LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


СКОРОСТЬ Выше нормы Норма Ниже нормы
ЧТЕНИЯ Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

Среднее значение
по параллели 32 % 72 % 19 % 17 % 49 % 11 %
(без экспер. класса)
Контрольный класс 18 % 81 % 32 % 5% 50 % 14 %
Эксперимент. класс 45 % 75 % 5% 10 % 50 % 25 %

Анализ результатов обучения позволяет сделать следующие основные вы-
воды:
- уровень успеваемости в экспериментальном классе в целом ниже, чем в
контрольном и в среднем по параллели третьих классов, однако заметна
ярко выраженная положительная динамика, особенно по предмету «мате-
матика»;
- большая разбросанность результатов обучения учащихся в эксперимен-
тальном классе, наличие учащихся с резко выраженной «сильной» и «сла-
бой» успеваемостью.
Последний факт объясняется тем, что в экспериментальном классе количе-
ство тренировочных упражнений минимизировано с целью высвобождения
времени для достижения основных целей эксперимента: основной акцент в
преподавании делался на обобщение языковых и математических закономер-

9
ностей, на понимание смысла и логики доказательств и определений, на раз-
витие интуиции и т.д., а «слабым» учащимся необходимо существенно больше
времени для отработки и закрепления учебного материала.
При этом при проведении нестандартных проверочных работ по типу
олимпиады учащиеся экспериментального класса показывают гораздо лучшие
результаты, чем ученики контрольного класса.
Так, во втором классе были проведены олимпиады по математике (решение
задач в нетрадиционной «упаковке») и русскому языку (изложение текста с
нетипичной лексикой) для «сильных» учащихся контрольного и эксперимен-
тального класса.
Результаты показали, что уровень качества знаний учащихся эксперимен-
тального класса на нестандартных заданиях гораздо выше, чем уровень каче-
ства знаний учащихся контрольного класса (более того: этот уровень выше ка-
чества знаний экспериментального класса на стандартных заданиях).
В текущем учебном году ученикам двух классов были предложены сле-
дующие задания: по математике – итоговый контрольный тест за курс началь-
ной школы; по русскому языку – комплексная проверочная работа, включаю-
щая задания на поверку скорости письма, связности и последовательности из-
ложения, уровня развития речи, уровня грамотности учащихся.
Тест по математике представлял собой набор из 30 заданий, в которых не-
обходимо было выбрать один правильный ответ из четырех предлагаемых
(использовались листы с печатной основой). Правильный ответ оценивался
1 балл, максимальное количество за весь тест – 30 баллов.

Результаты итогового контрольного теста по математике
30 28-29 21-27 20
баллов баллов баллов баллов
Контрольный класс 15 % 30 % 55 % 0%
Экспериментальный класс 30 % 35 % 30 % 5%

Кроме того, учащиеся экспериментального класса (12 человек) впервые
принимали участие в международной математической олимпиаде «Кенгуру»,
и четыре ученика заняли призовые места в районе.
Работа по русскому языку проводилась одновременно для двух классов в
одной аудитории «чужим» учителем.
Для проверки скорости письма нужно было списать текст из учебника.

Результаты исследования скорости письма
(норматив на конец третьего класса – 55 знаков в минуту)

Ниже Норма Выше Кол-во учеников, до- Количество
нормы нормы пустивших ошибки ошибок
Контр. кл. 5 человек
48 % 38 % 14 % 7
Экспр. кл. 7 человек
10 % 60 % 30 % 8


10
В следующем задании в течение трех минут нужно было написать мини-
сочинение «Что я знаю про мел». При анализе работ учитывались связность
(логичность, последовательность) изложения, оригинальность или ее отсутст-
вие, описание очевидных признаков; количество «тем», рассматриваемых сто-
рон объекта; наличие научной лексики.

Параметры сравнения Контрольный Экспериментальный
класс класс
Уровни связности изложения:
- низкий 48 % -
- средний 9% 10 %
- высокий 43 % 90 %
Уровни оригинальности:
- отсутствует 24 % -
- низкий 57 % 15 %
- средний 19 % 45 %
- высокий - 40 %
Уровни тематической разработанно-
сти: - низкий 24 % 5%
- средний 67 % 69 %
- высокий 9% 35 %
Анализ лексики:
- только бытовая 43 % 5%
- с отдельными «научными» словами 57 % 55 %
- с научными понятиями - 40 %
(предложениями)

Кроме того, из работ учащихся обоих классов были выписаны наиболее
оригинальные, не повторяющиеся в других сочинениях, предложения, кото-
рые были систематизированы таким образом, чтобы получилось коллективное
сочинение (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
В последнем задании проверочной работы нужно было дописать рассказ
по готовому началу (без ограничения по времени): «Кот Васька и старик часто
ходили на рыбалку. Старик удил рыбу, а кот сидел рядом. Однажды ранним
утром…»
Анализ сочинений с точки зрения оригинальности сюжетов показал, что в
экспериментальном классе не было ни одного повторяющегося сюжета, в кон-
трольном классе все работы, за исключением 2-3, были однотипными.
Количественный анализ уровня грамотности и развития речи учащихся
представлен в таблице:

Параметры сравнения Контр.кл. Экспр.кл.
Среднее количество слов на одну работу 115 143
Среднее количество ошибок (без учета слабоуспевающих) 5,7 3,3
Среднее количество ошибок на весь класс 7,4 6,1

11
% слов с ошибками к среднему количеству слов в работе 6,5 % 4,3 %
% работ без ошибок (среднее кол-во слов в этих работах) - 15 % (144)
% работ с 1-2,5 ошибками 24 % 30 %
(среднее кол-во слов в этих работах) (116) (131)
% работ с 3-5,5 ошибками 24 % 20 %
(среднее кол-во слов в этих работах) (87) (134)
% работ с 6-10 ошибками 38 % 20 %
(среднее кол-во слов в этих работах) (124) (124)
% работ имеющих свыше 10 ошибок 14 % 15 %
(среднее кол-во слов в этих работах) (134) (202)
Среднее количество прилагательных и наречий 2,3 3,4
(на одну работу)
Среднее количество ! и ? знаков на одну работу 0,6 1,7
% работ без вопросительных и восклицательных знаков. 62 % 30 %

Анализ сочинений убедительно показывает более высокий уровень разви-
тия речи учеников экспериментального класса: большее количество слов в
тексте, отличие по количеству прилагательных и наречий, употреблению зна-
ков, для передачи интонации.
При этом анализ грамотности учащихся экспериментального класса под-
тверждает выдвинутую ранее гипотезу о большом расслоении по уровню ус-
певаемости: 5 учеников (25 % класса) допускают в своих работах 70 % ошибок
от общего числа ошибок в классе, при этом 15 % (3 ученика) не допустили в
работе ни одной ошибки (в контрольном классе таких детей не было).
Таким образом, гипотеза о различных целях, и соответственно, методиках
преподавания в контрольном и экспериментальном классе полностью под-
твердилась: традиционная школа ориентирует ребенка на выполнение стан-
дартной работы, можно говорить о своеобразном натаскивании на определен-
ную тему, при этом переноса знаний на незнакомую («неотрепетированную»)
ситуацию не происходит.

Работа в экспериментальном классе имеет профессиональное медицинское
сопровождение (руководитель проекта: доктор медицинских наук Капитоно-
ва Э.К.).
В течение всего периода обучения дети контрольного и экспериментально-
го класса обследовались специалистами: Лаборатория экологии детства Го-
мельского филиала научно-исследовательского института радиационной ме-
дицины и эндокринологии, кафедра педиатрии Гомельского государственного
медицинского института.
В программу экспериментального класса входило формирование ответст-
венного отношения к собственному здоровью. С этой целью в классе еже-
дневно до начала занятий проводились зарядка (в теплое время года на свежем
воздухе), активные перемены и динамические паузы с использованием спорт-
комплекса, регулярные беседы из цикла «Здоровый образ жизни», анализ при-
чин заболеваний.

12
С целью мониторинга за состоянием здоровья в конце учебного года бы-
ли обследованы все учащиеся экспериментального и контрольного классов.
Объем исследования:
- антропометрия;
- измерение артериального давления;
- клинический осмотр.
Структура патологии, выявленной в результате клинического обследования
учащихся, отражена в таблице:

Частота отклонений в состоянии здоровья (в %) Группа здоровья

пищеварительной системы
Вегетативная дисфункция




Изменение свода стопы
Патология щитовидной
Астенический синдром




Избыточная масса тела
Патологии носоглотки
Нарушение функции




Нарушения осанки
Количество детей




железы
Кариес
Класс




1 гр.

2 гр.

3 гр.
Эксп. 20 20,0 10,0 20,0 0 20,0 10,0 15,0 15,0 25,0 10,0 80,0 10,0
Конт. 21 19,0 19,5 23,8 4,7 47,6 14,3 47,6 33,3 33,3 4,8 95,2 0,0

Следует отметить сохраняющуюся на протяжении нескольких лет дос-
товерно более низкую встречаемость вегетативной дисфункции, избыточной
массы тела у учащихся экспериментального класса, а также высокий удельный
вес у учащихся контрольного класса такой патологии как нарушение осанки,
формирующееся плоскостопие.
Особую настороженность вызывает значительная частота патологии но-
соглотки у учащихся контрольного класса: хронические тонзиллиты, аденои-
ды, гиперплазия небных миндалин, лимфоаденопатия.
В следующей таблице приведена динамика отклонений в состоянии здо-
ровья детей экспериментального и контрольного классов за истекший учеб-
ный год.

Частота отклонений в состоянии здоровья ( в %)
Нарушение осанки Нарушение функции ЖКТ Изменение свода стопы
дина- дина дина-
2001- 2002- 2001- 2002- 2001- 2002-
мика мика мика
02 03 02 03 02 03
уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год
Эксп.кл. 13,3 15,0 + 1,9 26,7 20,.0 - 6,7 20,0 25,0 +5
Контр.кл. 29,4 33,3 + 3,9 35,3 23,8 - 11,5 41,2 33,3 - 7,9

Как следует из таблицы, в экспериментальном и контрольном классе
уменьшилось число детей с патологией желудочно-кишечного тракта. В кон-
трольном классе наметилась тенденция к уменьшению числа детей с плоско-
стопием (- 7,9 %). В экспериментальном классе эта патология имеет тенден-
цию к нарастанию (+ 5,0).
13
Настораживает сохраняющийся рост количества детей с нарушением
осанки, особенно интенсивный в контрольном классе. Оценивая результаты
динамического наблюдения за учащимися экспериментального и контрольно-
го класса в течение трех лет видно, что показатели заболеваемости колеблют-
ся из года в год, но находятся под контролем. Таким образом, специалисты
считают, что стремительный рост числа случаев сколиоза, близорукости, же-
лудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и нервно-психических расстройств,
отмечающихся за период школьного возраста, можно приостановить и дер-
жать под контролем в динамическом равновесии, если проводить профилакти-
ческие и корректирующие мероприятия на начальных этапах формирования
патологического процесса.
Значительный интерес представляет сравнительный анализ динамики
антропометрических показателей в сравниваемых группах детей:

Показатели
Прирост мас- Прирост дли- Массо- Количество детей с из-
сы тела (кг) ны тела (см) ростовой быточной массой тела
коэффициент (%)
Эксп.кл. 3,9 + 0,3 5,1 + 0,2 0,2 + 0,01 15,0
Контр.кл. 4,0 + 0,3 4,8 + 0,3 0,3 + 0,06 47,6

Полученные данные свидетельствуют о наступившем периоде «умерен-
ного равномерного вытяжения»: темпы нарастания длины тела по сравнению с
2001-2002 уч.годом значительно уменьшились, а параметры прироста массы
тела – увеличились.
Оценив физическое развитие детей по центильным таблицам, получили
следующие результаты: у детей экспериментального и контрольного классов
преобладает среднее физическое развитие (70 % и 81 %). У 5 человек (25 %)
экспериментального класса и 4 (19 %) контрольного класса физическое разви-
тие оценено выше среднего и лишь у одного человека экспериментального
класса физическое развитие ниже среднего.
Настораживает тот факт, что в контрольном классе отмечается значи-
тельный рост числа детей с избытком массы тела (47,6 %), т.е. почти каждый
второй ребенок имеет лишний вес. У детей экспериментального класса физи-
ческое развитие происходит более гармонично, избыток массы тела выявлен
только у 15 % детей. Четко наметившаяся тенденция в динамике антропомет-
рических показателей учащихся экспериментального и контрольного классов
связана с режимом высокой двигательной активности в течение рабочего дня у
детей экспериментального класса и низкой подвижностью в процессе учебы у
детей контрольного класса.
Сравнительная характеристика артериального давления отражена в таб-
лице:
Показатели артериального давления Число детей
(мм.рт.ст.; М + m) с ДАД более
60 мм. рт. ст.
САД ДАД РД
Эксп. класс 102, 7 + 1,9 64, 0 + 1,2 38,7 + 1,6 35,0 %
Контр. класс 104, 7 + 2,4 64, 3 + 2,4 40,5 + 1,8 33,3 %

14
Как следует из приведенных данных, средние показатели систолическо-
го артериального давления (САД) у учащихся обоих классов колеблются в
пределах возрастной нормы (105 + 5 мм. рт. ст.). У 7 детей (35 %) эксперимен-
тального класса и у 7 детей (33 %) контрольного класса отмечены цифры диа-
столического давления (ДАД) более 60 мм. рт. ст., что является признаком
скрытой гипертензивной реакции.
Следует отметить, что количество детей с повышенными цифрами ДАД
в экспериментальном классе остается на прежнем уровне по сравнению с
2001-2002 учебным годом, а в контрольном классе это количество выросло
более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.
Как правило, высокие цифры ДАД зафиксированы у детей с дисгармо-
ническим физическим развитием или у детей с физическим развитием выше
среднего.
При проведении функциональной нагрузочной пробы (проба Маслова-
Шалкова) гипертонический тип сосудистой реакции выявлен у двух детей
(9,5 %) контрольного класса. В экспериментальном классе патологических ти-
пов сосудистой реакции у детей не выявлено. Вероятно, такая положительная
динамика у детей экспериментального класса за прошедший учебный год свя-
зана со стабилизацией интенсивного роста детей (в 2001-2002 учебном году
гипертонический тип сосудистой реакции был выявлен у 6 человек экспери-
ментального класса).

Психологическое исследование проводилось психологом школы Мин-
ченко Л.В.
В качестве диагностического материала были использованы следующие
психологические методики:
- исследование уровня интеллектуального развития посредством теста Гуди-
наф «Рисунок человека»;
- изучение типа мышления с помощью проективных карточек;
- исследование креативности мышления с помощью невербального теста
Торренса;
- изучение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;
- изучение уровня тревожности (методика Филлипса);
- исследование психологического климата на уроках;
- изучение логического мышления;
- изучение мотивационной сферы;
- изучение мнения учащихся на тему «Чему главному учат в школе?»

Исследование уровня интеллекта.
Методика проведения: учащимся было предложено нарисовать фигуру че-
ловека-«дяденьки».
При анализе результатов учитывалось количество изображенных деталей
рисунка в соответствии со шкалой теста. За каждую деталь начислялся 1 балл
вне зависимости от художественности данного изображения. Так как данная
методика предусматривает распределение баллов по разным уровням интел-
лектуального развития (низкому, среднему, высокому) в зависимости от воз-
15
раста ребенка, то, зная, что физический возраст детей в обоих классах при-
мерно одинаков и находится в промежутке от 9 до 10 лет, количество баллов,
соответствующее этому возрастному периоду, можно считать средним показа-
телем уровня интеллектуального развития.

% учащихся с % учащихся с высо- соответствие
низким и средним ким и очень высоким интеллектуальному
уровнем IQ уровнем IQ возрасту
Контр.кл. В среднем – 12 лет
52 % 48 %
Эксп.кл. В среднем – 14 лет
35 % 65 %

Изучение типа мышления.
Данная диагностика была включена в психологическое сопровождение для то-
го, чтобы определить тип мыслительной деятельности учащихся: конкретный,
абстрактный или эмоциональный. Детям были даны наборы из 10 карточек, на
которых были изображены сюжетные картинки и 12 названий к ним. Предлага-
лось внимательно изучить каждую картинку и выбрать из предложенных назва-
ний то, которое больше нравится и лучше всего передает содержание картинки.
Затем количество выборов по всем категориям суммировалось, что позволило
сделать вывод о преобладающем типе мышления.

Преобладающий Экспериментальный Контрольный
тип мышления класс класс
Конкретный 30 % 60 %
Абстрактный 40 % 28 %
Эмоциональный 30 % 12 %

Из таблицы ясно видна разница в распределении выбора детей в экспе-
риментальном и контрольном классе. Если в экспериментальном классе пре-
имущество на стороне абстрактного типа мышления, т.е. того, на который
опирается по существу весь изучаемый материал средней и старшей школы, то
в контрольном классе преобладающим является конкретный тип мышления
(чаще всего характерный для детей, поступающих в школу, умственно хорошо
развитых, и учащихся не старше 2 класса четырехлетнего начального образо-
вания).
Конкретный и эмоциональный типы мышления являются хорошей базо-
вой опорой для дальнейшего развития (качественного) абстрактного типа
мыслительной деятельности. Подобное состояние этих типов хорошо сбалан-
сировано в экспериментальном классе, где оба типа находятся в равновесии.
Этого, к сожалению, нельзя сказать о контрольном классе, обучающемся по
стандартной программе. Здесь виден явный перекос в сторону конкретики, а
эмоциональная сторона вообще оказалась практически в забвении. Это тем
более странно, так как для детей начальной школы не характерна подобная
картина. Наоборот, по исследованиям психологов эмоциональной сферы
младших школьников данный возрастной период характеризуется как качест-

16
венно новый эмоциональный период развития, суть которого заключается в
уменьшении импульсивных, спонтанных проявлений эмоций, но появлении
осознанного и глубинного реагирования на различные ситуации.

Исследование креативности мышления.
Учащимся предлагается дорисовать 10 линий (на листах с печатной ос-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign