LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Росто-весовый показатель вычисляется по формуле:
рост (см) – 100 = масса (кг).
Коэффициент пропорциональности (КП):
L1 ? L 2
EI = ?100,
L2
где L 1 – длина тела в положении стоя, L 2 – длина тела в по-
ложении сидя. В норме КП = 87–92 %. Этот показатель исполь-
зуется главным образом в спортивной ориентации и спортив-
ном отборе: лица с низким КП имеют более низкое
расположение центра тяжести, что дает им преимущества при
выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости
тела в пространстве (борьба и др.). И, наоборот, лица с КП
более 92 % имеют преимущества в тех видах спорта, где более
высокое расположение центра тяжести при прочих равных ус-
ловиях позволяет добиваться значимых результатов.
Жизненный показатель – отношение ЖЕЛ к массе тела (г).
Показатель ниже 65–70 мл/г у мужчин и 55–60 мл/г у женщин

39
свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких
либо об избыточной массе.
Силовой индекс – это отношение силы кисти более силь-
ной руки (кг) к массе тела. В среднем силовой индекс у муж-
чин равен 0,70–0,75, у женщин – 0,50–0,60.
Индекс пропорциональности развития грудной клетки – это
разница между окружностью грудной клетки (в паузе) и поло-
виной длины тела. Если разница равна 5–8 см для мужчин и 3-
4 см для женщин или превышает названные цифры, это ука-
зывает на хорошее развитие грудной клетки.

Тестирование функционального состояния
Здоровье, функциональное состояние и тренированность
студентов можно определить с помощью функциональных проб
и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают
общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками.
Оценка функциональной подготовленности осуществляется
также с помощью физиологических проб. К ним относятся кон-
троль за частотой сердечных сокращений (ЧСС, см. главу 6.3)
и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния
дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внут-
ренней среды организма насыщаться кислородом применяют
пробу Штанге и пробу Генчи.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5–7
минут отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова
вдох (примерно на 80–90 % от максимального) и задержите
дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекра-
щения. Продолжительность задержки дыхания зависит не только
от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но
и от волевых усилий человека, поэтому различают время чис-
той задержки и волевой компонент. Начало последнего фикси-
руется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюш-
ной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6–18
лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пре-
делах 16–55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица
задерживают дыхание на вдохе в течение 40–50 секунд, а тре-
нированные спортсмены – от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием
тренированности время задержки дыхания возрастает, а при
утомлении – снижается.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полно-
го выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание.
Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на
20–30 секунд, тренированные – на 90 секунд и более.

40
При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после
инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и
переутомления, в результате которых ухудшается общее функ-
циональное состояние организма, продолжительность задерж-
ки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается. Эти пробы реко-
мендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием,
записывая результаты в дневник самоконтроля (лекция 6).
Одномоментная функциональная проба с приседанием. Ис-
пытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й
минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин
(исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседа-
ний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом ко-
леней в стороны, с сохранением туловища в вертикальном по-
ложении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота
пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличе-
ние ЧСС после приседаний определяется сравнительно с ис-
ходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично –
20 и менее, хорошо – 21–40, удовлетворительно – 41–65,
плохо – 66–75, очень плохо –76 и более.
В практике врачебного контроля используются и другие
функциональные пробы [10].
По результатам медицинского осмотра терапевт опреде-
ляет медицинскую группу для занятий физическими упражне-
ниями (основную, подготовительную или специальную). Кро-
ме этого, некоторые студенты направляются на лечебную
физкультуру (ЛФК), других по состоянию здоровья на некото-
рое время освобождают от практических занятий. Результаты
по всем разделам обследования должны быть представлены на
кафедру физического воспитания и спорта.


4.2. Педагогический контроль
Педагогический контроль – это планомерный процесс по-
лучения информации о физическом состоянии занимающихся
физическими упражнениями. Полноценный контроль требует
от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих
правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимаю-
щихся, выявление недочетов в собственных действиях, опре-
деление степени пригодности и эффективности средств, ме-
тодов и организационных форм работы в конкретных условиях
и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение за-
меченных недостатков или же предупреждение их на последу-
ющих занятиях.
41
Содержание педагогического контроля:
• контроль за посещаемостью занятий;
• контроль за тренировочными нагрузками;
• контроль за состоянием занимающихся;
• контроль за техникой упражнений;
• учет спортивных результатов;
• контроль за поведением во время соревнований.
Виды педагогического контроля. Широко распространен-
ными видами педагогического контроля за проведением заня-
тий по физическому воспитанию являются: 1) хронометриро-
вание деятельности занимающихся на занятии; 2) определение
физической нагрузки во время занятия; 3) контрольные ис-
пытания; 4) педагогические наблюдения за учебно-воспита-
тельным процессом.
Хронометрирование занятия
Одним из показателей эффективности занятия является
его плотность. Различают общую (педагогическую) и двига-
тельную (моторную) плотность занятия.
Общей плотностью называется отношение педагогически
оправданных затрат времени к продолжительности занятия.
Двигательной плотностью принято считать отношение вре-
мени, использованного непосредственно на любую двигатель-
ную деятельность занимающихся во время занятия, к его об-
щей продолжительности.
Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды
педагогической деятельности, его задания и педагогические
приемы могут быть полностью или частично целесообразными.
В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся
бывают рациональными или нерациональными. Педагогичес-
ки оправданными затратами времени можно считать лишь те,
которые необходимы для решения задач данного занятия и
воспитания занимающихся.
При оценке полученных данных следует иметь в виду, что
общая плотность полноценного занятия должна приближаться
к 100 %. Что касается двигательной плотности, то в зависимо-
сти от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на
занятиях совершенствования техники действия и развития дви-
гательных качеств она может достигать 70–80 %, а при разу-
чивании двигательных действий и формировании знаний, тре-
бующих значительных затрат времени на умственную
деятельность занимающихся, двигательная плотность может на-
ходиться в переделах 50 %.

42
Определение физической нагрузки во время занятия
Физическую нагрузку можно измерять различными спо-
собами, но наиболее доступным из них и поэтому самым рас-
пространенным является измерение частоты ударов пульса. На
занятии у одного из студентов средней подготовленности под-
считывают пульс 8–10 раз. Как правило, пульс измеряют пе-
ред началом занятия, перед решением каждой из задач заня-
тия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед
подготовительной частью занятия, после нее, перед выполне-
нием и после выполнения упражнений, с помощью которых
решаются главные задачи занятия, перед заключительной ча-
стью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 с
и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в мину-
ту. По окончании занятия составляют кривую нагрузки, откла-
дывая по горизонтали время (мин) с указанием частей заня-
тия, а по вертикали – частоту сердечных сокращений. По этой
кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в
плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь
в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимо-
сти от характера и величины мышечной работы, но и под вли-
янием эмоций, которые на занятиях по физическому воспита-
нию нередко достигают значительной силы. Поэтому
относительно правильная оценка показателей пульсометрии
возможна лишь при учете данных педагогического наблюде-
ния, которые частично фиксируются в протоколе.
Контрольные испытания
В целях контроля за результативностью педагогического
процесса проводится проверка физической подготовленности
студентов. Контрольные испытания позволяют выявить уровень
развития отдельных физических качеств, сравнить этот уро-
вень с нормативными показателями и на этой основе соста-
вить обоснованные планы направленного развития физичес-
ких качеств студентов.
В практике физического воспитания в учебных заведениях
используются следующие тесты:
• бег на 100 м (оценка скоростных способностей);
• прыжок в длину с места (показатель развития силовых
способностей мышц ног);
• подтягивание в висе (юноши) (показатель локальной
силовой выносливости);
• бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (показатель спе-
циальной выносливости);
• бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов
(показатель общей выносливости);
43
• поднимание туловища из положения «лежа на спине
руки за головой» для студенток (показатель силовой выносли-
вости мышц туловища) и др.
Для того, чтобы полученные при тестировании показате-
ли были достоверны, повторные испытания должны прово-
диться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток,
по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер пред-
шествующей двигательной активности студентов в дни тести-
рования не имел существенных отличий. Вначале проводятся
испытания в беге на 100 м, затем – в прыжках, подтягивании
и в беге на выносливость. В начале учебного года тесты прово-
дятся контрольные тесты, в конце –фиксирующие изменения
за прошедший учебный год.
Основные контрольные нормативы, утвержденные для сту-
дентов Гродненского государственного университета имени
Янки Купалы, представлены в таблице 1.
Оценка результатов тестирования. Для комплексной оценки
физической подготовленности студентов целесообразно при
постоянном количестве тестов оценивать изменения по каж-
дому тесту, характеризующему отдельные стороны подготов-
ленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подго-
товленности в целом.
Таблица 1
Тесты и контрольные нормативы, установленные для студентов
Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
Тесты Пол Оценка
5 4 3 2 1
Бег 100 м, с Д 15,5 16,5 17,4 18,0 19,0
М 13,0 13,5 14,0 14,3 14,7
Бег 2000 м, мин Д 10,,00,0 10,30,0 11,00,0 11,30,0 12,10,0
Бег 3000 м, мин М 12,00,0 12,30,0 13,15,0 13,40,0 14,10,0
Прыжок в длину с места, см Д 200 185 170 160 140
М 250 235 225 210 200
Поднимание туловища из Д 42 35 30 25 20
положения «лежа на спине руки
за головой»,
раз /мин
Поднимание ног в висе до М 10 8 6 4 2
касания перекладины, раз
Подтягивание в висе лежа Д 16 12 8 6 4
(высота перекладины 110 см), раз
Подтягивание на перекладине, М 15 12 10 8 5
раз
Сумма баллов по пяти тестам Д 23 18 13 8 3
М 23 18 13 8 3


44
Педагогические наблюдения и анализ занятия
Наиболее полную информацию о продуктивности заня-
тия дает непосредственное наблюдение за деятельностью пре-
подавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на
решение планируемых учебно-воспитательных задач.
Педагогическое наблюдение может быть полным, когда
контролируются все стороны и результаты преподавания и уче-
ния, или частичным, когда анализируется какая-либо отдель-
ная сторона деятельности педагога (составление конспекта за-
нятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов
(сознательность и самостоятельность, значение теоретических
сведений и т.п.).

Контрольные вопросы

1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям по физи-
ческому воспитанию, к спортивным тренировкам.
2. Методы антропометрических индексов, функциональных проб
для оценки физического развития и физической подготовленности.
3. Педагогический контроль, его содержание.


Лекция 5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

1. Понятие «здоровье», его содержание.
2. Здоровый образ жизни студентов.
3. Составляющие характеристики здорового образа жизни.


5.1. Понятие «здоровье», его содержание
Жизнь человека во многом зависит от состояния его здо-
ровья. Практически все стороны деятельности личности – про-
изводственно-трудовая, семейная, бытовая, духовная, учеб-
ная и другие – в конечном счете, определяются уровнем
здоровья. Если рассматривать удельный вес условий, опреде-
ляющих состояние здоровья, то оказывается, что здравоохра-
нение, медицинская активность составляет 8–10 %; внешняя
среда, природно-климатические условия – 17–20 %, генети-
ка, биология человека – 18–22 %, образ жизни – 49–53 %.
Как видно из приведенных данных, ведущим фактором,
влияющим на уровень здоровья, является организация здорово-
45
го образа жизни человека. Основными факторами риска обра-
за жизни выступают: вредные условия труда, плохие матери-
ально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно вы-
сокий уровень урбанизации, несбалансированное,
неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение,
употребление наркотиков.
Понятие «здоровье» определяется как нормальное психо-
соматическое состояние человека, отражающее его полное фи-
зическое, психическое и социальное благополучие, обеспечи-
вающее полноценное выполнение трудовых, социальных и
биологических функций.
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходя-
щая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень
на иерархической лестнице ценностей, а также в системе та-
ких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы,
гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд,
программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосо-
стояния населения, удовлетворения его естественных первич-
ных потребностей относительная ценность здоровья все боль-
ше возрастает.
Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологи-
ческий – изначальное здоровье, предполагающее саморегуля-
цию организма, гармонию физиологических процессов и мак-
симальную адаптацию; социальный – здоровье как мера
социальной активности деятельного отношения индивида к
миру; личностный (психологический) – здоровье как отрицание
болезни в смысле ее преодоления.
Ценностями могут выступать биологическое, психофизи-
ологическое состояние человека (жизнь, здоровье), условия
общественной жизни (социальное и природное), в которых
происходит формирование, развитие, удовлетворение потреб-
ностей, а также предметы и средства их реализации – продук-
ты материального и духовного производства.
Ценностный подход требует учитывать мотивационно-лич-
ностное отношение индивида к здоровью, которое может вы-
ражаться не только в форме определенного практического по-
ведения, но и в виде психологического контроля, мнений,
суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже
если она не осознается человеком; она может быть и скрытой
(латентной). Как показывает практика, большинство людей цен-
ность здоровья осознают только тогда, когда оно находится
под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает
в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

46
Здоровье, будучи качественной характеристикой личнос-
ти, способствует достижению многих других потребностей и
целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достиже-
ния других жизненных целей для людей важнее, чем ценность
здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и
полноценную жизнь. Эти две характеристики здоровья как со-
циальной ценности находятся в противоречии друг с другом.


5.2. Здоровый образ жизни студентов
Здоровье студенчества во многом определяется образом
жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне
общественного сознания, в сфере культуры, образования, вос-
питания.
Образ жизни студента можно охарактеризовать как опре-
деленный способ интеграции его потребностей и соответству-
ющей им деятельности. Структура образа жизни выражается в
тех отношениях субординации и координации, в которых на-
ходятся разные виды жизнедеятельности.
Cостояние здоровья студентов во многом зависит от об-
раза жизни. В связи с этим повышенное внимание обращается
на организацию здорового образа жизни студентов.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую
структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой ха-
рактерны единство и целесообразность процессов самоорга-
низации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития,
направленных на укрепление адаптивных возможностей орга-
низма, полноценную самореализацию своих сущностных сил,
способностей в общекультурном и профессиональном разви-
тии, жизнедеятельности в целом.
Здоровый образ жизни создает для личности такую соци-
альную микросреду, в условиях которой возникают реальные
предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работо-
способности, трудовой, учебной и общественной активности,
психологического комфорта, наиболее полно раскрывается пси-
хофизиологический потенциал личности, актуализируется про-
цесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа
жизни ответственность за здоровье формируется у студента как
часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве
стилевых особенностей поведения, способности построить себя
как личность в соответствии с собственными представления-
ми о полноценной в духовном, нравственном и физическом
отношении жизни.

47
Содержание здорового образа жизни студентов отражает
результат распространения индивидуального или группового
стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности,
закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Ос-
новными элементами здорового образа жизни выступают:
• соблюдение режима труда и отдыха;
• соблюдение режима питания и сна;
• соблюдение гигиенических требований;
• организация индивидуального целесообразного режи-
ма двигательной активности;
• отказ от вредных привычек;
• культура межличностного общения;
• содержательный досуг.
Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее
упорядоченность, используя некоторые устойчивые структур-
ные компоненты. Это может быть определенный режим, когда
студент, например, регулярно в одно и то же время питается,
ложится спать, занимается физическими упражнениями, вы-
полняет закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и
последовательность форм жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью,

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign