LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ственными учреждениями образования и государ
мости от количества прикрепленных к ним учреждений
ственными унитарными предприятиями сферы
общего образования (УОО) и учреждений начального
образования регионального уровня. Типы элементов
профессионального образования (УНПО), а также числен
ности педагогических кадров. С учетом этого выделяются: системы РКЦ ММЦ представлены в таблице 1.
В ходе проекта предполагается выбрать из числа об
• межшкольный методический центр расширенной ком
разовательных учреждений в семи пилотных регионах и
плектации (РММЦ);
оснастить средствами ИКТ 232 методических центра,
включая:
• межшкольный методический центр базовой комплекта
• 7 РКЦ;
ции (БММЦ);
• 42 ММЦ расширенной комплектации, имеющих от
• межшкольный методический центр элементарной ком
дел поддержки начального профессионального об
плектации (ЭММЦ).
разования;
Система РКЦ ММЦ в каждом из семи регионов проек • 68 ММЦ базовой комплектации;
та создается на основе представленного в Национальный • 115 ММЦ элементарной комплектации.
фонд подготовки кадров (НФПК) органами управления об Состав системы РКЦ ММЦ по регионам проекта ИСО
разованием субъекта РФ регионального технико финан представлен в таблице 2.
• поддержки работ по дистанционному обучению в регионе;
Региональный координационный центр субъек
та РФ является ключевым элементом в системе РКЦ
• консультационно технической поддержки прикреплен
ММЦ. РКЦ координирует работу всех ММЦ в регионе и
ных к центру образовательных учреждений;
оказывает методическую поддержку персонала ММЦ на
• поддержки телекоммуникационных проектов учителей и
протяжении всего проекта. Он является оператором про
учащихся, в том числе для проведения олимпиад и кон
екта в регионе, и в его задачи входит:
курсов регионального значения совместно с РКЦ;
• организация всей методической и консультационной
• участия в проведении выставок, региональных конфе
работы в системе РКЦ ММЦ;
ренций и семинаров (совместно с РКЦ региона);
• организация и осуществление деятельности по повыше
• организации работ по информированию общественнос
нию квалификации работников образования (управлен
ти совместно с РКЦ, при этом РММЦ должны отражать в
ческих кадров, методистов ММЦ);
своей деятельности приоритетные направления разви
• организация технической поддержки всех ММЦ;
тия образования, определенные в программе информа
тизации субъекта РФ и муниципального образования.
• обеспечение поддержки, регулярного обновления и
Центры расширенной комплектации предназначены
распространения образовательных ресурсов (медиа
также для поддержки педагогических кадров учреж
тека, депозитарий электронных учебных и методичес
дений начального профессионального образования,
ких материалов, сайт региональной методической
что проявляется в следующих направлениях работ:
службы);
• поддержке методических объединений учителей и ма
• организация и участие в проведении выставок, конфе
стеров профессионального обучения учреждений
ренций и семинаров;
НПО, в том числе дистанционно,
• организация научно исследовательских работ с при
• учебно методической поддержке работников учрежде
влечением ММЦ по поддержке телекоммуникационных
ний НПО,
проектов, педагогических инициатив и инноваций в об
ласти информатизации образования.
• поддержке и обновлении электронного аннотированно
го каталога электронных учебных материалов для НПО,
РКЦ также осуществляет координацию работ по под
готовке, оснащению и приемке помещений под ММЦ, ор • приоритетной методической поддержке педагогов УНПО.
ганизует подготовку персонала ММЦ, заключает догово
Межшкольные методические центры базовой
ры с различными организациями, осуществляет монито
комплектации (БММЦ) предназначены в основном для
ринг за ходом реализации проекта.
Межшкольные методические центры расши реализации задач проекта ИСО на муниципальном уров
ренной комплектации (РММЦ) являются ресурсными не. Количество школ и УНПО, которое охватывает БММЦ
центрами методической службы информатизации обра своей поддержкой, может варьироваться в зависимости
зования субъекта РФ. Они создаются в административ от ситуации в конкретном районе: от 20 до 49 школ,
ных центрах, имеющих большое количество школ. Один включая и УНПО. Общее количество педагогических кад
РММЦ сопровождает до 80 образовательных учрежде ров, прикрепленных к БММЦ, — от 500 до 1000 человек.
ний, включая школы, центры дополнительного образова БММЦ размещаются на базе межшкольных учебных ком
ния для детей, УНПО, межшкольные учебные комбинаты бинатов и школ, имеющих ресурсы площадей, которые
с общим количеством педагогов в них от 1000 до 2000 возможно выделить для служб БММЦ.
Межшкольные методические центры элемен
человек.
тарной комплектации (ЭММЦ) располагаются в райо
Такие центры создаются на базе учреждений обра
зования, имеющих возможности для обучения большого нах с преобладанием сельских школ, в том числе мало
числа учителей, обладающих общежитием или базой от комплектных. За одним ММЦ элементарного типа может
дыха для проведения краткосрочных курсов повышения быть закреплено до 19 полнокомплектных школ, в том
квалификации с отрывом от основной работы, выездных числе УНПО. Поскольку возможно наличие в районе ма
конференций и семинаров, имеющих выход на качест локомплектных школ, то необходимо учитывать, что об
венный телекоммуникационный ресурс. РММЦ разме щее количество педагогических кадров, прикрепленных к
щаются на базе центров дополнительного образования центру, будет не менее 200 человек. В случае когда коли
4 для детей, УНПО и лицеев, а также на базе методических чество педагогов меньше указанной цифры, создается
4 центров муниципальных органов управления образова один центр на несколько муниципальных образований.
нием, имеющих кадровый потенциал в области примене ММЦ элементарной комплектации размещается на базе
Сборник информационно методических материалов




ния ИКТ и являющихся юридическим лицом. В регионе полнокомплектной сельской школы, имеющей ресурс
может быть создано несколько ММЦ расширенной ком площадей и кадровый потенциал, а также на базе УНПО.
плектации. Базовые и элементарные межшкольные методичес
кие центры призваны обеспечить:
РММЦ предназначены для:
• организацию и осуществление регулярной учебно мето
• проведения курсов повышения квалификации для учи дической поддержки учителей всех школ и учреждений
телей и преподавателей, управленцев, методистов при НПО в каждом муниципальном образовании;
крепленных образовательных учреждений в количестве
• организацию и осуществление повышения квалифика
не менее 500 человек в год;
ции учителей, методистов по использованию новых об
• осуществления методической и консультационной под разовательных технологий на основе применения ИКТ в
держки педагогических кадров прикрепленных образо количестве от 100 человек для ЭММЦ и от 250 человек
вательных учреждений; для БММЦ в год;
• организацию представления результатов апробации и РКЦ проводит отбор персонала ММЦ всех типов в
внедрение новых цифровых учебных материалов; соответствии с подготовленными квалификационными
требованиями. Подготовка персонала осуществляется со
• организацию доступа для педагогов и учащихся к обра
гласно плану развертывания системы ММЦ. Работа по пе
зовательным ресурсам в сети Интернет;
реподготовке кадров центров должна осуществляться до
• поддержку сетевой методической службы; ввода центров в эксплуатацию, таким образом, чтобы к
моменту полного оборудования центров они уже имели до
• поддержку школьных телекоммуникационных проектов
статочный кадровый потенциал для немедленного начала
и педагогических инициатив в области использования
работы.
ИКТ;

• консультационно техническую поддержку школ муници Задачами программы «Система поддержки ин
палитета (в основном в виде консультаций); форматизации общего и начального профессио
нального образования на основе сети ММЦ» (С3)
• организацию и проведение семинаров в рамках
являются создание системы поддержки информатизации
Проекта.
и функционирования информационной образовательной
среды школ и учреждений НПО, а также дистанционная
Система РКЦ ММЦ в пилотном регионе проекта ИСО поддержка учащихся, не имеющих доступа к полному спе
представлена на рис. 17. ктру образовательных услуг по месту жительства.
В структуру ММЦ входят:
Основные формы поддержки информатизации обра
• учебно методическая служба, осуществляющая
зования на основе сети РКЦ ММЦ:
повышение квалификации педагогов в области исполь
зования ИКТ в образовательном процессе;
1. Проведение региональных выставок конфе
ренций. Выставка конференция проводится в основ
• координационно методическая служба, зани
ном для специалистов управления образованием раз
мающаяся организацией регулярных методических
личных уровней и директоров учреждений общего обра
консультаций педагогов, в том числе средствами ИКТ,
зования. Цель — демонстрация результатов проекта и
координацией функционирования созданной методи
достижений в области информатизации образователь
ческой службы и регулярным мониторингом функцио
нирования ММЦ;
Рис.17. Система РКЦ ММЦ в регионе проекта ИСО
• коммуникационная служба, отвечающая за обеспече
ние телекоммуникационного взаимодействия между ММЦ;

• административная служба, в ведение которой
входит организация работы ММЦ и подготовка отчетных
материалов по проекту;

• техническая служба, обеспечивающая исправное
функционирование технических ресурсов ММЦ и кон
сультационно техническую поддержку учреждений об
разования, прикрепленных к ММЦ.
Предполагается, что учреждения системы РКЦ ММЦ
могут оказывать дополнительные услуги населению, в
том числе обеспечивать свободный доступ к образова
тельным и информационным ресурсам нового поколения
на договорной основе, использование возможностей ин
тернет телефонии, организовывать работу детских ком
пьютерных клубов, клубов педагогических сообществ, в
том числе сетевых, предоставлять дистанционные обра
зовательные услуги на договорной основе.

Администрация региона представляет в НФПК техни ных учреждений в регионе, определение приоритетных
ко финансовое обоснование выбора местоположения направлений развития региональной и муниципальных
всех центров. В данном обосновании учитывается обра программ информатизации и выработка рекомендаций
зовательная инфраструктура региона, чтобы ММЦ были по их реализации.
максимально приближены к прикрепленным школам и
2. Проведение региональных конференций и се
учреждениям начального профобразования.
минаров. Подготовка конференций осуществляется
Между НФПК, органом управления образованием ре
гиона и региональным координационным центром в каж РКЦ. Конференция проводится в рамках отчета по выпол
дом регионе проекта заключается «Договор на оказа нению научно исследовательских работ по поддержке пе
ние услуг системой РКЦ ММЦ по реализации про дагогических инициатив.
екта Информатизации системы образования», Региональные семинары (летние и зимние школы)
который является основным механизмом финансирова организуются РКЦ с привлечением баз отдыха. Эти меро
ния деятельности системы РКЦ ММЦ в субъекте РФ. Эти приятия ориентированы на всех учителей новаторов в
договоры заключаются на срок реализации проекта, тех регионе, особенно тех, которые активно участвуют в НИР
нические задания к договору и соглашение о цене могут в качестве разработчиков. Семинары предусматривают
уточняться ежегодно. активное обучение методом погружения, предпочтитель
зации и выработка рекомендаций по их реализации на
основе функционирования региональной системы РКЦ
ММЦ.
Б. М. Позднеев, директор Отраслевого
специализированного ресурсного центра регистрации, 4. Проведение муниципальных семинаров (мас
стандартизации и сертификации информационных тер классов). Муниципальные семинары (мастер клас
ресурсов системы образования (ОСРЦ ИР / МГТУ «Станкин»): сы) предназначены для представления живого опыта ко
манд школьных учителей и методистов, специалистов
На сегодняшний день в российской системе УНПО по использованию ИКТ в учебном процессе. Они
проводятся на базе ММЦ.
образования формируется инфраструктура
Форма организации мастер классов: открытые уроки
стандартизации информационно коммуника педагогов предметников (специалистов ММЦ), презента
ционных технологий, включающая компонен ция лучших курсовых работ учителей (слушателей курсов
повышения квалификации на базе ММЦ), лучших образо
ту информационных цифровых образователь
вательных проектов и технологий, лучших телекоммуни
ных ресурсов. В 2004 году совместным прика кационных проектов, разработанных в рамках НИР педа
зом Минобразования и Госстандарта был гогическими коллективами и авторскими коллективами в
создан Технический комитет 461, первооче муниципальных образованиях, передача опыта реализа
ции этих инициативных проектов и образовательных тех
редной задачей которого является разработка
нологий (учебные секции семинара).
национальных стандартов по информационно Все мастер классы фиксируются техническими спе
коммуникационным технологиям (ИКТ) в об циалистами ММЦ с помощью аудио видеоресурсов и
разовании, гармонизированных с требования формируются как учебно методические материалы для
использования в работе ММЦ и для формирования реги
ми базовых международных стандартов.
онального учебно методического хранилища в рамках
Крупные фирмы разработчики цифровых обра информационной методической службы в РКЦ.
зовательных ресурсов постепенно приходят к
5. Проведение обучения педагогов базовой
осознанию необходимости соответствия ми
ИКТ компетентности в ММЦ. Обучение педагогов
ровым стандартам в области качества. Оче учреждений общего и начального профессионального об
видно, что создание цифровых образователь разования, прикрепленных к ММЦ, проводится без отры
ных ресурсов нового поколения должно базиро ва их от работы в рамках еженедельного методического
дня, предоставляемого педагогическим работникам уч
ваться на применении индустриальных
реждений общего и начального профессионального об
технологий и выполнении требований между разования, и субботних дней.
народных и национальных стандартов. Для
обеспечения качества цифровых образователь 6. Проведение учебных семинаров и консуль
таций в ММЦ. В ММЦ регулярно проводятся следую
ных ресурсов стандарты по ИКТ не менее зна
щие виды однодневных учебных семинаров в объеме
чимы, чем государственные образовательные 6 часов каждый для различных целевых групп:
стандарты. Необходимо в ближайшее время
• учебный семинар для специалистов муниципального
подготовить достаточное количество специа управления образованием и директоров прикреплен
листов, хорошо знающих эти международные ных к ММЦ образовательных учреждений (ежегодно);
требования. Только тогда мы сможем созда • учебные семинары для педагогов предметников уч
вать продукты, не только удовлетворяющие реждений общего образования и мастеров производ
ственного обучения учреждений начального профес
запросы российских учителей, но и обеспечива
сионального образования по вопросам использова
ющие конкурентоспособность отечественного ния ИКТ ресурсов (один раз в неделю с января 2006
образования на мировом рынке. Есть все осно года по июнь 2008 года);
4 вания надеяться, что проект ИСО будет спо
6 • учебные семинары по ознакомлению завучей и мето
собствовать решению этой задачи. дистов учреждений общего и начального профессио
Сборник информационно методических материалов




нального образования с новыми поступлениями УМК,
медиатеки и дистанционными курсами (один раз в
квартал с января 2006 года по июнь 2008 года).
но в период каникул. Они являются одной из коллектив Ежедневная консультационная работа методиста
ных форм обучения и передачи опыта в использовании предполагает проведение консультаций, семинаров и ос
новых образовательных технологий для учителей, управ тавшееся время — на подготовку к занятиям, оформле
ленцев, методистов. ние отчетности, сопровождение массивов информации.
Методист дистанционного образования работает в сете
3. Проведение муниципальных выставок кон вом режиме, включая проведение форумов, консульта
ференций. Муниципальные выставки конференции про ций по электронной почте, сопровождение разделов ин
водятся на базе ММЦ для межшкольного обмена опытом формационной методической службы, поддержку слуша
в рамках Проекта. Цель — определение приоритетных телей по работе с дистанционными курсами, проведение
направлений развития школьных программ информати интернет туров конкурсов и олимпиад.
7. Организация накопительного обучения. воспитательное значение, предполагают широкое ис
18 часовые модули и 6 часовые учебные семинары будут пользование средств ИКТ и распространяют свое влия
засчитываться слушателям в качестве прохождения кур ние за пределы отдельной школы или муниципального
сов повышения квалификации в области применения образования.
ИКТ в образовательном процессе с накоплением ими до В проекте ИСО предполагается поддержка двух кате
72 часов и дальнейшей аттестацией. горий инициатив — реализуемых на муниципальном уров
Для организации такого накопительного обучения не и в рамках отдельных образовательных учреждений.
рекомендуется ввести зачетную книжку учителя, утверж Материалы, описывающие или представляющие ре
денную РКЦ, где фиксировать все часы участия в учебных зультаты реализации поддержанных инициативных про
семинарах в течение учебного года и зачеты по итогам ектов, должны размещаться на сервере РКЦ и предостав
учебного семинара (реферат, доклад, проект), а также ляться всем педагогам в открытом доступе.
предложить педагогу по накоплению 72 часов обучения
пройти итоговую аттестацию в ММЦ. Содержание конкретных инициатив, их тематика и
направленность определяются авторами. Ниже, для при
8. Подготовка персонала центров на базе мера, приведены темы инициатив, выдвинутых педагога
РКЦ. Педагоги и методисты всех ММЦ проходят регуляр ми в 2001 — 2004 годах:
ное обучение в РКЦ по 72 часовой программе, используя
1. Поддержка проектов программ информатизации обще
также накопительную систему обучения.
го и начального профессионального образования в
Наряду с этим РКЦ на своей базе в рамках образова
районе:
тельных мероприятий организует регулярные ежегод
ные учебно консультационные семинары для ад • Инициативные образовательные проекты ОУ.
министративно технических специалистов • Инициативные образовательные проекты меж
всех ММЦ по вопросам финансовой, документальной от школьных педагогических коллективов.
четности, организации учебно методической работы, рас
2. Поддержка инициатив педагогов и методистов в облас
пространения учебных материалов нового поколения,
ти информатизации общего и начального профессио
осуществления поддержки дистанционного обучения и
нального образования:
информационно технического сопровождения функцио
нирования ММЦ. • Инициативная педагогическая деятельность учите
9. Поддержка педагогических инициатив. В бю ля, методиста.
джете РКЦ предусмотрены целевые средства на под • Инициативная педагогическая деятельность груп
держку педагогических инициатив в регионе в период с пы учителей и методистов.
2005 го по 2008 г. Задачей этого подкомпонента являет • Инициативная педагогическая деятельность школь
ся развитие процессов инициативного обновления школы ного коллектива.
«снизу». В рамках проекта ИСО предполагается поддержка Поддержка инициатив осуществляется в регионе на
педагогических инициатив, связанных с активным ис конкурсной основе. Для организации, проведения и
пользованием ИКТ. Выделяется несколько обязательных оценки результатов конкурсов РКЦ совместно с органом
условий для поддержки предлагаемой инициативы: управления образованием региона формируются кон
курсная комиссия и экспертный совет. Конкурсы объяв
• Инициатива направлена на совершенствование учебно
ляются два раза в год — в марте и августе, начиная с ав
воспитательного процесса, а ее результаты выражаются
густа 2005 года и заканчивая мартом 2007 года, с тем
в повышении качества и доступности образования школь
чтобы итоги реализации инициативной деятельности бы
ников, увеличение уровня учебных достижений детей.
ли подведены не позднее марта 2008 года.
Задачей программы «Формирование общественной
• Представленная инициатива является составной частью
поддержки информатизации школы» (С4) является
программы информатизации образовательного учреж
обеспечение поддержки проекта профессиональным сооб
дения или муниципального образования.
ществом и широкой общественностью, а также широкого
• Представленная инициатива имеет поддержку со сторо
участия всех заинтересованных сторон (учащихся, родите
ны родителей, местных органов власти, спонсоров и т.п.
лей, педагогов, представителей бизнеса) в обсуждении и ре
Финансовая поддержка инициативы из средств проекта
ализации проекта.
ИСО является дополнительным вкладом проекта к уже
В рамках данной программы будет создана Информа
имеющимся вкладам со стороны региона, муниципали
ционная методическая среда системы РКЦ ММЦ.
тета, школы, родителей, спонсоров.
Она обеспечит информационную поддержку в сети Интер
нет методических образовательных услуг для всех учрежде
• Финансовая поддержка инициативы из средств проекта
ний общего и начального профессионального образования,
ИСО выделяется только на оплату труда и командиро
прикрепленных к учреждениям системы РКЦ ММЦ в регио
вочные расходы.
нах проекта. Деятельность Информационно методической
• Инициатива связана с использованием средств ИКТ.
среды (ИМС) координируется РКЦ с привлечением специа
листов ММЦ. Обеспечение информационного наполнения,
• С инициативами могут выступать отдельные физические
проведения сетевых консультаций и технического сопро
лица (педагоги, методисты), коллективы педагогов или
вождения входит в функциональные обязанности соответ
образовательные учреждения.
ствующих специалистов РКЦ и всех ММЦ.
В ходе проведения конкурса предпочтение отдается
инициативам, которые могут широко использоваться об Задачи Информационно методической среды:
разовательными учреждениями и тиражироваться други
• Повышение эффективности организационного и методи
ми педагогами, пользуются интересом у детей и педаго
ческого взаимодействия между РКЦ, ММЦ и прикреп
гов, имеют подтверждаемое образовательное и (или)
ленными учреждениями образования в регионе проекта.
• Развитие технологий методической работы с педагога как система управления информацией: размещения, хра
ми на основе использования средств ИКТ. нения, доступа, сбора, передачи и обмена. В связи с этим
в структуре ПК ИМС выделяются следующие функцио
• Расширение доступа педагогов и методистов учрежде
нальные модули:
ний образования, прикрепленных к ММЦ, к необходи
мой профессиональной информации независимо от 1. Информационный модуль: размещение, хранение и
территориального расположения и удаленности от ре доступ к информации в рамках информационной под
гионального методического центра. держки мероприятий системы РКЦ ММЦ. Включает в
себя инструментальные средства «Конструктор сай
• Эффективное представление педагогического опыта,
тов», «Календарь мероприятий», «Лента новостей».
содействие формированию единой информационной
методической среды общего образования в регионе.
2. Модуль управления информационными потоками: пе
• Обеспечение мониторинга эффективности реализации редача информации и обмен информацией в рамках
проекта ИСО в регионе и степени внедрения ИКТ в реаль информационной поддержки мероприятий системы
ный учебный процесс учреждений общего образования. РКЦ ММЦ. Включает в себя инструментальные сред
ства «Сетевые консультации», «Форумы», «Сетевые
• Широкое представление результатов реализации
конференции», «FAQ (часто задаваемые вопросы)»,

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign