LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.
Этот специфический раздел физической культуры выделился
на основе специально направленного использования физичес-
ких упражнений в качестве средств профилактики различных
заболеваний и восстановления утраченных функций организ-
ма. Применение отдельных форм двигательных действий с этой
целью определено преимущественно в виде лечебной физи-
ческой культуры. В сфере спорта и спортивной тренировки при-
меняется спортивно-реабилитационная физическая культура,
специфика которой ориентирована на профилактику исклю-
чения последствий спортивного травматизма.
«Фоновые» виды физической культуры. Под этим терми-
ном объединены гигиеническая физическая культура, вклю-
ченная в рамки повседневного быта, и рекреативные формы
физической культуры. При этом имеются в виду те формы дви-
гательной активности, которые являются факторами опера-
тивной оптимизации текущего функционального состояния
организма и нормализации его функций на некотором сред-
нем уровне обычного повседневного состояния, способствуя
тем самым формированию благоприятного функционального
«фона» для основной деятельности.


2.3. Основные аспекты воспитания физической
культуры личности
Как уже говорилось выше, целью физического воспитания
является формирование физической культуры личности. Основ-
ными компонентами ее являются: знания в области физичес-
кой культуры, методические умения и навыки физического са-
мосовершенствования, ценностные ориентации, мотивы,
интересы и потребности в отношении физкультурно-спортив-
ной деятельности, а также необходимый уровень физического
развития, физической подготовленности.
Реализация данных компонентов осуществляется в соци-
ально-психологическом, интеллектуальном и телесном направ-
лениях.
Социально-психологический аспект воспитания физической
культуры личности определяет активное отношение человека
20
к физическому совершенствованию, которое зависит от ряда
социально-психологических факторов: особенностей социаль-
ной ориентации, характера мотивации и интересов, уровня
сформированных потребностей в физкультурно-спортивной де-
ятельности.
Интеллектуальное воспитание как компонент физкультур-
ного воспитания представляет собой целенаправленный про-
цесс обогащения людей широким кругом знаний, формирую-
щих их общеобразовательную и социальную подготовленность
в сфере физической культуры и развития способности позна-
вать и творчески использовать ее в физкультурно-спортивной
деятельности.
Процесс освоения интеллектуального компонента физи-
ческой культуры предусматривает решение трех главных за-
дач: овладение основами этого знания; освоение методов по-
иска и использования нужной информации; формирование
осознанного стремления к оптимизации своего физического
состояния.
Двигательному аспекту воспитания физической культуры
человека в общей структуре воспитания физической культуры
личности принадлежит главная роль в развитии физического
потенциала человека и формировании его жизненно важных
умений и навыков.
Так же, как и в физическом воспитании, основным фак-
тором процесса формирования телесной культуры человека яв-
ляется практическое воздействие двигательной деятельности
на морфофизиологические и функциональные свойства орга-
низма, что должно обеспечить формирование рациональных
ее способов, направленное развитие двигательных умений и
навыков, физических качеств и связанных с ними двигатель-
ных способностей. Это значит, что механизмам двигательной
активности в процессе физического воспитания придается куль-
турно-преобразовательный характер, означающий осуществ-
ление этой деятельности не спонтанно, а осмысленно, целе-
направленно, по принципам, правилам и нормам,
установившимся в сфере физической культуры в типичных ее
формах (физических упражнениях строго регламентированно-
го характера, игровых и спортивных разновидностях двигатель-
ной деятельности).

21
Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «физическая культура».
2. Почему физическая культура является частью культуры обще-
ства и личности?
3. Назовите функции физической культуры.
4. Назовите формы физической культуры.
5. Определите основные направления формирования физической
культуры личности студента.


Лекция 3. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ

1. Организм человека как единая биологическая система.
2. Мышечная деятельность – необходимое условие развития
организма и улучшения здоровья.
3. Основы овладения двигательными действиями.

Естественнонаучные основы физического воспитания –
это комплекс медико-биологических наук. Человек подчиня-
ется биологическим закономерностям, присущим всем живым
существам. Однако от представителей животного мира он от-
личается не только строением, но развитым мышлением, ин-
теллектом, речью, особенностями социально-бытовых усло-
вий жизни и общественных взаимоотношений.
Физическое развитие может идти как стихийным путем
(естественное физическое развитие человека), так и целенап-
равленно, под влиянием специально подобранных физичес-
ких упражнений в процессе физического воспитания и спортив-
ной тренировки. Знания о строении человеческого тела, о
закономерностях функционирования отдельных органов и си-
стем организма позволяют организовать процесс формирова-
ния здорового образа жизни и физической подготовки уча-
щейся молодежи. Достижения медико-биологических наук
(анатомии, физиологии, биологии, биохимии, гигиены и др.)
лежат в основе организации и проведения занятий по физи-
ческому воспитанию, на них же должны основываться и само-
стоятельные занятия. Основные сведения из некоторых учеб-
ных дисциплин студенты вуза получают в школе. Так как в

22
процессе физического воспитания решаются задачи формиро-
вания специальных знаний, умений и навыков, а также разви-
тия разносторонних физических способностей человека, ос-
новное внимание уделим особенностям обучения двигательным
действиям, закономерностям повышения функциональных воз-
можностей органов и систем организма.
При изучении органов и функциональных систем челове-
ка необходимо придерживаться принципа целостности и един-
ства организма с внешней природной и социальной средой.


3.1. Организм человека как единая биологическая
система
Все органы человеческого организма тесно связаны между
собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются
сложной единой саморегулирующейся и саморазвивающейся
системой. Деятельность организма как единого целого включает
взаимодействие психики человека, его двигательных и вегета-
тивных функций с различными условиями окружающей среды.
Внешние природные и социальные условия существова-
ния, с которыми человеческий организм находится в посто-
янном взаимодействии, могут оказывать на него как положи-
тельные, так и вредные воздействия. Отличительной
особенностью человека является возможность сознательно и
активно изменять как внешние природные, так и социально-
бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умствен-
ной и физической работоспособности и продления жизни.
Единство организма человека с внешней средой проявля-
ется, прежде всего, в непрерывно протекающих сложных про-
цессах обмена веществ.
Обмен веществ, или метаболизм, – это совокупность всех
химических изменений и всех видов превращений веществ и
энергии, обеспечивающих развитие, жизнедеятельность и са-
мовоспроизведение организмов, их связь с окружающей сре-
дой и адаптацию к изменениям внешних условий.
Основу обмена веществ составляют процессы катаболиз-
ма и анаболизма.
Катаболизм (от греч. katabole – сбрасывание, разруше-
ние) – совокупность протекающих в живом организме фер-
ментативных реакций расщепления сложных органических ве-

23
ществ, включая пищевые. В процессе катаболизма, который
называют также диссимиляцией, происходит освобождение
энергии, заключенной в химических связях крупных органи-
ческих молекул, и запасание ее в форме богатых энергией свя-
зей АТФ. К катаболическим процессам относятся клеточное
дыхание, гликолиз, брожение. Основные конечные продукты
катаболизма – вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, мо-
лочная кислота, которые выводятся из организма через кожу,
легкие и почки.
Анаболизм (от греч. anabole – подъем) – совокупность хи-
мических процессов в живом организме, направленных на об-
разование и обновление структурных частей клеток и тканей.
Процессы анаболизма, которые называют также ассимиляци-
ей, составляют противоположную катаболизму сторону обме-
на веществ и заключаются в синтезе сложных молекул из бо-
лее простых с использованием энергии, высвободившейся в
первой фазе метаболизма.
Посредником между организмом и внешней средой явля-
ется кровь, которая принимает продукты распада, несет к тка-
ням вещества, необходимые для осуществления процессов ас-
симиляции.
Процессы ассимиляции и диссимиляции тесно связаны
между собой и составляют сущность жизни. Однако между ними
далеко не всегда наблюдается равновесие. Так, во время роста
организма преобладают процессы ассимиляции; при голода-
нии, тяжелых заболеваниях, интенсивном физическом и ум-
ственном труде процессы диссимиляции могут быть значительно
выше процессов ассимиляции [3]. При правильном соотноше-
нии процессов ассимиляции и диссимиляции в организме
взрослого человека наблюдается относительное равновесие в
обмене веществ, что выражается в постоянстве веса [4]. Сни-
жение веса свидетельствует о недостатке веществ в организме
и, наоборот, прибавка в весе говорит о преобладании процес-
сов синтеза над процессами распада.
В процессе обмена веществ различают три этапа:
1-й этап – поступление в организм питательных веществ
и кислорода;
2-й этап – усвоение питательных веществ и кислорода
тканями и протекание окислительных биохимических реакций
с поглощением и освобождением энергии;
3-й этап – выведение из тканей и организма продуктов
распада.

24
Кислород поступает в ткани посредством дыхательной и
сердечно-сосудистой систем, а питательные вещества – угле-
воды, жиры, белки, минеральные соли, микроэлементы, ви-
тамины и вода – поступают в организм с пищей.
Обмен белков в организме. Белки – сложные органичес-
кие соединения. В организме они синтезируются из аминокис-
лот. Аминокислоты характеризуются наличием в них амино-
группы (NH 2). В состав белковых молекул входят также углерод
и некоторые другие вещества. Функции белков в организме мно-
гочисленны: раздражимость и сократимость мышц, пищева-
рительные процессы и др. Белки поступают в организм с пи-
щевыми продуктами. Разные продукты содержат
соответствующее количество белков. Для образования белков
нужны определенные аминокислоты. Некоторые из них орга-
низм может синтезировать сам, но 10 аминокислот он образо-
вывать не в состоянии, поэтому они называются незаменимы-
ми. В белках животного происхождения, поступающих в составе
пищи, содержатся все необходимые организму аминокислоты.
Их называют полноценными. Белки растительного происхожде-
ния – неполноценные, т.к. не содержат всех аминокислот, не-
обходимых для синтеза белков.
В организме человека белки в запас не откладываются. При
избыточном поступлении аминокислот после отщепления от
них аминогрупп образуются углеводы и жиры. Потребность
взрослого человека в белках в среднем составляет 100 г в сут-
ки, причем, соотношение животных и растительных белков в
среднем должно составлять 55:45. При больших физических на-
грузках, а также при высокой температуре окружающей среды
потребности организма в белках возрастают до 120–170 г [9].
Конечными продуктами расщепления белков являются ам-
миак, мочевая кислота, мочевина, которые удаляются из орга-
низма главным образом через почки.
Обмен углеводов в организме. Углеводы состоят из трех
химических элементов: углерода, водорода и кислорода. В обыч-
ных условиях человек в сутки потребляет 400–800 г углеводов.
При переваривании пищи углеводы превращаются в глюкозу,
которая затем всасывается кровью и разносится по всему телу.
Однако благодаря взаимодействию гормонов инсулина и ад-
реналина концентрация глюкозы в крови удерживается на от-
носительно постоянном уровне. Из глюкозы при содействии

25
инсулина образуется гликоген, который откладывается в мыш-
цах и печени.
Функции углеводов в организме многообразны, но основ-
ная их роль – источник энергии. При физической работе имен-
но гликоген расщепляется первым. Запасы гликогена в орга-
низме относительно невелики. Поступающий с пищей избыток
углеводов служит организму материалом для синтеза белков.
Повысить же запасы гликогена можно, систематически зани-
маясь аэробными упражнениями.
Конечные продукты расщепления углеводов – вода и уг-
лекислый газ – удаляются из организма с выдыхаемым возду-
хом, с потом и мочей.
Обмен липидов в организме. Липиды – это большие груп-
пы жиров и жироподобных веществ различного химического
строения. Они не растворяются в воде. Количество липидов в
организме в норме составляет 10–20 % от массы тела, при
нарушении обмена веществ – до 50 % [9].
В организме человека жиры играют важную роль. Они яв-
ляются богатейшим источником энергии, предохраняют орга-
низм от температурных и механических воздействий и т.д. На-
рушение функций промежуточного мозга, гипофиза,
щитовидной, поджелудочной и половых желез сопровождает-
ся либо ожирением, либо истощением организма. При нор-
мальном их функционировании организм накапливает жир при
избыточном питании [9]. Для того, чтобы «сжечь» 1 кг жира,
человеку со средней массой тела необходимо, к примеру, про-
бежать в среднем темпе около 13 км.
Минеральные соли, микроэлементы и вода поддерживают
необходимое осматическое давление в клетках и биологичес-
ких жидкостях и наряду с белками, жирами и углеводами обес-
печивают постоянство внутренней среды организма.
Витамины – специфические органические соединения, об-
ладающие большой биологической активностью. Они оказы-
вают значительное воздействие на обмен веществ в организ-
ме, повышая его активность. Витамины обеспечивают высокую
работоспособность организма и повышают его сопротивляе-
мость к различным заболеваниям. Некоторые витамины синте-
зируются организмом, большинство же из них человек полу-
чает с пищей. Активные занятия физическими упражнениями
повышают потребность организма в витаминах.
26
Процессы распада и синтеза осуществляются путем пос-
ледовательных химических реакций с участием соответствую-
щих ферментов. С рождением человека для него характерен ге-
нетически обусловленный обмен веществ.
В процессе жизни обмен веществ регулируется гормональ-
но, координирует же эту деятельность центральная нервная
система.
Питание. Говоря о питании, рассматривают, как прави-
ло, его химический состав и количество заключенной в нем
энергии. Энергетическая ценность пищи выражается в килока-
лориях (ккал). Этой же единицей обозначаются и энерготраты
организма человека.
Калорийность – это энергетическая ценность пищевых про-
дуктов; каждый грамм белка и каждый грамм углеводов при
сгорании в организме (окислении) образуют тепло, равное
4,1 ккал, а грамм жира – 9,3 ккал.
Энерготраты человека делят на две группы: нерегулируе-
мые и регулируемые. К нерегулируемым энерготратам относят
расход энергии на основной обмен и на процессы пищеварения.
Основной обмен – количество энергии, необходимое для
поддержания жизненно важных функций организма при пол-
ном мышечном покое, через 12–16 часов после приема пищи
и при температуре 18–20 0. Даже в условиях полного покоя орга-
низм постоянно расходует энергию на поддержание работы
сердца, органов дыхания и др. Принято считать, что при обыч-
ных условиях у человека среднего возраста и средней массы
тела энергия основного обмена составляет 1 ккал в час на 1 кг
массы тела.
Регулируемые энерготраты – это расход энергии при раз-
личных видах деятельности. Они особенно велики при длитель-
ном сокращении больших групп мышц. В некоторых видах спорта
высококвалифицированные спортсмены способны тратить
энергии больше, чем может усвоить их организм, что стало
объективной причиной уменьшения тренировочных нагрузок.


3.2. Мышечная деятельность – необходимое
условие развития организма и улучшения
здоровья
В процессе систематических занятий физическими упраж-
нениями в организме человека происходят изменения (мор-
фологические, физиологические, биохимические, функцио-
27
нальные). При правильном и рациональном сочетании работы
и отдыха функциональное состояние организма совершенству-
ется, что способствует повышению работоспособности.
Ограничение двигательной активности современного че-
ловека создает особые условия его жизнедеятельности, кото-
рые обозначают термином «гипокинезия» (недостаток движе-
ний). Она отрицательно воздействует на структуру и функции
всех тканей организма, на двигательный аппарат. При малой
физической нагрузке мышцы теряют скоростно-силовые ка-
чества и выносливость. Под влиянием же физических упраж-
нений костная ткань утолщается, на костях образуются шере-
ховатости, увеличиваются поперечные размеры костей, что
способствует увеличению механической прочности костей;
увеличиваются сила мышц, скорость их сокращения и расслаб-
ления [9].
Вредное воздействие оказывает гипокинезия на сердечно-
сосудистую систему. В мире увеличивается число людей с сер-
дечно-сосудистыми заболеваниями. При систематических за-
нятиях физическими упражнениями циклического характера
(бег, ходьба, плавание и др.) наблюдается увеличение разме-
ров сердца, одновременно увеличивается объем его полостей,
в результате чего снижается частота сердечных сокращений в
состоянии покоя (брадикардия), наблюдается ее увеличение при
выполнении интенсивной работы. Под влиянием физических
нагрузок снижается также уровень кровяного давления, наблю-
даются другие положительные для здоровья изменения [9].


3.3. Основы овладения двигательными действиями
На протяжении всей жизни человек учится выполнять мно-
жество движений. Обучение и совершенствование любого дви-
жения представляет собой процесс овладения двигательным
действием.
Двигательное действие – это весьма сложная совокупность
процессов, затрагивающих опорно-двигательный аппарат, цен-
тральную нервную систему, психическую сферу человека и др.
В зависимости от решаемых задач освоение конкретного дей-
ствия может быть доведено до различной степени совершен-
ства. Выделяют такие степени освоения действий, как двига-
тельные умения и двигательные навыки.

28
Двигательные умения и навыки
Двигательное умение – это такой уровень освоения дви-
жения, когда оно выполняется под контролем сознания, опи-
раясь на знания.
Осваивая новое двигательное действие, обучающийся ду-
мает о том, какое движение, когда и как следует выполнять.
Мыслительный процесс протекает на основе знаний о двига-
тельном действии и об особенностях его выполнения. Исполь-
зуется приобретенный ранее двигательный опыт, учитывается
текущее состояние физических возможностей. В таких условиях
обучающийся вначале не может осуществить действие легко и
слитно. При каждом повторении вносятся изменения и уточ-
нения, что дает возможность формировать эффективную сис-
тему движений и зафиксировать ее в памяти. Однако различ-
ные неблагоприятные факторы (утомление, эмоциональные
сдвиги, перерывы в обучении и др.) могут разрушить освоен-
ную систему движений, что характерно для рассматриваемой
степени освоения двигательного действия.
Нередко обучение движениям заканчивается двигательны-
ми умениями без последующего перехода их в навыки (освое-
ние различных упражнений вспомогательного характера; уп-
ражнений, используемых для воспитания координационных
способностей и др.). В тех случаях, когда необходимо достичь

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign