка.
На задней же стороне обложки —
медведица точечная (самка — сверху).




Copyleft 2006, TedBeer
ОТ АВТОРА
Издать книгу помогли мне много хороших людей; за недостатком места вынужден
перечислить лишь некоторых:
редактора Владимира Ярцева, художественных редакторов Алису Тобух и Виталия
Минко — за подготовку книги к печати;
директора Центра независимых экологических программ Марию Черкасову, ди-
ректора Центра координации и информации Социально-экологического союза (Мо-
сква) Святослава Забелина — за моральную и организационную поддержку, за
материальную помощь;
депутата Совета Российской Федерации, председателя Законодательного собрания
Кемеровской области Амана Тулеева — за средства на напечатание красочного
рекламного буклета, без которого книга не увидела бы свет, и за личную духовную
поддержку;
фонд Джона и Екатерины Макартуров (США) — за выделение крупного денежного
гранта в 30 тысяч долларов на издание этой книги, с замечательным, по нашим
временам, условием — изрядную часть тиража раздать детям бесплатно;
директора общественной организации ЭНСИ Ольгу Шиганову (Новосибирск) —
за организационные дела, работу с документами, поездки, добычу бумаги и многое
другое;
свою семью — сына Сергея, жену Тамару, внука Андрея — за многолетнюю
разнообразную помощь, без которой книга (а я рисовал-писал ее дома, сильно их
всех стеснив) просто не получилась бы.
Не могу не отблагодарить и энтомологов, поделившихся «натурщиками» (в том
числе и наиредчайшими) для иллюстраций: из Новосибирска — В. Ивонин,
Ю. Коршунов, В. Дубатолов, П. Устюжанин; с Дальнего Востока — В. Кузнецов;
из Крыма — Л. Славгородская, Ю. Будашкин, С. Иванов; из Алма-Аты —
П. Мариковский; из Украины — А. Осычнюк, М. Нестеров, Н. Щербак; из
Германии — Г. Петере; из Франции — П. Галант.
Двойная дата на некоторых картинках означает, что это я рисовал дважды —
до 1947 года (все рисунки были конфискованы при моем аресте) и после 1953-го,
когда в годы Великой Оттепели я вновь оказался на свободе.
Много сделал для объяснения открытого мною в Стране Насекомых эффекта
полостных структур, потянувшего за собою целую цепь еще более удивительных
явлений (глава «Полет»), петербургский физик В. Золотарев.
Ну а главное-преглавное спасибо — моим ученикам, и сегодняшним, пока еще
юным, и давним, которые когда-то были юными: без многолетнего общения с ними
я наверняка превратился бы в черствого бюрократа. Им, молодым, в первую
очередь — этот мой скромный, но, наверное, в чем-то необычный труд.




I" Мой мир




Copyleft 2006, TedBeer
Светлой памяти моего брата Анатолия,
погибшего в море под Севастополем
в страшном тысяча девятьсот сорок втором году
за милую мою родину — Крым, —
посвящаю эту книгу.




Copyleft 2006, TedBeer
Глава I.
ночь
ЛЕТНЯЯ
лем мелькают яркокрылые бабочки, боль-
шие шмели и разные пчелы — золоти-
стые, серые, пестрые, — вьются у соцве-
тий, перелетают с одного цветка на дру-
гой. На ходу я внимательно-внимательно
приглядываюсь к пчелам, что на цветках,
и то ли произношу, то ли записываю
странные, но знакомые слова: «мелиттур-
га» — одна... рофит — один... ме-
гахилы — две, нет, даже три...
антофора — одна...» Этого мне мало, я
силюсь увидеть, узнать среди множества
пчел какую-то особенную, очень мне нуж-
ную, но мелькают перед глазами другие
насекомые, проплывают зеленовато-голу-
бые трилистники, уходят назад цветы, и
на их место встают все новые и новые.
И уже будто не иду я, а низко-низко
лечу в воздухе лицом вниз, и подо мною,
как огромный ковер, неторопливо развер-
тывается и движется назад это поле со
шмелями, пчелами, бабочками и цвета-
Сон долго не приходил.
ми, необыкновенно отчетливыми и в то
Разве уснешь быстро, когда вокруг тебя
же время какими-то немножко ненастоя-
столько чудес, от которых почти отвыка- щими.
ешь, живя в городе, — звездное небо, Вспомнилось: так бывает, когда ты це-
темные замершие клубы кустов и деревь- лый день собирал ягоды. Перед тем как
ев, таинственные ночные звуки... заснуть, видишь лесные поляны, усеянные
А потом замелькало перед глазами зна- спелой земляникой, а ты будто рвешь эти
ягоды, рвешь, рвешь...
комое видение. Будто иду я по широкому
И подумалось: это, наверное, бывает
— до горизонта — многоцветнейшему лю-
всегда, когда целый день пристально вгля-
церновому полю, густая прохладная зе-
дываешься во что-нибудь под ярким сол-
лень с лиловыми, белыми, желтыми, ро-
нцем.
зовыми кистями соцветий раздвигается, А Сережа давно уснул, и ему тоже
уходя назад, и ясно-ясно видно каждый перед сном, наверное, виделось такое —
стебель, каждый цветок, каждый сочный множество насекомых над люцерновым
трехдольчатый лист. И еще будто над по- многоцветным полем.


Copyleft 2006, TedBeer
8
Виктор Гребенников «МОЙ МИР»
И видится мне, будто
медленно
лечу над люцерновым
полем с
разноцветными
бабочками, шмелями
и пчелами...




Кто ягоды видит, кто пчел и шмелей...
Мы спим.
Жемчужное небо светлой летней ночи
с редкими огоньками звезд обрамлено со
всех сторон зубчатой кромкой темного ле-
са. Даже на самых вершинах деревьев не
шелохнется ни один лист: березы тоже
спят, отдыхая от шума дневных жарких
ветров.
Козодой — ночная длиннокрылая пти-
ца — вынырнул из мрака, бесшумно
пролетел над росистыми травами, над
людьми, лежащими у кустов, шарахнулся
в сторону — и скрылся столь же бесшумно
в зарослях.
Вышел еж, хозяин ночных лужаек, по-
вел по сторонам длинным, влажным на
кончике носом, едва заметным в сумерках


Copyleft 2006, TedBeer
Глава I. «ЛЕТНЯЯ НОЧЬ» 9




Под утро клубком покатился по поляне и захрустел пчел и шмелей на этом громадном поле,
мне приснится
найденным в траве жуком. пересекая его раз за разом вдоль и попе-
нечто и вовсе
Прошелестела трава, кто-то в ней тихо рек и отмечая крестиком в колонках мар-
необыкновенное.
пискнул... Снова шорох, но уже дальше, шрутных листов каждое увиденное насе-
в глубине темного куста.
комое — и все это под палящим солнцем.
Мерцающая светло-желтая звезда все
Мы очень устали за день.
дальше и дальше отходит от вершины бе-
Сейчас мы крепко спим.
резы. ...Среди ночи я вдруг открываю глаза:
Но мы с Сережей не видим и не слы- большая ночная бабочка трепещет крыль-
шим этих чудес. Целый день мы считали ями над самым лицом. Потом подлетела

Copyleft 2006, TedBeer
Виктор Гребенников «МОЙ МИР» 10
А вот что я
Где-то неподалеку поет запоздалый ко-
увижу,
мар.
проснувшись...
От росы мне зябко. Поправив на Се-
реже одеяло, придвигаюсь к нему поплот-
нее, надо ведь выспаться; скоро, наверное,
уж и рассвет.
Странный сон приснился мне под утро.
Стою я будто у холста огромной панора-
мы, изображающей степь. На палитре у
меня — масляные краски, в руке — длин-
ная-предлинная кисть. Я смешиваю тем-
ную лазурь с белилами, и получается го-
лубой цвет, но краски какие-то тугие, не-
податливые, словно резиновые, и переме-
шиваются с трудом. Но почему я здесь?
Ведь эти громадные холсты, декорации,
краски, живопись — все это было давно-
давно, я уже много лет как энтомолог, —
неужели кто-то все перепутал? Наконец,
голубой цвет готов, примерно тот, что мне
нужен; приближаюсь к панораме — а
холст далеко-далеко — и накладываю маз-
ки на уже голубое небо... Однако небо
хоть и написано на холсте, но оно —
настоящее, высокое, и все то, что на этой
панораме: горизонт, степь, травы — тоже
все настоящее. Мне поручено сделать па-
нораму лучше, освежить, подправить, до-
писав ее масляными красками, но ведь
степь и небо — это часть мира, это весь
мир, вся природа. А красок мало, да они
какие-то неяркие, полузасохшие. И вдруг
осознаю, какая великая ответственность ле-
жит на мне: если сделаю что-нибудь не
так — как тогда? А если вообще испорчу
работу? Почему же я все-таки не знаю,
кто и когда мне ее поручил, эту работу,
и зачем я за нее взялся?
...Но вдруг, открыв глаза, вижу над
собою иной мир. Высокие деревья, верши-
ны которых уж тронуты солнцем, яркое
небо над ними, не такое, как во сне, а
серебристое, светлое, вижу стрекозу на
фоне этого неба, вылетевшую на первую
утреннюю охоту. Рядом спит Сережа. Вда-
леке знакомо гуднула электричка, окон-
чательно возвращая меня к действитель-
ности и быстро гася странное волнение,
что я испытал во сне.
к ветке, коснулась холодных росяных ка- Пройдет полчаса, и, вооружившись
пель, нависших на листьях, и с мягким пинцетами, лопатой, планшетом с картой,
«ф-р-р-р» исчезла в полумраке. мы превратимся в открывателей чудес,
Светлеет прохладное небо. Уже нет той могущих поспорить с самым фантастиче-
желтой звезды у вершины березы — она ским сном: мы будем наблюдать жизнь
или ушла за другое дерево, или поблекла обитателей нашей поляны, нашей завет-
в серебристой мгле короткой летней ночи. ной Страны Насекомых. Здесь, неподале-



Copyleft 2006, TedBeer
11
Глава I. «ЛЕТНЯЯ НОЧЬ»
ренная значками, с заголовком «Шмели-
ные Холмы». Почему «холмы» — не помню
и сам — просто это было «кодовое» на-
звание, необдуманное и случайное; много
лет спустя оно оказалось очень удачным:
от того, что траву с тех пор там никто
не косил — удалось организовать тут пер-
вый в стране заказник для насекомых, —
слой чернозема поднялся до пятнадцати
сантиметров, и весною или осенью, когда
нет трав, хорошо видно, что поляны и
опушки заказника становятся как бы по-
логими, но явственными холмами. Сегодня
нам предстоит поднимать дерновые и до-
щатые крышки шмелиных подземных до-
миков, чтобы наконец увидеть — что же
там, внутри заселенных ульев? Кроме то-
го, нам надлежит тщательно проверить,
кто и как заселил бумажные и тростни-
ковые трубочки разных калибров, плот-
ными связками уложенные под небольшие
навесы. Потому мы здесь и заночевали.
Солнце осветило деревья уже до поло-
вины. На коре ближней березы греются
кучками золотые и серые мухи, вяло взле-
тая и садясь на прежнее место. Это при-
метила стрекоза. Пройдя низко надо мной,
она вдруг взметнулась, громко зашелестев
крыльями, пошла свечой вверх — и схва-
тила неосторожную муху прямо в воздухе.
Возле нашего бивака жук-листоед вска-
рабкался на травинку. Потоптавшись на
ее вершине, приподнял надкрылья изум-
рудно-зеленого цвета, с трудом выпростал
ку от люцернового поля, закопали мы по
Жучок-листоед
из-под них слежавшиеся за ночь прозрач-
готовится к взлету. весне несколько десятков специальных де-
ные, будто целлофановые, крылья и грузно
ревянных домиков для шмелей. Многие из
полетел над росистой травой.
них — мы это уже знаем — шмели сами
разыскали и заселили. Найти их среди Я вылезаю из-под отсыревшего одеяла:
разросшихся трав поможет карта, испещ- пора будить Сергея.




Copyleft 2006, TedBeer
Глава II.
ДВОР
нодушен к необычным явлениям природы,
есть тут кое-что про биолокацию (лозо-
ходство), телекинез (перемещение предме-
тов без видимых причин), телепатию (пе-
редача мыслей на расстоянии), про НЛО
(неопознанные летающие объекты) и мно-
гое иное.
Случилось так, что именно насе-
комые — друзья моего детства — повели
меня в этот Мир Неведомого, от которого
у меня, повидавшего немало и прожившего
более шести десятков лет, и сейчас захва-
тывает дух и берет жалость: ну почему
же свои самые замечательные Тайны на-
секомые поведали мне не в юности или
даже не в зрелые годы, когда у меня был
достаточный запас времени, а сейчас, на
закате жизни? Ведь они, насекомые, почти
вплотную привели меня к уже приоткрыв-
шимся дверям, ведущим к постижению
тайн Материи, Времени, Пространства...
И оказалось: за каждой такой дверью
в Неведомое поначалу идет такая особая
тропинка, порой очень извилистая, порой
почти исчезающая; добро бы она была там
Иной читатель, юный иль взрослый,
одна, а то сделал несколько шагов — и
прочитав только что мою «Ночь на поля-
развилка, и остановишься в растерянности
не» или бегло полистав картинки — имен-
и изумлении, как тот витязь у былинного
но с них большей частью начинают зна-
камня с тремя надписями-указателями;
комство с книгой — разочаруется и за-
двинешься наугад по одной из стежек,
хлопнет книжку «про козявок», к которым
пройдешь сколько-то — и опять камень-
почему-либо у него «не лежит душа». А
загадка на распутье. И вот что замеча-
вот не торопитесь этого делать: эта книга
тельно; если ты любознателен, то тупико-
не только о насекомых и других мелких
вых дорожек в этой Стране Чудес нет
существах, но и о многом другом — о
вовсе, и каждая из них — и это я твердо
разных чудесных уголках нашей страны,
теперь знаю — ведет в свою особую Стра-
о судьбах Природы-кормилицы, о том,
ну Тайн и Находок, к новым развилкам
удастся ли ее сохранить и что может для
и перепутьям бесконечного, безграничного
этого сделать каждый; встретятся тут со-
Познания — высшего, как я убедился,
веты и для любителя помастерить, и для
счастья, которое только может испытать
юного художника. Для тех же, кто нерав-




Copyleft 2006, TedBeer
Глава II. «ДВОР» 13




У хруща ее, к несчастью, уже основательно изуве-
человек. Да еще приобрести тут же кру-
Полифилла адсперса
пицу Знаний, да таких, что с их помощью чили — и мы сами, и наши предшествен-
усики служат
можешь уже смело уложить несколько ники; впрочем, разговор об этом у нас
не только для
обоняния. Об этой кирпичиков в фундамент нашего общего впереди...
удивительной
Дома, который мы, люди, только-только Сибиряк я — с начала войны, с сорок
находке —
еще начали возводить на планете — но
в последующих главах. первого. И юность моя, и зрелые годы


Copyleft 2006, TedBeer

страница 1
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign