LINEBURG


страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

О проекте
«Информатизация
системы образования»
Сборник информационно методических материалов




ООО «Локус Пресс»
УДК 378
ББК 76.18
С11

Данная публикация подготовлена в рамках
проекта «Информатизация системы образования»,
реализуемого Национальным фондом подготовки кадров
на средства займа, предоставленного
Российской Федерации МБРР



Авторский коллектив:
Фрумин И. Д., Соболева Е. Н., Авдеева С. М., Кашицын В. П., Уваров А. Ю., Шумихина Т. А., Муранов А. А.,
Барышникова М. Ю., Коваленко С. К., Цветкова М. С., Столяров Д. Ю.

Редактор Поляков С. А.


С11 Сборник информационно методических материалов о проекте «Информатизация системы
образования». — М: Локус Пресс, 2005. — 52 с.

ISBN 5 902615 03 8

Попробуем представить себе школу будущего. Школу «информационного века». Это школа, в которой педа
гоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способ
ным решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать
необходимые для этого знания.
Мобильный компьютер, который служит одновременно и устройством для связи с Интернетом, и средством
коммуникации с другими людьми, стал таким же инструментом педагога и школьника, каким сегодня являют
ся ручка и тетрадь. Используя этот инструмент, все участники учебно воспитательного процесса получают до
ступ к источникам гуманитарного и естественно научного знания, которые им нужны, тогда как им это нужно и
в той форме, которой требуют складывающиеся обстоятельства. Подобно тому как метро и автомобиль резко
расширили зону транспортной доступности горожанина, новые информационные и коммуникационные техно
логии резко повысили производственную мобильность каждого члена общества, обеспечили динамичную пе
ремену функций в труде. Учение стало составной частью повседневной жизни и работы каждого члена общест
ва, а школа — главным местом овладения учебными навыками.
Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходят за традиционные рамки урока и вне
классных мероприятий. Все шире используется виртуальная коммуникация. Самостоятельная работа школьника,
его работа в группе, обмен материалами с учителем и другими партнерами происходят не только в реальном об
щении, но и через Интернет. Процесс организованного учения включает в себя все стороны жизни школьника: и
занятия в школе, и экскурсии в выходной день, и путешествия в каникулы, и чтение в свободное время. В любой
момент каждый ребенок может послать электронное сообщение товарищу, своему учителю, специалисту пред
метнику, консультанту и рассчитывать на адекватный ответ. Письменная речь, фото и видеоматериалы, средства
цифровой коммуникации становятся одним из постоянных инструментов повседневной жизни каждого человека.
Школьник активно участвует в определении целей и содержания собственной учебной работы. Личностно ориен
тированное образование, индивидуальный подход, учет интеллектуальных и физических особенностей каждого
ребенка превращаются из лозунга в практику повседневной работы педагогов. То, что раньше было достоянием
учителей новаторов, превращается в повседневный профессиональный инструмент педагога.
Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность. Каждый ребенок вовлека
ется в процесс создания лично значимого для него общественно полезного учебного продукта. Главным ста
новится освоение каждым учеником самостоятельного конструирования собственного знания, новых способ
ностей, выстраивание себя. Все, что создают школьники, — все их тексты и рисунки, стихи и музыкальные
произведения, фото и видеоматериалы, презентации, мультимедиа композиции, видеозаписи докладов и
выступлений — становится составной частью их цифровых портфелей индивидуальных достижений. Учение
объединено с общественно значимым трудом. Учащиеся овладевают теми знаниями, умениями, навыками и
способностями, которые им близки, которые нужны им здесь и сейчас. Когда им нужна помощь, они широко
используют знания и опыт, которые накоплены в Интернете, обращаются за советом к своим товарищам, ро
дителям, учителям и экспертам профессионалам. Образовательные минимумы забыты. Каждый ребенок и
учитель делают все, чтобы добиться образовательного максимума.
Проект «Информатизация системы образования» направлен на то, чтобы такой стала каждая российская шко
ла. Как устроен проект, каков первый шаг на пути достижения этих высоких целей, вы узнаете из этой книги.

ББК 76.18


ISBN 5 902615 03 8 © Локус Пресс, 2005
© НФПК, 2005
Информатизация системы образования
4
как ответ на вызовы новой экономики А.Г.Свинаренко


…Плюс информатизация всех школ
6
страны И.Д.Фрумин



Информатизация «под ключ»
10
Е.Н.Соболева



Успех зависит от готовности регионов
12
О.В.Чихановв



Ввести школу в информационное
15
общество С.М.Авдеева




Проект
«Информатизация системы образования»
Общее описание и основные компоненты реализации

1. Проблемы 21

2. Цели 23

3. Основные задачи 24

4. Особенности 25

5. Этапы и фазы 26

6. Структура 27

7. Компонент А 28

8. Компонент В 33

9. Компонент С 42

10. Оценка результатов 50
Информатизация
системы
образования
как ответ на вызовы
новой экономики
Министерство
образования и науки
связывает
с проектом ИСО
большие ожидания
4
Сборник информационно методических материалов
А. Г. Свинаренко,
заместитель министра образования и науки Российской
Федерации




Проект «Информатизация системы образования» тес особенностями этого проекта являются его комплекс
но связан с одним из приоритетных направлений образо ный, системный характер, ориентация на изменение
вательной политики Российской Федерации. Задача содержания образования, радикальное обновление
вхождения общей и профессиональной школы в инфор всего арсенала технологий, методов и приемов педаго
мационное общество является сегодня чрезвычайно ак гической деятельности.
туальной. Без этого все разговоры о социально экономи Министерство образования и науки Российской Фе
ческой эффективности образования, его влиянии на ры дерации связывает с проектом ИСО большие ожидания.
нок труда останутся пустым звуком. Итогом его реализации должна стать экспериментальная
Сегодняшняя экономика — это инновационная эко отработка моделей информатизации системы образова
номика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких ния на уровнях школы, муниципалитета, региона. В ре
технологий. Необходимо преодолеть усиливающийся раз зультате проекта должно появиться большое количество
рыв между содержанием образования, образовательны качественных цифровых образовательных ресурсов по
ми технологиями, всей инфраструктурой образователь всем предметам средней школы и учителей, которые уме
ной сферы и потребностями новой экономики. При этом ют эти ресурсы эффективно использовать. Должна сфор
важно создать механизмы, ориентированные не только мироваться инфраструктура дистанционного обучения,
на внутренние социально экономические потребности позволяющая каждому школьнику, независимо от места
страны, но и на конкурентоспособность России на миро его проживания и уровня достатка семьи, получить доступ
вом рынке. Определяющая роль в решении столь мас к качественным образовательным услугам. А все это в
штабной задачи принадлежит информатизации системы конечном счете должно привести к тому, чтобы образова
образования. тельные результаты российских учащихся отвечали по
Проект ИСО продолжает, развивает и углубляет требностям и вызовам современной экономики и соци
усилия, предпринятые в рамках ряда федеральных про альной жизни.
грамм по информатизации школы — таких, как «Элек
тронная Россия», «Дети России», «Развитие единой об
разовательной информационной среды». Важными
…Плюс
информатизация
всех школ страны
Проект
информатизации
ориентирован
на достижение
новых
образовательных
результатов
В конце октября прошлого года Правительство Рос ционных и коммуникационных технологий в ключевых
сии одобрило привлечение займа Международного бан сферах жизни общества: государственном управлении,
ка реконструкции и развития в $100 млн на финансиро бизнесе, культуре и особенно в образовании. Во всех
вание проекта «Информатизация системы образования» международных индексах готовности к электронному раз
(ИСО). Не менее $33,5 млн к этой сумме добавит россий витию наша страна занимает одно из последних мест сре
ская сторона: $10,9 млн профинансирует федеральный ди индустриальных стран по такому показателю, как обу
бюджет, а $22,6 млн придется на долю пилотных регио чение с использованием ИКТ.
нов проекта. На реализацию первого этапа проекта отве Вот лишь несколько цифр. В школах России на один
дено три с половиной года (2005—2008 гг.). Срок пога современный компьютер приходится не меньше 50 уча
шения займа определен в 17 лет, при этом первый пла щихся, тогда как среднее соотношение в странах Евро
теж будет совершаться через пять лет. союза — 7 школьников на компьютер. Менее одной пя
Практически все участники рынка единодушно отмеча той российских школ подключено к Интернету и (или)
ют, что государство давно не проявляло такого внимания к пользуется электронной почтой. При этом подавляющее
6 образовательным технологиям. До сих пор эффективно ре большинство школ, имеющих доступ к Интернету, подсо
Сборник информационно методических материалов




ализовались в основном проекты, связанные с поставкой единено по коммутируемым сетям. Ни о какой реализа
компьютерной техники в образовательные учреждения. Си ции образовательных технологий по такому ненадежно
стемных проектов национального масштаба в сфере обра му каналу говорить не приходится. По данным исследо
зования было немного. Проект ИСО — один из первых, на вания, проведенного специалистами Всемирного
банка, в России не более 20% программы общеоб
целенных на решение с помощью компьютеров важных
разовательной школы имеет поддержку цифро
прикладных задач в сфере образования. Проект готовился
выми ресурсами и методиками их использования.
большой группой российских и международных экспертов.
В команду подготовки проекта со стороны Всемирного бан Для сравнения: в Эстонии более 70%, в Голландии —
ка входили М. Кэннинг, К. Васильев, С. Керр, Я. Гамильтон. более 90%.
При этом весьма удручает то обстоятельство, что да
ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР же имеющиеся в школах ресурсы используются крайне
НА ВСЕ СТО неэффективно. Так, по данным опросов педагогов, про
веденных в нескольких регионах России, менее 30% учи
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Рос телей старших классов когда либо использовали ИКТ в
сия является аутсайдером по использованию информа учебном процессе. Согласно исследованию Института
можностей. Согласно результатам международного ис
следования PISA, вероятность оказаться на очень низком
уровне по грамотности в области чтения в два раза выше у
детей из малообеспеченных слоев. Применительно к Рос
сии речь идет прежде всего о расслоении между городски
ми и сельскими школьниками.
По данным специального исследования, которое бы
ло проведено по заказу МБРР перед началом подготов
ки проекта «Информатизация системы образования»,
внедрение информационных технологий в России пара
доксальным образом привело к увеличению разрыва в
качестве образовательных услуг, предоставляемых раз
ным группам населения. Мы обнаружили, что в город
ских гимназиях ребенок имеет на порядок больше воз
можностей доступа к информационным технологиям и
ресурсам, чем в сельских школах. При том что образова
тельные возможности сельских детей и без того значи
тельно хуже с точки зрения современного рынка труда!
Получается, что появление компьютеров только усилива
И. Д. Фрумин,
координатор проектов по образованию Всемирного ет этот разрыв…
банка, доктор педагогических наук
Вместе с тем растет и дифференциация между учащи
мися различных школ: в ряде крупных городов соотноше
ние учащихся на один компьютер составляет 30 в гимна
зиях и лицеях и 55 — в обычных школах. То есть школь
развития информационного общества, охватившего бо ные компьютеры получают как раз те дети, у кого они
лее 1000 учителей и 15% общеобразовательных школ, есть и дома!
лишь 4,7% педагогов используют Интернет в работе со Поэтому мы задали себе вопрос: может ли предо
своими учениками. Если учесть, что в опросе участвовали ставление российской стороне кредита на внедрение но
и преподаватели информатики, можно сказать, что ис вых технологий в образовательную практику сократить
пользование Интернета учителями предметниками близ данный разрыв, помочь поддержать тех детей и учителей,
ко к статистической погрешности. Возможно, частичным которые оказались на обочине процесса информатиза
объяснением этому служит тот факт, что менее 10 % рос ции? В итоге специалистам Всемирного банка вместе с
сийских учителей получили специальную подготовку для российскими экспертами удалось создать такой дизайн
использования ИКТ в преподавании (в отличие от 40% в проекта, который позволяет эту задачу решить. Прежде
всего речь здесь идет о принятии индивидуальных ре
странах Евросоюза).
шений для целевых групп, включая решение пробле
Эксперты Всемирного банка в ходе специального ис
мы доступа в Интернет и дистанционное предо
следования выяснили, что компьютерный класс в систе
ставление образовательных услуг, а также распро
ме начального профессионального образования работа
странение бесплатных ресурсов и сервисов. Среди
ет в среднем 28 часов в неделю, а в школах — 38 часов.
Мало того, что компьютеров в школах явно недостаточно, целевых групп в первую очередь необходимо выделить
учащихся сельских школ.
так они еще и используются далеко не в полной мере!
Представьте себе телевизор, который может принимать Одним из перспективных направлений деятельности
50 каналов, но настроен только на один. Примерно такая по преодолению неравенства в области доступа к новым
же ситуация сейчас сложилась применительно к инфор информационно образовательным технологиям является
интенсификация использования ресурсов. Так, уже
мационным технологиям в образовании.
сейчас во многих регионах создаются локальные сети,
Поэтому главная задача проекта ИСО — не просто
поставить в школы оборудование и программное обеспе объединяющие учреждения образования. Но пока эти ра
чение, но помочь извлечь из него максимальную пользу. боты никак не координируются в масштабе всей страны,
Мы должны сделать так, чтобы для учителей стало естест хотя вложения в локальные сети могли бы быть очень эф
венным использование компьютера практически во всех фективными. Преимуществами таких сетей являются бес
аспектах своей работы — и как средство коммуникации, платный трафик, высокая скорость передачи данных,
и как средство для получения информации, и как помощ низкая стоимость обслуживания, высокий контроль за
ника в индивидуальном тренинге для детей. ресурсами.
В проекте будут созданы межшкольные методические
УДАР ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ центры, которые будут удовлетворять потребности не толь
НЕРАВЕНСТВУ ко школ и учреждений начального профессионального об
разования, но также и способствовать развитию непре
Миссия Всемирного банка заключается в борьбе с рывного обучения для всех слоев населения. Одним из при
бедностью, социальным неравенством, в том числе — не меров эффективности такого решения является Детский
равенством в сфере образования. Сегодня для России образовательный центр города Красноярска: там стоят 100
чрезвычайно актуальной является задача повышения до компьютеров, два класса открытого доступа в Интернет, и
ступности современного образования для различных групп интенсивность использования этих ресурсов вдвое выше,
населения и выравнивания образовательных воз чем в школах.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ сопоставим с размером средств, выделяемых из федераль
И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ного бюджета на те же цели. Общая стоимость федеральной
РЕЗУЛЬТАТЫ целевой программы «Развитие единой образовательной
информационной среды» составляет почти $2 млрд!
Необходимо понимать, что использование инфор Во первых, особенностью реализации российских бюд
мационных технологий приводит к достижению жетных программ является то, что каждое мероприятие
качественно новых образовательных результа программы должно быть полностью осуществлено в тече
тов. По данным того же международного исследования ние одного бюджетного года. В сфере образования столь
PISA, практически во всех странах количество учащихся, короткий срок существенно осложняет возможности «об
достигающих высокого уровня в области навыков чтения, ратной связи» и каких то корректирующих действий. А не
обратно пропорционально количеству тех, кто никогда не которые образовательные проекты просто в принципе не
использовал компьютер в школе. Объяснение этому возможно осуществить за это время! Кредит же Всемир
очень простое: компьютеризация школы непосред ного банка предоставляется на три с половиной года.
ственно влияет на выбор образовательной стра Во вторых, российская система управления образо
тегии, ориентированной не на запоминание и репродук ванием устроена таким образом, что федеральное мини
цию, а на творческое осмысление, совместное обучение. стерство не имеет возможности дойти до каждой школы и
Очевидно, основные рекомендации в области дости проконтролировать, как используется, например, постав
жения качественно новых образовательных результатов ленное компьютерное оборудование и программное
могут быть следующими. Во первых, необходимо со обеспечение. С одной стороны, это правильно: за школу
здать сеть демонстрационных школ, эффективно должно отвечать местное сообщество. С другой стороны,
использующих информационные технологии. Во вторых, это является существенным препятствием в реализации
разработать новые стандарты содержания обра масштабных федеральных программ. А в рамках проекта
зования, стимулирующие использование ИКТ. На ИСО создается разветвленная структура управле
конец, необходимо организовать массовое обучение ния, которая позволяет проконтролировать, что будет
студентов педагогических учебных заведений и происходить в каждой школе «пилотного» региона, фор
повышение квалификации учителей в целях внедре мируется эффективный механизм влияния на образова
ния информационных технологий в обучение по всем тельную ситуацию «на местах».
предметам учебной программы. В третьих, в проектах Всемирного банка от 3 до 10%
Еще одной важной задачей является развитие уме стоимости тратится на создание внутренней системы
ний учащихся в области информационных техно оценки и контроля качества. Может быть, кому то
логий. По данным экспертов Всемирного банка, лишь 55% жаль тратить столько средств на, казалось бы, непроиз
выпускников старшей школы имеют навыки работы на ком водительные расходы? Но если мы не создадим внутрен
пьютере. Еще хуже ситуация в области начального профес нюю систему оценки, то окажемся перед риском потра
сионального образования: всего 16% учащихся учреждений тить все деньги впустую.
начального профобразования регулярно пользуются ком В отличие от федеральных программ информатизации
основной акцент в проекте ИСО делается на содержание
пьютером и только 50,1% хотя бы раз пробовали на нем ра
образовательного Интернета. Затраты на «железо»
ботать. Для сравнения: 60% выпускников старшей школы в
США свободно печатают «вслепую» на клавиатуре. занимают в нем примерно 15—20% всех выделенных
Исправить ситуацию, на наш взгляд, поможет созда средств. 30% займа будет потрачено на создание новых
ние системы сертификации компетентности в образовательных ресурсов. Они должны быть удобны — и
области информационных технологий выпускников это очень важно — не только для использования в Интер
школ и учреждений начпрофа. Вероятно, такая система мо нете, но и для внутришкольной сети. Учителя получат боль
жет быть двухступенчатой: обязательной на минимальном шую электронную библиотеку, состоящую из сотни тысяч
уровне (входящей в состав итоговой аттестации) и добро объектов. В этой коллекции, как мы ее называем, будут
вольной — на повышенном уровне. Примером такой доб систематический и алфавитный каталоги. Например, если
ровольной сертификации могут служить уровневые экза вам нужна лирика Пушкина, вы заходите в эту библиотеку
мены по английскому языку. Кроме того, необходимо рас и ищете карточку либо на литеру «П», либо по теме «Рус
ширение программ учреждений дополнительного ская классика начала XIX века». Мы хотим говорить имен
образования (домов детского творчества, станций юных но о такой коллекции, для которой основой каталога будет
техников и т.д.) в области «продвинутых» ИКТ умений. служить, если угодно, типовая учебная программа.
8 В целом при разработке проекта ИСО мы ориентиро
Сборник информационно методических материалов




ПРОЕКТ ИСО
вались не на конкретный пример какой либо страны, а на
И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
те образовательные результаты, по которым Россия пока
отстает. Для нас важно, чтобы российское образование
было конкурентоспособным на мировом уровне. Проще При разработке дизайна проекта мы достаточно внима
говоря — чтобы наши дети были на «ты» с компьютером и тельно изучили международный опыт, другие проекты Все
новыми информационными технологиями. мирного банка, реализуемые в данной области. Но в первую
очередь учитывались специфические особенности отечест
ПРОЕКТ ИСО венной системы образования. Могу с полной ответственнос
И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ тью заявить: разработанная российскими экспертами схема
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ни в коей мере не является слепым заимствованием какой
то зарубежной модели или собирательным образом не
Почему российское Министерство образования обра скольких международных проектов. Прежде всего она отра
тилось к руководству Всемирного банка с предложением жает реальные потребности российской школы. Вместе с тем
предоставить кредит на информатизацию системы образо в каждом компоненте проекта ИСО присутствуют элементы,
вания? Ведь объем займа — $100 млн — совершенно не апробированные в мировой образовательной практике.
Российский рынок цифровых образовательных ре традиционной системе повышения квалификации и госу
сурсов значительно моложе, чем в любой из стран Запа дарственной аттестации педагогических кадров.
да. Изначально для него была характерна ориентация на Третий компонент проекта предусматривает создание
в «пилотных» регионах сети ресурсных центров — ре
домашнего пользователя. Школы в качестве непосредст
венных участников рынка большой роли не играют: у них гиональных координационных (РКЦ) и межшкольных мето
для этого слишком мало свободных средств. Поэтому за дических (ММЦ). Сам по себе подход, при котором форми
падная практика, когда сами школы в массовом порядке руется разветвленная система своеобразных «площадок
закупают необходимые им продукты, в сегодняшней Рос роста», оказывающих поддержку соседним участникам
сии в полной мере воспроизведена быть не может. А проекта, чрезвычайно широко распространен в мировой
спрос на подобного рода ресурсы со стороны учителей практике, в том числе — в сфере информатизации образо
растет. Исходя из этих обстоятельств, в первом компо вания. Особенностью российской модели ресурсного цент
ненте проекта ИСО «Создание учебных материалов ра в рамках проекта ИСО является лидерство в двух на
нового поколения» реализуется идея централизован правлениях: технологическом и методическом.
ных государственных закупок и государственных заказов Так, в Великобритании (и большинстве стран Запада) уро
на разработку образовательного «софта». вень технической оснащенности школ весьма высок, по
Более того, задача ставится таким образом, чтобы не этому лидирующие школы оказывают коллегам чисто мето
только обеспечить школы данными ресурсами, но и вклю дическую поддержку, стимулируют более активное исполь
чить их в регулярный учебный процесс. Последнему должна зование информационных технологий. А в Турции,
способствовать предусмотренная в проекте процедура дли наоборот, подобные центры выступают преимущественно
тельной апробации. Реальные школы получат возмож как лидеры в плане технического оснащения, своего рода
ность встретиться с производителями дисков, задать им во «точки доступа» к информационным технологиям для учите
просы, предъявить претензии, объяснить, что нравится и что лей и учащихся соседних школ. Для России пока актуальны
не нравится. В итоге у нас будет шанс сделать именно тот оба эти направления, поэтому при проектировании моде
продукт, который нужен и удобен учителям и детям. Ни один лей РКЦ и ММЦ мы в равной степени уделили внимание
ресурс не будет куплен и отправлен в массовую школу, пока технической и методической составляющей их работы.
он не пройдет «обкатку» в условиях реального учебного про Важной задачей ресурсных центров будет также под
держка дистанционного обучения школьников из уда
цесса, пока не сформирована методика его использования.

страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign