LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

конструируется новое культурное пространство, которое замещает сущест-
вующую систему ценностных предпочтений в обществе. Выявленная авто-
ром неизбежность выхода субъекта за пределы культуры молодежи как
этапной культурной общности позволяет перейти к изучению культуры
молодежи на внешнем уровне.
Для определения внешних характеристик культуры молодежи в дис-
сертации использована символическая модель С.И. Левиковой, включаю-
щая три составляющие: «прошлое» - «настоящее» - «будущее»1. При этом
автор диссертации фиксирует проекцию устройства внутреннего простран-
ства культуры молодежи на ее связь с миром. Изменение статуса субъекта
культуры молодежи (идентификация со стилевыми практиками культуры,
создание новых смыслов, их трансляция в социокультурную ситуацию) со-
ответствует перемещению самой культуры молодежи в условиях развития
общества.
В диссертации проанализированы все составляющие внешнего уров-
ня существования культуры молодежи. В результате автор делает вывод о
том, что:
• «прошлое» культуры молодежи находится в непосредственной за-
висимости от общемировых ценностей и практик, которые не отвергаются
полностью, а только переосмысляются на новом уровне;
• «настоящее» культуры молодежи создает определенную систему
ценностей, норм, смыслов;
• «будущее» культуры молодежи реализуется через переход ценно-
стного содержания молодежного пространства в систему вертикальных,
временных, связей — в традицию.



1
Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект): Дис. …д-ра. филос. наук. –
Москва: МПГУ, 2002. – С. 281.

13
Выявленная в работе возможность перехода ценностей и смыслов в
традицию позволяет автору рассматривать культуру молодежи в качестве
необходимого условия сохранения преемственности поколений и построе-
ния культурного будущего. В параграфе сделан вывод о том, что культуре
молодежи феноменологически присуще стремление к закреплению своих
инновационных достижений в традиции, что позволяет перейти к рассмот-
рению системы укорененности традиций в культуре современной россий-
ской молодежи.
Во втором параграфе «Культура молодежи и традиция: исследова-
тельская проблема преемственности и востребованности» анализируются
тенденции освоения современной российской молодежью традиционных
ценностей православной культуры.
Традиции рассмотрены автором в рамках функционального подхода,
что позволяет сформулировать определение традиций как особого меха-
низма культуры, ориентированного на структурирование культурного опы-
та путем стереотипизации инновационных явлений. При этом в диссерта-
ции выявлены два вектора реализации инноваций: вектор креативности
(изменений, обновлений, творчества) и вектор структурирования (упорядо-
чивания, нормативности, традиционализации).
Автор делает вывод о том, что инновации и традиции обладают схо-
жими характеристиками, выраженными в параллельной ориентации на ста-
билизацию культурных форм и смыслов и преобразование культурного
пространства.
Выявленная в первом параграфе взаимообусловленность культуры
молодежи инновационными и традиционными тенденциями позволяет
сформулировать ряд положений, эксплицирующих укорененность тради-
ции в культуре молодежи:
• традиция устанавливает преемственность культуры, соответствен-
но аналогичная роль отводится культуре молодежи, осваивающей традици-
онные нормы и практики и стремящейся транслировать их в будущее;

14
• традиция служит каналом хранения и передачи информации и
ценностей от поколения к поколению – культура молодежи ориентирована
на использование культурных контекстов прошлого и является средой,
предоставляющей возможности для их конструктивного освоения и пере-
дачи;
• традиция выступает механизмом социализации и инкультурации
людей, соответственно в пространстве культуры молодежи осуществляется
подготовка человека к вступлению во взаимодействие с национальными и
общемировыми практиками культурной жизни;
• традиция выполняет селективную функцию отбора норм, образцов
поведения и ценностей, что приводит к постоянному обновлению культур-
ных контекстов. Культура молодежи вырабатывает собственные приорите-
ты в переосмыслении опыта поколений и заимствует лишь те элементы, ко-
торые соответствуют запросам актуальной культуры. В соответствии с
этим в рамках традиции запечатлеваются лишь те нормы, ценности, коды
поведения, маркеры пространства, которые проходят проверку временем и
востребованностью.
Автор делает вывод о том, что взаимодействие молодежи с тради-
циями – объективное условие существования культуры молодежи и необ-
ходимая потребность культурного воспроизводства общества. Для изуче-
ния тенденций освоения молодежью традиций в диссертации конкретизи-
рованы социокультурные условия, в которых происходит диалог традици-
онных и инновационных способов конструирования культурного будущего
и выявляются возможности преемственности традиций православия в куль-
туре современной российской молодежи.
Анализ положения молодежи в современном российском обществе
позволяет автору выявить ряд сущностных характеристик культуры совре-
менной российской молодежи, обусловленных национальными и общеми-
ровыми процессами современности.


15
Изучение специфики переходного периода в российском обществе
дает возможность автору выделить отсутствие у современной молодежи
чувства принадлежности к национальной или культурной общности, нару-
шение процесса преемственности поколений, отказ молодежи от идеологи-
ческих ценностей в пользу материальных.
Исследование общемировых тенденций смены приоритетов в вос-
производстве культурного опыта позволяет автору определить основные
характеристики современной российской молодежи: стремление к индиви-
дуализации, ориентация на новые формы освоения и переживания мира
(стеб, ирония, бриколлаж); смена приоритетов в области исполнения соци-
альных ролей (разнообразный трудовой опыт, инструментальная ценность
высшего образования, нетрадиционные формы семейных отношений); пе-
реход к новым формам конструирования значений через освоение про-
странства популярной культуры и приобщение к нетрадиционным коллек-
тивным формам идентичности (шоппинг-центры, мега-магазины, парки
развлечений, музыкальные и тематические клубы и др.).
На основе проведенного анализа жизненных стратегий молодежи со-
временной России автор делает вывод о том, что культура современной
российской молодежи отличается внутренней противоречивостью и парал-
лельной ориентацией как на мировые тенденции общественного развития,
так и на освоение национального культурного опыта.
В исследовании определена тенденция к замене ценностей светских
национальными православными традициями. В соответствии с этим рос-
сийской молодежи свойственно восприятие православия в качестве нацио-
нальной характеристики русского народа, отношение к церкви как куль-
турно-историческому явлению.
Автор выделяет два сосуществующих типа мировоззрения, опреде-
ляющих культуру современной российской молодежи: усиление роли и
влияния религии в обществе и процесс секуляризации, связанный с утвер-
ждением в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятель-

16
ности нерелигиозных ценностей, идеалов и целей. В соответствии с этим в
диссертации представлены основные направления освоения молодежью
традиционных ценностей православной культуры:
• синсетивность молодежи к традициям православия, которая
имеет внутренний, индивидуальный характер, не требующий принадлеж-
ности к церкви как социальному институту и соответствующий фрагменти-
рованным представлениям о религиозности;
• отношение молодежи к традициям православия, обусловленное
эстетическим аспектом религиозности, предполагающим повышенное вни-
мание к ритуально-обрядовой стороне православия и проявляющимся в
участии в церковных праздниках, обрядах венчания, крещения и др.
В параграфе сделан вывод о том, что в культуре современной россий-
ской молодежи отсутствуют внутреннее равновесие в выборе жизненных
стратегий и мировоззренческая стабильность в усвоении православных
традиций. Такая ситуация порождает две возможности: стихийное усвое-
ние традиций и целенаправленное воспитательное воздействие на моло-
дежь, когда особое внимание уделяется православию как возможному ис-
точнику смыслового и ценностного наполнения культуры современной мо-
лодежи.
В связи с настойчивым стремлением русской православной церкви
взять на себя функции воспитания российской молодежи становится акту-
альным обращение к анализу основных положений православной концеп-
ции воспитания как основы формирования ценностных предпочтений у со-
временной молодежи.
Вторая глава «Традиции православного воспитания и культура со-
временной российской молодежи» посвящена анализу потенциала тради-
ций православия в культуре современной российской молодежи. Первый
параграф «Концепция православного воспитания: история и сущность»
направлен на изучение концепции православного воспитания в историко-
культурологическом аспекте.

17
Автор проводит анализ богословской основы христианской модели
воспитания, что позволяет зафиксировать обусловленность этой модели ис-
торическими особенностями, социокультурной спецификой и традицион-
ным опытом культурного наследия, переработанного христианством в со-
ответствии со своими потребностями. В качестве основных внешних фак-
торов формирования стратегии христианского воспитания в работе выде-
лены следующие: влияние теоретических предпосылок восприятия челове-
ка в античной философии и нравственных законов иудаизма, признание
христианства в качестве государственной религии Византийской империи,
становление догматического учения на Вселенских соборах IV-X веков.
Поскольку содержание воспитательной системы складывается с уче-
том времени, социокультурных обстоятельств и особенностей потребности
данного общества в формировании своего будущего, в диссертации рас-
сматриваются основные положения концепции православного воспитания,
сложившиеся в условиях русской культуры и определяются приоритеты
воспитания в контексте принадлежности к конкретной национальной куль-
туре. Это позволяет автору выявить ряд специфических особенностей пра-
вославной концепции воспитания как явления русской национальной куль-
туры.
В работе утверждается, что сущностной характеристикой православ-
ной концепции воспитания является наличие духовно-нравственной осно-
вы, осваиваемой человеком посредством постепенного приобщения к жиз-
ни церкви и религиозному знанию.
Иерархически устроенная личность, в соответствии с православной
традицией, находится в непреложном стремлении к обретению субъектив-
ной духовности, которое возможно только посредством приближения к ду-
ховности объективной, сконцентрированной в Божественном начале. Ду-
ховность существует в человеке в виде возможности и для ее актуализации
необходимы определенные условия, которые могут сложиться спонтанно
либо целенаправленно.

18
Концепция православного воспитания концентрирует внимание на
целенаправленной системе воздействия на человека, которая носит пролон-
гированный характер, охватывающий весь период земной жизни. В право-
славной традиции сформулированы основные требования к наставнику и
самому процессу передачи религиозного знания и опыта: смирение, мера,
диалогичность и радость общения, любовь.
Методология православного воспитания также обладает специфиче-
скими чертами, заключающимися в постепенном приобщении человека к
христианскому идеалу посредством исправления (освобождения от несо-
вершенства), научения и воцерковления.
Реконструирование православной концепции воспитания позволяет
автору сделать вывод о том, что традиции православного воспитания име-
ют параллельную направленность на подготовку человека для жизни в цер-
ковном пространстве и социальной реальности. В соответствии с этим ав-
тор выделяет приоритеты каждого направления.
Внутрицерковная составляющая православной концепции воспита-
ния ориентируется на формирование в человеке способности к самоогра-
ничению, освоению христианского догматического учения, участию в об-
рядовой стороне церковной жизни. Социальный аспект православного вос-
питания предполагает концентрацию внимания на национальной и куль-
турной сторонах жизни общества.
Идеал православного воспитания складывается из внутреннего бого-
словского учения, характеризующего сущность личности, испытывающей
по своей природе потребность в исправлении и совершенствовании, и
внешней обусловленности национальными культурными особенностями.
Таким образом, в работе доказано, что идеал православной концепции вос-
питания призван соответствовать не только религиозным воззрениям, но и
потребностям конкретной социокультурной ситуации.
В данном контексте особого внимания заслуживает проблема взаи-
модействия основных смыслов православной концепции воспитания с

19
культурой молодежи, обладающей в соответствии с проведенным исследо-
ванием синсетивностью к традициям.
Второй параграф «Потенциал православной концепции воспитания
в культуре современной российской молодежи» посвящен анализу орга-
ничности ценностей православного воспитания культуре современной мо-
лодежи России.
В диссертации воспитание рассматривается как основа воспроизвод-
ства культуры в ходе смен поколений и сделан акцент на значимости сис-
темы воспитания для устойчивого развития культурной и духовной сфер
жизни общества.
Автор выявляет зависимость процесса воспитания от конкретного
культурно-исторического наследия, что является предпосылкой для изуче-
ния традиций православного воспитания в качестве источника нравствен-
ных ценностей русской культуры.
В параграфе анализируется двусторонний процесс построения едино-
го воспитательного пространства в современной России, участниками ко-
торого являются церковь и образовательные структуры, осваивающие на-
следие православного воспитания. В результате сделан вывод о том, что в
настоящее время существует реальная возможность знакомства с право-
славной культурой. При этом в обществе остается открытым вопрос при-
емлемости, эффективности и необходимости использования традиций пра-
вославия в создании новых моделей воспитания.
Автор выделяет ряд причин, в соответствии с которыми целевой
группой реализации воспитательных программ русской православной
церкви является молодежь. Во-первых, молодежь для церкви представляет
важный социальный ресурс, позволяющий рассчитывать на сохранение ре-
лигиозной традиции в настоящем и ее передачу в будущее. Во-вторых, об-
ращенность воспитательного воздействия на культуру молодежи позволяет
сконструировать и реализовать модель культурного будущего в настоящем.



20
Анализ официальных документов русской православной церкви «Ос-
новы социальной концепции русской православной церкви» и «Концепция
молодежного служения русской православной церкви» позволяет автору
выявить стремление церкви к модернизации способов воспитания (созда-
ние православных молодежных организаций; издание книг, газет, журна-
лов; проведение съездов православной молодежи; организация паломниче-
ского туризма; формулировка новых требований церкви к наставникам мо-
лодежи) при сохранении догматического содержания. Это свидетельствует
о противоречивости положения церкви в современных социокультурных
условиях. Автор приходит к выводу о том, что современная церковная
практика находится под влиянием двух противоположных тенденций, вы-
раженных в закреплении традиционных форм православной жизни и веро-
исповедания, с одной стороны, и осознании церковью потребности в ре-
формировании и усилении социального компонента – с другой.
В соответствии с выявленным в первой главе интересом современной
российской молодежи к традициям православия как показателю нацио-
нальной идентичности автор рассматривает православную концепцию вос-
питания в качестве ценностно-нормативной культурной традиции. В дис-
сертации выделяются те ценности православной традиции, которые соот-
носятся с сущностными характеристиками современной молодежи России.
К ним автор относит представления, связанные с личной жизнью,
включающие отношение к семье, дому, детям, понимание счастья и благо-
получия. Выделенные ценности частной жизни оказываются наиболее вос-
требованными современной молодежью, но при этом обладают противоре-
чивым содержанием, запечатленным в отказе от традиционных форм се-
мейной принадлежности, отсутствии четких представлений о способах дос-
тижения жизненных целей, утрате стабильной ценностно-нормативной
системы предпочтений.




21
В работе анализируется потенциал традиций православия, заклю-
чающийся в возможности использования принципов православного воспи-
тания в светской модели воспитания.
Автор классифицирует положения православной концепции воспита-
ния, выделяя три группы принципов, имеющих теоретическую и практиче-
скую значимость для создания воспитательных программ в современной
России.
К первой группе относятся принципы гуманизма, антропоцентризма,
патриотизма, диалогизма, которые содержат ценностный потенциал для
создания единого подхода к воспитательной системе в современной Рос-
сии.
Во второй группе автор выделяет принципы любви, свободы, меры,
иерархичности, которые обладают продуктивными возможностями содер-
жательного наполнения культуры воспитания при сохранении равновесия
между религиозным и светским компонентами.
К третьей группе автор относит принципы Божественности, соборно-
сти, жертвенности, греховности, смирения, которые имеют узкое религиоз-
ное поле реализации и недоступны для светского воспитания.
Автор делает вывод о том, что православная концепция воспитания
обладает достаточно богатым потенциалом, который может быть востребо-
ван в формировании целостной системы воспитания в современной России.
При этом в диссертации выявлен частичный характер реализации ценност-
ного содержания православных традиций в российской культуре, что опре-
деляет перспективы исследовательских и теоретико-методологических
возможностей.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования,
обобщены его результаты, сделаны выводы.




22
Основное содержание диссертации отражено в следующих публика-
циях:
1. Глуханюк А.А. Религия и национальное самосознание: возмож-
ности исследования // Актуальные вопросы развития образования, тех-
ники и общества: Межвуз. сб. асп. и студ. работ. Вып. 8. – Екатерин-
бург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – С.72-76.
2. Глуханюк А.А. Духовность и образование: проблемы и пути решения
// Проблемы молодежи глазами студентов: Материалы Всероссийской студен-
ческой научно-практической конференции 24 апреля 2001. – Тула: Изд-во Тул.
гос. пед. ун-та, 2002. – С. 6-7.
3. Глуханюк А.А. Церковь и молодежь в современной России: про-
блемы и перспективы // Культура. Власть. Общество: пути интеграции.
Сборник материалов научно-практической конференции. – Екатеринбург,
2002. – С. 92-94.
4. Глуханюк А.А. Традиции православия как условие идентификации
современной молодежи России // Материалы Международной научной
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Вып.
10. – М.: Студенческий союз МГУ, 2003. – С. 293-294.
5. Глуханюк А.А. Традиции православия как ценность современной
культуры в религиозном и научном аспектах // Философия и наука: Мате-
риалы второй межвузовской научно-практической конференции аспиран-
тов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 22 апреля 2003 г. –
Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. – С. 30-31.
6. Глуханюк А.А. Традиции православия как условие сохранения рус-
ской ментальности // Православие третьего тысячелетия. Материалы V и VI
научно-практических конференций. – Екатеринбург: Издательский отдел
Екатеринбургской Епархии, 2004. – С. 118-121.
7. Глуханюк А.А. Культурологический аспект социальной политики
молодежного служения русской православной церкви // Проблемы XXI ве-
ка: культура поведения молодежи. Роль общества в воспитании молодежи:

23
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 апре-
ля 2004 г. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – С.81-83.
8. Глуханюк А.А. Религиозный опыт в культуре современной моло-
дежи России // Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востокове-
дение: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 20-21 февраля
2004 г. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – С. 116-119.
9. Глуханюк А.А. Современное православие и молодежь в культуре
России конца 20 – начала 21 века // Наука и образование – 2004: Материалы
Международной научно-технической конференции (Мурманск, 7-15 апре-
ля 2004 г.) В 6 ч. Ч.2. – Мурманск: МГТУ, 2004. – С. 160-163.
10. Глуханюк А.А. Объекты удовольствия в культуре современной
молодежи России // Феномен удовольствия в культуре. Материалы между-
народного научного форума 6-9 апреля 2004 г. – СПб.: Центр изучения
культуры, 2004. – С.377-378.




24
Подписано в печать
Формат 60х84 1/16. Бумага типографская. Усл. печ.л.

Тираж 100 экз. Заказ № Печать офсетная

Издательство государственного университета
620083, г. Екатеринбург, ул. Тургенева,4

Отпечатано в ИПЦ «Издательство УрГУ»
620083, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.




25

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign