LINEBURG


страница 1
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования РФ
Казанский государственный технологический университет (КГТУ)
УДК 371.315.7:681.3
№ госрегистрации 01.200.208549
Инв.№ ______



УТВЕРЖДАЮ

Ректор КГТУ
д-р техн. наук, проф.

__________ С.Г. Дьяконов

05.01.03
Отчет
о научно-исследовательской работе
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(заключительный)
3233-8-3
Руководитель НИР,
Первый проректор КГТУ по УР
д-р пед. наук, проф.


____________

05.01.03


В.Г. Иванов
Ответственный исполнитель,
Начальник отдела ИТСО КГТУ,
канд. техн. наук, доц.


____________

05.01.03


И.Х Галеев
Казань-2003

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель НИР:
Первый проректор КГТУ по УР
д-р пед. наук, проф.


____________

05.01.03


В.Г. Иванов
Ответственный исполнитель:
Начальник отдела ИТСО КГТУ,
канд. техн. наук, доц.


____________

05.01.03


И.Х Галеев
Исполнители:

Проректор КГТУ по УР,
канд. техн. наук, проф.

____________

05.01.03

М.С. Ахмадуллин
Ведущий программист отдела ИТСО КГТУ

____________

05.01.03

В.И. Чепегин
Ведущий программист отдела ИТСО КГТУ

____________

05.01.03

С.А. Сосновский
Студент факультета управления и автоматизации КГТУ

____________

05.01.03

О.В. Колосов







Нормоконтролер

____________

05.01.03

И.Н. Кондратьев

РЕФЕРАТ
Отчет 200 с., 1 кн., 9 рис., 8 табл., 24 источников, 7 прил.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ИНТЕРНЕТ, ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ, НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Объектом исследования НИР являются технологии открытого образования (ОО).
Основной целью НИР является повышение квалификации субъектов учебного процесса в системе открытого образования путем организации единого информационного пространства для обмена мнениями, опытом между специалистами по информационным технологиям обучения, разработчиками программного обеспечения, преподавателями, менеджерами учебного процесса, администраторами информационно-образовательных сред и студентами.
В процессе работы проводилась следующая деятельность. Анализ проектов реализуемых в области ОО, выявление тенденций развития ОО в России и за рубежом. Организация регулярных тематических телеконференций, посвященных технологическим вопросам, возникающим при переходе к системе открытого образования. Выявление типовых проблем, их анализ, систематизация и распространение накопленного опыта их разрешения. Поиск и анализ информационных Web-ресурсов, посвященных проблемам открытого образования, распространение информации о конкурентных проектах в области ОО.
В результате работы был создан уникальный для России проект с открытым доступом, размещенный в сети Интернет. Проект поддерживает комплекс мероприятий, объединенных общей идеей и взаимодополняющих друг друга.
Степень внедрения. Восточно-европейская подгруппа Международного форума "Образовательные технологии и общество" успешно функционирует в информационно-образовательном пространстве РФ. Результатами проекта воспользовалось около 16 тысяч субъектов образовательного процесса.
Эффективность проекта измеряется степенью совершенствования ОО в России, которая не поддается количественной оценке. Косвенным показателем может служить количество участников подгруппы.
Результаты проекта широко применяются в системе образования РФ, что подтверждается составом участников Восточно-европейской подгруппы Международного форума "Образовательные технологии и общество".

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 12
1. Цели проекта 12
2. Основные составляющие проекта 12
2.1. Телеконференции 13
2.2. Журнал "Образовательные технологии и общество" 15
2.3. Web-сайт подгруппы 15
2.4. Анализ функционирования подгруппы за 2001 год 17
2.5. Международная конференция IEEE по передовым технологиям обучения (ICALT 2002) 20
2.6. Анализ функционирования подгруппы за 2002 год 26
3. Анализ зарубежного опыта организации и функционирования ОО 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ УЧАСТНИКОВ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОДГРУППЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО" НА 30.12.02 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СПИСОК МОДЕРИРУЕМЫХ ДИСКУССИЙ, ПРОВЕДЁННЫХ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОДГРУППОЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО" 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ СЕКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖУРНАЛА "EDUCATIONAL TECHNOLOGY & SOCIETY" ISSN 1436-4522 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ПЕРЕВОДОВ РАБОТ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СТРУКТУРА WEB-САЙТА ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОДГРУППЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО" 176
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СОСТАВЫ КОМИТЕТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ IEEE ПО ПЕРЕДОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ (ICALT 2002) 180
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ IEEE ПО ПЕРЕДОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ (ICALT 2002) 184

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМОВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ
БЗ
База знаний
ДО
Дистанционное обучение
ИОС
Интеллектуальная обучающая система
МВБШ
Московская высшая банковская школа
МЭСИ
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
ОО
Открытое образование
СГУ
Современный гуманитарный университет
AIEd
Artificial Intelligence in Education - Искусственный интеллект в обучении
ICALT
International Conference on Advanced Learning Technologies - Международная конференция по передовым технологиям обучения
IEEE
Institute of Electrical and Electronics Engineers - Институт инженеров по электротехнике и электронике (профессиональное объединение, выпускающие свои собственные стандарты; членами IEEE являются ANSI и ISO)
IFETS
International Forum "Educational Technology & Society" - Международный форум "Образовательные технологии и общество"
Internet
Интернет, международная компьютерная сеть
ISSN
International Standard Serial Number - Международный стандартный регистрационный номер
LTTF
Learning Technology Task Force - Специальная комиссия по технологиям обучения
off-line
Автономный, независимый режим работы при отключении от Internet
Web
Сокращенная форма записи World Wide Web (Всемирной паутины)
Web-сайт
Узел всемирной паутины (любой компьютер в сети Internet, обслуживаемый сервером всемирной паутины)

ВВЕДЕНИЕ
Система образования во всем мире переживает активную трансформацию под воздействием развития информационных технологий, особенно таких направлений, как средства телекоммуникаций, информационные базы данных и мультимедиа /1/.
Современное состояние ситуации, связанной с постоянным и устойчивым ростом интереса к применению новых компьютерных технологий в учебном процессе, а также прогнозируемые тенденции его дальнейшего роста позволяет говорить о масштабах и скорости перехода обучения в виртуальную среду, как о состоявшемся факте.
Об этом косвенно свидетельствуют также и высокие темпы прироста числа подписчиков Восточно-европейской подгруппы Международного форума "Образовательные технологии и общество" и увеличение количества посетителей сайта проекта.
Развитие сети Internet открывает новые перспективы дистанционного образования, при которых учащемуся поставщики услуг стараются обеспечивать возможности, свойственные традиционным видам обучения. Образование будущего видится, как открытое и дистанционное в самом широком смысле этих ключевых на сегодня терминов. Это объективная тенденция, отмечаемая большинством специалистов, занимающихся вопросами инноваций в образовательной сфере. Приведем в качестве примера высказывание П.Г. Щедровицкого, известного ученого, занимающегося методологией образования и технологиями обучения, взятое из его интервью: "Сегодня доехать из одной части мира в другую - проблемы нет, связаться с любой точкой планеты - проблемы нет. А вот получить нормальное образование в любой точке планеты - это проблема". Об этом же говорил и министр образования РФ В.М. Филиппов в интервью "Российской газете" от 20.04.2000: "...проблема доступности, на мой взгляд, наша первая главная проблема. К ней вплотную примыкает следующая - проблема качества образования".
Таким образом, в самой ближайшей перспективе основным средством доставки образования должна стать Глобальная Сеть. В настоящее время давно известная аббревиатура AIEd получила новую интерпретацию, отражающую современную тенденцию смещения парадигмы образования, "advanced interactive education" - усовершенствованное интерактивное обучение /2/. Обучаемый будет иметь возможность составить свой план обучения не выходя из дома по модульному принципу, т.е. выбрать для себя курсы у различных поставщиков исходя из соотношения цена/качество. В таких условиях курсы, разработанные небольшими группами профессионалов, владеющих современными образовательными технологиями, смогут конкурировать с курсами гигантов современного образовательного поля.
Такая картина, еще недавно казавшаяся фантастической, может стать реальностью в ближайшей перспективе. Очевидно, что в этом случае в конкурентной борьбе выиграет тот, кто сможет обеспечить наилучшее качество обучения. Для достижения этого имеются два пути. Первый и наиболее затратный - это содержание штата людей-тьюторов, при этом новые технологии влияют только на способ и форму доставки материалов, но интеллектуальное общение с обучаемым все также возлагается на живого человека-тьютора. Отметим, что именно этого пути в настоящее время придерживаются российские организации, активно продвигающие услуги открытого образования на нашем рынке (например, СГУ, МВБШ, МЭСИ). На сегодняшний день - это является основным подходом, который стал прочно ассоциироваться с открытым образованием и многими воспринимается как единственно возможный. Вторая возможность заключается в использовании технологий искусственного интеллекта в системах открытого образования. Очевидно, что второй путь более перспективен, т.к. материально более выгоден и не зависит от состояния педагога, т.к. его знания переносятся, хранятся, видоизменяются и активно используются посредством механизмов, реализованных в корпоративных БЗ.
Таким образом, актуальность исследования технологий построения ИОС не только не ослабевает, а напротив, все более усиливается. Справедливы замечания, касающиеся трудоемкости такого пути, выдвигаемых высоких требований к квалификации исполнителей. Но преимущества, заключающиеся в увеличении мобильности обучаемых, повышении технологичности процесса обучения и повышения требований к квалификации педагогов должны стать мотором структурных перемен в экономике нашей страны и их гарантией. Только начав движение в этом направлении мы снова сможем стать конкурентоспособными в мире и не только на сырьевом рынке. Аналогичных взглядов придерживается и П.Г. Щедровицкий. В своей статье в "Русском журнале" от 3 ноября 2000 года он пишет: "К 80-м годам система образования была одной из наиболее конкурентоспособных систем деятельности в СССР. За последние 10-15 лет эта система производила конкурентоспособный (по мировым стандартам) продукт и тем самым кредитовала все остальные системы деятельности за счет дешевизны специалистов. Заниженная цена человеческого капитала на нашем рынке труда позволяла предпринимателям продавать конечный продукт их деятельности по мировым ценам и получать прибыль. Сегодня можно констатировать, что эти стартовые условия конкурентоспособности отечественного образования закончились. Это уже начинает приводить к глубокому кризису системы образования".
Несмотря на актуальность развития средств интеллектуального дистанционного обучения, большинству существующих обучающих приложений для Web недостает таких качеств как изощренность, интерактивность и адаптивность, которые присущи ИОС. С другой стороны, ИОС могут приобрести от применения в них Web-технологий большую доступность, а Web-системы могут приобрести интеллектуальность и адаптивность ИОС. Это тезис неоднократно повторяется в последние годы повсеместно, в том числе и на ICALT в 2001 году (например, /3, 4/). В тематику Международной конференции ICALT 2002, проведенной Восточно-европейской подгруппой IFETS, которая прошла с 9 по 12 сентября в Казани, также были включены темы, затрагивающие различные аспекты открытого образования, и на ней присутствовали специалисты из различных стран, которые были в первую очередь заинтересованы повышением интеллектуального уровня, предоставляемыми их учебными заведениями, средств дистанционного образования. Несмотря на это на данный момент, Web-ИОС составляют незначительную часть от всех существующих дистанционных обучающих курсов.
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что дистанционное или открытое образование должно строиться на общем базисе тех наук, которые причастны к информатизации процесса обучения: психология, кибернетика, педагогика, компьютерные науки и т.д. и его развитие не возможно без дальнейших и глубоких исследовательских работ на стыке вышеперечисленных научных направлений. Такой, относительно недавно рожденной, отраслью наук стал искусственный интеллект в обучении, основным направлением в котором является создание ИОС. Популяризация и продвижение этого направления в России является основной задачей Восточно-европейской подгруппы Международного форума "Образовательные технологии и общество".

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Цели проекта
Основной целью данной НИР является повышение квалификации субъектов учебного процесса в системе ОО путем организации единого информационного пространства для обмена мнениями, опытом между специалистами в области информационных технологий обучения, разработчиками программного обеспечения, преподавателями, менеджерами учебного процесса, администраторами информационно-образовательных сред и студентами.
В соответствии с целью в рамках проекта предполагается следующая деятельность:
1) Анализ количественного и качественного состава проектов реализуемых в области ОО, выявление тенденций развития ОО в России и за рубежом.
2) Организация регулярных тематических телеконференций, посвященных технологическим вопросам, возникающим при переходе к системе открытого образования. Выявление типовых проблем, их анализ, систематизация и распространение накопленного опыта их разрешения.
3) Поиск и анализ информационных Web-ресурсов, посвященных проблемам открытого образования в России и за рубежом, распространение информации о конкурентных проектах в области ОО, налаживание взаимодействия с этими проектами.
2. Основные составляющие проекта
В проекте предусмотрено комплексное решение поставленных задач, то есть Подгруппа поддерживает множество мероприятий, объединенных общей идеей и взаимодополняющих друг друга.
2.1. Телеконференции
Одной из основных составляющих проекта является виртуальный форум (список рассылки, посредством которого организуются телеконференции в режиме off-line).
На нем обсуждается широкий круг вопросов информатизации образования, повышения его качества и доступности. Телеконференции делятся на две категории: формальные, модерируемые (проходящие под руководством модератора в заранее оговоренные сроки и по заранее оговоренным темам) и неформальные, немодерируемые (возникающие стихийно и не регламентируемые ни чем, кроме общих правил проведения дискуссий).
Участие в форуме бесплатно и общедоступно. На сегодняшний день количество зарегистрированных участников форума составляет 325 человек (см. приложение 1), среди них: свыше 270 представителей высшей школы (в том числе: 42 профессоров, 55 доцентов, 34 аспиранта, 16 студентов), 10 работников среднего образования, 37 представитель коммерческих структур.
За два года существования в форуме прошло около двадцати формальных и неформальных дискуссий. Общий объем дискуссионного материала составил более 800 писем. Список всех тем формальных дискуссий, с прилагаемыми стартовыми письмами модераторов содержится в приложении 2. Двухгодичный анализ мнений, высказываемых участниками телеконференций, позволил определить список наиболее "горячих" тем, собирающих максимальную аудиторию и генерирующих наибольшее количество дискуссионного материала. Среди таких тем неизменно присутствуют вопросы организации ОО и внедрения дистанционных форм обучения в учебный процесс. Количественный анализ всего дискуссионного материала показал, что около половины всех писем посвящено этим вопросам. 7 из 15 неформальных, и 3 из 9 формальных дискуссий, прошедших в Подгруппе за это время, были посвящены различным аспектам дистанционного и открытого образования. При этом зачастую, несмотря на то, что тема дискуссии не была непосредственно связана с проблематикой ОО и ДО, внимание участников постепенно смещалось к обсуждению именно этих вопросов. Наиболее характерным примером в данном случае может служить самая первая дискуссия, посвященная учебникам электронного издания (приложение 2, пункт 1). Большое внимание (около 20 выступлений из 50) было уделено авторским средствам создания дистанционных курсов и системам организации ДО, таким как Lotus Learning Space, WebCT и др. Это позволило организаторам уже на начальном этапе скорректировать список тем предстоящих дискуссий. Дальнейший опыт показал, что предложение к обсуждению практических вопросов организации ОО и ДО вызывает устойчивое повышение интереса среди участников.
В то же время качественный анализ дискуссионного материала выявил еще одну тенденцию, связанную с обсуждением вопросов ОО и ДО, а именно относительно слабый уровень теоретической и методической подготовки большинства участников и, что более важно, недостаточно высокий интерес к обсуждению данных проблем с точки зрения теорий обучения и методик преподавания материала. Акценты в дискуссиях смещались, в основном, в сторону обмена опытом и обсуждения практических вопросов использования тех или иных технических средств. Это наглядно продемонстрировала дискуссия, посвященная вопросам классификации и терминологии технических средств обучения (приложение 2, пункт 5).
Таким образом, на наш взгляд, достаточно серьезной проблемой является тот факт, что в настоящее время для большой части российских специалистов "ОО" представляется лишь модным, вызывающим интерес термином. При этом не осознается необходимость серьезной методической и методологической работы. В современном образовательном сообществе уже "общим местом" стали словосочетания "Открытое образование" и "Дистанционное обучение". Эти понятия настолько широко вошли в культуру и современный язык, что их первоначальный смысл уже неизвестен большинству членов современного общества. Из 70 опрошенных нами студентов-магистрантов двух ВУЗов г. Казани ни один не смог дать более-менее четкой трактовки этих терминов. Более того, многие преподаватели, призванные служить механизмом обновления и развития образовательной среды, не представляют что такое открытое образование/дистанционное обучение. В большинстве случаев эти термины понимаются на тривиально-бытовом уровне и служат синонимами заочной формы обучения.
2.2. Журнал "Образовательные технологии и общество"
За последние годы основной целью многих профессиональных обществ было перемещение их научных изданий из печатного вида в электронный. Официальный печатный орган IFETS - Международный журнал "Educational Technology & Society" (ISSN 1436-4522) с 1998 года (со дня основания) выходит в электронном виде и свободно доступен через Internet (http://ifets.ieee.org/periodical/). Журнал выходит 4 раза в год.
С момента своего основания Восточно-европейская подгруппа IFETS издает русскоязычную секцию в данном журнале (http://ifets.ieee.org/russian/index.html). Была сформирована редколлегия и коллектив экспертов. К настоящему моменту вышло 11 номеров, 58 статей общим объемом более 550 страниц (приложение 3). Помимо традиционных статей, в журнале публикуются обзоры программного обеспечения учебного назначения, а также Web-сайтов и книг, посвященных информационным технологиям образования, кроме того, журнал содержит резюме наиболее интересных дискуссий (как формальных, так и неформальных), проводимых в форуме. Статьи публикуются в журнале на основе независимого экспертного отбора. В среднем отбор проходит и принимается к опубликованию около 60% подаваемых работ.
2.3. Web-сайт подгруппы
С момента организации Восточно-европейской подгруппы вся деятельность поддерживается в глобальной сети Internet на Web-узле http://ifets.ieee.org/russian/ (рис. 1). Web-узел основной англоязычной секции расположен по адресу: http://ifets.ieee.org/.



Рис. 1. Первые страницы Web-сайтов Восточно-европейской подгруппы IFETS и Основной секции IFETS
(a - Восточно-европейская подгруппа, b - основная секция)
Web-сайт подгруппы содержит около 850 файлов, в которых хранится более 60 мегабайт оригинальных материалов. Вся информация может быть разбита на три группы:
1) общая информация о подгруппе, цели создания и философия проекта, новости, инструкции для участников, формы регистрации и т.п.;
2) издания Восточно-европейской секции Международного журнала "Educational technology & Society" (приложение 3);
3) база научных ресурсов, включающая аннотированный и систематизированный каталог Internet-ссылок, архивы прошедших дискуссий (приложение 2), библиотека переводов (приложение 4) и другая полезная посетителям информация.
Общая структура сайта, (см. приложение 5) обеспечивает возможность дальнейшего расширения и адаптации проекта к запросам целевой группы.
2.4. Анализ функционирования подгруппы за 2001 год
Результаты, достигнутые в течение выполнения проекта в таком виде деятельности, как поддержка и развитие Web-сайта подгруппы за первый 2001 отчетный год, оценивались и анализировались. Информация для анализа была получена, в основном, с помощью служб статистики Web-систем SpyLog.ru, Rambler.ru и Mail.ru.
На рисунках 2 и 3 отражено распределение посетителей Web-сайта подгруппы по регионам России и по странам соответственно за период с 15.01.02 по 15.02.02.

Рис. 2. Отчет "Статистика. Регионы".
(Отчет предоставлен Web-системой Rambler.ru. Ресурс http://ifets.ieee.org/russian)


Рис. 3. Отчет "Статистика. Страны".
(Отчет предоставлен Web-системой Rambler.ru. Ресурс http://ifets.ieee.org/russian)
Согласно отчетам, предоставленным системой SpyLog.ru, с середины августа 2000 года по декабрь 2001 года на сайте подгруппы побывало около 9 тысяч уникальных посетителей, в том числе около 7 тысяч из России, около тысячи с Украины, около 500 из других стран СНГ. Регистрировались многочисленные посещения и из стран дальнего зарубежья (США, Германии, Канады, Израиля, Австралии, всего более чем из 50 стран мира). Распределение посетителей по городам выглядит следующим образом: Москва - около 3000 человек, Санкт-Петербург - около 700, Новосибирск, Казань, Краснодар, Самара - более 200, Кемерово, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Томск, Красноярск - более 100, Йошкар-Ола, Омск, Челябинск, Великий Новгород, Екатеринбург, Владивосток - более 70 (всего около 150 городов). Лидерство Москвы и Санкт-Петербурга объясняется, прежде всего, большим размером целевой аудитории, а также более высоким уровнем технической оснащенности.
Исследования статистики посещаемости Web-сайта показывают, что аудитория списка рассылки довольно чутко реагирует на проводимые в подгруппе мероприятия. Пики активности приходятся на издание номеров журнала, публикацию переводов зарубежных авторов и т.п.
Статистика распределения количеств посещений сайта по времени суток показывает, что наиболее часто сайт посещали с 9 по 21 часа по московскому времени. Эти данные хорошо коррелируют с отчетом распределения посетителей по странам. Оба отчета указывают на тот факт, что основную часть аудитории составляют пользователи из европейского региона России и Украины.

Рис. 4. Отчет "Часы посещения".
(Отчет предоставлен Web-системой Rambler.ru. Ресурс http://ifets.ieee.org/russian
Посещаемость сайта является одной из наиболее часто запрашиваемых характеристик, и на данный момент считается одной из наиболее признанных оценок его состояния. По данным системы SpyLog.ru на протяжении 2001 года на сайте каждый месяц бывает около полутысячи человек. Проведенный качественный анализ указывает на то, что аудитория посетителей, приходящих на ресурс, является целевой, т.е. посетители, приходящие на ресурс возвращаются на него на регулярной основе. Об этом же свидетельствует рост таких двух характеристик, как "ядро аудитории" и "активная недельная аудитория" (рис. 5).



Рис. 5. Отчет "Часы посещения".
(Отчет предоставлен Web-системой SpyLog.ru. Ресурс http://ifets.ieee.org/russian)
2.5. Международная конференция IEEE по передовым технологиям обучения (ICALT 2002)
C 9 по 12 сентября 2002 года в Казани прошла Международная конференция IEEE по Передовым Технологиям Обучения. Она собрала вместе около 150 исследователей, теоретиков и практиков, принимающих активное участие в процессе проектирования и разработки новых технологий обучения из 38 стран со всех континентов Земного шара. Научное обсуждение проблем, возникающих при обеспечении учебного процесса техническими средствами, помогло в определении наиболее актуальных направлений дальнейших исследований, а также будет способствовать успешной реализации существующих технологий на практике, в реальном учебном процессе.
Конференции серии ICALT представляют собой ежегодные научные мероприятия, организуемые Специальной Комиссией по обучающим технологиям при Компьютерном Обществе IEEE (IEEE LTTF) и Международным Форумом "Образовательные технологии и Общество" (IFETS). Две предыдущие конференции из этой серии прошли в Новой Зеландии и США. Последняя из них собрала около 200 участников из 31 страны мира. Конференции 2003 и 2004 годов запланировано провести в Греции и Финляндии.
ICALT в 2002 году проводился в Казани (Татарстан, Россия). На ICALT 2002 принимались работы как на английском, так и на русском языках. По оценкам экспертов за последние 5-8 лет в России не проводилось столь значимых международных событий в области информационных технологий образования. Все участники оценили качество работ, поданных на конференцию, и ее организацию, как отличные.
Основными организаторами ICALT 2002 являлась Восточно-европейская подгруппа Международного форума "Образовательные технологии и Общество" (IFETS East-Euro) и ее члены, принимавшие участие в организационном, программном комитетах этой конференции, а также сформировавшие русскоязычную часть экспертного совета. ICALT 2002 помогла установлению творческих и деловых контактов между участниками из разных стран мира. Для привлечения внимания к событию со стороны как можно большой аудитории был создан двуязычный сайт конференции, содержащий всю необходимую информацию для авторов и участников ICALT (рис. 6). Было зарегистрировано свыше 12000 уникальных посетителей сайта.


Рис. 6. Сайт международной конференции ICALT 2002
Работа по подготовке столь масштабного мероприятия велись большим коллективом представителей научных кругов из 18 стран мира, разбитых на несколько комитетов, каждый из которых отвечал за свой участок работы. Комитеты формировались по принципу авторитетности ученых в области информационных технологий обучения. Список комитетов и их председателей приведен в приложении 6.
На ICALT 2002 принимались работы, опирающиеся на серьезную теоретическую базу и демонстрирующие актуальные, ранее не описанные научные и практические результаты, полученные в результате экспериментальных и/или теоретических изысканий, которые отвечают на один или более проблемных вопросов или указывают на пути их решения. Также принимались обзорные статьи, если они опираются на большое количество источников, делают вклад в выбранную область исследований и затрагивают новые аспекты и перспективы, указывающие будущие направления исследований.
В этом году ICALT предоставил трибуну, в первую очередь, тем, кто предлагал новые методы, средства и критерии успешного развития средств аудиовизуальной информации (медиа-технологий). Традиционно внедрение медиа-технологий в обучение основывалось на совокупности теоретической и творческой составляющих. В последнее время наблюдается возникновение общих связующих положений между этими двумя (часто противоречивыми) первоосновами.
Первым источником этой взаимосвязи является то, что при внесении в процесс обучения медиа-технологий обучаемые сами становятся активными участниками этого процесса. Во-вторых, в практике обучения постепенно получает признание тот факт, что оно зависит от эстетических, эмоциональных и социальных факторов. В WWW возникают новые (виртуальные) учебные сообщества, целью которых является развитие у обучаемых стремления к самосовершенствованию. В-третьих, существует множество удачных средств обучения, первоначально не предназначенных именно для сферы обучения: программы моделирования, экспертные системы, агенты, виртуальная реальность и различные средства коммуникации в WWW.
Обучение является сложным многогранным процессом, что позволяет извлекать пользу от использования в нем всевозможных новых средств на всем его протяжении от обучающих систем до интерактивных игр. Связующим фактором между обучением и развитием медиа-технологий является культурное наследие, аккумулирующее новые жанры, стили, новые этические отношения возникающие в процессе обучения и воспитания. Нашей обязанностью в данном случае является помощь обучаемым в процессе осознания собственной индивидуальности и причастности к оказанию помощи другим обучаемым.
ICALT 2002 предложил авторам исходя из собственного опыта, интуиции и убеждений отразить в своих работах темы, наиболее интересные для обсуждения с научной точки зрения. Чем точнее и конкретнее выражались идеи в терминах средств медиа и новых технологий обучения, тем больший интерес они вызывали у участников.
Основное внимание уделялось направлениям исследований, наиболее актуальными с научной точки зрения, а также представляющим практический интерес для реального процесса обучения.
Основная тематика конференции была посвящена вопросам проектирования и разработки передовых технологий обучения. При этом авторы могли выходить за рамки следующих предлагаемых направлений.
* Адаптивные и интеллектуальные системы;
* Применение мультимедиа и гипермедиа;
* Средства искусственного интеллекта в обучении;
* Практическое использование теорий обучения;
* Архитектура обучающих систем;
* Организация новых учебных сообществ;
* Совместное/групповое обучение;
* Креативные методы проектирования обучающих медиа-технологий;
* Дистанционное обучение;
* Оценка обучающих систем;
* Интегрированные среды обучения;
* Интернет-системы;
* Тестирование и оценивание знаний;
* Непрерывное обучение;
* Новые медиа-технологии для поддержки обучения в условиях многообразия культур;
* Метаданные для учебных ресурсов;
* Использование авторских средств;
* Роботы в обучении;
* Социально-ориентированные интеллектуальные агенты;
* Передовые технологии изучения естественных языков;
* Стратегии обучения/изучения;
* Виртуальная реальность.
Пленарное заседание конференции было проведено в Академии Наук Республики Татарстан, на котором выступили вице-премьер Правительства РТ, ректора ВУЗов Казани и т.д. Более подробно с данной информацией можно ознакомиться в приложении 7, которое содержит полную программу мероприятия. Секционные заседания, семинары и школы проходили в санатории "Санта". В рамках конференции помимо работ секций было проведено два круглых стола и два мастер-класса по наиболее острым вопросам развития исследований в области новых технологий обучения.
Научный семинар "Critical Success Factors for Implementing eLearning" был проведен известными европейскими специалистами Maggie McPherson и Dr. Jose Miguel Baptista Nunes и поднял проблемы электронного образования, как в части управления, администрирования, так и в плане научной и учебной составляющих.
Круглый стол "Computer-facilitated Community Building for E-Learning" был проведен под руководством профессора Университета г. Твенте из Голландии Anton Nijholt с целью повышения мотивации участников построения новых обучающих технологий на основе уже имеющегося теоретического и практического материала, опубликованного в научных изданиях.
Круглый стол "Intelligent support of web-based knowledge assessment system" был организован профессорами Каунасского Университета, Литва Kazys Baniulis и Bronius Tamulynas. Были изложены основные идеи и возможности интеллектуальной поддержки процесса оценки знаний высокого уровня (в соответствии с 6 категориями познания - вспоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка) с помощью компьютера. К обсуждению предлагалась точка зрения на компьютерное тестирование при которой основное внимание уделяется вопросам на графическое конструирование. Были продемонстрированы возможности реализации интеллектуального управления процессом познания на основе систем контроля знаний для средней школы.
Статьи, а также материалы проведения круглых столов и школ, представленные для участия на ICALT 2002, были опубликованы в трудах конференции, которые распространялись во время проведения ICALT 2002. Все материалы, опубликованные в трудах конференции, получили статус публикации IEEE Computer Society. Сборнику трудов был присвоен международный номер публикации ISBN 0-473-08801-0. Информация по поданным работам на конференцию представлена в таблице 1.
Таблица 1. Статистика работ, поданных на конференцию ICALT 2002
Россия и ближнее зарубежье
(по городам)
60
Дальнее зарубежье
(по странам)
103
1
2
Россия
49
Китай
14
Казань
14
Греция
10
Владивосток
4
Тайвань
9
Курск
4
Германия
6
Москва
3
Малайзия
6
Йошкар-Ола
3
США
5
Краснодар
2
Япония
5
Самара
2
Бразилия
4
Санкт-Петербург
2
Великобритания
4
Пенза
2
Испания
4
Ростов-на-Дону
2
Франция
4
Челябинск
2
Австралия
3
Дубна
1
Мексика
3
Нальчик
1
Румыния
3
Нижний Новгород
1
Голландия
2
Переславль
1
Сингапур
2
Петрозаводск
1
Финляндия
2
Рузаевка

страница 1
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign