LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

На правах рукописи




ГЛУХАНЮК Анна Аркадьевна




ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ
В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ




Специальность 24.00.01 – теория и история культуры




Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата культурологии




Екатеринбург
2005
Работа выполнена на кафедре культурологии ГОУ ВПО «Уральский
государственный университет им. А.М. Горького»


Научный руководитель доктор философских наук, профессор
Медведев Александр Васильевич


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Баразгова Евгения Станиславовна
кандидат культурологии, доцент
Морозова Ирина Николаевна


Ведущая организация ГОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»




Защита состоится 28 июня 2005 г. в __ часов на заседании диссерта-
ционного совета Д 212.286.08 по защите диссертаций на соискание ученой
степени доктора философских наук, доктора культурологии, доктора ис-
кусствоведения при Уральском государственном университете им. А.М.
Горького по адресу: 620083, Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51, комн. 248.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ураль-
ского государственного университета им. А.М. Горького.


Автореферат разослан «__» __________2005 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета –
доктор социологических наук,
доцент Л.С. Лихачева



2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI веков в Рос-
сии происходят существенные трансформации в политической, правовой,
экономической сферах жизни общества. Россия оказывается в ситуации
культурной нестабильности и перехода к новым формам жизнеобеспече-
ния. Подвижность базовых компонентов социальной действительности
приводит к активному поиску ориентиров, гарантирующих духовное и ма-
териальное благополучие человека.
Внешние факторы переходного периода оказывают существенное
влияние на внутренние потребности личности в переосмыслении окру-
жающего культурного пространства и своего положения в нем. На уровне
общемировых процессов происходит переоценка роли традиционных форм
и способов духовного контроля и самоопределения, которая приводит к не-
обходимости формулировки новых смысловых маркеров нравственного
равновесия.
Для российской культуры ситуация осложняется исторической спе-
цификой переходного периода, связанного с изменением приоритетов на
уровне политической и экономической стратегии государства. Существен-
ным компонентом трансформирующейся действительности становится
проблематизация преемственности как непременного условия трансляции
культурного опыта в современное пространство. Взаимоотношения поко-
лений, сложившихся в различных государственных структурах (СССР и
России), свидетельствуют о противоречивости процесса конструирования
стратегии дальнейшего развития российской культуры.
В качестве потенциальной силы стабилизации системы ценностных
предпочтений рассматривается молодежь как наиболее восприимчивая со-
циальная группа, обеспечивающая воспроизводство культуры. Воспитание
молодежи становится актуальной проблемой современности. Поскольку
воспитательная система ориентирована не только на преобразование внут-
реннего мира отдельной личности, но и отвечает запросам конкретного

3
общества, формируются основания разработки концепции воспитания как
основы стабильности и смысловой содержательности культуры.
При создании новых воспитательных программ используется педаго-
гический опыт советского периода, заимствуются западные образцы, вос-
станавливаются традиционные национальные формы организации и внут-
ренние императивы педагогики. Существенное внимание уделяется тради-
циям православного воспитания, что вызывает неоднозначный резонанс в
общественном сознании и научной мысли.
Русская православная церковь, занимая активную социальную пози-
цию, транслирует свои представления об актуальных вопросах современ-
ности во все сферы общественной жизни. На основе традиций православия,
его духовного и материального наследия создаются организации, исполь-
зующие накопленный опыт воспитания в целях разработки эффективных
способов воспроизводства культурных традиций в новых поколениях. Сре-
ди них Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь» (подпро-
грамма сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в ре-
гионе), Экспериментальный Центр православной педагогики им. Священ-
ника А.Ф. Арбекова, Научно-методический центр православной педагогики
и др.
При этом сохраняется несоответствие между предлагаемыми концеп-
циями воспитания и потребностями современной российской молодежи.
Изучение культурологического аспекта потенциальной возможности реа-
лизации православных ценностей в современных социкультурных условиях
позволит выявить степень востребованности традиций православия моло-
дежью России.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическое ос-
воение феномена молодежи в гуманитарной науке началось в начале XX
века и прошло ряд этапов, соответствующих смене отношения к молодежи
в обществе. В работе рассматриваются концепции, в основе которых зало-
жены различные критерии выделения молодежи в отдельную социальную,

4
поколенческую, культурную общность: молодежь как социальная группа,
характеризующаяся девиантным поведением (Р. Мертон, В.Н. Боряз,
С.Н. Иконникова, Г.К. Неумойнов); молодежь как поколение (К. Мангейм,
Ш. Эйзенштадт, Т. Парсонс); молодежь как субкультурная общность
(Д. Доунс, П. Уиллис, Р. Хограт, П. Коен, В.Ф. Левичева, Э.А. Орлова,
К.Г. Мяло); молодежь как пассивный потребитель имиджа (М. Хоркхай-
мер, Т. Адорно, Г. Маркузе); молодежь как активный создатель стиля жиз-
ни через потребительские практики (П. Уиллис, Д. Фиске, С. Фрис).
В западной науке основной тенденцией исследования молодежи в по-
следнее время становится преобладание постсубкультурных теорий, кото-
рые позволяют рассматривать молодежь как сложную структуру, обла-
дающую едиными смысловыми и стилистическими характеристиками, во-
площенными в культурных практиках (A. Bannet, D. Muggleton, H. Pilking-
ton, R Johnson).
Молодежь – объект исследования широкого спектра гуманитарных
дисциплин. Выявление специфических особенностей социализации и ин-
культурации молодежи происходит в рамках психологии (Б.С. Братусь,
Д.И. Фельдштейн, А.И. Мазурова, М.В. Розин, А.В. Сидоренков, И.С. Кон)
и социологии (В.Т. Лисовский, С.И. Иконникова, Б.С. Ерасов, Е.С. Бараз-
гова, Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко, Г.И. Осадчая, Л.Е. Петрова, Ю. Лева-
да, С.И. Сергейчук, В.А. Луков, О.И. Карпухин, В. Добрынина, Ю. Парус-
никова).
В настоящее время в центре внимания авторов, занимающих меж-
дисциплинарную позицию, оказываются, с одной стороны, отдельные,
прежде всего субкультурные проявления молодежных групповых идентич-
ностей (С.И. Левикова, Т.Б. Щепанская, С.А. Сергеев, А.Л. Салагаев), с
другой – общетеоретические размышления о месте российской молодежи в
трансформирующемся обществе и путях ее интеграции в социальные ин-
ституты (А. Запесоцкий, Ю. Зубок, В. Чупров, А.В. Прокоп, И.В. Милици-
на, С.И. Иваненков, М.И. Новинская).

5
Характерная особенность современных исследований молодежи – их
ориентация на создание целостного представления о феномене молодежной
культуры на основе эмпирических данных (Т.Б. Щепанская, Е. Омельченко,
С.И. Левикова).
Анализ восприимчивости культуры молодежи к традициям опирается
на исследования потенциала культурных традиций (Е. Шацкий, Э. Марка-
рян, Н.И. Дряхлов, В.Б. Власова, А.Г. Спиркин) и изучение актуальности
религиозных традиций для современного общества (А. Журавский, А.С.
Ваторопин, В. Руф, Г. Дэви, Т. Лукман) и культуры молодежи (G. Lynch, А.
Дмитриев, Л.Н. Митрохин, А.В. Сидоренков, М.П. Мчедлов).
Возможности реализации православных традиций в современном ми-
ре отражены в размышлениях современных иерархов русской православ-
ной церкви: Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Архиман-
дрит Геннадий (Гоголев), Игумен Вениамин (Новик), Игумен Иларион
(Алфеев), Игумен Иоанн (Экономцев), Митрополит Смоленский и Кали-
нинградский Кирилл, Протоиерей Василий (Попов), Протоиерей Михаил
(Ходанов), Священник Владимир (Вигилянский).
Реконструкция концепции православного воспитания предполагает
обращение к основным положениям, которые содержатся в трудах отцов
церкви, отцов-апологетов (Климент Александрийский, Святой Иустин,
Святой Иереней Лионский, Архиепископ Фаддей Успенский), а также мыс-
лителей, рассматривающих ценностный идеал, цель, условия и содержание
православного воспитания (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков,
С.А. Рачинский, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, И.А. Иль-
ин).
Современное осмысление традиций православного воспитания пред-
ставлено в работах Б. Ничипорова, Е. Шестуна, А. Рогозянского, Л.В.
Суровой, И.Н. Мошковой, В.А. Беляевой, М.В. Захарченко, Н.А. Зелев-
ской, протоиерея Артемия Владимирова, протоиерея Глеба Каледы.



6
Отношение церкви к молодежным вопросам заключено в официаль-
ных документах русской православной церкви «Основы социальной кон-
цепции русской православной церкви», «Концепция молодежного служе-
ния русской православной церкви», а также в итоговых материалах еже-
годных Рождественских чтений, посвященных реализации концепции пра-
вославного воспитания, Съездов православной молодежи.
Анализ актуальности и степени ее изученности позволил сформули-
ровать объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования: культура современной молодежи России.
Предмет исследования: ценностная наполненность культуры совре-
менной молодежи России православными традициями.
Цель исследования: культурологический анализ значимости тради-
ций православной концепции воспитания для современной молодежи Рос-
сии.
Достижение цели реализуется через решение следующих задач:
1. Уточнить содержание понятий «молодежная культура» и «культу-
ра молодежи» и их культурологическую специфику.
2. Определить систему укорененности традиций в культуре молоде-
жи.
3. Выявить тенденции освоения современной российской молоде-
жью традиционных ценностей православной культуры.
4. Раскрыть сущность и содержание концепции православного вос-
питания в историко-культурологическом аспекте.
5. Выявить потенциал православного воспитания и востребованность
традиций православия современной молодежью.
Теоретико-методологические основания. В процессе достижения
цели исследования и решения поставленных задач используются культуро-
логический, междисциплинарный, интегративный, ценностный, функцио-
нальный подходы. Стратегия исследования предполагала обращение к сле-
дующим методам: методу структурно-функционального анализа при рас-

7
крытии феномена культуры молодежи, культурно-антропологическому ме-
тоду при изучении культуры современной российской молодежи, методу
историко-культурной реконструкции при анализе истории формирования
концепции православного воспитания.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость
1. Уточнено содержание понятий «молодежная культура» и «культу-
ра молодежи». Молодежная культура – это культура определенного моло-
дого поколения, обладающая общностью стиля жизни, поведения, группо-
вых норм, ценностей и стереотипов. Культура молодежи – это динамично
развивающаяся временная и пространственная общность, обеспечивающая
процесс социализации и инкультурации молодежи через стилистические
идентификации и осуществляющая преемственность поколений. Выявлен-
ная специфика понятий предоставляет методологические возможности для
теоретико-культурологического анализа культуры современной российской
молодежи с точки зрения ее содержательной наполненности.
2. Определена система укорененности традиций в культуре молоде-
жи, проявляющаяся как освоение молодежью традиций; селективный отбор
норм, образцов поведения и ценностей в соответствии с запросами акту-
альной культуры; трансляция молодежью традиций в будущее; создание
молодежью инноваций, которые в предельном своем целеполагании стре-
мятся стать традициями.
3. Выявлены основные противоречия в освоении современной рос-
сийской молодежью традиций православия: противоречие между индиви-
дуализацией и поиском коллективных идентичностей; противоречие между
ориентацией на материальные ценности и поиском новых путей обретения
духовного опыта; противоречие между детрадиционализацией и присвое-
нием национальных ценностей российской культуры. Выделенные и иссле-
дованные автором противоречия позволяют рассматривать культуру со-
временной российской молодежи в качестве нестабильной общности, от-
крытой к внешнему воздействию, в том числе воспитательному.

8
4. Реконструирована концепция православного воспитания, сущно-
стной характеристикой которой является наличие духовно-нравственного
содержания. Выделены основные составляющие православной концепции
воспитания: идеальные представления о личности (преобладание духовно-
го начала над душевным и телесным в человеке, стремление к обретению
объективной духовности, освоение свободы как потенциальной возможно-
сти каждого человека); нравственные качества наставника (безупречность,
мудрость, творчество); условия реализации (этапность, диалогичность, на-
глядность, дисциплина). Установлена ориентация православной концепции
воспитания на формирование национального самосознания и патриотизма
как ценностных приоритетов личности.
5. Выявлена востребованность традиций православия современной
российской молодежью, выраженная в стремлении к обретению нацио-
нальной идентичности через традиции православия и к конструированию
ценностной сферы жизни через освоение устойчивых культурных тради-
ций, в том числе православных.
6. Определен потенциал традиций православия, заключающийся в
соответствии их содержания потребностям современного общества в ста-
билизации ценностной сферы жизни. Предложена классификация принци-
пов православной концепции воспитания. Выделены принципы, доступные
для использования в светской модели воспитания (гуманизм, антропоцен-
тризм, патриотизм, диалогизм); принципы, обладающие потенциальной
значимостью, при сохранении баланса между религиозным и светским со-
держанием (любовь, свобода, мера, иерархичность); принципы, действую-
щие только на внутрицерковном уровне (Божественность, соборность,
жертвенность, греховность).
Практическая значимость исследования. Полученные результаты
могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических основ
концепции воспитания молодежи и решения методологических проблем ее
культурологического исследования. Материалы диссертации использованы

9
при чтении курсов и спецкурсов «История культуры», «Теория культуры»,
«Культурология», «История религии», а также могут быть включены в со-
держание дисциплин «Социология культуры», «Религиоведение», «Социо-
логия молодежи» и разработку учебных пособий по указанным дисципли-
нам.
Апробация результатов исследования. Основные положения по
проблеме исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на
международных, российских, региональных конференциях: 7 Всероссий-
ская конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-
педагогическом образовании» (Екатеринбург, 1999), Всероссийская науч-
но-практическая конференция «Актуальные проблемы культурологии»
(Екатеринбург, 2000), Международная конференция «Ломоносов» (Москва,
2003), Международная конференция «Россия и вселенская церковь: Бого-
человечество в перспективе современного межконфессионального и меж-
религиозного диалога» (Москва, 2003), VI научно-практическая конферен-
ция «Православная церковь и современное общество» (Екатеринбург,
2003), Конференция-семинар «Науки о культуре – шаг в 21 век» (Москва,
2004), Ежегодная научная конференция в Центре изучения России и Вос-
точной Европы в Университете г. Бирмингем (Великобритания, 2004)
Работа обсуждалась на кафедре культурологии Уральского государ-
ственного университета им. А.М. Горького.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из вве-
дения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка лите-
ратуры. Содержание работы изложено на 140 страницах, библиографиче-
ский список содержит 207 наименований, из них 16 на иностранных язы-
ках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении представлено обоснование актуальности темы, опреде-
лена степень научной разработанности проблемы, освещены теоретико-
методологические основания, определены объект и предмет, цель и задачи

10
исследования, научная новизна и практическая значимость, изложена апро-
бация результатов.
В первой главе «Культура молодежи современного российского об-
щества» уточнена сущность понятия «культура молодежи» и раскрыты тен-
денции востребованности традиций в культуре молодежи. В первом
параграфе «Феномен культуры молодежи в системе современного культу-
рологического исследования» рассмотрены концепции молодежи, сущест-
вующие в современной гуманитарной науке, и специфицировано понятие
«культура молодежи» с позиций культурологии, выявлен его теоретико-
методологический потенциал в исследовании заявленной проблемы.
Автор анализирует состояние изученности проблемы в рамках ювен-
тологии, социологии, социальной психологии, антропологии, культуроло-
гии. В работе выделен ряд направлений, в которых понятие «молодежь»
формулируется в соответствии с ее принадлежностью к различным груп-
пам: к возрастной группе, обладающей специфическими психологическими
и биологическими характеристиками (психологический подход,); к соци-
альной группе, репрезентирующей одно поколение (функциональный под-
ход); к субкультурным объединениям, основанным на символической
идентификации (субкультурные теории молодежи, структурализм); к груп-
пе креативных потребителей и создателей стилистических предпочтений
(постсубкультурный подход).
Исследованные в диссертации научные концепции молодежи позво-
ляют автору сделать вывод о тенденции к изучению молодежи через ос-
мысление молодежной культуры и субкультуры. В работе понятие «моло-
дежная культура» используется в терминологической близости к «моло-
дежной субкультуре» и определяется как культура определенного молодого
поколения, обладающая общностью стиля жизни, поведения, групповых
норм, ценностей и стереотипов.
Изучение автором основных подходов к выделению молодежных
субкультур позволяет констатировать феноменологическую ограничен-

11
ность понятия «молодежная культура», обусловленную рядом причин. Во-
первых, характеристики постсовременности, состоящей из отдельных
групп, которые не соединяют индивидуальности в особые сообщества, ха-
рактеризующиеся четкими критериями принадлежности1, предполагают
осмысление молодежи вне субкультурных объединений. Во-вторых, выяв-
ление культурологического содержания молодежного пространства требует
введения в научный аппарат исследования понятия «культура молодежи».
В диссертации сформулировано авторское определение «культуры
молодежи» как динамично развивающейся временной и пространственной
общности, обеспечивающей процесс социализации и инкультурации моло-
дежи через стилистические идентификации и осуществляющей преемст-
венность поколений.
Культура молодежи рассматривается автором на внутреннем и внеш-
нем уровнях ее существования.
Внутренний уровень проанализирован автором посредством выявле-
ния причин и механизмов включения субъекта в культуру молодежи. В па-
раграфе сделан вывод о том, что основной критерий принадлежности субъ-
екта к пространству культуры молодежи – его самоидентификация с нор-
мами, правилами поведения, а также внешними атрибутами данной общно-
сти.
В работе выявлено, что принадлежность к культуре молодежи пере-
живается человеком в форме стилистических и символических маркеров,
основными характеристиками которых являются непостоянство, времен-
ность и высокая эмоциональная насыщенность. Автор рассматривает стиль
жизни в качестве основного способа интериоризации и трансляции смы-
слового содержания культуры молодежи.
В качестве одной из сущностных характеристик культуры молодежи
в диссертации выделяется ее этапность и неизбежность транслирования ее


1
Johnson R, Pilkington H. Peripheral Youth. Relations of Identity and Power in Global/Local Context // European Journal of
Cultural Studies. Vol. 6, no.3, pp. 259-283

12
смыслов и практик поведения в конкретные социокультурные условия. В
соответствии с представлениями М. Мид в рамках культуры молодежи

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign