LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Модель принадлежащей государству национальной ленных сельских районов и «удаленной поддержки»
образовательной коллекции цифровых ресурсов в том учителей сельских школ. Не стоит думать, что проблема
виде, как она заложена в проекте ИСО, также во многом «малокомплекток» — чисто российская специфика. В той
уникальна. Пожалуй, наиболее близким для нас является же Австралии есть весьма отдаленные от центра мало
опыт Австралии, где портал департамента образования со численные школы, где невозможно держать полный штат
держит ссылки на довольно обширную коллекцию ресур учителей по всем предметам. И там активно используется
сов. Там отработана технологическая схема пополнения со модель центров, специализирующихся на дистанционных
брания «снизу», за счет разработок учителей, причем преду технологиях и удаленной поддержке.
смотрена очень интересная процедура, позволяющая
ЗА СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
удостоверить качество новых ресурсов перед попаданием в
коллекцию. В США часто аналогичные коллекции формиру
ются вокруг университетов или департаментов образова Ключевой задачей, стоявшей перед разработчиками
проекта ИСО, было обеспечение устойчивости пред
ния отдельных штатов. В Польше есть частная коллекция,
также постоянно пополняемая, но доступ к ней возможен лагаемых инноваций. Принципиально важно, чтобы про
только на платной основе. Однако в нынешних российских ект продолжал жить и развиваться после того, как заем
условиях фактор свободного доступа играет ключевую роль, ные средства на его финансирование закончатся. И нам
и обеспечить его может только государство. кажется, что в итоге удалось по каждому направлению
Во втором компоненте проекта — «Профессиональ найти конкретные механизмы, гарантирующие стабиль
ное развитие педагогов в области использования ное развитие запущенных процессов.
ИКТ» — наиболее ярко проявилось разумное сочетание Применительно к национальной образовательной
традиций российского образования и мирового опыта. коллекции — это технология ее непрерывного пополне
Общеизвестно, что в нашей стране сложилась во многом ния новыми ресурсами, в том числе бесплатными; под
уникальная государственная система массового повыше держание постоянного спроса на эти ресурсы среди учи
ния квалификации учителей, непосредственно связанная телей. Применительно к подготовке педагогических ди
с системой аттестации. Однако при этом отсутствует до зайнеров — это обученные тренеры, разработанные
вольно распространенная на Западе модель «горячей ли учебные материалы, налаженные контакты с зарубежны
нии» — постоянно действующих консультаций для педаго ми партнерами — словом, отработанная схема, которую
гов. Эти консультации осуществляются в рамках разветв без труда можно превратить в постоянно действующую.
ленной сети учреждений (как правило, «продвинутых» в Что касается сети ресурсных центров, то, если они проде
той или иной области учебных заведений или специаль монстрируют эффективную модель повышения квалифи
ных методических служб). Фактически речь идет об обуче кации учителей, власти регионов будут заинтересованы
нии в реальном учебном процессе, «без отрыва от произ переключить на них часть бюджетных средств, выделяе
водства». В проекте ИСО предлагается задействовать обе мых на цели повышения квалификации и методической
модели, создав тем самым для педагогов возможность работы. Кроме того, при разумном отношении ресурсные
выбора: повышать свою квалификацию и получать мето центры смогут по крайней мере частично сами обеспечи
дическую помощь в традиционном ИПКРО или ИУУ либо в вать свои потребности: например, работая в качестве
межшкольном методическом центре. Причем сер центров общественного доступа в Интернет, предостав
тификат такого центра о прохождении учителем обучения ляя платные услуги взрослому населению, сотрудничая со
в сфере информационных технологий будет учитываться в службой занятости, местными администрациями…
Информатизация
«под ключ»
В основе
проекта
ИСО —
принцип
комплексных
решений
Проект «Информатизация системы образования» Другой закономерный вопрос: почему проект ИСО
(ИСО) — четвертый крупномасштабный проект, который финансируется Всемирным банком? Главная причина за
реализуется Национальным фондом подготовки кадров. ключается в том, что в области информатизации образо
вания необходимо максимально учитывать между
Это обстоятельство позволяет говорить о высокой веро
народный опыт. Сейчас у России еще есть шанс вско
ятности успеха. Гарантией эффективности осуществления
проекта выступают накопленный нами опыт, интеллекту чить в последний вагон уходящего поезда. Осуществив
альный и организационный потенциал. ряд системных изменений, мы можем к 2010 году войти
Проект ИСО нацелен на создание условий, изменяю хотя бы в двадцатку стран — лидеров по использованию
щих систему образования не революционным, а исклю ИКТ. Но сделать это, опираясь исключительно на собст
чительно эволюционным путем. Совершенно очевидно, венные ресурсы, невозможно.
что уровень использования информационных и коммуни Сегодня в российском бюджете не предусмотрены
кационных технологий (ИКТ) в российской школе недопу средства на такой сложный стратегический проект. В
стимо низок. Основная масса педагогов вообще не гото рамках Федеральной программы развития образования
ва работать с компьютером, не говоря об использовании (ФПРО), программы «Дети России», федеральной целе
его возможностей в учебном процессе. Однако чрезвы вой программы «Развитие единой образовательной ин
чайно тяжелая общая ситуация в отечественной системе формационной среды» (ФЦП РЕОИС) решались и реша
образования — низкие зарплаты учителей, острый кад ются текущие задачи, связанные преимущественно с
ровый дефицит, слабая материальная база большинства техническим обеспечением образовательных учрежде
учебных заведений — не позволяет поставить проблему ний. Поэтому Правительством России было принято ре
внедрения ИКТ как первоочередную. Поэтому задача шение воспользоваться кредитом Всемирного банка,
проекта — создать такие условия, при которых только предоставленным на весьма выгодных условиях — не
очень ленивый педагог не будет использовать ИКТ. И более 2% годовых.
1 лишь затем требовать с учителя знания компьютера и Проект ИСО готовился без учета политической конъ
0 умения использовать его в своем предмете. юнктуры. Он делался не под конкретного министра обра
Закономерный вопрос: почему же эти условия будут зования или конкретный политический заказ. Поэтому и
Сборник информационно методических материалов




создаваться лишь в семи пилотных регионах? Дело в том, дальше по ходу реализации проекта мы не должны ниче
что задача проекта заключается в отработке моделей го менять под влиянием политической ситуации, кадро
информатизации системы образования. Речь идет вых перестановок в правительстве и тому подобных
о комплексных решениях «под ключ», когда мы не только субъективных причин. Мы можем лишь корректировать
поставляем в школы необходимое оборудование, но и наши действия на основе данных мониторинга эффектив
обучаем педагогов его использовать, создаем необходи ности проекта.
мые электронные ресурсы, формируем систему постоян В рамках проекта ИСО заключаются тройственные
ной методической поддержки учебного процесса... Есте соглашения между администрацией каждого из семи пи
ственно, сначала различные варианты таких решений не лотных регионов, Министерством образования и науки
обходимо апробировать в экспериментальном режиме и Российской Федерации и Национальным фондом подго
лишь затем — распространять по всей территории стра товки кадров. Минобрнауки России отвечает за то, чтобы
ны. Проект ИСО должен заложить основу для будущих си средства своевременно поступали и целевым образом
стемных преобразований. расходовались, чтобы были достигнуты запланированные
Е. Н. Соболева,
исполнительный директор Национального фонда
подготовки кадров




результаты. Национальный фонд подготовки кадров отве ных структур. Особое место среди этих структур занимают
чает за то, чтобы были созданы все условия, необходи межшкольные методические центры (ММЦ). В перспекти
мые для осуществления проекта. Регионы софинансиру ве они должны стать центрами по развитию информаци
ют проект, обеспечивают развитие материальной базы онных и коммуникационных технологий в своем микро
учреждений, на основе которых предполагается создать районе. Перед каждым ММЦ стоит задача не только вы
ресурсные центры, формируют кадровый потенциал. жить после завершения проекта (например, оказывая
Следует отметить, что проект ИСО не является регио дополнительные услуги населению), но и сохранить свою
нальным. Это важная составляющая федеральной обра главную функцию постоянной методической поддержки
зовательной политики: здесь отрабатывается ситуация, учебного процесса в прикрепленных к нему школах. Что
при которой ИКТ выступают обязательным элементом бы все учителя микрорайона могли приходить в этот
развития школы. Каждый пилотный регион получает фе центр после уроков, получать консультации, посещать
деральные средства для того, чтобы отработать соответ специальные курсы, семинары и т.д.
ствующие модели и механизмы. И каждый регион обязан Но самый главный результат для нас — получить учи
отчитаться в достижении ряда количественных и качест теля, который свободен от комплексов в отношении ком
венных показателей, центральное место среди которых пьютерных методов обучения, информационных и комму
занимает уровень использования ИКТ в учебном процес никационных технологий. Речь не идет только о молодых,
се. Каждые полгода российская сторона при участии спе начинающих педагогах. Любому учителю, которому пред
циалистов Банка осуществляет мониторинг: как продви стоит еще пять десять лет работать в школе, необходимо
гается система образования региона к выполнению взя преодолеть этот барьер.
тых на себя обязательств.
Первое и главное условие успешности проекта — го
товность педагогического сообщества пилотных регио
нов к переменам, готовность многому учиться и много ра
ботать. В перспективе ИКТ должны существенно облег
чить труд учителя, но их освоение будет непростым,
потребует отказа от сложившихся профессиональных сте
реотипов, традиционных форм и методов работы.
Второе важнейшее условие — каждый пилотный ре
гион должен основательно вложиться в этот проект. Тех
ническое оснащение большинства школ, степень износа
основных фондов пока, мягко говоря, оставляют желать
лучшего. Для того чтобы проект дал ощутимый, а точ
нее — прорывный эффект, большое значение имеют воз
можности региональных и местных властей изыскать до
полнительные ресурсы.
Чрезвычайно важным показателем эффективности
реализации проекта ИСО в целом является устойчи
вость достигнутых в его результате изменений и создан
Успех проекта
зависит
от готовности регионов
Информатизация
российского
образования
будет
осуществляться
эволюционно
В соответствии с постановлением Правительства вание у учащихся системного восприятия и понимания
Российской Федерации от 4 ноября 2004 года №593 мира и происходящих в нем явлений за счет использова
7 декабря 2004 г. было подписано Соглашение о займе ния возможностей информационных технологий.
между Российской Федерацией и Международным бан В рамках ИСО предполагается разработка, апробация
ком реконструкции и развития 4726 RU для финансиро и в дальнейшем обеспечение образовательных учрежде
вания проекта «Информатизация системы образования» ний, РКЦ и ММЦ пилотных регионов системами планиро
(ИСО) в размере 100 млн долларов США. Соглашение вания и оперативного управления учебным процессом.
вступило в силу 28 февраля 2005 года. В соответствии с Одним из важных направлений проекта можно на
Соглашением о займе Минобрнауки России осуществля звать внедрение в образовательный процесс эффектив
ет функции главного распорядителя средств, отвечает за ных педагогических технологий, обеспечивающих получе
общее управление и реализацию проекта. ние выпускниками школ и учреждений начального про
Важно, что данный проект дополняет мероприятия су фессионального образования базовых навыков, и
ществующих федеральных целевых программ «Электрон качеств необходимых современной экономике. Информа
ная Россия (2002—2010 годы)» и «Развитие единой обра ционно коммуникационные технологии в образовании,
зовательной информационной среды (2001—2005 годы)» несомненно, имеют потенциал, способствующий повыше
и взаимосвязан с «Федеральной целевой программой нию эффективности качества образования, обеспечению
развития образования (2006—2010 годы)». доступности образовательных услуг и привлекательности
ИСО осуществляет поддержку системы общего и на процесса обучения в глазах учащихся.
чального профессионального образования. Средства Одним из наметившихся позитивных изменений в хо
1 займа будут использованы для: де реализации федеральных целевых программ можно
0 • разработки учебных материалов нового поколения; назвать массовую компьютеризацию образовательных
• профессионального развития педагогов в области учреждений. Вместе с тем необходимо признать, что ис
Сборник информационно методических материалов




применения информационных и коммуникацион пользование информационных образовательных техно
ных технологий для целей образования (обновле логий в широкой педагогической практике не становится
ние системы повышения квалификации учителей); свершившимся фактом.
• создания сети межшкольных методических центров Некоторые связывают это с недостаточной готовнос
(формирование системы непрерывной методической тью педагогических кадров образовательных учреждений
поддержки педагогов в семи пилотных регионах1). к применению новых образовательных технологий, дефи
Стратегической целью проекта по первому направле цитом соответствующего оборудования, технических
нию ИСО является создание потенциала для формирова средств и возможностей. Скорее всего причина не в этом.
ния единого информационного пространства, обеспечи Сегодня в российском образовании наблюдается
вающего устранение тематической и предметной дис противостояние двух технологий, которые условно можно
кретности содержания общего образования, назвать «традиционной» и «новой». Традиционная техно
позволяющего систематизировать информационные ре логия урока использует в качестве основополагающих
инструментов слово, учебник и тетрадь. Новая тех
сурсы на метапредметном уровне, обеспечить формиро
О. В. Чиханова,
заместитель начальника отдела федеральных перечней
учебной литературы Департамента государственной
политики в области образования Министерства
образования и науки РФ




нология предлагает использовать компьютер и муль го перехода от делопроизводства на бумажном носителе
тимедийный продукт. к бумажно электронному варианту документооборота,
Возможны два варианта внедрения новых подходов. затем к электронному документообороту и, наконец, —
к включению в единую информационную сеть «Об
Первый — радикальный: старая технология выбрасыва
разование России».
ется, осваивается новая. Но пока на столь глобальную
перекройку всей образовательной практики у нас нет ни Важным подспорьем в решении указанных задач
материальных, ни кадровых ресурсов — как и увереннос должен стать проект «Информатизация системы образо
ти, что такая замена себя оправдает. Следовательно, вания».
предпочтителен эволюционный путь: новая технология В результате реализации проекта в образовательных
должна искать себе место в проблемах старой. Посте учреждениях должны появиться учебно методические
пенно внедрять свои элементы в те места «ленты урока», комплексы, основой которых будут являться и хорошо из
где старая испытывает недостаток средств. Но для этого вестные полиграфические учебники, входящие в Феде
создатели новой технологии должны очень хорошо знать, ральный перечень учебников, рекомендованных (допу
уважать старую, быть тактичными. щенных) к использованию в образовательном процессе
К сожалению, на практике этого нет. Пока представи в образовательных учреждениях, реализующих програм
тели новых технологий просто обвиняют своих оппонен мы общего образования на 2005/06 учебный год.
тов в консерватизме, отсталости, неконструктивном по Необходимо отметить, что успех проекта зависит от
ведении. В итоге новые подходы в большинстве своем готовности регионов к его реализации. И это, конечно, не
остаются за порогом школы. только «хотим», а наличие собственного теоретического и
Очевидно, массовое использование информационных практического успешного опыта в этом направлении.
технологий в образовании станет свершившимся фактом Только отобранные таким способом площадки способны
лишь тогда, когда преподаватель убедится: данные тех стать точками реализации федерального проекта. Иначе
нологии снимают ряд затруднений, возникающих в его пе можно дискредитировать идеи попытками неподготов
дагогической практике, которые нельзя решить с помощью ленной, авральной их реализации. Поэтому придется
имеющихся полиграфических учебно методических мате двигаться хоть и поступательно, но постепенно. Хотя надо
риалов. Поэтому очень важно, чтобы при создании элек признаться, что наши дети ждать нас долго не смогут: им
тронных образовательных ресурсов педагогу были обеспе необходимо современное образование.
чены условия для постепенного перехода от полиграфичес
кого учебника к учебнику, дополненному CD, затем к
бумажно электронному учебно методическому комплексу,
далее к электронному УМК и, наконец, — к использованию
общепредметной учебно методической системы
на основе информационных технологий. 1 Хабаровский, Красноярский и Ставропольский края,
Одновременно необходимо создать руководителю Пермская, Калужская и Челябинская области, Республика
образовательного учреждения условия для поэтапно Карелия.
Кредит
на открытость
Проект
ИСО
соответствует
современным
тенденциям
развития
мирового
компьютерного
сообщества
2. Кадры: обучение, методическая поддержка, по
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ вышение квалификации, аттестация, поиски, продвиже
ние, мотивация, формирование сообщества. Грамотный
Как показывает мировой опыт, процесс информати в области информационных технологий специалист вос
зации школьного образования развивается по несколь требован в куда более престижных отраслях экономики,
ким направлениям. Если какое то из них «западает», все чем образование. Если не создать эффективную систему
вместе идет плохо. Например, если поставки компьюте работы с кадрами, включающую все перечисленные ас
ров не сопровождаются разработкой и поставками соот пекты, задержать квалифицированные кадры в школе
ветствующих цифровых образовательных ресурсов — от мы не сможем.
1 3. Технология: оборудование в составе, отвечаю
компьютеров мало толку… Исходя из мировой практики
2 успешных (и неуспешных) программ информатизации щем потребностям всего учебного процесса в данном уч
можно выделить следующие направления: реждении, цифровые образовательные ресурсы, теле
Сборник информационно методических материалов




1. Лидерство и видение. Если руководитель не по коммуникационные линии, обслуживание техники, ре
нимает, что информатизация образования является ком монт, модернизация и обновление.
4. Нормативная база: та система документов, ко
плексной стратегической задачей, то процесс не пойдет:
«Какие компьютеры, если в школах крыша течет, зарпла торая регламентирует деятельность школы и которая
та учителей низкая?», «Зачем вам покупать софт, если все должна быть изменена в связи с тем, что у нас появля
можно переписать?», «Зачем ИКТ историку или физику, ется новая образовательная среда, меняется весь ук
если мы уже купили компьютерный класс для изучения лад школы. Как обеспечить работу библиотеки по 12 ча
информатики?» Никакими экономическими вычисления сов в день семь дней в неделю, предоставляя доступ
ми нельзя доказать, что вложить деньги в информатиза школьников и учителей к средствам ИКТ, Интернету?
цию образования эффективнее, чем в надбавки учите Как вести электронный журнал и портфолио? Как опла
лям. Это вопрос приоритетов, стратегического видения чивать работу учителя в Интернете? Можно ли дать уста
лидеров. Лидеры нужны на уровне страны, на уровне сис ревший компьютер учителю домой для научно методи
темы образования и на уровне отдельной школы. ческой работы? Как списать компьютер, который уже
А. Л. Семенов,
ректор Московского института открытого образования,
доктор физико математических наук, эксперт НФПК




пять лет не удается отремонтировать? Каков норматив реждений региона, в ходе ее будут обучаться учителя и
бумаги для принтера? Как предоставлять платные ин т.д. Программа в целом (а в рамках каждого из трех ком
формационные услуги населению? Когда и какая разум понентов есть десятки отдельных работ) выглядит доста
ная система правил и регламентов придет на смену точно сбалансированной на мировом уровне.
СанПиНам? И еще десятки вопросов, на которые нужно С точки зрения становления и развития рынка циф
будет дать ответ… ровых образовательных ресурсов особое значение имеет
Движение по этим четырем направлениям в соответ первое направление.
ствии с общими задачами развития, модернизации сис Цифровой образовательный ресурс может иметь три
темы образования, формирования новых целей для этой функции: источника информации, инструмента для ее об
системы и дает действительно эффективную информати работки и системы управления учебным процессом. Об
зацию. При этом информатизация становится щее число отдельных источников, необходимых для об
необходимым условием, важнейшим результа разования, исчисляется миллионами. Если посчитать чис
том и катализатором изменений. ло инструментов, необходимых для школы, окажется,
что их сотни. Система управления в каждом отдель
ЛОГИКА ПРОЕКТА. МЕСТО ном продукте создается непосредственно разработчика
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ми и имеет авторский характер, однако она тоже может
РЕСУРСОВ создаваться с помощью некоторого инструмента, на этот
раз — профессионального инструмента педагогического
Когда российское правительство и руководство Меж проектирования (дизайна).
дународного банка реконструкции и развития договари
СОЗДАНИЕ ОТКРЫТЫХ РЕСУРСОВ.
вались о выделении России займа на информатизацию,
ХРАНИЛИЩЕ И СТАНДАРТЫ
были сформированы следующие направления финанси
рования:
1. Цифровые образовательные ресурсы, причем Одной из важнейших целей проекта является форми
не только их разработка сама по себе, но и создание че рование инфраструктуры, исходной базы, используя кото
ловеческого потенциала и инфраструктуры их производ рую сейчас и в последующем можно создавать качест
ства и воспроизводства. венные цифровые образовательные ресурсы и учебно
2. Работа с кадрами, методическая поддержка, методические комплексы (УМК), включающие в себя как
повышение квалификации, переподготовка и подготовка бумажный, так и цифровой компонент.
в масштабах страны, по единому плану. Предположим, мы решили создать УМК по истории
3. Создание ресурсных центров в субъектах России. Нам нужны качественные источники: оцифрован
Федерации. Выбрано семь пилотных регионов — по од ные изображения исторических источников — картин, ар
ному в каждом федеральном округе. В каждом регионе хитектурных сооружений, предметов быта, летописей и
будет создано некоторое число ресурсных центров, об старинных книг. За многое из этого придется платить му
щим количеством более 200. зеям, собраниям частных коллекций и т.д. Конечно, мож
Все эти направления тесно увязаны между собой. но при разработке каждого диска по русской истории ез
Так, например, апробация вновь создаваемых продуктов дить в Киев, Владимир и Новгород и фотографировать
будет происходить на базе ресурсных центров и других уч имеющиеся там исторические памятники. Или многократ
но платить деньги Третьяковской галерее за право сфото Список источников сформировать в принципе не
графировать картину «Иван Грозный убивает своего сы сложно, хотя по объему это очень большая работа. Опре
на». Нам нужны инструменты — например, геоинформаци делить, что имеется во всех стандартах, программах и
онная система, которая позволяет создавать и дополнять учебниках федерального перечня; опросить методистов и
карты, «привязывать» к ним информацию о тех или иных авторитетных учителей, что бы они еще хотели туда вклю
исторических объектах или событиях. Нужна и аналогич чить… В рамках подготовки к проекту займа уже возник
'
ная «временная карта», или ось, линия времени, на кото ли некоторые списки. Они критикуются за неполноту и не
рой уже расположены события нашей истории со ссылка структурированность, но первый шаг сделан. Элементами
ми на изображения, видеофильмы, архивные документы, списка тоже должны быть описания: как существующих
позволяющая размещать на ней события местной или да ресурсов, так и еще не созданных (в цифровой форме).
же семейной истории. Представьте только, что в каждой Специфика процесса состоит в том, что мы пока не име
сельской школе будет создана карта родной деревни, ем стандарта описаний и списки будут создаваться па
вмещающая всю ее историю… Право использовать источ раллельно с принятием стандарта в Проекте.
ники и инструменты тоже стоит немалых денег. Формируя список инструментов, следует в первую
Но почему нельзя один раз оцифровать все необхо очередь исходить из того, что уже имеется в наличии.
димые информационные источники, поместить их в Хра Здесь вопрос стоит о цене закупки: за сколько фирма
нилище, которое сможет использовать каждый разработ правообладатель согласна продать свой продукт государ
чик, заключивший соответствующий контракт с уполно ству. Если цена оказывается непомерно велика — можно
моченной государственной структурой? Почему нельзя заказать разработку аналога. В некоторых случаях имеет
закупить необходимые для образования инструменты и смысл заказывать новые инструменты на основании тех
также обеспечить к ним свободный доступ? Наконец, по или иных набросков, проектов. Очевидно, заказывать
чему нельзя сделать общедоступными инструменты (кон разработку «с нуля», с негарантированным результатом,
структоры) для создания целостных учебно методических вряд ли целесообразно…
комплексов? Все это потребует объемных разовых инве Пока отечественный рынок цифровых образователь
стиций, зато сэкономит значительную часть денег, кото ных ресурсов имеет одно сходство с рынком учебников:
рые государство платит за разработку заказанных им на нем могут выжить только крупные игроки. Не случай
дисков. Дешевле один раз заплатить миллион долларов, но, что туда так стремятся крупнейшие издательства, ком
чем 50 тысяч раз по сто долларов (для каждой школы) пьютерные фирмы с большим оборотом.
или тысячу раз — по 50 тысяч долларов (за каждое раз В Проекте будет создана инфраструктура производст
рабатываемое цифровое издание)… ва и воспроизводства цифровых образовательных ресур
Именно поэтому в Проекте планируется создание об сов. Та трансформация, о которой сейчас идет речь, долж
щих, доступных для всего образования коллекций источ на привести к тому, что создание нового продукта станет
ников и инструментов, размещаемых в Хранилище обра существенно более дешевым делом, приблизится к стои
зовательных ресурсов. мости издания книги. Разработчики смогут сосредоточить
Однако мало разместить образовательные ресурсы в ся не на решении технических вопросов, а на собственно
Хранилище и обеспечить доступ к ним. Надо еще дать методических задачах — организации текста, гиперссыл
возможность и автору учебника, и учителю, и школьнику ках, заданиях и т.д. Стоимость диска будет определяться
найти то, что ему нужно. Это непростая задача, и к ней стоимостью интеллектуальных усилий, потребовавшихся
специалисты разных стран движутся совместно. В частно для его создания, а не большим числом привходящих мо
сти, мы пытались решать эту задачу в рамках проекта фе ментов. При этом оно не будет требовать большой матери
дерального Общеобразовательного портала. Решение альной базы. Произойдет расширение предложения,
ищется на пути создания национальных и международных включение новых участников, вырастет конкуренция, по
стандартов описания ресурсов. Стандарты должны ох высится роль учителя. В конечном итоге это обязательно
ватить не только описания источников, инструментов, отразится на качестве образовательной продукции.
УМК, но и учащихся, учителей и их работ, образователь
ОТКРЫТОСТЬ ПЕДАГОГИКИ
ных программ, учреждений и т.д. Стандартизовать надо и
И ОТКРЫТОСТЬ ШКОЛЫ
описания механизмов управления учебным процессом.
Создание вышеупомянутого Хранилища является
примером реализации очень важного и интересного те Обсужденное уже понятие «открытость» соответствует
чения в мировом компьютерном сообществе, называе на следующем уровне другим аспектам открытости обра
1 мого «открытость». Помимо общедоступности ресур зовательной системы, очень важным для современного
4 сов, о которой шла речь выше, открытость имеет и другие образования. Мы говорим об открытости информацион
аспекты. Упомянем о некоторых из них. ной среды, в которой идет образовательный процесс.
Сборник информационно методических материалов




Создавая инструменты «с открытым кодом», Учащийся и учитель в своей работе будут во все большей
разработчик разрешает этот код совершенствовать и мо степени использовать источники из коллекций, которые
дифицировать в соответствии с конкретными задачами школы будут получать на компакт дисках и которые будут
использования этого инструмента, перестройки под дру доступны в Хранилище. Такая открытость позволяет ина
гую операционную систему и т. д. че выстраивать и педагогику, делая ее все более откры
Важно и понятие «открытый стандарт (фор той к окружающему школу миру.
мат) хранения» информационных источников. Такой Важен и еще один аспект «открытости» — открытость
формат позволяет, в частности, создавать инструменты школы для родителей, всего общества. ИКТ могут совер
для работы с источниками разным разработчикам. шить важный вклад в это. Информация о жизни всей шко
Естественно, начинать такую работу нужно с того, чтобы лы, портфолио работ учащегося, рекомендации педагогов
понять, какие источники и инструменты нужны, какие долж доступны родителям данного ученика. Есть информация и
ны быть варианты конструкторов для создания целостных для других категорий пользователей — например, для ву
курсов, включающих элементы управления процессом. зов, «ищущих таланты».

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign