LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Общность указанных групп работ заключается в том,
чески не востребованы в системе образования. что в обоих случаях будет оказана поддержка учащимся,
Мы рассчитываем, что проект ИСО будет проживающим в удаленных районах, посредством обес
способствовать изменению этой ситуации. печения доступа к качественным образовательным услу
гам. Исходные различия — в том, как эта поддержка ор
ганизуется. С одной стороны, развертывается программа
по интернет обучению, направленная на обеспечение
программы общеобразовательной школы (прежде
всего на старшей ступени обучения). С другой стороны,
поддерживается существующая еще с советских времен
система заочных школ, занимающихся преимущественно целостной системы обучения школьников на расстоянии.
не общеобразовательной, а довузовской подготовкой Схема организации работ представлена на рис. 16.
учащихся. Интернет поддержку учебной работы учащихся, их ат
Среди основных задач системы общего образова тестацию и текущее финансирование этих работ на мес
ния выделяется задача предоставления всем учащимся тах естественнее всего вести через соисполнителя работ
равного доступа к качественным образовательным ус на региональном уровне. Поэтому в партнерстве с голо
вным исполнителем выступают не менее двух соиспол
лугам. В условиях, когда в стране начат переход к углуб
нителей работ регионального уровня (университет,
ленному обучению учащихся старшей школы по основ
ным общеобразовательным предметам (подготовка на региональная организация, коммерческий поставщик
профильном уровне), трудности решения этой задачи образовательных услуг и т.п.). Региональные соисполни
проявляются особенно остро. В силу ряда причин (не тели представляют интересы региона и обеспечивают
хватка педагогов, отсутствие материальных возможнос проведение соответствующих работ на местах — заклю
тей и т.п.) многие общеобразовательные учреждения чают необходимые договоры, проводят набор учащихся и
(прежде всего в сельской местности) не в состоянии учителей кураторов, осуществляют текущую и итоговую
предоставить своим ученикам данный вид образова аттестацию школьников. Соисполнители работ отбирают
тельных услуг. Одно из решений проблемы — организа ся из регионов проекта ИСО.
ция углубленной подготовки учащихся таких школ с ис Работа выполняется параллельно не менее чем тре
пользованием Интернета. Продолжающаяся поставка в мя консорциумами исполнителей, отобранными на кон
учебные заведения средств ИКТ и повсеместное под курсной основе. Каждый исполнитель должен продемон
ключение их к Интернету делает это решение практичес стрировать достаточный задел в области разработки
ки доступным. учебных материалов для обучения через Интернет, подго
За последние несколько лет в стране быстро накап товки сетевых педагогов, опыт в организации обучения
ливается опыт использования Интернета для обучения на расстоянии, включая необходимые средства ИКТ. Кон
школьников. Разрабатываются и эксплуатируются про курсные предложения исполнителя должны быть поддер
граммно технические комплексы для поддержки процес жаны органами образования не менее чем двух регио
сов обучения с использованием Интернета. Разработа нов проекта ИСО.
ны версии цифровых образовательных ресурсов для Интернет обучение школьников будет опробоваться
старшеклассников по различным учебным предметам. в первую очередь в регионах проекта. Учебная работа бу
Ведутся эксперименты по подготовке сетевых педагогов. дет развертываться на базе образовательных учрежде
Вместе с тем все эти работы осуществляются, как прави ний (школ, межшкольных методических центров и т.п.),
ло, в поисковом режиме, недостаточно системно. Даже которые выделяют кураторов для организационной помо
те организации, которые анонсировали предоставление щи обучаемым, обеспечивают условия для самостоятель
образовательных услуг с использованием Интернета, не ной учебной работы учащихся (в том числе доступ в Ин
гарантируют устойчивой и качественной подготовки тернет). Школьники занимаются индивидуально или в
школьников по выбранным учебным предметам. группах. Текущая и итоговая аттестации учащихся прово
Основные препятствия связаны с несколькими обстоя дятся с участием работников соответствующих образова
тельствами. Не создана устойчивая правовая и норматив тельных учреждений и регионального исполнителя.
ная база для проведения общеобразовательной подготов Вся работа выполняется в три стадии:
ки школьников с использованием Интернета. Отсутствует (1) разработка учебных материалов (июнь 2005 —
эффективная методическая система для такой подготовки. май 2006 гг.),
Несовершенны имеющиеся цифровые образовательные (2) развертывание экспериментального обучения
ресурсы. Не разработаны материалы и методические реко (июнь 2006 — май 2007 гг.),
мендации для дополнительной подготовки и методической (3) проведение экспериментального обучения
поддержки учителей, вовлеченных в процесс интернет обу (июнь 2007 — май 2008 гг.).
Итогом первой стадии работ должны стать рабочие
чения школьников. Педагогическая общественность и ро
дители скептически относятся к возможностям получения прототипы учебных материалов и программ для препода
качественной подготовки школьников с использованием вания через Интернет обязательных общеобразователь
Интернета, рассматривают эту возможность как еще один ных дисциплин на профильном уровне (по 14 учебным
вариант заочного обучения, которое не может обеспечить предметам). Каждый исполнитель должен предложить тех
высокого уровня знаний. нологию обучения школьников на расстоянии на основе
В задачи проекта ИСО входит создание целостной этих материалов и способы методической поддержки педа
системы интернет обучения школьников, которая гогов, а также комплекс программных средств для реали
решает все проблемы в комплексе, гарантирует высокое зации этой технологии. Поскольку задачей второго этапа
качество предоставляемых образовательных услуг, а так является экспериментальное обучение школьников через
же совершенствование технологических решений, учеб Интернет, исполнителю нужно подготовить необходимое
ных и методических материалов, уровня подготовки учи количество сетевых педагогов, технического и админист
телей в процессе своего функционирования. ративного персонала в регионах для проведения этой ра
Для выполнения работ создается консорциум испол боты. Кроме того, он должен представить пакет материа
нителей, включающий консультанта (головного ис лов для организации экспериментального обучения
полнителя) федерального уровня и соисполнителей ре школьников на расстоянии в выбранных регионах.
гионального уровня. В качестве головного исполните Разработка учебно методических материалов и про
ля работ федерального уровня могут выступать грамм обучения школьников через Интернет должна про
отечественный или зарубежный университет, исследова водиться в том числе с использованием цифровых учебных
тельский центр, коммерческий разработчик учебно мето материалов, разрабатываемых в рамках компонента А.
На второй стадии каждый из исполнителей прово
дических материалов, провайдер образовательных услуг
и т.п. Его задача — обеспечить разработку и внедрение дит экспериментальное обучение школьников и выполня
ет необходимую доработку и развитие подготовленных на Еще одна возможность для детей из отдаленных и
первой стадии материалов в соответствии с результата сельских школ получить доступ к качественному образо
ванию — это заочные школы. Они возникли около со
ми эксперимента. Формируется система методической
поддержки педагогов, которые участвуют в обучении рока лет назад и служили социальным эквалайзером,
школьников. Кроме того, исполнитель подготавливает предоставляя доступ к качественным образовательным
программу широкомасштабного обучения школьников услугам детям из малых городов и сельской местности на
на расстоянии, предусматривающую в том числе софи всей территории страны. В последние годы эти школы пе
нансирование этой работы потребителями образова реживали кризис вместе со всей системой образования.
тельных услуг. Поэтому предлагаемая в проекте ИСО программа при
На третьей стадии происходит внедрение создан звана помочь трансформации этих школ, превращению
ной системы в регионах проекта в рамках широкомас их в центры заочной работы с детьми, желающими полу
штабного эксперимента по обучению школьников через чить углубленную профильную подготовку в условиях от
Интернет. Результаты этой работы широко пропагандиру сутствия соответствующим образом подготовленных пе
ются и предлагаются к использованию во всех регионах дагогов на местах.
страны. Исполнители заключают договоры с другими ре Основная задача, которая ставится в проекте ИСО по
развитию потенциала заочного образования, —
гионами о проведении систематического обучения
школьников на расстоянии. это расширение ассортимента и повышение качества об
К моменту завершения первого этапа проекта ИСО разовательных услуг, которые предоставляются по про
(лето 2008 года) должны сформироваться эффективно дей граммам профильного обучения, увеличение количества
ствующие системы обучения школьников на расстоянии, учащихся и педагогов, работающих в режиме «коллектив
которые функционируют и развиваются за счет средств за ный ученик» и получающих образовательные услуги через
интересованных в этих услугах потребителей (региональ заочные школы.
ный, муниципальный, школьный бюджеты, средства роди В проекте предусматривается предоставление целе
телей). На втором этапе проекта (четвертая стадия) вого финансирования на развитие образовательных уч
эти системы начнут тиражироваться, предоставлять свои реждений, ведущих заочную учебную работу со школьни
услуги за пределами тех регионов, где проводился широко ками. Целевое финансирование будет присуждаться для
масштабный эксперимент. В результате не менее чем в се обеспечения качественного развития существующих за
ми регионах России должно быть развернуто и экспери очных школ в соответствии со специально разрабатывае
мыми программами развития (бизнес планами) этих об
разовательных учреждений на базе широкого использо
Рис.16. Организация работ по интернет обучению школьников
вания средств ИКТ. Всего предполагается поддержать до
тридцати заочных школ.
Каждая заочная школа в своем бизнес плане должна
продемонстрировать пути решения задач профильной под
готовки школьников, прежде всего в отдаленных и сель
ских школах, увеличение количества потребителей предо
ставляемых школой образовательных услуг, в том числе за
счет использования ИКТ. Одним из главных критериев при
отборе заочных школ выступает устойчивость планируе
мых изменений, способность заочной школы продолжи
тельное время функционировать на новом качественном
уровне после завершения целевого финансирования.
Средства целевого финансирования могут быть на
правлены на разработку учебно методических пособий
нового поколения, перевод имеющихся методических
материалов в современные компьютерные форматы хра
нения и предоставление доступа к ним широким массам
учащихся, учителей и родителей, оплату приобретения и
поставки в заочные школы технических и программных
средств ИКТ, подключение к Интернету, подготовку пер
4 ментально опробовано не менее трех действующих систем сонала заочных школ.
0 обучения школьников через Интернет. Все учебные и методические материалы, разрабаты
В итоге реализации данной программы будут разра ваемые заочными школами на средства целевого финан
Сборник информационно методических материалов




ботаны четырнадцать учебно методических комплектов сирования, должны быть размещены в Интернете и до
для преподавания через Интернет обязательных общеоб ступны без дополнительной оплаты всем. Они передают
разовательных дисциплин на профильном уровне, при ся в Национальный фонд подготовки кадров для
годных для массового обучения школьников. Управления размещения на национальном образовательном портале
образования регионов получат пакет типовых орга и распространения по регионам проекта ИСО (через сис
низационных и нормативных материалов для раз тему РКЦ и ММЦ). На основе полученного опыта инфор
вертывания систематического обучения школьников че матизации работы заочных школ будут подготовлены ре
рез Интернет. В широкомасштабном эксперименте при комендации Минобрнауки России об эффективных путях
мут участие около 4 тыс. учащихся. Одним из результатов развития заочного обучения школьников.
учебной работы должно стать формирование у них спо
собности успешно выполнить задания единого государст
венного экзамена по соответствующей дисциплине на
профильном уровне.
• Подготовлены более 100 экспертов в области педагоги
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ческого дизайна, в том числе не менее 20 человек про
ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
шли стажировку за рубежом.
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГОВ • Разработаны и изданы учебно методические материалы
В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ (3 комплекта) для подготовки всех категорий педагогов
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ в области педагогического дизайна.
(КОМПОНЕНТ В)
• Подготовлены не менее 150 специалистов межшколь
ных методических центров и учреждений повышения
• Разработаны вариативная программа (72 учебных часа)
квалификации учителей (ИПК, Университетов педагоги
и комплект модульных учебно методических материалов
ческого мастерства и т.п.), не менее 200 разработчиков
для формирования базовой педагогической ИКТ компе
учебных материалов и 50 преподавателей педагогичес
тентности педагогов в России.
ких вузов.
• 30 тыс. экземпляров учебно методического комплекта
• Не менее 10 тыс. педагогов из всех регионов России по
для повышения квалификации трех целевых групп ра
лучили консультации по вопросам педагогического ди
ботников образования доставлено в регионы проекта.
зайна (в том числе через Интернет, на общероссийских
семинарах и конференциях, через публикации в педаго
• Подготовлены около 150 тыс. работников образования
гической прессе).
из различных регионов России (около 15% всех работа
ющих сегодня педагогов).
• Разработаны учебные программы и материалы для под
готовки будущих педагогов по методике преподавания в
• Разработаны программы повышения квалификации ра
шести предметных (образовательных) областях (на базе
ботников управления образованием на региональном и
УМК, созданных в рамках компонента А «Учебные мате
муниципальном уровнях.
риалы нового поколения»), а также в области педагоги
• Повышена квалификация ˜70 работников управления ческого дизайна (на базе учебных материалов, создан
образованием на региональном уровне и ˜1325 — на ных в рамках программы В2).
муниципальном уровне.
• Подготовлены не менее 2,5 тыс. студентов педагогичес
• Трансформированы/разработаны и реализованы (пол ких учебных заведений по разработанным программам.
ностью/частично1) 7 региональных и 251 муниципаль
• Введены в действие учебные лаборатории для обучения
ная программа информатизации образования.
студентов в области педагогического дизайна.
• Подготовлены программы и учебно методические мате
• Организованы пять конференций по обсуждению ре
риалы для повышения квалификации учителей предмет
зультатов экспериментальной работы со студентами пе
ников по преобразованию практики учебной работы в
дагогических вузов в различных регионах страны.
шести предметных областях с использованием цифро
вых образовательных ресурсов, созданных в компонен
• Изданы учебные пособия для студентов педагогических
те А «Учебные материалы нового поколения».
вузов по учебным курсам в шести предметных областях.
• Подготовлены более 600 методистов для работы по
предметным областям в семи регионах проекта.

• Подготовлены два три методиста от каждого ММЦ (око
ло 500) для работы с членами школьных команд по раз
работке и реализации программ информатизации обра
зовательных учреждений.

• Созданы три конкурирующие системы для обучения
школьников через Интернет. Разработаны учебно мето
дические комплекты для углубленного обучения учащих
ся старших классов общеобразовательной школы с ис
пользованием Интернета по четырнадцати учебным
предметам (на профильном уровне), а также материалы
для подготовки и методической поддержки педагогов
кураторов и сетевых преподавателей.

• Подготовлены 560 педагогов кураторов и более 50 се
тевых преподавателей для обучения учащихся через Ин
тернет.

• На основе разработанных УМК проведено эксперимен
тальное обучение через Интернет ˜ 4 тыс. учащихся.

• Развита инфраструктура, повышена пропускная способ
1
ность и качество образовательных услуг, которые предо Возможная частичная реализация региональных/
ставляются организациями, ведущими заочную работу муниципальных программ связана с несовпадением сроков
со школьниками. действия этих программ со сроками проекта.
использования информационных и коммуникационных




9.
технологий в образовании.

Задачи региональной системы РКЦ ММЦ:

1. Регулярная методическая (в том числе — экспертная,
консультационная, информационная) и техническая
поддержка и организация повышения квалификации
педагогических и руководящих кадров всех учреждений
общего и начального профессионального образования
в области:
• реализации новых моделей образовательного про
цесса и образовательных технологий, интенсивно
использующих ИКТ;
• проектирования образовательной информацион
Компонент С. ной среды образовательных учреждений;
• реализации стандартов общего среднего и началь
Создание системы ного профессионального образования в части, ка
сающейся ИКТ.
межшкольных 2. Информационное обеспечение процесса информатиза
методических центров ции в формах:
• демонстрации использования в учебном процессе
всех современных цифровых технологий, основных
Освоение нового содержания, методов и организаци видов оборудования, цифровых образовательных
онных форм учебной работы в условиях информатизации ресурсов, накапливаемых в рамках проекта;
школы — сложный и длительный процесс, который свя • обеспечения телекоммуникационного доступа к ци
зан с существенными преобразованиями деятельности фровым ресурсам проекта и другим цифровым об
образовательного учреждения. Эту работу невозможно разовательным ресурсам;
вести без постоянной методической поддержки педаго • организации выставок, информационных семина
гов. В проекте ИСО предлагается сформировать систе ров, презентаций, публикаций в СМИ;
му региональных координационных и межшколь • поддержка регулярно обновляемого сайта проекта
ных методических центров (РКЦ и ММЦ), которые в регионе, содержащего информацию об использо
должны обеспечить развитие современных форм повы вании ИКТ в образовательном процессе каждого
шения квалификации и методической поддержки учите из образовательных учреждений региона, издание
лей. Эти работы разворачиваются в пилотных регионах и печатных информационных бюллетеней и другой
объединены в третий компонент проекта (С). литературы.
Задачи компонента — расширение доступа к ин
3. Дистанционная поддержка педагогов и учащихся уч
формации, учебно методическим и техническим ресур
реждений общего и начального профессионального об
сам для учреждений общего и начального профессиональ
разования, не имеющих доступа к полному спектру об
ного образования, накопление и распространение
разовательных услуг на местах.
опыта модернизации образовательной и управленчес
кой деятельности на основе использования ИКТ, разви
4. Организация и проведение конкурсов для поддержки
тие и поддержка программно технического ком
педагогических инициатив и телекоммуникационных
пьютерного оснащения учебных заведений.
образовательных проектов в регионах проекта.
Основная идея компонента — поддержка процесса
информатизации учреждений общего и начального про 5. Участие в проектировании информационной среды ре
фессионального образования через создание инфра гиона, формирование программ развития информаци
структуры в форме системы РКЦ ММЦ, предоставляю онной среды образовательных учреждений.
щих образовательные, методические и технические услу
4 ги на основе ИКТ. ММЦ формируются на базе 6. Информационная поддержка системы образования
2 образовательных учреждений, реализующих поддержку региона, в том числе поддержка информационных
непосредственно для конкретной группы учебных заведе
Сборник информационно методических материалов




сайтов структур управления и образовательных уч
ний, максимально приближая образовательные ресурсы реждений, методических структур и системы повыше
и услуги к потребителям — учителям и ученикам. Они объ ния квалификации.
единяются в единую сеть средствами телекоммуникаций
7. Мониторинг хода реализации проекта и оценка его ре
и образуют единое информационное образователь
зультативности.
ное пространство. Осуществление данного компонен
та должно привести к появлению устойчивых моделей
8. Обобщение опыта системы образования региона в
формирования современной муниципальной ме
области применения ИКТ в образовании, его фикса
тодической службы, определить их возможное место
ция в различных формах, проведение мероприятий,
в целостной системе повышения квалификации и мето
направленных на суммирование этого опыта и рас
дической поддержки педагогов для школы информацион
пространение его в других регионах, участие в апро
ного века.
бации решений и продуктов, разрабатываемых в
Формируемые в рамках компонента РКЦ и ММЦ
рамках проекта.
должны стать потенциальными «точками роста» в области
Свои задачи система РКЦ ММЦ решает во взаимо сового обоснования выбора координационного центра
действии с методическими структурами, вузами, учрежде (РКЦ) и конкретных образовательных организаций, обслу
ниями дополнительного профессионального образова живающих определенное количество школ муниципаль
ния, опорными школами, отдельными специалистами. ного уровня для выполнения функций ММЦ. Функции
ММЦ могут выполняться учреждениями системы об
щего и начального профессионального образования
Работы по комоненту С проекта ИСО включают в себя
муниципального и регионального уровней, государ
пять программ:

С1. Стратегическое планирование и управление. Табл.1. Типы элементов системы РКЦ ММЦ

Типы элементов системы РКЦ ММЦ
С2. Создание системы межшкольных методичес
ких центров.
Тип Тип Вид образовательного учреждения, предлагаемого
центра территории для создания ММЦ
С3. Система поддержки информатизации общего и
?EO ?aaeiiaeuiue Ainoaa?noaaiiia ia?aciaaoaeuiia o??a?aaiea, iai?eia? EIE?I,
начального профессионального образования на осно
oaio? ?aaeiiaeuiue iaoiae?aneee oaio? i?aaia oi?aaeaiey ia?aciaaieai,
ве сети ММЦ. oaeoeuoao iiauoaiey eaaeeoeeaoee iaaaaiae?aneiai aoca, oaio?u,
nicaaiiua a ?aieao oaaa?aeuiuo oaeaauo i?ia?aii
С4. Формирование общественной поддержки инфор
?IIO Aaieieno?a? O??a?aaiea iauaai ia?aciaaiey, OIII, iaoiae?aneee oaio? i?e i?aaia
матизации школы.
oeaiua oaio?u oi?aaeaiey ia?aciaaieai ioieoeiaeuiiai o?iaiy, ia?oeieuiue o?aaiue
n aieuoie eiiaeiao
С5. Поддержка региональных проектов в области ieioiinou?
oeie
информатизации образования.
AIIO Oa??eoi?ee O??a?aaiea iauaai ia?aciaaiey, OIII, iaoiae?aneee oaio? i?e i?aaia
Целью программы «Стратегическое планирование n i?aiaeaaaieai oi?aaeaiey ia?aciaaieai ioieoeiaeuiiai o?iaiy, ia?oeieuiue o?aaiue
ai?ianeeo oeie eiiaeiao, oaio? aiiieieoaeuiiai ia?aciaaiey aey aaoae
и управление» (С1) является обеспечение эффективного и
своевременного выполнения проекта. В рамках данного
YIIO Oa??eoi?ee Naeuneay oeiea, OIII, ia?oeieuiue o?aaiue eiiaeiao
направления будут поддержаны следующие работы:
naeuneiai oeia
• анализ ситуации в области информатизации образования;

• создание рекомендаций по разработке долго
Табл.2. Состав сети РКЦ ММЦ по регионам проекта ИСО
срочных и среднесрочных стратегических пла
нов информатизации образования для регионального,
Состав системы РКЦ ММЦ
муниципального и школьного уровней;
по регионам проекта
• мониторинг процесса информатизации на основе
комплекса индикаторов результативности проекта;

• оценка результативности проекта.

Целью программы С2 «Создание системы меж
школьных методических центров» является формиро
вание аппаратного, программного, телекоммуникационно
го, методического и административного потенциалов для
реализации в регионах проекта и дальнейшего распростра
нения во всех субъектах Российской Федерации моделей
информатизации общего и начального профессионального
образования. Создание системы ММЦ будет содействовать
формированию в регионах проекта ИСО образовательного
информационного пространства, вовлекающего наиболь
шее число учителей и обучаемых.
Система РКЦ ММЦ в каждом регионе включает один
РКЦ и ряд ММЦ, которые могут быть трех типов, в зависи

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign