LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

во время занятий физическими упражнениями, быть легкой,
удобной, не стеснять движений, соответствовать по росту и
полноте, защищать от травм и механических повреждений. Важ-
ное значение имеют теплозащитные свойства одежды, ее ги-
гиенические свойства, а также гигиенические свойства тка-
76
ней, из которых она изготавливается (воздухопроницаемость,
паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гидроскопич-
ность, гибкость, сминаемость и др.) [5].
Теплозащитные свойства одежды зависят прежде всего [5]
от теплопроводности тканей, которые, в свою очередь, зави-
сят от пористости, структуры ткани, вида волокон и их пере-
плетения. Большой пористостью обладают меха, шерсть и фла-
нель. Хорошими теплозащитными свойствами обладают изделия
из лавсана, нитрона, поливинилхлоридных волокон.
Воздухопроницаемость обеспечивает поддержание тепло-
вого баланса с окружающей средой и удаление из пододежно-
го пространства углекислоты, влаги и кожных выделений. При
недостаточной вентиляции ухудшаются самочувствие и рабо-
тоспособность. Хорошей воздухопроницаемостью обладают
пористые и толстые шерстяные, суконные, трикотажные тка-
ни. Неплохо пропускают воздух изделия из лавсана и хлорина.
Низкой воздухопроницаемостью обладают изделия из плот-
ных хлопчатобумажных и льняных тканей, капрона и других
синтетических волокон. Ткани, покрытые различными водо-
упорными материалами, а также прорезиненная одежда пор
не имеют и, следовательно, полностью исключают воздухооб-
мен. Такая одежда хорошо защищает от ветра и дождя и долж-
на использоваться лишь в подобных случаях [5].
Паропроницаемость – способность пропускать водяные
пары как изнутри, так и снаружи. Она зависит от толщины и
пористости материала и должна обеспечивать сохранение нор-
мального теплообмена и выделение газообразных продуктов
жизнедеятельности.
Испаряемость – способность отдавать влагу путем испа-
рения. Шерсть теряет воду медленнее, чем хлопчатобумажная
ткань, поэтому и меньше охлаждает тело. Это свойство осо-
бенно важно учитывать при спортивных нагрузках в условиях
высокой температуры воздуха.
Водоемкость – способность материала задерживать влагу.
При намокании одежды увеличивается ее теплопроводность.
Теплопроводность смоченных шерстяных тканей возрастает в
1,6–2,2 раза, а хлопчатобумажных в 3-4 раза, поэтому одежда
после дождя или пропитывания потом сильнее охлаждает тело.
Намокшая ткань становится менее воздухопроницаемой. Плот-
ное белье почти совсем не пропускает воздуха, а у трикотажа
воздухопроницаемость уменьшается всего на 30 % [5].

77
Гигроскопичность – свойство тканей адсорбировать на сво-
ей поверхности пары из окружающего воздуха, поглощать пот
и влагу. Это особенно важно для обеспечения нормального теп-
лообмена. Высокая гигроскопичность материалов позволяет
поглощать испаряющийся пот с поверхности кожи во время
выполнения физических упражнений, одновременно сохраняя
на достаточном уровне теплозащитные свойства. Самой высо-
кой гигроскопичностью обладают шерстяные ткани. Хорошую
гигроскопичность имеют и трикотажные изделия из натураль-
ных волокон. Большинство синтетических тканей (капрон, ней-
лон и др.) негигроскопичны [5].
Гибкость тканей зависит от переплетения и плотности.
Трикотаж обладает наибольшей гибкостью, так как нити по-
лотна нефиксированы и подвижны относительно друг друга.
Для спортивных изделий необходим как можно более мягкий
и гибкий материал.
В настоящее время в спортивной одежде широко исполь-
зуются ткани из искусственных волокон и синтетических ма-
териалов. Синтетические ткани относительно дешевы и обла-
дают рядом ценных свойств: легкостью, прочностью,
стойкостью к различным воздействиям. Основными недостат-
ками большинства из них являются низкие гигроскопичность,
способность электризоваться и др. [5].
Одежда занимающегося обычно состоит из майки и тру-
сов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажно-
го костюма. Во время занятий в зимнее время применяется
спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветроза-
щитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье,
шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При силь-
ном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные
виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомен-
дуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и
т.п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повсед-
невной жизни [5].
Гигиенические требования к спортивной обуви
Они во многом совпадают с требованиями к спортивной
одежде. Спортивная обувь должна быть удобной, легкой, проч-
ной, мягкой и эластичной. Она должна иметь хорошую водо-
упорность, достаточную вентилируемость, после увлажнения
не терять гибкости и не изменять форму и размеры. Спортив-

78
ная обувь должна соответствовать погодным условиям и осо-
бенностям занятий различными видами физических упражне-
ний [5].
Материалы обуви должны быть прочными, обладать пло-
хой теплопроводностью (для зимней обуви), хорошей возду-
хопроницаемостью, защищать от сырости, охлаждения и ме-
ханических воздействий. Конструкция обуви должна иметь его
достаточную вентиляцию, предотвращающую перегревание
стоп и потливость. Все приведенные гигиенические требова-
ния взаимосвязаны и могут быть объединены в одно комплек-
сное требование – конструкция и материал обуви при носке
должны обеспечивать оптимальный микроклимат вокруг ног
человека: температура 21–33 0С, влажность 60–73 % (в обуви
из натуральной кожи – 64,3 %), содержание углекислоты –
0,8 % [5].
Важное значение имеет форма спортивной обуви. Она дол-
жна равномерно облегать стопу, фиксировать ее форму, не
сдавливать мягкие ткани стопы; не причинять боли как в со-
стоянии покоя, так и при движении; не ограничивать движе-
ния в суставах, а также обеспечивать максимальную свободу
движений. Носочная часть спортивной обуви по длине, шири-
не и высоте должна создавать возможность свободного движе-
ния пальцев. Подсводная часть обуви должна соответствовать
продольному своду стопы и обладать амортизационными свой-
ствами. Пяточная часть обуви должна создавать гнездо для пят-
ки, равномерно ее обхватывать, что обеспечивает ей устойчи-
вое положение [5].
Материалы спортивной обуви должны обладать способ-
ностью принимать и сохранять форму стопы под влиянием
внешних воздействий без значительных изменений внутрен-
ней формы и внешнего вида.
Спортивная обувь должна иметь минимальную массу, а ее
низ обладать амортизирующей способностью, т.е., ослаблять
силу ударов при движении: при восприятии нагрузки часть ее
поглощать, а часть рассредоточивать по площади опоры.
Весьма важно полное соответствие обуви спортсмена раз-
мерам стопы. Так, ограничение подвижности пальцев стопы в
обуви с зауженной носочной частью приводит к большим уси-
лиям при беге, уменьшению устойчивости, к быстрому ох-
лаждению из-за нарушения кровообращения (особенно зимой).
Недостаточная длина обуви приводит к сгибанию пальцев сто-

79
пы, к натиранию их обувью. В чрезмерно свободной обуви сто-
па теряет устойчивость, может подвергаться повреждениям
связочного аппарата и суставов.
Нерациональная форма стелечной поверхности подсвод-
ной части часто вызывает хроническое утомление мышц, под-
держивающих свод стопы, что может привести к плоскосто-
пию, а недостаточная амортизационная способность усиливает
сотрясение организма спортсмена при беге и прыжках [5].
Для изготовления спортивной обуви применяются различ-
ные материалы: кожа, ее заменители, резина и др. Лучшим
материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она
прочная, достаточно мягкая и эластичная, хорошо защищает
от сырости и механических повреждений, малотеплопровод-
на, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает спо-
собностью сохранять форму и размеры после увлажнения и
последующего высушивания.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя и как осуществляется личная гигиена сту-
дента?
2. Какие гигиенические требования предъявляются к спортивной
одежде?
3. Какие гигиенические требования предъявляются к спортивной
обуви?




80
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. – М.: Физ-
культура и спорт, 1987. – 144 с., ил.
2. Галицкий А.В. Баня парит – здоровье дарит. – М.: Па-
норама, 1991. – 64 с.
3. Гигиена труда /Под ред. К.С.Петровского: В 2 т. Т. 1. –
М.: Медицина, 1971. – 512 с.
4. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Но-
восибирск: Наука, 1980. – 192 с.
5. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для
ин-тов и техн. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт,
1999. – 368 с., ил.
6. О беге – почти все /Сост. А.Н.Коробов. – М.: Физ-
культура и спорт, 1986. – 64 с.
7. Основы теории и методики физической культуры: Учеб-
ник для техн. физ. культуры /Под ред. А.А.Гужаловского. – М.:
Физкультура и спорт, 1986. – 352 с., ил.
8. Руденик В.В. Оздоровительный бег: Учеб.–метод. посо-
бие. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 89 с.
9. Физиология человека: Учебник для техн. физ. культуры /
Под ред. В.В.Васильевой. – М.: Физкультура и спорт, 1984. –
319 с., ил.
10. Физическая культура студента: Учебник /Под ред. В.И.
Ильина. – М.: Гардарики, 2001. – 448 с.
11. Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В.А.Голо-
вина, В.А.Масляка, А.В.Коробкова и др. – М.: Высш. школа,
1983. – 391 с.
12. Физическое воспитание студентов основного отделе-
ния: Учебник для студентов вузов /Под общ. ред. проф. Н.Я.
Петрова, проф. А.В.Медведя. – Мн.: БГУИР, 1997. – 711 с.




81
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................3
Лекция 1. Физическое воспитание и спорт в вузе ..................4
1.1. Цель и задачи физического воспитания
студентов в вузе..................................................................4
1.2. Система физического воспитания в вузе....................6
1.3. Формы спортивно-массовой и физкультурно-
оздоровительной работы в вузе........................................11
Лекция 2. Физическая культура как социальное явле-
ние, часть культуры общества и личности.............14
2.1. Физическая культура как часть культуры общества
и специфическая сфера человеческой деятельности......14
2.2. Формы и функции физической культуры..................17
2.3. Основные аспекты воспитания физической
культуры личности............................................................21

Лекция 3. Естественнонаучные основы физического
воспитания студентов...................................................22
3.1. Организм человека как единая биологическая
система..............................................................................23
3.2. Мышечная деятельность – необходимое условие
развития организма и улучшения здоровья.....................28
3.3. Основы овладения двигательными действиями........29
Лекция 4. Врачебно-педагогический контроль в процессе
физического воспитания студентов..........................36
4.1. Врачебный контроль...................................................36
4.2. Педагогический контроль...........................................42
Лекция 5. Основы организации здорового образа жизни
студентов........................................................................46
5.1. Понятие «здоровье», его содержание........................46
5.2. Здоровый образ жизни студентов...............................48
5.3. Составляющие характеристики здорового образа
жизни..............................................................................50


82
Лекция 6. Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями......................................54
6.1. Самостоятельные занятия как компонент системы
физического воспитания студентов.................................55
6.2. Направления, формы и содержание самостоя-
тельных занятий................................................................56
6.3. Самоконтроль в физическом воспитании
и спорте.............................................................................60
Лекция 7. Профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов.....................................................66
7.1. ППФП в системе физического воспитания
студентов...........................................................................66
7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов.............69
7.3. Средства ППФП студентов......................................71
Лекция 8. Гигиенические основы физического
воспитания студентов...................................................73
8.1. Личная гигиена студента ............................................74
8.2. Гигиена спортивной одежды и обуви........................78

Рекомендуемая литература......................................................82




83
Учебное издание


Городилин Станислав Кузьмич
Руденик Виктор Владимирович

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Тексты лекций




Редактор Н.П.Дудко
Компьютерная верстка: В.И.Карасик

Сдано в набор 26.05.2002. Подписано в печать 14.10.2002.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная №1.
Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл.печ.л. 5,11. Уч.-изд.л. 5,13. Тираж 120 экз. Заказ .

Учреждение образования «Гродненский государственный
университет имени Янки Купалы».
ЛВ №96 от 02.12.97. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно.

Отпечатано на технике издательского отдела
Учреждения образования «Гродненский государственный
университет имени Янки Купалы».
ЛП №111 от 29.12.97. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно.

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign