LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ № 51




ОТЧЕТ
О РАБОТЕ 3-Э КЛАССА
(ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЯ)
ЗА 2002-03 УЧЕБНЫЙ ГОД
четвертый год обучения


Учитель:
Гин С.И.




.
ГОМЕЛЬ
2003
В 2002-2003 учебном году проходил заключительный этап эксперимента по
использованию технологии ТРИЗ в преподавании общеобразовательных предме-
тов в начальной школе (г. Гомель, СОЭШЛ № 51, 3-Э класс, учитель Гин С.И.).
Экспериментальный класс открывался с целью совершенствования и развития
ТРИЗ-педагогики, поэтому, прежде всего, представляется необходимым оценить,
что сделано за четыре года в этом направлении:

Существующие проблемы: Что сделано для их решения:
Традиционная школа не дает воз- Альтернативная система преподавания
можности полноценной реализации на основе методики ТРИЗ позволила
потребности детей в творчестве, со- полнее реализовать творческие и ин-
трудничестве, развитии. теллектуальные потребности учащихся
(см. результаты диагностики).
Существует разрыв между теорети- Накоплен обширный практический ма-
ческими научными разработками по териал, позволяющий разработать сис-
ТРИЗ и системой практических ре- тему методических рекомендаций по
комендаций по внедрению ТРИЗ в применению технологии ТРИЗ в пре-
начальной школе. подавании общеобразовательных
предметов в начальной школе.
Отсутствует система специальной Подготовлен пакет диагностических
диагностики эффективности исполь- тестовых материалов (в том числе ав-
зования ТРИЗ в школе. торских).
Профессиональная подготовка педа- На протяжении четырех лет класс яв-
гогов по ТРИЗ-технологии в основ- лялся республиканской эксперимен-
ном осуществляется в порядке само- тальной площадкой, регулярно прохо-
образования. дили открытые уроки, семинарские за-
нятия, методические объединения;
ежегодно на базе класса проходили от-
крытые занятия в рамках авторских
курсов.

На протяжении всего периода обучения в начальной школе эксперименталь-
ная работа строилась на основных принципах ТРИЗ-педагогики:
- Принцип свободы выбора – в любом действии предоставлять ученику право
выбора (и, соответственно, ответственности за него).
- Принцип открытости – использовать в обучении открытые задачи; давать не
только знания, но и показывать их границы.
- Принцип деятельности – организовать освоение знаний, умений и навыков
преимущественно в форме деятельности.
- Принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с
помощью развитой системы приемов обратной связи.
- Принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания,
интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьше-
ния затрат в процессе обучения.


2
Идеалом ТРИЗ-педагогики является человек:
творческий и творящий (для него нет застывших неизменных форм);
-
имеющий гибкое и богатое творческое воображение;
-
обладающий системным, продуктивным мышлением;
-
вооруженный способами решения изобретательских задач;
-
владеющий приемами работы с новым знанием;
-
стремящийся к творческому преобразованию действительности;
-
обладающий качествами творческой личности.
-

В целом эксперимент по использованию элементов ТРИЗ в начальной
школе можно считать успешным, однако говорить о «достижении идеала» еще
рано. Специально организованная учителем работа («из вне») обязательно
должна сочетаться с самостоятельной целенаправленной деятельностью самих
учащихся («изнутри»), однако на сегодняшний день с учетом, прежде всего,
возрастных и психологических особенностей детей 10-11 лет подобная само-
организация маловероятна. Это является новообразованием следующего воз-
растного периода – подросткового, поэтому учителем Гин С.И. предложена, а
администрацией школы поддержана идея продолжения эксперимента в сред-
нем звене.

В 2002-2003 уч. гг. класс продолжал заниматься в специально оборудо-
ванной учебной аудитории: в классе имеются спортивный комплекс 2х3м2,
компьютер, лазерный принтер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, по-
знавательная библиотека и видеотека.
Класс работал в режиме полного дня (воспитатель Леоненко Е.Н.). В
первую половину дня проводились уроки согласно государственной програм-
ме для третьих классов, во второй половине дня преподавались предметы
ТРИЗ, логика (по авторским экспериментальным программам Гин С.И), анг-
лийский язык. Кроме того, учащиеся класса активно посещали танцевальный
кружок, кружок по ИЗО, плавательный бассейн, секцию ушу, психологические
тренинги «Познай себя».

С третьей четверти один раз в неделю проводилось занятие по интере-
сам «Устное слово» (автор методики Кушнир А.М., г. Москва). На этих заня-
тиях каждый ученик должен был рассказать заранее подготовленный материал
на любую интересующую его тему. Время выступления – две минуты, можно
было использовать схемы, карты, рисунки, опорные слова и т.д.
К концу года стало понятно, что ограничиваться только «докладами»
нецелесообразно, необходимо еще и обсуждение изложенных тем. В целом
отношение к данному предмету было позитивным: 80 % учащихся поставили
«Солнышко» при проведении диагностики «Психологический климат на уро-
ках».
Рассказы на уроке «Устное слово» можно сгруппировать по следующим
темам:
- растения и животные – 43 % сообщений
- история – 16 %
3
загадки природы, феномены – 15 %
-
наука и техника – 10 %
-
окружающие предметы – 4 %
-
космос – 4 %
-
спорт – 3 %
-
медицина – 3 %
-
искусство – 2 %
-
При этом 35% учащихся на протяжении года проявили устойчивый интерес к
«своей» теме.
Урок «Устное слово» имеет сходство с предметом «Риторика», приучает уча-
щихся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, учит работать с
большими объемами информации, отбирать необходимый материал, составлять
опорные слова для сообщения, пользоваться таблицами, графиками, диаграммами
и т.п. К положительным результатам введения нового предмета следует отнести
значительное расширение кругозора учащихся, возрастание познавательной
активности, возможность реализации потребности в обсуждении интересующих
детей тем, что способствует дальнейшему формированию познавательной среды в
классе.

Во внеурочное время продолжались занятия по овладению практическими на-
выками работы на компьютере. В конце учебного года была проведена зачетная
работа, где проверялись основные умения работать с программами Windows
Comander, Microsoft Word, Word Art, Winamp, Paint. Уровень владения компьюте-
ром можно оценить как отличный (35 % учащихся) и удовлетворительный (65 %
учащихся).
По традиции по понедельникам первым уроком проводился «Круг» (утренняя
встреча) для обмена новостями, обсуждения текущих событий, планирования
предстоящей недели.
Еженедельно проводились тематические недели по различным отраслям нау-
ки, техники, искусства с целью расширения кругозора и формирования устойчи-
вой познавательной мотивации. Регулярно организовывались экскурсии, связан-
ные с темой недели.
В течение учебного года были проведены следующие тематические недели и
мероприятия: неделя «Гомелю – 850 лет», экскурсия на выставку «Гомель –
Агро», неделя о К.Э. Циолковском, экскурсия в лаборатории УВД, посещение
школьного музея СШ № 28, деловая игра «Телевидение и дети», экскурсия в
музей восковых фигур «Катастрофы человеческого тела», посещение зоопарка,
выставки животных; полиграфического участка политехнического университета;
встреча с фотохудожником В.А. Федоренко; участие в общешкольном конкурсе
«Алло, мы ищем таланты»; проведены праздники «Быстрее, выше, сильнее»», «До
свиданья, осень», «Что такое Новый год?», «Праздник всех влюбленных»,
«Праздник защитников», «Наши мамы – самые, самые…», вечер русского роман-
са, вечер памяти «Наша боль – Чернобыль», «Последние свидетели»; выпускной
вечер «Прощание с начальной школой».


4
Центральным событием в жизни класса стала поездка в Международный Дет-
ский Центр «Артек» для участия в международном конкурсе педагогов.
В рамках конкурса дети показали театрализованное представление, были уча-
стниками открытых уроков.
Во время артековской смены была проведена тризовская олимпиада, на кото-
рой ученики 3-Э класса заняли второе и два третьих места, а также получили
диплом в номинации «Лучшая сказка»; по общему количеству наград гомельская
команда заняла 1 место.
Члены жюри неоднократно отмечали высокий интеллектуальный и творче-
ский уровень класса. По итогам конкурса Гин С.И. вышла в финал, который
планируется в октябре 2003 года.
Поездка в Артек способствовала появлению в классе новых традиций: перед
контрольными работами и ответственными выступлениями дети становились в
круг и хором говорили артековскую считалочку «на удачу», проведение внутри-
классных мероприятий заканчивалось песней про Артек, в торжественных случа-
ях ребята носили артековские галстуки, часто при обсуждении спорных моментов
вспоминалось, какими способами решались проблемы в Артеке.

Общее количество различных экскурсий в этом году было меньше, чем в пре-
дыдущие годы, что объясняется следующими причинами:
- класс ранее побывал практически на всех основных предприятиях, выставках,
в музеях г. Гомеля, доступных их восприятию;
- поездки в другие регионы республики требовали материальных затрат, что
было обременительно для родителей, которые полностью оплатили пребыва-
ние в Артеке;
- у детей начали формироваться собственные интересы и увлечения (посещение
кружков, секций, занятий), поэтому не всегда получалось обеспечить участие
всех учащихся в проводимых мероприятиях, приходилось подстраиваться под
их «графики»;
При этом мы предполагаем, что главной причиной снижения активности явля-
ется первая: «Мы везде были, некуда больше идти», которая может быть устране-
на естественным образом: будут расти дети и, соответственно, расширяться их
кругозор, уровень понимания и восприятия.

На протяжении учебного года акцент в воспитательной работе делался на фор-
мировании ответственности, самостоятельности, умения планировать и анализи-
ровать собственную деятельность.
В конце каждой четверти учащиеся заполняли листы «Мои планы на канику-
лы», которые затем анализировались с указанием причин невыполнения.
Кроме того, в начале каждой четверти дети выставляли себе предполагаемые
оценки по каждому учебному предмету, а после выставления четвертных оценок
делали письменный анализ: по каким предметам «совпало» (прогноз оправдался),
по каким нет и почему.
Цели формирования ответственности и самостоятельности ставились перед
детьми и в учебной деятельности, однако ввиду сложности поставленной задачи,
она решалась постепенно, по мере «созревания» учащихся.
5
Со второй учебной четверти в классе была организована первая группа «ответ-
ственных» (4 человека), к концу обучения в классе насчитывались три такие
группы (14 человек).
«Ответственные» выбирались учителем с учетом мнения класса. Следует отме-
тить, что традиционное понятие «отличник» не равнозначно понятию «ответст-
венный»: для последнего важнее процесс, отношение, чем результат: «отлични-
ки», особенно в начальной школе, могут «выезжать» на хорошей дошкольной
подготовке, природных способностях, за счет хорошей памяти, быстроты воспри-
ятия и реакции, постоянного контроля со стороны родителей и т.д., а не благодаря
самоорганизации и самоконтролю. (В классе было несколько ребят с очень хоро-
шими способностями и при этом довольно прохладным отношением к учебе: «И
так все знаю, зачем учить», и при этом были дети без выдающихся способностей,
но которые брали трудолюбием и старательностью.)

Особенности работы групп «ответственных»:
самостоятельное овладение учебным материалом на уроках математики и
-
русского языка;
работа по типовому плану урока, заранее разработанному учителем;
-
предварительное распределение обязанностей внутри группы, смена ролей на
-
протяжении недели;
для проведения всех этапов урока (кроме изучения новой темы) учащиеся
-
самостоятельно предварительно готовили учебный материал, который на уроке
предлагался остальным членам группы;
этап урока «Изучение новой темы» проводился ведущим группы после кон-
-
сультации учителя по плану урока (в план входили как традиционные задания
(прочитать правило, ответить на вопросы по теме), так и, преимущественно,
нетрадиционные и творческие задания (составить алгоритм, выявить законо-
мерность, придумать аналогичное задание, работа с моделями и схемами и
т.д.). Кроме того, часто предлагались дополнительные задания «на вырост», с
использованием теоретических знаний курса старшей школы;
в конце урока обязательно проводился рефлексивный анализ работы;
-
роль «ответственного» не являлась постоянной: в случае халатного, небрежно-
-
го отношения к учебным обязанностям «ответственные» ученики из групп
могли быть переведены в «обычные» (за год было два случая подобного пере-
вода (правда, с последующим восстановлением спустя некоторое время)).

Проанализировав работу учащихся в группах «ответственных» можно сделать
следующие выводы:
- ученики выпускного класса начальной школы способны в специально органи-
зованных условиях (распределение ролей, наличие плана урока, возможность
консультации с учителем) самостоятельно осваивать незнакомый учебный
материал в режиме учебного диалога со сверстниками;
- подобная организация учебной деятельности доказала свою эффективность:
качество знаний учащихся в группах не снизилось, а мотивация и возможность
самореализации на уроке резко повысились;

6
- создаются условия для полноценного дифференцированного обучения всего
класса непосредственно на уроке;

Проблемы, возникающие с введением групп «ответственных»:
- необходимость для учителя ежедневной «двойной» подготовки к уроку;
- отсутствие готового разнообразного дидактического обеспечения к темам
урока;
- трудности управления, когда одновременно требуется консультация группе и
работа с остальным классом;
- возможны случаи нарушения дисциплины на уроке, когда в группах начинает-
ся «бурное» обсуждение, мешающее полноценной работе класса;
В целом можно сказать, что «плюсы» гораздо весомей и значительней «мину-
сов». Следовательно, подобные формы организации учебного процесса найдут
свое продолжение в следующем учебном году.
(Материалы, относящиеся к работе в группах – см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

В течение учебного года в классе проводились открытые уроки для учителей
начальных классов, в том числе в рамках декады педагогического мастерства
(предметы «Чтение», «Человек и мир»).
В марте на базе Областного института повышения квалификации учителей
проводились авторские пятидневные курсы, в классе были показаны уроки по
предметам «математика» и «логика». Слушатели очень высоко оценили уровень
развития учащихся.

Система оценивания знаний в третьем классе претерпела некоторые измене-
ния по сравнению с ранее существующей: устные ответы по-прежнему оценива-
лись по авторской безотметочной системе (утверждена Экспертным Советом
областного управления образования в 2001 г.). Письменные работы по математике
и по русскому языку оценивались согласно критериям десятибальной оценочной
шкалы. При этом сохранились основные черты предыдущей системы оценивания:
ошибки классифицировались по типам, в каждой тетради имелась информация о
содержании работы над ошибками, исходя из их типа; давалась шкала перевода
количества ошибок в соответствующую оценку.
Каждую четверть по предметам «математика» и «русский язык» кроме обще-
школьных контрольных работ выполнялись зачетные работы (обычно за две
недели до конца четверти). На зачет выносились все основные изученные за
четверть темы, время выполнения работы было не ограничено. После проведения
зачета составлялась сводная ведомость, в которой каждый ученик наглядно видел
свои пробелы по предмету и мог их устранить на последующих уроках.

В последнюю учебную неделю четвертой четверти в классе проводилась неде-
ля проектов (первый раз подобная неделя прошла в конце второго класса).
К сожалению, по различным причинам (необходимость подготовки творческо-
го отчета, выпускного вечера и др.) данная неделя была не столь подробно разра-
ботана и насыщена, как в прошлый раз.

7
Основными целями недели проектов ставились:
организация поисково-исследовательской деятельности;
-
развитие навыков системного анализа объектов и явлений;
-
обучение рефлексивному анализу;
-
воспитание активной жизненной позиции.
-
Содержание учебных дней недели проектов:

1. Занятие «Устное слово» с последующим обсуждением докладов как с со-
держательной точки зрения, так и с позиции грамотного изложения инфор-
мации.
2. Тема «Фокусы». В первой части занятия проходила демонстрация фокуса с
последующим раскрытием секрета, описание фокуса по алгоритму иссле-
довательской деятельности, во второй части – раскрытие секрета без де-
монстрации, по готовому описанию фокуса (групповая форма работы).
3. Практикум по физике. Выполнение лабораторных работ «Фокусное рас-
стояние линзы», «Движение по наклонной плоскости», «Период колебаний
маятника», «Изучение свойств прямоугольной призмы» (работа в парах).
4. Тема «Доказательства». Выдвижение и обоснование гипотез для экспери-
ментальной проверки как известных детям фактов (как доказать, что птицы
улетают в теплые края, что растения выделяют кислород, что вы сейчас не
спите и т.д.), так и неизвестных (как доказать, что способность к речи у ре-
бенка приобретенная, а не врожденная; как доказать, что собаки не умеют
«чувствовать» злого человека; как доказать, что ошибки при письме могут
быть связаны не с нарушением речи, а с нарушением восприятия и др.;
формы работы – парная и групповая).
В конце каждого учебного дня проводилась письменная рефлексия: оценка
теме (с объяснением), оценка себе (с объяснением), предложения (что хоте-
лось бы изменить).
При подведении итогов недели – устный анализ: что было наиболее инте-
ресным, что вызвало затруднения, пожелания на будущее. Дети единогласно
высказали желание продолжить работу в рамках проектных недель.

В начале периода обучения в начальной школе был определен класс этой
же параллели школы в качестве контрольного. Первоначальное медико-
психологическое обследование в сентябре подготовительного класса показало
практически одинаковые показатели по основным параметрам для дальнейше-
го сравнительного анализа.
Сравнение эффективности и результативности обучения по традиционной
и экспериментальной методикам велось по трем основным направлениям:
- учебная деятельность (качество знаний);
- состояние здоровья учащихся;
- диагностика развития психических функций.
Для наблюдения за результатами обучения по математике и русскому язы-
ку каждое полугодие проводились административные проверочные работы.
Сравнительный анализ результатов за весь период обучения в начальной шко-

8
ле представлен ниже (в таблицах указан процент качества знаний по кон-
трольным работам (на «4 – 5» в первом-втором классе, на «6 – 10» в третьем).

Сравнительные результаты обучения в начальной школе

МАТЕМАТИКА 2 полуго- 1 полуго- 2 полуго- 1 полуго- 2 полуго-
дие, 1 кл. дие, 2 кл. дие, 2 кл. дие, 3 кл. дие, 3 кл.
Среднее значение по
параллели 81 % 81 % 82 % 68 % 89 %
(без экспер. класса)
Контрольный класс 85 % 81 % 81 % 85 % 90 %
Эксперимент. класс 76 % 48 % 75 % 75 % 95 %


РУССКИЙ ЯЗЫК 2 полуго- 1 полуго- 2 полуго- 1 полуго- 2 полуго-
дие, 1 кл. дие, 2 кл. дие, 2 кл. дие, 3 кл. дие, 3 кл.
Среднее значение
по параллели 84 % 81 % 72 % 73 % 82 %
(без экспер. класса)
Контрольный класс 76 % 64 % 57 % 70 % 77 %
Эксперимент. класс 47 % 63 % 58 % 68 % 55 %

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign