LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

4. О сформированности навыка выразительного чтения свидетельствуют одинаковые показатели при чтении рассказа и стихотворения, т.е. независимость этих показателей от жанра текста.
5. Полученные нами результаты свидетельствуют о фрагментарности восприятия текстов детьми с незначительной умственной отсталостью. Это свидетельствует об отсутствии целостного восприятия, о неподготовленности ребенка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.

IV. Методические приемы совершенствования навыка выразительного чтения у детей с незначительной умственной отсталостью.
4.1. Методические приемы работы над стихотворным текстом.
Полученные нами результаты объективно требуют уточнения способов коррекционно-развивающего воздействия на просодические умения и навык выразительного чтения у детей с незначительной умственной отсталостью.
Методический аппарат книги
Дополнительные задания
1. С. Михалков "Важный день" - нет ни одного задания на выработку выразительного чтения
1. Проведем работу над логическим ударением, дыханием, дикцией, силой голоса.
- Прочитайте стихотворение вслух: произносите слова ясно, соблюдая правила произношения и ударения.
- В каком месте стихотворения нужно было задержать дыхание и прочитать на одном выдохе.
- Как будем читать стихотворение быстро или медленно?
- Какое это стихотворение грустное или радостное?
2. В. Берестов "Где право, где лево" - работа над интонацией и пониманием смысла:
- Какое это стихотворение по настроению?
2. Дополнительно работа над эмфатическим ударением:
- Прочитай это стихотворение так, чтобы было понятно настроение ученика (радость).
3. К. Чуковский "Мойдодыр" - книга не предлагает ни одного задания, предлагается только смысловые вопросы и работа по плану.
3. В первой части работаем над темпом речи детей.
- Как нужно прочитать эту часть?
- Какие слова наталкивают вас на мысль, что нужно читать быстро, в ускоренном темпе?
- Во второй части стихотворения продолжается работа над темпом речи, Мойдодыр отчитывает грязнулю.
- Каким голосом нужно прочитать эту часть стихотворения, чтобы передать интонацию рассерженного Мойдодыра?
- В третьей части работаем над дикцией и над темпом.
- С какой скоростью нужно читать эту часть?
Сами строки из стихотворения написаны как скороговорка, что дает возможность работать над дикцией, темпом речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, так же работа над дыханием - где нужно задержать дыхание и прочесть стихотворение на одном выдохе.
4. В. Орлов "Ученый кот" - работа проводится только над образами произведения.
4. В этом стихотворении даем задание на выработку мелодики речи, тембра голоса.
- Как относится к котенку мальчик?
- Каким голосом нужно читать стихотворение?
5. С. Михалков "Важные дела" - подготовка детей к чтению по ролям, выработка умения работать над дикцией.
- Какие строки стихотворения лучше читать группой, хором, какие одному ученику?
5. В этом стихотворении работаем над соблюдением пауз, даем задание:
- Там где увидите длинную черту нужно немного помолчать.
6. С. Баруздин "Маляр" - развитие выразительного чтения через эмоциональное настроение.
- Работа маляров приносит людям радость. Какие строки говорят об этом?
6. Закрепить понятие паузы, поработать над дикцией.
- Читая стихотворение четко произносить звуки речи.
- В каком месте мы будем делать паузу меньше, а где пауза будет дольше?
7. Е. Трутнева "Осень" - авторы не предлагают работы над выразительностью чтения.
7. Это стихотворение позволяет над эмфатическим ударением, так как это стихотворение эмоционально насыщено, работаем над темпом, тембром, мелодикой речи через эмфатическое ударение.
- Какое настроение вызывает это стихотворение? Подтвердите это строчками из текста.
- Первую часть читаем радостно, весело. Во второй части читаем грустно, медленно.
8. А. Прокофьев "В лес по грибы" - заданий книга не предлагает.
8. Даем задание на развитие дикции, темпом, ритмом и диапазоном голоса.
- Как прочитать строчки из стихотворения о ножке опенка, чтобы все представили, что она, тоненькая, тоненькая, как соломинка?
- В отрывке о Боровике даем задание, на четкое произношение звуков, меняя силу голоса.
9. К. Бальмонт "Осень" - идет работа над выразительностью речи путем работы над темпом, тембром.
Предлагаются задания:
- Подумай, как надо прочитать стихотворение: тихо, громко, быстро, медленно, грустно, радостно?
- Прочитай его выразительно.
9. Дополним работой над эмфатическим ударением.
- Какие чувства вызывает это стихотворение. Какие слова в стихотворении вам говорят об этом.
10. А. Плещеев - работа над эмфатическим ударением, книга дает задание:
- Какое чувство вызывает у тебя это стихотворение?
- Научись читать это стихотворение так, чтобы выразить голосом грустную картину поздней осени.
10. В этом стихотворении работаем над паузами.
- Прочитайте стихотворение, выразительно соблюдая паузы.
11. А. Фет - работа над эмфатическим ударением.
- Какие слова и выражения передают грустное настроение человека в осеннюю непогоду. Постарайся выразить это настроение при чтении стихотворения.
- Выучи стихотворение наизусть.
11. Проводим работу над тембром голоса, мелодикой.
- Прочитайте строчки (Вон над той горой) с такой интонацией, чтобы было видно, что гора от нас далеко.
12. Н. Некрасов (Отрывок из поэмы "Железная дорога") - работа над логическим ударением, эмфатическим ударением.
- Какое настроение вызывает у поэта осень?
- Какие слова и выражения передают отношение поэта к осени.
- Выучи стихотворение наизусть.
12. Работаем над паузами, темпом.
- Соблюдай паузы на соответствующих знаках препинания.
- Как будем читать стихотворение быстро, медленно, отрывисто, грустно или радостно?
13. А. Барто "Уехали" - эмфатическим ударением, мелодика, тембр, темп.
- Как чувствовал себя щенок, забитый ребятами. Из каких строк ты об этом узнал?
- Подумай, какие три части можно выделить в стихотворении. Какую из этих частей нужно читать грустным голосом, а какую радостным? Почему?
- Какое у щенка настроение?
13. Работаем над логическим ударением в третьем четверостишии.
- Прочитайте текст так, как на это указывают знаки препинания.
- Выделяйте при чтении главные слова в предложениях.
14. И. Суриков "Зима" - работа над выразительностью заключается лишь в том, что нужно выучить стихотворение наизусть.
14. Стихотворение дает возможность работать над эмфатическим ударением, тембром, темпом, дикцией, дыханием, подвижностью, высотностью и силой голоса.
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Какие слова говорят нам о том, что стихотворение надо читать тихо, плавно?
- Когда мы делаем паузы?

15. В. Орлов "Никто не обижается" - работаем над темпом, эмфатическим ударением.
- Какое это стихотворение по характеру: (веселое, грустное, торжественное, сердитое, с юмором)?
- Подготовься читать стихотворение весело, с юмором.
15. Дополнить работой над мелодикой речи.
- Обратите внимание на мелодику перечисления.
16. А. Пушкин "Зимнее утро" - эмфатическое ударение, логическое ударение.
- Что говорится о зимнем утре? Какое оно хмурое или солнечное? Почему ты так думаешь? Какие слова подтверждают твою мысль?
- Выучи стихотворение наизусть.
16. Дополняем работой над темпом, тембром, ритмом, дикцией.
- Как ты будешь читать это стихотворение быстро или медленно?
- Постарайся произносить каждое слово четко и ясно.
17. В. Лебедев-Кумач. "Здравствуй, елка!" книга предлагает работу над тембром, эмфатическим ударением.
- Прочитайте стихотворение весело и задорно.
17. В стихотворении предлагаем работу над компонентом интонации, паузой, темпом.
- При чтении соблюдайте знаки препинания.
- Как мы будем читать интонацию перечисления?

18. К. Чуковский "Путаница" - эмфатическое ударение.
- Прочитай самые смешные строки стихотворения.
18. Дополняя работу, над стихотворением работаем над силой голоса, дикцией, мелодикой.
- Последние строчки стихотворения говорят нам, что это колыбельная.
- Как поют колыбельную песню?
- Учитель читает слова автора, а звукоподражание читают дети.
19. С. Маршак "Вот какой рассеянный" эмфатическое ударение, дикция.
- Почему это стихотворение вызывает у учителя улыбку? Что тебе показалось наиболее смешным?
- Выделен один из отрывков стихотворения, где переставлены звуки для дополнительно прочтения.
- Выучи ту часть стихотворения, которая тебе понравилась
19. Дополнительно работа над темпом, паузами, ритмом и силой голоса.
- Как надо читать слова, которые произносит рассеянный на остановках?
- Читая, соблюдайте паузы на знаках препинания.
20. Ф. Тютчев - дается только одно задание.
- Выучи стихотворение наизусть.
20. Проводим работу над логическим, эмфатическим ударением, темпом, ритмом, паузой.
- Как называет автор зиму и весну? (Зима- ведьма злая, а весна прекрасное дитя).
- С каким выражением - радости или грусти надо прочитать последнее четверостишье?
- По каким приметам мы видим, что весна пришла? Найдите в стихотворении и прочитайте эти строчки.
21. А. Плещеев "Весна" - учебник не предполагает работу над выразительным чтением.
21. Предлагаем работу над эмфатическим ударением, над темпом, паузами.
- Какое настроение вызывает у человека после долгой зимы пригревающее солнышко, голубое небо, журчащие ручьи.
- Обращать внимание на знаки препинания.
- Как будем читать это стихотворение?:
- Грустим ли мы или радуемся приходу весны.
22. С. Михалков "А что у вас" - работа над логическим ударением.
- Приготовься читать по ролям.
22. Поработаем над паузами.
- Просим ребят соблюдать паузы на соответствующих знаках препинания.
23. Я. Колос "Песня о весне" - работа над эмфатическим и логическим ударением.
- Какие слова говорят о том, что поэт рад весне?
- Что говорит поэт о солнце, о ручье, о морозе?
- Как нужно читать стихотворение?
23. Дополнить работой над темпом, тембром, паузой, дикцией
- Учим детей, соблюдать знаки препинания и четко произносить слова. Обращаем внимание на разницу при чтении предложений с вопросительным и восклицательным знаком.
- Быстро или медленно будем читать стихотворение?
24. В. Орлов "Что случилось" - эмфатическое ударение.
- Какое это стихотворение - веселое, печальное, доброе, грустное.
24. Можно поработать над паузой, мелодикой, силой голоса, подвижностью голоса, дикцией, дыханием, тоном речи.
- Как нужно прочитать последние строки стихотворения - тихо или громко, ласково или сердито?
- Давайте посмотрим, где в стихотворении мы переводим дыхание - т.е. делаем паузы.
25. М. Матусовский "Скворцы прилетели" - заданий нет.
25. Проводим работу - паузой, дыханием, эмфатическим с ударением, тембром, темпом.
- Какое настроение вызывают строки стихотворения.
- Как мы будем читать стихотворение: быстро, медленно или средним темпом, весело или грустно.
26. Г. Ладонщиков " Дождик, лей веселей!" - эмфатическим ударением, темпом речи.
- Как нужно читать это стихотворение?
- Прочитайте его звонко, весело, быстро как считалочку.
26. Дополнительно работаем над паузой и дикцией.
- В каких местах стихотворения делаем остановки (паузы)?
- Выучить стихотворение наизусть.
27. В. Орлов "Когда на планете хозяева дети"
- Задание на выработку выразительного чтения нет.
27. Над силой голоса, мелодикой, темпом, эмфатическим ударением.
- Как вы считаете, одинаково ли надо прочитать начало и конец стихотворения?
- С каким чувством нужно читать стихотворение?
28. С. Михалков - дается задание на эмфатическое ударение.
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. При чтении постарайтесь передать радость победы, радость встречи с братьями и отцами.
28. Работаем над тембром, паузами и темпом речи.
- Какие строки нужно прочитать более громко и выразительно.
- Одинаково ли мы читаем все стихотворение. Какое четверостишье нужно читать с большей силой?

29. В. Фетисов "Что такое лето" - нет работы.

29. Проведем работу над эмфатическим ударением, паузой, ритмом, темпом.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение. Прочитайте его с чувством радости.
- Соблюдая знаки препинания, прочитайте стихотворение.
- Как надо читать стихотворение громко или тихо?

30. А. Толстой - предлагается только выучить стихотворение наизусть.
30. Работаем над эмфатическим ударением, логическим ударением, паузой.
- Найдите строчки, где автор ласково называет колокольчики.
- Как надо читать стихотворение радостно и весело или грустно и печально.
- При чтении соблюдайте знаки препинания.

31. М. Ивенсен "Вот и лето подоспело". Работа над выразительностью не проводится.
31. Проводим работу над эмфатическим ударением, паузой, темпом, дикцией.
- О чем говорится в стихотворении. Давайте выделим слова, о которых говорится в стихотворении, и при чтении их выделим голосом.
- Читаем стихотворение, соблюдая знаки препинания.
- Четко произносите звуки в каждом слове.




4.2. Методические приемы работы над прозаическим текстом (рассказ и сказка).
Методический аппарат книги
Дополнительные задания
1. Т. Чинарева "Здравствуйте" - работа над интонацией, тембром и силой голоса.
- При чтении рассказа передай интонацию, с которой Владик здоровался с учительницей. Обрати внимание на указание автора: "Сказала громко", "неуверенно спросил".
1. Дополнительно работаем над мелодикой речи.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.
2. В. Драгунский "Что любит Миша" - работа над логическим ударением, эмфатическим ударением.
- Как Денис и Миша относятся к своим близким, к музыке, к животным?
- Как Миша говорит о еде?
2. Работаем над мелодикой при перечислении, над паузой соблюдая правила орфоэпии.
- При чтении рассказа соблюдайте знаки препинания.
- Как передать интонацию перечисления?
3. По М. Коршонову "Петя и его жизнь" - работа над эмфатическим ударением.
- Какой поступок совершил Петя? Как он это переживал? Почему?
3. Проводим работу над интонацией, чтение по ролям.
- Как надо читать слова Пети и учителя?
- С какой интонацией и почему?
- Подготовьтесь к чтению по ролям.
4. Л. Толстой "Котенок" - учебник предлагает работу над переживаниями героев - то есть над эмфатическим ударением.
- Как поступила Катя? А как Вася?
4. Дополнить работу можно над темпом, ритмом, тембром, паузацией.
- Найдите и прочитайте ту строчку, где Вася побежал спасать котенка, так чтобы все поняли, что мальчик сделал это очень быстро.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания.

5. Л. Толстой "Птичка" Работа над выразительностью чтения идет с помощью эмфатического ударения?
- Что случилось с птичкой, прочитай?
5. Проведем чтение по ролям, поработать над паузой, логическим ударением, силой голоса.
- Прочитайте текст, соблюдая знаки препинания.
- Что увидел Сережа в сетке?
- Прочитай мамины слова так, чтобы Сережа услышал ее слова.

6. М. Пришвин "Ребята и утята" - книга предлагает работу над эмфатическим ударением.
- Найди и прочитай предложение, в котором выражается беспокойство уточки за своих утят.
6. Дополняем работой над тоном и силой голоса, темпом речи и мелодикой.
- Что почувствовали ребята, когда отпустили утят? Как надо прочесть эти строки?
- А как будем читать те строки, когда уточка переживает?
7. Г. Снигирев "Береза" - работа над эмфатическим ударением.
- Какое настроение передает автор, рассказывая о березовой рощей зимой?
7. Работаем над дикцией, тоном и силой голоса, паузацией.
- Прочитайте текст чисто, ясно произносите звуки и слова.
- При чтении текста, соблюдая знаки препинания.
8. В. Бианки "Еж - спаситель" - авторы книги не предлагают работу над выразительностью чтения.
8. Проведем работу над дикцией, тоном и силой голоса, над темпом речи и мелодикой в зависимости от содержания текста.
- Как мы прочитаем строчки, где Маша упала? Как будем читать строки, где еж бросился на змею?
9. Р. Фраерман "Мальчик в лесу" - книга не дает работы.
9. Проведем чтение по ролям, работа над тоном, ритмом, тембром и паузацией.
- Как разговаривал папа с Вильбориком?
- Как будем читать слова папы, а как сына?
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.

10. А. Барков "Шустрик" - работа над выразительным чтением не ведется.
10. В данном рассказе работу можно провести над мелодикой, темпом, ритмом, силой голоса, логическим ударением, паузацией.
- Одинаково ли мы будем читать весь текст?
- Почему вы думаете, что нужно его читать по разному?
- Найдите в тексте слова, которые говорят, как стал выглядеть шустрик.
- При чтении текста, соблюдая знаки препинания.
11. По В. Крупину "Как Ваня грядки полол" - книга не предлагает работы.
11. Работа над мелодикой, тоном, темпом, дикцией, паузацией.
- Найдите в тексте, то место, где показано, что бабушка любит Ваню?
- Прочитайте текст чисто, ясно, энергично произносите звуки и слова. Соблюдайте правила дыхания и произношения.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.
12. Е. Пермяк "Смородинка" - работа проводится над эмфатическим ударением.
- Чему радовалась Таня?
- Что люди говорили о Тане?
12. Можно дополнить работой над тембром, ритмом, темпом, паузацией, логическим ударением.
- Прочитайте последние строчки рассказа так, чтобы мы услышали, как люди радуются, глядя на девочку.
- При чтении текста, соблюдая знаки препинания.

13. По О. Донченко "Теленок" - авторы не дают работы над выработкой выразительного чтения.
13. В рассказе проведем работу над тембром, эмфатическим ударением, логическим ударением.
- С каким чувством надо читать слова рассказа о том, как Митя заботился о теленке?
- Какие слова нам говорят, что теленок попал в беду?
- Какой это рассказ грустный или веселый? Подтвердите свои слова текстом рассказа.

14. А. Маркуша "Важная профессия" - проводится работа над эмфатическим ударением.
- Сапожник гордится своей профессией - из чего это видно?
14. Дополнить работу чтением по ролям силой и темпом голоса, ритмом, паузацией.
- Прочитайте текст, соблюдая правила дыхания, меняя силу и окраску голоса, в зависимости от содержания рассказа.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.

15. И. Соколов-Микитов "Осень в лесу" - работа не проводится.
15. Работа над интонацией, мелодикой, над ударением и темпом, паузацией.
- Как мы будем читать рассказ, быстро или медленно, радостно или грустно?
- Прочитайте рассказ, соблюдая знаки препинания.
- Как передать интонацию перечисления?

16. И. Соколов-Микитов "Улетают журавли" - работа над выразительным чтением проводится при помощи темпа, ритма и силы голоса.
- Прочитай последние строки рассказа. Какие чувства они вызывают? Каким голосом их надо читать - радостным или грустным?
- Прочитай описание осеннего леса до восхода и после восхода солнца.

16. Можно провести работу над эмфатическим ударением, паузацией.
- Провести работу над словесной картиной.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове восклицания.
16. В.Катаев "Грибы" - авторы предлагают работу над тоном, темпом, силой голоса, эмфатическим ударением.
- Подготовься к чтению рассказа по ролям. Подумай, одинаковым ли тоном надо читать слова за Женю, Павлика, Инночку. При чтении учитывай характер Жени, Павлика и Инночки.

17. Дополнительно проведем работу над мелодикой.
- Прочитайте два последних абзаца. Обратите внимание на мелодику перечисления грибов.
18. М.Басина. "Удивительная веревка" - работы нет.
18. В данном рассказе можно провести работу над темпом, ритмом, дикцией, паузацией.
- Как мы прочтем отрывок, когда мальчик собирал веревку, быстро или медленно. Почему вы так думаете.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.

19. К.Киршина "Вот какая история" - работа в книге не ведется над выразительным чтением.
19. Проведем работу над эмфатическим ударением, тембром, силой голоса, мелодикой речи, темпом речи.
- Какие чувства у вас вызвал этот рассказ.
-Прочитайте текст. Где мы будем в тексте читать с осуждением.
- Каким голосом будем читать строчки, где мальчик думает, что бабушка его будет ругать?
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.
20. Л. Воронкова "Что сказала бы мама?" - работа не проводится.
20. Можно провести работу над паузой, темпом, ритмом, паузацией.
- Как мы прочитаем слова бабушки, мамы Васятки и других героев?
- Прочитаем рассказ по ролям.
- При чтении рассказа соблюдайте знаки препинания.
21. По Я. Пинясову "Кем быть и кем не быть?" - работа не проводится.
21. В рассказе проведем работу над логическим ударением, темпом, эмфатическим ударением.
- Какие слова в рассказе вы бы выделили?
- Прочитайте текст вслух: произносите слова ясно, правильно.
22. По Н. Носову "Огурцы" - авторы книги не предлагают работы над выразительностью.
22. Дополнительно работаем над темпом, тембром, ритмом, мелодикой, паузацией, интонацией.
- Прочитайте текст. Чисто, ясно, энергично произносите звуки и слова, соблюдайте правила дыхания и произношения.
- Одинаково ли нужно читать разговор Котьки с мамой и Котьки со сторожем.
23. В. Осеева "Волшебное слово" - работа над эмфатическим ударением.
- Почему слово "пожалуйста" называют волшебным?
- Как надо говорить "волшебное слово"?
23. Дополнительно работаем над темпом, тембром, ритмом, мелодикой, паузацией, интонацией.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, многоточия.
- Почему Павлик был зол на весь мир? Кто в этом виноват?
24. Е. Пермяк "Бумажный змей" - работа не ведется.
24. Проведем работу над голосом, темпом, ритмом, тембром.
- Прочитайте рассказ вслух, соблюдая правила дыхания, меняя силу, темп и уровень высоты голоса.
- Одинаковым голосом будем читать весь рассказ? Объясните почему?
25. А. Котовщикова "Как же так получилось?" - работа над эмфатическим ударением.
- Почему больной Виталик так радостно разговаривал с ребятами?
25. Дополнить чтением по ролям, работать над паузацией, темпом, ритмом.
- Прочитайте рассказ, соблюдая все знаки препинания.
- Подготовьтесь к чтению по ролям.

26. Л. Понтелеев "Трус" - работа не проводится.
26. Проводим работу над голосом, темпом, ритмом и тембром, паузацией.
- Прочитай рассказ вслух, соблюдая правила дыхания, меняя силу, темп и уровень высоты голоса, меняйте окраску голоса в связи с содержанием текста.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания.

27. По Л. Пантелееву "Честное слово" - работа не ведется.
27. Проведем работу над темпом, тембром, ритмом, силой голоса, эмфатическим ударением, паузацией.
- Давайте прочитаем третью часть по ролям. Подумайте одинаковым ли голосом нужно читать слова майора, мальчика и рассказчика.
- При чтении рассказа соблюдайте знаки препинания.

28. А. Чехов "Первый снег" - авторы не предлагают работы.
28. Работаем над мелодикой речи, дикцией, паузацией.
- Прочитай текст, обрати внимание на перечисление в предложениях. Соблюдай при чтении правила пунктуации.
29. Н. Сладков "Воробьиный термометр" - книга работу не предлагает.
29. Работа над паузацией, темпом и ритмом, мелодикой речи.
- Как будем читать рассказ - быстро или медленно?
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове восклицания.
30. Н. Носов "На горке" - работа ведется над темпом, ритмом, силой голоса, эмфатическим ударением?
- Прочитай третью часть рассказа по ролям.
- Передай содержание всего рассказа. В конце пересказа скажи, понравился ли тебе Котька. Чем?
30. Дополнить работой над тембром, дыханием и силой голоса.
-Одинаковым ли голосом мы будем читать начало, середину и конец рассказа.
- Выберите основной для себя тон и силу голоса, меняйте темп речи в зависимости от содержания текста.
31. Д. Мамин-Сибиряк "Река стала" - работа над эмфатическим ударением.
- В каких словах текста выражены беспокойство, и тревога людей на берегу?
- Найди и прочитай строчки о том, какой страх испытали тонущие мальчики.
31. Дополнительно работаем над мелодикой, паузацией.
- Прочитайте вторую часть рассказа, понижайте голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове восклицания, незаконченного предложения.
32. Е. Пермяк "Знакомые следы" - книга предлагает работу над осмыслением, эмфатическим ударением.
- Как можно назвать Никишу (смелый, находчивый, трусливый, наблюдательный)?
- Чему учил дедушка своего внука?
- Прочитайте слова и запомните их.
- Чему учит детей этот рассказ?
32. Работаем над темпом, тембром и силой голоса, паузацией.
- Как мы прочтем слова ребят, когда они заблудились в лесу. А каким голосом говорил дедушка, когда учил Никишу.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.
33. В. Бианки "Из "Лесной газеты"" - работа не предлагается.
33. Проведем работу над дикцией, темпом, силой и тоном голоса.
- Прочитай текст, соблюдая правила дыхания и произношения.
- Как надо читать слова Миши Горшина?
34. По Г. Скребицкому "Дружба" - авторы книги работы над выразительностью чтения не предлагают.
34. Работаем над мелодикой, темпом, ритмом, тоном, силой голоса, дикцией, паузацией.
- Как мы будем читать рассказ - быстро или медленно?
- Прочитайте текст, соблюдая правила дыхания и произношения.
- При чтении рассказа соблюдайте знаки препинания.
35. А. Борков "Кот в сапогах" - работа не предлагается.
35. Работа над дыханием, силой голоса, паузацией.
- Подготовьте вопрос для чтения вслух. На паузах добирайте воздух. Экономно расходуйте его. Читайте плавно на средней скорости.
Так как текст, для самостоятельного изучения то нужно детей направить на правильное прочтение рассказа.
36. По Я. Луголенскому "Как Зубов однажды был врачом" - работа не предлагается.
36. Работаем над паузацией, темпом, ритмом.
- Прочитайте текст по ролям.
- Как мы будем читать слова Зубова. Одинаковым ли голосом мы будем читать все слова за солдата в начале рассказа и в конце.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.
37. По К. Ушинскому "Четыре желания" - работа над эмфатическим ударением.
- Каждое время года по-своему хорошо. Как это выражено в рассказе?
37. Дополнить работой над паузацией, мелодикой речи, темпом и тембром голоса.
- Как мы будем читать слова Мити, грустно или весело.
- При чтении добирайте воздух на паузах, экономно расходуйте его.
38. Н. Носов "Живая шляпа" - работа над темпом, ритмом, силой голоса, эмфатическим ударением.
- Веселый или грустный этот рассказ? Почему ты так думаешь?
- Подготовься читать рассказ по ролям.
38. Дополнить работой над паузацией.
- При чтении рассказа по ролям, понижайте голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове вопросе, восклицания.
39. По Н. Носову "Как Незнайка катался на газированном автомобиле" - проводится работа над эмфатическим ударением.
- Какая часть рассказа тебя особенно рассмешила, почему?
39. Дополнительно работаем над паузацией, дикцией, силой и тембром голоса.
- Прочитайте ту часть текста, где Винтик и Шпунтик соорудили автомобиль, произносите четко все слова.
- Каким голосом говорит Незнайка, когда просит Торопышку поездить на автомобиле.
- Прочитайте текст, понижая голос на конечной фразе, повышая голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения.

40. К. Паустовский - работа над тембром, силой голоса, эмфатическим ударением.
- Подготовься к выразительному чтению: покажи при чтении, что Варя ждала весну и рада ее приходу.
- С чем сравнивает писатель весну.
40. Дополнить работой над силой тембра голоса, темпом и мелодикой речи, паузацией.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign