LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Учащиеся должны знать:
* назначение и основные возможности электронных таблиц.
Учащиеся должны уметь:
* проводить вычисления по готовой таблице;
* вводить формулы в таблицу заданной структуры;
* редактировать структуру таблицы;
* строить электронные таблицы для решения простейших задач;
* строить простейшие диаграммы;
* уметь использовать электронные таблицы для решения задач.

Резерв 2 часа
10-11 класс
4. ЭВМ. Представление информации в ЭВМ.
Программное обеспечение. 6 (5/1 часов)
Современный персональный компьютер. Функциональна схема компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав, назначение и характеристики основных устройств. История развития компьютерной техники.
Информация. Информатика. Представление различных видов информации в ЭВМ. Количество информации. Системы счисления.
Программное обеспечение. Инсталляция программного обеспечения. Файлы и файловая структура. Операционная система. Современные операционные системы для персонального компьютера. Интерфейс пользователя. Графический и командный интерфейс операционных систем.
Учащиеся должны знать:
* понятие информации и информационных процессов;
* понятие компьютера как информационной машины;
* понятие кодирования и некоторые способы кодирования информации;
* понятие количества и единицы измерения информации;
* понятие позиционной и непозиционной системы счисления;
* принципы и преимущества двоичного кодирования;
* алгоритм перевода числа из одной системы счисления в другую.
* состав и назначение, характеристики основных устройств современных компьютеров;
* назначение и функции операционной системы;
* типовые правила пользовательского интерфейса;
* основные виды программного обеспечения;
Учащиеся должны уметь:
* переводить числа из одной системы счисления в другую;
* осуществлять сложение, вычитание, умножение в двоичной системе.
5. Технология программирования и решения задач. 44(14/30 часов)
Массивы как способ представления однородной информации. Основные операции над массивами: заполнение, обработка, сортировка, поиск.
Процедуры и функции. Описание процедур и функций. Обращение к процедурам и функциям. Файловый тип данных.
Записи (структуры) как способ представления разнородной информации об одном объекте. Поля записи.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Составление программ с массивами.
2) Составление программ с функциями пользователя.
3) Составление программ с процедурами.
4) Составление программ с файловым вводом-выводом.
5) Составление программ с записями.
6) Решение задач.
Учащиеся должны знать:
* основные алгоритмические конструкции, правила их записи и особенности исполнения;
* основные операторы и запись основных конструкций на языке Паскаль;
* типы переменных, используемых в данном языке;
* основные способы организации данных.
Учащиеся должны уметь:
* программировать на языке Паскаль и вести отладку простейших программ.
6. Технология обработки текстовой информации. 12 (3/9 часов)
Понятие текста. Текст и его представление компьютером. Кодировка текста. Стандарты кодировки. Раскладка клавиатуры.
Текстовые редакторы и процессоры. Средства работы с текстовыми документами (ввод, редактирование, форматирование). Простые приёмы форматирования текста (определение вида и начертания шрифта, выравнивание абзацев). Форматирование абзацев. Вставка рисунков и объектов WordArt. Автофигуры. Редактирование рисунка. Рисование в документе. Вставка и форматирование таблиц. Создание и вставка диаграмм. Редактор формул. Автоматизация форматирования. Стили. Создание стиля. Оглавление. Шаблоны документов. Гипертекст.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Набор и редактирование текста в Word.
2) Создание рабочего документа.
3) Вставка и редактирование таблиц.
4) Вставка и редактирование рисунков.
5) Вставка и редактирование формул.
6) Разработка шаблона проекта.
Учащиеся должны знать:
* основные возможности текстового редактора Word.
Учащиеся должны уметь:
* рисовать в документе;
* работать с таблицами, диаграммами, стилями, шаблонами;
* создавать оглавление документа
7. Формализация и моделирование. 10 (6/4 часов)
Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования. Виды моделей. Информационные и математические модели. Неформальная и формальная постановка задачи. Формализация. Понятие системы. Системный подход к построению информационных моделей. Статические и динамические системы. Понятие компьютерной модели. Понятие адекватности модели. Этапы решения задач на компьютере.
ПО: Обучающая программа "Черный ящик", электронные таблицы Excel, CD-ROM "Техника", "Физика 1-С: репетитор", "Астрономия".
Практическая работа с ЭВМ:
1) Изучение модели неограниченного роста.
2) Изучение модели ограниченного роста.
3) Определение границ адекватности модели неограниченного роста.
Демонстрации: Компьютерные модели.
Учащиеся должны знать:
* понятия модели, моделирования, информационной и математической модели, формализации, системы, системного подхода, адекватности модели;
* основные свойства информационных моделей;
* понятие "плохо" и "хорошо" поставленной задачи;
* принципы построения модели задач;
* цели проведения компьютерного эксперимента;
* этапы решения задач на компьютере.
Учащиеся должны уметь:
* анализировать соответствие модели и исходной задачи;
* строить простейшие информационные модели;
* распознать, "плохо" и "хорошо" поставлена та или иная задача;
* строить простые компьютерные модели;
* проводить компьютерный эксперимент для построенных моделей.
8. Технология хранения, поиска и сортировки
информации. 14 (4/10 часов)
Методы хранения и поиска информации. Современные информационные системы. Базы данных: принципы их построения и функционирования. Типы БД. Системы управления БД.
СУБД MS-Access. Основные понятия MS - Access. Простейшие базы данных. Таблицы. Создание таблиц. Связь между таблицами. Сортировка и поиск записей. Запросы в MS-Access Формы. Отчеты. Проектирование баз данных.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Создание базы данных.
2) Редактирование базы данных.
3) Создание запроса.
Учащиеся должны знать:
* принципы работы с информационно-поисковыми системами, электронными таблицами.
Учащиеся должны уметь:
* находить информацию в базах данных и ИПС, в том числе с помощью запросов;
* включать, исключать, заменять элементы в учебных базах данных;
* создавать собственные базы данных.
9. Компьютерные коммуникации. 16 (9/7 часов)
Телекоммуникационные сети. Локальные и глобальные компьютерные сети. Internet. История развития Internet как телекоммуникационной сети. Сетевые протоколы. Сервисы Internet. Всемирная паутина (WWW).
Оборудование для телекоммуникационной сети: модемы, принцип действия, типы и их преимущества и недостатки. Быстродействие модемов и скорость передачи данных по сети. Единица скорости передачи данных - бод.
Поиск информации в Интернет. Технология WWW. Основы языка HTML. Создание WEB-страниц. Браузер и почтовые программы. Новые роли ЭВМ в современном обществе: Интернет как всемирная справочная система; всемирная библиотека; всемирный магазин.
Электронные деньги в Интернет. Новые опасности: ошибки в применениях ЭВМ, компьютерные преступления, электронная слежка, информационные войны. Вирусы, защита от вирусов. Антивирусные программы. Инсталляция, работа, удаление.
ПО: Internet Explorer, Outlook Express, Dream Weaver, блокнот.
Практическая работа с ЭВМ:
2) Работа в Интернет.
3) Создание Web-страницы.
Учащиеся должны знать:
* принципы работы глобальной компьютерной сети и электронной почты;
* назначение основных сервисов Интернет;
* основные правила построения HTML-страниц;
* назначение и основные возможности Internet Explorer, Outlook Express;
* понятие вируса и основные способы защиты от него.
Учащиеся должны уметь:
* пользоваться услугами электронной почты;
* создавать простые HTML-страницы;
* ориентироваться в информационном пространстве Интернет.
10. Технология объектно-ориентированного
программирования. 8 (2/6 часов)
Понятие объекта. Свойства объектов и операции над ними. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях и визуально-событийный подход к программированию. Система визуального программирования Delphi.
Практическая работа: создание приложений на Delphi.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Создание и отладка элементарной программы.
Учащиеся должны знать:
* понятие объекта, его свойства и основные операции над ним;
* понятие о визуально-событийном подходе к программированию;
* основные возможности системы визуального программирования Delphi.
Учащиеся должны уметь:
* составлять простейшие программы в системе визуального программирования Delphi.
11. Технология разработки мультимедиа проектов. 8 (3/5 часов)
Понятия "мультимедиа", "интерактивность". Реализация мультимедийных технологий в мультизадачных средах. Сравнение интерактивных и традиционных источников информации (видео, звук и т.д.). Аппаратное обеспечение мультимедиа. Оцифровка звука и видео. Сканеры. Сканирование изображение. Разработка мультимедиа проектов в PowerPoint.
ПО: CD-ROM "Энциклопедия персонального компьютера", программа распознавания текста Fine Reader.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Оцифровка звука.
2) Оцифровка видео.
3) Сканирование и обработка текста и изображений.
4) Создание проекта в PowerPoint.
Учащиеся должны знать:
* понятия "мультимедиа", "интерактивность";
* понятие об оцифровке звука и видео;
* назначение и основные возможности мастера презентаций PowerPoin.
Учащиеся должны уметь:
* оцифровывать звук и видео;
* сканировать текст и изображения;
* работать с программой распознавания текста Fine Reader;
* создавать презентации в PowerPoin.

Резерв - 4 часа
Летняя практика. (20 часов).
Включает в себя изучение по группам следующих тем:
1. Система автоматизированного проектирования AutoCad.
2. Система автоматических математических расчетов MathCad.
3. Программа автоматизации бухгалтерского учета "1С: Бухгалтерия".
4. Настольные издательские системы.
5. Офисные информационные технологии (углубленное изучение).
6. Компьютерное делопроизводство.
7. Компьютерное управление устройствами.
8. Компьютерные коммуникации. Основы создания Web-сайтов.


ПРОГРАММА
"Информатика и информационные технологии"
для 9-11 классов (34/34/68)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа предназначена для изучения основ информатики, в 9-11 классах (34/68/68 ч. год). Изучение курса информатики предполагает теоретическую и практическую составляющие. На теоретическую часть отводится 1/3 учебного времени, на практическую - 2/3 учебного времени. Программа позволяет расширить рамки базовой программы и отработать элементы формирования информационной культуры личности с позиции профессиональной ориентации учащихся на определенную профессию, связанную с использованием компьютерной техники и элементарных навыков программирования.
Программа предполагает машинный вариант обучения, т.к. школа оснащена двумя компьютерными классами IBM-совместимых персональных компьютеров соединенных в локальную сеть, имеется электронная почта и выход в Интернет. Курс обеспечен соответствующим программным обеспечением.
Данная программа интегрирует элементы авторской программы декана факультета информатики ВГГУ доцента, кандидатом технических наук Окулова С.М. и программы рекомендованной МО РФ по изучению курса "Информатика и информационные технологии", разработанного Н.Д. Угринович, Д.В. Новенко.
В программе выделяются две основных линии:
1. Теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.
2. Информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Это направление имеет крайне важное практическое значение, выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Основные цели курса:
1. формирование представлений о сущности информации и информационных процессов;
2. знакомство учащихся с современными информационными технологиями;
3. развитие алгоритмического мышления учащихся.
Курс состоит в основном из следующих разделов:
1) Основы информационных технологий.
При изучении данного раздела учащиеся получают представления об основных современных средствах обработки информации (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных) и практические навыки работы с этими системами.
2) Основы алгоритмизации и программирования на языке Паскаль.
При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с принципами формальной обработки информации, лежащими в основе работы всех современных компьютеров. Основная цель раздела - формирование алгоритмического мышления.
3) Формализация и моделирование.
В этом разделе рассматривается одна из важнейших практических задач информатики - переход от нечетких задач, возникающих в реальной деятельности, к формальным информационным моделям, позволяющим использовать ЭВМ при решении этих задач.
4) Информация и информационные процессы. Представление информации.
В данном разделе изучаются вопросы, связанные с пониманием сущности понятий информации и информационных процессов, представлением информации в ЭВМ.
5) ЭВМ. Применение ЭВМ.
В этом разделе изучаются основные принципы устройства ЭВМ, устройства сбора, накопления и передачи данных. Рассматриваются вопросы технологических применений ЭВМ, компьютерные сети и их информационные возможности, особое внимание уделяется Интернет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
9 класс
1. Формализация и моделирование. 6 (4/2 часов)
Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования. Виды моделей. Информационные и математические модели. Неформальная и формальная постановка задачи. Формализация. Понятие системы. Статические и динамические системы. Понятие компьютерной модели. Понятие адекватности модели. Этапы решения задач на компьютере.
ПО: Обучающая программа "Черный ящик".
Практическая работа с ЭВМ:
1) Расшифровка "черного ящика"
Демонстрации: Компьютерные модели.
Учащиеся должны знать:
* понятия модели, моделирования, информационной и математической модели, формализации, системы, системного подхода, адекватности модели;
* основные свойства информационных моделей;
* понятие "плохо" и "хорошо" поставленной задачи;
* принципы построения модели задач;
* цели проведения компьютерного эксперимента;
* этапы решения задач на компьютере.
Учащиеся должны уметь:
* анализировать соответствие модели и исходной задачи;
* строить простейшие информационные модели;
* распознать, "плохо" и "хорошо" поставлена та или иная задача.
2. Основы логики. (4 часа)
Логика. Понятие о логике как науке. Понятие высказывания. Высказывания истинные и ложные, простые и сложные. Алгебра логики. Логические операции и функции. Таблицы истинности.
Учащиеся должны знать:
* понятие о логике как науке;
* понятие высказывания, истинного, ложного, простого и сложного высказывания;
* основные логические операции и функции.
Учащиеся должны уметь:
* составлять таблицы истинности.
3.Алгоритмизация и программирование
на языке Паскаль. 24 (6/18 часов)
Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы. Язык программирования ПАСКАЛЬ. Условный оператор. Неполная и полная форма условного оператора. Операторы выбора. Операторы цикла.
Массивы как способ представления однородной информации. Основные операции над массивами: заполнение, обработка.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Составление программ с условиями и циклами.
2) Составление программ с массивами.
3) Использование символьных переменных в программах.
4) Составление программ с графикой.
5) Решение задач.
Учащиеся должны знать:
* основные алгоритмические конструкции, правила их записи и особенности исполнения;
* основные операторы и запись основных конструкций на языке Паскаль;
* типы переменных, используемых в данном языке;
* основные способы организации данных.
Учащиеся должны уметь:
* программировать на языке Паскаль и вести отладку простейших программ.
Резерв 1 час
10 класс
4. Работа с текстовым редактором Word. 12 (2/10 часов)
Текстовые редакторы и процессоры. Средства работы с текстовыми документами (ввод, редактирование, форматирование). Простые приёмы форматирования текста (определение вида и начертания шрифта, выравнивание абзацев). Форматирование абзацев. Вставка рисунков и объектов WordArt. Рисование в документе. Автофигуры. Редактирование рисунка. Вставка и форматирование таблиц. Редактор формул. Стили. Создание стиля. Оглавление.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Набор и редактирование текста в Word.
2) Создание рабочего документа.
3) Вставка и редактирование таблиц.
4) Вставка и редактирование рисунков.
5) Вставка и редактирование формул.
Учащиеся должны знать:
* основные возможности текстового редактора Word.
Учащиеся должны уметь:
* рисовать в документе;
* работать с таблицами, диаграммами, стилями;
создавать оглавление документа
5. Электронные таблицы Excel. 10 (3/7 часов)
Электронные таблицы - современный инструмент компьютерных расчетов. Основные возможности электронных таблиц. Структура документа Excel. Ячейка. Типы ячеек. Формат ячеек. Ввод и редактирование данных. Операции с ячейками. Автоматизация ввода. Создание и использование простых формул. Абсолютная и относительная адресация. Форматирование и изменение размеров ячеек. Работа с несколькими листами. Сложные формулы и стандартные функции (статистические функции Average, Max, Min). Создание диаграмм.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Формирование рабочего листа с числовыми данными,
2) Формирование и сортировка текстовой информации.
3) Сортировка данных.
4) Составление элементарных формул в ячейках.
5) Составление сложных формул в ячейках.
6) Создание и редактирование диаграмм.
Учащиеся должны знать:
* назначение и основные возможности электронных таблиц.
Учащиеся должны уметь:
* проводить вычисления по готовой таблице;
* вводить формулы в таблицу заданной структуры;
* строить электронные таблицы для решения простейших задач;
* строить простейшие диаграммы.
6. Мультимедиа в Windows. 8 (3/5 часов)
Понятия "мультимедиа", "интерактивность". Сравнение интерактивных и традиционных источников информации (видео, звук и т.д.). Аппаратное обеспечение мультимедиа. Оцифровка звука и видео. Сканеры. Сканирование изображение. Разработка мультимедиа проектов в PowerPoint.
ПО: CD-ROM "Энциклопедия персонального компьютера", программа распознавания текста Fine Reader.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Оцифровка звука.
2) Оцифровка видео.
3) Сканирование и обработка текста и изображений.
4) Создание проекта в PowerPoint.
Учащиеся должны знать:
* понятия "мультимедиа", "интерактивность";
* понятие об оцифровке звука и видео;
* назначение и основные возможности мастера презентаций PowerPoin.
Учащиеся должны уметь:
* оцифровывать звук и видео;
* сканировать текст и изображения;
* работать с программой распознавания текста Fine Reader;
* создавать презентации в PowerPoin.
Резерв 3 часа
11 класс
7. Информация. Представление информации. 10(9/1 часа)
Понятие об информации, ее получении, преобразовании, хранении и использовании. Информационная деятельность человека. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Единство информационных процессов в живой природе, обществе, технике.
Язык как способ представления информации. Понятие кодирования информации. Двоичное кодирование. Вероятностный подход к измерению информации. Единицы измерения информации. Информационная ёмкость носителей информации.
Счисление. Позиционные и непозиционные системы счисления. Представление чисел в позиционной системе счисления. Алгоритм перевода числа из одной системы счисления в другую. Арифметические действия в двоичной системе счисления: сложение, вычитание, умножение.
Учащиеся должны знать:
* понятие информации и информационных процессов;
* понятие компьютера как информационной машины;
* понятие кодирования и некоторые способы кодирования информации;
* понятие количества и единицы измерения информации;
* понятие позиционной и непозиционной системы счисления;
* принципы и преимущества двоичного кодирования;
* алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную (и наоборот).
Учащиеся должны уметь:
* приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
* переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную (и наоборот);
* осуществлять сложение, вычитание, умножение в двоичной системе.
8. Базы данных. 14 (4/10 часов)
Методы хранения и поиска информации. Современные информационные системы. Базы данных: принципы их построения и функционирования. Типы БД.
СУБД MS-Access. Основные понятия MS - Access. Простейшие базы данных. Таблицы. Создание таблиц. Связь между таблицами. Запросы в MS-Access Формы. Отчеты. Проектирование баз данных. Практическая работа: создание базы данных.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Создание базы данных.
2) Редактирование базы данных.
3) Создание запроса.
Учащиеся должны знать:
* принципы работы с информационно-поисковыми системами, электронными таблицами.
Учащиеся должны уметь:
* находить информацию в базах данных и ИПС, в том числе с помощью запросов;
* включать, исключать, заменять элементы в учебных базах данных;
создавать собственные базы данных.
9. Графический редактор Adobe PhotoShop. 10 (3/7 часов)
Понятие о растровой и векторной графике. Растровые и векторные графические редакторы: различия и преимущества. Графические файлы и их типы. Основные возможности графического редактора. Меню графического редактора. Панели инструментов. Создание и редактирование рисунков. Обработка изображений.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Создание рисунка средствами Adobe PhotoShop.
2) Обработка изображений средствами Adobe PhotoShop.
Учащиеся должны знать:
* основные возможности конкретных программных средств обработки графической информации;
* основные форматы графических файлов;
* понятия о растровой и векторной графике, их различия и преимущества.
Учащиеся должны уметь:
* работать с конкретным графическим редактором.
10. ЭВМ и сети ЭВМ в информационном обществе. 28(14/14 часов)
Современный персональный компьютер. Функциональна схема компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав, назначение и характеристики основных устройств.
Файлы и файловая структура. Операционная система. Современные операционные системы для персонального компьютера. Интерфейс пользователя. Графический и командный интерфейс операционных систем. Графический интерфейс для работы с файлами. Основы работы с Far-менеджером. Одновременная работа нескольких программ. Взаимодействие программ и компьютеров.
Прикладное программное обеспечение. Инсталляция программного обеспечения. Служебные, мультимедиа программы. Драйверы устройств.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Internet. Сервисы Internet. Поиск информации в Интернет. Основы языка HTML. Создание WEB-страницы. Браузер и почтовые программы. Новые роли ЭВМ в современном обществе: Интернет как всемирная справочная система; всемирная библиотека; всемирный магазин. Электронные деньги в Интернет. Новые опасности: ошибки в применениях ЭВМ, компьютерные преступления, электронная слежка, информационные войны. Вирусы, защита от вирусов.
ПО: CD-ROM "Энциклопедия персонального компьютера", Internet Explorer, Outlook Express, Dream Weaver, блокнот.
Практическая работа с ЭВМ:
1) Работа в Интернет.
2) Создание Web-страницы.
Учащиеся должны знать:
* состав и назначение основных устройств современных компьютеров;
* назначение и функции операционной системы;
* типовые правила пользовательского интерфейса;
* основные виды прикладного программного обеспечения;
* возможности компьютерных сетей;
* основные правила построения HTML-страниц.
Учащиеся должны уметь:
* включать компьютер и загружать операционную систему;
* выбирать и загружать нужную программу;
* выполнять основные операции управления файлами;
* создавать простые HTML-страницы;
* пользоваться поисковыми средствами Интернет.

Резерв 3 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
5 класс
Дата


урока
Тема урока.
3 часа
Введение в предмет

1.
Правила работы с IBM-PC. Техника безопасности при работе на компьютере. Порядок включения и выключения компьютера
2.
Клавиатура. Основные группы клавиш. Расположение клавиш на клавиатуре. Практическая работа "Освоение клавиатуры с помощью клавиатурного тренажера"
3.
Расположение рук и постановка пальцев на клавиатуре. Практическая работа "Освоение клавиатуры с помощью клавиатурного тренажера"
11 часов
Информация вокруг нас.

4.
Что такое информация. Виды представления информации. Предмет информатики.
5.
Что можно делать с информацией.
6.
Как и где хранится информация. Хранение информации в Интернет.
7.
Структурирование информации: множество, список, иерархия, граф, таблица.
8.
Поиск информации. Гипертекст. Поиск информации в Интернет.
9.
Передача информации. Искажения при передаче информации. Передача информации в Интернет.
10.
Обработка информации.
11.
Кодирование информации. Двоичное кодирование.
12.
Шифрование информации: симметричное и асимметричное. Криптография.
13.
Информационные объекты.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign