LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

8 А1. Разработка регламентов создания и использова
ния цифровых информационных образовательных ре
Сборник информационно методических материалов




сурсов.

А2. Создание и систематизация цифровых учебных
ресурсов.

А3. Создание системы апробации новых учебных мате
риалов и разработка методики их использования.

Информатизация всех сторон жизни школы, актив
ное включение в учебный процесс новых видов образо
вательных ресурсов требуют нормативно правового
обеспечения. Решить эту задачу призвана программа А1
«Разработка регламентов создания и использова
ния цифровых информационных образовательных
• информационные источники для системы общего
ресурсов». В ее рамках предполагается ряд работ по
среднего и начального профессионального образования,
формированию правовой основы учебного процесса, об
объединяемые в предметные и тематические коллекции;
щественной и административной жизни школы в ИКТ на
• инструменты учебной деятельности;
сыщенной среде.
На сегодняшний день не существует никаких норма • информационные системы (средства) поддерж
тивных документов, устанавливающих правила использо ки организации образовательного процесса;
вания цифровых образовательных ресурсов в учебном
• учебно методические материалы (комплексы),
процессе. В частности, неясно, какие действия учителя
ориентированные на достижение качественно новых
являются нарушением авторских прав, а какие — нет.
образовательных результатов.
Никак не оговорены правила ведения электронной
Информационные источники для системы обра
документации (например, электронного журнала) и досту
па к ней. зования могут подразделяться на три группы. Первая —
элементарные информационные источники. К ним от
Существующее типовое штатное расписание затруд
няет полноценное использование компьютерного клас носятся, например, графическое изображение астроля
са учителями других предметов, кроме информатики. бии или текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бороди
Так, эксперты Всемирного банка выяснили, что компью
терный класс в системе начального профессионального
образования в течение недели работает в среднем 28
часов, в школах — 38 часов. Можно было бы использо
А. Д. Иванников, первый заместитель директора
вать это оборудование гораздо более интенсивно, но для
Государственного научно исследовательского института
этого необходимо введение новых штатных единиц —
информационных технологий и телекоммуникаций
лаборантов, техников. В целом нужно новое организаци
«ИНФОРМИКА»:
онно техническое обеспечение работы компьютерных
классов.
Создание национальной коллекции образо
Образовательное учреждение в настоящее время
вательных ресурсов — задача весьма акту
практически не имеет права оказывать дополнительные
услуги населению. Необходимо создать правовые усло
альная. Такая коллекция может быть исполь
вия для того, чтобы школы могли предоставлять возмож
зована в двух основных формах. С одной сто
ность для работы на своем компьютерном оборудовании
роны, каждый учитель должен иметь
(возможно, за плату) учащимся из других школ и взросло
возможность сформировать собственный
му населению.
В числе результатов реализации программы А1 пла
курс из представленных здесь объектов. То
нируется:
есть коллекция по каждому предмету высту
• издать методические рекомендации по организа пает как некий набор «рабочих материалов»
ции работы школ в условиях активного использования
разного уровня сложности, которые стыку
информационных и коммуникационных технологий;
ются между собой. С другой стороны, кол
• сформировать единые правила, позволяющие ис лекция должна содержать большой объем до
пользовать цифровые образовательные ресурсы, со
полнительных справочных материалов для
здаваемые различными разработчиками, в едином ин
учащихся. Чтобы каждый школьник в ходе
формационном пространстве школы;
изучения той или иной дисциплины мог обра
• предложить нормативы ведения цифровой внут
титься к ней как к своего рода энциклопедии,
ришкольной документации, формы регистрации
найти необходимые ему статьи, определения
хода учебной деятельности (ведение «электронного жур
понятий, иллюстрации.
нала», хранение работ учащихся);

• составить типовые штатные расписания, отра
жающие необходимость использования и обслуживания
средств ИКТ;
но». Вторую группу составят информационные источники
• сформулировать предложения по проекту образо простой структуры. Например, учебный текст о на
вательных стандартов и сопровождающих мате значении прибора «астролябия», включающий и его гра
риалов для общего среднего образования в условиях фическое изображение, или учебный текст с анализом
ИКТ насыщенной среды. стихотворения и сам текст стихотворения. Наконец, в тре
тью группу входят источники сложной структуры. Это
Задачами реализации программы А2 «Создание и может быть гипертекст, содержащий графическое
систематизация цифровых учебных ресурсов» изображение астролябии и учебный текст о ее назначе
выступают разработка учебных материалов нового по нии, имеющий гиперссылки на исторические условия со
коления, преодоление дефицита цифровых образова здания, биографии великих ученых, связанных с разра
тельных ресурсов и насыщение рынка новыми качест боткой данного прибора и аналогичных измерительных
венными продуктами, а также формирование методик приборов, практические работы с данным прибором и
организации учебного процесса с эффективным ис т.д. Или гипертекст, содержащий ссылки на стихотворе
пользованием ИКТ. ние, портреты автора, биографию автора, критические
В проекте ИСО выделяются следующие типы образо статьи о его творчестве и т.д. Пример информационного
вательных ресурсов: источника представлен на рис. 6.
На основе анализа потребностей общего и на
чального профессионального образования в цифровых
образовательных ресурсах предполагается создание об
щедоступной коллекции цифровых информацион
Рис.6. Пример информационного источника
ных источников, содержащей свыше 75 тыс. объектов,
по следующим образовательным областям и предметам:
начальная школа, математика, литература, естествозна
ние, физика, химия, биология, экономическая география,
физическая география, обществознание, история, искус
ство, иностранные языки. Схема формирования коллек
ции представлена на рис. 7.
В коллекцию войдут цифровые копии произведений
искусства, художественных и научно популярных фильмов,
фото и видеоизображения явлений природы, историчес
ких событий и социальных явлений, тексты художествен
ных произведений и научных работ, соответствующие
школьной программе и расширяющие ее, интерактивные
модели физических явлений и процессов, а также другие
объекты.
Будут созданы межпредметные коллекции, в
том числе коллекция карт, как в виде графических изоб
ражений, так и в виде объектов геоинформационной си
стемы, коллекция цифровых изображений произведе
ний культуры, коллекция изображений представителей
растительного и животного мира (включая видеофраг
Рис.7. Формирование единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
менты поведения животных). В рамках данного подком
понента предполагается также создание аннотиро
ванного каталога образовательных ресурсов, вхо
дящих в коллекцию.

Ресурсы коллекции будут систематизированы по
школьным предметам, содержательным линиям и дидак
тическим единицам образовательного стандарта. Они бу
дут доступны всем школам России. В итоге каждый учи
тель сможет получить дидактические материалы к каждо
му уроку — вместе с методическими рекомендациями по
их использованию.

Для эффективного использования элементов кол
лекции необходима система инструментов учебной
деятельности. Это программные продукты, предназ
наченные для создания, редактирования и компоновки
текстовых и гипертекстовых документов, графических
объектов, массивов числовых данных, изображений,
звука и видео, а также различные компьютерные лабо
ратории, геоинформационные системы и т.п. В рамках
Рис.8. Образцы инструментов учебной деятельности проекта ИСО запланированы приобретение, адаптация и
специальная разработка нескольких сотен таких инстру
ментов для нужд общего и начального профессионально
го образования. Образцы инструментов учебной дея
3 тельности представлены на рис. 8, схема формирования
0 системы инструментов — на рис. 9.
Сборник информационно методических материалов




Отдельный вид цифровых образовательных ресур
сов — средства, обеспечивающие организацию
учебного процесса. В рамках проекта ИСО предусмот
рены приобретение и разработка специализированного
программного обеспечения для методистов, учителей и
школьных администраторов. Оно позволит автоматизи
ровать составление и ведение расписания, контроль и
анализ знаний учащихся и хода учебного процесса, учет
кадров и контингента учащихся, сбор и анализ статисти
ческих данных об образовательном учреждении, приве
денных в соответствие с системой государственной ста
тистики, работу школьных бухгалтерий, а в конечном сче
те — информатизировать процесс управления учебным
заведением, упростить работу администрации образова
тельного учреждения. Образцы средств организации
учебного процесса представлены на рис. 10.
Рис.9. Формирование системы инструментов учебной деятельности
Формирование учебно методических материа
лов нового поколения, ориентированных на достиже
ние качественно новых образовательных результатов,
предполагается осуществлять двумя путями (см. рис.
11). С одной стороны, будет происходить развитие су
ществующих нецифровых учебно методических
комплексов и учебников за счет их расширения набо
рами цифровых ресурсов. Эффективное использование
возможностей информационных технологий широким
кругом учителей, работающих по определенным учебни
кам, возможно лишь в том случае, когда цифровые ре
сурсы четко привязаны к данным учебникам. Это позво
лит учителю работать по привычному для него учебнику и
применять современные информационные средства, не
меняя кардинальным образом традиционной системы
обучения.
С другой стороны, планируется создание инновацион
ных учебно методических комплексов (ИУМК), полно
стью обеспечивающих потребности организации учебного
процесса по выбранному предмету (предметной области,
теме). Инновационные комплексы должны быть построены
Рис.10. Образцы средств организации учебного процесса
на новых педагогических технологиях, на деятельностном
подходе, формировании новых компетенций. Они ориенти
рованы на новые формы представления учебного материа
ла, организации педагогического процесса. Такие комплек
сы предназначены для творческого учителя, готового и спо
собного самостоятельно строить процесс обучения. Схема
разработки ИУМК представлена на рис. 12.

Важным принципом создания ИУМК в проекте явля
ется их открытость, предусматривающая возмож
ность использования их ресурсов в материалах, создава
емых учителями и учащимися; возможность создания с
помощью инструментов УМК новых ресурсов, расширяю
щих данный УМК и связанные с ним (в частности, посред
ством ссылок); возможность для учителя изменять и стро
ить новые траектории представления материала; приори
тетное использование открытых кодов и открытых
стандартов хранения и описания данных.
Учебно методический комплекс должен как минимум
обеспечивать следующие формы использования циф
ровых ресурсов:
Рис.11. Структура учебных материалов, создаваемых в рамках компонента А проекта ИСО
• использование на уроке (объяснение материала, лек
ция, выступление учащегося или дискуссия, закрепле
ние, контроль знаний учащихся, самостоятельная рабо
та одного учащегося или группы учащихся, анализ или
построение моделей, тестирование, поиск необходимой
информации);

• самостоятельное использование учеником вне урока
(работа над домашним заданием, подготовка рефера
тов, самоконтроль и контроль знаний, построение моде
лей объектов и процессов, отработка технических навы
ков на тренажере);

• использование учителем на этапе подготовки к уроку
(подбор материалов для последующего использования на
уроке в цифровом виде, подбор заданий и их распечатка).

Для обеспечения качества создаваемых учебных ма
териалов большое внимание в первом компоненте про
екта ИСО уделяется их апробации (программа А3) непо
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
средственно в условиях учебного процесса. На основе
ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
апробации последует доработка продуктов с учетом за
ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ
мечаний и предложений, затем еще одна апробация и
МАТЕРИАЛОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
лишь затем — широкое тиражирование ресурсов и их
(КОМПОНЕНТ А)
размещение в открытом доступе. По мнению разработчи
ков проекта, такой тщательный контроль качества обес
Качественные результаты:
печит максимально широкое использование в школах
материалов, созданных в рамках ИСО.
• Создана общедоступная коллекция цифровых информа
Предполагается апробация абсолютно всех разраба
ционных источников.
тываемых ресурсов, в том числе информационных источ
ников, инструментов образовательной деятельности, ци
• В основном обеспечены потребности общего и началь
фровых дополнений к существующим учебно методичес
ного профессионального образования в инструментах
ким комплектам, инновационных учебно методических
учебной деятельности, необходимых для эффективного
комплексов, средств организации учебного процесса,
использования средств ИКТ в общем образовании.
регламентов работы образовательного учреждения в
ИКТ насыщенной среде. • Созданы модули, обеспечивающие формирование от
Апробационные площадки будут создаваться как в крытого единого информационного образовательного
семи пилотных регионах проекта, так и в других террито пространства школы.
риях. Площадки в регионах проекта будут осуществлять
широкую апробацию всего спектра разрабатываемых • Разработаны учебно методические комплекты, ориенти
материалов. Для обеспечения такой широкой апробации рованные на активное и эффективное использование
в этих школах будет устанавливаться соответствующая ИКТ в образовании.
компьютерная техника. Площадки, расположенные вне
• Создана система апробации учебно методических ком
регионов проекта, будут проводить апробацию отдельных
плектов и цифровых учебных ресурсов.
материалов. Им будут передаваться методики апробации
и сами апробируемые продукты; осуществлять поставки
Количественные результаты:
компьютерного оборудования в такие учебные заведе
ния не предполагается.
• Включено в коллекцию свыше 75 тыс. объектов.
Рис.12. Разработка инновационных учебно методических комплексов (ИУМК)
• Создано или закуплено свыше 50 инструментов учебной
деятельности.

• Создано не менее 14 учебно методических комплексов
и не менее 30 наборов цифровых образовательных ре
сурсов к существующим учебникам.

• Созданы УМК по 10 приоритетным специальностям сис
темы начального профессионального образования.

• В систему апробации вовлечено свыше 80 учреждений
образования.




3 Важным отличием процедуры апробации в рамках
2 проекта ИСО от аналогичных мероприятий в рамках дру
гих федеральных программ является организация ап
Сборник информационно методических материалов




робации непосредственно в процессе разработки
учебных материалов. Это позволит своевременно вно
сить коррективы по ходу реализации проекта, исправляя
обнаруженные недостатки и повышая качество конечно
го продукта.
• интернет поддержка профессионального раз




8.
вития педагогов,

• обучение будущих учителей.


Первая из перечисленных подпрограмм — «Фор
мирование базовой педагогической ИКТ компе
тентности работников образования» — продол
жает и развивает работы, которые уже на протяжении
ряда лет ведутся в России в рамках известных проек
тов — таких как «Обучение для будущего» (компания «Ин
тел»), «Поколение RU» (Федерация Интернет Образова
ния), «Развитие сети РЦДО» (федеральная целевая про
грамма РЕОИС) и др. Она направлена на массовое
освоение педагогических возможностей ИКТ все
Компонент В. ми категориями работников образования, вклю
чая учителей всех предметов, работников управления,
Профессиональное библиотекарей — своего рода «педагогический всеобуч»
в области новых технологий.
развитие педагогов В результате реализации данного направления про
екта будут разработаны вариативная программа (рассчи
в области применения танная на 72 учебных часа) и учебно методический ком
плект для педагогического всеобуча, подготовлены (при
ИКТ для целей обретут базовую педагогическую ИКТ компетентность)

образования около 150 тыс. работников образования из всех регио
нов России.
Разработка учебных материалов проводится на осно
ве анализа существующих в России и за рубежом про
При формировании второго компонента проекта грамм подготовки и повышения квалификации работни
ИСО — «Профессиональное развитие педагогов в облас ков образования в области ИКТ. При этом предусматри
ти применения ИКТ для целей образования» (В) — разра вается достижение следующих целей:
ботчики исходили из того, что основную роль в инфор
• Формирование у слушателей представлений о совре
матизации образования играет учитель, подготов
менных информационно коммуникационных технологи
ленный и мотивированный. Именно поэтому особое
ях, сферах их использования в информационной дея
внимание в проекте уделяется созданию учебно методи
тельности человека и возможностях их использования в
ческих комплексов, связанных с подготовкой и повыше
образовании.
нием квалификации различных категорий работников
образования: учителей предметников, школьных библио
• Формирование у слушателей устойчивых навыков ис
текарей, методистов, администраторов.
пользования ИКТ в их профессиональной деятельности.
Во втором компоненте проекта выделяются три груп
пы работ, составляющие содержание трех программ (см. • Формирование у слушателей способности понимать ор
рис. 5): ганизацию и устройство ИКТ среды своего образова
тельного учреждения и эффективно использовать воз
В1. Организация обучения будущих и работающих пе
можности этой среды в своей повседневной работе, в
дагогов и руководителей учреждений образования
том числе во взаимодействии с учащимися, их родителя
применению ИКТ в образовании.
ми и общественностью, с методическими структурами и
иными образовательными учреждениями, включая уп
В2. Развитие потенциала в области педагогичес
равления образованием, а также с отдельными сотруд
кого дизайна при создании учебных материалов.
никами этих учреждений.
В3. Развитие сети образовательных учрежде
• Формирование у слушателей навыков проектной дея
ний, ведущих учебную работу по очной и дистанцион
тельности в применении к проектированию ИКТ среды

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign