LINEBURG


страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»




С.К. Городилин, В.В. Руденик
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
Тексты лекций
по курсу «Физическая культура»
для студентов всех специальностей




Гродно 2002
УДК 796.091.2
ББК 75.1
Г70



Рецензенты: ректор Гродненского областного ИПК, доктор педагоги-
ческих наук, профессор В.А.Барков;
заведующий кафедрой физического воспитания Гродненс-
кого медицинского университета, доцент Р.Г.Лозовский.



Рекомендовано советом факультета физической культуры ГрГУ
им. Я.Купалы.




Городилин С.К.

Физическое воспитание студентов: Тексты лекций / С.К.Го-
родилин, В.В.Руденик. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 83 с.
Г70

ISBN 985-417-397-6.


Освещены вопросы методики формирования разностороннего физи-
ческого развития и спортивного совершенствования, психофизической под-
готовки студента к будущей профессиональной деятельности. Материал по-
может освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья,
повышению работоспособности, организации здорового образа жизни.

УДК 796.091.2
ББК 75.1




ISBN 985-417-397-6. © Городилин С.К., Руденик В.В., 2002
ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание в высшей школе является учеб-
ной дисциплиной, формирующей общую и профессиональ-
ную культуру личности будущего специалиста. Она дает сту-
денту необходимые знания, умения и навыки, воздействует
на формирование потребности в систематическом физичес-
ком самосовершенствовании.
Одним из важных элементов физического воспитания сту-
дентов вуза является формирование теоретических знаний в
области физической культуры. Комплексной базовой програм-
мой «Физическая культура» для высших учебных заведений Рес-
публики Беларусь, помимо практического и методического раз-
делов, предусмотрен теоретический раздел в объеме 16 часов.
Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базо-
вые знания и сформировать установку к физическому самосо-
вершенствованию студентов не только в период обучения в
вузе, но и помочь в выборе путей реализации собственной дви-
гательной активности для поддержания необходимой физичес-
кой готовности на протяжении всей жизни.
В процессе обучения в вузе студент должен овладеть комп-
лексом теоретических знаний в области физической культуры
как гуманитарного, так и естественнонаучного характера.
Теоретический материал формирует мировоззренческую
систему научно-практических знаний и отношение студентов
к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы пони-
мать природные и социальные процессы функционирования
физической культуры общества и личности, уметь их творчески
использовать для профессионально-личностного развития, са-
мосовершенствования, организации здорового образа жизни.
Издание содержит 8 лекций, рассчитанных на весь период
обучения студентов в вузе. Предлагаются контрольные вопро-
сы для самоподготовки.




3
Лекция 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ
В ВУЗЕ

1. Цель и задачи физического воспитания студентов в вузе.
2. Система физического воспитания в вузе.
3. Формы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровитель-
ной работы в вузе.


1.1. Цель и задачи физического воспитания
студентов в вузе
Цель физического воспитания является тем исходным по-
ложением, которое в полном объеме определяет его направ-
ленность и содержание, и должна исходить из объективных
потребностей личности и общества.
В высшем учебном заведении процесс физического вос-
питания должен строиться так, чтобы студент как субъект со-
циальных отношений являлся его центральной фигурой.
Исходя из этого положения, содержание занятий должно
отвечать интересам, мотивам и потребностям молодых людей,
их представлениям об идеале физически современной личнос-
ти. Идеал становится действенным мотивом, когда его дости-
жение является одной из жизненно важных целей личности.
На основе идеала под влиянием педагогических воздействий,
учебных требований, других социальных отношений форми-
руется установка индивида на физкультурно-спортивную дея-
тельность по его достижению.
В свою очередь, успешность физкультурно-спортивной
деятельности определяется уровнем физической культуры лич-
ности, который в совокупности характеризуется уровнем фи-
зического развития, физической и функциональной подготов-
ленности, сформированностью интересов, мотивов,
потребностей и ценностных ориентаций.
Исходя из вышеизложенного, цель физического воспита-
ния в вузе можно определить как процесс формирования фи-
зической культуры личности студента.
Для определения задач физического воспитания студен-
тов необходимо обозначить конкретные характеристики сту-
денческого уровня физической культуры личности. Уровень фи-
зической культуры личности студента характеризуется
следующими показателями:

4
• эмоционально-ценностной значимостью и убежденно-
стью в необходимости практического использования физичес-
кой культуры и спорта для всестороннего и гармоничного раз-
вития личности, готовностью к полноценной реализации их
возможностей для формирования социально и профессиональ-
но значимых личностных качеств;
• фундаментальностью знаний по физической культуре,
позволяющих оперировать общими понятиями, закономерно-
стями, принципами, правилами использования физических уп-
ражнений, формирующих научное и практическое мышление
выпускников высшей школы; умением ставить и решать твор-
ческие задачи при выполнении производственной, организа-
ционно-управленческой и воспитательной работы средствами
физической культуры;
• практическим владением умениями и навыками физи-
ческого совершенствования и использованием их в повседнев-
ной жизни, при выполнении воинского долга; умением мето-
дически правильно организовать здоровый образ жизни;
владением методикой самостоятельной спортивной и профес-
сионально-прикладной подготовки; умением использовать сред-
ства физической культуры для реабилитации после перенесен-
ных заболеваний или высоких нервно-эмоциональных нагрузок;
творческим внедрением физической культуры в трудовую и вос-
питательную деятельность производственного коллектива, в се-
мейную жизнь.
Исходя из этих показателей, цель физического воспита-
ния студентов конкретизуется следующими задачами, обеспе-
чивающими достижение необходимого уровня физической
культуры:
• формирование у студента индивидуального идеала фи-
зически современной личности;
• формирование мотивов, необходимых для физического
совершенствования и самосовершенствования;
• создание у студентов системного комплекса знаний те-
оретических основ и практических навыков для реализации их
потребностей в двигательной активности в быту, семье, про-
изводстве и рациональной организации свободного времени с
творческим освоением всех ценностей физической культуры
как компонента общей культуры будущего высококвалифици-
рованного специалиста;

5
• обеспечение разносторонней физической подготовлен-
ности студентов и освоение ими одного из видов физкультур-
но-спортивной деятельности;
• содействие оптимальному физическому развитию сту-
дентов;
• снижение отрицательного воздействия напряженного ре-
жима обучения в вузе, повышение умственной работоспособ-
ности средствами физической культуры;
• обеспечение необходимого уровня профессионально-
прикладной физической подготовленности с учетом будущей
профессии;
• формирование фонда профессионально-прикладных
умений и навыков;
• сохранение и укрепление здоровья студентов средства-
ми физической культуры, формирование навыков и потреб-
ностей в здоровом образе жизни; снижение заболеваемости;
• освоение студентами теоретических знаний в области
современных специальных технологий теории и методики фи-
зической культуры;
• формирование гигиенических умений и навыков.


1.2. Система физического воспитания в вузе
Задачи физического воспитания студентов решаются с по-
мощью различных форм организации учебных и внеучебных
занятий, которые в вузе представлены в системе, взаимосвя-
заны между собой и имеют преемственность.
Система физического воспитания в вузе представлена на
рис. 1. Общее руководство процессом физического воспитания
студентов осуществляет ректорат. Непосредственно учебный
процесс в различных его формах организует и проводит ка-
федра физического воспитания и спорта, она осуществляет и
проводит внеучебные формы занятий физической культурой в
тесном взаимодействии со спортивным клубом и профкомом
студентов.
Базовой формой организации учебного процесса являют-
ся обязательные занятия по физическому воспитанию, прово-
димые в основном, специальном и спортивном учебных отде-
лениях.
Организация учебных отделений проводится в начале учеб-
ного года и начинается с анализа состояния здоровья, физи-

6
ческого развития и физической подготовленности студентов,
их спортивной квалификации и физкультурных интересов.
Основное отделение составляют студенты основной и под-
готовительной медицинских групп. Учебные занятия в этих груп-
пах имеют ярко выраженную оздоровительно-рекреативную и
общефизическую направленность. Основными задачами учеб-
ного процесса являются оздоровление, рекреация, переклю-
чение студентов на другой вид деятельности. Однако не менее
важны для студентов, имеющих низкий уровень физической
подготовленности, задачи общей физической подготовленно-
сти и образовательно-воспитательные.

Ректорат


Профком студен- Кафедра физического воспитания и Спортивный клуб
тов спорта

Нормативная база


Программа разви- Программа фи-
тия физической зического вос-
культуры и спорта питания

Формы занятий

Учебные занятия Внеучебные формы занятий

Основное, Специаль- Спортивное Физкультурно- Самостоя-
подгото- ное отде- отделение массовые и спор- тельные
вительное ление тивные мероприя- занятия
отделение тия
Группы Специаль- Группы ПСМ 1) праздники здо- групповые;
ОФП ные меди- ровья; индивиду-
Специа- цинские 2) спартакиада фа- альные
лизации группы по культетов;
по видам типам за- 3) спартакиада
спорта болеваний общежитий;
4) туристические
Группы ПСМ
мероприятия;
межвузовской
5) физкультурно-
кафедры
оздоровитель-
ные группы;
6) клубы по спор-
тинтересам

Рис. 1. Система физического воспитания в вузе

7
Для решения этих задач используются общеразвивающие
упражнения без предметов, с предметами, с отягощениями
собственного веса тела, в парах, с дополнительными отяго-
щениями. В группах с недостаточным уровнем физической под-
готовленности полезны упражнения для развития координа-
ционных способностей. Эффективны упражнения для развития
силы и силовой выносливости, гибкости. Для этого применя-
ются упражнения на гимнастической скамейке, гимнастичес-
кой стенке, параллельных и разновысоких брусьях, на низкой
и высокой перекладинах, различных тренажерах.
Ощутимый оздоровительный эффект дает развитие общей
выносливости как базового физического качества. С этой це-
лью применяются оздоровительный бег, ходьба, подвижные и
спортивные игры. Для развития скоростных и скоростно-сило-
вых способностей полезны различные виды прыжковых упраж-
нений, ускорения и др.
Занятия в группах общефизической подготовки основно-
го отделения отличаются комплексным характером и имеют
ярко выраженную трехчастную структуру, представляющую
собой подготовительную, основную и заключительную части. В
подготовительную часть занятия включаются комплексы об-
щеразвивающих упражнений, имеющих целью подготовку орга-
низма к основной ее части. Для основной части комплексного
занятия характерно использование широкого круга упражне-
ний из различных видов спорта. Наиболее рационально такое
построение основной части занятия, при котором вначале ре-
шаются задачи и их совершенствование, затем – воспитание
физических качеств. Причем вначале решаются задачи воспи-
тания координационных, скоростных и скоростно-силовых спо-
собностей, затем – силовых. Упражнения для развития вынос-
ливости выполняются в последнюю очередь. При такой
последовательности на одном занятии для обучения и совер-
шенствования движений, комплексного воспитания физичес-
ких качеств создаются более благоприятные условия, чем при
любой другой. Для развития физических качеств могут быть ис-
пользованы подвижные и спортивные игры, средства легкой
атлетики, атлетической и ритмической гимнастик, лыжного
спорта и других.
В заключительной части занятия применяются упражне-
ния на расслабление, определяется содержание домашних за-
даний.
В начале учебного года и в конце семестров студенты групп
ОФП основного отделения сдают нормативы по общефизи-
ческой подготовке.

8
В комплекс зачетных требований, кроме контрольных нор-
мативов по общефизической подготовке, включаются требова-
ния по знанию теоретического раздела, освоению необходимо-
го объема двигательных действий, методических умений и
навыков, участию в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Одной из разновидностей основного отделения являются
учебные группы специализации по видам спорта. Содержание
занятий в этих группах базируется на материале одного из ви-
дов спорта, который выбирается по желанию студента. Как пра-
вило, в такие группы зачисляют студентов старших курсов. Ос-
новными задачами занятий являются освоение и
совершенствование техники избранного вида спорта, обще-
физическая подготовка. В зимний семестр студенты этих групп
сдают учебные нормативы с учетом специфики избранного вида
спорта.
В специальное учебное отделение зачисляют студентов,
имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных вслед-
ствие этого к специальной медицинской группе. Эти студенты
ослаблены физически, у них понижена сопротивляемость орга-
низма по отношению к неблагоприятным факторам окружаю-
щей среды. В связи с этим главной целью учебного процесса в
специальном отделении является оздоровление студентов. Эта
цель является определяющей, относительно которой форми-
руются задачи физического воспитания.
Учебные группы в этом отделении комплектуются с уче-
том характера и тяжести заболеваний. Все разнообразие забо-
леваний, последствий травм и анатомических дефектов позво-
ляет объединить всех больных в 3 большие группы с условным
обозначением «А», «Б», «В».
В группу А включаются студенты с заболеваниями сердеч-
но-сосудистой и дыхательной систем, хроническими воспали-
тельными процессами в почках, болезнями веществ и эндок-
ринных желез и др.
Группа Б объединяет заболевания органов брюшной по-
лости и малого таза.
В группе В заболевания связаны со значительной деформа-
цией опорно-двигательного аппарата и снижением двигатель-
ной функции.
Спортивное отделение в вузе ставит задачей подготовку
студентов-спортсменов для участия в соревнованиях различ-
ного ранга. Для этого при кафедре физического воспитания и
спорта организуются группы спортивного совершенствования.
В эти группы зачисляются студенты основной медицинской
9
группы, выполнившие требования спортивной квалификации
по виду спорта, имеющие необходимый уровень физического
развития и физической подготовленности, спортивный раз-
ряд и желающие заниматься одним из видов спорта, культи-
вируемых в вузе.
Количество учебных групп спортивного совершенствова-
ния определяется кафедрой физического воспитания и спорта
с учетом материально-технической базы, контингента студен-
тов и тренерско-преподавательского состава. Занятия прово-
дятся, как правило, в вечернее время в виде тренировочного
процесса. Зачетные нормативы для групп спортивного совер-
шенствования устанавливаются согласно программам ДЮСШ
по видам спорта для соответствующей квалификации учебной
группы.
Студенты групп спортивного совершенствования, имею-
щие высокий уровень спортивной подготовленности, могут быть
переведены на индивидуальный график обучения с выполне-
нием программных и зачетных требований в установленные
сроки.
Наиболее подготовленные студенты-спортсмены, имею-
щие спортивную квалификацию не ниже 1-го спортивного
разряда, могут быть зачислены в группы межвузовской кафед-
ры спортивного совершенствования.
Студентам предоставляется право выбора вида спорта с
учетом их интересов и способностей.
Из одной учебной группы (основной, спортсовершенство-
вания) в другую студенты могут быть переведены по решению
кафедры физического воспитания и спорта после окончания
учебного года или семестра.
В специально-медицинские группы студенты переводятся

страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign