LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Студенты Вузов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную, специальную.
Комплектование групп осуществляет врач. Основными критериями для включения в специальную медицинскую группу (СМГ) являются то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием.
Нарушение телосложения и осанка у студентов составляют серьезную проблему. В большинстве случаев эти нарушения являются следствием недостаточной физической нагрузки на организм и скелет в раннем возрасте. Известно, что форма позвоночника в значительной степени определяет внешний вид человека. Причиной дефектов осанки чаще всего оказывается обычная слабость мускулатуры, которая может возникнуть при продолжительном неправильном сидении, вредном влиянии учебных и профессиональных занятий, неправильной позе во время сна.
Позвоночник - часть скелета, осевой орган, костяк, служащий органом движения и опоры. Основные движения позвоночника осуществляются по следующим осям и плоскостям:
* фронтальной - наклоны туловища влево и вправо;
* сагиттальной - сгибание и выпрямление туловища;
* горизонтальной (вертикальная) - повороты туловища направо, налево.
Сколиозом называется искривление позвоночника во фронтальной плоскости (боковые искривления). Это прогрессирующее заболевание. Различают врожденный и приобретенный сколиоз. Специальная тренировка опорно-двигательного аппарата осуществляется путем применения лечебной гимнастики (при любой степени сколиоза). В отношении двигательного аппарата специальные упражнения позволяют увеличивать подвижность в отдельных суставах, воздействовать на функцию отдельных мышц. Упражнения подбираются для каждого человека индивидуально, в зависимости от характера и степени заболевания.
Одним из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью студентов, а с также длительной нагрузкой на позвоночник являются физкультурные паузы между занятиями: дыхательные, расслабляющие и укрепляющие для мышц плечевого пояса, и верхних конечностей, мышц спины. На этих занятиях необходимо предусмотреть сохранение правильной осанки, волевой контроль над ней. Наряду с лечебно-корригирующей гимнастикой для позвоночника следует включать в физкультминутку мероприятия, направленные на укрепление мышц стопы, для чего необходимо применять специальные физические упражнения и массаж. Напомним, что спортивные занятия, особенно аэробика, помимо положительного влияния на тренировку мышечной системы развивают ряд двигательных качеств и обладают высокой эмоциональностью.
Урок лечебной гимнастики состоит из 3-х разделов: подготовительного, основного, заключительного.
При различных патологических отклонениях позвоночника в процессе занятий лечебной гимнастикой решаются задачи, определяющие подбор упражнений:
* формирование навыков правильной осанки;
* разгрузка позвоночника;
* укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса;
* исправление имеющихся дефектов.
Подготовительная часть должна занимать 12 - 15% общего времени, здесь применяются общеукрепляющие симметричные упражнения; незначительное количество симметричных, корригирующих упражнений. Большое значение имеет ходьба.
Основная часть занятий составляет 7 - 8% общего времени. Эта часть отводится на упражнения в условиях нагрузки (стоя) и разгрузки (лежа) позвоночника (почти в равной степени). Если мышечный корсет слабый, занятия проводятся больше лежа. В конце основной части проводятся игры, эстафеты.
Заключительная часть занятий занимает 5 - 8% общего времени и состоит в основном из дыхательных упражнений и упражнений на расслабление. Заканчивать занятия следует проверкой осанки.
В процессе проведения групповых занятий необходимо выделять время для выполнения индивидуальных, "своих" упражнений на исправление имеющихся дефектов.
Занятия лечебной гимнастикой требуют больших волевых усилий, внутренней дисциплины и регулярности. Лечебный эффект достигается в том случае, если занятия проходят 5-6 раз в неделю по 15-20 минут или 2-3 раза в неделю по 45-60 минут.
Одежда для занятий может быть любая, но не затрудняющая дыхания и выполнения движений. К физкультурному залу необходимо предъявлять повышенные санитарно-гигиенические требования, так как большинство физических упражнений выполняются на полу в положении лежа.
При наличии бассейна целесообразно посещать занятия по плаванию (2 раза в неделю), при плавании, благодаря отсутствию значительных статических усилий, вырабатываются плавность движений и умение расслаблять мышцы тела, в частности спины.

РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Важным средством физического воспитания студентов, особенно с нарушением состояния здоровья, является использование природных факторов: солнца, воздуха и воды. Известно, что эффекты, возникающие при воздействии естественных факторов, не требуют сознательных усилий и возникают непроизвольно. Это позволяет осуществлять закаливание.
2. Необходимой составной частью процесса физического воспитания и оздоровления студентов с деформацией позвоночника являются самостоятельные занятия:
* утренняя гимнастика;
* домашние задания по выполнению специальных упражнений;
* участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
* самостоятельные занятия физическими упражнениями;
Следует осваивать комплексы лечебной гимнастики постепенно, повторяя каждое упражнение в зависимости от своего физического состояния, прибавляя через тренировку по одному повторению. Пульс во время занятий не должен возрастать более чем в два раза по сравнению с покоем (Н.М. Амосов, 1998).
Успех профилактики и лечения зависит не только от хорошей работы, но и от активного участия в ней студенческой молодежи.

Библиографический список
1. Чтобы спина не болела. - М.: Советский спорт, 1993.
2. Нордемар Р. Боль в спине. - М.: Медицина, 1988.
3. Хачатуров Р.С. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозе: Учебно-методическое пособие. - Л, 1988.
4. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. - М.: Владос, 1999.
??

??

??

??




284
Преподавание в высшей школе






321
Преподавание в высшей школе










<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign