LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

¦ ¦1 - 3¦4 - 6¦6 (школь-¦7 - 10¦ 11 - 13 ¦14 - 17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ники) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+-----+---------+------+---------+--------+
¦Белки (г) ¦53 ¦68 ¦69 ¦77 ¦90/82 ¦98/90 ¦
¦в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦животные ¦37 ¦44 ¦45 ¦46 ¦54/49 ¦59/54 ¦
+----------------+-----+-----+---------+------+---------+--------+
¦Жиры (г) ¦53 ¦68 ¦67 ¦79 ¦92/84 ¦100/90 ¦
+----------------+-----+-----+---------+------+---------+--------+
¦Углеводы (г) ¦212 ¦272 ¦285 ¦335 ¦390/355 ¦425/360 ¦
+----------------+-----+-----+---------+------+---------+--------+
¦Минеральные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вещества (мг): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кальций ¦800 ¦900 ¦1000 ¦1100 ¦1200 ¦1200 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фосфор ¦800 ¦1350 ¦1500 ¦1650 ¦1800 ¦1800 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦магний ¦150 ¦200 ¦250 ¦250 ¦300 ¦300 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦железо ¦10 ¦10 ¦12 ¦12 ¦15/18 ¦15/18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦цинк ¦5 ¦8 ¦10 ¦10 ¦15/12 ¦15/12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦йод ¦0,06 ¦0,07 ¦0,08 ¦0,10 ¦0,10 ¦0,13 ¦
+----------------+-----+-----+---------+------+---------+--------+
¦Витамины: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦С (мг) ¦45 ¦ 50 ¦60 ¦60 ¦70 ¦70 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦А (мкг рет. ¦450 ¦500 ¦500 ¦700 ¦1000/800 ¦1000/800¦
¦экв.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Е (мг ток. экв.)¦5 ¦7 ¦10 ¦10 ¦12/10 ¦15/12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Д (мкг) ¦10 ¦2,5 ¦2,5 ¦2,5 ¦2,5 ¦ 2,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В1 (мг) ¦0,8 ¦0,9 ¦1,0 ¦1,2 ¦1,4/1,3 ¦1,5/1,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В2 (мг) ¦0,9 ¦1,0 ¦1,2 ¦1,4 ¦1,7/1,5 ¦1,8/1,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В6 (мг) ¦0,9 ¦1,3 ¦1,3 ¦1,6 ¦1,8/1,6 ¦2,0/1,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ниацин (мг) ¦10 ¦11 ¦13 ¦15 ¦18/17 ¦20/17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Фолац (мкг) ¦100 ¦200 ¦200 ¦200 ¦200 ¦200 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В12 ¦0,9 ¦1,3 ¦1,3 ¦1,6 ¦1,8/1,6 ¦2,0/1,6 ¦
+----------------+-----+-----+---------+------+---------+--------+
¦Энергетическая ¦1540 ¦1970 ¦2000 ¦2350 ¦2750/250 ¦3000/260¦
¦ценность (ккал) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0 ¦ 0 ¦
L----------------+-----+-----+---------+------+---------+---------

2.11.2. Организация рационального питания предусматривает строгое выполнение режима. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5 - 4 ч. Суточная калорийность рациона должна распределяться: завтрак - 25% калорий, второй завтрак - 10%, обед - 35 - 40%, полдник - 10%, ужин - 20 - 25%.
2.11.3. Рацион питания включает разнообразный ассортимент продуктов. Нормы продуктов питания даны в Приложении 7.
2.11.4. Следует в каждом учреждении иметь примерное 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных наборов продуктов.
Такие продукты как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи входят в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2 - 3 раза в неделю.
В течение декады количество этих продуктов следует израсходовать в полном объеме соответственно установленным нормам (Приложение 7).
2.11.5. На основании примерного меню ежедневно медицинской сестрой, поваром и кладовщиком составляется меню - раскладка. Для детей в возрасте от 3 лет и старше может быть составлено единое меню, однако раскладка с указанием расхода продуктов и выхода блюд должна быть разной в зависимости от возраста ребенка и с учетом норм продуктов. Рекомендуемые объемы порций для детей дошкольного и школьного возраста представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ БЛЮД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА (Г, МЛ)

----------------------T------------------------------------------¬
¦ Наименование блюд ¦ Возраст детей ¦
¦ ¦ ¦
¦ +----------------------T-------------------+
¦ ¦ от 3 до 6 лет ¦ школьники ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦ Завтрак ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Каша (овощное блюдо) ¦ 200 ¦ 300 ¦
¦Яичное, творожное, ¦ ¦ ¦
¦мясное блюдо ¦ 80 ¦ 100 ¦
¦Кофе ¦ 180 - 200 ¦ 200 ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦ Обед ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Салат (закуска) ¦ 60 ¦ 80 - 100 ¦
¦Первое блюдо ¦ 200 ¦ 300 - 400 ¦
¦Блюдо из рыбы, мяса ¦ 80 ¦ 100 - 120 ¦
¦Гарнир ¦ 130 - 150 ¦ 180 - 230 ¦
¦Третье блюдо (компот,¦ ¦ ¦
¦сок) ¦ 180 - 200 ¦ 200 ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦ Полдник ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Кефир, молоко ¦ 200 ¦ 200 ¦
¦Булочка, пирог ¦ 80 ¦ 100 ¦
¦Фрукты, ягоды ¦ 150 ¦ 200 ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦ Ужин ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Овощное, творожное ¦ ¦ ¦
¦блюдо или каша ¦ 200 ¦ 300 ¦
¦Печень, рыба, ¦ ¦ ¦
¦сосиски ¦ 60 ¦ 80 - 100 ¦
¦Молоко, чай ¦ 200 ¦ 200 ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦Хлеб (суточная ¦ ¦ ¦
¦норма) ¦ ¦ ¦
¦ пшеничный ¦ 100 ¦ 150 ¦
¦ ржаной ¦ 60 ¦ 200 ¦
L---------------------+----------------------+--------------------

При составлении меню следует учитывать природно - климатические условия, национальные традиции и местные особенности питания населения.
При отсутствии какого-либо продукта в целях сохранения пищевой и биологической ценности рациона следует производить его замену.
Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется использовать свежезамороженные овощи, фрукты, плодоовощные консервы, соки при соблюдении сроков их реализации.
В воскресные и праздничные дни меню рациона может расширяться за счет деликатесных мясных и рыбных продуктов, кондитерских изделий.
В целях профилактики йоддефицитных состояний воспитанников используется йодированная соль в районах с дефицитом йода.
2.11.6. Для воспитанников, страдающих хроническими заболеваниями желудочно - кишечного тракта, печени, почек необходимо организовать щадящее питание.
2.11.7. С целью обеспечения детей витамином С следует проводить витаминизацию сладких блюд и напитков аскорбиновой кислотой из расчета 35% средней суточной потребности. Содержание аскорбиновой кислоты в одной порции витаминизированного блюда должно составлять:
- для детей 3 - 6 лет - 17 мг;
- для школьников 6 - 10 лет - 20 мг;
- для подростков 11 - 17 лет - 25 мг.
Витамин вводится в компот после его охлаждения до температуры 12 - 15 град. C (перед реализацией), а в кисели - при охлаждении до 30 - 35 град. C, после чего кисель тщательно перемешивают и охлаждают до температуры реализации. Витаминизацию проводит и регистрирует в журнале медицинский работник.
Витаминизированные блюда не подогреваются.
Всем детям в зимне - весенний период с ноября по май включительно, а в северных регионах (территориях) и приравненных к ним - в течение всего года необходимо проводить профилактическую витаминизацию поливитаминными препаратами в соответствии с требованиями по профилактической витаминизации детей в дошкольных, школьных, лечебно - профилактических учреждениях и домашних условиях.
В этих целях могут быть использованы витаминно - минеральные комплексы, рекомендуемые специалистами для разных возрастных групп.
2.11.8. Пищеблок, его оборудование, инвентарь, обработка сырья, приготовление пищи, а также личная гигиена персонала должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
2.11.9. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим оформленные в установленном порядке санитарные паспорта. Лицам, занятым погрузкой и выгрузкой продуктов, следует пользоваться санитарной одеждой (халат, колпак, рукавицы) и иметь медицинскую книжку с отметкой о прохождении медицинских обследований.
2.11.10. Продукты перевозятся в закрытой и маркированной таре, которую не используют для хранения сырья и готовой продукции на пищеблоке. После каждого употребления тару очищают и промывают в специальной мойке горячей водой с добавлением кальцинированной соды (20 г препарата на 1 л воды), затем ополаскивают проточной водой температурой не ниже 65 град. C; тара хранится на стеллажах в специально отведенном месте. Рекомендуется пользование оборотной тарой.
2.11.11. Пищевые продукты, поступающие в учреждение, должны соответствовать требованиям действующей нормативно - технической документации и иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам. Качество продуктов проверяет кладовщик и медицинский работник (бракераж сырых продуктов), последний делает запись в специальном журнале.
2.11.12. Не принимаются к употреблению: мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; сельскохозяйственная птица и яйца без ветеринарного свидетельства, а также из неблагополучных по сальмонеллезу хозяйств; утиные и гусиные яйца; консервы с нарушением герметичности, бомбажем; крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями; овощи и плоды с признаками гниения; грибы; особо скоропортящиеся продукты с истекшими сроками реализации или на грани его истечения; продукция растениеводства без удостоверения о качестве.
2.11.13. Хранение продуктов следует организовывать в кладовых помещениях либо в таре поставщика (ящики, коробки, бидоны), либо в маркированной производственной таре. Не используются кладовые для складирования хозяйственного инвентаря и в других целях.
Муку, сахар, крупу, макаронные изделия следует размещать в кладовых для сухих продуктов, оборудованных стеллажами и ларями; овощи - в погребах, овощехранилищах, кладовых для овощей; скоро- и особо скоропортящиеся продукты - в холодильных камерах, снабженных термометрами. Следует выделять отдельные камеры (шкафы, бытовые холодильники) для хранения сырых, готовых продуктов, а также суточного запаса продуктов. Хлеб рекомендуется хранить в отдельной кладовой.
Хранение скоропортящихся продуктов осуществляется в соответствии с температурными режимами, установленными для конкретных видов продукции. Особо скоропортящиеся продукты хранятся в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов (Приложение 8).
При установлении факта порчи продуктов их отбраковка осуществляется в установленном порядке.
2.11.14. Обработка сырых и готовых продуктов проводится раздельно в специально оборудованных цехах, используется инвентарь с соответствующей маркировкой. В учреждении вместимостью до 50 мест допускается обработка сырья и готовой продукции в одном помещении на разных разделочных столах.
Для разделки сырых и готовых продуктов используют набор ножей и гладко выструганных, без щелей и зазоров досок. Доски и ножи маркируются: "СМ" - сырое мясо, "ВМ" - вареное мясо, "СР" - сырая рыба, "ВР" - вареная рыба, "СО" - сырые овощи, "ВО" - вареные овощи, "Гастрономия", "Зелень", "Хлеб", "Сельдь"; в целях профилактики сальмонеллеза для обработки кур необходимо иметь отдельную доску.
Доски и ножи хранят непосредственно на рабочих местах, либо установленными на ребро в металлических стеллажах.
Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, покрывают без швов антикоррозийным материалом, допущенным для контакта с пищевыми продуктами.
2.11.15. Мясо, субпродукты (печень, языки), тушки птицы размораживают на воздухе в мясном или заготовочном цехе на производственных столах. Не размораживают мясо в воде или около плиты.
Рыбу размораживают на воздухе или в холодной воде (температура не выше 20 град. C). Для сокращения потерь минеральных веществ в воду рекомендуется добавить соль из расчета 7 - 10 г на 1 л. Не рекомендуется размораживать в воде рыбное филе.
Овощи и корнеплоды чистят непосредственно перед их приготовлением. Допускается, при необходимости, очищенный картофель хранить в холодной воде не более 3 ч; очищенные овощи и корнеплоды хранятся неразрезанными не более 3 ч.
2.11.16. Кулинарная обработка пищевых продуктов проводится в соответствии с рецептурой блюд и кулинарных изделий для детей.
Овощи, предназначенные для винегретов и салатов, варят в неочищенном виде, а затем очищают в варочном цехе. Не следует заблаговременно варить овощи (накануне дня их использования). Заправляют винегреты и салаты растительным маслом непосредственно перед их выдачей.
Овощи, употребляемые в натуральном виде (целиком, в салатах), тщательно перебирают, удаляя нестандартные корнеплоды, хорошо промывают проточной водой, очищают и повторно тщательно промывают. Для профилактики иерсинеоза овощи урожая прошлого года, употребляемые в виде салатов, допускаются только до марта месяца.
В целях профилактики иерсинеоза и псевдотуберкулеза не проводится предварительное (до кулинарной обработки) замачивание овощей. При приготовлении салата из капусты снимают 3 верхних листа, которые могут быть использованы для приготовления супов, солянок.
Любые фрукты, включая цитрусовые, тщательно моют водой.
Следует соблюдать правила сохранности витаминов в корнеплодах и овощах: кожуру чистить тонким слоем, закладывать только в кипящую воду (вода должна покрывать овощи), варить под крышкой в течение времени, регламентированного для варки разных овощей.
Котлеты и биточки из мясного и рыбного фарша, порционные куски рыбы обжаривают с двух сторон до образования поджаристой корочки, а затем доводят до готовности в жарочном шкафу при температуре 250 - 280 град. C в течение 5 - 7 мин. Допускается жарка в жарочном шкафу без предварительного обжаривания на плите при температуре 250 - 270 град. C в течение 20 - 25 мин.
Отварное мясо, птицу для первых и вторых блюд после порционирования заливают бульоном и кипятят в течение 5 - 7 мин. Сосиски, вареные колбасы отваривают без оболочки в течение 5 мин. с момента закипания воды, закладывая их в кипяток небольшими партиями.
При приготовлении омлета смесь яиц с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень слоем 2,5 - 3,0 см и готовят 8 - 10 мин. при температуре жарочного шкафа 180 - 200 град. C. Омлет из меланжа не готовится.
Творожную запеканку выпекают в жарочном шкафу при температуре 180 - 200 град. C в течение 20 - 30 мин., при высоте слоя 3 - 4 см. Сырники из творога подлежат повторной 3 - 5-минутной термической обработке.
Яйцо варят 10 мин. с момента закипания воды.
Молоко кипятят не более 2 - 3 мин. Молоко повышенной кислотности (самоквас) может быть использовано только для приготовления изделий из теста, подвергающихся воздействию высокой температуры (250 - 270 град. C).
2.11.17. В целях предупреждения возникновения и распространения пищевых токсикоинфекций:
- не использовать остатки пищи от предыдущего приема и пищу, приготовленную накануне;
- не изготавливать простоквашу, блинчики с мясом, макароны по-флотски, кондитерские изделия с кремом, напитки и морсы, квас, студни, заливные блюда (мясные и рыбные), форшмаки из сельди, изделия во фритюре;
- не употреблять грибы, фляжное молоко без кипячения, непастеризованный творог, сметану и зеленый горошек без термической обработки, блинчики с творогом из непастеризованного молока, консервированные продукты домашнего приготовления в герметической упаковке.
Кефир, ряженку, простоквашу порционируют непосредственно из бутылок или пакетов в стаканы, чашки.
Загрязненная тара подлежит предварительной обработке.
Не рекомендуется использовать в питании детей пищевые продукты, содержащие в своем составе пищевые добавки (ароматизаторы, красители) искусственного происхождения, в том числе безалкогольные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку и др.
Не рекомендуется использовать в питании детей сливочное масло, которое содержит в своем составе более 30% растительных компонентов.
2.11.18. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств и готовности, а также соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Медработник контролирует выход (вес) кулинарных изделий, для чего взвешивается 5 - 10 порций (котлет, рулета, запеканки). Вес порционных продуктов (сливочное масло, сыр) контролируется взвешиванием всех порций, отпускаемых на дошкольную группу, класс. Для правильного отпуска первых, вторых и третьих блюд используется вымеренная посуда, разливательные и гарнирные ложки. Вес порции должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню - раскладке.
При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо допускается к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков. В бракеражном журнале готовых блюд необходимо отмечать закладку основных продуктов: масла в каши и гарниры, сахара в третьи блюда и пр.
2.11.19. Ежедневно суточную (24-часовую) пробу готовой продукции в объеме 100,0 г (штучные изделия целиком) отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду), сохраняют в холодильнике при температуре 2 - 6 град. C. Контроль за правильностью отбора и хранения осуществляет медицинский работник.
2.11.20. В целях профилактики пищевых отравлений и желудочно - кишечных заболеваний на пищеблоке необходимо четко выполнять санитарный режим.
В помещениях пищеблока ежедневно проводится тщательная влажная уборка: подметание и мытье полов, удаление пыли с мебели, радиаторов, подоконников, мытье и дезинфекция раковин и унитазов. Еженедельно с применением моющих средств моют стены, очищают стекла и осветительную арматуру. Генеральную уборку следует проводить один раз в месяц с применением дезинфицирующих средств.
Инвентарь для уборки обеденного зала, производственных и бытовых помещений должен быть раздельным. Ведра и ветошь для уборки туалетов должны иметь сигнальную окраску и храниться в специально отведенных местах.
Для забора воды, предназначенной для мытья полов, в тамбуре туалета должен быть отдельный кран на уровне 0,5 м от пола.
Для сбора отходов и мусора в производственных помещениях необходимо устанавливать педальные бачки или металлические ведра с крышками, которые в конце рабочего дня очищают, промывают горячим 2%-ным раствором кальцинированной соды, ополаскивают и просушивают.
2.11.21. Мытье кухонной посуды и инвентаря проводят в двухсекционных моечных ваннах, подсоединенных к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Варочные котлы после освобождения от остатков пищи моют горячей водой (50 град. C) с добавлением моющего средства, ополаскивают, просушивают.
2.11.22. Мытье столовой посуды производится ручным способом или механическими моечными машинами.
Для мытья ручным способом оборудуются трехсекционные ванны для столовой посуды и приборов и двухсекционные ванны - для стаканов, чашек. Ванны должны иметь воздушные разрывы в месте присоединения к канализационной сети.
Независимо от наличия посудомоечной машины в моечной столовой посуды рекомендуется иметь пятисекционную моечную ванну.
В группах для детей дошкольного возраста допускается мытье всей посуды в двухсекционной ванне.
Режим мытья посуды ручным способом:
- удаление остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой в бачки для отходов;
- мытье в воде температурой не ниже 40 град. C с добавлением моющих средств (Прилож. 9);
- мытье в воде той же температуры с добавлением моющих средств, но в количестве в два раза меньше, чем в первой секции;
- ополаскивание посуды, помещенной в металлические сетки с ручками, горячей проточной водой температурой не ниже 65 град. C или с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
- просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.
Режим мытья стеклянной (чайной) посуды:
- мытье водой температурой не ниже 40 град. C с добавлением моющих средств;
- ополаскивание проточной водой температурой не ниже 65 град. C.
Вымытые столовые приборы ошпаривают кипятком, либо прокаливают в жарочных шкафах (шкафных стерилизаторах) в течение 2 - 3 мин.
Чистые столовые приборы хранят в вертикальном положении (ручками вверх) в металлических кассетах, которые ежедневно промывают.
При использовании посудомоечной машины обработка посуды проводится согласно инструкции к машине.
Чистую посуду хранят в специальных шкафах и на закрытых полках. В качестве столовой посуды не используется посуда из алюминия и пластмассы (тарелки, кружки).
Щетки, мочалки для мытья посуды ежедневно в конце рабочего дня тщательно промывают горячей водой с моющим средством, кипятят 10 - 15 мин. либо дезинфицируют (0,5%-ный раствор хлорамина - 30 мин.), ополаскивают, просушивают и хранят в промаркированной таре.
Дезинфекцию посуды проводят в случае карантина в учреждении, а также в период подъема инфекционных заболеваний в городе (см. раздел 2.12).
Обеденные столы после каждого приема пищи промывают горячей водой с моющим средством и ополаскивают чистой водой.
2.11.23. На каждого работника пищеблока заполняется личная медицинская книжка, в которой отмечают результаты периодических медицинских обследований и сведения о сдаче санитарного минимума.
2.11.24. Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви, надевать санитарную форму, подбирать волосы (под колпак или косынку), коротко стричь ногти, перед началом работы и после посещения туалета тщательно с мылом мыть руки, снимать санитарную одежду при посещении туалета.
2.11.25. Ежедневно перед началом рабочего дня каждый работник пищеблока обязан делать запись в журнале "Здоровье" (Прилож. 10).
2.11.26. Медицинский работник осуществляет контроль за своевременным и правильным заполнением журнала "Здоровье", а также проводит осмотр зева и открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний у работников пищеблока и детей, дежурных по столовой. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.
Сотрудники пищеблока во время работы не носят ювелирные украшения, не покрывают лаком ногти, не застегивают одежду булавками, не курят на рабочем месте.
2.11.27. Руководитель интернатного учреждения обеспечивает организацию рационального питания. Медицинские работники проводят:
- составление ежедневной меню - раскладки, с использованием примерного меню;
- проверку качества поступающих продуктов с записью в журнале бракеража сырой продукции;
- контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков их реализации;
- оценку с гигиенических позиций технологии приготовления блюд (сохранность биологической ценности сырья и безопасность пищи);
- бракераж готовой пищи (выполнение меню, вкусовые качества, готовность) с регистрацией в журнале;
- осуществление C-витаминизации третьих блюд и напитков;
- контроль за правильностью отбора и хранением суточной пробы;
- контроль за санитарным содержанием пищеблока и качественной обработкой инвентаря и посуды;
- контроль за выполнением правил личной гигиены персоналом пищеблока, заполнением журнала "Здоровье";
- осмотр сотрудников пищеблока и детей - дежурных по столовой на наличие гнойничковых заболеваний и порезов;
- каждые 10 дней контроль за выполнением утвержденных норм продуктов питания для проведения своевременной коррекции в меню следующей декады;
- один раз в месяц подсчет количества пищевых веществ (белки, жиры, углеводы) и калорийности рациона (среднее за месяц на одного ребенка в день);
- индивидуализация питания детей с отклонениями в здоровье и после перенесенных заболеваний;
- гигиеническое обучение персонала, а также гигиеническое воспитание детей по вопросам правильного питания.

2.12. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия

2.12.1. В эпидемически благополучный период в учреждении необходимо проводить санитарно - гигиенические мероприятия и профилактическую дезинфекцию.
При проведении профилактической дезинфекции обязательной обработке с применением дезинфицирующих средств подлежат места общего пользования: туалеты, ванные комнаты, душевые, буфет, столовая, а также санитарный пропускник, медицинский кабинет, изолятор.
В помещениях пищеблока (кухни, кладовые и пр.) проводится борьба с мухами, тараканами и грызунами (Приложения 11, 12). На территории участка необходимо дезинфицировать площадки для сбора мусора и мусоросборники. Необходимо проводить также дезинсекционные (борьба с мухами, вшами и др.) и дератизационные (борьба с грызунами) мероприятия (Приложения 11, 12, 13, 14).
2.12.2. Уборку помещения проводят ежедневно 2 раза в день при открытых фрамугах или окнах с применением моющих средств (мыло, кальцинированная сода). Особо тщательно следует мыть часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, жесткую мебель и др.) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматуру осветительных приборов, вентиляционные решетки и др.).
В спальнях влажную уборку проводят после ночного и дневного сна; в столовых - после каждого приема пищи.
Ковры ежедневно необходимо пылесосить и чистить влажной щеткой.
Генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств необходимо проводить один раз в месяц (таблица 2.11, Приложение 9).
Окна снаружи, изнутри и оконные проемы необходимо мыть не реже 2 раз в год (весной и осенью).
В теплое время года с целью предупреждения залета в помещение мух засетчивают окна. Механические методы борьбы с мухами: липкие ленты, мухоловки и наиболее безопасные химические средства (Приложение 12).
При проведении текущей дезинфекции, после освобождения столовой и чайной посуды от остатков пищи, ее погружают в один из дезинфицирующих растворов, указанных в табл. 2.11, или кипятят в 2%-ном растворе соды 15 мин. После этого посуду моют, ополаскивают горячей водой и высушивают.
Белье больного инфекционным заболеванием обрабатывается средствами, указанными в Приложении 15.
2.12.3. Санитарно - техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей необходимо мыть теплой водой с мылом. Ванны, раковины, унитазы следует чистить квачами или щетками чистяще - дезинфицирующими средствами (Приложение 15).
2.12.4. В медицинском кабинете подлежат дезинфекции медицинские инструменты многоразового пользования способом погружения в один из растворов, указанных в приложении, или используются физические методы обеззараживания (кипячение, сухой горячий воздух). Подлежат дезинфекции и предметы ухода за больными (протирание или погружение их в дезраствор).
Для проведения процедур, требующих стерильности, необходимо пользоваться изделиями разового пользования с последующей их утилизацией в установленном порядке.
2.12.5. Правила мытья посуды изложены в п. 2.11.22.
2.12.6. На территории участка проводится ежедневная уборка. Очистку мусоросборников следует производить при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать. Дезинфекцию мусоросборников, помойных ям, мусорных ящиков следует проводить орошением 10%-ным раствором хлорной извести (или извести белильной термостойкой), 5%-ным раствором нейтрального гипохлорита кальция (НГК) или 7%-ным раствором водорастворимого гипохлорита кальция (ВГК) при времени обеззараживания 60 мин. Мусор необходимо залить одним из растворов: 10%-ным раствором хлорной извести в соотношении 2:1 на 120 мин., 20%-ным хлорно - известковым молоком 2:1 на 60 мин., 5%-ным раствором НГК 2:1 на 120 мин.
С целью предупреждения выплода мух и уничтожения личинок 1 раз в 5 - 10 дней места сбора отходов необходимо обработать одним из средств по борьбе с мухами (Приложение 12).
Песочницы на ночь закрывают крышками, 1 раз в месяц проводят в них смену песка. В летние месяцы не реже 1 раза в месяц необходимо проверить песок на содержание яиц глистов.
2.12.7. Не реже 1 раза в 7 дней следует проводить банные дни и одновременно менять постельное, нательное белье и полотенца. При необходимости белье меняют чаще. Грязное белье собирается и сортируется в отдельном помещении для сбора грязного белья. Разбор грязного белья следует проводить в спецодежде. Грязное белье необходимо сложить в двойной мешок из материи, клеенки или пластика и отправить в прачечную. Матерчатые мешки потом необходимо выстирать, клеенчатые и пластиковые - протереть горячим мыльным или содовым раствором (Приложение 14).
Чистое белье из прачечной должно поступать в двух мешках. Перед поступлением белья в группу верхний мешок следует снять. Чистое белье необходимо хранить в шкафах или стеллажах в специальном помещении для хранения чистого белья.
2.12.8. При возникновении у ребенка инфекционного заболевания его помещают в изолятор до госпитализации или до выздоровления. В учреждении устанавливается карантин; у постели больного проводится текущая дезинфекция. В период карантина обеззараживанию подлежат все объекты, имеющие эпидемиологическое значение при том инфекционном заболевании, по которому установлен карантин (Приложение 15).
Остатки пищи в изоляторе обеззараживают кипячением в течение 15 мин. или засыпают хлорной известью.
2.12.9. После госпитализации инфекционного больного или его выздоровления и окончания карантина проводится заключительная дезинфекция. Заключительная дезинфекция проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на этот вид деятельности.
Во время генеральных уборок постельные принадлежности и ковры проветривают и выколачивают на улице.
Профилактическую и текущую дезинфекцию осуществляет медицинский персонал и сотрудники учреждений.
Для проведения дезинфекции необходимо использовать наиболее доступные и простые в употреблении, а также безопасные для окружающих физические и химические средства обеззараживания.
2.12.10. С целью выявления и санации детей, пораженных педикулезом, медицинский персонал учреждения с привлечением воспитателей должен проводить регулярные (1 раз в неделю) осмотры детей. В случае обнаружения пораженных педикулезом детей необходимо провести истребительные противопедикулезные мероприятия (Приложение 14).

2.13. Профилактика контагиозных гельминтозов (энтеробиоз и гименолепидоз)

2.13.1. Профилактика энтеробиоза и гименолепидоза включает: меры по оздоровлению источников инвазии, предупреждение передачи возбудителя, санитарное просвещение, инструктаж медицинского и другого обслуживающего персонала.
2.13.2. Оздоровление источников контагиозных гельминтозов осуществляется плановым обследованием детей и персонала детских организованных коллективов (школы - интернаты, детские дома) один раз в год в соответствии с гигиеническими требованиями к профилактике энтеробиоза и гименолепидоза.
Обследованию подвергается одновременно весь контингент детей дошкольного возраста, школьники первых - четвертых классов и обслуживающий персонал. Для более полного выявления инвазированных необходимо троекратное обследование через 1 - 3 дня на пораженность острицами, 10 - 20 дней - на пораженность карликовым цепнем.
Когда при однократном обследовании выявляется 15% и более инвазированных острицами, необходимо проводить химиопрофилактику всем детям и обслуживающему персоналу.
При переводе детей из одного детского учреждения в другое, а также вновь поступающих необходимо обследовать на наличие контагиозных гельминтозов.
Всех выявленных инвазированных необходимо зарегистрировать в журнале "Инфекционные заболевания" (учетная форма N 069) и провести химиотерапию (химиопрофилактику) силами медицинского персонала детского учреждения.
2.13.3. Во время эпиднеблагополучия по контагиозным гельминтозам при лечении детей и на ближайшие 3 дня после окончания лечения для предупреждения рассеивания яиц остриц и карликового цепня во внешней среде и их уничтожения, профилактики суперинвазий и реинвазий и заражения окружающих необходимо:
- ежедневно проводить 2 раза (утром и вечером) влажную уборку помещений с применением мыльно - содового раствора с последующей обработкой тряпок крутым кипятком;
- ковры, дорожки, мягкие игрушки пропылесосить или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно, то проветрить на открытом воздухе или облучить бактерицидными лампами на расстоянии не более 25 см в течение 30 мин. и убрать до завершения заключительной дезинвазии);
- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы, подушки обрабатывать пылесосом; одеяла и постельное белье не рекомендуется встряхивать в комнате;
- нательное и постельное белье ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом;
- каждый ребенок должен иметь ежедневно сменяемое полотенце;
- ногти на руках детей и персонала детских учреждений должны быть коротко острижены;
- осуществлять надзор за соблюдением детьми правил личной и общественной гигиены;
- на ночь перед сном и утром после сна больных энтеробиозом детей мыть под душем теплой водой с мылом. Особенно тщательно мыть промежности, бедра, ягодицы, поясницу, руки; на ночь больным энтеробиозом рекомендуется надевать плотные трусики с резинками на бедрах, а в перианальную область закладывать ватный тампон с вазелином. Утром тампон удалить и обдать кипятком перед уничтожением.
2.13.4. Заключительную дезинвазию необходимо проводить на 3 день после окончания курса лечения:
- сменить постельное и нательное белье, полотенца, одежду, занавески, скатерти;
- игрушки, поддающиеся мытью, вымыть горячей водой с мылом (температура не ниже 60 град. C);
- кукольную одежду выстирать и прогладить;
- сменить песок в песочницах.
2.13.5. Текущие мероприятия: после заключительной дезинвазии необходимо осуществлять комплекс следующих мероприятий:
а) детям прививать навыки личной гигиены, персоналу следить за тем, чтобы ногти на руках детей были коротко острижены;
б) бороться с привычкой грызть ногти и сосать пальцы;
в) проводить 2 раза в день влажную уборку помещений с применением мыльно - содового раствора с последующей обработкой тряпок кипятком;
г) проводить занятия по санитарному минимуму с обслуживающим персоналом;
д) систематически проводить противомышиные мероприятия, дератизацию.
Необходимо также осуществлять комплекс следующих мероприятий: обеспечение нормативным количеством постельного белья, чехлами на матрацы, индивидуальными полотенцами, достаточным количеством мыла; строгое соблюдение маркировки постельного белья, полотенец, уборочного инвентаря; хранение зубных щеток и посуды для полоскания рта в отдельных ячейках в помещениях, изолированных от санитарного блока; ежедневная обработка поддающихся мытью игрушек горячей водой с мылом, проглаживание кукольной одежды; ежедневная очистка от пыли мягких игрушек; ежедневная обработка умывальников, кранов, ручек дверей, стульчаков, пола в уборных и горшков после их употребления горячей водой с применением моющих средств; обслуживающий персонал должен мыть руки и менять халаты после уборки помещений и обработки горшков; инвазированных детей не назначать дежурными по раздаче пищи; песок в песочницах необходимо менять один раз в месяц.
В спортивных залах после занятий необходимо проводить сквозное проветривание, ежедневную влажную уборку, кварцевание матов на расстоянии 25 см в течение 30 мин.

2.14. Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских домах и школах - интернатах
2.14.1. Медицинские работники в интернатных учреждениях проводят:
- медицинские осмотры детей при поступлении в учреждение с целью выявления больных;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонениями в состоянии здоровья;
- работу по организации профилактических осмотров детей;
- распределение детей на медицинские группы для занятий физкультурой;
- информирование руководителей учреждения, воспитателей, работника по физическому воспитанию и трудовому обучению о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
- ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей; своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; транспортирование в стационар;
- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и госсанэпиднадзора о случаях инфекционных заболеваний среди детей учреждения;
- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения, соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;
- организацию и проведение санитарно - противоэпидемических мероприятий;
- проведение работы по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми. Организация "Дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему;
- медицинский контроль за организацией физического воспитания и трудового обучения, за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья детей;
- а также мероприятия, изложенные в п. п. 2.11.26, 2.11.27.

Приложение 1 (рекомендуемое)
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ОБЩЕВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
ДЕТСКОГО ДОМА СМЕШАННОГО ТИПА
--------------------------------------------------T--------------¬
¦ Наименование помещений ¦Площадь, кв. м¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Зал для музыкальных и гимнастических занятий для ¦100 или 100 + ¦
¦детей дошкольного возраста ¦75 при вмес- ¦
¦ ¦тимости боль- ¦
¦ ¦ше 100 мест ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Кладовая при зале ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Кабинет ручного труда для дошкольников ¦ 50 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Универсальный зал (для спортивных занятий и ¦ 162 ¦
¦общественных мероприятий) для детей школьного ¦ ¦
¦возраста, куда входят: ¦ ¦
¦- раздевальные ¦ 16 x 2 ¦
¦- снарядная ¦ 16 ¦
¦- лыжехранилище ¦ 18 ¦
¦- эстрада ¦ 27 ¦
¦- кинопроекционная с радиоузлом ¦ 24 ¦
¦- инвентарная ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Гостиная для встреч детей с родственниками ¦ 12 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Методический кабинет - комната старшего ¦ 12 ¦
¦воспитателя ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Библиотека - абонемент ¦ 20 + 15 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Фотолаборатория ¦ 12 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Мастерская производительного общественно - ¦ 90 ¦
¦полезного труда ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Мастерская для швейного дела ¦ 50 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Кабинет домоводства ¦ 36 + 12 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Комната дежурного воспитателя ¦ 6 x 2 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Кружковые помещения ¦ 36 x 2 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Помещения для индивидуальных музыкальных ¦ 9 ¦
¦занятий ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Помещения бассейна: ¦ ¦
¦- зал с ванной ¦10(12,5) x 6 м¦
¦- раздевальные ¦0,72 - на ¦
¦ ¦дошкольника ¦
¦ ¦1,2 - на 1 ¦
¦ ¦школьника ¦
¦- душевые ¦2 на 1 чел., ¦
¦ ¦(1 сетка на 3 ¦
¦ ¦занимающихся) ¦
¦- туалеты ¦2 на 1 чел., ¦
¦ ¦(1 уборная на ¦
¦ ¦4 душ. сетки) ¦
¦- комната медсестры ¦ 9 ¦
¦- узел управления, хлораторная и ¦ ¦
¦ лаборатория для анализа воды ¦ 8 ¦
¦- комната тренера ¦ 6 ¦
L-------------------------------------------------+---------------

Приложение 2 (рекомендуемое)
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ПЛОЩАДИ АДМИНИСТРАТИВНО - ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕТСКИХ ДОМОВ

---------------------------------------------T-------------------¬
¦ Наименование помещений ¦ Площадь, кв. м ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Кабинет директора или главного врача ¦ 20 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Кабинет зам. директора или зам. главного ¦ ¦
¦врача ¦ 10 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Кабинет зам. директора по учебно - ¦ ¦
¦воспитательной работе ¦ 8 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Методический кабинет ¦ 18 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Канцелярия ¦ 8 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Туалет для персонала ¦ 3 + 3 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Комната личной гигиены ¦ 3 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Кладовые: ¦ ¦
¦- новых вещей ¦ 15 ¦
¦- старых вещей ¦ 15 ¦
¦- мелкого инвентаря ¦ 15 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Помещения кастелянной: ¦ ¦
¦- кастелянная с примерочной ¦ 16 ¦
¦- комната временного хранения вещей, ¦ ¦
¦ подлежащих стирке и чистке ¦ 6 ¦
¦- кладовая хранения нательного белья ¦ 6 ¦
¦- кладовая хранения обуви ¦ 6 ¦
¦- кладовая хранения постельных ¦ ¦
¦ принадлежностей ¦ 6 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Комната починки белья ¦ 8 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Комната глаженья и чистки ¦ 18(9 x 2) ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Постирочная ¦ 16 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Гладильная ¦ 8 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Сушильная ¦ 12 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Разборочная ¦ 8 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Кладовая грязного белья ¦ 8 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Комната для хранения чистого белья ¦ 12 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Комната починки обуви ¦ 8 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Комната рабочих по обслуживанию здания ¦ 20(10 x 2) ¦

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign