LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

комната
заболевшего
ребенка
Общее
равномер-
ное
ЛПО02-2 x 40
ЛЕЦ,
ЛХЕ,
ЛТБЦ
Вдоль прохода
и шкафов
Зал для
музыкальных и
гимнастических
занятий
Общее
равномер-
ное
ЛПО02-2 x 40
ЛЕЦ,
ЛБ,
ЛТБЦ
-

Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными характеристиками и конструктивным исполнением. Для помещений, предусмотренных для занятий учащихся различными видами деятельности, выбор светильников следует проводить с учетом их светотехнических параметров, конструктивного исполнения и в соответствии с условиями среды (нормальные, наличие пыли, повышенная влажность, химически активные вещества).
В комнатах отдыха, приготовления уроков могут использоваться светильники с лампами накаливания, например, типа ПКР-300, НСО-12-300; для освещения спален и палат изоляторов - светильники, например, типа НП020-1 x 100, ПЛ-11-1 x 100, НП010-1 x 100, НП016-1 x 100, НП07-1 x 100, НП006-1 x 100, НС002-1 x 100, НС011, НС008 и другие.
2.5.12. В помещениях с постоянным пребыванием детей штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола. В спортивных залах светильники и окна защищаются решетками.
2.5.13. В спальнях и палатах изолятора следует предусматривать устройства для дежурного (ночного) освещения, присоединенные к сети эвакуационного освещения.
2.5.14. Чистку стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры светильников - не реже 3-х раз в год, и своевременно заменять перегоревшие лампы. К этой работе учащиеся не привлекаются.
Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных детям.
2.5.15. Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 град. с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для профилактического ультрафиолетового облучения рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с действующими нормами и рекомендациями.

2.6. Требования к отоплению и вентиляции
2.6.1. Здания интернатных учреждений оборудуют системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
2.6.2. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ или районных и местных котельных.
2.6.3. Воздухозаборная шахта размещается в изолированных помещениях технических этажей.
2.6.4. Система отопления и вентиляции воздуха обеспечивает благоприятные микроклиматические условия среды помещений с равномерным прогревом ее в течение всего отопительного периода.
2.6.5. Температура воздуха в помещениях - дифференцирована в зависимости от назначения помещений и возраста детей и принимается согласно табл. 2.5.
В угловых помещениях расчетная температура воздуха принимается на 2 град. C выше.
Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 50 - 60%, в кухне и постирочной - до 60 - 70%.

Таблица 2.5
РАСЧЕТНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА И КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

------------T----------------------T-----------------------------¬
¦ Помещения ¦Расчетная температура ¦ Кратность обмена воздуха ¦
¦ ¦ воздуха ¦ в 1 час ¦
¦ +-----------T----------+--------------T--------------+
¦ ¦в IА, Б, Г ¦в IВ, Д во¦ в IА, Б, Г ¦ в других, за ¦
¦ ¦климатичес-¦ II, III ¦ ¦ исключением ¦
¦ ¦ких подрай-¦ районах ¦ ¦ IА, Б, Г ¦
¦ ¦онах ¦ +------T-------+------T-------+
¦ ¦ ¦ ¦приток¦вытяжка¦приток¦вытяжка¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦Групповые, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦раздеваль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2-й младшей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦группы ¦ 22 ¦ 21 ¦ 2,5 ¦ 1,5 ¦ - ¦ 1,5 ¦
¦средней и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦старшей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦группы ¦ 21 ¦ 20 ¦ 2,5 ¦ 1,5 ¦ - ¦ 1,5 ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦Спальня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дошкольной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦группы ¦ 20 ¦ 19 ¦ 2,5 ¦ 1,5 ¦ - ¦ 1,5 ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦Туалетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дошкольной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦группы ¦ 21 ¦ 20 ¦ - ¦ 1,5 ¦ - ¦ 1,5 ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦Буфетные ¦ 16 ¦ 16 ¦ - ¦ 1,5 ¦ - ¦ 1,5 ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦Залы для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦музыкальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и гимнасти-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческих за- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нятий ¦ 20 ¦ 19 ¦ 2,5 ¦ 1,5 ¦ - ¦ 1,5 ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦Прогулочные¦ ¦ ¦ ¦по расчету, но не ме- ¦
¦веранды ¦ 12 ¦ - ¦ ¦нее 20 куб. м на 1 ре-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦бенка ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------T------T-------+
¦Помещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бассейна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦для обуче- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦плаванию ¦ 30 ¦ 30 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦Спальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комнаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школы - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦интерната ¦ 18 ¦ 16 ¦ - ¦ 1,5 ¦ - ¦ - ¦
+-----------+-----------+----------+------+-------+------+-------+
¦Кружковые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помещения ¦ 21 ¦ 18 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
L-----------+-----------+----------+------+-------+------+--------

2.6.6. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами.
2.6.7. Нагревательные приборы (радиаторы, конвекторы) в помещениях должны располагаться, как правило, под оконными проемами и иметь регуляторы температуры. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. C.
В случаях необходимости устройства двойных тамбуров с тройными дверями (при расчетной температуре - 30 град. C) нагревательные приборы следует располагать во внутреннем тамбуре.
2.6.8. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками. Не следует устраивать ограждения из древесно - стружечных плит и других полимерных материалов.
2.6.9. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются. Наиболее эффективным считается сквозное и угловое проветривание помещений.
Не следует проветривать помещения через туалетные комнаты, мастерские и другие помещения, которые могут служить источником пыли, запахов, загазованности.
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 мин. через каждые 1,5 ч. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий; в спальнях - за 30 мин. до отхода ко сну. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении не более чем на 2 - 4 град. C (с учетом возраста детей).
В теплое время года необходима широкая односторонняя аэрация всех помещений в присутствии детей (во время занятий и во время сна).
Профилактический осмотр, ремонт и испытания систем отопления и вентиляции осуществляют 1 раз в год, при необходимости - чаще, с обязательным оформлением акта приемки.
2.6.10. Каждое учреждение должно иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным нормам и правилам.

2.7. Требования к водоснабжению и канализации

2.7.1. Здания интернатных учреждений оборудуют системами хозяйственно - питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализации и водостока.
2.7.2. Обеспечение питьевой водой осуществляют из расчета не менее 100 л/сутки на 1 ребенка.
2.7.3. Качество питьевой воды (в любой точке водопроводной сети вне зависимости от вида водоисточника и системы обработки воды) должно удовлетворять гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
2.7.4. Проект водоснабжения необходимо разрабатывать одновременно с проектом канализования объектов с обязательным анализом водопотребления и отведения сточных вод в соответствии с требованиями, предъявляемыми к канализации, наружным сетям и сооружениям водоснабжения и канализации.
2.7.5. Расстояние по горизонтали между подземными инженерными сетями и фундаментом зданий и сооружений следует принимать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских и сельских поселений: от водопровода и канализации - 5 м, от самотечной канализации бытовой и дождевой - 3 м, от наружной стенки канала тепловой сети - 2 м, от тепловых сетей при бесканальной прокладке - 5 м, от кабелей силовых всех напряжений и кабелей связи - 0,6 м.
2.7.6. При выборе источника водоснабжения следует руководствоваться гигиеническими требованиями, предъявляемыми к источникам централизованного хозяйственного и питьевого водоснабжения и охране поверхностных вод от загрязнения.
2.7.7. При отсутствии централизованных поселковых или городских сетей водопровода и канализации вопрос о выборе и устройстве местных систем водоснабжения и канализации должен решаться по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в зависимости от местных условий.
2.7.8. В неканализованных районах интернатные учреждения оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
2.7.9. В неканализованных районах допускается оборудовать люфт - клозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков) интернатные учреждения вместимостью до 50 мест.
2.7.10. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются столовая, кухня, буфетная, прачечная, постирочная, комнаты для чистки и глажения одежды, умывальные, ванные, душевые, санитарные узлы при спальных комнатах, ногомойки и кабины личной гигиены девочек, изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборочные краны для хозяйственных нужд.
2.7.11. При отсутствии централизованного водоснабжения должна быть обеспечена механизированная подача воды в следующие здания и сооружения: пищеблок, изолятор, прачечную, душевые, умывальные, ногомойки, кабины личной гигиены девочек.
Температура воды, подаваемой к душам и умывальникам, должна быть не ниже 37 град. C и не выше 60 град. C.
К системе горячего водоснабжения должны присоединяться нагревательные приборы в помещениях для сушки верхней одежды и обуви детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители при столовых и в туалетных и др.

2.8. Требования к режиму дня и организации учебно-воспитательного процесса
2.8.1. Программы, методики и режимы воспитания и обучения допускаются к использованию при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
2.8.2. Режим дня и организация учебно - воспитательного процесса воспитанников интернатных учреждений строится с учетом особенностей учебно - воспитательной и оздоровительной работы данного учреждения дифференцированно для дошкольников и школьников различных возрастных групп.
Количество учебных занятий дошкольников в первой половине дня в младшей и средней группе не превышает двух, а в старшей и подготовительной - трех. Их продолжительность в младшей и средней группах - не более 15 мин., в старшей - не более 25 мин., а в подготовительной - не более 30 мин.
Длительность перерывов между занятиями должна составлять не менее 10 мин. Их следует проводить в форме подвижных игр умеренной интенсивности. Для профилактики утомления в середине занятия необходимо проводить физкультминутки продолжительностью 1,5 - 2 мин.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности при составлении расписания занятий во всех группах следует:
- планировать равномерное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели и года;
- в начале и конце недели отдавать предпочтение занятиям более легким по содержанию и сложности учебного материала.
В летний период учебные занятия (кроме музыкальных и спортивных) не проводятся. Спортивные и подвижные игры, физические упражнения, спортивные праздники следует проводить на открытом воздухе.
Длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр детских кинофильмов следует проводить не чаще одного раза в неделю.
2.8.3. Применение компьютеров в игровой и учебной деятельности воспитанников должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы.
2.8.4. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, помощь в подготовке к занятиям и др.). Его продолжительность не должна быть больше 20 мин.
2.8.5. В режиме дня дошкольников следует выделить не менее 1,5 ч для занятий и игр по интересам и желанию.
2.8.6. Дневная прогулка детей составляет не менее 2 ч в младших группах, 1,5 ч - в средней, старшей и подготовительной группах.
Длительность вечерней прогулки - не менее 2 ч в младшей и средней группах и 2,5 ч - в старшей и подготовительной.
2.8.7. Продолжительность дневного сна в младшей группе должна составлять не менее 2,5 ч, в средней и старшей - 2 ч, в подготовительной - 1,5 ч. Длительность ночного сна составляет не менее 11 ч в младших группах, 10 ч - в средней и подготовительной группах.
2.8.8. В первые классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни. Обязательным условием приема детей является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 мес. Прием детей в первые классы осуществляется на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
Систематическое школьное обучение для воспитанников детских домов целесообразно начинать с 7-летнего возраста.
За год до поступления в школу проводится медицинский осмотр детей с определением их функциональной готовности к обучению в соответствии с действующими нормативными документами. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать проведение лечебных и оздоровительных мероприятий; с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения или недостаточное развитие двигательных навыков, должна проводиться коррекционно - развивающая работа.
2.8.9. Допустимое количество учебных часов устанавливается в зависимости от продолжительности учебной недели.

Таблица 2.6
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (В ЧАСАХ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ

-------------T---------------------------------------------------¬
¦ Классы ¦Максимально допустимая недельная нагрузка (в часах)¦
¦ +-----------------------T---------------------------+
¦ ¦ при 6-дневной неделе ¦ при 5-дневной неделе ¦
+------------+-----------------------+---------------------------+
¦ 3-летняя начальная школа: ¦
+------------T-----------------------T---------------------------+
¦ 1 - 3 ¦ 25 ¦ 22 ¦
+------------+-----------------------+---------------------------+
¦ 4-летняя начальная школа: ¦
+------------T-----------------------T---------------------------+
¦ 1 ¦ 22 ¦ 20 ¦
¦ 2 - 4 ¦ 25 ¦ 22 ¦
¦ 5 ¦ 31 ¦ 28 ¦
¦ 6 ¦ 32 ¦ 29 ¦
¦ 7 ¦ 34 ¦ 31 ¦
¦ 8 - 9 ¦ 35 ¦ 32 ¦
¦ 10 - 11 ¦ 36 ¦ 33 ¦
L------------+-----------------------+----------------------------

Примечание. При введении 12-летнего обучения 3-летняя начальная школа исключается.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.
2.8.10. Продолжительность урока не превышает 45 мин. Продолжительность малых перемен - не менее 10 мин., большой перемены (после второго или третьего уроков) - 30 мин. (вместо одной большой допускается проведение 2 перемен не менее 20 мин. каждая). В 1-х классах в целях облегчения процесса адаптации детей к обучению в школе следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным нарастанием учебной нагрузки:
- в сентябре - октябре - 3 урока по 35 мин. каждый;
- со II четверти - 4 урока по 35 мин. каждый;
- со II полугодия - согласно п. 2.8.9.
Для обучающихся в 1 классах в течение года устанавливаются (в середине III четверти) дополнительные недельные каникулы.
2.8.11. В начальной школе не проводятся сдвоенные уроки.
Для учащихся 5 - 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры (плавание, лыжи).
Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин.
В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
2.8.12. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность урока в таких классах составляет не более 40 мин. В соответствии с табл. 2.6, дневная учебная нагрузка учащихся классов компенсирующего обучения составляет 5 уроков в начальной школе и 6 уроков в средней ступени школы. Коррекционно - развивающие занятия в этих классах входят в объем предельно допустимой нагрузки, установленной для каждого возраста.
Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).
Учащиеся классов компенсирующего обучения должны быть обеспечены необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами.
2.8.13. Построение учебного процесса проводится с учетом биоритмологических закономерностей умственной работоспособности детей и подростков. Им соответствует:
- проведение школьных занятий в первую смену;
- преподавание наиболее трудных предметов на 2 - 3 уроках;
- приготовление домашних уроков в интервале 16 - 18 ч;
- организация в середине школьных занятий или после них спортивного часа;
- частичное ограничение учебной нагрузки в четверг за счет проведения вместо самоподготовки экскурсий, зрелищных мероприятий, занятий общественно полезным трудом;
- планирование контрольных работ, изложение нового материала с учетом того, что наиболее высокий уровень функционального состояния центральной нервной системы учащихся приходится на вторник и среду.
Контрольные работы следует проводить в соответствии с графиком, утвержденным директором образовательного учреждения, не более чем по одному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый и последний день учебной недели. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.
2.8.14. В учебно - воспитательном процессе двигательная активность должна составлять для дошкольников и младших школьников - до 50% дневного бюджета времени, а для старших школьников - до 30%.
Организацию двигательного режима см. в разделе 2.10.
2.8.15. Во второй половине дня организуется самоподготовка учащихся, а также различные виды активной деятельности и отдыха: прогулка на пришкольном участке в сочетании с подвижными играми, экскурсии на природу, общественно полезный труд на пришкольном участке - от 1 до 1,5 ч, производительный труд - в определенные дни учебной недели (таблице 2.7).
2.8.16. Самоподготовку следует начинать не раньше 16 ч после проведения мероприятий по восстановлению необходимого уровня работоспособности учащихся (спортивный час). Длительность выполнения домашних заданий не должна превышать: в 1 классе со второго полугодия - 1 ч (в I полугодии домашние задания не задаются), для учащихся 2-х классов - 1,5 ч, 3 - 4-х - 2,0 ч, 5 - 6-х - 2,5 ч, 7 - 8-х - 3 ч, 9 - 11-х классов - 4,0 ч.
Учащимся разрешается выбирать порядок выполнения домашних заданий по собственному усмотрению. По завершению отдельных этапов работы учащимся следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов, поскольку общий для всех перерыв может нарушать рабочую установку отдельных школьников. Учащимся, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, разрешается приступать к занятиям по интересам. Необходимо учитывать индивидуальные привычки учащихся при подготовке устных заданий (только "вслух" или только сосредоточенно "про себя"). Для этих целей учащимся (особенно старших классов) следует использовать читальный зал или другие свободные помещения.
Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии, учащимся начальных классов - на выходные дни, всем учащимся - на каникулярное время.
2.8.17. После окончания самоподготовки и пребывания детей на воздухе внеучебное время заполняется видами деятельности эмоционального характера: зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, репетиции, тихие игры и т.д., общей продолжительностью не более 1,5 ч.
Виды деятельности эмоционального характера равномерно распределяются на протяжении учебной недели и сбалансированы с двигательно-активными мероприятиями в течение учебного дня согласно примерной схеме (таблице 2.7).
2.8.18. Занятия в кружках и секциях проводятся не чаще двух раз в неделю длительностью до 1 ч для младших школьников и 1,5 ч - для старших.
Допускается участие одного воспитанника не более чем в 2 различных кружках, предпочтительно, чтобы один из них был с физической нагрузкой (спортивный, танцевальный и т.п.).
При проведении кружковых занятий с использованием компьютеров необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с ними:
- для учащихся 1-х классов 6-летнего возраста не более 10 мин.;
- для учащихся 1 - 5 классов - не более 15 мин.;
- для учащихся 6 - 7 классов - не более 20 мин.;
- для учащихся 8 - 9 классов - не более 25 мин.;
- для учащихся 10 - 11 классов - не более 30 мин.
Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз - 1 - 2 мин., а в середине занятия - перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 10 мин.

Таблица 2.7
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВЫЙ И ВО ВТОРОЙ ПЕРИОДЫ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕДЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ <*>
--------------------------------
<*> Продолжительность видов деятельности приводится для учащихся среднего и старшего школьного возраста.

-------------T-------------------------T-------------------------¬
¦ Дни недели ¦Первый период внеучебного¦Второй период внеучебного¦
¦ ¦времени (перед приготов- ¦времени (после приготов- ¦
¦ ¦лением уроков) ¦ления уроков) ¦
¦ +------------T------------+------------T------------+
¦ ¦ виды ¦продолжи- ¦ виды ¦продолжи- ¦
¦ ¦деятельности¦тельность ¦деятельности¦тельность ¦
¦ ¦ ¦(ч) ¦ ¦(ч) ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦Понедельник ¦Подвижные ¦ 1,5 ¦Занятия в ¦ 1,5 ¦
¦ ¦игры на ¦ ¦кружках ¦ ¦
¦ ¦воздухе ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦Вторник ¦Одна из ¦ ¦Просмотр ¦ 1,0 - 1,5 ¦
¦ ¦спортивных ¦ ¦телепередач,¦ ¦
¦ ¦игр ¦ ¦диафильмов ¦ ¦
¦ ¦весной - ¦ ¦или тихие ¦ ¦
¦ ¦осенью: ¦ ¦игры, руко- ¦ ¦
¦ ¦волейбол ¦ 1,5 ¦делие, ¦ ¦
¦ ¦бадминтон ¦ 1,5 ¦чтение, ¦ ¦
¦ ¦футбол ¦ 1,0 ¦просмотр ¦ ¦
¦ ¦зимой: ¦ ¦кинофильмов ¦ ¦
¦ ¦катание ¦ 1,5 ¦ ¦ ¦
¦ ¦на коньках ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦или ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ходьба на ¦ 2,0 ¦ ¦ ¦
¦ ¦лыжах ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦Среда ¦Экскурсия ¦ 2,0 ¦Общешкольный¦1,5 (не чаще¦
¦ ¦на природу ¦ ¦вечер само- ¦1 - 2 раз в ¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельнос- ¦месяц) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ти, концерт,¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦посещение ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦театра, об- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦щешкольное ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦мероприятие ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦и т.д. ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦Четверг ¦Общественно ¦ 1,5 ¦Внеклассное ¦ 1 - 1,5 ¦
¦ ¦полезный ¦ ¦мероприятие ¦ ¦
¦ ¦труд на ¦ ¦(литератур- ¦ ¦
¦ ¦пришкольном ¦ ¦ный диспут ¦ ¦
¦ ¦участке или ¦ 2 - 4 ¦или сбор ¦ ¦
¦ ¦производст- ¦ ¦класса) ¦ ¦
¦ ¦венный труд ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦Пятница ¦Прогулка ¦ 1,5 ¦Занятия в ¦ 1,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦кружках ¦ ¦
L------------+------------+------------+------------+-------------

Не используется время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 мин. для учащихся 2 - 5 классов и 15 мин. - для более старших.
Не используется компьютер одновременно для занятий двух и более детей, независимо от их возраста.
Просмотр телевизионных передач, сопряженный со значительной зрительно - психической нагрузкой, не должен превышать в день для младших школьников 1 ч, для более старших - 1,5 ч и не чаще 2 раз в неделю.
Массовые общешкольные вечера, концерты, посещение театров, кино, экскурсии лучше проводить в середине недели (среда, четверг), а также в субботу или воскресенье.
Мероприятия эмоционального и двигательного характера проводятся до ужина.
2.8.19. Трудовое обучение и воспитание организуется в соответствии с содержанием программ трудового обучения и интересами воспитанников на базе мастерских школ - интернатов и детских домов, учебно - производственных мастерских, учебно - производственных комбинатов, а также может включать в себя работы по самообслуживанию. При организации трудового обучения на базе других учреждений и организаций их выбор согласуется с территориальными ЦГСЭН. Сырье и материалы, с которыми будут работать подростки, должны иметь санитарно - эпидемиологическое заключение.
2.8.20. Трудовое обучение выполняется воспитанниками только в специальной одежде (халаты, фартуки, косынки).
2.8.21. Перед выполнением тех или иных работ педагоги проводят обязательный инструктаж и обучают детей рациональным приемам и безопасным правилам при их выполнении.
2.8.22. Весь инвентарь для работы в здании и на земельном участке должен соответствовать росту и возрастным возможностям воспитанников (Прилож. 5).
2.8.23. К трудовому обучению в полном объеме привлекаются только здоровые воспитанники. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к участию в труде согласно заключению врача.
2.8.24. При организации профессиональной подготовки воспитанников необходимо руководствоваться гигиеническими критериями допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков и "Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 163 от 25.02.00.
2.8.25. При организации сна воспитанников учитываются возрастные нормы суточной потребности в сне: для учащихся 6 - 7 лет - 11 ч, 8 - 9 лет - 11 - 10 ч 30 мин., 10 лет - 10 ч 30 мин. - 10 ч, 11 - 12 лет - 10 - 9 ч, 13 - 14 лет - 9 ч 30 мин. - 9 ч, 15 лет и старше - 9 ч - 8 ч 30 мин.
Для младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья, выздоравливающих после инфекционных заболеваний, быстро утомляющихся, необходимо организовать дневной сон продолжительностью 1,5 - 2 ч.
2.8.26. Для воспитанников детских домов и школ - интернатов в режиме дня предусматривается свободное время.
Для организации рационального режима дня воспитанников школ - интернатов и детских домов рекомендуются следующие примерные варианты (Приложение 6).
2.8.27. В каникулярное время проводится оздоровление детей: увеличивается время пребывания на воздухе, организовываются спортивные соревнования, туристические походы и т.п. Лечебно - профилактические процедуры следует проводить с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей.

2.9. Требования к организации медицинской профессиональной ориентации
2.9.1. Профориентационная работа проводится медицинскими работниками, обслуживающими учащихся, совместно с педагогами и психологом в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.
2.9.2. Медицинская профессиональная ориентация проводится врачом - педиатром, обслуживающим учащихся, и включает гигиеническое обучение и воспитание по вопросам выбора профессии и врачебно - профессиональную консультацию.
2.9.3. Врачебно - профессиональная консультация осуществляется на основе профилактических осмотров подростков, проводимых в 10, 12, 14 - 15, 16, 17-летнем возрасте.
2.9.4. Заключение о профпригодности школьника по медицинским показаниям дается на основании перечней медицинских противопоказаний к работе и профессиональному обучению подростков и заносится в Медицинскую карту ребенка по мере проведения врачебной профессиональной консультации.
2.9.5. По завершении неполного или полного общего образования заполняется Медицинская справка - по установленной форме (врачебное профессионально - консультативное заключение).
2.9.6. Площадь кабинета профориентации должна быть не менее 50 кв. м. Кабинет оснащают мебелью для учащихся и профконсультантов, мебелью и приспособлениями для хранения предметов учебного и диагностического оборудования и документации, приспособлениями для экспонирования информационного материала.

2.10. Требования к организации физического воспитания
2.10.1. Физическое воспитание в интернатных учреждениях осуществляется в соответствии с типовыми программами воспитания и обучения.
2.10.2. Дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей - специалистов.
По показаниям дети занимаются под наблюдением медицинского персонала учреждения лечебной физкультурой.
2.10.3. Реконвалесценты после острых заболеваний освобождаются врачом учреждения от физкультурных занятий на 5 - 7 дней или занимаются по щадящей программе (ограничения в беге, прыжках).
2.10.4. Работа по физическому воспитанию дошкольников осуществляется педагогом по физическому воспитанию при регулярном контроле со стороны медицинского персонала.
2.10.4.1. Физкультурные занятия детей 3 - 7 лет проводятся не менее трех раз в неделю, имеют четкую организационную структуру и состоят из вводной, основной и заключительной частей.
Общая продолжительность занятия и его структурных частей представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8
ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ЧАСТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ 3 - 7 ЛЕТ (В МИНУТАХ)

Возрастная
группа
(в годах)
Продолжи-
тельность
всего
занятия
Длительность структурных частей

вводной
основной
заклю-
чи-
тель-
ной

общераз-
вивающие
упражне-
ния
обучение
основным
движениям
подвижные
игры
3 - 4
15 - 20
2 - 3
4 - 5
9 - 10
3 - 4
2 - 3
4 - 5
20 - 25
3 - 4
5 - 6
11 - 12
3 - 4
3 - 4
5 - 6
25 - 30
3 - 4
6 - 7
13 - 15
4
4 - 5
6 - 7
30 - 35
3 - 4
7 - 8
14 - 15
4
4 - 5

2.10.4.2. В системе физического воспитания дошкольников используют различные организационные формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, занятия на тренажерах, музыкальные занятия. Общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50% времени бодрствования.
2.10.4.3. Проведение закаливающих мероприятий с детьми дошкольного возраста осуществляется в соответствии с рекомендациями по закаливанию в дошкольных учреждениях. Они включают комплекс мероприятий, входящий в общий режим дня: воздушные ванны, водные процедуры (включая плавание при наличии бассейна), игры на открытом воздухе в легкой спортивной одежде и др.
2.10.5. Физическое воспитание детей школьного возраста проводят на основе комплексной программы физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы. Она включает различные формы двигательной активности детей: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, спортивный час, физкультурные минутки, подвижные игры и физические упражнения во время перемен и на прогулке, занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, по медицинским показаниям - лечебную физкультуру (ЛФК).
2.10.5.1. Основной формой физического воспитания школьников являются уроки физкультуры, которые проводят не реже 2 раз в неделю. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.
2.10.5.2. Структура уроков физкультуры включает вводную часть продолжительностью 5 - 10 мин., основную - 25 - 30 мин., заключительную - 3 - 5 мин.
2.10.5.3. Медицинский персонал на основании данных о состоянии здоровья и физической подготовленности распределяет всех школьников для занятий физической культурой и спортом на группы: основную, подготовительную и специальную.
2.10.5.4. Дети, освобожденные по состоянию здоровья от занятий физической культурой, систематически занимаются лечебной физкультурой. Эти занятия проводят как индивидуально, так и малыми группами в залах лечебной физкультуры (ЛФК). Комплексы ЛФК назначает врач в соответствии с основным заболеванием ребенка.
2.10.5.5. Ежедневно в режиме учебного дня следует проводить спортивный час на открытом воздухе. Наиболее приемлемой формой его проведения являются подвижные игры, проводимые под наблюдением воспитателя или учителя физкультуры.
Во время большой перемены учащиеся проводят игры на открытом воздухе, при неблагоприятных погодных условиях игры следует проводить в хорошо проветренных за время уроков рекреациях, спортивных, актовых, тренажерных залах.
2.10.5.6. Обязательны прогулки на открытом воздухе для детей всех возрастных групп: в зимнее время - прогулки на лыжах, катание на санках и коньках, в летнее время - катание на велосипедах, самокатах и др.
2.10.5.7. Дни здоровья следует проводить не реже 1 раза в месяц и включать: подвижные и спортивные игры, туристические походы, массовые соревнования. Перед их проведением необходимо проводить медосмотр учащихся.
2.10.6. Для детей школьного возраста закаливающие мероприятия включают: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, обучение плаванию.
2.10.6.1. Летом купания проводят ежедневно один раз, а при температуре воздуха выше 25 град. C разрешается повторное купание.
Продолжительность купания в первый день составляет 5 - 7 мин. Время пребывания в воде ежедневно увеличивается и может достигать 25 - 30 мин.
Для проведения занятий по плаванию следует руководствоваться следующими нормами температуры воды:
- в открытых бассейнах для плавания - не ниже 25 град. C;
- для обучения плаванию - не ниже 30 град. C;
- в закрытых бассейнах: для плавания - 25 град. C, для обучения - 29 град. C.
Раздевалки бассейнов следует оборудовать сушилками для волос.
В открытых водоемах (по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора) следует начинать занятия при температуре не ниже 20 град. C воды и 24 град. C воздуха. Через 8 - 10 дней занятия можно проводить и при более низкой температуре, но не ниже 17 град. C. Для не умеющих плавать температура воды должна быть на 1 - 2 град. C выше.
2.10.7. Контроль за физическим воспитанием детей осуществляется медицинскими работниками и воспитателями.

2.11. Требования к организации питания

2.11.1. Питание воспитанников детских домов и школ - интернатов должно полностью обеспечивать растущий организм энергией и основными пищевыми веществами. Следует учитывать общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (белки:жиры:углеводы - 1:1:4), потребности организма в витаминах, особенно С, А, Д, Е и группы В и минеральных веществ (кальций, фосфор, магний, железо и др.).
Нормы физиологических потребностей основных пищевых веществ для детей разного возраста представлены в таблице 2.9.

Таблица 2.9
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СУТОЧНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 17 ЛЕТ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ <*>
--------------------------------
<*> Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).

-----------------T-----------------------------------------------¬
¦Пищевые вещества¦ Возраст детей (лет) ¦
¦ +-----T-----T---------T------T---------T--------+

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign