LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

76,44

Средний показатель
28,99
26,25
32,26
49,5
34,09


Особое внимание при анализе результатов мы обращали на шестой параметр исследования - практическое овладение детьми с незначительной умственной отсталостью основными типами ИК русской просодической системы. Как было отмечено во второй главе, мы подбирали тексты с таким расчетом, чтобы в них были представлены все семь типов ИК. Поэтому в наших текстах по объективным причинам отсутствует только ИК-5 (интонация эмоционально положительной оценки). В связи с этим мы можем считать, что выбранные тексты в достаточной степени объективно характеризуют интонационное разнообразие языка. Полученные нами результаты представлены в таблице 4.



Овладение основными типами интонационных конструкций детьми экспериментальной группы при чтении рассказа
Таблица 4
Имя
Типы интонационных конструкций
Ик-1
Ик-2
Ик-3
Ик-4
Ик-6
Ик-7
Средний показатель
1
Катя К
44,4
40
25
66,7
66,7
66,7
51,58
2
Андрей
66,7
30
25
0
66,7
100
48,07
3
Анжела
22
0
0
66,7
0
66,7
25,90
4
Саша
0
20
0
0
0
100
20,00
5
Вова
22,2
10
25
0
0
33,3
15,08
6
Аня
22,2
30
0
33,3
33,3
66,7
30,92
7
Катя Н
22,2
20
25
0
33,3
66,7
27,87
8
Сережа
22,2
40
0
0
33,3
33,3
21,47
9
Коля
44,4
20
50
33,3
66,7
66,7
46,85
10
Наташа
55,6
60
75
33,3
66,7
100
65,10

Средний показатель
32,19
27
22,5
23,33
36,67
70,01

Как видно из таблицы, среди всех типов ИК в большей мере дети практически владеют ИК-7 (при среднем показателе 70%). Даже самый низкий показатель соответствует распознаванию 1/3 всех ИК-7 в тексте рассказа. Например, фразу:
- Ах, Владик, Владик! - правильно интонировали 8 человек из 10.
Мы полагаем, что полученный результат можно объяснить педагогическими условиями обучения и воспитания группы испытуемых. В процессе обучения и воспитания взрослые чаще всего демонстрируют в собственной речи обращенной к детям, именно этот тип ИК. Поэтому можно считать, что прозаический тип текста здесь не столь существенен, как многократно повторяемая в устной речи интонация.
Все остальные типы ИК воспроизводятся намного хуже в прозаическом тексте, в целом примерно 1/3 от текста-образца. Самые большие проблемы у третьеклассников с особенностями в интеллектуальном развитии возникли при чтении синтагм с ИК-3 (повышение тона в неконечных синтагмах), это говорит о не сформированности планирующей функции речи, не способности удержать в поле зрения и кратковременной памяти развернутые синтагмы, т.е. состоящие не из одного - двух, а из четырех - пяти слов. С этим результатом можно соотнести и примерно такой же низкий результат (23% от текста образца) при интонационном оформлении ИК-4 (интонация перечисления при однородных членах предложения).
Интонационное оформление ИК-1 (интонация повествовательного предложения, понижение тона в конце фразы) соответствует 1/3 от текста образца. Однако если сравнить этот показатель с показателем интонирования ИК-6 (36,6% от текста образца), то можно обнаружить некоторые качественные различия. Они заключаются в том, что интонацией конца повествовательного предложения не владеет лишь один ребенок, в то время как ИК-6 (оценочной интонацией с оттенком недоумения) не владеют три человека. Это говорит о том, что в целом степень овладения ИК-1 находится на более высоком уровне, чем овладение детьми оценочными интонациями. Можем предположить, что условия обучения и воспитания не способствуют развитию в собственной речи детей оценочной интонации, а также о том, что эмоционально-волевая сфера у детей не развита.
Для того чтобы определить, в какой степени специфика жанра литературного произведения влияет на выразительность чтения детей с незначительной умственной отсталостью во второй серии нашего исследования, было использовано стихотворение.

3.2. Анализ навыка выразительного чтения испытуемых при чтении стихотворения.
Анализ результатов, полученных нами при исследовании состояния навыка понижения тона в конце фразы, показал, что стихотворная организация текста способствует лучшим показателям. По первому параметру он составляет 96% от текста образца, причем даже самый низкий показатель у одного ребенка 2/3 от нормы. Полученные нами результаты представлены в таблице 5.
Показатели сформированности навыка выразительного чтения у детей 3-го класса с незначительной умственной отсталостью (на материале стихотворения).
Таблица 5
Имя
Параметры оценки выразительного чтения
1
2
3
4
5
Средний показатель
1
Катя К
100
87,5
95,3
100
92,3
95,02
2
Андрей
100
20,8
97,7
100
92,3
82,16
3
Анжела
100
83,3
100
100
100
96,66
4
Саша
100
50
100
100
100
90,00
5
Вова
100
50
97,7
85,7
92,3
85,14
6
Аня
100
100
97,7
100
92,3
98,00
7
Катя Н
92,3
95,8
93
100
92,3
94,68
8
Сережа
69,2
79,2
97
95,2
84,6
85,04
9
Коля
100
79,2
93
100
84,6
91,36
10
Наташа
100
100
97,7
100
92,3
98,00

Средний показатель
96,15
74,58
96,91
98,09
92,3


Повышение тона в неконечных синтагмах также было представлено более ярко: 74,6% от текста-образца. Если сравнить с результатами, полученными при анализе этого же параметра в тексте рассказа, то выявится 50% расхождение, которое не может быть случайным. Мы полагаем, что повышать тон на конечных синтагмах помогал детям поэтический синтаксис, при котором синтагма помещается на отдельной строке. Например:
- Я за свечку,
- Свечка - в печку!
Это свидетельствует о том, что у детей была зрительная опора при интонировании.
В большей степени все сказанное относится к третьему параметру, то есть к членению фразы на синтагмы (средний показатель 97% от нормы и даже самый низкий показатель составил 93%).
По четвертому параметру (место логического ударения) был получен самый высокий результат (92% от текста-образца). Мы полагаем, что это связано со спецификой построения фразы в стихотворном жанре у детских поэтов. Хорошие показатели обусловлены незначительным объемом синтагм - в среднем 2-3 слова, стихотворным размером, который, будучи заданным, вначале, определяет все дальнейшее построение стихотворного размера (трехсложный размер - анапест). В тексте К.Чуковского практически нет искажения ритмической структуры. Логическое ударение в большинстве совпадает с синтагматическим ударением.
Результаты, полученные при исследовании пятого параметра (владение фразовой паузацией) свидетельствует о том, что специфика стихотворной речи помогает детям расставлять паузы достаточно успешно (92% от образца). Ошибки, которые дети допускали, были связаны с пропуском не фразовой паузы, а паузы в конце строфы. Мы полагаем, что причиной этих ошибок являлось снижение уровня внимания в середине стихотворного текста. Кроме того, дети не всегда ощущают различия между фразовой паузой и паузой, связанной с концом строфы, хотя в данном случае они тоже имели зрительную опору. Каждая строфа в тексте К.Чуковского отделена значительным пробелом и строится "лесенкой".
Анализ результатов полученных при исследовании интонационного оформления стихотворного текста (шестого параметра) показал, что стихотворение дает детям прекрасные возможности для развития эмоциональной сферы, в частности, для формирования при чтении и в речи интонаций, связанных с оценками (ИК-6, ИК-7).





Овладение основными типами интонационных конструкций детьми экспериментальной группы при чтении стихотворения.
Таблица 6
Имя
Типы интонационных конструкций
Ик-1
Ик-2
Ик-3
Ик-4
Ик-6
Ик-7
Средний показатель
1
Катя К.
90
100
100
67,7
100
100
92,95
2
Андрей
90
100
18,2
25
100
100
72,20
3
Анжела
100
100
72,7
91,7
100
100
94,07
4
Саша
90
100
63,6
50
100
100
83,93
5
Вова
90
100
54,5
33,3
100
100
79,63
6
Аня
90
100
100
100
100
100
98,33
7
Катя Н.
100
80
100
83,3
100
100
93,88
8
Сережа
60
100
99
41,7
100
100
83,45
9
Коля
70
100
100
58,3
100
100
88,05
10
Наташа
90
100
100
100
100
100
98,33
Средний показатель
87
98
80,8
65,1
100
100

Как видно из таблицы, результат интонирования был 100%, то есть полностью совпадал с образцом. Несколько хуже оказались результаты интонирования специальных вопросов - ИК-2. Например, фразу:
- Что случилось? - правильно проинтонировали 9 детей (98% от образца).
Однако если сравнить даже самый низкий результат Кати Н. (80%) со средним результатом, полученным при исследовании ИК-2 рассказа (27%), то разница составила 53%, что свидетельствует о больших возможностях стихотворного текста для формирования вопросительной интонации, чем у прозаических текстов. Интонирование неконечных синтагм составило примерно 80% от образца, причем у половины группы испытуемых наблюдался максимальный результат и лишь один ребенок показал крайне низкий результат - 18,2%. Андрей вместо ИК-3 интонировал ИК-1, ошибочно ориентировался на конец стихотворной строки (обычной синтагмы), как на конец фразы. В то же время этот же ребенок не показал 100% интонирования и ИК-1, как, впрочем, и большинство детей из этой группы. Это свидетельствует о недостаточной дифференциации ИК-1 и ИК-3 в речи и при чтении.
Таким образом, сравнивая интонирование стихотворного и прозаического текста, следует признать, что жанровые особенности поэтической речи в большей степени способствуют формированию и развитию навыков выразительного чтения у детей с особенностью в интеллектуальном развитии.
Прозаический текст интонируется крайне слабо, за исключением конструкций, передающих негативные эмоции, что, по нашему мнению, отчасти может быть связано с жизненным опытом детей.
Как отмечалось нами во второй главе, все дети из экспериментальной группы в той или иной степени имеют затруднения фонематического восприятия и фонетического слуха, что косвенным образом влияет на овладение ими просодической системой языка и выразительным чтением.

3.3 Сравнительный анализ индивидуальной сформированности навыка выразительного чтения у детей экспериментальной группы.
Полученные нами результаты можно проанализировать с точки зрения индивидуальных особенностей овладения навыками выразительного чтения детьми из экспериментальной группы.
Обращает на себя внимание результат, полученный Наташей. Ее средний показатель по 5 параметрам при чтении рассказа составил 76,4%, при чтении стихотворения она показала интонирование почти соответствующие тексту-образцу (98%). Владение ею интонированием в рассказе находится на более низком уровне (65%), при интонировании стихотворения соответствие тексту-образцу составило 98%. Это говорит о том, что жанровые особенности не влияли на результат, а значит, у Наташи навык выразительного чтения следует признать сформированным.
Самый низкий результат по всем параметрам оказался у Вовы: средний показатель при чтении рассказа составил 11,7%, а стихотворения - 85%. При интонировании текстов также наблюдался большой разрыв: 15% в рассказе и 79,6% в стихотворении. Это свидетельствует о том, что на чтение ребенка оказывает влияние жанровая принадлежность текста, а значит, навык выразительного чтения у Вовы не сформирован.
Стабильны показатели у Андрея: средний показатель при чтении рассказа 52,5% - это второй результат в группе испытуемых, а при чтении стихотворения - 82% - самый низкий показатель. Интонирование рассказа и стихотворения так же имеют небольшой разрыв - примерно 20%. Это говорит о том, что жанр произведения не оказывал большого влияния на чтение данного ребенка, при этом навык выразительного чтения не сформирован.
Интонирование рассказа оказалось стабильным у Кати К., Андрея и Коли. Их показатели составили соответствие примерно 50% (по 5 показателям) и по ИК примерно 46%. У данных детей навык выразительного чтения не сформирован.
На рис.1 (стр.38) видно, что у 5-ти детей разрыв в показателях очень большой и находится примерно на одинаковом уровне (более 50% разница в результатах при чтении рассказа и стихотворения), это свидетельствует о несформированности навыка выразительного чтения.



Полученные нами данные по сформированности навыка выразительного чтения в группе испытуемых можно представить в виде рис.2.



Условно примем следующее распределение сформированности навыка выразительного чтения:
- Будем считать навык сформированным при среднем показателе просодических умений 87,2% - на циклограмме этот сегмент обозначим красным цветом (эта и последующие цифры, являются средним показателем по шести параметрам при чтении рассказа и стихотворения);
- Частично сформирован навык выразительного чтения считать при следующих показателях от 70,8% до 62% - этот сегмент обозначен на циклограмме зеленым цветом;
- Навык выразительного чтения следует признать недостаточно сформированным при среднем показателе от 61% до 52% - на циклограмме этот сегмент обозначен синим цветом;
- Не сформированным навык выразительного чтения при среднем показателе 48,4% - этот сегмент обозначен на циклограмме серым цветом.
Как видно на рис.2 навык выразительного чтения следует признать сформированным лишь у одного испытуемого.

ВЫВОДЫ
1. Навык выразительного чтения третьеклассников с незначительной умственной отсталостью характеризуется рядом особенностей:
* Дети в большинстве случаев не умеют интонировать фразы и синтагмы;
* При чтении в большинстве случаев не соблюдается синтагматическое членение;
* Дети с незначительной умственной отсталостью, как правило, не соблюдают логическое ударение во фразе.
2. Младшие школьники специальной (коррекционной) школы при чтении обнаруживают своеобразие в интонировании различных конструкций:
* Лучше всего им удается при чтении прозаических и стихотворных текстов интонация эмоционально окрашенных предложений, передающих негативные эмоции, что, по нашему мнению, отчасти может быть связано с жизненным опытом детей;
* В меньшей степени детям с незначительной умственной отсталостью удается интонация предложения с выражением оценки и интонация вопросительного предложения со специальным вопросительным словом, причем в данном случае разница в интонировании связана с жанровой принадлежностью текста;
* Наименее сформированной по сравнению с другими типами ИК, является интонация перечисления, об этом свидетельствует существенная разница в показателях, как при чтении рассказа, так и при чтении стихотворения.
3. Сравнение выразительного чтения художественных текстов разных жанров показало зависимость полученных нами результатов от жанровой принадлежности текстов. Учащиеся с незначительной умственной отсталостью намного хуже справляются с выразительным чтением прозаического текста, чем стихотворного текста. Это объясняется несколькими причинами, среди которых можно назвать затруднение планирующей функции речи в прозаическом тексте, а также особенности организации стихотворных текстов. Жанровые особенности поэтической речи в большей степени способствуют формированию и развитию навыков выразительного чтения у детей с особенностью в интеллектуальном развитии.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign