LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ной формам обучения со школьниками.
своего образовательного учреждения и отдельных на
Основные направления работ по подготовке кадров правлений и мероприятий по ее использованию.
в проекте ИСО представлены на рис. 13, временной гра
фик работ — на рис. 14. Вариативная программа и комплект модульных учеб
но методических материалов призваны обеспечить инди
Программа В1 «Организация обучения будущих видуальные образовательные потребности учителей
и работающих педагогов и руководителей учреж предметников, библиотекарей, руководителей школ и
дений образования применению ИКТ в образова работников управления образованием. Разработка учеб
нии» включает в себя четыре подпрограммы: но методических материалов проводится на основе ана
лиза функциональных обязанностей каждой категории
• формирование базовой ИКТ компетентности работников образования и выявленных у них дефицитов
работников образования, в области ИКТ компетентности. Этот анализ определяет
выбор возможных учебных средств, а также структуру мо
• развитие системы повышения квалификации и
дульной программы.
методической поддержки педагогов,
Учебные и методические материалы, разрабатывае Для проведения этой работы в регионах Российской
мые для учителей предметников, включают в себя от Федерации объявляется конкурс на получение целевого
дельные модули для учителей естественно научного и гу финансирования. Целевое финансирование выделяется
манитарного профилей. В рамках каждого из этих моду для обучения около 150 тыс. работников общего образо
лей предусматривается возможность для педагога вания и НПО не менее чем из 50 регионов Российской
освоить (с учетом преподаваемой им учебной дисципли Федерации, включая все регионы проекта ИСО.
ны) учебную работу с использованием цифровых образо
вательных ресурсов, которые поставлены в образова Решение задач информатизации школы, освоение
тельные учреждения в рамках ФЦП РЕОИС и других феде средств ИКТ должны привести к существенным изменени
ральных и региональных программ. ям в системе работы по повышению квалификации и ме
Программа и учебно методические материалы поз тодической поддержке педагогов. Начинают использо
воляют строить индивидуализированные комплекты ваться цифровые образовательные ресурсы, Интернет,
учебных материалов не менее чем из трех групп модулей: возникают сетевые методические объединения, распрост
общих, тематических (для определенной категории обуча раняются новые формы учебной работы. Соответственно
емых) и специализированных (для углубленного ознаком появляется необходимость в совершенствовании сложив
ления с приложениями в специфических образователь шейся в прошлом нормативной базы профессиональной
ных областях, прежде всего для учителей различных спе подготовки педагогов в области информатизации образо
циальностей). При этом ориентация делается на широко вания, уточнении требований к их аттестации.
используемые в российском образовании технические и Поэтому вторая подпрограмма программы В1 —
«Развитие системы повышения квалификации и
системные программные средства, цифровые учебные
методической поддержки педагогов» — направлена
материалы, которые уже поставлены или поставляются в
учреждения образования в централизованном порядке. на повышение потенциала системы повышения квалифи
Создается комплект модульных учебно методических кации и методической поддержки работников образова
материалов, который включает учебные программы для ния в пилотных регионах проекта. В конечном итоге реа
подготовки каждой категории слушателей, учебные посо лизация данной программы должна привести к увеличе
бия для слушателей и методическое пособие для препо нию количества школ и учреждений НПО, которые
давателей с учетом особенностей организации учебного активно используют ИКТ в образовательном процессе,
процесса для очной и очно заочной форм обучения. В сделать информатизацию школы эффективным инстру
ментом решения текущих и перспективных задач разви
тия образовательных учреждений, муниципальных и ре
Рис.13. Основные направления работ в рамках компонента В проекта ИСО
гиональных образовательных систем.
Для достижения указанной цели работы по повыше
нию квалификации работников образования в регионах
проекта ИСО организуются таким образом, чтобы обеспе
чить поддержку системных изменений в подготовке
педагогов, методистов и работников управления
образованием к развертыванию процессов информати
зации образования и перестройки работы школы на ос
нове широкого использования средств ИКТ. Системность
должна обеспечивать единое пространство для обсужде
ния вопросов, связанных с ИКТ в образовании, что поз
волит сформировать сообщество (в том числе сете
вое) педагогов методистов. Для реализации данного
подхода необходимо осуществить подготовку представи
телей педагогического и методического актива регионов
в области решения задач информатизации общеобразо
вательной школы. Это означает, что знания, полученные
на федеральном уровне, должны использоваться в регио
нальных структурах подготовки кадров, а далее переда
ваться методическим и управленческим структурам муни
3 комплект также включаются цифровые материалы для ципального уровня, которые осуществляют непосредст
4 обеспечения занятий и методические рекомендации по венное взаимодействие с учреждениями образования.
их применению. В рамках данной подпрограммы предполагается про
Сборник информационно методических материалов




Все материалы представляются как в форме тради вести повышение квалификации и наладить методичес
кую поддержку региональных и муниципальных
ционного учебно методического комплекта (учебное по
методических групп, а также школьных проект
собие и цифровые материалы для занятий), так и в виде
ных команд, которые обеспечат инфраструктурную под
сетевой версии, позволяющей организовать эффектив
ную учебную работу через Интернет (в различных услови держку инициируемых проектом ИСО процессов инфор
ях его технической доступности). матизации образования в регионе.
Разработанные в проекте ИСО учебные материалы Разрабатываются типовые учебно методические ма
должны быть использованы при массовом обучении пе териалы для повышения квалификации членов школьных
дагогов. Это обучение проводится на базе существующих проектных команд (ШК) в регионах проекта и работаю
учреждений подготовки и повышения квалификации ра щих с ними членов муниципальных методических групп
ботников образования, межшкольных методических цен (ММГ). На их основе предполагается осуществить обуче
тров, создаваемых в проекте ИСО (компонент С), и других ние не менее 70 тренеров из пилотных регионов проекта,
образовательных учреждений. которые, в свою очередь, будут проводить подготовку
членов методического актива муниципальных образова в рамках общих методических курсов и соответствующих
ний своего региона, оказывать им методическую помощь предметных дисциплин. Для этого преподаватели педаго
в повышении квалификации школьных команд, участво гических вузов должны увидеть успешные примеры
вать в разработке предложений по совершенствованию трансформации существующих методических курсов и
системы повышения квалификации специалистов обра предметных дисциплин, включения в них соответствую
зования, участвовать в разработке инициативных проек щих модулей, разработки дополнительных спецкурсов.
тов в области информатизации школы. В результате реа На конкурсной основе будут отобраны десять педаго
лизации программы также будут подготовлены предло гических вузов (по одному в каждом из регионов проекта
жения по совершенствованию системы повышения и три из других территорий), в которых начнется препода
квалификации работников образования, нормативной вание на основе разработанных материалов. В этих вузах
базы их профессиональной подготовки в области инфор за счет средств проекта также будут оснащены необходи
мым оборудованием и введены в действие учебно про
матизации образования и требований к их аттестации.
изводственные лаборатории по педагогическому
Одним из главных показателей успешности прове
дизайну.
денных работ является результативная деятельность по
подготовке и претворению в жизнь программ информа Основная цель создания лабораторий — включение
тизации образования регионов, муниципальных образо в учебный процесс в педагогических вузах освоения ме
ваний и образовательных учреждений в пилотных регио тодов использования цифровых образовательных ресур
нах проекта. сов. Создание лабораторий должно также обеспечить вы
Третья подпрограмма программы В1 — «Интер полнение в условиях вуза производственной и исследо
нет поддержка профессионального развития пе вательской деятельности по созданию ЦОР, проведение
дагогов» — призвана выявить и поддержать имеющие работы по повышению квалификации работников обра
ся сегодня инициативы в области формирования сете зовательных учреждений.
вых педагогических сообществ и профессионального
развития педагогов за счет широкого использования Задачи лаборатории педагогического дизайна:
средств Интернета, сделать их инструментом трансфор
• Подготовка всех студентов к эффективному использова
мации методической работы с учителями. Она должна
нию существующих и разрабатываемых ЦОР и связан
способствовать формированию кадрового корпуса педа
ных с ними педагогических технологий.
гогов, эффективно решающих задачу по подготовке под
растающего поколения к жизни в условиях информаци
онного общества. Рис.14. Временной график работ по компоненту В проекта ИСО
Реализация данной подпрограммы позволит проанали
зировать и обобщить интересный педагогический опыт,
сформировать «методические копилки» как в области тра
диционной педагогики, так и в области инновационных
компьютерных и интернет образовательных технологий. В
Интернете появятся адреса, по которым педагоги смогут
найти материалы для использования в своей практической
деятельности, получить консультации по интересующим их
вопросам, обменяться педагогическим опытом.
Также в рамках программы В1 планируется измене
ние практики подготовки учителей в педагогичес
ких учебных заведениях (см. рис. 15). Вузы, которые
готовят будущих учителей, должны составлять педагоги
ческий авангард работ по информатизации школы. Необ
ходимо обучение студентов педвузов методам работы с
современными коллекциями цифровых образовательных
ресурсов, компоновке индивидуализированных учебных
материалов. Необходимо также начать систематическую
подготовку специалистов в области педагогического ди
зайна, которые в ближайшем будущем составят костяк
• Обучение всех студентов эффективным приемам моди
отечественных разработчиков цифровых учебно методи
фикации и адаптации готовых ЦОР для решения возника
ческих материалов.
ющих перед ними педагогических задач, умению искать
Предполагается разработка учебных программ и мате
и адаптировать ЦОР в процессе подготовки к урокам.
риалов для подготовки будущих педагогов по методике
преподавания в шести образовательных областях (на базе • Продвинутая подготовка части студентов к разработке
УМК, созданных в рамках компонента А), а также в области собственных ЦОР (с использованием существующих
педагогического дизайна (на базе учебных материалов, со учебных сред и/или средств разработки общего на
зданных в рамках программы В2). Разрабатываемые ма значения).
териалы должны представлять собой завершенные учеб
ные курсы, а также отдельные учебные модули, которые • Подготовка аспирантов и некоторых студентов в качест
можно использовать в рамках существующих курсов. Каж ве разработчиков ЦОР (педагогических дизайнеров), а
дый учебный курс или учебный модуль должен опираться также специалистов по отдельным видам работ: фото
на использование одного или нескольких цифровых обра граф, оператор видеосъемки, оператор видеомонтажа,
зовательных ресурсов. звукооператор, режиссер, веб дизайнер, специалист по
Важно, чтобы будущие учителя осваивали новые компьютерной графике и т.д.
учебные средства не столько на занятиях по ИКТ, сколько
• Разработка ЦОР «на заказ», отработка процедур и ме печение для разработчиков, библиотека книг и дисков
тодов создания ЦОР, элементов новых педагогических для разработчиков.
технологий. С целью обеспечить распространение полученных ре
зультатов и закрепить изменение практики подготовки
• Повышение квалификации работников образования в будущих учителей в области использования ИКТ в учеб
области разработки ЦОР. Среди обучающихся могут ном процессе предполагается разработать предложе
быть и работники других педагогических вузов, осваива ния по корректировке государственных образова
ющие методические наработки лаборатории. тельных стандартов педагогического образова
ния. В Минобрнауки России должны быть внесены:
Для выполнения перечисленных задач и достижения
• рекомендации по внесению изменений в государствен
необходимых образовательных результатов в состав
ные стандарты по подготовке учителей;
комплекса технических и программных средств лабора
тории должны входить рабочие места студента (в классе
• проекты типовых учебных программ, включающие в се
свободного доступа для студентов), преподавателя (в
бя модули с использованием ЦОР, которые были разра
классе свободного доступа для преподавателей), разра
ботаны и апробированы в ходе реализации проекта;
ботчика ЦОР, программиста, художника, звукооперато
ра, инженера видеомонтажа, художника аниматора, се • проекты введения специализаций по педагогическому
тевого администратора, дежурного инженера, заведую дизайну.
щего отделом, заведующего лабораторией. А также
сервер лаборатории и средства организации локальной Разработчики проекта рассчитывают, что осуществ
сети, фото, видео, аудио и другое оборудование для под ление данной подпрограммы будет способствовать в том
готовки и копирования материалов, программное обес числе повышению престижности педагогических вузов и
педагогической профессии.
Рис.15. Содержание работ подпрограммы «Обучение будущих учителей» Анализ отечественного потенциала в области разра
ботки учебных материалов, который проделала группа
экспертов МБРР на стадии подготовки проекта «Инфор
матизация системы образования», позволил сделать вы
вод о том, что в нашей стране уже начало складываться
производство цифровых образовательных ресурсов. Сот
ни наименований представлены сегодня на рынке, одна
ко далеко не все они удовлетворяют потребностям шко
лы. Причиной этого, наряду с неподготовленностью рядо
вого российского учителя к использованию цифровых
учебных материалов, является недоучет их разработчика
ми тех требований, которые предъявляют к этим матери
алам различные группы потребителей, и прежде всего
педагоги. Технологические процессы создания цифровых
образовательных ресурсов редко включают в себя дейст
вия по контролю методического (образовательного) каче
ства разрабатываемых материалов, их педагогической
эффективности. В результате многочисленные CD и ин
тернет ресурсы существуют сами по себе. Степень их ин




Г. А. Бордовский, ректор Российского государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена:

3 Переоценить значение проекта ИСО для российской школы просто невозможно.
6 Сегодня в глубинке обеспечение учебного процесса — материально техническое, мето
дическое, кадровое, информационное — находится в крайне тяжелом положении.
Сборник информационно методических материалов




Кардинально улучшить ситуацию можно лишь путем серьезного качественного изме
нения информационной среды школы. Большинство регионов не в силах сделать это
самостоятельно, без помощи федерального центра.
Главное достоинство проекта ИСО — комплексный подход. Проект затрагивает
самый широкий спектр вопросов: оснащение школы, качество учебных материалов,
подготовка и повышение квалификации педагогов, мониторинг процесса информати
зации образования и т.д. Это дает надежду, что наша школа не останется на обочи
не мирового развития.
теграции в реальную работу учителей и учащихся колеб сурсами, эффективные способы включения их в учеб
лется между «невысокой» и «нулевой». ный процесс, формирования собственных «образова
Так возникла задача включить в содержание проекта тельных коллекций».
программу «Развитие потенциала в области педа
гогического дизайна» (В2). Ее цель — способствовать Подкомпонент проекта, посвященный педагогическо
систематическому использованию знаний об эф му дизайну, ориентирован на три целевые группы: раз
фективной учебной работе в процессе проектиро работчиков учебных материалов нового поколения,
вания, разработки, оценки и использования учеб практикующих учителей и студентов педагоги
ных материалов в отечественной образовательной ческих вузов — будущих учителей.
практике.
Термин «педагогический дизайн» предложен раз
работчиками проекта ИСО как собирательное понятие
А. Д. Иванников, первый заместитель директора
для обозначения направления педагогической науки и
практики, рассматривающего вопросы о том, каковы Государственного научно исследовательского института
возможные «стратегии учения», как разрабатывать учеб информационных технологий и телекоммуникаций
ные материалы с учетом выбранной стратегии, как фор «ИНФОРМИКА»:
мировать учебную среду и строить эффективный учебный
процесс. На Западе соответствующую область делят на
С введением специализации по педагогичес
подобласти: например, instructional design (разработка
кому дизайну мы опоздали лет на десять.
учебных материалов), learning design (разработка учебно
Российские педагогические вузы очень мало за
го процесса), learning environment design (разработка
учебной среды) и т.п. В контексте проекта ИСО понятие нимаются методикой использования инфор
«педагогический дизайн» включает в себя и instructional
мационно коммуникационных технологий в
design, и learning design, и элементы педагогического
образовании. По этой теме практически нет
проектирования.
доступной литературы. Неудивительно, что
В самом общем виде педагогический дизайн может
быть определен как систематический процесс пре
лучшие цифровые учебные ресурсы, представ
образования общих принципов обучения и препода
ленные на отечественном рынке, в большин
вания в учебные планы и материалы. Внутри педаго
стве своем — локализованная и адаптирован
гического дизайна как общего направления можно выде
лить две основные линии. Первая рассматривает ная к специфике российской школы продукция
принципы организации поточного массового произ
зарубежных фирм.
водства учебных материалов. Вторая определяет, как
Гениальный учитель или гениальный разра
работать с готовыми образовательными ресурсами и
ботчик электронного учебника может сделать
конструировать учебный процесс с их использова
нием. Обе линии так или иначе затрагивают четыре «горя великолепный продукт. Но это будет некий
чие области» педагогического дизайна:
эксклюзив, тогда как школе требуется огром
ное количество качественных информацион
• отработка процедур (этапы производственного
цикла по созданию того или иного образовательного
ных ресурсов. Задача проекта ИСО — создать
продукта, схема взаимодействия педагогического ди
условия для массового производства добротной
зайнера с другими членами команды разработчиков
образовательной продукции. Способствовать
или авторского коллектива, правила организации по
решению этой задачи должна подготовка изда
следовательности учебных действий в рамках того или
иного урока или педагогического события и т.д.);
телей и педагогов в области педагогического
дизайна.
• применение новых форм и способов работы,
обеспечивающих мотивацию учащихся, связь учебного
процесса с жизнью, интерес к предмету и т.п.;

• обучение коммуникации и работе в команде (ав
Развертывание работ по подготовке и повышению ква
торов и разработчиков учебных материалов);
лификации в области педагогического дизайна (разработчи
ки учебных материалов, студенты и педагоги) будет проходить
• способы учета индивидуальных учебных стилей (или
по двум линиям. Во первых, ее будут вести подготовленные
индивидуальных особенностей познаватель
эксперты на базе своих организаций (вузы, организации по
ной деятельности) учащихся при проектиро
повышению квалификации педагогов, учебные центры и
вании учебных материалов и организации
т.п.). Во вторых, ее будут вести педагогические вузы в ходе
учебного процесса.
выполнения учебных программ по подготовке педагогов. Ра
Все эти составляющие должны войти в повседнев бота, которая ведется в педагогических вузах, будет поддер
ную педагогическую культуру. Каждый учитель в идеале жана в рамках проекта ИСО. Цель этой поддержки — изме
должен так же хорошо ориентироваться в подобных во нение практики методической подготовки студентов (будущих
просах, как он сегодня работает с раздаточными мате учителей) в педагогических учебных заведениях путем вклю
риалами, организует фронтальный опрос или контроль чения в содержание учебного процесса методики работы с
ный зачет. Задача проекта — через деятельность мето учебно методическими комплектами, разработанными и
дических служб всех уровней донести до учителей внедряемыми в практику работы общеобразовательных уч
основы работы с современными образовательными ре реждений в рамках проекта ИСО, а также методических раз
работок в области педагогического дизайна (включая введе
ние специализации по педагогическому дизайну при подго
товке будущих учителей).
Г. А. Бордовский, ректор Российского Каждый педагогический вуз, который выиграет в
государственного педагогического университета конкурсе на участие в этой работе, будет дополнительно
им. А. И. Герцена: оснащен комплексом оборудования учебно производст
венной лаборатории для разработки современных циф
Хотелось бы надеяться, что в результате ровых учебных материалов. В результате проект поддер
реализации проекта ИСО в российских школах жит внедрение новых курсов по подготовке студентов бо
лее чем в десяти вузах страны.
появится и найдет свое место новый учитель,
умеющий легко адаптироваться к быстро ме Результатами осуществления работ станут:
няющимся условиям жизни, находить нестан
• Разработка квалификационных требований к педагоги
дартные решения, обладающий широким спек ческим дизайнерам.
тром профессиональных знаний. Еще в 70 е
• Подготовка не менее 400 специалистов, в том числе не
годы в нашем вузе были впервые подготовлены
менее 100 разработчиков ИУМК, не менее 16 ключе
специалисты по использованию электронно вых российских специалистов в области педагогическо
вычислительной техники в учебном процессе. го дизайна (авторская группа), не менее 30 авторов и
Однако в школах такие специалисты оказа разработчиков учебно методических материалов, не
менее 230 методистов и педагогов (из них не менее 200
лись не слишком востребованы. И новую спе
в регионах проекта ИСО), не менее 30 преподавателей
циальность закрыли в начале 90 х, буквально педагогических вузов.
накануне компьютерного бума! Если бы этого
• Разработка, подготовка к изданию и издание пилотным
не случилось, возможно, мы не имели бы сего
тиражом (по 1000 экз.) комплектов учебно методичес
дня многих проблем с недостаточным исполь ких материалов для трех целевых групп: авторов и раз
зованием информационно коммуникационных работчиков учебно методических материалов, методис
технологий в обучении... тов и педагогов, преподавателей педагогических вузов.

Конечно, педагогический дизайн — это не • Создание общедоступной коллекции (в том числе интер
специальность в классическом понимании, к нет библиотеки) материалов по педагогическому ди
зайну, включающей как образцы, которые созданы за
которой готовят с 17 летнего возраста. Это
рубежом и в нашей стране, так и разработки специалис
профессиональная образовательная програм тов, которые прошли обучение в рамках данной работы.
ма магистерского уровня, второго высшего
• Разработка и апробация модели обучения вопросам пе
или послевузовского образования. С другой
дагогического дизайна различных групп специалистов;
стороны, во многих педвузах — в том числе и создание предпосылок для развития системы повыше
в нашем — есть бакалаврская программа по ния квалификации в области педагогического дизайна.
компьютерной лингводидактике. Обучение по
• Предложения для Министерства образования и науки
данной специальности предусматривает ос РФ по дальнейшему развитию работ в области педагоги
воение теоретических и практических аспек ческого дизайна в нашей стране, в том числе — по вклю
тов применения ИКТ в образовательном про чению основ педагогического дизайна в образователь
ный стандарт по каждой педагогической специальности.
цессе: истории и современных тенденций ис
пользования компьютерных средств обучения,
В рамках программы «Развитие сети образова
типологии и жанровых особенностей элек тельных учреждений, ведущих учебную работу
тронных учебных материалов, критериев по очной и дистанционной формам обучения со
3 оценки их качества, технологий конструиро школьниками» (В3) предполагается осуществить две
8 группы работ:
вания обучающих программ и т.д. Пока наши
Сборник информационно методических материалов




выпускники, получившие специальность «Ком • развитие системы обучения школьников через Интернет;
пьютерная лингводидактика», легко находят • поддержка заочных школ.
работу в коммерческом секторе, но практи

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign