LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

новой) до законченного рисунка и подписать его.
Сравнительное исследование оригинальности идей проводилось на про-
тяжении всего периода обучения в начальной школе (четыре года) по одной и
той же оценочной шкале:
0 баллов – идея повторяется более чем в 2 рисунках;
1 балл – идея повторяется в 2 рисунках;
2 балла – идея является «единственной и неповторимой».
Таким образом, максимальное количество баллов – 20.

Динамика уровня оригинальности по годам обучения:
20
1 8 ,6
18
15 1 1 ,3
1 0 ,2 1 2 ,5 к о нтр .к л а с с
10 9 ,2 э к с пр .к л а с с
8 ,8
1 0 ,3 6 ,7
8 ,5
5

0
я




сс




с




с
сс
и




ас




ас
ен




а
оа




кл




кл




кл
уч









1




2




3
дг
об




по
ло
ча
на




Таким образом становится очевидно, что такая важная составляющая
структуры мышления, как оригинальность, нестандартность, креативность
(«творческость») не только не получает развития в период традиционного
обучения в начальной школе, но имеет явную тенденцию к угасанию в связи с
невостребованностью.

Изучение уровня самооценки.
Детям давалась следующая инструкция: «Все люди бывают разные. Од-
ни имеют очень хорошие личные качества, другие – плохие, а чаще – и те, и
другие качества есть у каждого из нас. Вам нужно на лесенке из десяти ступе-
ней отметить, где находитесь вы. Нужно только учитывать, что на самой ниж-
ней ступеньке находятся люди, у которых это качество выражено очень слабо
или вообще не выражено. На самой верхней ступеньке – те люди, у которых
это качество очень сильно развито, а посередине – те, у кого оно развито на-
половину. Например, лесенка «Здоровье». На самой нижней ступеньке нахо-
дятся те люди, которые очень сильно и часто болеют, на самой верхней – те,
которые совершенно здоровы и не болеют никогда. Отметьте, где на этой ле-

17
сенке находитесь вы». Таких лесенок детям дается 5: здоровье, ум, счастье,
доброта, дружба.
Прежде, чем рассматривать результаты, полученные при тестировании,
необходимо учесть, что для детей младшего школьного возраста характерна
завышенная самооценка, в подростковом же возрасте, к которому дети подо-
шли вплотную, должна преобладать тенденция к адекватности в самооценке в
связи с большей осознанностью представлений о себе, своих возможностях и
способностях.
Результаты изучения самооценки можно представить в виде следующей
таблицы:

Уровни самооценки Экспериментальный класс Контрольный класс
Адекватная 83 % 45 %
Завышенная 17 % 55 %
Заниженная 0 0

Из данных таблицы видно, что для детей контрольного класса характерна
завышенная самооценка с достаточно показательным уровнем формируемой
адекватной самооценки. В экспериментальном классе подавляющее большин-
ство учащихся могут адекватно оценить свои возможности и качества лично-
сти. Это говорит о психологической готовности детей к обучению в средней и
старшей школе.

Изучение уровня тревожности.
По фактору общей тревожности картина имеет следующий вид:

Уровни общей тревожности Экспериментальный Контрольный
класс класс
Высокая тревожность 5,3 % 20 %
Средняя тревожность 73,7 % 60 %
Низкая тревожность 21 % 20 %

Из таблицы видно, что в экспериментальном классе общая тревожность
не вызывает опасений в связи с практическим отсутствием высокого уров-
ня тревожности. В классе же с традиционной системой обучения пятая
часть учащихся высокотревожны.
Рассмотрим составляющие высокого уровня общей школьной тревожно-
сти. Это социальная тревожность, страх ситуации проверки знаний и про-
блемы и страхи в отношениях с учителем.

Тревожащие факторы Эксперименталь- Контрольный
ный класс класс
Социальный стресс 5% 10 %
Страх ситуации проверки знаний 21 % 45 %
Страхи в отношениях с учителем 0 0

18
Таким образом, ясно видно, что в экспериментальном классе действи-
тельно низкий процент высокой тревожности по всем факторам и основной
акцент тревожности смещен к ситуации проверки знаний. В контрольном
классе высокий процент тревожности также не превышает средний уровень
по всем факторам, однако показатель страха ситуации проверки знаний
превышает показатель экспериментального класса в 2 раза.
Невольно у психолога возникает вопрос: «С чем связана такая боязнь?
Ведь и в экспериментальном, и в контрольном классе с традиционной сис-
темой обучения дети в одинаковой степени не боятся учителя и социальная
обстановка в школе не является для них тревожной. Является ли это след-
ствием разного подхода при проверке знаний? Ведь известно, что при тра-
диционной системе обучения перед проверочной работой в период подго-
товки к ней основной акцент делается на непосредственно проверяемый
материал, остальные же темы отходят несколько на второй план. Из беседы
с учителем экспериментального класса известно, что в независимости от
темы текущей проверочной работы дети сдают в зачетной форме все темы
по предмету, то есть должны владеть всем объемом изученного материала.
Естественно, что страх сильнее, если не уверен в своих силах и знаниях.
Возможно, он и влияет на показатель, рассматриваемый нами».

Изучение психологического климата на уроках.
Методика проведения: учащимся предлагалось оценить свое обычное
состояние на уроках при помощи значков:
«солнышко» – отлично, замечательно, комфортно;
-
«солнце купается в облаках» – иногда бывают проблемы;
-
«туча» – часто бывают проблемы;
-
«молния» – напряженное состояние, плохо, дискомфорт.
-
Сравнительный анализ результатов выбора представлен в таблице:



Контр.класс Эксп.класс Контр.класс Эксп. класс
Математика 68 % 68 % 5% -
Русский язык 26 % 58 % 5% 5%
Чтение 69 % 79 % - -
Белорусский язык 11 % - 27 % 74 %
Белорусское чтение 32 % 16 % 21 % 37 %
Человек и мир 58 % 74 % 11 % -
Мая Раздiма – Беларусь 28 % 37 % 16 % 11 %
Физкультура 95 % 16 % 5% 52 %
Музыка 90 % 26 % - 42 %
ИЗО и труд 82 % 37 % - 10 %
ТРИЗ Не изучали 90 % - -
Логика Не изучали 95 % - -


19
«Пятерка» «Пятерка»
наиболее предпочтительных наименее предпочтительных
Контр. класс Экспр. класс Контр. класс Экспр. класс
Физ-ра - 95 % Логика – 95 % Бел. язык – 27 % Бел. яз . – 74 %
Музыка – 90 % ТРИЗ – 90 % Бел. чыт. – 21 % Музыка – 42 %
ИЗО, труд – 82 % Чтение – 79 % МРБ – 16 % Бел. чыт. – 37 %
Чтение – 69 % Ч и М – 74 % ЧиМ – 11 % МРБ – 11 %
Матем. – 68 % Матем. – 68 % Матем., рус.яз., ИЗО и труд – 10 %
физ-ра – по 5 %

Не смотря на то, что контрольный класс является одним из самых силь-
ных классов в параллели (это класс с изучением английского языка), наиболее
предпочтительными уроками названы неосновные предметы, что заставляет
задуматься о том, насколько у детей сформирована полноценная учебная мо-
тивация при переходе в среднюю школу.

Изучение логического мышления.
Методика проведения: учащимся было необходимо выполнить пять раз-
личных заданий (исключить лишнее, подобрать контекстную фразу, приду-
мать аналогию, сказать другими словами, предположить причину события).
Каждое задание оценивалось по отдельности, затем полученные баллы сумми-
ровались.
Учащиеся контрольного класса выполняли эту работу в течение урока
(средний балл класса составил 28,6 балла), учащиеся экспериментального
класса работали в условиях дефицита времени – 10 минут (средний балл со-
ставил 29,5 балла). Для учащихся экспериментального класса спустя две неде-
ли по новому варианту задания была проведена повторная диагностика (без
обсуждения результатов первичной) с соблюдением положенных временных
рамок (средний балл составил 40,2 балла).

Распределение учащихся по уровню логического мышления:

Низкий Средний Высокий Минимальное Максимальное
уровень уровень уровень кол-во баллов кол-во баллов
Контр.класс 35 % 55 % 10 % 21 (след. 23) 40 (предыд. 37)
Экспр.класс 15 % 40 % 45 % 19 (след. 21) 145 (предыд. 77)

Изучение мотивационной сферы.
Учащимся было предложено несколько вопросов с выбором ответов, ко-
торые следовало проранжировать по степени значимости. В таблице приво-
дятся данные о наиболее предпочитаемых (1 и 2 выбор) категориях.

Примечание: в анкете предлагались варианты ответа, связанные с различными
типами мотивации; в анализе отражено только распределение по познаватель-
ным мотивам.

20
Контроль. класс Экспер. класс
Чтение: энциклопедии 58 % 45 %
Телевидение: канал «Дискавери» 29 % 65 %
Выбор домашнего задания:
пересказ 52 % 5%
ответы на вопросы 33 % 15 %
дополнительный материал по теме 75 % 40 %
подготовить свои вопросы 5% 25 %
заполнить таблицу 5% 40 %
провести опыт или эксперимент 62 % 75 %

Полученные данные имеют некоторую противоречивость: почему уча-
щиеся контрольного класса большинством голосом выбирают для чтения по-
знавательную литературу, в то же время меньше трети класса предпочитают
познавательный телевизионный канал?
Существенная разница в выборе домашнего задания объясняется раз-
личной методикой преподавания и требованиями к ответу.

Опрос мнений.
Учащимся предлагалось письменно ответить на вопрос: «Как вы думае-
те, чему главному, кроме уроков, учила вас ваша учительница?»

Ответы учащихся контрольного класса:
воспитанию;
-
поведению (хорошему поведению);
-
дисциплине, хорошо относиться к другим;
-
все люди равные;
-
уму, добру;
-
знаниям;
-
хорошим манерам;
-
любить нашу страну;
-
доброте, справедливости и всему хорошему;
-
не перебивать взрослых и всегда здороваться;
-
не смеяться, если у другого не получается;
-
быть добрым;
-
хорошо учиться;
-
правилам поведения везде;
-
не ходить на красный свет;
-
поведению и дружбе;
-
любить нашу природу;
-
уму;
-
надо уважать старших и всему другому;
-
читать, писать, рисовать;
-
как правильно себя вести;
-

21
- как правильно поступать на дорогах;
- всему хорошему и нужному;
- не знаю.
-
Ответы учащихся экспериментального класса:
- интереснее жить;
- добиваться своих целей, чтобы быть лучшими в своей работе;
- уважать других людей, не обзываться и решать проблемы;
- ответственности, честности и «тормозам»;
- тризу, потому что решать проблемы пригодится;
- дружбе и совместной работе;
- быть самостоятельными (я думаю, это главное);
- изобретать и самостоятельности;
- делать «нехалтурно» уроки;
- ответственности;
- организованности, умению найти выход из проблем;
- трудолюбию;
- решать (все) проблемы;
- проблемы надо решать не кулаками, а словом;
- всегда обдумывать свои действия;
- не врать, не хулиганить, вред портит нашу жизнь;
- уважать и помогать другим;
- прилежанию, ответственности и трудолюбию;
- мыслить.

Ответы ребят наглядно демонстрируют традиционный и нетрадицион-
ный подходы к обучению и воспитанию (как учитель экспериментального
класса могу добавить, что дети абсолютно верно воспроизвели основные цели
и направления работы, сформировалось общее понимание направления даль-
нейшего развития).

На итоговом родительском собрании была предложена анкета для под-
ведения итогов обучения в экспериментальном классе.

Какие цели вы ставили перед собой, отдавая ребенка в эксперименталь-
ный класс?
- чтобы ребенку была в радость учеба в школе;
- чтобы ребенок попал в сплоченный коллектив;
- достичь больших успехов в учебе и становлении личности, чем в обычном
классе;
- комфортное обучение ребенка в школе;
- совершенное развитие;
- чтобы ребенок учился с интересными детьми;
- быть уверенным в себе человеком, ценить себя и других;
- интеллектуальное развитие, успешное обучение;
- хотелось понимания, поддержки, хороших знаний;
22
- было интересно, на что способен мой ребенок;
- хотелось, чтобы ребенок обучался по нетрадиционным методикам;
- оградить от давления школы, создать условия для максимального разви-
тия;
- хотелось, чтобы ребенок стал индивидуальностью, личностью.

Насколько оправдались ваши ожидания?
- полностью на все 100 %;
- задел положительный;
- частично;
- никаких целей не ставили, а «неизвестные» ожидания оправдались;
- мы довольны работой учителей;
- класс хороший и дружный;
- наполовину;
- ребенок стал общительней, раскрепощенней;

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign