LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вне вуза;
• самодеятельные занятия по прикладным видам спорта
вне вуза;
• самостоятельные занятия;
• соревнования по прикладным видам спорта.
Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоро-
вительные и спортивно-массовые мероприятия.


7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов
Двигательную деятельность человека, его трудовую актив-
ность определяют такие компоненты, как мышечная сила,
выносливость, быстрота, координация движений, способность
к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция
выбора и другие психофизические качества. Общепризнано,
что все эти составляющие также, как и профессиональные
свойства личности, в определенных условиях и пределах тре-
нируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятель-
ность» по психофизическим компонентам аналогично поня-

67
тию «спорт». Сходны и принципиальные требования и условия
их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на пси-
хофизиологическое тождество процесса физической культуры
и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях фи-
зической культурой и спортом можно моделировать отдельные
элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержа-
ние ППФП:
• формы (виды) труда специалистов данного профиля;
• условия и характер труда;
• режим труда и отдыха;
• особенности динамики работоспособности специалис-
тов в процессе труда и специфика их профессионального утом-
ления и заболеваемости.
Формы (виды) труда. Основные формы труда – физичес-
кий и умственный. Разделение труда на «физический» и «ум-
ственный» носит условный характер. Однако такое разделение
необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику рабо-
тоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также
подобрать средства физической культуры и спорта в целях под-
готовки к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, ком-
фортность производственной сферы) влияют на подбор средств
физической культуры и спорта для достижения высокой рабо-
тоспособности и трудовой активности человека, а следователь-
но, определяют конкретное содержание ППФП специалистов
в определенной профессии.
Характер труда также определяет ППФП, ибо для того,
чтобы правильно подобрать и применить средства физической
культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмо-
циональной нагрузкой работает специалист, как велика зона
его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда
специалистов одного и того же профиля может быть разным
даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполня-
ют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных
функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные
психофизические нагрузки, поэтому нужны разные приклад-
ные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомен-
дации по применению средств физической культуры и спорта
в режиме труда и отдыха.

68
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физичес-
кой культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый
уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональ-
ным режимом труда и отдыха на любом предприятии считает-
ся такой режим, который оптимально сочетает эффективность
труда, индивидуальную производительность, работоспособ-
ность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необ-
ходимо знать и учитывать организационную структуру и осо-
бенности производственного процесса, а также проводить со-
вместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку
между основным трудом и деятельностью человека в свобод-
ное время существует объективная связь.
Динамика работоспособности специалистов в процессе
труда – интегральный фактор, определяющий конкретное со-
держание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные
элементы процесса труда путем подбора физических упражне-
ний, необходимо знать особенности динамики работоспособ-
ности специалистов при выполнении различных видов про-
фессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую»
работоспособности на основе фиксированных показателей:
через определенные отрезки времени измеряют те или иные
показатели исполнителя: величину выработки, время, затра-
ченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические
показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тре-
мора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зри-
тельно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая»
работоспособности определяется и для одной рабочей смены,
и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода рабо-
ты. Она может служить началом разработки рекомендаций по
направленному применению средств физической культуры как
в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.


7.3. Средства ППФП студентов
Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особен-
ностей учебного процесса на каждом факультете и специфики
будущей профессиональной деятельности студентов.
Средства ППФП студентов классифицируются следующим
образом:

69
• прикладные физические упражнения и отдельные эле-
менты различных видов спорта;
• прикладные виды спорта;
• оздоровительные силы природы и гигиенические фак-
торы;
• вспомогательные средства, обеспечивающие качества
учебного процесса по разделу ППФП.
Основным средством ППФП студентов является физичес-
кое упражнение. При подборе упражнений следует учитывать,
чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало
формируемым физическим качествам.
Напряженная умственная деятельность студентов в про-
цессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной
активностью приводит к снижению общей и умственной ра-
ботоспособности и состояния здоровья.
Уровень умственной работоспособности, безусловно, за-
висит от состояния здоровья и общей работоспособности, а
способность человека длительно выполнять умственную или
физическую работу определяется выносливостью, обусловли-
ваемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и ды-
хательной систем. Важным фактором, определяющим совер-
шенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем
молодого организма студентов, является оптимальное сочета-
ние умственных нагрузок и разнообразных средств физичес-
кой культуры.
Из многочисленных физических упражнений наиболее
целесообразными и доступными в применении следует счи-
тать циклические упражнения, такие, как бег, ходьба, туризм,
плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, кото-
рые характеризуются множеством циклических и ацикличес-
ких движений и высокой эмоциональностью.
Умелое сочетание циклических упражнений со спортив-
ными играми дает положительные сдвиги не только в разви-
тии выносливости, но и других физических качеств (быстрота,
ловкость, сила, гибкость).
При акцентированном воспитании физических качеств в
содержании учебных занятий обычно увеличивается объем спе-
циальных упражнений, развивающих одно или несколько ка-
честв, и устанавливаются соответствующие учебные нормати-
вы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов
спорта производится опытным путем по принципу соответ-

70
ствия их особенностям профессиональных качеств и двигатель-
ных навыков. Для этого сначала составляется так называемая
профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (ком-
плекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих
конкретной профессии).
Каждый вид спорта способствует совершенствованию оп-
ределенных физических и психических качеств. И если эти ка-
чества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного
совершенствования, совпадают с профессиональными, то та-
кие виды спорта считают профессионально-прикладными.
Элементы состязательности, сопряженные с повышенны-
ми физическими и психическими нагрузками, позволяют ши-
роко использовать спорт в процессе профессионально-приклад-
ной физической подготовки студентов. Однако занятия
прикладными видами спорта – не единственный способ ре-
шения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за не-
достаточной избирательности и неполного охвата задач этой
подготовки будущего специалиста к любой конкретной про-
фессии.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факто-
ры – обязательные средства ППФП студентов, особенно для
воспитания специальных прикладных качеств, обеспечиваю-
щих продуктивную работу в различных географо-климатичес-
ких условиях. С помощью специально-организованных занятий
можно достичь повышенной устойчивости организма к холо-
ду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям темпера-
туры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением
приемам закаливания организма и выполнения гигиенических
мероприятий, а также мероприятий по ускорению восстано-
вительных процессов в организме (специальные водные про-
цедуры, различные бани и др.).
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее
эффективность, – это различные тренажеры, специальные тех-
нические устройства и приспособления, с помощью которых
можно моделировать отдельные условия и характер будущего
профессионального труда.
Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях
по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессио-
нальные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том,
что с их помощью закладываются функциональные основы,
расширяется диапазон двигательных умений, способствующих

71
быстрому освоению профессиональных действий, умений и
навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются
именно профессиональные действия и умения в облегченных
или усложненных условиях, а это является уже задачей не ка-
федры физического воспитания, а выпускающих кафедр уни-
верситета.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение профессионально-прикладной физической
подготовки. Каковы ее задачи?
2. Что такое профессионально-прикладные физические качества?
Каково их значение?
3. Назовите факторы, определяющие содержание ППФП.
4. Какие выделяют наиболее эффективные средства профессиональ-
но-прикладной физической подготовки студентов?


Лекция 8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯСТУДЕНТОВ

1. Личная гигиена студента.
2. Гигиена спортивной одежды и обуви.

Охрана и укрепление здоровья людей – важнейшая госу-
дарственная задача. Профилактическое направление является
в здравоохранении основополагающим. Профилактика пред-
ставляет собой комплекс мероприятий, направленных на обес-
печение высокого уровня здоровья людей, их творческого дол-
голетия, устранение различных причин заболеваний,
повышение защитных сил организма, улучшение условий тру-
да и быта, отдыха населения, охрану окружающей среды. Она
осуществляется путем комплексных программ, включающих
различные социально-экономические, медико-санитарные и
общественные мероприятия по охране здоровья людей.
Медико-санитарные мероприятия по охране здоровья на-
селения осуществляются в соответствии с положениями про-
филактической медицины, в основе которой лежит гигиена.
Гигиена (от греч hygieinos – здоровый) – область медици-
ны, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье
человека и разрабатывающая меры профилактики заболева-
ний, обеспечения оптимальных условий существования, со-
хранения здоровья и продления жизни.

72
Практические мероприятия по осуществлению требова-
ний гигиены в целях охраны и укрепления здоровья населения
осуществляет санитария.
Санитария (от лат. sanitas – здоровье) – отрасль здраво-
охранения, занимающаяся разработкой и проведением прак-
тических санитарно-гигиенических и противоэпидемиологичес-
ких мероприятий.
Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществ-
ляется путем законодательных актов и санитарного законода-
тельства, предупредительного и текущего санитарного надзо-
ра, санитарного просвещения, диспансеризации.


8.1. Личная гигиена студента
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный
режим; уход за телом и полостью рта; отказ от вредных привы-
чек. Выполнение требований личной гигиены имеет не только
индивидуальное, но и социальное значение, т.к. пренебреже-
ние ими может привести к распространению заболеваний в
коллективе.
Уход за телом
Уход за телом включает в себя гигиенические мероприя-
тия по уходу за кожей, руками, ногами и др.
Уход за кожей. Кожные покровы выполняют многообраз-
ные физиологические функции: защиту внутренней среды орга-
низма, выделение продуктов обмена и распада, теплорегуля-
цию, поэтому здоровье человека, его работоспособность и
сопротивляемость различным заболеваниям во многом зави-
сят от состояния кожи тела. Основа ухода за кожей – регуляр-
ное мытье горячей водой с мылом и мочалкой не реже одного
раза в 4-5 дней (душ, ванна, баня). После этого обязательно
меняется нательное белье. Наиболее загрязняемые участки тела
(лицо, шея и др.) необходимо мыть с мылом каждый день
утром и вечером.
При занятиях физическими упражнениями кожа загряз-
няется больше, чем обычно, поэтому после тренировки сле-
дует обязательно принимать теплый душ. Он не только хорошо
очищает кожу, но и оказывает благоприятное действие на не-
рвную и сердечно-сосудистую системы, повышает обмен ве-
ществ и улучшает восстановительные процессы. После душа
73
необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать лег-
кий массаж основных мышечных групп.
Улучшить функции кожи и укрепить здоровье поможет баня.
В настоящее время наибольшей популярностью в нашей стра-
не пользуются паровая (русская) баня и суховоздушная (фин-
ская) – сауна. Каков же механизм действия бани? Рассмотрим
его на примере русской бани. Заложенные в печи камни нагре-
ваются до 700 0. От них исходит сильный жар, температура воз-
духа 40–60 0С, относительная влажность 80–100 %. Кожа на-
гревается и передает тепло всему организму. Усиливается обмен
веществ, ЦНС, чтобы избежать перегрева организма, более
интенсивно выводит излишки тепла с потом. С потом выходят
также токсичные вещества, и баня является своего рода уско-
рителем их вывода. Настоящая русская баня немыслима без
холодной воды. После банного жара – в бассейн или под душ.
На разумном сочетании таких раздражителей, как жар и хо-
лод, и построен широкий спектр физиологического воздей-
ствия бани. Жар бани мягко снимает с верхнего слоя кожи
отжившие, омертвевшие клетки (роговой слой), что активи-
зирует восстановление кожного покрова, который за сутки в
среднем меняет свою двадцатую часть. Установлено также, что
продолжительность родов у тех, кто посещал баню, в среднем
сократилась втрое, что обусловлено увеличением эластичнос-
ти связок, снижением нервного и мышечного напряжения.
Нередки случаи, когда у беременных начинается варикозное
расширение вен. Благодаря тренировке сосудов жаром и холо-
дом риск такого расстройства у тех, кто дружит с баней, го-
раздо меньше. Издавна баней пользуются, чтобы похудеть.
В сауне температура воздуха 70–110 0С, а относительная
влажность очень низкая – 5–15 %.
Всем ли баня пойдет на пользу? Современная медицина
считает, что баня противопоказана в острой стадии всех бо-
лезней, при обострении хронических заболеваний, когда по-
вышается температура. Нельзя пользоваться баней при воспа-
лительных заболеваниях сердца, неуместна эта процедура и
после инфаркта миокарда, при воспалительных заболеваниях
коронарных сосудов, сердечных заболеваниях с признаками
тахикардии (резкое учащение сердечных сокращений) и всех
формах гипертонии, сопровождающихся сердечной или почеч-
ной недостаточностью. Не следует забираться на банный по-
лок и при острых лихорадочных заболеваниях, малокровии,

74
явно выраженном склерозе сосудов, травме головного мозга,
туберкулезе легких, эпилепсии. Нельзя париться при болезни
Боткина, язвенной болезни со склонностью к кровотечению,
обширных воспалительных процессах на коже, заболеваниях
глаз и ушей. В каждом отдельном случае рекомендуется про-
консультироваться с врачом.
В гигиенических целях баню рекомендуется посещать 1-2
раза в неделю. В бане следует придерживаться следующих пра-
вил. До входа в парильню принимается теплый душ, затем об-
тирают тело досуха. После этого заходят в парильню, где сна-
чала 4–6 мин находятся внизу, а затем, прогревшись,
поднимаются на верхнюю полку и находятся на ней в зависи-
мости от самочувствия (примерно 5–8 мин).
В русской бане рекомендуется париться с веником. Веник
(лучше березовый или дубовый) нужно предварительно рас-
парить в горячей воде. Париться желательно с помощью това-
рища в положении лежа на животе. Движения веником выпол-
няют от стоп к ягодицам и затем по спине к верхним
конечностям, а от них книзу по боковым поверхностям тела.
После 3-4 таких серий производят постегивания и поглажива-
ния тела веником. Кроме того, выполняют похлестывания и
припаривания. Перед похлестыванием веник поднимают вверх
и нагревают в верхних слоях воздуха, а затем 3-4 раза похлес-
тывают им по телу. После этого, еще раз подняв и нагрев ве-
ник, на короткое время прижимают его к телу. Такие припари-
вания начинают со спины и последовательно выполняют на
пояснице, ягодицах, боковых поверхностях бедер, исключая
подколенную область [5].
Перед выходом из парильни следует около 5 мин побыть
внизу, после этого принимают душ (температура воды зависит
от закалки парильщика, вплоть до максимально холодной).
После бани необходим кратковременный отдых. Количество
заходов в парильню (не более 2-3 раз) и длительность пребы-
вания в ней зависят от индивидуальных особенностей и само-
чувствия. Начинающим рекомендуется делать один заход про-
должительностью 5–7 мин. Следует помнить, что баня
предъявляет большие требования к организму, и поэтому не
следует ею злоупотреблять.
При пользовании баней рекомендуется также строго вы-
полнять следующие общегигиенические требования: не посе-
щать баню непосредственно после обильного приема пищи,

75
незадолго до сна, при сильном утомлении, не принимать до и
после бани спиртных напитков.
Уход за руками требует особого внимания, т.к. находящи-
еся на них патогенные микробы, а иногда и яйца гельминтов
могут переноситься на продукты питания и посуду. Особенно
много микробов (около 95 %) скапливается под ногтями. После
посещения туалета, выполнения различных работ и перед едой
следует обязательно мыть руки с мылом.
В результате выполнения физических упражнений на ру-
ках могут появиться мозоли, которые являются физиологичес-
ким приспособлением тканей к длительному давлению пред-
метами. Мозоли рекомендуется удалять с помощью пемзы. С
целью предупреждения их появления используют различные
защитные приспособления для ладоней.
Уход за ногами должен осуществляться систематически. Это
особенно необходимо при их повышенной потливости, спо-
собствующей появлению потертостей, местных воспалитель-
ных процессов и мозолей. Поэтому необходимо ежедневно на
ночь мыть ноги с мылом, часто менять носки [5].
При появлении сухих мозолей их следует своевременно
удалять с помощью мозольного пластыря или мозольной жид-
кости. В целях профилактики грибковых заболеваний следует
пользоваться только своими вещами, в раздевалках и душевых
нужно пользоваться индивидуальными шлепанцами. После мы-
тья ног в общественном месте следует досуха вытирать стопы
и межпальцевые промежутки.


8.2. Гигиена спортивной одежды и обуви
Одежда и обувь, специально предназначенные для заня-
тий физическими упражнениями, должны обеспечивать бла-
гоприятные условия жизнедеятельности организма в различ-
ных метеорологических условиях и соответствовать правилам
гигиены [5].
Гигиенические требования к спортивной одежде. Она долж-
на поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign