LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

учителей, помогают оформлять, накапливать и развивать
Проект ориентирован на достижение трех взаимосвя свои педагогические находки. В проекте ИСО эти инстру
менты включены в комплекс средств формирования ин
занных между собой целей:
формационной среды образовательного учрежде
1. ния: работа с коллекциями цифровых образовательных
Обеспечение активной учебной работы школь источников, разработка учебных занятий и учебно мето
ников, формирование у них организованности, способ дических материалов, работа с базами данных учащихся,
ности самостоятельно учиться, находить и использовать накопление и обработка материалов педагогического
нужную информацию, работать в коллективе, находить опыта и т.п. В проекте также предусматривается текущая
решения в нестандартных ситуациях, решать не встречав поддержка учителей в освоении и использовании обра
шиеся ранее задачи. зовательных технологий.

2. Третья цель касается интернет образования. Она ста
Поддержка развития творческой работы педа новится особенно актуальной в связи с введением про
гогов и педагогических коллективов, обеспечение пере фильной подготовки школьников. Заочная форма учеб
хода педагогов к более индивидуальным и активным ме ной работы — единственная возможность получить уг
тодам обучения, предоставление им возможности ис лубленную подготовку для тех школьников, которые не
пользовать новые ресурсы. могут изучать профильные курсы (в том числе — электив
ные) в своей школе. Быстро развивающиеся сегодня тех
3. нологии и инструменты учебной работы через Интернет
Обеспечение доступности качественных обра обеспечивают практическую возможность углубленной
зовательных услуг для каждого заинтересованного в подготовки учащихся в таких школах.
них школьника, даже если он не может получить эти услу
ги в своей школе.

Первая цель относится к вечным проблемам обра
зования. Школа индустриального общества (единая об
щеобразовательная школа) ее фактически не решала:
соответствующие усилия прикладывались лишь в срав
нительно немногих элитных учебных заведениях.
Перед школой информационного века стоит задача фор
мировать познавательную самостоятельность у боль
шинства учащихся. К новым инструментам и технологи
ям, появившимся сегодня для решения этой задачи, от
носятся:

• энциклопедически полные, постоянно обновляемые и
расширяемые, общедоступные библиотеки цифровых
образовательных источников — мультимедийные
образовательные материалы нового поколе
ния, задающие новый уровень наглядности и доступно
сти, обеспечивающие простор для самостоятельной дея
тельности учащихся;

• компьютерные инструменты и среды для поддержки
этой деятельности — от стандартных офисных приложе
ний и общедоступных редакторов до специализирован
ных предметных и задачных сред, профессиональных
приложений и их учебных адаптаций.
• Реализация профильных учебных программ сред




3.
ствами дистанционного образования.

• Создание в регионах, участвующих в проекте, систе
мы межшкольных методических центров для
поддержки информатизации школ и распростра
нения новой практики преподавания.

• Поддержка инициатив педагогов и школ, направ
ленных на создание новой практики обучения и
внеучебных форм образования.

В результате реализации проекта в большинстве
школ и училищ в пилотных регионах и лидирующих шко
лах других регионов учебный процесс будет гибко органи
зован, будет использовать современные цифровые обра
Основные зовательные ресурсы, там будут созданы условия для ак
тивной самостоятельной работы учащихся. Проект
задачи, предоставит учащимся, независимо от места их прожива
ния или социального статуса, образовательные возмож
решаемые в проекте ности, адекватные новым требованиям рынка труда и со
временной жизни (см. рис. 1).

Проект направлен на создание условий для систем
ного внедрения и активного использования инфор
мационных и коммуникационных технологий в ра
боте школ и профессиональных училищ. В ходе реализа
ции проекта предполагается решение следующих
основных задач:

Рис.1. Ожидаемые результаты проекта ИСО




2 • Рывок в обеспечении учащихся и учителей со
4 временными учебными материалами, активно
использующими информационные и коммуникацион
Сборник информационно методических материалов




ные технологии, в том числе — цифровыми образова
тельными ресурсами.

• Создание в России устойчивого потенциала в об
ласти производства высококачественных, от
крытых, доступных по стоимости цифровых
образовательных ресурсов, отвечающих нуждам
образовательных учреждений.

• Подготовка и повышение квалификации педа
гогов и управленцев в области использования инфор
мационных и коммуникационных технологий в практике
образования и проектирования такого использования.
учебно методическим материалам нового поколения, ко




4.
торые основаны на их использовании.

3.
Системность. Проект охватывает три ключевые
составляющие образовательной практики: содержание
образования, методы обучения, педагогические кадры. Три

Рис.2. Пилотные регионы проекта ИСО




Особенности
проекта
Проект ИСО имеет ряд особенностей, которые выде
ляют его среди других образовательных программ, осу
ществлявшихся в России:

1.
Продолжительность. Устойчивые изменения в ра
боте школы накапливаются достаточно медленно и замет
ны не ранее, чем через два три года. Для того чтобы разра
ботать новые модели учебной работы, опробовать их на
практике и сформировать механизмы, обеспечивающие Рис.3. Системные эффекты проекта ИСО
распространение этих моделей по всей стране, проект дол
жен иметь продолжительность не менее шести семи
лет. Эти соображения определили общую продолжитель
ность проекта и его деление на два этапа. Первый этап
(март 2005 — июнь 2008 гг.) продолжается три с полови
ной года, второй (июль 2008 — июнь 2010 гг.) — три года.

2.
Масштабность и распределенность. ИСО —
долгосрочный проект, который направлен на преобра
зование образовательной системы во всей стра
не. На первом этапе реализации он охватит свыше 6 ты
сяч школ в регионах проекта и более 400 тысяч педагоги
ческих работников во всей России. В рамках проекта
предполагается создать учебные материалы нового поко
ления по всем основным предметам общеобразователь
ной школы — свыше 150 учебно методических комплек
сов и более 75 тысяч цифровых информационных источ
ников. В 50 регионах страны будет проведено
повышение квалификации педагогов в области форми
рования базовой ИКТ компетентности. его компонента направлены на решение ключевых проблем
Для участия в проекте на первом этапе отобрано и во взаимодействии с региональными и федеральными про
семь пилотных регионов: Республика Карелия, Ставро граммами — создание нового кадрового потенциала, инфра
польский, Красноярский и Хабаровский края, Калуж структуры, нормативной базы, ориентированных на разви
ская, Челябинская и Пермская области (см. рис. 2). Пи тие процесса информатизации после завершения проекта.
лотные регионы проекта находятся в каждом из семи фе Трансформирующейся школе нужна новая инфраст
деральных округов. В каждом регионе создается система руктура, которая обеспечит создание и поставку образцов
из регионального координационного и межшкольных ме современных вариативных технологий учебной работы,
тодических центров (система РКЦ — ММЦ), осуществляю поможет педагогам осваивать, использовать и развивать
щих постоянную методическую и консультационную под эти технологии и на этой основе постепенно совершенст
держку использования ИКТ в системе образования. Все вовать работу своего образовательного учреждения. По
го в рамках проекта предполагается сформировать 232 пути создания такой инфраструктуры пошли разработчики
РКЦ и ММЦ. проекта ИСО. Системные эффекты проекта затронут преж
На втором этапе в проекте примет участие не менее де всего основных участников образовательного процес
20 российских регионов. Школы страны получат доступ к са: школьников и их родителей, педагогов, образователь
новым цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) и ные учреждения в целом (см. рис. 3).
будет показывать, какой прогресс в информатизации до




5.
стигается школами в регионах проекта.
Первый этап разбит на две фазы. На первой фазе
(развертывание) ведется разработка и апробация циф
ровых образовательных ресурсов нового поколения
(ЦОР), новых учебно методических материалов и регла
ментов работы школы в условиях насыщенной информа
ционной среды. Отрабатываются системы и методика ин
тернет обучения школьников. Одновременно с этим в пи
лотных регионах проекта разрабатываются и реализуются
программы информатизации школ, муниципалитетов, ре
гионов. Начинается реализация программ повышения
квалификации управленцев, школьных команд и учителей
в пилотных регионах.
На второй фазе (реализация) ведется освоение и
Этапы и фазы использование в пилотных регионах экспериментальных
версий комплексов формирования информационной сре
проекта ды образовательных учреждений, коллекций цифровых
образовательных ресурсов нового поколения и новых
учебно методических материалов, практическая отработ
Весь комплекс работ, выполняемых в рамках проекта ка регламентов работы школы в условиях насыщенной ин
ИСО, можно разделить на два этапа и три фазы (см. рис. 4). формационной среды. Идет практическое опробование
моделей интернет образования школьников. Одновре
Главные задачи первого этапа (март 2005 — июнь менно осуществляется подготовка массовых версий всех
2008 гг.): экспериментально проверяемых и отрабатываемых на
практике разработок.
• разработать и апробировать серию высококачествен
ных, открытых цифровых образовательных ресурсов и Второй этап проекта (июль 2008 — июнь 2010 гг.)
опирается на результаты, полученные на первом этапе.
Главные задачи второго этапа:
Рис.4. Этапы и фазы проекта ИСО

• развернуть в большинстве школ страны практическое
использование технологий и цифровых образователь
ных ресурсов, разработанных на первом этапе проекта;

• повсеместно перейти на современные программы под
готовки и повышения квалификации учителей, которые
основаны на использовании ИКТ, ориентированы на пе
дагогические результаты и помогают работникам обра
зования использовать ИКТ в качестве инструмента про
фессионального роста;

• распространить накопленный в проекте опыт поддерж
ки процессов информатизации школы, использования
ИКТ в работе методической службы;

• развить производство высококачественных учебных
материалов, выйти на международный рынок цифровых
образовательных ресурсов.

Второй этап включает в себя третью фазу проек
2 учебно методических комплексов, отвечающих новым та (распространение). Созданные на первом этапе
6 задачам подготовки учащихся; материалы и опыт их использования, накопленный в пи
лотных регионах, распространяются во всех регионах
Сборник информационно методических материалов




• создать эффективный механизм изменения практики
страны. Информатизация общеобразовательной школы и
обучения через повышение квалификации педагогов в
НПО переходит на новый качественный уровень.
области информатизации;
В результате второго этапа проекта большинство
школ в регионах проекта и в других регионах России пе
• развернуть в регионах, участвующих в проекте, систему
рейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном
межшкольных методических центров, которые обеспе
процессе. Сложатся условия для активной самостоятель
чивают эффективную текущую поддержку процессов ин
ной работы учащихся, творчества педагогов, гибкой орга
форматизации школ.
низации учебного процесса, создания сетевых образова
В результате этих усилий в регионах проекта должно тельных сообществ. У большинства учащихся появится
произойти продвижение школ на такую ступень информа возможность достигать образовательных результатов,
тизации образования, которая характеризуется актив которые позволяют полноценно подготовиться к жизни в
ным использованием ИКТ и цифровых образовательных становящемся информационным обществе.
ресурсов в учебном процессе. Специальный мониторинг
• Создание системы межшкольных методичес




6.
ких центров (С).
В схематическом виде структура и основные виды ра
бот проекта показаны на рис. 5. Все работы организуют
ся на конкурсной основе.

Проект ИСО является целостным и системным. Все
его компоненты и программы тесно взаимосвязаны друг
с другом.
Компонент А включает в себя цикл работ по созда
нию учебных материалов нового поколения: первичная
разработка (или адаптация готовых продуктов), проверка
в условиях небольшого числа экспериментальных школ,
доработка с учетом поступивших замечаний. По мере по
явления версий учебных материалов, пригодных для
Структура практического использования, они поступают на широ
кую апробацию в условиях реального учебного процесса.
проекта Работы по апробации организуются и финансируются
также в рамках компонента А, но их координируют со
и взаимосвязь зданные в рамках компонента С межшкольные методиче
ские центры. Школы — апробационные площадки в сво
его компонентов ей работе используют опыт экспериментальных школ, на
основе обратной связи передают разработчикам замеча
ния и предложения по совершенствованию учебных ма
Все входящие в проект ИСО работы распределены по териалов, заказы на создание новых цифровых образо
трем компонентам: вательных ресурсов.
Созданные в рамках компонента А образовательные
• Учебные материалы нового поколения (А).
ресурсы используются при разработке учебно методичес
• Профессиональное развитие педагогов в облас ких материалов для повышения квалификации учителей
ти применения ИКТ для целей образования (В). (компонент В). Сами разработчики ЦОР участвуют в

Рис.5. Структура проекта ИСО


Структура проекта
«Информатизация системы образования»
Проект ИСО

Компонент А. Компонент В. Компонент С.
Учебные материалы нового поколения Профессиональное развитие педагогов Создание системы межшкольных
в области применения ИКТ для целей методических центров
образования


А1. Разработка регламентов создания В1. Организация обучения будущих и С1. Стратегическое планирование и управление
и использования цифровых информационных работающих педагогов и руководителей
образовательных ресурсов учреждений образования применению ИКТ С2. Создание системы межшкольных
в образовании. Формирование базовой методических центров
А2. Создание и систематизация цифровых ИКТ компетентности работников образования. Формирование типового проекта ММЦ
учебных ресурсов Развитие системы повышения квалификации Подбор и подготовка персонала для ММЦ
и методической поддержки педагогов.
Создание коллекций информационных источников Оснащение и ввод в эксплуатацию оборудования
Интернет поддержка профессионального
для системы общего среднего и начального для ММЦ и подключение их к Интернету
развития педагогов
профессионального образования
С3. Система поддержки информатизации
Создание инструментов учебной деятельности
В2. Развитие потенциала в области общего и начального профессионального
Создание информационной системы поддержки
педагогического дизайна при создании учебных образования на основе системы РКЦ ММЦ
организации образовательного процесса
материалов
Создание учебно методических материалов
С4. Формирование общественной поддержки
(комплексов), ориентированных на достижение
В3. Развитие сети образовательных информатизации школы
качественно новых образовательных результатов
учреждений, ведущих учебную работу по очной
А3. Создание системы апробации новых и дистанционной формам обучения со С5. Поддержка региональных проектов
учебных материалов и разработка методики школьниками в области информатизации образования
их использования
подготовке соответствующих программ и методических




7.
рекомендаций, а также непосредственно в обучении уча
стников региональных методических групп. В состав дан
ных групп включены преподаватели регионального уч
реждения дополнительного профессионального образо
вания педагогов (ИУУ, ИПКРО и т.д.), методисты из ММЦ и
школ — апробационных площадок.
Формирование региональных методических групп и
их обучение происходят в рамках компонента В, их основ
ная деятельность разворачивается преимущественно в
рамках компонента С. Система РКЦ ММЦ распространя
ет разработки, созданные в рамках компонентов А и В.
На курсах, организованных в ММЦ, учителя всех школ пи
лотных регионов проекта знакомятся с новыми учебными
материалами, методиками их использования, получают
Компонент А.
знания по применению ИКТ в образовательном процес
се. ММЦ осуществляют постоянное консультирование
Учебные материалы
педагогов по всем вопросам, возникающим в связи с ис

нового поколения
пользованием ИКТ в преподавании их предмета.
Таким образом, в компоненте А создаются базовые
учебные материалы, на основе которых осуществляется
обновление содержания образования и формирование
новых способов организации учебного процесса. В ком Первый компонент (А) представляет собой содержа
поненте В разрабатываются учебно методические мате тельный стержень всего проекта. Именно вокруг новых
риалы по повышению квалификации педагогов и ведет учебных материалов будут формироваться новые спосо
ся учебная работа с региональными методическими бы организации учебного процесса.
группами, которые, в свою очередь, будут работать с Большинство существующих на сегодня цифровых об
ММЦ и отдельными школами. В компоненте С обеспечи разовательных ресурсов создавалось без связи с сущест
ваются условия для курсовой переподготовки и органи вующими образовательными стандартами, учебными
зации постоянной методической поддержки основной программами и педагогической практикой, без учета по
массы педагогов. Тесная координация всех звеньев требностей школы и учителя. Среди них преобладают из
проекта обеспечивается за счет сквозной организации дания, относящиеся к жанру «Репетитор» и отражающие
процесса обучения работников образования, в который главным образом представления разработчиков о том,
втягиваются авторы учебных материалов, управленцы и какие знания нужны школьникам. Серьезной проблемой
методисты разных уровней и все учителя предметники является дефицит методических рекомендаций по ис
пилотных регионов. пользованию данных продуктов. Отсутствие единых тех
нологических требований к разработке ЦОР, нестандар
тизированный интерфейс создают дополнительные тех
нические сложности для пользователей. Во многом
именно в силу данных причин цифровые учебные изда
ния и ресурсы очень сложно встраиваются в реальный
образовательный процесс и зачастую оказываются не
востребованными в школах.
Основная задача первого компонента проекта
ИСО — способствовать изменению сложившейся ситуа
ции, обеспечив школы необходимыми ей цифровыми ре
сурсами и создав условия для их активного использова
ния в учебной деятельности.
В первом компоненте проекта выделяются три груп
пы работ (см. рис. 6):
2

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign