LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ввести школу
в информационное
общество Особое
внимание
в проекте ИСО
уделяется
мотивации
и поддержке
педагогов
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОЕКТ ИСО? сти новых образовательных ресурсов и технологий, на
поддержку их внедрения в массовую педагогическую
Философы и социологи называют современное состо практику.
яние развития цивилизации «информационным общест
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
вом». В этом обществе самым ценным товаром становит
ся информация, основным экономическим активом — ин
теллектуальный потенциал. Не случайно в последнее Официально проект ИСО вступил в силу 28 февраля
время все чаще употребляется выражение «экономика, 2005 года. Но его подготовка началась за два года до
основанная на знаниях». этого. Группа подготовки проекта состояла из российских
Чтобы занять в таком обществе достойное место, специалистов, имеющих большой опыт использования
России необходимо готовить своих молодых граждан к ИКТ в образовании, прежде всего в средней школе.
жизни в информационном мире. По данным СМИ, запа Очень ценную помощь нам оказали эксперты Всемирно
сов нефти нашей стране хватит еще на несколько десяти го банка. В итоге удалось заранее, до официального стар
летий. А интеллектуальный потенциал — это неисчерпае та, полностью сформировать дизайн проекта, включав
мый ресурс. Поэтому стратегическая цель проекта «Ин ший перечень всех запланированных мероприятий и
форматизация системы образования» — сделать ожидаемых результатов по каждому виду работ.
отечественную школу адекватной современным требова Изначально проект ИСО задумывался как содержа
ниям мировой экономики. тельное дополнение к федеральной целевой программе
Ключевое условие достижения этой цели — обес «Развитие единой образовательной информационной
печение высокого уровня доступности информа среды» (ФЦП РЕОИС). В этой программе основное внима
ционных и коммуникационных технологий для ние уделялось решению инфраструктурных задач: по
педагогов и учащихся. Активное использование ИКТ в ставкам компьютерной техники, подключению школ к Ин
учебном процессе позволит во многом снять проблему тернету и т.д. Для того, чтобы новые технические возмож
«образовательного неравенства» за счет широкого ности вошли в реальную жизнь школы, нужно было эту
распространения качественных учебных материалов инфраструктуру наполнить определенным педагогичес
на цифровых носителях, развития системы дистанци ким содержанием: разработать новые учебные материа
онного обучения школьников и дистанционной под лы, обучить учителей новым способам работы, создать
держки учителей из отдаленных районов. Проект ИСО систему постоянного методического сопровождения. Что
ориентирован как раз на решение проблемы доступно и должен был сделать проект.
С. М. Авдеева,
руководитель проекта «Информатизация системы
образования»




Но в процессе разработки проекта ИСО он вышел за подписания соглашения о займе и поступления средств
рамки «дополнения» и стал самостоятельной системной Всемирного банка. Например, в Красноярском крае уже
программой. Содержание проекта охватывает практичес действуют несколько межшкольных методических цент
ки все линии использования ИКТ в среднем образова ров, которые оказывают методическую поддержку педа
нии: от создания и разработки ресурсов, методики их ис гогам. Это убедительное свидетельство актуальности про
пользования до разноплановой подготовки всех катего екта ИСО, его соответствия ожиданиям педагогов и уп
рий работников образования, моделирования и равленцев.
построения информационных сред на уровне отдельной
МОТИВАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА
школы, муниципалитета, региона.
В отличие от средней школы сферу начального про
фессионального образования проект ИСО охватывает И на этапе подготовки проекта, и сейчас для нас пер
воочередной является проблема мотивации педагогов
лишь частично. Проект ограничивается внедрением ИКТ
к активному использованию ИКТ ресурсов. Можно
в обучение по ряду специальностей, наиболее востребо
ванных на рынке труда. Каждый пилотный регион имеет создать великолепные цифровые учебные материалы, по
свой список приоритетных профессий. Мы рассчитываем, ставить их в каждую школу, организовать широкомас
что опыт «локального» включения компьютерных техноло штабное обучение учителей предметников способам ра
гий в подготовку рабочих кадров послужит моделью для боты с такими материалами. Но все это не гарантирует,
масштабного обновления содержания, форм и методов что педагоги действительно начнут использовать новые
начального профессионального образования. средства и технологии в своей повседневной работе.
Анализ зарубежного опыта показал, что проблема
РЕГИОНЫ: использования ИКТ в образовании непросто решается
ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН повсюду. В настоящее время, по официальным данным
1 ЕС, лишь 15—20% учителей в странах Евросоюза актив
6 Конкурс по отбору пилотных регионов проекта ИСО но используют ИКТ в своей работе. И это происходит в
был объявлен еще осенью 2002 года. В нем приняло уча благополучных, развитых странах, где компьютеры и Ин
Сборник информационно методических материалов




стие около 40 субъектов Российской Федерации. Из них тернет доступны повсеместно, где учителя получают до
комиссия Министерства образования выбрала семь — стойную зарплату, где существует огромное количество
по одному в каждом федеральном округе. В число отоб цифровых образовательных ресурсов...
ранных попали регионы с большим опытом работы по ин В России использование ИКТ во многом сдерживается
форматизации системы образования. техническими сложностями. Не всегда учебные CD имеют
Каждый пилотный регион разрабатывает свой вари дружественный интерфейс, загружаются на персональных
ант модели информатизации школы. В результате мы по компьютерах с любой конфигурацией. Проект ИСО будет
лучим семь моделей, каждая из которых может служить способствовать решению этих проблем: в его рамках будут
подготовлены стандартизированные требования к
основой для разработки программ информатизации в
качеству цифровых учебных материалов.
других субъектах Федерации.
Пока проект готовился, многие пилотные регионы на Организация учебного процесса с использованием
чали за счет собственных сил и средств воплощать в ИКТ на первых порах требует от педагога больших усилий,
жизнь ряд его элементов, не дожидаясь официального нежели традиционная форма проведения занятий. Здесь
есть определенный барьер — психологический, компе Мы проектировали ММЦ таким образом, чтобы они
тентностный, — который надо помочь преодолеть. Поэто были максимально приближены к школе, учителю и уче
му в проекте предусмотрена разработка регламентов нику. Программа РЕОИС ориентировалась на создание
работы школы в ИКТ насыщенной среде. Эти регла региональных центров, осуществлявших координацию на
менты будут предусматривать введение дополнительных уровне «регион — Федерация». В проекте ИСО сеть ММЦ
штатных единиц, возможность деления класса на группы покрывает всю территорию пилотных регионов, а сами
при проведении занятий с использованием ИКТ, надбав центры будут доступны для каждого педагога. В этих цент
ки педагогам, проводящим такие занятия, и т.д. рах будут отрабатываться все инновационные модели и
С целью материального стимулирования учителей в ресурсы, созданные в рамках проекта.
Вторая важная задача первого года — проведение
проекте ИСО предусмотрена поддержка педагогических
конкурса на разработку инновационных учебно
конкурсов и инициатив. Такая работа начинается в пи
методических комплексов (ИУМК). Этот конкурс явля
лотных регионах уже в этом году.
ется одним из стержней проекта. Его результатом должно
УСТОЙЧИВОСТЬ стать создание учебных материалов нового поколения.
И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ Это те ресурсы, которые облегчат работу учителя, предло
жат ему новые формы организации учебного процесса,
Проблемы устойчивости проекта и востребо позволят существенно повысить образовательные ре
ванности его результатов также являются для нас зультаты учащихся.
приоритетными. Мы постоянно совершенствуем его ди Мы уже провели четыре семинара с потенциальными
зайн в ходе консультаций с федеральными и региональ авторами и разработчиками новых учебных материалов.
ными партнерами. Их участниками стали все ведущие издательства и фир
Всем образовательным учреждениям, на базе кото мы, которые занимаются созданием цифрового образо
рых будут создаваться межшкольные методические цен вательного контента. Мы очень внимательно прислуши
тры, рекомендовано внести изменения в уставы, чтобы вались к их мнению, использовали их предложения в
они могли оказывать населению образовательные услу разработке нашей конкурсной документации.
Наконец, третья задача — запуск системы апро
ги, связанные с информационными технологиями. Осо
бации цифровых образовательных ресурсов. Эта
бенно актуально это для отдаленных районов, где школа
является не только общеобразовательным учреждени система должна заработать в пилотных регионах летом
ем, но и культурным центром. Таким образом, после 2005 года. Через нее будут пропускаться все ресурсы,
окончания проекта межшкольные методические центры разработанные в рамках проекта ИСО — начиная с инно
(ММЦ) должны иметь два источника финансирования: вационных УМК и заканчивая элементарными информа
средства региональных и муниципальных программ ин ционными источниками. Первые ресурсы, которые мы
форматизации системы образования и внебюджетные планируем апробировать на этих площадках, — учебные
поступления. CD, разработанные в 2002—2004 годах по госзаказу в
Для нас важно, чтобы опыт информатизации школы, рамках ФЦП РЕОИС и Инновационного проекта развития
накапливаемый в пилотных регионах, был доступен дру образования (ИПРО).
гим регионам России. В начале 2007 года мы планируем В декабре 2004 года практически все российские
объявить конкурс для отбора до 20 регионов, которые по школы получили медиатеки, содержащие полный ком
лучат гранты на подготовку своих проектов информатиза плект этих материалов — порядка 50 дисков. Мы хотели
ции, используя опыт пилотных регионов проекта ИСО. В бы посмотреть, как эффективно использовать эти ресур
результате они смогут открыть несколько ММЦ, провести сы в учебном процессе, подготовить методики работы с
у себя эксперимент по дистанционному обучению школь ними. И естественно, определить, что в этих ресурсах мо
ников, внедрить в образовательный процесс ресурсы, жет явиться основой для разработки ИУМК, как уже су
разработанные в проекте. На втором этапе реализации ществующие ресурсы могут войти в единую националь
проекта ИСО (2008—2010 гг.) эти регионы станут его пол ную коллекцию, которая должна быть создана в результа
ноправными участниками. те реализации проекта ИСО.


ЗАДАЧИ НА ПЕРВЫЙ ГОД
Главная и самая сложная задача первого года реали
зации проекта ИСО — запуск системы межшколь
ных методических центров в пилотных регионах.
Для сравнения: за пять лет действия ФЦП РЕОИС было от
крыто чуть больше тридцати ресурсных центров, пример
но столько же региональных центров дистанционного
обучения. Мы же в течение полугода должны открыть 232
центра! Для этого надо провести ремонт помещений, по
ставить технику, обучить персонал, разработать планы
работы на все последующие годы реализации проекта.
С 1 января 2006 года система ММЦ должна начать рабо
тать в плановом режиме: проводить обучение педагогов
прикрепленных школ и оказывать любую методическую
помощь — как очную, так и посредством сети Интернет.
Безусловно замечательно,
что проект Мирового Банка
по информатизации школы
реализуется в России, в этой части
мира. Именно здесь применение
ИКТ в образовании и связанный
с этим круг идей могут оказаться
особенно важными. И дело
не только во влиянии, которое
проект может оказать
на российское образование,
что могло бы быть и где то еще.
Россия обладает богатой
традицией новых образовательных
идей, я всегда верил,
что российские достижения в этой
области должны оказывать
существенное влияние на весь
остальной мир. Я уверен,
что всякая инвестиция
международной организации
или иная в развитие ИКТ
в российском образовании
многократно окупится, и не только
в России, но и во всем мире.


Симур Паперт, профессор
Массачусетского технологического
института, математик, один
из отцов искусственного
интеллекта, ученик Пиаже,
основатель педагогической
философии конструкционизма,
мировой лидер информатизации
образования
Проект
«Информатизация
системы
образования»
Общее описание
и основные компоненты
реализации
Проект «Информатизация
системы образования»
(ИСО) направлен
на формирование
нового качества общего
среднего и начального
профессионального
образования.
Такого качества,
которое поможет России
стать конкуренто
способной в условиях
глобальной экономики,
основанной на знаниях.


2
0
Сборник информационно методических материалов
Начало массовой информатизации отечественного




1.
образования было положено в 1984 году, когда вышло
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о
введении предмета «Основы информатики и вычисли
тельной техники» в средней школе и широком внедрении
ЭВМ в учебный процесс. За последующие семь лет,
вплоть до распада Советского Союза, на информатиза
цию образования было выделено свыше 3 млрд долла
ров. На эти средства организовывалось производство
школьных компьютеров, осуществлялись поставки обору
дования в учебные заведения, выпускались учебные по
собия, переподготавливались учителя и т.д. В 90 х годах
информатизация указывалась среди приоритетных на
правлений образовательной политики Российской Феде
рации. В начале XXI века была принята федеральная це
левая программа «Развитие единой образовательной
Проблемы,
информационной среды» (ФЦП РЕОИС).
Вместе с тем, начиная с первых шагов и до самого
решаемые в проекте
недавнего времени, информатизация образования рас
сматривалась управленческими структурами и професси
ональным сообществом преимущественно как некая тех
ническая задача. Под ней понимались в первую очередь Проект ИСО ориентирован на решение следующих
поставки компьютеров, подключение к Интернету, введе взаимосвязанных между собой проблем:
ние курса информатики. Информатизация не связыва
1.
лась непосредственно с обновлением содержания, мето
Растущее неравенство в доступе к образова
дов и организационных форм обучения, достижением но
тельным услугам. В рамках проекта предполагается
вых учебных результатов, модернизацией всех сторон
жизни общеобразовательной и профессиональной шко создание широкого спектра учебных материалов «ново
лы, использованием компьютера во всех учебных пред го поколения», ориентированных в том числе на само
метах. Не решался вопрос массового формирования пе стоятельное использование учащимися для самообра
дагогической ИКТ компетентности учителей. зования, а также обучение педагогов способам эффек
Проект ИСО делает самую масштабную и си тивной работы с этими материалами. Дизайн проекта
стемную за прошедшие 20 лет попытку решать предусматривает формирование системы дистанцион
вопросы информатизации школы в тесной связи с ного профильного обучения через Интернет учащихся
повышением качества учебного процесса, измене старших классов и поддержку заочных школ, ведущих
нием парадигмы образования, обновлением спосо целенаправленную подготовку способных учеников к
бов педагогической деятельности. поступлению в вуз по избранной специальности. Все
Полное решение столь масштабной задачи возможно это позволит учащимся, независимо от места их прожи
в течение длительного срока, выходящего за пределы вания и социального статуса, получить доступ к новым
'
временны х рамок проекта. Поэтому миссией проекта яв средствам обучения и учебным программам более вы
ляется запуск процесса изменений, обеспечение условий сокого уровня.
его необратимости и формирование механизмов под
2.
держки. Изменения эти, базируясь на информационных и
Неравенство региональных возможностей в
коммуникационных технологиях, будут захватывать и со
сфере образования. Проект нацелен на решение про
держание образования по всем предметам, и уклад шко
лы. Проектирование и реализация изменений будут осу блем отдаленных районов и сельских школ посредством
ществляться на различных уровнях: школы, муниципали создания разветвленной системы межшкольных методи
тета, региона. ческих центров (ММЦ). Эти центры широко охватят райо
При определении состава и содержания работ проек ны внутри регионов, тем самым облегчив доступ сель
та использовались отечественный и зарубежный опыты ским учителям, учащимся и местному населению к обра
информатизации школы, практика работы передовых об зовательным и информационным ресурсам. Новые
разовательных учреждений страны, опыт региональных учебные материалы, разработанные в рамках проекта,
программ информатизации школы, результаты регио будут доставляться в отдаленные районы страны на CD
нальных и федеральных программ и проектов, включая носителях или через спутниковую связь. Формирование
«Федеральную программу развития образования», феде системы ММЦ и создание общедоступных учебных мате
ральную целевую программу «Развитие единой образо риалов в значительной степени позволят преодолеть рас
вательной информационной среды», «Инновационный тущую угрозу разрыва в уровне информатизации образо
проект развития образования» и др. вания между российскими регионами и на территории
конкретных регионов.

3.
Снижение качества преподавания. В ходе реали
зации проекта будет сформирован потенциал по разра
ботке и использованию современных электронных учеб
но методических материалов, которые найдут примене
ние во всех школах России. Новые учебные материалы
7.
будут стимулировать разработку и использование совре
Несоответствие нормативно правовой базы
менных методов преподавания. Будет организована по
задачам информатизации образования. Проект ока
стоянно действующая система повышения квалификации
и методической поддержки учителей, способствующая жет содействие в реформировании российской норма
распространению новых подходов к преподаванию. Пре тивно правовой базы, связанной с созданием и приме
дусматривается организация обучения для специалистов нением учебно методических материалов, основанных на
в области педагогического дизайна, которые будут рабо ИКТ, а также дистанционным обучением. Указанная дея
тать в формирующейся отрасли по выпуску электронных тельность предполагает включение вопросов, связанных
материалов. с использованием ИКТ, в аттестацию учителей — как бу
дущих педагогов, так и учителей, повышающих свою ква
4. лификацию.
Недостаточная готовность учащихся исполь
зовать свои знания в реальных жизненных ситуа
циях. Повышение образовательных результатов, обес
печение активной учебной работы школьников в пилот
ных регионах проекта будет достигнуто путем
предоставления им возможностей:

• работать непосредственно с понятиями, ма
териалами и средами; принимать на себя роль
экспериментатора, проверять гипотезы и стремить
ся делать заключения на основе собранной инфор
мации;

• работать в условиях группы или команды. Это
позволяет добиться более глубокого осмысления но
вых идей и их последующего изложения, установле
ния взаимосвязи новых понятий с ранее изученным
материалом;

• работать в условиях реального мира. Средства
ИКТ позволяют более точно моделировать различ
ные ситуации и условия реального мира, в котором
впоследствии необходимо будет применять новые
знания;

• гибко использовать ИКТ ресурсы, работать с
изучаемым материалом множеством различных спо
собов, создавать и представлять продукцию, демонст
рирующую результаты обучения в очень конкретных
формах.


5.
Недостаточный уровень подготовки педаго
гов и других работников сферы образования к ис
пользованию ИКТ в учебном процессе. Большинство
учителей и работников управления образованием в пи
лотных регионах проекта пройдут подготовку в области
информатизации образования и применения новых, ос
нованных на ИКТ учебно методических материалов. В
2 дальнейшем педагоги и администраторы образования
2 будут получать постоянную консультационную и методи
ческую поддержку на базе ММЦ.
Сборник информационно методических материалов




6.
Несоответствие содержания начального про
фессионального образования требованиям рынка
труда. Проект окажет поддержку учреждениям началь
ного профессионального образования посредством со
вершенствования учебно методических материалов, ос
нованных на ИКТ и предназначенных для развития общих
навыков по решению проблем, которые очень востребо
ваны на рынке труда. Будут разработаны материалы и
проведено обучение преподавателей, ориентированное
на переход к современным гибким методам педагогичес
кой работы.
Составная часть проекта ИСО — формирование и




2.
распространение этих библиотек и инструментов, ис
пользуемых в новых учебных курсах, основанных на ак
тивных методах учебной работы школьников.

Вторая цель недостаточно часто оказывается в цент
ре внимания специалистов в области информатизации
школы. Вместе с тем хорошо известно, что любые попыт
ки требовать от педагогов создать условия для развития
творческой активности и самостоятельности школьников,
в то время как сами учителя лишены этой возможности,
обречены на провал. Учителя должны давать примеры и
образцы поисковой, творческой деятельности, быть мас
терами учения.
Сегодня появились доказавшие свою эффективность
Цели проекта интеллектуальные инструменты и новые информацион
ные технологии, которые облегчают творческую работу

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign