LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
















"Лето: опыт, проблемы и пути их решения"
(методические рекомендации организаторам летнего отдыха детей)






















Уфа 2005



Составители:

Гильмутдинова М.М., начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Республики Башкортостан;
Шарипова Л.Р., ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Республики Башкортостан;


Методическое пособие предназначено для руководителей и работников учреждений детского досуга, отдыха и оздоровления, непосредственно занимающихся созданием оздоровительных учреждений и обеспечением их деятельности.


Рецензент:
Юлмухаметов М.Б., к.п.н., заместитель министра образования Республики Башкортостан


















Предисловие
Лето!
Лето-это замечательное время года, время долгожданных летних каникул, когда дети иначе воспринимают окружающий мир и все, что в нем происходит. Открывают себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени.
Лето - это период, когда дети могут "сделать свою жизнь" полную интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, когда им предоставляется уникальная возможность развития творчества, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно поэтому летний отдых детей всегда был и остается важной и непростой, как в организационном, так и в содержательном планах, проблемой для общества, педагогов и родителей.
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи является одним из приоритетных направлений социальной политики в республике, цель которой - реализация государственных мероприятий в области защиты детства.



















Образец примерного Положения
УТВЕРЖДАЮ начальник отдела образования
_____________ района
Республики Башкортостан
______ (ФИО)
(подпись)
"_____" _______________



ПОЛОЖЕНИЕ
о координационном совете по организации досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков



1. Общие положения

1.1. Координационный совет по организации досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (далее - координационный совет) образован в Отделе образования _____________ района (города) Республики Башкортостан.
1.2. Координационный совет осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституциями Российской Федерации и Республики Башкортостан, законами Российской Федерации и Республики Башкортостан, указами Президента Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Башкортостан и Главы администрации, а также настоящим Положением.
1.3. Координационный совет является совещательным органом, объединяющим усилия и организующим взаимодействие отдела образования, образовательных учреждений заинтересованных ведомств, организаций, по вопросам организации досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
1.4. Решения, принимаемые координационным советом в соответствии с его компетенцией, носят рекомендательный характер. По вопросам, требующим принятия нормативных актов, координационный совет вносит в установленном порядке соответствующие проекты документов на рассмотрение Главе администрации __________ района (города) Республики Башкортостан.




2. Основные задачи координационного совета:

2.1 Координация деятельности отделов органа управления образованием, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, заинтересованных ведомств и организаций на территории ____________района (города) Республики Башкортостан по вопросам организации досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
2.2. Организация экспертизы предложений по организации досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, поступающих от образовательных учреждений, органов местного самоуправления, учреждений дополнительного образования, юридических и физических лиц, заинтересованных организаций и ведомств.


- 3. Функции и полномочия координационного совета:
-
3.1. Координационный совет в целях реализации возложенных на него задач:
- рассматривает на своих заседаниях вопросы по реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан и Главы администрации района (города) "Об обеспечении отдыха, оздоровления, занятости детей, учащихся и студентов", целевой Президентской программы "Организация досуга, отдыха и оздоровления детей";
- по итогам рассмотрения координационный совет принимает решения в пределах своей компетенции.
3.2. В компетенцию координационного совета входит:
- организация подготовки предложений в проект Постановления Главы администрации _________ района (города) Республики Башкортостан "Об обеспечении отдыха, оздоровления, занятости детей, учащихся и студентов";
- рассмотрение вопросов, связанных с организацией летней оздоровительной кампании образовательными учреждениями и другими заинтересованными учреждениями в _________ районе (городе);
- создание экспертного жюри, творческих групп для организации и проведения районных смотров-конкурсов деятельности образовательных учреждений по организации каникулярного отдыха детей;
- члены координационного совета в пределах своих полномочий и в соответствии со своей компетенцией вправе запрашивать у образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также ведомств и организаций, участвующих в реализации федеральных, республиканских и районных программ по организации летнего отдыха детей, информацию и отчеты о деятельности, касающейся вопросов организации летнего отдыха детей и подростков _________ района (города).
-


4. Организационные вопросы деятельности координационного совета
4.1. Координационный совет создается, реорганизуется и ликвидируется руководителем органа управления образованием __________ района (города) Республики Башкортостан.
4.2. В состав координационного совета входят работники отделов органа управления образованием, представители заинтересованных ведомств и организаций, руководители учреждений дополнительного образования, осуществляющие организацию летнего отдыха детей и подростков в ____________районе (городе).
4.3. В отсутствии председателя координационного совета его обязанности и права возлагаются на заместителя председателя совета.
4.4. Члены координационного совета обладают равными правами при обсуждении всех вопросов. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов координационного совета. Члены координационного совета имеют право письменно изложить особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое приобщается к протоколу заседания совета.
4.5. На заседания координационного совета могут приглашаться представители органов местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, ведомств и организаций, осуществляющие в организации летнего отдыха детей и подростков, с правом совещательного голоса.
4.6. Заседания координационного совета проводятся не реже 1 раза в месяц. Присутствие на заседании членов координационного совета обязательно.
4.7. Решения совета принимаются на его заседаниях. Заседания совета правомочны при наличии не менее половины его состава.
4.8. Работа координационного совета осуществляется по плану, утвержденному председателем. Повестка заседания совета готовится ответственным секретарем.
4.9. О дате заседания члены координационного совета уведомляются повесткой не позднее, чем за 3 дня до его проведения.
4.10. Заседание совета оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем.














Образец примерного Плана
УТВЕРЖДАЮ начальник отдела образования
_____________ района
Республики Башкортостан
______ (ФИО)
(подпись)
"_____" _______________



ПЛАН
работы Координационного совета отдела образования ____________ района Республики Башкортостан
по вопросам организации летнего отдыха, оздоровления,
занятости детей и подростков
на 2005 год





Дата
проведения
Рассматриваемые вопросы
Ответственные
1.
Апрель
О задачах по выполнению постановления Правительства Республики Башкортостан "Об обеспечении отдыха, оздоровления, занятости детей, учащихся и студентов в 2005 году".

Повестка дня:
1. Итоги летней оздоровительной кампании 2004 года. О мерах по организации отдыха, оздоровления детей летом 2005 года.

2. Предварительный охват детей и подростков летней оздоровительной работой в образовательных учреждениях и учреждениям дополнительного образования района (города).

3. О состоянии готовности учреждений дополнительного образования к летнему оздоровительному сезону.

4. Обсуждение вопросов по подготовке и проведению районного семинара координаторов летней оздоровительной работы по организации летнего отдыха детей.







2.
Май
О порядке финансирования летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в период проведения летней оздоровительной кампании 2005 года.

Повестка дня:
1. Распределение денежных средств, выделенных из республиканского, местного бюджетов на организацию мероприятий целевой программы "Организация досуга, отдыха и оздоровления детей".

2. Информация руководителей образовательных учреждений по подготовке к летнему оздоровительному периоду (заслушать несколько отчетов).







3.
Июнь
О ходе выполнения постановления Правительства Республики Башкортостан "Об обеспечении отдыха, оздоровления, занятости детей, учащихся и студентов в 2005 году".

Повестка дня:
1. О деятельности лагерей с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений и трудовых объединений учащихся.

2. О деятельности учреждений дополнительного образования по организации профильных лагерей.












4.
Июль
О ходе летней оздоровительной кампании

Повестка дня:
1. Об организации отдыха, оздоровления детей в лагерях с профильной направленностью (спортивные, экологические, языковые и т.д.)

2. Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей "группы риска" и мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период летних каникул.


3. Об осуществлении отдыха детей и подростков в профильных лагерях, организованных по линии отдела образования района (города)






5.
Август
О ходе реализации мероприятий Республиканской целевой программы "Организация досуга, отдыха и оздоровления детей"

Повестка дня:
1. Итоги комплексных проверок деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений района (города).
2. Об осуществлении отдыха детей и подростков в загородных лагерях, находящихся на балансе отдела образования района (города)












6.
Сентябрь
Об итогах реализации постановления Правительства Республики Башкортостан "Об обеспечении отдыха, оздоровления, занятости детей, учащихся и студентов в 2005 году".

Повестка дня:
1. Итоги летней оздоровительной кампании 2005 года.

2. О ходе проведения районного этапа Республиканского (Всероссийского) конкурса деятельности образовательных учреждений по организации досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.













ПРИКАЗ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ от 13 июля 2001 г. № 2688
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
СМЕН ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ, ЛАГЕРЕЙ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ, ЛАГЕРЕЙ ТРУДА И ОТДЫХА"
(с изменениями от 28 июня 2002 г.)
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № 450-р и в целях обеспечения прав детей на отдых и оздоровление приказываю:
1. Утвердить порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (приложение). Ввести в действие данный порядок с 1 сентября 2001 года.
2. Не применять с 1 сентября 2001 г. приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 14.05.91 № 226 "Об утверждении Примерного положения о профильном лагере (школе) учащихся".
Считать утратившим силу с 1 сентября 2001 г. Временное положение об оздоровительном лагере учащихся с дневным пребыванием, утвержденное приказом Минобразования РСФСР от 07.05.91 № 139.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

Министр В.М. Филипов


Приложение
к приказу Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. № 2688


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СМЕН
ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ, ЛАГЕРЕЙ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ,
ЛАГЕРЕЙ ТРУДА И ОТДЫХА
(с изменениями от 28 июня 2002 г.)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий порядок определяет условия проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха* обучающихся и воспитанников в период каникул.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем документе:
под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников;
под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания;
под сменой лагеря труда и отдыха понимается форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно полезную деятельность, сочетающую формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.
1.3. Организатором смены лагеря** могут быть органы управления образованием, органы по делам молодежи, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности с обучающимися и воспитанниками.
Данный порядок распространяется на все смены лагерей для обучающихся и воспитанников, организуемых органами управления образованием и/или органами по делам молодежи, а также образовательными учреждениями. Для иных организаций данный порядок может являться примерным.
* Далее - смена лагеря.
** Далее - организатор смены лагеря.


1.4. Организатор смены лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
- обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;
- создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;
- качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;
- соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся и воспитанников;
- соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены лагеря.
1.5. Смена лагеря проводится для обучающихся и воспитанников 7-16 лет на период летних, осенних, зимних и весенних каникул решением организатора смены по согласованию с руководством учреждения (организации), на базе которого проводится смена лагеря.
Приказом Минобразования РФ от 28 июня 2002 г. № 2479 абзац второй пункта 1.5 настоящего Порядка изложен в новой редакции.
В смены профильного лагеря, лагеря труда и отдыха, с дневным пребыванием (по согласованию с руководством учреждения (организации), на базе которого проводится смена лагеря) принимаются обучающиеся и воспитанники до 18 лет включительно, если это предусмотрено программой содержания деятельности смены лагеря.
1.6. При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользуются обучающиеся и воспитанники из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Комплектование смены профильного лагеря осуществляется в первую очередь из победителей и призеров предметных муниципальных, региональных и зональных олимпиад, смотров, творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований, активистов детских и молодежных объединений, а также обучающихся и воспитанников, достигших наивысших результатов в образовательной и творческой деятельности в рамках системы общего, начального профессионального и дополнительного образования детей.
1.7. Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены лагеря:
- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся и воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
- создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся и воспитанников с учетом возрастных особенностей.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМЕН ЛАГЕРЯ
2.1. Смена лагеря в зависимости от направленности проводится, как правило, на стационарной базе - на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений по месту жительства детей и подростков, иных образовательных учреждений, пансионатов, санаториев-профилакториев, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, домов отдыха, туристских, до-суговых учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций.
Смена профильного лагеря может также проводиться в полевых условиях (в палатках), на речных и морских судах, а также с передвижением обучающихся и воспитанников на иных видах транспорта при соблюдении требований безопасности.
Смена лагеря с дневным пребыванием проводится на базе образовательного учреждения, клуба по месту жительства, детского и молодежного центра.
Смена лагеря труда и отдыха может проводиться в полевых условиях (в палатках).
2.2. Требования к территории, зданиям и сооружениям, правила приемки смены лагеря определяются соответствующими Санитарно-эпидемиологи-ческими правилами, утверждаемыми Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, применительно к лагерю. Без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии места базирования смены лагеря санитарным правилам открытие смены лагеря не допускается.
2.3. Помещения, сооружения и инвентарь, необходимый для проведения смены лагеря, передаются организатору лагеря во временное пользование на период смены администрацией учреждения (организации), на базе которого(ой) организуется смена в соответствии с договором, заключенным между соответствующими сторонами.
2.4. Приемка учреждения (организации), на базе которого(ой) будет организована смена лагеря, осуществляется межведомственный комиссией, созданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в состав которой входят представители госсанэпиднадзора, организатора смены лагеря и других заинтересованных органов исполнительной власти с последующим оформлением акта приемки.
2.5. Деятельность обучающихся и воспитанников во время проведения смены лагеря осуществляется в одновозрастных и разновозрастных группах (отрядах, бригадах) и других объединениях по интересам, наполняе-мость которых составляет не более 25 человек для обучающихся и воспитанников II-IV классов, для обучающихся и воспитанников старшего возраста - не более 30 человек.
2.6. Продолжительность смены лагеря определяется соответствующими Санитарно-эпидемиологическими правилами. Изменение продолжительности смены лагеря допускается по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
Продолжительность смены лагеря с дневным пребыванием в летний период, как правило, не менее трех календарных недель (21 календарный день, включая общевыходные и праздничные дни), в осенние, зимние и весенние каникулы - не менее одной календарной недели.
Продолжительность смены профильного лагеря, как правило, летом - не менее двух календарных недель, в осенние, зимние и весенние каникулы - не менее одной календарной недели
Продолжительность смены лагеря труда и отдыха определяется местом базирования смены лагеря, но не может составлять менее 21 календарного дня в период летних каникул. В осенние, зимние и весенние каникулы - не менее одной календарной недели. При этом продолжительность времени работы, часовой недельной нагрузки и общего времени трудовой деятельности обучающихся и воспитанников в смене лагеря труда и отдыха определяется законодательством Российской Федерации о труде для данного возраста обучающихся и воспитанников.
2.7. Коллектив педагогов, обучающихся и воспитанников определяет программу деятельности и организацию самоуправления смены лагеря. При необходимости избирается совет, правление (или иной орган самоуправления) при равном представительстве обучающихся (воспитанников) и сотрудников, с учетом специфики смены лагеря и возраста обучающихся и воспитанников, который тесно взаимодействует с администрацией смены лагеря, родителями (законными представителями).
Во время проведения смены лагеря, по желанию обучающихся и воспитанников, возможно создание временного общественного объединения детей и взрослых (детской или молодежной организации).
2.8. При выборе формы и методов работы во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной и творческой или трудовой направленности, приоритетной должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).
2.9. Главным в содержании деятельности смены профильного лагеря является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества, реализация программ детских и молодежных общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.
Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.
Основой содержания деятельности смены лагеря труда и отдыха является трудовая и оздоровительная деятельность обучающихся и воспитанников. Заказчиками на выполнение работ обучающихся и воспитанников выступают предприятия и организации всех форм собственности при условии, что характер выполняемой работы учитывает специфику труда обучающихся и воспитанников, а также не противоречит законодательству Российской Федерации о труде.
Смена лагеря труда и отдыха проводится на договорной основе между организатором смены и заказчиком (предприятием и/или организацией независимо от формы собственности), обеспечивающим надлежащие условия труда обучающихся и воспитанников на время выполнения работ.
При определении допустимости применения труда обучающихся и воспитанников следует руководствоваться Гигиеническими критериями допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.97 № 5).
2.10. Питание обучающихся и воспитанников организуется в столовой учреждения (организации), в котором(ой) открыта смена лагеря, или, по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора, на договорных началах в ближайших объектах общественного питания.
Питание обучающихся и воспитанников во время проведения смены профильного лагеря может быть организовано в полевых условиях, если это предусмотрено программой деятельности смены лагеря.
В сменах лагерей с дневным пребыванием обучающиеся обеспечиваются двухразовым питанием (в случае пребывания обучающихся в первой половине дня) или трехразовым питанием (с пребыванием обучающихся до 18.00 дня).
2.11. Проезд группы обучающихся и воспитанников любой численности к месту проведения смены лагеря и обратно, а также во время проведения экскурсий, выездных соревнований и других мероприятий во время смены осуществляется в сопровождении не менее двух педагогов с соблюдением требований к перевозкам обучающихся и воспитанников соответствующим видом транспорта. При проезде группы более 30 обучающихся и воспитанников число сопровождающих педагогов на каждые 15 обучающихся и воспитанников увеличивается на одного педагога.
III. КАДРЫ, УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ
3.1. Руководитель (директор, начальник) смены лагеря назначается приказом организатора смены лагеря на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчетности.
3.2. Подбор кадров для проведения смены лагеря осуществляет организатор смены лагеря совместно с руководителем (директором, начальником) смены лагеря, органами управления здравоохранением, образованием, по делам молодежи, другими заинтересованными органами исполнительной власти и местного самоуправления и организациями.
Штатное расписание устанавливается организатором смены лагеря, исходя из целей и задач смены в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а также с учетом внебюджетных источников финансирования.
3.3. Руководитель (директор, начальник) смены лагеря: обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря, издает приказы и распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в специальном журнале;
разрабатывает и (после согласования с организатором смены лагеря) утверждает должностные обязанности работников смены лагеря, знакомит их-с условиями труда; проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала смены лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками; составляет график выхода на работу персонала смены лагеря;
создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности;
несет ответственность за организацию питания обучающихся и воспитанников и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.
3.4. Заместитель руководителя (по воспитательной, методической, научной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников.
3.5. Порядок, условия привлечения педагогических и других работников для работы во время проведения смены лагеря, а также оплата их труда устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации.
См. Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утвержденные приказом Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. №113 - с. 22 настоящего сборника.
3.6. К педагогической деятельности в смене лагеря допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign