LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

- Прочитайте текст вслух, добирайте воздух на паузах, экономно расходуйте его. Читайте плавно, на средней громкости.
- При чтении соблюдайте знаки препинания.

41. По Б. Емельянову "Мамины руки" - работы нет.
41. Работаем над тембром, силой голоса, дикцией.
- Прочитайте по ролям рассказ. Как мы будем читать слова мамы, а как Маши в начале рассказа и в конце?

42. Н. Артюхова "Большая береза" - работа предлагается над эмфатическим ударением, тембром, силой голоса, мелодикой.
- Когда ты больше всего волновался, читая рассказ? Почему мамино лицо стало белым? Чего она испугалась?
- Подготовься читать рассказ по ролям. Обрати внимание на то, как меняется мамин голос, сначала испуганный потом ласковый, а в третьей части - просящий, со слезами. Подумай, как надо читать слова дачника?
42. Дополнить работой над паузацией.
- При чтении рассказа, понижайте голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове вопросе, восклицания, незаконченного предложения.
43. По В. Бианки "Последняя льдина" - работа не предлагается.
43. Работа над дикцией, дыханием, силой голоса, ударением.
- С переживанием или радостью мы будем читать абзац, где на льдине собрались зверюшки?
- Прочитайте текст в слух, соблюдая правила произношения и ударения.

44. А. Барков "Голубой апрель" - книга работы над выразительностью чтения не предлагает.
44. Можно провести работу над тембром, силой голоса, мелодикой речи, паузацией.
- Прочитайте по ролям третью часть рассказа, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопросе, восклицания, незаконченного предложения.
- Как будем читать интонацию перечисления?
45. В. Драгунский "И мы" - работа над эмфатическим ударением.
- Какое место в рассказе показалось наиболее смешным?
45. Дополнительно можно поработать над силой голоса, тембром, мелодикой.
- Прочитайте рассказ по ролям, каким голосом мы будем читать рассказ за больного Дениса, маму, Мишку, папу?
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.

46. Н. Михайлова "Май" - авторы книги работы над выразительным чтением не предлагают.
46. Работа над силой тембра голоса, темпом и мелодикой речи, паузацией.
- Прочитайте текст вслух, добирайте воздух на паузах, экономно расходуйте его. Читайте плавно, на средней громкости.

47. Е. Олейник "Полюшко-поле" - авторы книги не предлагают работы над выразительным чтением.
47. Работаем над силой и тембром голоса, эмфатическим ударением.
- Прочитайте текст, подготовьтесь к выразительному чтению рассказа, усилив эмоциональную окраску чтения: выразите восхищение Васи о рассказе дедушки, придав своему голосу соответствующий тембр.
48. И. Соколов-Микитов "Лето в лесу" - работы не проводятся.
48. Работа над мелодикой и паузацией.
- Прочитайте рассказ. Обрати внимание на мелодику перечисления в предложении с однородными членами.
- При чтении соблюдайте знаки препинания.
49. Л. Толстой "Гроза в лесу" - книга не дает работу над выразительным чтением.
49. Работаем над дикцией, тембром и силой голоса, темпом и мелодикой речи.
- Прочитайте рассказ, соблюдая правила дыхания и произношения.
- Выберите основной для себя тон и силу голоса, меняйте темп речи в зависимости от содержания текста.
50. По В. Бианки "Купание медвежат" - работа над эмфатическим ударением.
- Что рассмешило тебя при чтении этого рассказа?
50. Дополнительно работаем над дикцией, дыханием, силой голоса, паузацией.
- Прочитайте рассказ, соблюдая правила произношения и ударения, а так же правила техники речи (дыхания, силы голоса).
- При чтении соблюдайте знаки препинания.
51. Л. Толстой "Акула" - предлагается работа над эмфатическим ударением.
- При чтении, каких эпизодов ты особенно волновался за судьбу мальчиков?
51. Дополнить работой над паузацией, мелодикой, тембром, ритмом и темпом.
- Как мы прочитаем то место в рассказе, когда артиллерист увидел акулу, медленно или быстро, радостно или с волнением.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове восклицания.
52. По С. Полетаеву "Секретное слово" - работа над эмфатическим ударением, тембром и силой голоса.
- Прочитай рассказ еще раз и скажи, менялось ли настроение лошади и ее поведение? От чего это зависело?
- Когда Васильку было страшно, тревожно, радостно?
52. Работаем над паузацией, мелодикой речи.
- Прочитайте третью часть по ролям. Понижайте голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.










Методический аппарат книги
Дополнительные задания
1. Н. Грибачев "Рыжие листья" - работа над тембром, темпом и ритмом, силой голоса, мелодикой речи, эмфатическим ударением.
- Почему лиса Лариска обрадовалась наступлению Осени?
- Чего боялся осенью маленький заяц Коська?
- Подготовься к чтению третьей части сказки в лицах. Каким голосом нужно читать слова зайца? А медведя?
- Почему заяц повеселел после разговора с белкой?

1. Дополнительно проводим работу по чтению по ролям 2 части сказки паузацией и логическим ударением.
- Как говорит еж Кирюха.
- При чтении сказки, понижайте голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания.
2. "Лиса и журавль" - русская народная сказка - работа над тембром, ритмом, темпом и силой голоса, эмфатическим ударением.
- Подготовься к чтению сказки по ролям. Каким голосом нужно читать слова лисы? А журавля?
- Подумай, что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся? А как журавль должен был угощать лису?

2. Работу можно провести над мелодикой речи.
- Как будем читать сказку, быстро или медленно, ласково или жестко.
3. Мордовская сказка "Как мужик волка спас" - работа над тембром, темпом, ритмом и силой голоса.
- Сравни поведение волка: 1. Когда он спасался от охотников и 2. Когда ему уже не угрожала опасность. Как он разговаривал с мужиком в первом случае? Как он себя вел после своего спасения? Что ты можешь сказать о волке, - какой он?
- При чтении сказки постарайся передать особенности речи волка, коровы, лошади, вороны.

3.Поработаем над мелодикой речи и паузацией.
- Прочитайте сказку, понижайте голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания.
- Подготовьте сказку к чтению по ролям.
- Обратите внимание на интонацию перечисления.
4. Татарская сказка "Три сестры" - работа не предлагается.
4. Работаем над паузацией и мелодикой.
- Прочитайте сказку, понижайте голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания.
- Как будем читать последний абзац сказки - ласково или грубо, быстро или медленно?
5. Ненецкая сказка "Кукушка" - работа не предлагается.
5. В сказке работаем над темпом, тембром, силой голоса, ритмом и дикцией.
- Подготовьтесь читать сказку по ролям. Как мы будем читать слова матери? А слова детей?
- При чтении четко произносите слова, не глотайте окончания.

6. Эстонская сказка "Каждый свое получил" - авторы не предлагают работы.
6. Работаем над темпом, ритмом, тембром, мелодикой, паузацией.
- Прочитаем сказку по ролям. Скажите, а одинаковым ли голосом будем читать слова богатой женщины в начале сказки и в конце сказки.
- А как прочтем слова бедной хозяйки?
- Прочитайте сказку, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.

7. Русская сказка "Хаврошечка" - книга работы выразительным чтением не предлагает.
7. Работаем над дыханием, дикцией, темпом и мелодикой речи.
- Прочитайте сказку, соблюдая правила дыхания произношения. Выберите основной для вас тон и силу голоса, меняйте темп речи в зависимости от содержания текста.

8. К. Ушинский "Проказы старухи зимы" - работы нет.
8. Поработаем над паузацией, мелодикой, тембром, логическим ударением.
- Как будем читать сказку быстро или медленно, весело или угрожающе.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове восклицания, незаконченного предложения.

9. "Два мороза" - предлагается работа над тембром, темпом, ритмом, силой голоса.
- Найди и прочитай пословицу, которой заканчивается сказка. Запомни ее.
- Подготовься к чтению сказки по ролям.
9. Работа над темпом, мелодикой и силой голоса.
- Как будем читать слова старшего брата Мороза, а в каком темпе - младшего брата.
10. По В. Одоевскому "В гостях у дедушки мороза" - работа не ведется.
10. Проводим работу над дикцией, темпом, тембром, мелодикой, силой голоса.
- Прочитайте сказку, соблюдая правила дыхания и произношения. Выберите основной тон и силу голоса, меняйте темп речи в зависимости от содержания текста.

11. Русская народная сказка "У страха глаза велики" - авторы предлагают работу над силой голоса, тембром.
- Представь как жители избушки и заяц рассказывают о страшном происшествии. Передай голосом, как бабушка охает, а внучка плачет. Каким будет голос у мышки? Подготовься к чтению этого отрывка по ролям.
11. Дополнительно работаем над мелодикой и темпом речи.
- Прочитайте отрывок, когда бабушка, внучка, курица и мышка возвращаются назад, громко проговаривайте слова, то замедляя, то убыстряя темп речи.
- Обрати внимание на интонацию перечисления.
12. Б. Заходер "Хрюк на елке" - работа не проводится.
12. Работаем над дикцией, дыханием, логическим ударением, силой, высотностью голоса.
- Подготовьтесь к чтению, вслух соблюдая правила произношения и ударения, а так же правила техники речи (дыхания, дикции, силы голоса).

13. Э. Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" - работа над тембром, темпом, силой голоса, ритмом.
- Подготовься к чтению сказки по ролям. Читая за камень, Сосульку или Ручей передай голосом их крикливость и хвастовство.
13. Работа над паузой и мелодикой речи.
- Прочитайте сказку, понижайте голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания.

Как видно из представленных таблиц, предлагаемые нами способы выработки просодических умений и навыка выразительного чтения существенно расширяют диапазон методического аппарата книги для чтения и помогут учителю-дефектологу более эффективно вести работу по развитию названных умений и навыков у детей с незначительной умственной отсталостью. Мы полагаем, что организация работы над выразительным чтением с учетом предложенных нами методических приемов во многом облегчит детям переход на следующий этап обучения в школе VIII вида (5 класс) и позволит им успешно овладевать программным материалом по литературному чтению.[2, 19]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема, выбранная нами для дипломного исследования, является актуальной для современной методики обучения чтению в младших классах школы VIII вида. Работе над выразительным чтением зачастую не уделяется должного внимания, в то время как специалисты признают важность развития просодических умений учащихся на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Обучение выразительному чтению детей с незначительной умственной отсталостью является одной из основ формирования активной личности, доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, овладению доступными формами эмоциональной отзывчивости. Все это помогает более полной социализации детей с незначительной умственной отсталостью.
В практической части нашего исследования мы ставили своей целью изучить сформированность навыка выразительного чтения у учащихся младших классов школы VIII вида, для того чтобы определить возможные методические пути оптимизации учебно-коррекционного воздействия.
В результате проведенного исследования мы установили, что навык выразительного чтения у детей с незначительной умственной отсталостью является несформированным, характеризуется своеобразием при интонировании различных конструкций. В частности, при чтении рассказов дети не умеют интонировать фразы и синтагмы, не соблюдают синтагматическое членение и ошибаются при постановке логического ударения.
Мы полагаем, что учитель-дефектолог при чтении рассказов должен обращать большее внимание на понимание детьми текста, на периодическое повторение содержащейся в рассказе основной мысли, на актуализацию в памяти детей ситуации рассказа. В таком случае интонирование будет более ярким.
Кроме того, следует внести некоторые коррективы в методический аппарат учебников для чтения 3 класса школы VIII вида. Это касается большего разнообразия заданий, связанных с развитием навыка выразительного чтения художественных прозаических текстов. В этом плане учитель может опираться на типы заданий и упражнений, которые сопровождают в книге для чтения стихотворные тексты. Для совершенствования навыка выразительного чтения стихотворный синтаксис дает больше возможностей следует также уделять должное внимание и работе с прозаическими текстами. В четвертой главе нашего исследования мы предприняли попытку создания ряда заданий и упражнений с целью совершенствования работы учителя-дефектолога в этом направлении.
Таким образом, мы полагаем, что задачи нашего дипломного исследования решены и цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов В. Искусство художественного слова М.1954г.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе М. 2002г.
3. Аксенова Л.И. Специальная педагогика. М. Академия 2001г.
4. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. М.1959г.
5. Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации. // Дефектология 1987г. №4.
6. Баширова Т.Б. Пути становления читательской самостоятельности у учащихся младших классов вспомогательной школы. // Дефектология. 1991г. №5.
7. Богуш А.М. Методика обучения детей русскому языку К.1990г.
8. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М. 1990г.
9. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. М., 1997г.
10. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка М.1970г.
11. Волконский С. Выразительное чтение СПб.1913г.
12. Воробьева С.Н., Кондратина Т.И. Чтение 2 - 4 класс: Методические разработки уроков. М. Издат-школа 2000г.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка М.1966г.
14. Выготский Л.С. Принципы воспитания Дефективных детей. /Собрание сочинений т. 5. М.Педагогика 1983г.
15. Галкина Ф., К.В.Горшкова, Н.М.Шанский Современный русский язык. Синтаксис М. 1958г.
16. Гаркунова И.Л. Обучение чтению М. Просвещение 1981г.
17. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе М. 1965г.
18. Горбушина Л.А., А.П.Николаичева Выразительное чтение М. Просвещение 1983г.
19. Гунько В.А. Методические принципы и приемы обучения словесному действию - основе выразительного чтения. М. 1980г.
20. Дмитриева Е.Д. Практикум по выразительному чтению. М. Просвещение 1981г.
21. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся М.1956г.
22. Жинкин Н.И. Проблемы совершенствования и методов обучения русскому языку М.1969г.
23. Исаев Д.Н. Психологическое недоразвитие у детей. Л. Медицина 1982г.
24. Катаева А.А., Е.А.Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.Просвещение 1993г.
25. Катаева А.А., Е.А.Стребелева Дошкольная олигофренопедагогика М. Владос 2001г.
26. Ковалев В.В. Психология детского возраста (руководство для врачей) М. Медицина 2004г.
27. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации. / Смоленск Ассоциация XXI век 2002г.
28. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.1983г.
29. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения у учащихся вспомогательной школы М. 1978г.
30. Лубовский В.И., Власова Т.А., Никашина Н.А. Обучение детей с умственной отсталостью. М.1981г.
31. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М. 1987г.
32. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М. Просвещение 1985г.
33. Маерова К.В. Выразительное чтение. М. 2003г.
34. Мельникова И.И. Развитие речи дети 7 - 10 лет. Ярославль 2002г.
35. Морозов В.П. Тайны вокальной речи Л.1967г.
36. Найденов Б.С., Завадская Т.Ф. и др. Выразительное чтение. М. 1954г.
37. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М. Аркти 1997г.
38. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. М. 2001г.
39. Панаева Р.И. О нарушении чтения у учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. 1971. - № 2.
40. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.1977г.
41. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей: Русский язык. М.1991г.
42. Сергеева В.А. Преемственность в обучении выразительному чтению в начальных и средних классах. М. 1989г.
43. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение 2001г.
44. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 3. М.1955г.
45. Сорокина Н.К. Особенность навыков чтения у детей-олигофренов. / Вопросы олигофренопедагогики М. 1977г
46. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая работа с аномальными детьми раннего возраста. // Дефектология. 1995г. №4.
47. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости. // Дефектология. 1994г. №4.
48. Сумарокова В.А. Оптимизация усвоения учебного материала с учетом развития памяти умственно отсталых школьников. М. 1986г.
49. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М. Просвещение 1997г.
50. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности Владос. М. 2001г.
51. Шигина С.Ю. Говорим и читаем выразительно. Владикавказ 2002г.
52. Шипицына Л.М. Социально-эмоциональные нарушения у школьников: причины, средства помощи. // Народное образование. - 1998г. № 9/10.
53. Щерба Л.В. Фонетика русского языка. М.1953г.
54. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М. ВЛАДОС. 1999г.











ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Комплекс упражнений на развитие просодических умений и навыка выразительного чтения у детей с незначительной умственной отсталостью.
Приложение 2. Тексты-образцы (стихотворение и рассказ).
Приложение 3. Протоколы обследования детей экспериментальной группы.

??

??

??

??




6



<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign