LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

проекта и возможностей их использования в других
«Конструктор конкурсов педагогических инициатив»,
регионах страны.
«Гостевая книга», «Доска объявлений».
• Обеспечение педагогов и методистов системы общего
3. Модуль мониторинга: сбор информации о функциони
и начального профессионального образования в реги
ровании региональной системы РКЦ ММЦ. Включает
оне регулярной профессиональной консультационной
в себя инструментальные средства «Состояние ин
поддержкой в области информатизации образования.
форматизации учреждений общего и начального про
• Предоставление специалистам и экспертам НФПК, фессионального образования в регионе проекта
приглашенным экспертам и специалистам системы ИСО», «Мониторинг функционирования системы РКЦ
РКЦ ММЦ расширенных возможностей для сбора и




Б. М. Позднеев, директор Отраслевого специализированного ресурсного центра регистрации,
стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования
(ОСРЦ ИР/МГТУ «Станкин»):

Цифровые учебно методические комплексы нового поколения, создаваемые в рамках
проекта ИСО, — это новый класс продукта, для которого должны быть обоснованы
технические, методические и эргономические требования. Эти комплексы не просто
будут храниться в школьной библиотеке, в столе или компьютере учителя. Они
должны быть размещены в режиме открытого доступа в современных образователь
ных средах (порталах, электронных библиотеках). Обеспечить их эффективное ис
пользование в новых образовательных средах — сложная задача, требующая новых
подходов к рубрикации и метаописанию этих специфических ресурсов. Выполнить
такую задачу — значит вывести информатизацию российской системы образования
на качественно новый уровень.


4 обработки мониторинговой информации и материа ММЦ», «Подготовка и представление отчетности ММЦ
8 лов текущей отчетности о функционировании системы по проекту».
РКЦ ММЦ в регионе.
Сборник информационно методических материалов




ИМС размещается на серверах РКЦ. Отдельные инст
• Предоставление педагогам и методистам региона
рументальные средства могут распределенно устанавли
возможностей для общения, обмена опытом, группо
ваться и на серверах РММЦ.
вой работы.
Структурной частью ПК ИМС являются сайт РКЦ и
сайты всех ММЦ. Они выполняют роль представления те
• Предоставление учреждениям образования, муници
кущей деятельности центров и являются точками доступа
пальным управлениям образования, педагогам и ме
к инструментальным средствам ПК ИМС. Пройдя систему
тодистам расширенных возможностей для создания
авторизации на соответствующем сайте, пользователь
сайтов и web страниц.
получает доступ к тем ресурсам, на которые ему выделе
Информационная методическая среда региональной ны административные права.
системы РКЦ ММЦ будет технологически реализована в Поскольку ПК ИМС является единой программной
виде Программного комплекса инструменталь средой для всей системы РКЦ ММЦ в регионе проекта, то
ных средств и баз данных (ПК ИМС). ПК ИМС строится и все сайты представляют собой единое информацион
мационные методические среды будут являться эле
ное пространство с общими инструментальными средст
ментами единой системы мониторинга за ходом реа
вами. База данных пользователей ПК ИМС и система их
лизации проекта.
авторизации также являются едиными для всех сайтов.
Задачами программы «Поддержка региональных
• Будут сформированы механизмы деятельности систем
проектов в области информатизации образования»
РКЦ ММЦ, обеспечивающих их функционирование
(С5) являются привлечение к проекту других регионов, акти
после завершения проекта.
визация их деятельности в области информатизации обра
зования, модернизации региональных программ информа
тизации на основе результатов проекта и распространение
результатов проекта. В рамках данного подкомпонента в
2007 г. будет финансироваться конкурс среди регионов, не В. А. Королев, директор Республиканского центра
участвующих в пилотной стадии проекта. Результатом кон экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций
курса должен явиться выбор 13 новых регионов. в образовании:

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Уже более двадцати лет «информатизация
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
РКЦ ММЦ общего образования» шагает по стране. Иници
ированные сверху, непрерывно накатывались
• В регионах проекта будет сформирована инфраструк
волны очередной «программы информатиза
тура и кадровый потенциал для методической под
держки профессиональной деятельности педагогов и ции». Появление новой информационной техно
учебной деятельности учащихся на местах на основе
логии практически сразу «примерялось» в сфере
использования ИКТ — будет создано 232 межшколь
школьного образования. Но всегда чувствова
ных методических центра.
лась неудовлетворенность учителя результа
• Подготовлено свыше 1,5 тыс. методистов и педагогов
тами работ в этой области. Нет компьюте
центров.
ров, нет сетевой среды, нет образовательных
• Все учреждения общего и начального профессио программных продуктов, нет хорошо анноти
нального образования регионов проекта (около 6,5
рованного (проэкспертированного) перечня ин
тыс.) получат постоянную методическую, информаци
формационных ресурсов, нет технологии пост
онную и техническую поддержку, а также доступ к со
роения учебного процесса или образовательной
временным образовательным информационным ре
сурсам на базе межшкольных методических центров.
деятельности с эффективным использованием
современных ИК технологий. Такова реакция
• Около 150 тыс. педагогических работников в регио
учительского корпуса. Новый проект, запущен
нах проекта получат консультационную поддержку в
области использования ИКТ в учебном процессе.
ный в НФПК, нацелен на решение ряда задач, в
конечном итоге позволяющих довести резуль
• Цифровые образовательные ресурсы и учебные мате
риалы нового поколения будут использоваться в 50% таты работ непосредственно до школы. Хо
школ и учреждений начального профессионального
чется надеяться, что на примере небольшого
образования регионов проекта.
числа пилотных регионов будет отработана
• Не менее 50 тыс. педагогических работников учреж технология эффективного внедрения созданных
дений общего и начального профессионального обра
коллекций информационных источников в обра
зования в регионах проекта пройдут обучение на базе
зовательную деятельность.
учреждений системы РКЦ ММЦ с использованием
учебно методических материалов нового поколения,
разработанных в компонентах А и В.

• В регионах проекта будет проведено не менее 56 кон
курсов по поддержке педагогических инициатив в об
ласти использования ИКТ в учебной деятельности (по
8 конкурсов в каждом регионе).

• Для работников образования в каждом регионе про
екта будет проведено 47 региональных семинаров, по
58 муниципальных семинаров в каждом ММЦ.

• Будут сформированы 7 информационных методичес
ких сред системы РКЦ ММЦ (по одной в каждом реги
оне проекта), включающих хранилища цифровых об
разовательных ресурсов и учебно методических ма
териалов нового поколения и позволяющих
представить и распространить опыт регулярной мето
дической поддержки педагогов на базе ММЦ в обла
сти использования ИКТ в учебном процессе. Инфор
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ




10.
ПО КОМПОНЕНТУ A
Число объектов в национальной образователь
ной коллекции. Значение индикатора определяется по
числу объектов, фактически поступивших в коллекцию и
прошедших экспертизу на соответствие требованиям тех
нического задания. Данные передаются в НФПК в конце
каждого квартала.
Число сформированных комплектов цифро
вых образовательных ресурсов к действующим
учебно методическим комплексам. Значение инди
катора определяется в мае 2007 г. программным коорди
натором НФПК как число завершенных контрактов на
формирование комплектов ЦОР к действующим УМК.
Оценка Число разработанных инновационных учебно
методических комплексов. Значение индикатора оп
результатов ределяется в августе 2007 г. программным координато
ром НФПК как число завершенных контрактов на разра
проекта ботку ИУМК.



ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
В проекте ИСО, как и во всех других программах
ПО КОМПОНЕНТУ B
Всемирного банка, значительное внимание уделяется
созданию механизма внутренней оценки и контро
ля качества выполняемых работ. В ходе реализации Число разработанных программ подготовки и
повышения квалификации работников образова
столь масштабного проекта неизбежны различного ро
ния в области использования ИКТ в профессио
да отклонения от намеченной стратегии развития, сбои
нальной деятельности. Значение индикатора опреде
в деятельности организаций исполнителей, рассогласо
вания между звеньями формируемой инфраструктуры и ляется координатором компонента на основе промежу
т.д. Постоянное отслеживание эффективности осуществ точных отчетов по контрактам, представляемым в НФПК
ления запланированных мероприятий, анализ промежу исполнителями работ по соответствующим техническим
точных результатов и оперативное устранение возника заданиям два раза в год (в конце второго и четвертого
ющих проблем — важнейшее условие успешности всего кварталов).
Число работников образования, повысивших
проекта.
квалификацию по программе базовой ИКТ компе
В Соглашении о займе между Российской Федераци
тентности. Значение индикатора определяется по
ей и МБРР, подписанном 7 декабря 2004 года, указано:
«Заемщик через НФПК должен ... проводить постоянный числу работников образования, повысивших квалифика
мониторинг и оценку хода выполнения Проекта и дости цию по базовой ИКТ компетентности, включая работни
жения его целей, в соответствии с показателями, прием ков образования в регионах проекта и других регионах,
лемыми для Банка». где будет организовано указанное повышение квалифи
С целью осуществления такого мониторинга группой кации. Для оценки ИКТ компетентности работников об
разработчиков проекта предложена целостная система разования в рамках компонента В проекта ИСО будут
индикаторов. Среди множества возможных показате разработаны контрольно измерительные материалы.
лей были отобраны те, которые в наибольшей мере отве Также будут созданы централизованные базы данных
чают целям и задачам проекта ИСО, подчеркивая его слушателей, прошедших тестирование на ИКТ компетент
роль в информатизации системы общего и начального ность. Данные передаются исполнителем в НФПК еже
профессионального образования и системы повышения квартально.
Число подготовленных сетевых преподавате
квалификации работников образования в России. Инди
лей и педагогов кураторов по интернет обуче
каторы отражают как федеральную, так и региональную
5 нию. Значение индикатора определяется по числу подго
составляющие проекта ИСО, которые, в свою очередь,
0 распределяются по трем компонентам проекта. При этом товленных сетевых преподавателей (учителей предмет
среди региональных индикаторов выделяются так назы ников), ведущих обучение учащихся с использованием
Сборник информационно методических материалов




ваемые «интегральные» индикаторы, значение которых Интернета, и педагогов кураторов (воспитателей, родите
получается в результате совокупной, системной деятель лей), которые курируют интернет обучение школьников
ности всех компонентов проекта. на местах (в школе, дома, во внешкольном учреждении).
Данные предоставляются в НФПК по итогам каждого из
трех этапов выполнения работ (соответственно в мае
2006, 2007 и 2008 гг.).
Число школьников, обучающихся дистанцион
но в рамках проекта (в том числе проживающих
в сельской местности). Значение индикатора опреде
ляется по числу школьников первого года обучения
(10 класс) и школьников второго года обучения (11 класс),
обучающихся в общеобразовательных школах по програм
мам профильного обучения посредством сети Интернет, а
также по числу школьников, обучающихся в заочных шко руют текущее состояние образовательного учреждения в
лах по программам углубленного изучения предметов. процессе его информатизации.
Данные по профильному интернет обучению школьников Сравнивая состояния школ в процессе информати
собираются исполнителем соответствующего технического зации, можно говорить о том, насколько они близки
задания и предоставляются в НФПК в мае 2007 и 2008 гг. между собой. Для этого используются методы кластерно
Первичные данные по заочным школам собираются и пре го анализа. Они позволяют не только выделить сложив
доставляются в НФПК в июне 2006 г. Итоговые данные по шиеся на сегодня схожие группы школ, но и оценивать
заочным школам предоставляются в НФПК в июне 2007 и изменение их положения как относительно исходной со
2008 гг. заочными школами, получившими целевое фи вокупности объектов, так и относительно своих предыду
нансирование в рамках проекта ИСО. щих состояний.
Число подготовленных специалистов в облас Информация, полученная посредством анкетирова
ти разработки цифровых образовательных ре ния, будет дополняться развернутыми описаниями опыта
сурсов. Значение индикатора определяется по числу информатизации отдельных «фокусных» школ в каждой из
подготовленных разработчиков ИУМК в рамках компо выделенных групп. Такие подготовленные по единой фор
нента B проекта ИСО (во втором квартале 2006 г.) и числу ме «истории информатизации» размещаются на школь
подготовленных членов головных групп авторов и разра ных сайтах. С ними могут знакомиться члены других
ботчиков ЦОР (в четвертом квартале 2007 г.). школьных команд, обсуждающие стратегию развития
своего учебного заведения.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ
ИНДИКАТОРЫ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ПО КОМПОНЕНТУ A
Число выпускников основной школы (9 класс) в
регионах проекта, демонстрирующих компе Число созданных апробационных площадок.
тентность в области информационных и комму Значение индикатора определяется органом управления
никационных технологий. Ежегодно в марте — апре образованием региона проекта по числу созданных апро
ле на базе ММЦ всех пилотных регионов будет прово бационных площадок. Данные собираются в сентябре
диться тестирование не менее 10% учащихся от числа 2005 г. и подтверждаются в сентябре 2006 и 2007 гг.
Процент школ регионов проекта, получивших
выпускников основной школы. Тестирование будет про
учебные материалы нового поколения, разрабо
ходить с помощью специализированного инструмента
танные в проекте. Значение индикатора определяет
для автоматизированной оценки информационной и ком
муникационной компетентности школьников, который ся по результатам передачи в образовательные учрежде
предполагается разработать в рамках проекта (компо ния учебных материалов нового поколения. Данные пе
нент В). В мае каждого года статистика тестирования бу редаются специалистами РКЦ в НФПК в начале 2006,
дет передаваться из РКЦ в НФПК для формирования 2007 гг. и во втором квартале 2008 г. Ожидаемый пока
сводных данных по всем регионам проекта. затель на конец второго квартала 2008 г. — 100%.
Число учителей в регионах проекта, демон Процент школ регионов проекта, включив
стрирующих ИКТ компетентность. Значение ших учебные материалы, разработанные в проек
те, в программы обучения по предметам. Значе
индикатора определяется по числу учителей в регио
нах проекта, демонстрирующих ИКТ компетентность, ние индикатора определяется на основании результатов
включая учителей, прошедших повышение квалифика регулярного анкетирования образовательных учрежде
ции, и учителей, прошедших тестирование без обуче ний с помощью электронной формы «Матрица информа
ния. Данные передаются исполнителем в НФПК еже тизации образовательного учреждения», функционирую
квартально. щей в рамках Информационной методической среды ре
Число общеобразовательных школ и учрежде гиональной системы РКЦ ММЦ. Данные собираются на
ний НПО в регионах проекта, повысивших уро конец учебного года и передаются в НФПК специалиста
вень информатизации учебного процесса. В отли ми РКЦ в 2007 и 2008 году. Ожидаемый показатель на
чие от других индикаторов проекта, которые оцениваются конец второго квартала 2008 г. — не менее 50%.
в «натуральных» показателях (подготовленные педагоги,
разработанные ИУМК и т.п.), определение значений это
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
го индикатора потребовало разработки специальной ме
ПО КОМПОНЕНТУ C
тодики. В основе этой процедуры лежат представления о
многомерности процесса информатизации и методах
кластерного анализа. Число педагогов, прошедших обучение на базе
ММЦ по программам использования в образова
Развитие процесса информатизации отдельной шко
тельном процессе учебных материалов, разрабо
лы можно описывать как последовательность переходов
танных в проекте. Данные собираются регулярно в
между отдельными состояниями. Для описания состояний
информатизации используются показатели, отражающие течение учебного года (сентябрь — июнь) в ММЦ с ис
технологические аспекты (включая цифровые образова пользованием технических возможностей централизо
тельные ресурсы), компетентность участников образова ванной базы данных аттестованных слушателей, подго
тельного процесса в области использования ИКТ, органи товленной в компоненте B. Все данные обрабатываются
зационные условия и доступность средств ИКТ в школе и в РКЦ и передаются в НФПК два раза в год (во втором и
т.д. Эти данные собираются с помощью анкетирования в четвертом кварталах).
Число подготовленных методистов, осуще
начале функционирования системы РКЦ ММЦ и далее по
ствляющих обучение педагогов и их методичес
итогам очередного учебного года (2006, 2007) и в пер
кую поддержку. Данные собираются РКЦ регулярно в
вом квартале 2008 г. Взятые в совокупности, они фикси
течение учебного года (сентябрь — июнь) с использова
нием технических возможностей централизованной базы
данных аттестованных слушателей. Данные передаются в
НФПК ежегодно в четвертом квартале.
Число школьников, участвующих в телеком
муникационных образовательных проектах, под
держанных в рамках проекта (в том числе про
живающих в сельской местности). Сбор данных о
школьниках, принявших участие в конкурсах проекта
ИСО, происходит на основе «Формы по результатам про
ведения конкурсов по поддержке педагогических ини
циатив и образовательных телекоммуникационных про
ектов», входящей в отчетность системы РКЦ ММЦ. Эта
форма интегрирована в программный комплекс инфор
мационной методической среды региональной системы
РКЦ ММЦ. Данные собираются РКЦ и передаются в
НФПК во втором и четвертом кварталах 2007 г. и во
втором квартале 2008 г.
Число регионов, разработавших программы
информатизации до 2010 г., из общего числа реги
онов, получивших гранты (каждая разработанная
программа должна пройти экспертизу в Экспертном ко
митете по информатизации НФПК). Значение индикатора
определяется на основании итоговой отчетности по гран
ту «Поддержка региональных проектов в области инфор
матизации образования», в которую входит разработан
ная регионом программа информатизации, имеющая по
ложительное заключение ЭК по информатизации НФПК.
Отчеты готовятся исполнителями грантов по согласова
нию с органами управления образованием регионов уча
стников конкурса и предоставляются в НФПК в первом
квартале 2008 г.




5
2
Сборник информационно методических материалов

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign