LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

совершенной степени овладения двигательным действием, уме-
ния являются переходными стадиями двигательного навыка.
Двигательный навык – это привычные движения, элементы
которых выполняются автоматически.
В результате многократного повторения двигательного дей-
ствия отдельные движения воспроизводятся без изменений. Они
становятся привычными, не требуют концентрации внимания,
т.е., выполняются автоматически. В дальнейшем количество
таких движений увеличивается, они достигают необходимой
точности, повторяются без изменений части осваиваемого дей-
ствия, и, наконец, вся система движений может выполняться
автоматически. Так двигательное умение переходит в двига-
тельный навык. С выработкой навыка появляется возможность
переключать внимание на другие объекты деятельности. Одна-
ко такая автоматичность выполнения движений не означает,
что двигательное действие выполняется без участия сознания.
Человек в любой момент имеет возможность корректировать
движения или прекратить двигательное действие.
29
При доведении двигательного действия до навыка оно ста-
новится устойчивым к неблагоприятным факторам, т.е., вы-
рабатываются механизмы, позволяющие выполнять движения
эффективно и при волнениях, сильных возбуждениях, психи-
ческих сдвигах, в различных климатических условиях (дождь,
ветер и др.) и т.д.
Не все двигательные действия могут быть названы физи-
ческими упражнениями.
Физические упражнения – это такие виды двигательных
действий (включая и совокупности их), которые направлены
на реализацию задач физического воспитания и спортивной
тренировки и подчинены ее закономерностям.
В процессе освоения двигательного действия следует об-
ратить внимание на технику упражнения.
Под техникой упражнения следует понимать систему дви-
жений человека, позволяющую ему решать двигательную за-
дачу. Технику упражнения, благодаря которой задача решается
наиболее эффективно, принято называть эффективной техни-
кой. Понятие «двигательный навык» не означает владение только
совершенной техникой. Может быть выработан навык владе-
ния неэффективной техникой. Разрушить образованный навык
очень сложно, поэтому в процессе обучения, начиная с на-
чального разучивания, необходимо формировать правильную,
т.е., эффективную технику упражнения.
При освоении двигательного действия решается ряд пос-
ледовательных задач. В начале – ознакомление с новым упраж-
нением. Оно включает теоретическое понимание (рассказ, по-
каз, описание, объяснение) и получение двигательных
ощущений при попытках выполнения упражнения. В результа-
те ознакомления создается двигательное представление. Следу-
ющая задача – освоение разучиваемого упражнения или его
деталей. Оно может идти аналитическим (осваиваются части
упражнения и затем складываются в единое целое) или синте-
тическим путем (сначала в общем виде создается целое, а за-
тем совершенствуются его детали). Процесс заканчивается, если
человек сможет правильно выполнить движения. Третья зада-
ча – повышение эффективности упражнения (достижение бо-
лее высокого результата) и надежности его исполнения (при
заданном результате).
Говоря об освоении двигательного действия, подразуме-
вают единый процесс овладения основами техники упражне-
ния и развития физических качеств.
30
Физиологические механизмы развития двигательных
(физических) качеств
В различных двигательных действиях находят свое выра-
жение отдельные качественные характеристики двигательных
возможностей человека. Их называют двигательными, или фи-
зическими качествами.
Выделяют следующие основные качества: силу, быстроту,
выносливость, гибкость и ловкость. В труде, быту, спорте они
проявляются не изолированно, а в органических связях между
собой. В то же время в каждом двигательном действии или в
виде мышечной деятельности одно или несколько качеств про-
являются в наибольшей степени (например, в упражнениях с
отягощениями – это сила, а в ряде таких продолжительных
упражнений аэробного характера, как езда на велосипеде, бег,
плавание и др. – выносливость) [9].
В процессе проявления двигательных качеств отдельные
органы и функциональные системы организма задействованы
в наибольшей степени. Их функциональное состояние опреде-
ляет степень развития того или иного качества. Под влиянием
физических упражнений происходит приспособление (адапта-
ция) к мышечной деятельности, что выражается в функцио-
нальной перестройке многих систем организма. Более значи-
тельно адаптируются те системы организма, которые были
задействованы в конкретной мышечной деятельности в боль-
шей степени. Так, работа на выносливость развивает в основ-
ном органы кровообращения и дыхания; упражнения силово-
го характера приводят к изменению химического состава и
утолщению мышечных волокон [9]. Рассмотрим более подроб-
но физические качества человека.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее
сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных
усилий.
Сила каждой мышцы зависит от характера нервных им-
пульсов, которые обеспечивают ее сокращение, и от количе-
ства находящегося в мышцах сократительного белка. Повыше-
ние частоты нервных импульсов, посылаемых к мышце, а также
синтез сократительного белка – пути усиления мышцы. Боль-
шое значение для силовой выносливости (способности челове-
ка выполнять работу силового характера длительное время)
имеет трофическое влияние на мышцы вегетативной нервной
системы [9].
31
Физиологической основой [9] развития силы являются:
• участие в мышечном сокращении максимально боль-
шего числа двигательных единиц;
• утолщение мышечных волокон, совершенствование их
структуры и биохимических процессов;
• расслабление мышц-антагонистов и предварительное ра-
стяжение мышц-синергистов;
• увеличение согласованности в деятельности мышц-си-
нергистов.
Быстрота – это способность человека выполнять двига-
тельное действие или осуществлять заданную работу за мини-
мальный промежуток времени.
В основе этого качества лежит особая координация про-
цессов в нервно-мышечной системе, обеспечивающая быст-
рое нарастание процессов возбуждения в нервных центрах и
мобилизацию в минимальные отрезки времени функций мы-
шечного сокращения. Быстрота также зависит от точной коор-
динации движений, обеспечивающей сокращение только не-
обходимых групп мышц и быстрое их расслабление, а также
оптимальную сменность двигательных единиц в каждой из ра-
ботающих мышц [11].
Различают элементарные и комплексные формы проявле-
ния быстроты.
К элементарным формам относят латентное (скрытое)
время двигательной реакции (период времени между действи-
ем раздражителя и началом движения), время одиночного дви-
жения и темп движения.
Комплексные формы быстроты проявляются в виде пла-
вания, бега и др. на спринтерских дистанциях, бросков и др. в
борьбе, нанесения ударов в боксе и т.д.
Физиологическими основами [9] развития быстроты яв-
ляются:
• увеличение скорости протекания возбуждения в нервных
центрах;
• повышение скорости расслабления мышц;
• синхронизация возбуждения мышечных единиц и их от-
дельных волокон;
• увеличение лобильности соответствующих двигательных
единиц и скорости распространения возбуждения по нервным
и мышечным волокнам;
• повышение скорости укорочения мышечных волокон.
32
При выполнении физических упражнений быстрота и сила
проявляются взаимосвязанно (скоростно-силовые способнос-
ти человека). Юношеский (а также детский) возраст является
наиболее благоприятным для развития быстроты.
Выносливость – это способность организма выполнять ра-
боту заданной мощности в течение длительного времени.
При выполнении упражнений циклического характера вы-
носливость неразрывно связана с функцией дыхания (прежде
всего тканевого), кровообращения (обеспечивающего достав-
ку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление про-
дуктов распада), выделения и терморегуляции. Различают не-
сколько видов выносливости: общую и специальную, силовую
и скоростную.
Общая выносливость – это способность организма проти-
востоять утомлению при выполнении различной по характеру
мышечной деятельности умеренной или большой мощности.
Специальная выносливость – это способность длительное
время совершать работу заданной мощности в определенном
виде физических упражнений. Развитие выносливости этого вида
обеспечивается специфическими изменениями в организме при
длительном выполнении специальных физических упражнений.
Физиологическими основами повышения выносливости [9]
являются:
• степень развития органов дыхания и кровообращения
(скорость диффузии О 2 и СО 2 через ольвеолярную мембрану,
минутный объем дыхания, величина систолического и минут-
ного объемов крови);
• кислородная емкость крови;
• запасы энергетических веществ в организме и возмож-
ность их использования;
• мощность аэробных и анаэробных процессов;
• емкость буферных систем и объем щелочных резервов
крови;
• координация двигательных и вегетативных функций;
• скорость включения нервно-гуморальных механизмов
регуляции гомеостаза;
• особенности терморегуляции.
Ловкость – способность человека выполнять сложные по
координации движения при изменении динамики их выполне-
ния и в изменяющихся окружающих условиях.

33
Ловкость зависит [9] в основном от комплексного разви-
тия силы, быстроты и выносливости. Постоянно изменяющая-
ся обстановка в некоторых видах деятельности предъявляет вы-
сокие требования к скорости обработки информации в
центральной нервной системе, которая поступает от сенсор-
ных систем, и к скорости программирования ответных движе-
ний. В результате тренировки по развитию ловкости увеличива-
ется подвижность нервных процессов и обеспечивается более
быстрое включение различных мышц в работу и быстрые пе-
реходы от сокращения к расслаблению [9].
Физиологической основой ловкости являются [9] коорди-
национные условнорефлекторные механизмы, сформирован-
ные в условиях постоянных коррекций в связи с влиянием ус-
ловий выполнения тех или иных упражнений. Это качество
расстраивается в связи с утомлением, и поэтому его сохране-
ние требует развития выносливости.
Гибкость – способность выполнять движения с большой
амплитудой. Гибкость зависит от следующих факторов [9]:
• анатомических особенностей суставов;
• эластичности связочного аппарата, мышечных сухожи-
лий и мышц;
• способности сочетать расслабление и сокращение (на-
пряжение) мышц-антагонистов в суставах.
Таким образом, развитие гибкости связано с повышени-
ем эластичности мышц, мышечных суставов и связок, с со-
вершенствованием координации работы мышц-антагонистов
и, при многолетних занятиях, с изменением формы сочленя-
ющихся костных поверхностей [11].
В процессе систематических занятий физическими упраж-
нениями развиваются все двигательные качества. В процессе
совершенствования одного из качеств в какой-то мере совер-
шенствуются и другие, т.к. физическим качествам присуща
общность некоторых механизмов их развития. Это явление но-
сит название положительного переноса двигательных качеств.
В начале регулярных тренировочных занятий оно проявляется
в наибольшей степени. Наиболее благоприятное влияние на
все двигательные качества оказывают физические упражнения
на выносливость, в связи с чем она рассматривается как осно-
ва для развития всех других качеств [9].
Двигательные качества при прекращении систематичес-
ких занятий перестают развиваться, затем уровень развития
34
силы скорости, выносливости снижается до исходного. Рань-
ше других качеств утрачивается [9] быстрота, затем – сила, и
еще позже – выносливость.

Контрольные вопросы

1. Что включают в себя естественнонаучные основы физического
воспитания?
2. Обмен веществ, его сущность.
3. Значение мышечной деятельности для организма человека.
4. В чем заключается сущность понятий «двигательные умения и
навыки», «физическое упражнение», «техника физического упражне-
ния»?
5. Физические качества и механизмы их развития.


Лекция 4. ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

1. Врачебный контроль.
2. Педагогический контроль.


4.1. Врачебный контроль
Врачебный контроль – это комплексное медицинское об-
следование физического развития и функциональной подго-
товленности занимающихся физическими упражнениями. Цель
врачебного контроля – изучить состояние здоровья и влияние
на организм физических нагрузок.
Основная форма врачебного контроля – врачебное обсле-
дование, которое дает возможность своевременно выявить от-
клонения в состоянии здоровья, а также планировать трени-
ровочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред
здоровью занимающихся.
Первичное обследование предусматривается перед началом
занятий физическим воспитанием (на 1 курсе).
Повторное обследование необходимо проводить один раз в
год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта
и квалификации спортсменов – 3-4 раза в год. Студенты, от-
несенные по состоянию здоровья к специальной медицинской

35
группе, должны проходить повторный медицинский осмотр не
реже 1 раза в семестр.
Дополнительные врачебные обследования позволяют исклю-
чить участие в спортивных соревнованиях студентов, соревно-
вательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицатель-
ное воздействие на их здоровье; установить наиболее
эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние
здоровья и функциональной подготовленности на данный мо-
мент.
Будущие участники соревнований должны пройти допол-
нительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала сорев-
нований. Участники массовых физкультурно-спортивных ме-
роприятий, проводимых внутри вуза, а также участники
соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть
допущены до соревнований на основании результатов первич-
ного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает
возможности пройти дополнительный осмотр по собственной
инициативе.
На медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после
еды и через 2 часа и более после занятий физическими упраж-
нениями или тяжелой физической работой.
Программа медицинского обследования предусматривает
[11]:
• общий и спортивный анамнез студентов для получения
анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и
травмах, особенностях физического развития, вредных при-
вычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
• наружный осмотр;
• антропометрические измерения;
• обследование нервной системы, сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
• проведение функциональной пробы.
Наружный осмотр
С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, со-
стояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотло-
жение.
Для характеристики телосложения определяется форма
грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощен-
ная), спины (см. рис. 2), живота (нормальная, отвислая или втя-
нутая), ног (см. рис. 4) и стоп (нормальная или уплощенная).

36
Нормальная форма спины имеет естественные изгибы по-
звоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см
по отношению к вертикальной оси, соответственно, в пояс-
ничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба
позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом,
вперед – лордозом. При недостаточном развитии мышц спины
наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место вы-
раженный кифоз грудной клетки позвоночника (сутулость). Бо-
ковых искривлений позвоночника – сколиозов (см. рис. 3) в нор-
ме быть не должно. Сколиозы бывают грудные, поясничные,
тотальные, а по направлению – лево- или правосторонние и
S-образные. Иногда наблюдаются одновременные искривления
позвоночника назад и вправо (или влево), которые называют-
ся кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений
позвоночника является недостаточная мускулатура туловища
или неправильное положение при работе за столом.
По результатам наружного осмотра определяется [11] тип
сложения человека. Различают астенический (длинные и тон-
кие конечности, узкие плечи, длинная и тонкая шея, длин-
ная, узкая и плоская грудная клетка, слабо развитая мускула-
тура), нормастенический (пропорционально развитые основные
формы тела) и гиперстенический типы (короткие конечности,
массивная костная система, короткая и толстая шея, широ-
кая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура).
В студенческом возрасте с помощью специально подобран-
ных упражнений некоторые нежелательные отклонения в те-
лосложении могут быть устранены.




а б в г
Рис. 2. Формы спины (по А.Ф.Синякову):
а – нормальная; б – круглая; в – плоская; г – седлообразная

37
а б в
Рис. 3. Виды сколиоза (по Д.Ф.Дешину):
а – правосторонний; б – левосторонний; в – S-образный




а б в
Рис. 4. Формы ног (по В.Л.Карпману):
а – нормальная; б – Х-образная; в – О-образная

Антропометрические измерения
По антропометрическим данным оцениваются уровень и
особенности физического развития, степень его соответствия
полу и возрасту человека. Измеряют:
• рост (длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью
ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение су-
ток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической
нагрузки);
• вес тела;
• окружность грудной клетки (измеряют в трех состоя-
них: при максимальном вдохе, во время паузы и при макси-
мальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки

38
на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее
средняя величина равна 5–7 см);
• жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью
спирометра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин – 3800 – 4200
см 3, у женщин – 3000 – 3500 см 3);
• силу мышц кисти с помощью динамометра (динамо-
метр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с макси-
мальной силой, при этом рука отводится немного в сторону;
из трех измерений учитывается лучший результат в килограм-
мах) и др.
Уровень физического развития обследуемых оценивается
[11] с помощью трех методов: антропометрических стандартов
с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции
и антропометрических индексов. Последний метод является наи-
более популярным. Метод антропометрических индексов позво-
ляет характеризовать данные человека лишь частично, одна-
ко, дает возможность делать ориентировочные оценки
изменений пропорциональности физического развития. Рас-
смотрим наиболее часто применяемые антропометрические
индексы.
Весо-ростовой индекс, т.е., отношение массы тела (г) к
длине тела (см). В норме частное деление должно равняться
350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Этот по-
казатель говорит о наличии или отсутствии «лишнего» веса.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign