LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

необходимость реструктуризации сельской школы, сохранение положительной позиции жизни на селе, борьба с негативными явлениями заставляет идти на перемены, переосмысление роли школы;
создание единого образовательно-воспитательного пространства, многопрофильное обучение на III ступени, тесная связь всех учреждений воспитания и образования - это решение целевой областной программы "Сельская школа Владимирской области 2002-2004гг. и на период до 2010г.". Школа должна жить в поиске и режиме развития, быть инициатором в вопросах жизни и сохранения сел и поселков.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИКОЛОГОРСКОЙ СОШ
В условиях реструктуризации сельской школы, понимая цель программы Владимирской области "Сельская школа 2003-2004 гг. и на период до 2010г." школа должна самостоятельно определить образовательные и воспитательные цели и задачи с учетом местных условий. НСОШ имеет возможность стать центром единого образовательного и воспитательного пространства поселка.
Новое здание школы (пущено в эксплуатацию в 1992г.) позволило разместить на своей территории спортивный клуб ДЮКФП "ЮНИС-92", ЦВР. В 1999г. школа берет как филиал здание закрывшегося детского сада "Солнышко", которое находится на расстоянии 300м от школы. В этом здании разместились первые классы. Условия их жизни максимально оказались приближены к детскому саду, из которого они только что вышли. Появление этого здания у школы дает возможность организовывать круглогодично работу оздоровительного лагеря "Солнышко". Кроме того, в этом здании разместилась поселковая библиотека, шахматный клуб, филиал Владимирской школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе. Школа получила возможность работать в едином комплексе, организовывать единство образования урочной и внеурочной деятельности, осуществлять дополнительное образование в рамках школы.
В поселке в перестроечные годы не достроили ДК, и его деятельность осуществлялась в небольшом временном здании. Школа предоставила возможность использовать актовый зал, и связь с ДК стала более крепкой.
Музыкальная школа работает в тесном контакте со школой. 72 ученика посещают музыкальную школу. Кроме того, на базе школы несколько лет проводили эксперимент совместного класса эстетического направления.
Основная школа направляет выпускников 9-х классов в нашу школу, расположена она в старом здании бывшей средней школы. Когда-то единый педколлектив с пуском новой школы в 1992г. был разделен на 2 коллектива, но осталось традицией решать совместные важнейшие дела, касающиеся образования и воспитания детей.
Школа укрепила сотрудничество с ПЛ-36, который находится в 300м от школы. Это общие внеклассные мероприятия, спортивные соревнования. Совершается переход к единой методической работе, проведению совместных педсоветов, использованию материальной базы лицея для организации уроков труда и, наконец, созданию общего лицейского класса, совместному договору по целевому направлению выпускников в Ковровскую академию.
В поселке, несмотря на закрытие и банкротство основных предприятий, работает Совет директоров всех предприятий и учреждений. Все вопросы, касающиеся различных массовых праздников, воспитательных мероприятий, благоустройства поселка, заботы о ветеранах, помощи школе, решаются сообща. Школа выступает инициатором сохранения положительных традиций на селе.
Анализ педагогического опыта, изучение документов и литературы по данной проблеме показывает, что дальнейший успех зависит от целенаправленных координированных совместных планов и дел школы и социума. Школа должна быть центром, на все жизненные изменения она реагирует быстрее всех других организаций.
С 1994г. в школе рассматривались вопросы совместной деятельности на педсоветах, семинарах:
* "Школа - дом, в котором мы живем";
* "Единство школы и других воспитательных учреждений социума";
* семинар зам.директоров по воспитательной работе профессиональных училищ Владимирской области "Единое воспитательно-образовательное пространство школа - ПЛ-36";
* "Работа школы по реализации политики семейного воспитания";
* "Единые требования семьи и школы к учебно0воспитательному процессу";
* "Нравственное воспитание детей и подростков".
Школа - центр единого образовательного
и воспитательного пространства
Многопрофильное обучение на III ступени - разработка такой модели школы является целью опытно-экспериментальной работы, проводимой в школе.
Никологорская средняя общеобразовательная школа в поселке существует с 1935г., в 1992г. перешла в новое здание. Имеет 30 классов-комплектов, количество учащихся - 694 ел., из них: 8 классов - начальной школы, 16 классов - II ступени, 6 классов - III ступени. Ведется подготовка дошкольников в "Школе будущего первоклассника" 4 раза в неделю.
Школа участвует в эксперименте по обновлению содержания образования и модернизации школы. На базе школы был проведен Международный эксперимент "Пиза" по определению качества знаний 15-летних учащихся.
Кола имеет давние традиции, и ей накоплен опыт по эстетическому, патриотическому воспитанию, физкультурно-оздоровительной работе.
Ежегодно на базе школы проходят окружные семинары и методические объединения:
* семинар молодых специалистов;
* семинар педагогов-психологов;
* "Обучение младших школьников по системе Занкова" и др.
В школе работает творческий коллектив единомышленников, из которых:
- учителей высшей категории - 7 чел.;
- I кв.категории - 25 чел.;
- II кв.категории - 10 чел.;
- Заслуженный учитель РФ - 1 чел.;
- Почетный работник пед.образования - 8 чел.;
- имеют Грамоты Министерства образования РФ - 3 чел.
Показатели успешности работы школы
Охват дошкольным образованием и воспитанием детей до 6,5-7 лет - 79%.
Выполнение Закона РФ "Об образовании" (нет на территории поселка детей, не обучающихся в школе).
Уменьшение числа часто болеющих детей.
Динамика "здоровья" детского коллектива
Учебный год
Основная физкультурная группа
I группа здоровья
1998-99
88%
53,1%
1999-2000
89%
53%
2000-01
90%
52,9%
2001-02
90%
52%
2002-03
87%
51%

Опыт работы школы на уровне округа, области.

Призовые места в олимпиадах школьников округа, области
2001г.
- I место - окружная олимпиада по химии, физике, обществознанию
- II место - областная олимпиада по химии.
2002г.
- I место - окружная олимпиада по химии, биологии
- III место - окружная олимпиада по географии
- I место - областная олимпиада по химии
- III место - республиканская олимпиада по химии
2003г.
- I место - окружная олимпиада по химии, русскому языку
- II место - окружная олимпиада по иностранному языку
- II место - областная олимпиада по химии,

Призовые места в спортивных соревнованиях и внеклассных мероприятия
2001г.
- I место - окружной конкурс патриотической песни "Гражданином быть обязан", "Безопасное колесо", художественной самодеятельности. театральных коллективов
- II место - спартакиада школьников, областные соревнования по волейболу, региональные по греко-римской борьбе
2002г.
- I место - окружной конкурс КВН, патриотической песни, театральных коллективов
- II место - "Безопасное колесо", "Зарница", "Президентские состязания"

Стабильность роста успеваемости выпускников
Учебный год
Окончили на "4" и "5"
Поступили в ВУЗ
Поступили в техникум
Поступили в ПУ
1998-99
74 чел.
41
56%
31
42%
30
41%
13
17%
1999-2000
45 чел.
17
37,8%
14
31%
21
47%
10
22%
2000-01
51 чел.
28
54,9%
23
46%
16
32%
12
22%
2001=-02
68 чел.
33
48,5%
34
50%
23
34%
11
16%

Медалисты
1998-99 уч.г.
1999-2000 уч.г.
2000-01 уч.г.
2001-02 уч.г.
2002-03 уч.г.
2 чел.
-
6 чел.
6 чел.
10 че.

Успешность работы складывается из следующих компонентов:
* диагностика, анализ и планирование работы;
* целенаправленная методическая работа;
* результативность психолого-теоретического семинара для педколлектива, на которых изучались вопросы не только современных педтехнологий, но и успешность работы с родителями, общественностью, школьным советом; давались рекомендации успешности работы с детьми;
* участие в экспериментах, аттестация учителей;
* работа Школьного совета и работа с общественностью;
* круглогодичная занятость детей в кружках и оздоровительном лагере при школе;
* формирование потребности у детей и взрослых;
* проявлять заботу о своем здоровье;
* расширение связей школа - ПЛ-36 - ВУЗ.
Для достижения желаемых результатов необходимо продолжить работу над:
1. корректировкой учебных планов, занятостью детей и подростков во 2-й половине дня;
2. диагностикой и анкетированием учащихся с целью устранения перегрузки домашними заданиями и уроками;
3. совершенствованием структуры преподавания предметов эколого-биологического направления;
4. укреплением и развитием дальнейшего сотрудничества по проблеме единого образовательно-воспитательного пространства.

Симская средняя (полная) общеобразовательная школа Юрьев-Польского района - "Школьный территориальный комплекс".
Сведения о материальной базе.
Транспорт для организации подвоза:
Автобус ПАЗ 32050R, 2002 года выпуска,
автобус КАВЗ - 3271, 1992 года выпуска
Техника для профессионального (тракторист-машинист) обучения:
трактор ДТ-75, 1986 года выпуска,
трактор МТЗ - 80 А, 1986 года выпуска,
трактор Т-40 М, 1986 года выпуска.
Навесные орудия: копалка картофельная, сажалка картофельная, культиватор, плуг ПЛН.
Механическая мастерская по изучению устройства трактора.
Компьютерный класс:
5 компьютеров (президентская программа) и 2 компьютера, подаренных спонсорами.
Комбинированная мастерская:
2 сверлильных станка, 4 токарных станка, 1 фуговальный станок, 1 фрезерный станок, 2 заточных станка, 20 верстаков комбинированных.
Кабинет обслуживающего труда:
Электроплита, электроплитки, холодильник, посуда, исправных швейных машинок нет.
ТСО:
1 телевизор, 1 видеомагнитофон, 3 магнитофона, 2 киноаппарата, 1 диапроектор, 2 кодоскопа, 1 графопроектор, 3 проигрывателя.
Таким образом, определенная материальная база для получения качественного образования создана, но она требует обновления и пополнения.
Что требуется:
Автобус или пассажирская "Газель" в дополнение к имеющемуся транспорту, автобус на замену КАВЗа. Трактор, минитрактор.
Компьютерная техника. Швейные машинки.
Переоборудовать кабинеты физики и химии. Построить гараж.
Заменить мебель и светильники. Приобрести спортинвентарь.
Сделать ремонт.
Ожидаемый экономический эффект.
Реорганизация Федоровской, Нестеровской, Каменской школ в филиалы.
Лицензирование - 3,0 тыс. руб. на 1 ОУ - 9,0 тыс.
Изменения в Уставы - 2, тыс. руб. на 1 ОУ - 6,0 тыс.
ИТОГО: 15, 0 тыс. в год
Преобразование Матвейщевской ООШ в ОУ, реализующее программы дошкольного образования.
Отопление - 46, 0 тыс. руб.
Освещение - 33, 6 тыс. руб.
Текущий ремонт - 24, 0 тыс. руб.
Вода - 1, 8 тыс. руб.
Лицензирование - 3 тыс. руб.
Изменения в Устав - 2 тыс. руб.
ИТОГО: 110,4 тыс. руб. в год.
Перевод Каменского филиала на форму надомного обучения.
Отопление - 3, 7 тыс. руб.
Освещение - 37,8 тыс. руб.
Зарплата АХП - 60,0 - 110100
21, 1 - 110200
Хозяйственные расходы - 10,0 тыс. руб.
ИТОГО: 132,5 тыс. руб. в год
Реорганизация Лучковской ООШ в филиал для обучения учащихся начальных классов и 5 - 6 классов.
Зарплата педагогов - 7 - 9 кл. - 90 часов / 18 часов = 5 учителей * 13 разряд
1405 * 1, 25*1,33*1,1 = 2569*5*12 мес. = 154140 руб.
155, 0 - 110100
55, 0 - 110200
Кногоиздательские - 6,0тыс. руб.
Лицензирование, изменения в устав 2*5 = 10 тыс. руб.
ДОУ: отопление - 16,0 тыс. руб.
Освещение - 8,0 тыс. руб.
Содержание здания - 46,0 тыс. руб.
ИТОГО: 296,0 тыс. руб.
Оборудование компьютерных классов
2 класса по 5 компьютеров
2*5*25,0 тыс. руб. = 250,0 тыс. руб.
Дополнительные расходы:
Подвоз детей на уроки информатики -
1. 54 км * 2 раза в неделю*34 учебные недели = 3672 км в год
3672 / 100 * 35 = 1285, 2 литра
1285,2 * 7,5 = 9,6 тыс. рублей
Лицензирование, изменения в Устав - 15 тыс. руб.
Дооборудование кабинета информатики
Цели эксперимента.
1.Обеспечение доступности и высокого уровня качества образования в сельских школах Симского школьного образовательного округа;
2. разработка организационной структуры управляющей системы ШОО;
3. разработка пакетов нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ШОО и регулирующих отношения партнеров;
4. разработка методических рекомендаций и тендерных документов.
Этапы эксперимента
* 1 этап - 2003 -2004 учебный год
Создание школьного образовательного округа. Разработка и апробация структуры управляющей системы ШОО.
* 2 этап - 2004-2005 учебный год.
Реорганизация Федоровской, Нестеровской и Каменской НОШ в филиалы Симской СОШ.
Преобразование Матвейщевской ООШ в общеобразовательное учреждение, реализующее программы дошкольного образования.
* 3 этап - 2005-2006 учебный год.
Перевод Каменского филиала на форму обучения на дому.
(Преобразование филиалов в общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования?)
4 этап 2006-2007 учебный год.
Реорганизация Лучковской ООШ в филиал Симской СОШ для обучения учащихся начальных и 5 - 6 классов, проживающих в м. Лучки.
5 этап - 2007-2008 учебный год.
Преобразование Лучковского филиала в общеобразовательное учреждение, реализующее программы дошкольного образования.
Включение в образовательное пространство Симского ШОО Симского и Спасского ДОУ.
Таким образом, создается единое образовательное пространство - Симский сельский образовательный о
Концепция новой модели сельского ОУ - школьный территориальный комплекс.
В сложных социально-экономических условиях на современном этапе развития России, от которых особенно страдает бюджетная сфера, социум возлагает повышенные требования к системе образования, так как в обществе нет других успешно функционирующих структур социализации и воспитания молодежи кроме школы.
Особенно большое внимание уделяется в последнее время развитию сельской школы. Общество требует "повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания (выделено мною), национальной принадлежности и состояния здоровья" (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
Однако ни для кого не секрет, что массовая сельская школа, отброшенная в результате тяжелого экономического кризиса на несколько десятилетий назад, сегодня не в состоянии обеспечить своим выпускникам высокий уровень образования. Причин этого (объективных и субъективных) достаточно много: малочисленность учащихся, порождающая психологическую монотонию, полифункциональность деятельности сельского учителя, безальтернативность в социальном пространстве, зависимость от места расположения и социально-экономического потенциала окружения, стихийная интегративность и другие. На грани полного разрушения оказались материально-техническая база школ, их обеспеченность учебным оборудованием, системы распределения выпускников педвузов на село, трудовой подготовки школьников, учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Таким образом, налицо глубокое противоречие между возрастающими требованиями общества обеспечить полноценное качественное образование и реальными возможностями сельской школы по подготовке выпускников к жизни в современных условиях: быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера. Пытаясь разрешить это противоречие, мы пришли к мысли, что именно объединение позволит повысить качество образования в сельских школах.
Жизненная необходимость этого была обусловлена несколькими причинами.
1) На территории Симского сельского округа находятся несколько школ: одна средняя общеобразовательная школа, две основных общеобразовательных школы и пять начальных общеобразовательных школ (схема 1). И в процессе перехода учащихся с одной ступени обучения на другую подавляющее большинство учащихся, проживающих на территории Симского сельского округа, оказываются учениками и выпускниками Симской СОШ.
Поэтому в целях адаптации, преемственности и лучшей социализации необходимо соблюдать ряд условий:
- педагогические коллективы школ реализуют единые цели и задачи;
- действуют единые требования к учащимся;
- принимается единый план учебно-воспитательной работы;
- разрабатывается единый аттестационный материал и тексты итоговых контрольных работ.
2) При объединении появляется возможность более эффективно организовать систему повышения квалификации учителей (схема 2). Особенно это актуально в настоящее время при недостаточном финансировании командировочных расходов. Для этого мы используем:
- единые методические цели и работу над единой методической темой;
- создание межшкольных методических объединений по большинству предметов, творческих групп учителей;
- проведение совместных педагогических советов по наиболее важным вопросам;
- учеба педагогических кадров, практические семинары.
3) Учитывая удаленность наших школ, нерегулярное транспортное сообщение и недостаточное финансирование средней общеобразовательной школе передается часть инспекторских функций районных отделов образования. И, так как, этот вопрос нормативно не проработан, администрация Симской СОШ стала добровольным помощником и консультантом для руководителей ОУ округа;
4) Следующая немаловажная причина - возможность взаимовыгодного обмена материально-техническими ресурсами школ, создание компьютерного класса, оборудованных мастерских, условий для занятия спортом.
5) И, наконец, еще одна важная, на мой взгляд, причина объединения - необходимость реализации прописанного в Законе РФ "Об образовании" (статья 35) принципа самоуправления, среди возможных форм которого назван Попечительский совет. Закрепление статуса Попечительского совета образовательного учреждения планируется и в Концепции модернизации российского образования. Членами попечительского совета выбираются наиболее уважаемые, известные и состоятельные люди, проживающие на территории сельского округа, способные влиять на образовательную политику, а таких людей в сельской местности не так уж и много. Поэтому имеет смысл создать Попечительский совет на каждого ОУ, а округа, деятельности которого оказывают содействие и органы местного самоуправления. Кроме этого удобно распределять привлеченные средства по ОУ, ведь не секрет, что спонсорами в сельской местности являются лишь СПК и ограниченный круг частных предпринимателей, и руководители всех школ микрорайона являются просителями материальной помощи у одних и тех же лиц.
Но на каких же условиях объединяться школам?
Можно объединиться на договорной основе, что было и сделано нами на начальном этапе решения проблемы, но такое путь не дает возможности для более рационального распределения бюджетных средств, выделяемых ОУ.
Поэтому наиболее приемлемым путем объединения с целью обеспечения устойчивого развития, выравнивания условий для получения сельскими детьми полноценного образования мы считаем создание на территории Симского сельского округа школьного образовательного округа (объединения) как формы структурно-содержательной реструктуризации деятельности сельской школы, обеспечивающей повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов ОУ на основе их концентрации и кооперации.
Почему именно эту модель мы считаем наиболее приемлемой в наших условиях?
Особенностью Симского сельского округа является то, что он расположен на севере Владимирской области (90 км от областного центра и 25 км от районного) и граничит с Ярославской и Ивановской областями и может быть в определенной степени характеризован закрытостью сельского образа жизни и образовательной среды.
На территории Симского сельского округа расположены 31 населенный пункт с численностью населения 3933 человека. На бюджете сельского округа находится 33 учреждения социально-культурного назначения: 1 средняя школа, 2 основных, 5 начальных школ, 3 дошкольных учреждения, 1 больница, 5 ФАПов, 6 Домов культуры, 3 библиотеки, 1 музей и др. На территории округа работают 2 промышленных предприятия: ОАО "Симс", ОАО "Лучковский декстринзавод", 5 предприятий сельхозназначения: ООО СП "Симское", СПК "Веска", ООО СП "Нестерово", СПК "Матвейщево", СПК "Спасское", три предприятия по переработке леса, лесничество, 21 торговая точка, "Пельменная" и хлебозавод Юрьев-Польского райпо, 4 отделения связи, отделение Юрьев-Польского сбербанка, участок ФОАО "Электросвязь", участок Юрьев-Польского РЭС, участок РУМП ЖКХ.
Между основными населенными пунктами, в которых расположены школы, имеются хорошие дороги.
Данные о количественном составе участников образовательного процесса:
Название ОУ
Количество учащихся на 10.09.03
Количество учащихся на перспективу на 01.09.08
Количество педагогических кадров
Симская СОШ
304
273
35
Лучковская ООШ
36
37
10
Матвейщевская ООШ
52
44
10
Нестеровская НОШ
8
6
1
Каменская НОШ
4
1
1
Вескинская НОШ
10
11
2
Спасская НОШ
12
10
2
Федоровская НОШ
4
4
1
Данные о профессиональной подготовке учителей:
Название ОУ
Кол-во учит.
Высшкатег.
I
кат.
II
кат.
Высш.
обр.
Ср.
спец.
Симская СОШ
35
4
24
7
29
6
Лучковская ООШ
10
1
7
9
1
Матвейщевская ООШ
10
3
2
7
3
Нестеровская НОШ
1

1
1
Каменская НОШ
1

1
1
Вескинская НОШ
2

2
2
Спасская НОШ
2
1
1
1
1
Федоровская НОШ
1
1

1

Особенностью школ является их открытость для ближайшего социума. У учащихся, родителей существует потребность в актуализации ценностей обучения и воспитания, педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме.
Что же предстоит нам сделать в ходе эксперимента по созданию ШОО?
1 этап - 2003 -2004 учебный год
Создание школьного образовательного округа. Разработка и апробация структуры управляющей системы ШОО (схема 3).
2 этап - 2004-2005 учебный год.
Реорганизация Федоровской, Нестеровской и Каменской НОШ в филиалы Симской СОШ.
Преобразование Матвейщевской ООШ в общеобразовательное учреждение, реализующее программы дошкольного образования.
3 этап - 2005-2006 учебный год.
Перевод Каменского филиала на форму обучения на дому.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign