LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в любое время года при появлении заболевания.


1.3. Формы спортивно-массовой и физкультурно-
оздоровительной работы в вузе
Помимо обязательных занятий по физическому воспита-
нию, предусмотренных учебными планами факультетов, важ-
ную роль в оздоровлении студентов, повышении их физичес-
кого статуса играют различные формы
физкультурно-спортивной и оздоровительно-массовой рабо-
ты в вузе.

10
К таким формам относят: утреннюю гигиеническую гим-
настику, физические упражнения в режиме учебного дня, са-
мостоятельные занятия физическими упражнениями во вне-
учебное время, внутрифакультетские, внутривузовские и
межвузовские спортивные соревнования, занятия в оздорови-
тельных группах, спортивных секциях и клубах, работа сту-
денческих спортивно-оздоровительных лагерей, оздоровитель-
ный и спортивный туризм и др.
Различные формы физкультурно-спортивных и оздорови-
тельных мероприятий являются действенным методом приоб-
щения студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников
к физической культуре, создают условия для состязательной
игровой деятельности с учетом интересов и потребностей за-
нимающихся. Доступность этих мероприятий обеспечивается
благодаря специальному подбору состязательных упражнений,
элементов видов спорта или вида спорта в целом, дистанций
определенной сложности и протяженности, веса используе-
мых снарядов, количества интенсивности выполняемых упраж-
нений.
В зависимости от направленности массовые физкультур-
но-спортивные мероприятия подразделяются на агитационно-
пропагандистские, учебно-тренировочные и спортивные со-
ревнования.
Агитационно-пропагандистские мероприятия имеют своей
целью привлечение студентов к регулярным занятиям физи-
ческими упражнениями, повышение уровня их физкультурных
знаний. Они проводятся в форме показательных соревнований,
конкурсов, блицтурниров и открытых соревнований, в кото-
рых могут принять участие все желающие.
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся с занима-
ющимися в физкультурно-оздоровительных группах. Их зада-
ча – сделать занятия более эффективными, повысить их эмо-
циональность, стимулировать повышение уровня физической
подготовленности студентов. К этому виду относятся соревно-
вания по упрощенным правилам, подвижные игры, спортлан-
дии, состязания на дорожке здоровья и др.
Спортивные соревнования проводятся по видам спорта в
соответствии с правилами соревнований с целью достижения
нормированных и наивысших спортивных результатов. К учас-
тию в них допускаются студенты, занимающиеся в спортив-
ных секциях, а также лица при условии необходимой физи-
ческой и технической подготовленности.
11
Спортивные соревнования являются одним из наиболее
эффективных видов организации массовой оздоровительной,
физкультурной и спортивной работы в вузе. По характеру за-
чета и определению результатов все соревнования делятся на
личные, лично-командные и командные.
По форме проведения они могут быть открытыми и зак-
рытыми, очными и заочными, одноразовыми и традиционны-
ми, однодневными и многодневными, официальными и това-
рищескими, классификационными. Эти формы могут
использоваться и в сочетании.
Выбор видов спорта, по которым организуются и прово-
дятся спортивные соревнования в вузе, определяется несколь-
кими факторами. В первую очередь, это учет интересов и по-
требностей студентов; спортивной специализации
преподавателей; материально-технических возможностей ка-
федры физического воспитания и спорта, спортивных тради-
ций вуза.
Основными направлениями физкультурно-массовой рабо-
ты среди студентов являются: гигиеническое, оздоровитель-
но-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профес-
сионально-прикладное и лечебное.
Гигиеническое направление предполагает использование
средств физической культуры для восстановления работоспо-
собности и укрепления здоровья как в условиях общежитий,
так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливаю-
щих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в
соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных про-
гулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и
других физических упражнений.
Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает
использование средств физической культуры и спорта при кол-
лективной организации отдыха и культурного досуга в выход-
ные дни и в период каникул в целях восстановления и укреп-
ления здоровья. К средствам этого направления относятся
туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные
мероприятия, которые могут быть организованы на базе сту-
денческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-
спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной
практики и др.
Общеподготовительное направление обеспечивает всесто-
роннюю физическую подготовленность и поддержание ее в

12
течение многих лет. Средствами подготовки являются: утрен-
няя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание,
лыжный спорт, туризм, игры и др.
Спортивное направление предполагает специализирован-
ные систематические занятия одним из видов спорта в учеб-
ных группах спортивного совершенствования, в спортивных
секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в
спортивных соревнованиях с целью повышения или сохране-
ния определенного уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление определяет ис-
пользование средств физической культуры и спорта в системе
НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности
с учетом особенностей получаемой профессии.
Лечебное направление заключается в использовании физи-
ческих упражнений, закаливающих факторов и гигиенических
мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здо-
ровья или отдельных функций организма, сниженных или ут-
раченных в результате заболеваний или травм. Средствами яв-
ляются рациональный режим жизнедеятельности, естественные
факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный мас-
саж, механотерапия, трудотерапия и разнообразные физичес-
кие упражнения. Применение средств физической культуры в
лечебных целях должно сопровождаться систематическим вра-
чебным контролем и строгим учетом индивидуальных особен-
ностей занимающихся.
Организацию и проведение всех форм физкультурно-
спортивных и оздоровительно-массовых мероприятий в вузе
осуществляет спортивный клуб совместно с кафедрой физи-
ческого воспитания и спорта.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение цели и назовите задачи физического воспи-
тания студентов.
2. Определите содержание понятия «физическая культура личнос-
ти студента».
3. Назовите основные формы физического воспитания студентов
в вузе.
4. Каково содержание зачетных требований по физическому вос-
питанию в вузе?
5. Какие виды учебных отделений по физическому воспитанию есть
в вузе?

13
6. Назовите и дайте характеристику основным формам спортивно-
массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе.
7. Перечислите направления физкультурно-массовой и оздорови-
тельной работы среди студентов.


Лекция 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК
СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЧАСТЬ
КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ

1. Физическая культура как часть культуры общества и спе-
цифическая сфера человеческой деятельности.
2. Формы и функции физической культуры.
3. Основные аспекты воспитания физической культуры лич-
ности.


2.1. Физическая культура как часть культуры
общества и специфическая сфера
человеческой деятельности
Физическая культура – органическая часть общечелове-
ческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с
тем, это специфический процесс и результат человеческой де-
ятельности, средство и способ физического и духовного со-
вершенствования личности. Физическая культура удовлетво-
ряет социальные потребности в общении, игре, развлечении,
в некоторых формах самовыражения личности через социаль-
но-активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообраз-
ную двигательную деятельность в форме физических упражне-
ний, позволяющих эффективно формировать необходимые уме-
ния и навыки, физические способности, оптимизировать
состояние здоровья и работоспособность.
К физической культуре относится достаточно широкий
круг явлений, в частности:
• тело человека с его характеристиками (уровень физи-
ческого развития, функциональной и физической подготов-
ленности);
• процесс физического развития и физического воспита-
ния (изменение форм и функций организма в процессе возра-

14
стного развития, средства, формы и методы физического вос-
питания);
• знания, потребности, ценностные ориентации, соци-
альные отношения и институты (физическое образование, мо-
тивы занятий физической культурой и спортом, специфичес-
кие отношения между объектом и субъектом физкультурной
деятельности, социализация индивидуумов).
Как и культуру общества в целом, физическую культуру
можно рассматривать с разных точек зрения. Для ее относи-
тельно полной характеристики необходимо иметь в виду три
аспекта:
• деятельностный (физическая культура как процесс или
способ рационально организованной преобразовательной де-
ятельности);
• предметно-ценностный (физическая культура как сово-
купность «предметов», представляющих определенную ценность
для удовлетворения общественных и личностных потребнос-
тей. К таким ценностям можно отнести занятия в области фи-
зической культуры, различные методики занятий и обучения
физическими упражнениями, материально-техническую базу);
• персонифицированно-результативный (физическая куль-
тура как результат деятельности, воплощенный в самом чело-
веке. Эти результаты могут представлять собой уровень физи-
ческого развития, физической подготовленности, степень
освоения двигательных умений и навыков, эстетика форм тела
и др.).
Физическая культура как род деятельности имеет в каче-
стве отличительной особенности то, что ее специфическую ос-
нову составляет двигательная активность человека, направлен-
ная на развитие и сохранение его деятельных сил. Другими
словами, ее специфические компоненты представлены рацио-
нальными способами двигательной активности. Важно учесть,
что к таким способам относятся лишь те, которые позволяют
наилучшим образом сформировать необходимые в жизни дви-
гательные умения и навыки, обеспечить направленное разви-
тие жизненно важных физических качеств, улучшить состоя-
ние здоровья.
Физическая культура как совокупность предметных цен-
ностей представлена комплексом материальных и духовных
благ, созданных в обществе для и в результате физкультурной
деятельности. Они представляют ценностное содержание фи-

15
зической культуры и являются предметом освоения, исполь-
зования и дальнейшего развития. К ценностям физической куль-
туры относят различные виды гимнастики, спорта, подвиж-
ные игры, комплексы физических упражнений, а также
научные знания, принципы, правила и методы использования
физических упражнений, программно-нормативные основы и
спортивные достижения.
Физическая культура как персонифицированный резуль-
тат деятельности характеризуется совокупностью ее полезных
результатов, воплощенных в самом человеке. К ним относятся:
преобразование природной основы человека и его физическое
образование.
Подводя итог, отметим, что физическая культура являет-
ся сложным, многогранным объектом. Ее необходимо рассмат-
ривать и как особый род культурной деятельности, и как ре-
зультат этой деятельности. Основу ее специфического
содержания составляет целесообразная физическая активность
человека, направленная на совершенствование его природных
качеств и способностей, благодаря чему в общем комплексе
явлений культуры физическая культура является специфичес-
ким социальным фактором направленного физического раз-
вития человека. Именно этим она отличается от других сторон
культуры. Однако, имея в виду данное обстоятельство, необ-
ходимо констатировать, что физическая культура является
неотъемлемым слагаемым культуры общества и личности.


2.2. Формы и функции физической культуры
Под функциями физической культуры понимаются объек-
тивно присущие ей свойства воздействовать на человека и че-
ловеческие отношения, удовлетворять и развивать потребнос-
ти общества и личности. При этом подразумевается, что
физическая культура реализуется в полной мере не сама со-
бой, а главным образом через активную деятельность челове-
ка, направленную на использование соответствующих куль-
турных ценностей.
Различают специфические и общекультурные функции
физической культуры, которые свойственны ей постольку,
поскольку она выступает как органическая часть культуры об-
щества в целом. Общекультурные функции физической куль-
туры основываются на функциональных связях, объединяю-
16
щих физическую культуру с другими общественными явле-
ниями.
К специфическим функциям относят те, которые позволя-
ют удовлетворять естественные потребности людей в рацио-
нальной двигательной активности, оптимизировать на этой
основе их физическое состояние и развитие организма. Ими
являются:
• специфические образовательные функции, целесообраз-
но выражающиеся при использовании физической культуры в
общей системе образования и воспитания для систематичес-
кого формирования жизненно важного фонда двигательных
умений, навыков и связанных с ними знаний;
• специфические прикладные функции, которые выра-
жены, прежде всего, при использовании физической культу-
ры в системе специальной подготовки к трудовой и иной дея-
тельности в качестве фактора профессионально-прикладной
физической подготовки;
• специфические «спортивные» функции, наиболее ярко
выраженные в сфере спорта и соревновательной деятельности;
• специфические рекреативные функции и оздоровитель-
но-реабилитационные, которые выражены преимущественно
при использовании физической культуры в процессе досуга
или в системе специальных восстановительных средств.
К общекультурным функциям относятся:
• эстетические функции, позволяющие удовлетворять по-
требности людей в гармоничном физическом развитии;
• нормативные функции, состоящие в регламентации и
закреплении определенных норм физической подготовленно-
сти, показателей спортивных достижений, правил нормиро-
вания физических нагрузок. Такого рода нормы являются эта-
лонами для оценки достигнутого уровня физической
дееспособности, эффективности усилий, затраченных на фи-
зическое развитие. Данные нормы существенно влияют на от-
ношение людей к физической культуре, стимулируют и упо-
рядочивают ее использование в интересах личности и общества;
• информационные функции, заключающиеся в накоп-
лении, распространении и передаче информации от поколе-
ния к поколению о сущности физической культуры, ее ценно-
стях, путях и средствах физического совершенствования
человека;

17
• функции физической культуры в сфере непосредствен-
ных межчеловеческих контактов;
• экономические функции, выраженные в сфере коммер-
ческой деятельности по производству спортивных товаров и
услуг.
Наряду с этим физическая культура выполняет еще одну,
специфически личностную функцию – компенсационную, обес-
печивающую формирование индивидуального интереса к фи-
зическому совершенствованию как социально осознаваемой
потребности.
Функции физической культуры практически неотделимы
от ее форм, на основе которых они осуществляются.
Термин «формы» означает то, что структурно отличает виды
и разновидности физической культуры. Для предметного раз-
граничения видами называют более крупные сочетания эле-
ментов физической культуры, а разновидностями – менее
крупные формы. Те и другие, взятые в совокупности, в их за-
кономерном соотношении друг с другом характеризуют об-
щую структуру физической культуры как целостное социаль-
ное явление.
Исходя из того, что структура физической культуры как
многокомпонентное общественное явление социально обус-
ловлена общей структурой образа жизни людей, аналитичес-
кое выделение самых крупных ее разделов будет логично вести
применительно к тем сферам жизнедеятельности, в которых
представлены ее основные компоненты.
Соответственно этому в научной литературе выделяют сле-
дующие разделы и виды физической культуры.
Базовая физическая культура. К ней относится в первую
очередь та фундаментальная ее часть, которая включена в си-
стему образования и воспитания подрастающего поколения в
качестве основного физического образования и обеспечения
базового уровня физической подготовленности. Базовой она
называется по следующим причинам: во-первых, характери-
зуется приобретением основного фонда жизненно важных уме-
ний и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем разно-
стороннего развития физических качеств и связанных с ними
двигательных способностей; во-вторых, является фундамен-
тальной предпосылкой (базой) для специализации в той или
иной деятельности.

18
Основной вид базовой физической культуры составляет
«школьная» физическая культура. Под ней подразумевают фи-
зическую культуру, являющуюся учебным предметом в обще-
образовательных школах, формирующую широкий комплекс
жизненно необходимых условий, навыков, связанных с ними
знаний, обеспечивает разностороннее развитие физических ка-
честв и оптимизацию состояния здоровья.
Однако базовая физическая культура не ограничивается
лишь ее школьной формой. Конкретная направленность, со-
держание и способы ее использования изменяются в зависи-
мости от этапов возрастного развития и условий жизни чело-
века. В связи с этим различают так называемые пролонгирующие
разновидности базовой физической культуры. Такие компонен-
ты представлены в системе групповых и самостоятельных за-
нятий по общей физической и общекондиционной трениров-
ке различных контингентов населения. Эти занятия как бы
пролонгируют (продлевают) влияние базовой физической куль-
туры.
В состав базовой физической культуры входит и спорт,
если спортивные занятия ориентированы преимущественно на
достижение базовой подготовленности и оптимизируют общую
физическую дееспособность.
Спорт. По сравнению с другими компонентами физичес-
кой культуры, он представляет наибольшие возможности для
поступательного развития физических качеств и связанных с
ними двигательных способностей, необходимых в качестве
предмета спортивной специализации. В связи с этим ряд общих
функций физической культуры получает в спорте свое специ-
фическое выражение.
Профессионально-прикладная физическая культура. Она
подразделяется на собственно профессионально-прикладную
и военно-прикладную физическую культуру. Особенности этих
разновидностей определяются тем, что они включены в сис-
тему специальной подготовки человека к конкретной дея-
тельности, которая становится основной для него.
Профессионально-прикладная физическая культура на-
правлена на создание предпосылок для успешного освоения
той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной
деятельности и ее воздействия на человека. Важно отметить,
что данный вид физической культуры тесно связан с базовым
ее компонентом. Их органическая связь заключается в том, что

19
профессионально-прикладная физическая культура строится
на основе предпосылок, создаваемых в сфере общей физичес-
кой подготовки.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign