LINEBURG


страница 1
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Департамент образования
администрации Владимирской области

ВОИУУ
Лаборатория "Сельская школа"











Региональная программа
опытно-экспериментальной работы по теме:

Разработка и внедрение новых моделей сельской школы в условиях реструктуризации образования на селе
во Владимирской области.

























Региональная программа
опытно-экспериментальной работы по теме:

Разработка и внедрение новых моделей сельской школы в условиях реструктуризации образования на селе во Владимирской области.
I. Современное состояние и проблемы сельской школы Владимирской области.
Период реформирования образования на селе, реструктуризация сельской школы активизировали поиск путей развития образования на селе, внедрения адекватных социокультурной ситуации моделей, обеспечивающих качественное образование сельских школьников. Этот процесс требует соответствующего научно-методического обеспечения.
Анализ статистических данных в системе образования Владимирской области, социологическое исследование, проведенное в сельских школах, областная научно-практическая конференция "Сельская школа: проблемы и перспективы развития", а также аналитические материалы лаборатории "Сельская школа" областного института усовершенствования учителей позволил выделить ряд ключевых проблем в развитии сельской школы.
I.I Тенденция ухудшения демографической ситуации на селе
Владимирская область входит в состав Центрального экономического района. За последние два десятилетия численность населения сократилась на 84 тыс. ч. и составляет на 1.01.2002 г. 1574 тыс. Более быстрыми темпами сокращается сельское население, которое в 1980 г. составляло 23 %, а в 2002 г. 19,6 %. Однако Владимирская область остается одним из густо населенных регионов России; плотность населения составляет 53 ч. на 1 кв.км.
В отличие от большинства областей центрального экономического района во Владимирской области нет резко выраженной концентрации промышленных предприятий в областном центре. Заводское и фабричное производство есть во всех городах, рабочих поселках и многих сельских населенных пунктах. Рассредоточенность по всей области промышленных предприятий оказывает большое влияние на экономическое, культурное и социальное развитие региона, в т.ч. сельского социума. С одной стороны, средние и мелкие промышленные предприятия наравне с сельскохозяйственными предприятиями являются важным фактором образования населенных пунктов в сельской местности. С другой стороны, экономический кризис 90-х г.г. особенно болезненно сказался на развитии не только сельского хозяйства, но и отдельных отраслей промышленности: текстильной, машиностроении, приборостроении, что отрицательно сказалось на перспективах экономического развития малых населенных пунктов Владимирской области, расположенных в сельской местности. Это одна из главных причин ухудшения демографической ситуации на селе в области.
Естественное движение население за последние 15-20 лет во Владимирской области остается сложным.
Владимирская область
1998 г.
2001 г.
Рождаемость (на 1000 жителей)
7,3 ч.
7,9 ч.
Смертность (на 1000 жителей)
15,9 ч.
19,2 ч.
Примечание: средняя рождаемость по России составила 8,6 ч., смертность - 13,8 ч.
Сравнение естественного движения населения во Владимирской области в городской и сельской местности свидетельствует о более серьезном положении на селе.

Год
Средний по области
Городское население
Сельское население
Естественный
2000 г.
-11,3
-10,1
-16,4
прирост
2001 г.
-11,3
-9,9
-16,8
Примечание: средний показатель естественного прироста населения по России составляет -5,3.
Прогнозируемая внешняя и внутренняя миграция населения в период 2000-2010 г.г. будет сдерживающим фактором значительного снижения численности населения на фоне его отрицательного естественного прироста. Однако для сельской местности миграционный прирост сохранится только в ближайшее время.
По прогнозам рост городского населения продолжится и в последующие годы.

Городское население
Сельское население
2001 г.
1265,7 тыс. ч./ 80,4 %
308,2 тыс. ч. / 19,6 %
2005 г.
1267,8 тыс. ч./ 81,1 %
295,8 тыс. ч. / 18,9 %
2016 г.
1197,9 тыс. ч. / 83 %
246,3 тыс. ч. / 17 %
Таким образом, сокращение сельского населения Владимирской области является тревожным фактором не только для развития системы образования на селе, но и аграрного сектора области. Необходима комплексная целевая программа поддержки и развития села, всех его промышленных и социокультурных структур.

I.2 Неравенство стартовых возможностей выпускников сельских и городских школ в силу отсутствия условий для полнокровной диверсификации образования
и обеспечение необходимого качества образования
в рамках ключевых компетенций.
Актуальность проблемы обусловлена количественным составом и структурным своеобразием сети сельских школ. Во Владимирской области сельские школы составляют более половины всех общеобразовательных школ - 331 из 561 (59%, Россия - 69,8%). В них обучается 33964 школьника (18,2%, Россия - 30,6%). Таким образом, доля сельских школ почти в 3 раза превышает количество обучающихся в них школьников. Это порождает проблемы организации учебно-воспитательного процесса в условиях однокомплектности, малокомплектности, существования классов с малой наполняемостью, разновозрастных групп. Решение проблемы связано с конструированием учебных планов, с подбором и освоением современных педагогических технологий, которые обеспечивают как формирование базовых компетенций, так и вариативность образования. Обозначенная проблема актуальна для начальных, основных и средних сельских школ, так как их доли в общем числе примерно равны и соответственно составляют:
75 начальных (22,7%);
130 основных (39,3%);
126 средних (38,6%).
В то же время на приоритетность таких разработок именно для сельских школ указывают следующие данные: среди всех начальных школ области 79,8% - это сельские, среди всех основных на селе - 82,3% школ.
Кроме разработки наиболее общих подходов, отражающих специфику учебно-воспитательного процесса на селе, сельская школа нуждается в обеспечении таких направлений, с которыми связано формирование ключевых компетенций школьников. В их число входит владение современными информационными технологиями, в частности, компьютерная грамотность выпускников. Социологический опрос, проводившийся среди руководителей сельских школ, показал, что 59% опрошенных указали на отсутствие необходимой базы для компьютеризации. Однако в начале реализации Президентской программы "Компьютеризация сельской школы 2001" сделано движение вперед по обеспечению необходимых условий в обозначенном направлении. Если в 1999-2000 в сельских школах было оборудовано 84 кабинета информатики (34,7%), то на начало 2001-2002 учебного года кабинетов стало 127 (44,7%). Все основные и средние школы на данный момент имеют компьютеры. Однако их численность не может обеспечить в полной мере учебный процесс. В целом на одну сельскую школу приходится 1,5 компьютера, соответственно интенсивность нагрузки на один компьютер в сельской школе выше, чем в городской. Она составляет на селе 96 учащихся на одну единицу техники, а в городе - 69 учащихся.
Неравные возможности сложились у городских и сельских школьников в сфере формирования коммуникативной компетентности, в частности, владения иностранными языками. Фактически ущемляются права сельских школьников в вопросе выбора иностранного языка для изучения. Если в городских школах изучается 2 и в отдельных случаях 3 языка, то в сельских, как правило, один иностранный язык (70%) и лишь в 30% школ-2 иностранных языка.
Не сложились в сельских школах условия и для формирования у учащихся компетенции, связанной с развитием способностей к самообразованию. Даже традиционные источники самообразовательной деятельности - книги - не всегда доступны сельскому школьнику. Так, 58,4% школ, имеющих библиотеки - это сельские школы, однако они содержат в себе лишь 24,7% книгофонда, из которого 18,8% - это учебники.
Во многом проблемы повышения качества образования сельских школьников связаны со сдерживанием инновационных процессов в сельской школе. Так в развитии учреждений нового вида районы Владимирской области отстают от городов.

Кол-во
Кол-во
школ
Гимназ,
гимн.кл.
Лицеи,
лиц.кл.
Профил.
классы
Классы
углуб.из.
Учеб.
компл.
ОЭР
В ОУ
город
10
221
11/208
12/60
174
278
6
18
район
16
340
3 /11
2 /4
60
19
21
6
область
561
14 /219
20 /85
234
297
27
25

I. 3. Недостаточные возможности для социализации школьников
в условиях сельского социума.
Социальная адаптация сельских школьников во многом связана с трудовой и допрофессиональной подготовкой. Это требует учета особенностей окружающей социальной среды. Изучение социума сельских школ показало, что более 60% их расположено на территориях центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий. Это обуславливает необходимость внедрения в образовательную область "Технология" соответствующих программ по трудовому обучению: "Хозяин и хозяйка сельского дома", "Основы ведения фермерского хозяйства" и т.п. За многие годы в сельских школах Владимирской области создана и пока функционирует база для организации трудовой и допрофессиональной подготовки школьников. В 272 сельских школах (82,2%) в педагогическом процессе используется школьный учебно-опытный участок, 56 (16,9%) из них имеют подсобное сельское хозяйство. Причем прослеживается тенденция к его развитию. В 1999 году таких школ было только 32 (9,5%), в 2002 году - 56 (16,9%). 61 (18,4%) сельская школа имеет трактор, 15 (4,5%) - автомобиль.
В то же время следует отметить, что процесс подготовки сельских школьников к труду на селе в настоящее время сдерживается, а в некоторых случаях имеет тенденцию к свертыванию. Это обусловлено не столько дидактическими проблемами, сколько неблагоприятными материально-финансовыми условиями: 80,9% всех школ, не имеющих школьные мастерские - это сельские школы. Ощущается дефицит средств на приобретение запасных частей, горючего, сельскохозяйственного инвентаря. Это становится одной из основных причин, по которым городские и сельские школьники имеют неравенство позиций в профессиональном самоопределении, снижается социальная защищенность выпускников сельских школ. Только 12% сельских школьников от числа всех, проходящих допрофессиональную подготовку в школах, получают квалификационные удостоверения, для городских школ - это 12% выпускников.
На селе имеется определенный материальный и духовный ресурс для социализации учащихся средствами внеурочной деятельности. Социологический опрос руководителей школ показал, что основными социально-культурными и бытовыми объектами на селе являются Дома культуры, библиотеки, больницы или медицинские пункты. Наиболее тесные отношения у школ сложились с библиотеками. 85% директоров школ высказали удовлетворение сложившимися контактами между школами и библиотеками.
На базе школ сохранены или созданы вновь музеи, что обеспечивает системообразующее направление в воспитательной работе. На настоящем этапе 42,5% школ, имеющих музеи - это сельские школы. Пока сохраняются, но явно проигрывают имеющимся в городских школах, условия для физкультурно-оздоровительной работы. В 197 сельских школах есть физкультурный зал (это составляет 59,5% от общего числа и только 35,1% от всех, имеющих специальное помещение для физической подготовки). Только в одной сельской школе функционирует бассейн.

I.4Тенденция отрицательной динамики в стажевых характеристиках
и профессиональном уровне педагогических кадров.
Одной из самых острых проблем школы на селе является проблема педагогических кадров и кадров руководящего состава образовательных учреждений. Она проявляется:
- в текучести кадров;
- старении педагогического корпуса;
- неравных возможностях учителей городских и сельских учителей в повышении уровня профессиональной компетентности. В сельских школах Владимирской области работает 3855 педагогов, что составляет 24,5% от общего числа. За последние 3 года численность педагогов сельских школ сократилась на 254 человека (6,2%). При этом достаточно быстро увеличивается доля сельских учителей среди педагогов пенсионного возраста:
- 1999-2000 16,2%;
- 2000-2001 24,6%;
- 2001-2002 24,4%.
Возрастает количество педагогов со стажем свыше 20 лет:
- 1999 - 39,3%;
- 2002 - 40,5%.
Уменьшается численность учителей со стажем 2-5 лет:
- 1999 - 7,6%;
- 2002 - 5,4%.
При этом доля педагогов со стажем до 2-х лет в последние годы остается относительно стабильной (4,5% - 4,8%). Приведенная статистика свидетельствует о старении педагогических кадров, о недостаточном притоке и текучести кадров молодых учителей, что порождает проблему воспроизводства педагогических кадров сельской школы.
Причины указанного явления очевидны, они подтверждаются результатами социологического опроса среди учителей сельских школ (2000-2001гг.):
- 93% педагогов не удовлетворены уровнем заработной платы;
- 70% высказали неудовлетворенность обеспечением коммунальными услугами;
- 60% недовольны возможностями проведения досуга;
- 47% не удовлетворены жилищными условиями.
Отмечается частая сменяемость кадров среди руководителей сельских школ. Социологические исследования показали, что 28% из числа опрошенных руководителей школ работают в должности менее 3-х лет, если же школа находится на расстоянии более 30 км от райцентра, то число руководителей со стажем менее 3-х лет достигает 57%.
Высокая степень загруженности сельского учителя в профессиональной и бытовой сферах, а также дефицит информации резко снижают его возможности в профессиональном самосовершенствовании. По данным социологического опроса:
- 35% сельских педагогов имеют рабочую нагрузку свыше 25 часов;
- 43% ведут в школе 3 и более предметов;
- 49% учителей своевременно не располагают информацией о семинарах, конференциях.
Для 76% опрошенных сельских педагогов основным источником информации является руководитель школы.
Все выявленные факты влияют на аттестацию педагогических и руководящих кадров. По результатам аттестации 2002 года только 11,9% от всех аттестующихся на высшую категорию руководителей ОУ и учителей составляли педагоги сельских школ.
Анализ профессионального уровня руководителей сельских образовательных учреждений позволил выявить следующие проблемы:
* несоответствие уровня профессиональной компетенции руководителей сельских образовательных учреждений современным требованиям (менеджмент, маркетинг, управление персоналом, образовательные технологии и т.п.);
* отсутствие прецедентов гибкого изменения учебного плана и образовательного режима в зависимости от запросов местного сообщества и перехода к компетентностно-ориентированному образованию;
* неумение определять перспективы развития своей школы.

I.5 Ветшающая материальная база и недостаточность финансирования.
Ранжирование проблем в сфере материального и финансового обеспечения сельских школ показывает, что их руководители на первое место по значимости выводят проблему материально-технического обеспечения (50% опрошенных), на второе место - проблему финансирования в целом (13%), 5% участников опроса как наиболее острую видят проблему обеспечения учебно-наглядными пособиями.
Такое выстраивание проблем по их значимости не является случайным: 57,4% школ, требующих капитального ремонта - это сельские школы. Ранее были названы проблемы дефицита материального обеспечения школьных мастерских, пополнения библиотечного фонда, укомплектованность компьютерной техникой.
Одной из наиболее острых проблем сельской школы является проблема подвоза школьников. До места учебы подвозится 96,9% учащихся, из них 48,1% - рейсовым транспортом. В отдельных территориях это количество достигает 70%.
Данные социологического опроса показывают, что примерно в каждой шестой школе, где существует подвоз учащихся, отмечены пропуски занятий школьниками 1-2 раза в неделю по причине отсутствия транспорта, в каждой пятой школе - 2-3 раза в месяц, и лишь 20% школ обеспечивают своевременный подвоз учащихся.

II.Подходы к реструктуризации сельской школы во Владимирской области

На основе проведенного анализа в комплексно-целевой программе "Сельская школа Владимирской области" (Приложение 1) определены новые модели сельской школы, адекватные социокультурной ситуации сельских территорий, в которых они расположены

Территория
Школа
Модель
о.Вязники
Буторлинская СОШ
Социокультурный комплекс
Никологорская СОШ
Профильная школа
Юрьев-Польский р-он
Симская СОШ
Школьный территориальный комплекс
Гусь-Хрустальный р-он
Лесниковская СОШ
Школа социальной компетентности


II.1.Обоснование выбора территорий для эксперимента.
Три представленные для эксперимента территории Владимирской области (округ Вязники, Гусь-Хрустальный и Юрьев-Польский районы- см. Приложение 2), с одной стороны, являются типичными для области, с другой стороны, отличаются своими социально-экономическими, демографическими, управленческими особенностями.
Округ Вязники - недавно созданное территориальное образование, включившее в себя г. Вязники и Вязниковский район. Гусь-Хрустальный (г.Гусь-Хрустальный - районный центр), Юрьев-Польский (г.Юрьев-Польский - районный центр) районы - сельские территориальные образования.
Территориальное образование
Всего населения на 1.01.2002 г.
В том числе, сельское население
Естественный прирост (ч. на 1000 жителей )
1. округ Вязники
(6 рабочих поселков и 19 сельских округов)
95,1 тыс.
25,8 тыс. / 27 %
- 14,5
2. Гусь-Хрусталь-ный район(9 рабочих поселков и 17 сельских округов)
126,4 тыс.
21,2 тыс./ 16,8%
-15,9
3.Юрьев-Польский район
(15 сельских округов)
39,6 тыс.
19,1 тыс. / 48 %
- 13,1
Примечание: Средний процент сельского населения во Владимирской области 19,6 %. Таким образом, все три территориальных образования имеют значительное количество сельского населения.
По отношению к областному центру о. Вязники, Гусь-Хрустальный и Юрьев-Польский районы занимают периферийное положение. О.Вязники и Гусь-Хрустальный район связаны с областным центром железной дорогой и автомобильными дорогами, Юрьев-Польский район - автомобильной дорогой.
Демографическая ситуация в данных районах остается сложной: все три территориальных образования имеют показатель естественного прироста хуже среднеобластного (-11,3).
Сеть сельских общеобразовательных учебных заведений данных территорий представляет из себя следующее:

Территория
Начальные школы
Основные школы
Средние школы
Всего
% от общего числа
% охвата учащихся
1. о. Вязники

4
8
13
25
54,3 %
21,7 %
2. Гусь-Хрустальный район
6
11
16
33
71,7 %
42,6 %
3.Юрьев-
Польский р-н
15
18
4
37
90,2 %
48,9 %

Примечание: В целом, сельские школы Владимирской области составляют 57,6 % всех школ.
Малочисленность сельских школ является характерной чертой системы образования Владимирской области (81 %). Представленные в эксперименте модели сельских школ отражают тенденцию развития сельских школ области на интеграцию с другими учреждениями (образовательными, культурными и иными), расположенными на территории социума с целью создания более благоприятных условий для повышения качества образования учащихся.

II. 2.Направления проведения эксперимента.
Наиболее востребованными моделями для Владимирской области являются на сегодняшний день:
- школьное территориальное объединение (одного сельского округа),
- образовательный комплекс (детсад - школа),
- социокультурный комплекс (социальное партнерство с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, системы дополнительного образования),
- опорная школа с разнопрофильной специализацией.
Буторлинская СОШ (о.Вязники) находится в 50 км от окружного центра г. Вязники и в 150 км от областного центра (см. Приложение 3). Школа расположена на территории типового сельского социума Владимирской области со смешанной производственной сферой (льноткацкая фабрика и сельскохозяйственное производство), до недавнего времени успешно функционирующей, но сегодня находящейся в полном запустении. В школе обучается 133 учащихся, воспитывается 24 дошкольника, работает 20 учителей и воспитателей. С 1995 г. школа функционирует как образовательный комплекс со структурным подразделением - детский сад.
Участие Буторлинской СОШ в международном движении "Красивая школа" позволило определить ей свое направление развития. За 5 лет школа прошла путь от создания "зон развития" для детей внутри и вне школы до разработки концептуальных позиций "здоровой души детей и взрослых". Школа становится центром всей культурной жизни села, устанавливая диалог с окружающим миром, увлекая все большее количество взрослого населения в совместную деятельность на благо социума.
В школе созданы комфортные условия для общения всех участников образовательного процесса, имеются высококвалифицированные кадры для работы с детьми и взрослыми. Преобразовываясь в социокультурный комплекс, школа принимает на себя исполнение новых функций:
- педагогизация среды через интеграцию воспитательных усилий школы и социума,
- освоение социального опыта детьми через организацию разносторонней деятельности их в содружестве со взрослыми.
- Формирование у детей и взрослых позитивного образа жизни,
- Воспитание свободной творческой личности через самореализацию каждого участника образовательного процесса.
Никологорская СОШ (о.Вязники) расположена в рабочем поселке Никологоры с населением 6,3 тыс. человек (см. Приложение 3). В школе обучается 721 учащийся. Школа располагает хорошей материальной базой (здание введено в эксплуатацию в 1992 г.). Кроме общеобразовательной школы в здании размещаются ЦВР, спортивный клуб, школа олимпийского резерва. С 2000-2001 уч.г. в школе открыты лицейские классы при долевом участии профессионального лицея № 36.
Основная цель создания совместных лицейских классов - создание условий для профильного обучения (технического) учащихся 111 ступени, обеспечение непрерывности среднего (полного) общего и высшего профессионального образования. Открытие лицейских классов на базе СОШ и ПЛ ведет к созданию новой модели образовательного учреждения.
Участие Никологорской СОШ в эксперименте по обновлению структуры и образования общего среднего образования позволил выделить естественнонаучный профиль в классах 111 ступени. Таким образом, Никологорская СОШ реально может стать многопрофильной опорной школой в округе.
Кроме того, школа имеет большой опыт сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, что также расширяет ее возможности по оказанию образовательных услуг детям, в т.ч. из соседних населенных пунктов. Школа видит свое будущее в лице единого культурно-образовательного комплекса: СОШ - ЦВР - ПЛ-№ 36.
Симская СОШ (Юрьев-Польский район- см. Приложение 4) расположена в одном из крупных сельских округов, на территории которого имеются СОШ -1, ООШ - 2, НОШ - 5. В процессе перехода учащихся с одной ступени на другую подавляющее большинство учащихся оказывается выпускниками одного (наиболее крупного) образовательного учреждения - Симской СОШ. В настоящее время в школе обучается 326 учащихся. Так два года назад в Симской СОШ возникла идея создания школьного территориального комплекса, который позволяет решать более успешно следующие задачи:
- осуществление единства образовательной деятельности во всех входящих в комплекс ОУ при сохранении лица каждого,
- построение единого образовательного (воспитательного) пространтсва одного сельского округа,
- решение кадровой проблемы за счет создания более эффективной системы методической работы с педагогическими кадрами, обеспечения образовательных учреждений кадрами,
- использование возможности взаимовыгодного обмена материально-техническими ресурсами ОУ,
- усиление роли самоуправления через создание Попечительского совета комплекса.
Лесниковская СОШ Гусь-Хрустального района одна из многочисленных малокомплектных школ области (менее 100 учащихся), расположена в 30 км от районного центра (см. Приложение 5). Школа является юридическим лицом, что позволяет ей самостоятельно решать вопросы финансово-экономической деятельности, социального развития, кадрового обеспечения. В школе задолго до эксперимента по обновлению структуры и содержания общего среднего образования сформировался экономический профиль. Школа стала "бизнес-школой". Наряду с предметами общеобразовательного профиля школа осуществляет подготовку учащихся по дисциплинам аграрно-экономического профиля.
В школе создана хорошая материальная база при поддержке администрации района. Кроме бюджетного финансирования школа сама зарабатывает достаточно средств, что позволяет укреплять не только учебно-материальную базу, но создавать условия для ее развития. Лесниковская школа задолго до президентской программы по компьютеризации сельских школ оснастила класс информатики современной компьютерной техникой.
С 1998 г. в школе работает хозрасчетный разновозрастный отряд из учащихся 5-7 классов. Экономическая игра "Бизнес" стала образом жизни всего коллектива школы, оказывая все большее влияние на жизнь сельского социума. Школа сегодня является самоуправляемой общиной детей и взрослых.
Следующим шагом в развитии Лесниковской школы является создание новой модели "Школа социальной компетентности". Целью разработки является создание нормативно-правовой базы культурно-экономического комплекса, в основе которого лежит воспитательное пространство школы с социально-экономической деятельностью.

III.Содержание деятельности по программе ОЭР
.
Эффективный процесс внедрения названных моделей, безусловно, невозможен без научно-методического сопровождения.
Научно-методическое обеспечение процесса реструктуризации сельской школы в регионе предполагает следующие направления деятельности:
- создание регионального информационного банка по сельской школе;
- теоретическая и методическая подготовка руководителей образовательных учреждений к разработке и внедрению инновационных моделей сельской школы, адекватных специфике социокультурной и экономической ситуации в территории;
- организация научно-методического сопровождения процесса внедрения инновационных моделей сельской школы;
- необходимость формирования компетентностно-ориентированного содержания образования;
- разработка и реализация мониторинга эффективности процесса реструктуризации сельской школы во Владимирской области.

Актуальность прогаммы ОЭР обусловлена необходимостью решения проблем научно-методического обеспечения качественного преобразования сельской школы как ведущего условия социальной стабильности, образовательной и культурной жизни в сельских территориях.
Цель опытно-экспериментальной работы - научно-методическое сопровождение процесса внедрения новых моделей сельской школы в условиях реструктуризации образования на селе во Владимирской области.
По завершению программы ОЭР предполагается предъявить следующие результаты и наработки:
* программы научно-методического сопровождения (консалтинга) реализации новых моделей сельской школы
* мониторинг эффективности процесса реструктуризации сельской школы на опыте Владимирской области;
* программы обучающих семинаров подготовки руководителей ОУ сельских школ к внедрению новых моделей сельских школ; учебные пособия в электронном варианте (электронные учебники для системы повышения квалификации по теории и методике воспитания, культурологии, дидактике);
* варианты обновленного содержания образования в сельской школе (варианты учебных планов школ)
Содержание деятельности по программе ОЭР не является начальным этапом в решении проблемы научно-методического обеспечения: это очередное звено целостной системы работы Владимирского областного ИУУ и областного департамента образования.
В области разработана (2002г) комплексная целевая программа "Сельская школа", в которой определены подходы к реструктуризации сети сельских школ, дано концептуальное обоснование процесса реструктуризации и выбора новых моделей сельской школы. Выявлены проблемы, связанные с процессом реструктуризации:
* необходимость специально организованной теоретической и методической подготовки руководителей сельских школ по вопросам законодательства, экономики образования, организации экспериментальной работы, менеджменту, маркетингу, проектированию, моделированию;
* необходимость научно-методического сопровождения (консалтинга) процесса внедрения новых моделей сельских школ на уровне ОУ;
* необходимость разработки и апробации содержания образования, ориентированного на компетентный результат (разработка механизмов гибкого изменения учебного плана, образовательного режима, программно-методического обеспечения вариативной части базисного учебного плана, ориентированного на запросы местного сообщества).
Содержание деятельности по программе ОЭР ориентированного на разработку обозначенных проблем; в ходе реализации программы ОЭР предполагается осуществить следующие направления деятельности:
I направление - обучающее:
1.1 Включение в региональный образовательный стандарт системы повышения квалификации педагогических кадров на 2003-2004 уч.г. в раздел 1У.3 "Основы педагогического менеджмента" темы "Реструктуризация сельской школы как фактор повышения качества образования школьников" (в течение года).
1.2 Разработка спецкурса для руководителей сельских ОУ по теме "Модернизация структуры и содержания образования сельской школы. Федеральный и региональный взгляд на проблему повышения качества образования сельских школьников" (январь).
1.3 Проведение обучающих семинаров для руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей ОУ, расположенных в сельской местности:
- "Моделирование муниципальной системы образования в условиях реструктуризации сети ОУ, расположенных в сельской местности" (январь),
- "Создание условий для обновления модели малокомплектной сельской школы. Традиционный взгляд и особенности" (ноябрь),
- "Школьный территориальный комплекс как новая модель образовательного учреждения на селе" (апрель).
1.4 Организация работы секции Всероссийской научно-практической конференции "Управление системой образования: проблемы, поиски, решения" по теме "Особенности управления сельской школой в условиях реструктуризации" (Владимирский областной ИУУ, март)
Предполагаемый результат: возросший уровень теоретической и методической подготовки руководителей по проблемам управления, готовность к осуществлению проблемно-ориентированного анализа, прогнозированию и проектированию перспектив развития ОУ.
II направление - научно-методическое сопровождения процесса внедрения новых моделей сельских школ (научно-методический консалтинг)
Предполагается создание 4-х базовых площадок по апробации новых моделей сельской школы в различных территориях Владимирской области.
"Школьное территориальное объединение" - научный руководитель Куликова Л.В., зам. директора по науке ВОИУУ, к.п.н., доцент.
"Многопрофильная школа" - научный руководитель Харчевникова Е.Л., зам. директора по ОЭР ВОИУУ, к.п.н., доцент.
"Сельский социокультурный комплекс" - научный руководитель Хлопченкова А.Н, зав. лабораторией "Сельская школа".
"Школа социальной компетентности"- научный руководитель Гаврилин А.В., зав. кафедрой педагогического менеджмента ВОИУУ, д.п.н., профессор.
Научно-методическое сопровождение внедрения новых моделей сельской школы на базовых площадках включает:
- обучение педагогического коллектива каждой школы (для всего коллектив на базе школы);
- организацию групповой работы с членами педагогического коллектива по выявлению актуальных проблем развития школы, по проектированию задач школы и функционала членов педагогического коллектива в условиях новой школьной модели;
- консультирование школьной администрации по организации взаимодействия с сельским социумом, по установлению партнерских связей;
- групповая работа с учителями предметниками по обновлению содержания образования и педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе;
- консультации и организация работы проектной группы из числа учителей и администрации школы по разработке вариативного учебного плана;
- консультации и организация экспертизы авторских программ, разработанных учителями школы. Организация информационной работы по вопросам преобразования сельской школы в сельском социуме.
Предполагаемый результат: теоретическая методическая, мотивационная готовность педагогического коллектива школы к работе в режиме (условиях) новой модели сельской школы, единый педагогический менталитет коллектива, включенность каждого учителя в реализацию новой модели школы. Разработанная программа ОЭР сельской школы по реализации новой модели.

III направление - связано с разработкой нового содержания образования в условиях сельской школы (уровень вариативной части базисного учебного плана.
Планируется проведение регионального конкурса вариантов Базисных учебных классов, авторских программ, разработанных педагогами сельских школ с выпуском итогового сборника.

IV направление связано с разработкой подходов к мониторингу эффективности процесса внедрения новых моделей сельской школы и процесса реструктуризации сельского образования во Владимирской области в целом.
Результаты, полученные в итоге работы по этому направлению, будут использоваться в рамках различных временных этапов: в ходе реализации проекта (на этапе консалтинга в базовых школах), в ходе всего процесса внедрения моделей сельской школы и в итоге завершения реструктуризации в целом. Т.о. в мониторинге найдут отражение 3 уровня отслеживания результативности деятельности по реструктуризации сельской школы:
1-й - уровень готовности сельских школ к реализации новой модели сельского образования;
2-й - уровень реализации новой модели сельской школы;
3-й - уровень завершения процесса реструктуризации сельских школ.
Результат- мониторинг уровня готовности сельских школ к реализации новых моделей сельского образования (разработанный и реализованный в условиях 4 базовых - пилотных школ в регионе), включающий критерии, пакет диагностических методик, методические рекомендации по проведению мониторинга.
2-й и 3-й уровни разрабатываются лабораторией "Сельская школа" ВОИУУ.


IV. Исследовательские проекты базовых площадок.
Основные подходы реструктуризации сельских школ Владимирской области предполагается реализовать через исследовательские проекты базовых экспериментальных школ.
Буторлинская средняя общеобразовательная школа -
"Социокультурный комплекс на селе, его возможности в создании новых взаимоотношений в сельском сообществе"
1. Проблемно-ориентированный анализ деятельности
В условиях перехода школы от унифицированной к многовариативной обострилось противоречие между возможностью определять самостоятельно образовательные цели и необходимостью выполнять комплексные социально-образовательные функции. Буторлинская средняя общеобразовательная школа округа Вязники Владимирской области расположена на территории смешанного типа производственной сферы /льнопрядильная фабрика и совхоз/, которая на сегодняшний день находится в полном запустении.
Произошла резкая дифференциация материального состояния семей, наметилась тенденция к сокращению системы учреждений социальной сферы. Усилиями школы д. Буторлино, детский сад не только не закрылся, а стал его структурным подразделением. Укрепилась материальная база учреждения, улучшились условия жизни детей и взрослых в школе.
Уже с 1996 года начались инновационные процессы в образовательном учреждении, творческий поиск отдельных педагогов в совершенствовании образовательного процесса в новых условиях. Произошла гармонизация различных видов образовательной деятельности школьников: учителя школы стали добиваться органичного сочетания учебных программ внеурочной деятельности, т.е. придавать образовательному процессу практико-ориентировочный характер /филология - учитель Большакова С.А., физическое воспитание - учитель Елистархов В.Г., технология - учитель Рыбакова В.В./
Результатом этой работы стала корректировка и совершенствование базисного учебного плана, в котором наметилось три приоритетных направления: физкультурно-оздоровительное, этно-краеведческое, сельскохозяйственное. В школе идет процесс разработки, и апробации нового содержания образования в условиях села.
Идея организации педагогически целесообразного взаимодействия социальных субъектов относительно замкнутого социума, каковым является село, стало актуальной для Буторлинской школы. Анализ педагогического опыта в литературе по этой проблеме, показывает, что успех дела зависит во многом от организации совместной деятельности школы с окружающим сообществом на взаимовыгодных условиях. Идея будет продуктивной, если школа выступит управляющим центром, так как именно она в сегодняшней ситуации способна быстро реагировать на жизненные изменения. С 1996 года в учреждении рассматривались вопросы: "Влияние школы на социум", "Создание воспитательного пространства в микрорайоне школы", "Село - наш дом", "Школа - наш дом", которые основывались на работах ученых А.В. Гаврилина, Л.Н. Новиковой, Н.А. Селивановой. Под образовательно-культурным пространством понимается очеловеченная естественная среда, которая воспринимается и оценивается в соответствии с потребностями, идеалами, ценностями и целями обитающих здесь людей.
В сложных условиях социально-экономического кризиса 90-х годов прошлого века Буторлинская школа "смогла выстоять", перейти в режим развития, т.е. заявить о себе, как центре возрождения села. Наряду с обучением и воспитанием обучающихся школа к основным направлениям деятельности добавляет просветительскую и досуговую работу в социуме со всем населением.
Механизмом, реализующим идею центра, является интеграция усилий работников различных сфер (образования, медицины, права, культуры) вокруг образовательной школы. Принцип такой организации взаимодействия всех учреждений способен придать органичность, целостность, ясную смысловую направленность всем процессам образовательно-культурной деятельности на селе.
Разработка и апробация модели школы как социокультурного центра, обеспечивающего творческую самореализацию учащихся в социуме через овладение деятельностным подходом к освоению ими окружающей среды, - основная цель опытно-экспериментальной работы, проводимой в Буторлинской средней (полной) общеобразовательной школе.
Буторлинская средняя общеобразовательная школа работает в статусе средней школы с 1976 года, а со структурным подразделением - детский сад с 1996 года. Здание школы рассчитано на 100 учащихся; занимается в нем 107, проектная мощность здания д/с - 140 мест, там учится 26 учащихся 1-4 классов и воспитывается - 24 дошкольника, в начальных классах два класса - комплекта, в дошкольных группах - две группы;
в 5-9- пять классов; в 10-11 - два класса, имеется две ГПД для начальных классов и 5-7 классов;
школа работает в одну смену по учебному плану 6 - дневной рабочей недели, (дошкольные группы -по 5 дневной рабочей неделе).
В 2001-2002 уч. г. школа имела 9 классов комплектов и две дошкольные группы: из них 28 дошкольников, 1-4 классы - 28 детей; 5-9 классы - 78 детей; 10-11 - 36 учащихся. Итого 170 детей.
С 1997 года школа участвует в Международном движении "Красивая школа". В рамках этого движения педколлектив проводит целенаправленную деятельность по совершенствованию учебно-воспитательного процесса через:
1. развитие диалога с окружающим миром с помощью изучаемого предмета и внеурочную деятельность;
2. педагогизацию окружающей среды.
Школа сотрудничает со многими образовательными учреждениями, используя принцип организации сетевых структур.
Педагогический коллектив школы отличается творческим подходом к делу. Из 21 учителя и воспитателя
50 % имеют 1 квалификационную категорию;
15 % имеют 2 квалификационную категорию;
один учитель имеет "отличника просвещения",
два руководителя (директор, зам.директора по НМР) - высшую квалификационную категорию.

страница 1
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign