LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

(((
Простота навигации
(((
Документация
((
Отношение цена/качество
((
Имеющиеся возможности
((
Дидактические основы
((
Образовательная ценность
((
Коммерческая ценность
((
Интерактивность
((


ByHeart: система для самообучения иностранным языкам
Сосновский С.А.
Данные о продукте:
Наименование продукта
ByHeart
Категория продукта
Средство поддержки процесса изучения иностранных языков
Производитель
Станислав Короткий
Ссылка на производителя
stasson@orc.ru
Ссылка на продукт
http://www.orc.ru/˜stasson/byheart/

Краткий обзор:
Простота использования
((((
Простота навигации
(((
Документация
(((((
Отношение цена/качество
(((
Имеющиеся возможности
(((
Дидактические основы
((
Образовательная ценность
(((
Коммерческая ценность
(((
Комплексная оценка
(((

15.
Том 3 Номер 4.
ИТОГИ ФОРМАЛЬНОЙ ДИСКУССИИ.
Компьютерные технологии обучения - проблемы классификации
Модератор В.И. Чепегин
Подведение итогов В.И. Чепегин
Время проведения дискуссии: 5 октября - 23 ноября 2000 года
РЕЦЕНЗИРОВАННЫЕ СТАТЬИ
Проектирование моделей подготовки и профессиональной деятельности преподавателей высшей школы
Г.У. Матушанский, А.Г. Фролов
Аннотация
Ранее в работах Матушанского Г.У. поставлена проблема организации непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы, охватывающая их подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Решение указанной проблемы связано с необходимостью разработки моделей профессиональной деятельности преподавателей вузов и на их основе различных моделей подготовки. Указанные модели образуют стройную систему, состав и структура которой исследуются в настоящей работе.
Проектирование мультимедиа тренажеров на основе сценарных моделей представления знаний
Н.Н. Филатова, Н.И. Вавилова
Аннотация
Применение мультимедиа технологий и сценарных моделей представления знаний предметной области позволяет предложить решения для проектирования и создания эффективных тренажерных комплексов, обладающих рядом интеллектуальных функций и основанных на моделях поведения и восприятия пользователя.
Рассматриваются общие принципы проектирования ситуационных тренажеров с развитым сценарием действий с учетом дидактических, когнитивных и программно-технологических аспектов.
Модели мира тренажера формируются на основе множественности образных представлений. Обсуждаются методические и технологические вопросы создания тренажера на основе статической модели идеального мира с применением 2D-, 3D-графики, анимации, видео- и фотокадров, а также приемы их интеграции.
Дидактическое проектирование компьютерных технологий обучения для профессиональной математической подготовки по специальности "Прикладная математика и информатика"
Ю.В. Кожевников, С.Н. Медведева
Аннотация
Предложено описание разработанных методов дидактического проектирования компьютерных технологий обучения математическим дисциплинам, входящих в блок общепрофессиональных дисциплин для специальности "Прикладная математика и информатика". Полученные авторами результаты в области дидактического проектирования структуры и содержания электронного учебника по общепрофессиональной математической дисциплине в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке инженеров-математиков практически применены для дисциплины "Математическая статистика" в виде электронного учебника по вводному курсу математической статистики. Также приводятся некоторые результаты применения и исследования по выявлению эффективности технологии обучения на основе электронного учебника.

ОБЗОР ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
HyperMethod - опыт использования
Сабаев И.А., Исхаков Р.С., Михайлов Р.А., Суреев Е.А., Садыков Т.Р., Радаев П., Можанов К.
Данные о продукте:
Наименование продукта
HyperMethod
Категория продукта
Пакет для создания мультимедийных приложений
Производитель
HyperMethod Company
Ссылка на производителя
hyper@eltech.ru
Ссылка на продукт
http://www.eltech.ru/hyper
Краткий обзор:
Простота использования
????
Простота навигации
??
Документация
???
Отношение цена/качество
????
Имеющиеся возможности
????
Дидактические основы
??
Образовательная ценность
???
Коммерческая ценность
?????
Комплексная оценка
????
16.
Том 4 Номер 1.
ИТОГИ ФОРМАЛЬНОЙ ДИСКУССИИ.
Восточно-европейская Подгруппа IFETS:
Итоги года работы
Модератор С. А. Сосновский
Подведение итогов С. А. Сосновский, О.В. Колосов
Расписание дискуссии: 23 ноября - 31 декабря 2000 года
КРАТКИЕ СТАТЬИ
Коллекции интерактивных словарей
для непрерывного обучения индивидуала
В. Манако, А. Манако, К. Синица
Аннотация
Сформулирован ряд общих свойств непрерывного обучения индивидуала (автономного пользователя) и рассмотрено использование словарных ресурсов в данном контексте. Проанализированы общие свойства интерактивных словарей и предложены средства создания индивидуальных коллекций и персонализации интерактивных словарей терминов и понятий. Использование ролевого подхода к анализу деятельности пользователя позволило выделить группы операций и информационные структуры, которые должны поддерживаться инструментарием ведения коллекций интерактивных персональных словарей.

Инновационные подходы в последипломной подготовке преподавателей технических вузов
Л.И. Гурье
Аннотация
Повышение требований к профессиональным качествам преподавателей высшей школы обуславливает необходимость инновационных изменений в методике их подготовки, и переподготовки. В статье описаны основные причины недостаточных на сегодняшний день темпов профессионального роста преподавателей высшей школы и даны пути решения этой проблемы.
ПОДРОБНЫЕ СТАТЬИ
Моделирование учебной предметной области,
или предметная модель обучаемого
Г.А. Атанов
Аннотация
Статья развивает тему построения нормативной модели обучаемого. Часть нормативной модели обучаемого, определяющая знания по учебному предмету, является предметной моделью обучаемого. Предметная модель обучаемого из всего множества предметных областей выделяет учебные предметные области и, таким образом, является моделью учебной предметной области. Предложена пятикомпонентная предметная модель обучаемого. Тематическая компонента определяет программу курса, функциональная компонента определяет функциональную структуру знаний, а операционная компонента - структуру умений. Процедурная компонента определяет процедурные знания, а семантическая компонента передает содержание предметной области. Даны методики построения нормативной модели, приведены примеры по физике.

Информационные технологии и компьютерные средства в образовании
Г.И. Кирилова
Аннотация
Определено соотношение понятий "информационные технологии" и "компьютерные средства". Предложен подход к рассмотрению информационно-компьютерных систем в учебном процессе с позиции гармоничного взаимодействия информационных технологий и компьютерных средств. Показано место и роль информационно-компьютерной подготовки при различных соотношениях информационных технологий и компьютерных средств.
Фреймовая организация знаний в интеллектуальной обучающей системе
Г.А. Атанов, В.В. Локтюшин
Аннотация
В статье описывается организация интеллектуальной обучающей системы на основе фреймового представления знаний. Выделены три группы фреймов: предметные, служебные, интерфейсные. Предметные фреймы содержат декларативные предметные знания и определяют конкретное содержание обучающей системы. Служебные фреймы составляют основу инструментальной оболочки системы; они представляют процедурные знания и служат для обработки предметных знаний. Интерфейсные фреймы предназначены, в основном, для организации диалога обучаемый-компьютер. Разработаны слоты, на базе которых создаются все виды фреймов.
В системе реализуются принципы деятельностного подхода к обучению.
17.
Том 4 Номер 2.
ПОДРОБНЫЕ СТАТЬИ
Новые теория и методы раннего позитивного развития интеллекта детей в информационном обществе
В.А. Фомичев, О.С. Фомичева
Аннотация
Анализируются некоторые негативные аспекты слишком раннего интенсивного общения ребенка с компьютером. В частности, высказывается гипотеза о том, что такое интенсивное общение может затормозить, сдержать полную реализацию творческого потенциала ребенка. Вводится понятие Мысль Порождающего "Я" ребенка. Отмечается, что авторами разработан метод реализации Мысль Порождающего "Я" каждого ребенка с обычными, средними способностями к возрасту девять лет, и, следовательно, найден способ поддержки и развития творческого потенциала юного поколения. Ключевая идея метода заключается в раннем развитии у детей способностей обработки символьной информации, в первую очередь, способностей и навыков смысловой обработки текстов на естественном языке. Разработанный метод был успешно использован в течении одиннадцати лет в обучении в общей сложности более трехсот шестидесяти детей в возрасте от 4 до 19 лет. Этот метод предоставляется теорией динамических концептуальных отображений и системой эмоционально-образного обучения, реализованной в Москве на уроках, посвященных изучению языков (главным образом, английского, а также русского и немецкого), культуры общения, литературы и поэзии на трех языках, а также символьного языка искусства.
Интернет-технологии в дистанционном и открытом образовании
С.Л. Лобачев, А.Э. Попов, И.Н. Семенихин
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к созданию технологии и среды интернет-образования. Приводятся рекомендации по выбору инструментальных средств. Сформулированы некоторые требования к гипертекстовым учебным пособиям.
КРАТКИЕ СТАТЬИ
Дискретные математические модели в исследовании процессов автоматизированного обучения
А.В. Соловов, А.А. Меньшикова
Аннотация
Предлагается моделировать процессы автоматизированного обучения с помощью взвешенных ориентированных графов. Для реализации этого подхода построены вычислительные алгоритмы и разработаны компьютерные программы. Приведены примеры простейших моделей автоматизированного обучения и некоторые результаты их исследования. Разработанные алгоритмы и программы могут быть использованы для исследования, проектирования и интеллектуализации автоматизированных обучающих систем и как средства педагогического тренинга при подготовке и переподготовке преподавательских кадров в сфере информационных технологий обучения.
Распознавание пользователей в системах дистанционного образования: обзор
П.С. Ложников
Аннотация
Проанализированы возможные подходы по решению проблемы распознавания пользователей в системах дистанционного образования (СДО). Предлагается обзор биометрических способов распознавания и программных методов идентификации пользователей. Также в статье предпринимается попытка спрогнозировать применение данных методов идентификации в СДО.


ОБЗОР ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Комплект интерактивных тренажеров "Mentor? - Микроэкономика": опыт использования
Сосновский С.А., Агеев А.Г., Колосов О.В.
Данные о продукте:
Наименование продукта
Mentor? - Микроэкономика
Категория продукта
Электронный лабораторный практикум
Название производителя
Опережающие образовательные технологии
Ссылка на производителя
Россия, 305046, Курск-46, а/я №4, Тел.: (0712) 33-01-43
Ссылка на продукт
mentor@edu.kursk.ru, home@kuol.kursk.ru
Краткий обзор:
Простота использования
((
Простота навигации
(((
Документация
((((
Отношение цена/качество
(((
Имеющиеся возможности
((((
Дидактические основы
((((
Образовательная ценность
((((
Коммерческая ценность
(((
Комплексная оценка
(((
18. Том 4 Номер 3.
ПОДРОБНЫЕ СТАТЬИ
Пути и проблемы открытого образования
А. Г. Оганесян
Аннотация
Открытое образование есть образование, доступное каждому. Развитие неизбежно приведет к существенному пересмотру традиционных методов и технологий обучения. Оно базируется на современных технологиях вычислительной сети и является логическим продолжением дистанционного образования. Рассмотрены только те системы, которые уже прошли проверку на практике и могут помочь в решении образовательных проблем.
Постоянная озабоченность экономическими проблемами и правительства и населения заслоняет все остальные. Но проблемы образования не могут быть отсрочены до лучшего времени. Экономику самостоятельно восстановить можно, а вот потерянные знания - никогда. Поэтому воспитание и образование подрастающего поколения должно пользоваться приоритетом. Это аксиома, известная всем. Однако, негативные последствия игнорирования проблем образования наступают с многолетним запаздыванием, а добывать себе хлеб насущный приходится каждый день.
Исследование базовых принципов построения семантического интерпретатора вопросно-ответных текстов на естественном языке в АОС
Дж.Ш.Сулейманов
Аннотация
Описывается прагматически-ориентированный подход к созданию модели семантической интерпретации вопросно-ответных текстов в АОС в режиме, когда активной стороной является система. Раскрываются базовые принципы построения процессора вопросно-ответных текстов в условиях "ожидаемости" значений вопроса и "детерминированости" контекста.
КРАТКИЕ СТАТЬИ
Особенности проектирования интерфейса
образовательного мультимедиа для школ
М.Н. Морозов, А.И. Танаков, Д.А. Быстров
Аннотация
Технические возможности компьютеров уже не являются ограничивающим фактором в проектировании и разработке интерфейса образовательных программ. Третье измерение постепенно становится встроенным атрибутом взаимодействия человека с компьютером и предоставляет новые возможности в выборе метафор для обучающих мультимедиа программ. Помимо упрощения навигации, ученик получает доступ к другому уровню интерактивности для изучения, как физической реальности, так и более абстрактных категорий, концепций, фактов и знаний. Кроме этого, применение пространственных метафор способствует представлению образовательного мультимедиа в увлекательной форме, что существенно повышает мотивацию к пользованию таких программных средств у обучаемых.
Вместе с тем, развитие способов интерактивности, сочетающееся с использованием пространственных метафор, существенно усложняет процесс проектирования человеко-машинного интерфейса, ставя перед разработчиками новые задачи, требующие дальнейших исследований.
Быстрое распространение 3D интерфейса, не только в мультимедиа CD-ROM, но и в средствах электронного обучения в Internet и в системах виртуальной реальности, делает эти исследования особенно актуальными.
Компьютерная программа для обучения нетрадиционному алфавиту: принципы построения и особенности реализации
А.В. Костромин, И.И. Исмагилов
Аннотация
В статье приводится обсуждение проблемы заучивания нетрадиционного алфавита в процессе изучения иностранного языка на примере японского. Рассмотрена постановка задачи создания компьютерной обучающей программы японского алфавита. Приводится описание работы приложения и алгоритмические особенности функционирования различных его элементов. Кратко обсуждены направления дальнейшей работы.
Учебно-методический комплекс по информатике: опыт разработки и использования
Обухова М.Ю., Голицына И.Н.
Аннотация
Рассматриваются особенности предмета информатики в высшей профессиональной школе. Предлагается учебно-методический комплекс по информатике, созданный с учетом этих особенностей. Комплекс включает пособия для использования на лекционных занятиях, пособия для использования на практических занятиях и пособие для преподавателя. Описана структура пособий, входящих в состав комплекса, приведены фрагменты пособий и некоторые результаты их использования в учебном процессе. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших и средних специальных учебных заведений очной и заочной форм обучения. Обсуждаются результаты педагогического эксперимента, проведенного в Татарско-Американском региональном институте на занятиях по информатике на первом курсе.
19. Том 4 Номер 4.
ИТОГИ ФОРМАЛЬНОЙ ДИСКУССИИ.
Деятельностный подход в обучении
Модератор Г. Атанов
Подведение итогов Г. Атанов
Время проведения дискуссии: 14 мая -30 июня 2001 года.
КРАТКИЕ СТАТЬИ
Динамизация содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе (специалиста среднего звена)
Г.И. Кирилова
Аннотация
Информационная деятельность и информационная культура рассматриваются с позиции гармоничного взаимодействия информационных технологий и компьютерных средств. В содержании информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе выделяется блок основ и профессиональная часть. Качество информационно-компьютерной подготовки определяется в соответствии с критериями оптимизации, адаптированными для данной области знаний и определенного звена образования. Принцип динамизации является специфичным для информационной области знаний. Механизм обеспечения динамической оптимизации содержания информационно-компьютерной подготовки базируется на относительных характеристиках измерения динамики информатизации образования. С учетом этих характеристик можно делать заключение о достижении того или иного критерия оптимизации.
Использование тезаурусов в проектировании педагогической подготовки преподавателей технических вузов в системе последипломного образования
Гурье Л.И.
Аннотация
Статья посвящена проблемам проектирования содержания педагогической подготовки преподавателей технических вузов. Показано, что перспективным направлением является использование тезаурусов в качестве основы проектирования. Раскрыта возможность тезаурусного подхода в указанном контексте; приведены примеры его реализации в последипломном образовании преподавателей технических вузов.
ПОДРОБНЫЕ СТАТЬИ
Управления знаниями обучаемого в дистанционном онлайновом курсе "Business English"
А.Ф. Манако, Е.М. Синица, В.В. Манако
Аннотация
Описана общая цель и модель создания и развития долгоживущего интерактивного мультимедиального дистанционного онлайнового курса "Business English" ("Деловой английский") - учебной продукции нового поколения для обучения украинских пользователей, которые сами направляют и систематизируют свое обучение в течение всей своей жизни. Предложен подход к управлению знаниями обучаемого.
Технология использования экспертных систем
для диагностики знаний и умений
И.Н.Пустынникова
Аннотация
В статье описываются различные виды экспертных систем. Обоснована целесообразность применения теоремы Байеса при построении диагностирующих и планирующих экспертных систем, рассмотрены недостатки оболочки BESS с точки зрения ее пригодности для диагностики знаний/умений обучаемых. Предложена усовершенствованная методика построения диагностирующих экспертных систем. Для определения априорных вероятностей и вероятностей подтверждения и опровержения гипотез симптомами предложены соответствующие формулы. Разработаны алгоритмы построения диагностирующих и планирующих экспертных систем. Рассмотрено построение баз знаний, как вид учебной деятельности. Предложен принципиально новый подход для диагностики знаний/умений обучаемых, который основывается не на ответах учащихся, а на тех вопросах и заданиях, которые составляют сами обучаемые при построении экспертных систем.
20. Том 5 Номер 1.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО КОНФЕРЕНЦИИ.
IEEE International Conference on Advanced Learning Technology (ICALT '2002)
Международная конференция "Передовые технологии образования '2002"
9 -12 Сентября, 2002 г. Казань, Россия
Организаторы
Специальная комиссия по обучающим технологиям при IEEE (IEEE LTTF), Компьютерное общество IEEE (IEEE Computer Society), Академия наук Республики Татарстан (АНТ), Казанский государственный технологический университет (КГТУ), Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева (КГТУ им. А.Н. Туполева)
ИТОГИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДИСКУССИИ
Открытое образование: от функций к терминам
А.Г. Оганесян
Время проведения дискуссии: 11 февраля -4 марта 2002 года.
РЕЦЕНЗИРОВАННЫЕ СТАТЬИ
Проектирование средств информационных технологий обучения
К.Г. Кречетников
Аннотация
В статье описываются основы теоретического подхода к проектированию средств информационных технологий обучения. Теоретический подход бази-руется на определенном фундаменте, включающем такие науки, как педагоги-ка, теория педагогического проектирования, психология, информатика, теория высшей нервной деятельности и др. Особый акцент сделан на раскрытии со-держания основных этапов проектирования компьютерных обучающих про-грамм. Подробно рассмотрено проектирование учебных целей, как исходного, системообразующего пункта учебной деятельности. Даны рекомендации по формированию внутренней учебной мотивации при обучении с использовани-ем информационных технологий. Проанализированы особенности проектиро-вания содержания образования.
Дистанционные и открытые формы обучения: организационные и методологические вопросы
И.Н.Розина
Аннотация
В статье представлены исследование, проведенное автором по организационным и методологическим вопросам систем дистанционного и открытого образования и обучения. Проанализированы результаты дискуссии по списку рассылки IFETS East-Euro (февраль 2002 г), в которой затрагивались вопросы понимания терминов открытого обучения, методологии дистанционных форм обучения отечественными и зарубежными специалистами. Рассматриваемые в статье исторические и современные примеры использования образовательных технологий в этих формах обучения анализируются с позиций педагога-практика. Особое внимание уделяется междисциплинарному подходам, интерактивным методам педагогического взаимодействия (компьютерно-опосредованная коммуникация), мультимедийным и телекоммуникационным техническим средствам обучения. В качестве вывода приведены результаты опроса специалистов дистанционного обучения.
Информационные технологии - средство развития системного творческого мышления
С.С. Кужель, О.С. Кужель
Аннотация
Объединение слов: "системное, творческое, мышление" не случайно. "Творческое" относится к ассоциативному механизму, а "системное" - к понятийному механизму мышления. Эти механизмы принципиально различны. Однако между ними имеется взаимодействие. Организация мышления с целью усиления этого взаимодействия дает огромный эффект. Примером служит деятельность экспертов, консультантов, управляющих с многолетним опытом работы в какой-либо области. К средствам ускорения подобного эффекта относится интерактивное системное моделирование. Оно помогает распространить ассоциативный механизм интуиции и образного мышления (присущий нижним слоям коры головного мозга и работающий непосредственно с первичными фактами) на высшие слои, работающие с гипотезами, идеями, обобщениями.
Нужны "мостики", системно-логические помощники, обеспечивающие плавный переход от сложного комплекса явлений современной экономики к преимущественно ассоциативному мышлению обучающихся, такие, как например, информационная образовательная технология "Mentor(tm)", направленная на реализацию важнейших целей образования - развитие целостного (системного) восприятия реальности и способностей творческого оперирования знаниями. Она реализует проблемно-поисковые методы получения знаний и является для обучающихся инструментом исследований и проведения экспериментов, развивающим творческое мышление и обучающим практическим навыкам управления и информационно-аналитической работы (не только в сфере экономики). Технология легла в основу компьютерной библиотеки-лаборатории интерактивных динамических практикумов-тренажеров "Mentor(tm)" серий "Микроэкономика", "Маркетинг" и интерактивных управленческих динамических case study для активного дистанционного обучения и обучающихся организаций.
21. Том 5 Номер 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies 2002
(Передовые Технологии Обучения: средства аудиовизуальной информации и совершенствование обучения)
Галеев И.Х., Абуталипова Л.Н., Поливанов М.В., Светлаков А.П., Чепегин В.И., Сосновский С.А., Колосов О.В., Спиридонова Ю.С.
Аннотация
C 9 по 12 сентября 2002 года в Казани пройдет Международная конференция IEEE по Передовым Технологиям Обучения. Она соберет вместе исследователей, теоретиков и практиков, принимающих активное участие в процессе проектирования и разработки новых технологий обучения. Научное обсуждение проблем, возникающих при обеспечении учебного процесса техническими средствами, должно помочь в определении наиболее актуальных направлений дальнейших исследований, а также успешной реализации существующих технологий на практике, в реальном учебном процессе
РЕЦЕНЗИРОВАННЫЕ СТАТЬИ
Интеллектуальные агенты как средство автоматизации роли преподавателя
Щедрина А.А.
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме автоматизации роли преподавателя в дистанционной системе обучения. Ее решениwе представлено с использованием технологии мультиагентов на основе использования системы взаимодействия клиент-сервер. Система позволяет вести учетные записи пользователей (контроль, прохождение материала и т.д.), проводить тестирование, общение и на их основе представлять направляющую информацию обучаемому. Особое внимание уделяется мультиагентным технологиям в дистанционном образовании.
Системные аспекты организации и применения мультилингвистической адаптивно - обучающей технологии
Ковалев И.В., Карасева М.В., Суздалева Е.А.

Аннотация
Рассматриваются системные аспекты организации мультилингвистической адаптивно-обучающей технологии и ее применение для изучения многоязычной терминологической лексики. Представлено информационно-терминологическое обеспечение указанной технологии, реализованное с учетом ориентации на первичность архитектурного слоя правил, соответствующего функциям адаптивной модели обучения и многоязычному терминологическому базису.
Нейросетевые модели в адаптивном компьютерном обучении
Кольцов Ю.В. Добровольская Н.Ю.
Аннотация
В настоящей работе рассмотрены подходы к моделированию субъектов обучения, что составляют основу построения адаптивных компьютерных обучающих систем (АКОС), разработка которых в течение ряда лет ведется на кафедре информационных технологий в Кубанском государственном университете.
Дидактическая модель динамической оптимизации содержания информационно-компьютерной подготовки специалиста
Кирилова Г.И.
Аннотация
Глобальный процесс информатизации требует сбалансированных действий с позиции стабильности развития информационного социума и динамического опережающего развития личности, призванной жить и работать в постиндустриальном обществе. Соответственно необходимо не только научное обоснование процесса и критерии достижения результата динамической оптимизации содержания информационно-компьютерной подготовки, но и детальное описание механизмов обеспечивающих этот процесс.
22. Том 5 Номер 3.
ИТОГИ ДИСКУССИИ
Исследование свойств аудитории подгруппы
Модератор Чепегин В.И.
Подведение итогов Чепегин В.И. Колосов О.В.
Время проведения дискуссии: 5 июня-8 июля 2002 года.
ПОЛНЫЕ СТАТЬИ
Выбор моделей и методов решения дидактических задач в системе автоматизированного обучения
Иванов Ю.С.
Аннотация
Система автоматизированного обучения (САО) - это взаимодействующие в процессе решения педагогической задачи преподаватель, обучаемый и компьютер. При этом, компьютер выступает и как универсальное средство обучения, и как субъект педагогического процесса. Решение конкретной дидактической задачи в САО можно представить в виде исполнения двух этапов: подготовительного и исполнительного. На этапе подготовки необходимо:
* выделить (разработать) параметрическую модель объекта, позволяющую качественно и количественно оценивать свое состояние и изменения этого состояния;
* выбрать метод решения дидактической задачи.
На исполнительном этапе происходит решение дидактической задачи, и анализируются получаемые при этом результаты. Выделение модели и выбор метода решения задачи часто взаимосвязаны, так как метод решения должен быть адаптирован к модели. Более того, для многих моделей выявлены типичные, модельные задачи с хорошо разработанными методами их решения (такая ситуация характерна для кибернетики). Поэтому разумно поставить и решить вопрос о возможности использования кибернетических моделей и методов решения модельных задач в системе автоматизированного обучения.
Компьютерная система принятия решений по результатам экспертного оценивания в задачах оценки качества образования
Берестнева О.Г., Марухина О.В.
Аннотация
В настоящее время в различных областях человеческой деятельности в целях повышения качества планирования и управления разрабатываются и всемерно внедряются методы экспертизы. Экспертиза представляет собой мощное средство переработки слабо формализованных данных, которое позволяет выделить наиболее обоснованные утверждения специалистов-экспертов и использовать их, в конечном счете, для подготовки различных решений. Использование аппарата экспертного оценивания для оценки качества образовательного процесса помогает значительно упростить решение этой трудно формализуемой задачи. Разработанный авторами и описанный в статье универсальный программный продукт позволяет наиболее оптимально решать задачу оценки качества образовательного процесса по результатам экспертного оценивания.
КРАТКИЕ СТАТЬИ
Интернет - технологии при изучении методов оптимизации
Ижуткин В.С., Сушенцов А.А.
Аннотация
В данной работе описывается методика преподавания методов нелинейной оптимизации с использованием сайта по методам нелинейного программирования. Данный сайт реализован на основе программно-методического комплекса ОДиС. Представляемый комплекс включает в себя следующие основные разделы:
1) Методы оптимизации. Здесь изложена теория единого построения и исследования методов оптимизации с использованием линеаризации "активных" ограничений и "приведенного" направления.
2) Тестирование. На этой страничке формируется набор тестовых вопросов, отвечая на которые, студент определяет уровень своих знаний и оценивает понимание предмета.
3) Программы. В данном разделе представлена демо-версия оптимизационной диалоговой системы ОДиС и различные дополнительные программные модули к ней. Построение методов по единой схеме позволило программно реализовать в системе алгоритмы первого и второго порядков широко известных групп методов.
4) Банк задач.В рамках программно-методического комплекса на основе сравнительного анализа сформирована база данных с задачами.
5) Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала.
Для эффективной работы с Web-версией программно-методического комплекса ОДиС мы рекомендуем следующую методику: 1) изучение теоретического материала; 2) тестирование; 3) знакомство с системой ОДиС; 4) выполнение лабораторных работ; 5) углубленное изучение материала, знакомство с первоисточниками (статьи и т.п.); 6) проведение исследовательских работ.
Компьютерная система поддержки обучаемых в условиях дистанционного образования
Юсупова Н.И., Тарасова Т.Д. Кондратьев Д.В., Тихов М.А. Надолько О.В., Плечная В.А., Пузырникова Е.А.
Аннотация
Данная статья раскрывает вопросы дистанционного обучения в терминах психологической поддержки обучаемого с точки зрения обеспечения эффективности образовательного процесса. Нами учитываются психологические аспекты дистанционного обучения посредством использования системы психолого-педагогической поддержки обучаемого (SPPSS), основанной на методах экспертных систем и нейролингвистического программирования (NLP). Обсуждаются требования предъявляемые к SPPSS, их структура и основные единицы.
23. Том 5 Номер 3.
ИТОГИ ДИСКУССИИ
Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения
Модератор Кужель С.С.
Подведение итогов Кужель С.С.
Время проведения дискуссии: 10 ноября -14 декабря 2002 года.
РЕЦЕНЗИРОВАННЫЕ СТАТЬИ
Формализация проектирования программного обеспечения и ее использование в учебном процессе
Нуриев Н.К.
Аннотация
В работе проведен системный анализ проектирования как процесса. Сделана попытка оценить состояние проектирования как процесса на качественной шкале степени формализации от методологии до математизации. Проектирование - многостадийный процесс и поэтому можно сказать, что некоторые стадии формализованы полностью до математического уровня, некоторые - в переходе, а некоторые вообще формализации не поддаются в принципе и останутся на уровне методологии. Для изучения и обучения переходные стадии проектирования являются самыми интересными стадиями и особый упор сделан именно на них и их использование в учебном процессе.
Автоматизированная генерация заданий по математике для контроля знаний учащихся
Левинская М.А.
Аннотация
Данная статья посвящена интерактивной интеллектуальной системе. В статье анализируются требования к задачам в такой системе и предлагается новый метод создания заданий, удовлетворяющих этим требованиям. Метод генерации задач для контроля знаний обучаемых позволяет создать тысячи задач исключая рутинную работу по их верстке. Также в статье иллюстрируется применение этого метода в конкретной обучающей системе.
Приоритетность информатизации образования стабилизирует будущее информационного общества
Кирилова Г.И.
Аннотация
Процесс информатизации рассмотрен в историческом аспекте с позиции гармоничного взаимодействия информационных технологий и компьютерных средств. Зарождение информационных технологий и возникновение компьютерных средств стимулируют скачкообразное информационное развитие. Анализ взаимодействия информационных потребностей и информационных ресурсов за последние столетие и десятилетие позволил вскрыть особенность современного динамичного информационного общества, характеризующуюся в смене приоритета информационного развития. Будущее информационное общество может быть стабилизировано за счет нового взгляда на приоритетность образования.
Информационные технологии обучения на кафедре "топографии и артиллерийской разведки"
Меркутов В.И.
Аннотация
В работе кратко изложен опыт применения компьютеров в процессе обучения курсантов. Применение приложений Microsoft Office для разработки дидактических материалов, демонстрационных программ и программ-тренажеров. Приведены краткие описания программы для расчета дирекционных углов Солнца и программы-теста "Умеете ли Вы работать с Excel".

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ПЕРЕВОДОВ РАБОТ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
1. Web-тестирование для дистанционного обучения
Brusilovsky, P. and Miller, P., Web-based testing for distance education. In: P. De Bra and J. Leggett (eds.) Proceedings of WebNet'99, World Conference of the WWW and Internet, Honolulu, HI, Oct. 24-30, 1999, AACE, pp. 149-154
Аннотация
Настоящая статья содержит обзор технологий Web-тестирования. Статья предлагает методику оценки, которая может использоваться специалистами в Web-основанном обучении для понимания и сравнения особенностей тех или иных систем Web-тестирования.
2. Архитектура ИОС, реализованной в WWW
Kiyoshi NAKABAYASHI, Mina MARUYAMA, Yoshimasa KOIKE, Yasuhisa KATO, Hirofumi TOUHEI, Yoshimi FUKUHARA, Architecture of an Intelligent Tutoring System on the WWW, Proceedings of the 8th World Conference on Artificial Intelligence in Education - Knowledge and Media in Learning Systems (AI-ED'97), Kobe, Japan, 1997
Аннотация
Эта работа представляет архитектуру Интеллектуальной обучающей системы (ИОС), основанной на WWW, - CALAT. При использовании обычного WWW-браузера обучаемый получает доступ в качестве клиента к CALAT-серверу, обеспечивающему возможность индивидуальной адаптации. Ядро ИОС находится на CALAT-сервере, использующем трафаретную модель, представляющую страницы автоматизированного учебного курса (АУК) таким образом, что обучаемый может выполнять сложные цели изучения, иерархически состоящие из подцелей. В электронном учебном курсе CALAT доступны три типа страниц: объяснение, упражнение и моделирование. Страница объяснения, представляет материал, соответствующий подцелям изучения декларативных знаний. В них может быть использован любой вид данных, доступный с помощью HTML, включая чистый текст, графику, звук, JAVA-аплеты и/или внедряемые приложения. В качестве страниц объяснения кроме того возможно использование HTML-данных, находящихся на другом WWW-сервере. Страницы упражнения представляют собой динамически генерируемые HTML-формы с консультативным блоком информации. Возможны три типа вопросов: "Да/Нет", "выбор" и "описание". Все вопросы связаны с подцелями изучения. Ответы на них анализируются для модернизации модели обучаемого. Страница моделирования обеспечивает интерактивное моделирование среды обучаемого для получения процедуральных знаний с помощью заданной (смоделированной) системы. Среда моделирования реализуется комбинацией специальных анимационных программ на клиенте и машиной переходов (из одного состояния в другое) на сервере. Машина переходов отвечает за контроль поведения заданной системы, а также за проверку действий обучаемого через сеть. Отображаемые результаты также используются для модернизации модели обучаемого. Так как система CALAT спроектирована для полного использования ресурсов WWW, то предпочтительно, что ее архитектура - модульная. Используя выгоды такой модульности следующее расширение CALAT рассматривается как компонентная ИОС.
3. Концептуальная структура интеллектуальных обучающих систем, размещаемых в Интернет
Kinshuk & Patel A. A conceptual framework for Internet based intelligent tutoring systems. Knowledge transfer (volume II) (ed. A.Behrooz), pAce, London, pp. 117-124 (ISBN 1-900427-015-X)
Аннотация
В сети Интернет существует инфраструктура, создающая уникальные возможности для общения и сотрудничества. В области образования эта инфраструктура обеспечивает взаимодействие между экспертами и преподавателями в различных областях знаний при разработке новых методов обучения, а также возможность обмена дидактическим материалом между преподавателями. Интернет представляет собой огромное хранилище информации, которую можно использовать, как системно (по порядку), так и бессистемно (хаотично), что позволяет создавать обучающие системы с самыми разнообразными педагогическими стратегиями. Однако, если природа процесса обучения и возможности образовательных технологий не будут тщательно взвешены и проанализированы в процессе создания обучающей системы, свобода и гибкость Интернет приведут к огромным потерям времени, усилий и средств.
Проектирование интеллектуальных обучающих систем (ИОС) с самого начала страдала от того факта, что методология создания основного программного обеспечения не разрабатывалась специально для обучения и не обладала всеми необходимыми атрибутами для поддержки интеллектуального обучения. ИОС с одной стороны наследуют мощную функциональность в точках сходимости своих целей и возможностей используемой методологии, а с другой - "разрыв контекстов" в точках расхождения цели учебных заданий, выполняемых в ИОС, с целью методологии. Традиционная разработка ИОС обыкновенно основывалась на парадигме экспертных систем (ЭС), однако все более популярной среди разработчиков становится гипертекстовая парадигма. ИОС, разработанные на основе только ЭС или только гипертекста будут представлять собой системы типа "слабый инструктор" и "слабый конструктор", чья "слабость" является результатом "разрыва контекстов". Данная работа рассматривает перспективы развития ИОС, указывает на некоторые негативные атрибуты обеих этих парадигм и представляет концептуальную структуру, учитывающую необходимость уменьшения "разрыва контекстов", а также набор положительных сторон обеих рассматриваемых парадигм.
4. Адаптивные обучающие системы в World Wide Web: обзор существующих технологий
Brusilovsky, P., Adaptive Educational Systems on the World-Wide-Web: A Review of Available Technologies. In: Proceedings of Workshop "WWW-Based Tutoring" at 4th International Conference on Intelligent Tutoring Systems (ITS'98), San Antonio, TX, August 16-19, 1998.
Аннотация
Эта статья представляет краткий обзор технологий и их возможностей в адаптивных обучающих системах в Web. Системы рассмотрены в соответствии с применяемыми технологиями адаптации
5. Адаптивные и интеллектуальные технологии для сетевого обучения
Brusilovsky, P., Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education. In C. Rollinger and C. Peylo (eds.), Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching, Konstliche Intelligenz, 4, 19-25.

Аннотация
Статья представляет обзор адаптивных и интеллектуальных технологий в среде Сетевого дистанционного обучения. Мы анализируем, какие виды технологий доступны в настоящее время, насколько легко они могут применяться в Сети, и каково место этих технологий в широкомасштабном Сетевом обучении.
6. Технологии и методы адаптивной гипермедиа
Brusilovsky, P., Methods and techniques of adaptive hypermedia. User Modeling and User-Adapted Interaction, 6 (2-3), pp. 87-129.
Аннотация
Адаптивная гипермедиа - это новое направление исследований в области адаптивных интерфейсов и интерфейсов, основанных на моделях пользователя. Системы адаптивной гипермедиа (АГ) формируют индивидуальную модель пользователя и применяют ее для адаптации к этому пользователю, адаптируя содержание гипермедиа-страницы к уровню знаний и целям пользователя или предлагая наиболее подходящие гиперссылки для дальнейшей навигации. В настоящий момент системы АГ используются в нескольких областях, характеризующихся двумя факторами:
* довольно большим размером гипермедиа,
* значительным разбросом пользователей этой гипермедиа по своим целями, а также уровню и составу знаний.
Данная работа представляет собой обзор исследований в области адаптивной гипермедиа. Основное внимание уделено методам и техническим приемам, используемым в АГ. В статье предложено несколько критериев для классификации систем, методов и технических приемов АГ. Наиболее существенные из них описаны в работе подробно.
7. Многопользовательские гипертекстовые дидактические словари
Luigi Colazzo, Marco Costantino, Multi-user Hypertextual Didactic Glossaries // International Journal of Artificial Intelligence in Education (1998), 9, 111-127.
Аннотация
В этой статье мы представляем прототип многопользовательского гипертекстового словаря который может улучшить усвоение знаний группой обучаемых, работающих в мультимедийных средах. Этот прототип словаря был создан для решения типичных проблем встречающихся при использовании традиционных электронных или печатных словарей: проблемы авторизации (the authoring problem), потеря контекста при чтении, а также тот факт что, традиционно словарь - это закрытая литературная работа, кроме того, трудности, с которыми сталкиваются обучаемые при использовании словарей для изучения иностранных языков, таких как итальянский. В прототипе словаря, представленном в этой работе, указанные проблемы решены или минимизированы. Для лучшего усвоения иностранных языков в словаре применен динамический базирующийся на основе слова (word-stemming) алгоритм. Словарь был разработан как объектно-ориентированная программа.
8. Разработка компьютерной языковой системы обучения японскому письму с использованием техники обработки естественного языка: Изучение страдательного залога
Yang, J. C., and Akahori, K., Development of Computer Assisted Language Learning System for Japanese Writing Using Natural Language Processing Techniques: A Study on Passive Voice. In Proceedings of the 8th World Conference on Artificial Intelligence in Education-Knowledge and Media in Learning Systems-- (AI-ED97). Kobe, Japan. 263-270.

Аннотация
Эта работа описывает разработку компьютерной языковой системы обучения (computer assisted language learning system- CALL-система) японскому письму с использованием техники обработки естественного языка (natural language processing - NLP-техника). Эта система может быть использована при письме для изучения японского страдательного залога с помощью WWW. Для выявления типов ошибок, возникающих при написании страдательного залога японского языка у студентов-иностранцев, авторы проводили тест и делали обзор вопросника. В результате этих исследований авторы классифицировали типы ошибок в японском страдательном залоге на 12 категорий, 65 видов и 228 ошибок. Эта классификация используется для анализа ошибок, проводимого системой. В этой системе авторы используют средства NLP (включая анализатор морфем и синтаксический анализатор), а затем добавляют анализ ошибок и обработчик обратной связи. Таким образом, система, давая обучаемому возможность свободно вводить предложения, может обнаружить ошибку в напечатанных (введенных обучаемым с клавиатуры) предложениях и выдавать обучаемому адекватные сообщения обратной связи. Кроме того, авторы предлагают механизм исправления обучаемым, позволяющий обучаемому корректировать напечатанные предложения самому, что поможет ему лучше понять те ошибки, которые он совершил. Этот механизм может быть рассмотрен как дополнение к блоку прогнозирования системы и как усиление эффективности данной CALL-системы.

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign