LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

5.2.Обеспечение активной поддержки семьи.
Работа с семьей - наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все еще она играет доминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют в связи с защитой ребенка, но поддержка семьи также часто входит в программу работы с условно освобожденными и по предоставлению услуг пожилым и людям с ограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности в осуществлении деятельности социального работника по поводу учета интереса семьи. В случае с условно освобожденным, например, встречается сопротивление со стороны семьи активному вмешательству официального лица. Иногда во время длительного периода работы с условно освобожденным личности родителей или супруга остаются в тени.
Лишь в одном случае работа с семьей может быть охарактеризована как неудовлетворительная - это в отношении неспособности к обучению. Присутствие ребенка с тяжелым ограничением интеллекта серьезно влияет на жизнь семьи: может привести к социальной изоляции, снизить возможности активного отдыха и организации отпуска и свободного времени, влиять на профессиональную карьеру и порождать домашние и финансовые проблемы. Более того, это создает ежедневное напряжение в семье, которое часто заканчивается кризисом. Многие исследования предполагают, что та помощь, которая предоставляется социальными работниками, не удовлетворяет нужды семьи, и предлагается, что часть проблемы заключается в том, что социальные работники были подготовлены только для выполнения клинической модели, которая концентрировала их на лечении и на изменении проблем. Но семьи с детьми с ограниченными возможностями (также как и с престарелыми) нуждаются в превентивной и практической работе.
Многие семьи, которые ухаживают за инвалидами, не сталкиваются с кризисом в отличие от нормальных семей, которые находятся под постоянным давлением проблем. Они нуждаются в поддержке и хотят чувствовать, что кто-то в них заинтересован. Они хотят, чтобы кто-нибудь выслушивал их и обеспечивал их полезной информацией. Они нуждаются в расслаблении и практической помощи.
Каковы должны быть стандарты деятельности социальных работников в обеспечении поддержки семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка?
Рутинный надзор, отстраненный и редкий, - неудовлетворителен. Там, где реальная стрессовая ситуация (это также относится к другим категориям клиентов, таких как домохозяйки с физическими ограничениями возможностей или семьи с тяжелой депривационной обстановкой), есть необходимость в регулярной, доброжелательной поддержке, первоначально реализуемой службами семьи. Если местные отделения не могут обеспечить такого обслуживания, они конечно несут ответственность за разработку стратегий, где бы они не использовались - либо общественными организациями, волонтерами, либо организованной системой сетевой поддержки. Без подобных услуг помощь семьям с нуждами становится далекой от идеала.
Социальные работники должны быть информированы о доступных службах и услугах. Если они не знают, трудно ответить, кто должен знать. Они должны развивать свои умения провайдеров полезной информации.
Молодость не недостаток и, конечно, не грех, но и курсы обучения, и факультеты несут ответственность за то, что социальные работники обладают достаточными умениями, чтобы суметь выполнить работу с клиентом, чей жизненный опыт богаче, чем у молодого начинающего социального работника.
Следует развивать междисциплинарные контакты между медициной и образованием, а социальный работник должен поощрять родителей учиться грамотно учить своих детей.
Родителей следует вовлекать во взаимодействие с профессионалами.
При необходимости должна быть доступна срочная социальная помощь.
Очень важно вовлечение социального работника сразу после рождения ребенка с отклонениями, а также перед и после окончания школьного обучения. Со школами следует поддерживать тесную связь.
Нет другой группы клиентов, которая бы так явно демонстрировала бы современную дилемму дифференцированно распределенной ответственности между обществом и индивидуумом или семьей. Мы ожидаем от тех, кто обременен проблемами - детей-инвалидов, делинквентных детей, алкоголиков, больных престарелых - что они будут нести груз своих проблем так долго, как это только возможно. Включение социальных работников и других специалистов является экономически выгодной стратегией поддержки семьи. Но важно осознавать, что, если этого не будет, то стоимость государству содержания человека в интернате будет значительно дороже. Тем не менее, качество и содержание активной поддержки семьям с проблемами нуждаются в радикальном совершенствовании, улучшении.
Английские специалисты Пресланд и Робертс предложили пути, в которых общинный и групповой подход могут быть использованы в работе с семьями с детьми с неспособностью к обучению. Работая более четырех лет, они создали условия, в которых родители начали работать вместе с профессионалами к обоюдной выгоде. Они исследовали мнения родителей, увеличили регулярность визитов в семьи, создали эффективную в своих достижениях сеть из родителей, волонтеров и профессионалов и установили диалог между группой клиентов и департаментом, что гарантировало более результативную стратегию.
Родительские группы поддержки, летние игровые вечера, утренние чаепития кажутся весьма скромными целями, но в ситуации, когда этого не существует, их появление, внедрение является шагом вперед. Пресланд и Робертс продемонстрировали возможности гибкой социальной работы, важность инициатив и в развитии их после того, как они начаты. "Даже если проблема не может быть ликвидирована, мы можем помочь родителям почувствовать, что существуют способы справиться с ситуацией, приспособиться к ситуации - это приносит облегчение".
5.3. Обеспечение фостерского ухода (приемная, воспитательная семья)
"Мы пришли к заключению, что почти каждый ребенок, как бы ограничен он ни был, лучше будет обеспечен перед лицом взрослого мира, если он растет в семье, а не в учреждении". Это утверждение Совета по организации приемных семей графства Кент отражает точку зрения большинства социальных служб сегодня, хотя существует и точка зрения меньшинства, которая состоит в том, что стабильная и безопасная атмосфера в родном доме ребенка предпочтительнее помещения ребенка в приемную (воспитательную) семью, где ребенок несчастлив, дискриминируется или неспособен освоиться.
Помещение в приемную семью - это главная стратегия общества для обеспечения поддержки детей, находящихся под защитой Совета, и предприняты подобные шаги для развития таких же программ для пожилых, инвалидов и тех, что вышел из психиатрических больниц. Система, по минимуму, обеспечивает защиту, пищу и размещение. В добавок, предполагается, что будет обеспечено теплое и дружественное социальное окружение, где ребенок сможет жить нормальной жизнью, насколько это возможно. Самое лучшее то, что приемная семья дает стимул для роста и развития, которые были нарушены, а нарушенные взаимоотношения и поведение могут быть, во-первых, сдержаны, а затем усовершенствованы с помощью терапевтического процесса.
Организация приемной заботы - это широкомасштабный бизнес, и многие отделы занимаются назначением персонала специалистов. Основа высококачественной деятельности находится частично в организации деятельности, а частично зависит от профессиональных умений. Два компонента не существуют друг без друга: хорошая организация беспомощна без хорошо организованной практики - тогда это не хорошая организация, а практическая работа не нужна до тех пор, пока не будут найдены и подготовлены приемные родители.
Можно описать ключевые компоненты процесса:
Публичность и вербовка, реклама очень важны, чтобы найти потенциальных приемных родителей. Здесь вполне приемлемы передовые технологии и маркетинговые стратегии. Следует использовать радио, телевидение, газетные объявления и другие издательские возможности.
Потенциальные приемные родители должны быть специально подготовлены. Многие службы осознали необходимость специальной подготовки для потенциальных родителей. Цели подготовительного курса могут выглядеть следующим образом: обеспечение базовых знаний; осознание своего поведения в ситуациях, которые могут возникнуть; развитие самосознания; помощь в понимании роли службы и принципов качественного ухода за ребенком; развитие групповой идентичности с другими приемными родителями и стимулирование дальнейшего обучения.
Обеспечить поддержкой всех приемных родителей до, во время и после окончания процесса помещения ребенка в семью. Приемные семьи нуждаются в помощи, также как нуждаются в помощи дети, находящиеся в опасной ситуации, которым помогают эти приемные семьи.
Сами приемные родители вовлекаются в процесс - через письма, групповую работу и т.п.
Предполагается, что большинство родных родителей сохранят контакты со своим ребенком, за которого несут ответственность местные власти, а приемные родители будут контролировать их влияние.
Наиболее впечатляющего развития в последние годы достигла вербовка профессиональных приемных родителей, которые получают сумму денег большую по размеру, чем обычные пособия, такие родители принимают детей, рассматриваемых неподходящими для приемной семьи. Эта модель была впервые апробирована в Департаменте социальных служб Кента, который взял за основу модель некоторых европейских стран, где осуществляется более радикальная политика приемной семьи, чем в Британии. Например, в Швеции около 80 % нуждающихся в смене семьи детей находятся в приемной семье, в то время как в Англии 57 % в 1991 году. В Швеции приемные родители достаточно автономны и ответственны.
Эксперимент в Кенте имел успех. С вербовкой проблем не было; приемные родители получали приличную сумму денег, но эта модель стоит вполовину дешевле, чем помещение ребенка в приемный дом. В основе модели лежат два принципа - опять позаимствованных из шведского опыта:
А) нормализация - подразумевающая, что ребенок, отделенный от своих родителей, ведет нормальную жизнь в семье и микросоциуме, а не в приемном доме;
Б) локализация: ребенок имеет право остаться в регионе своего проживания, происхождения;
В) добровольность: ребенок и его семья всегда должны соглашаться с решениями, кроме ситуаций, которые срочные или опасные;
Г) право на участие: ребенок и его семья должны активно участвовать во всех решениях, которые их касаются.
Приемные родители Кентской модели встречались раз в две недели, обсуждали проблемы и друг друга поддерживали. Любой претендент на организацию приемной семьи присоединялся к группе на два или три месяца, и группа помогала ему. "У нас нет руководства приемной семьей. Никто в реальности не знает, как помочь ей. Группы оказались лучшим способом, люди выясняют сами, подходит ли для них эта деятельность".
За детьми присматривали социальные работники Кента; семьи и дети патронировались одним из сотрудников проекта, который акцентировал, что система приемной семьи первоначально создавалась, чтобы объединить первоначальную семью, а не замещающую семью. Когда было завершено соединение ребенка с родителями, подписывался контракт между сторонами, вовлеченными в процесс - ребенком, его природной семьей, приемной семьей и рабочим проекта - и указывались цели помещения ребенка в семью. Задания, которые было необходимо выполнить, записывались, а также записывался прогноз и время, необходимое на выполнение заданий. Проект подразумевает не просто помещение ребенка в приемную семью- это форма обслуживания, полная оптимизма по поводу ее эффективности.
Успех проекта демонстрирует разницу между помещением и поддержкой (защитой). Поддержка, хотя и скромная по своим обстоятельствам, позитивна и сознательно планируема в своих достижениях. Она не допускает мысли о неудаче, но всегда выражает веру в возможности человеческого существа расти, обрести правильные условия и адекватные и подходящие средства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назовите функции семьи, раскройте их взаимосвязь.
2. Охарактеризуйте современные семейно-брачные отношения.
3. Охарактеризуйте зарубежный опыт фостерского ухода.
4. Раскройте основные направления активной поддержки семьи.


ТЕМА 6
БЕЗДОМНОСТЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
6.1. Понятие и причины бездомности.
Дом имеет большое значение для каждого человека. Проблема бездомности остра во всем мире. Строительство жилья во все времена отставало от потребностей людей. Бездомность - явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования.
Но особенно оно широко распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов.
Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.
Помимо общих причин, усугубляющих проблему бездомности, отмеченных выше, наиболее характерными причинами для многих стран в настоящее время являются:
отсутствие достаточного количества жилищ, нехватка дешевого жилья;
безработица, обусловливающая нехватку средств для оплаты жилья;
малодоходность многих семей и отдельных граждан;
социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);
возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.
В нынешних условиях в качестве важнейших факторов роста числа бездомных в России и в целом в СНГ являются развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты.
Следует также отметить, что одной из причин бездомности в России является наличие прописки, правила регламентации которой были введены Постановлением ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 года. Дополнения, детализация, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте трудно получить работу и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше - отменить ее или оставить.
Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов. Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные махинации, смягчение правил прописки резко сократили возможности милиции в борьбе с бродягами, попрошайками, проститутками. Хотя, конечно же, эти проблемы только милицейскими методами решить нельзя.
Нельзя не сказать и о таких фактах, как развал Варшавского Договора, вследствие чего (а также непродуманных и поспешных решений российского правительства и под нажимом определенных сил) сотни тысяч военнослужащих России возвращены из других стран в места дислокации, где не решены проблемы обустройства.
Социологическое исследование дает возможность конкретизировать причины бездомности (беженцы не опрашивались):
1. Выписан в связи с конфликтами в семье (37, 5% из 133 опрошенных бездомных). Далее по убывающей:
2. Нигде не берут на постоянную работу.
3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к бродяжничеству).
4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоятельно).
Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве; 39% - находились в местах заключения; 47,3% ничего хорошего о своем детстве сказать не могли.
Ни в одной стране нет точной статистики бездомных. Так, по данным Национальной коалиции за права бездомных в США в первой половине 80-х годов число бездомных составляло около 3 млн. человек. По подсчетам же Министерства жилищного строительства и городского развития - 250-300 тыс. бездомных (разница в 10 раз!).
Сколько бездомных в России - тоже никто точно не знает. Объясняется это не только отсутствием должным образом поставленного статистического учета, но и сложностью самого объекта подотчета (бездомных), пониманием того, что такое "бездомность", кто такие "бездомные".
Так, в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова бездомный трактуется как "человек, не имеющий жилья, приюта". Синонимом термина "бездомный" в русском языке является термин "беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой".
Согласно американской "Энциклопедии социальной работы", бездомным считается человек, "не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлый образ жизни".
Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга.
К числу бездомных в широком смысле слова можно отнести кочевые народы. Кочевничество как образ жизни в основном скотоводов ныне сохраняется в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки.
Итак, в России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающие у друзей.
Существует и скрытая бездомность - это семейные общежития, разведенные люди, молодые специалисты, люди, поехавшие на великие стройки, за заработками на рыбную путину и не сумевшие там определиться и найти постоянное место работы и жительства.
Социальные последствия бездомности очень тяжелы. Это и снижение статуса, потеря себя как личности, невозможность воспользоваться правами Конституции: нет прописки - не можешь голосовать, найти работу, не получишь полиса медицинского страхования.
Проблемы бездомного вызывают депрессии, суицид, преступления, проституцию, агрессию, разводы.
Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, демобилизованные солдаты, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.
Большинство бездомных - мужчины-одиночки. Среди бездомных женщины составляют около 10 %. Это алкоголички; женщины, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет около 1/5 от всей численности бездомных женщин). Причин бездомности много. Традиционная почва для бездомных - это мигранты и беженцы.
6.2. Миграция как социальная проблема.
Миграция - процесс противоречивый. С одной стороны, необходимый для нормального функционирования экономики, с другой стороны - выезды, скопления в одном регионе, и в результате - бездомность. Основная миграция приходится на возраст 18-30 лет - это 2/3 всех мигрантов, которые нуждаются в образовании, распределении на работу.
В середине 20-х годов - расцвет НЭПа - в городах страны проживает один человек из 6 ее жителей, в России - трое из четырех. В этом повинна вынужденная миграция.
Происходит нарушение экономического и социального баланса. Это привело к "вымиранию" деревни и особенно отрицательно это сказалось в центральных районах России: обезлюдели сельские местности, село доведено до такого состояния, что ему трудно восстановиться. Произошла деградация традиционных форм культуры.
По данным ООН 20-й век называют веком урбанизации. К 2000 году городское население планеты увеличилось на 50%. Впервые во всем мире городское население превысило численность сельских жителей, что вызывает необратимые нарушения экологического баланса. В Кузбассе 95% кормится за счет 5% сельских жителей.
Урбанизация - одна из причин бездомности. Распад СССР, образование независимых государств вызвали новые серьезные миграционные проблемы. По разные стороны границы оказались семьи, родственники. Межнациональные конфликты привели к вынужденной миграции, появились многочисленные вынужденные мигранты - беженцы.
6.3. Беженцы.
1921 год. Драматическое положение беженцев из России породило идею созыва в Женеве встречи международных общественных организаций для организации этим беженцам первой в истории человечества международной гуманитарной помощи. Тогда и появилось слово "беженец".
Мировое сообщество далеко не сразу выработало гуманистический подход к проблеме беженцев. 10 декабря 1948 года провозглашена Декларация прав человека, что позволило оценить проблему беженцев, которые являются традиционной формой бездомности.
С момента образования в 1945 году ООН взяла на себя ведущую роль по оказанию всесторонней помощи беженцам.
Конвенция 1951 года и Протокол 1967 г., принятые ООН, определяют беженца как "лицо, которое в силу обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений".
Сейчас в СНГ причин стать беженцем более чем достаточно.
По данным социологических опросов из 25 млн. русских за пределами России около 3 млн. намерены перебраться в РФ. Иностранные наблюдатели доводят число потенциальных мигрантов из республик бывшего Союза от 25 до 30 млн. человек (имеется в виду русскоязычное население). В СНГ около 2 млн. внутренних беженцев. Ни в одной стране нет внутренних беженцев - это аморальное явление, итог равнодушия и безответственности властей.
Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:
1. Деформацию социального самочувствия русских (русскоязычных) в бывших союзных республиках СССР.
2. Политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье.
3. Межнациональные конфликты, военные действия.
4. Экологические катастрофы.
Массовый наплыв беженцев тоже усугубляет проблему бездомности в стране.
Какие принимаются меры по ее решению? Что можно и нужно сделать сейчас и в перспективе?
Прежде всего необходимо принятие мер глобального, стратегического характера.
Их реализация зависит от уровня развития общества, состояния его экономики, морали, духовной жизни в целом, политической культуры, степени развития социальной сферы.
Нужны совместные решения всех государств СНГ (или двусторонние соглашения между Россией и бывшими союзными республиками). Часть таких соглашений уже заключена. В том числе с прибалтийскими государствами. Заключено, как известно, соглашение между Россией и Германией в связи с выводом российских войск на территорию РФ, которое предусматривает оказание соответствующей помощи в обустройстве мест дислокации войск.
В настоящее время действует разработанная долговременная программа "Миграция", которая предусматривает заблаговременный отбор регионов возможного расселения беженцев (лучший выход, конечно, в компактном поселении беженцев, что дает не только возможность скорейшего обустройства, но и снимает проблему взаимоотношений с местным населением. Учитывая особое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятости РФ предусматривает необходимость создания для них дополнительных рабочих мест.
В 1992 году создан Российский Фонд помощи беженцам "Соотечественники". Но многое, конечно, зависит от решения жилищной проблемы. Для решения жилищной проблемы российские экономисты считают возможным и необходимым привлечение денежных средств населения. Здесь имеются три пути:
1. Введение новой системы оплаты квартир, повышение квартплаты в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимаемой площади, расположением жилья (тип застройки, развитость сферы услуг, близость центра, ландшафтно-экологические условия). Кстати, в нашей стране в 1928 году существовала дифференцированная оплата жилища в зависимости от социальной принадлежности и категории домовладения.
2. Расширение ЖСК (жилищно-строительной кооперации).
3. Содействие индивидуальному жилищному строительству.
Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России в настоящее время принимаются меры по оказанию конкретной помощи бездомным уже сейчас. В их числе - открытие домов ночного пребывания, приютов, домов - интернатов, временное расселение такой категории как беженцы в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций. Принято и постепенно реализуется Постановление правительства "О домах ночного пребывания". Указом Президента РФ (ноябрь 1992 г.) "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества" приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации.
Бездомный - это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания; постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки, нет прописки), не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.
К бездомным требуется особый подход. Не каждый может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, опустившимися на "дно"). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность к таким людям, к той среде, в которой они живут.
Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.
Большую помощь в решении разнообразных проблем бездомности могут оказать и оказывают социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах, детских домах.
Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы - это преодоление системного кризиса в стране, осуществление такой социальной политики, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.
6.4. Организация и сопровождение групп самопомощи для семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Беженцы и переселенцы появляются из зон вооруженных конфликтов и из вновь образованных национальных государств. Отсутствует достаточное количество средств и возможностей для оказания необходимой материальной и моральной помощи. Дефицит специалистов. Остро стоит вопрос об организации социальных служб и разработке методов, направленных как на профилактику дезадаптации самих переселенцев, так и на предотвращение роста социальной напряженности в зонах компактного расселения беженцев.
Жизненная ситуация беженцев сложная. Много проблем: материальных, социальных, личностных. Вместе с местом жительства они меняют специальность, социальный статус, материально-бытовые условия, круг общения, теряют имущество. Остро встают бытовые вопросы: жилье и прописка, трудоустройство, материальное и финансовое обеспечение, устройство детей. Одним словом, меняется стиль жизни. Меняется внутрисемейная ситуация, происходит изменение ролей: полная социальная изоляция женщин, отсутствие для них возможностей профессиональной самореализации, налаживание новых социальных связей.
Многие приезжают жить к родственникам, возникает дискомфорт и напряженность. Появление в регионе беженцев - один из факторов, усиливающих социальную и межнациональную напряженность. К приезду беженцев негативно относятся 20 % населения. Среди беженцев высок риск психической и социальной дезадаптации, колебания настроения от возбуждения и агрессивности до депрессии и апатии, увеличивается количество конфликтов внутри семей, разрушаются жизненные привычки, интересы, появляется дефицит активности.
Одна из форм работы: создание сети групп само- и взаимопомощи - это чуть ли не единственная высокоэффективная психологическая помощь.
Под группами самопомощи понимаются добровольные спонтанно возникающие или организованные специалистами группы людей, объединенные сходством переживаемых проблем. Отличие этих групп в том, что они более открыты, отсутствует регламентация, плановость тренингов (например, анонимные алкоголики, ветераны Афганистана, отцов -одиночек).
Цели групповой работы:
1. Отреагировать и обсудить прошлый травматический опыт; будущее.
2. Минимизировать негативное самовосприятие: "Это случилось не только со мной".
3. Выработать средства преодоления кризисной ситуации.
4. Формировать групповую сплоченность.
5. Оказать комплексную поддержку с условием принятия определенных правил (уважать мнение, сохранять тайну).
6.5. Бродяжничество.
Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Речь идет о тех, кто не сумел состояться в жизни, или, как их еще принято называть на Западе, о "проигравших". Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства.
В отечественной литературе под термином "бродяжничество" принято понимать "систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы".
Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество как система объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции, т.е. способствовал социальному прогрессу. Существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом.
Еще одна группа, которая пополняет армию бездомных - это деклассированные люди - "бомжи", алкоголики, умственно неполноценные люди и т.д.
Само слово "бомж" вначале существовало как аббревиатура "без определенного места жительства". Бомж - лицо без определенного места жительства, которое пополняется бродягами, у нас до недавнего времени преследовались законом. Значительную долю бездомных представляют так называемые "бомжи", т.е. лица без определенного места жительства.
В последние годы их число в России резко увеличилось. Главное место их пребывания - вокзалы, чердаки и подвалы.
Оказавшись без крыши или в силу вынужденных обстоятельств, или в силу личных склонностей, пристрастий бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу. При этом надо иметь в виду, что и само общество нередко толкает их к этому.
Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей к преступлению (случайные заработки и попрошайничество - невыход из положения).
Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях. Значительная часть бомжей в зимний период сосредоточивается в южных городах.
Несколько лет назад бомжей подбирала милиция и определяла в приемники-распределители. Многие из них само "сдавались". И с удовольствием отбывали в зону. Там они ели, жили, лечились. Но и этой привилегии их лишили - из УК изъята статья 209-я - за бродяжничество.
Но ни в одном обществе не решена проблема бродяжничества. Исследования разных стран свидетельствуют, что и при сравнительно высоком уровне жизни имеется определенный слой граждан, бегущих от трудностей жизни, от самих себя. Но дело в том, что в нашей стране этот процесс принял уродливые формы, где практически любой человек может попасть в экстремальные условия.
Факторов, когда человек становится бомжем, много. Например, прописка. Административное регулирование места жительства существует только в нашей стране. По причине судимости нельзя прописаться домой. 30.000 освобожденных, по данным МВД, не смогли вернуться домой. Освободившиеся скапливаются на вокзалах, т.е. мы сами, не оказывая им поддержки, провоцируем рецидивную преступность. На вокзалах же скапливаются студенты, отчисленные и выписанные из общежитий; подростки, которые проходят здесь школу жизни.
В бомжи попадают и родители, лишенные родительских прав. Манипуляции с приватизированными квартирами приводят к тому, что обманутые владельцы остаются без жилья, без документов. Таким образом, сейчас люди нуждаются в законах, которые могли бы обеспечить им защиту на любом повороте судьбы. Иначе, как 80 лет назад, мировое сообщество вынуждено будет опять решать судьбу беженцев из России.
Не имеют жилья беженцы и вынужденные мигранты; фактически бездомными являются все проживающие в общежитиях; люди, уехавшие на заработки и не сумевшие там определиться, - словом, все, кто по разным причинам имеет временное жилье. То есть следует различать бездомность и бродяжничество. С другой стороны, многие опустившиеся люди, которые живут попрошайничеством и случайными заработками, имеют жилье и прописку. В специальной литературе и в жизни их определяют как "лица без определенных занятий" (БОЗ).
Иногда употребляется слово "бич". Считается, что оно пришло в разговорный язык из сталинских лагерей как аббревиатура "бывший интеллигентный человек". Многие зэки из числа интеллигентов не выдерживали нечеловеческих условий ГУЛАГа и быстро опускались
В нашей стране можно выделить группы лиц, занимающихся попрошайничеством: бродяги, для которых оно является одним из источников существования; престарелые и инвалиды, которым не хватает пенсии на лекарства, оплату жилья, тех, кто берётся их обслуживать и т.д.; профессиональные нищие, дли которых это довольно доходный бизнес. Действительно нуждающиеся и поэтому вынужденные попрошайничать люди, как правило, просят милостыню там, где много не подадут (продуктовые магазины, окраины, остановки транспорта). Наконец, четвертая группа - это те, кто, таким образом, попросту подрабатывает.
Многие бомжи находят средства к существованию на городских свалках, чтобы потом их продать или обменять на спиртное.
Места обитания бомжей - подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища. Летом - лесопарковые зоны, кладбища.
Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, преступностью. Во-вторых, бомжи являются разносчиками инфекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит и морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ними сталкивается.
Таким образом, можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. К числу объективных причин следует также отнести и стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества.
Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:
1. Люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;
2. Граждане, принципиально не желающие работать. Это наиболее многочисленная группа;
3. Лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.);
4. Люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе;
5. Жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;
6. Люди с отклонениями в психике.
Потенциальными бомжами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.
6.6. Детская беспризорность или юные бомжи.
Логично выделить еще одну группу бомжей - это "уличные дети", т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет (по последним данным в России более 2 млн. детей нигде не работающих и не учащихся). Россия приближается по этому показателю к 1918 - 1920 гг. Эта группа еще недостаточно изучена, но результаты некоторых исследований, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей - это эмансипационные побеги, около 30% у девушек - демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой.
Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14 - 15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.
Уход из дома может быть вызван импульсивно возникающим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу "готового решения". Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям.
Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя.
Стремленне к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики.
Положение детей-бездомных является особенно тягостным. В частности, детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими родителями - алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи, бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Для таких детей создаются приюты, ночлежки, реабилитационные центры. В 1991 году в Германии проходил симпозиум "Жизнь и выживание уличных детей". На симпозиуме присутствовало 250 делегатов из разных стран. От нашей страны было только два учителя. Уже это демонстрирует заинтересованность властей в решении проблемы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте понятие и принины бездомности
2. Назовите причины миграции, охарактеризуйте понятие "беженцы" и "вынужденные переселенцы".
3. Назовите формы помощи беженцам.
4. Охарактеризуйте бродяжничество как социальную проблему. Назовите причину бродяжничества.

ТЕМА 7
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
7.1. Обслуживание пожилых людей.
Пожилые люди - крупнейшая группа клиентов, с которой работает социальный работник. Их количество со временем все увеличивается, как в пропорции к другим группам клиентов, так и в абсолютном количестве. Но не смотря на важность работы с ними, наши знания об услугах, в которых они нуждаются, к сожалению, обрывочны, пестры, хотя в последние годы растет число значительных изменений в практике их обслуживания.
Обслуживание на дому и в микросоциуме - две области существенные для социального работника при работе с пожилыми людьми. Акцент в обслуживании в микросоциуме делается на обеспечении услуг, которые предотвратят необходимость переезда пожилого человека в интернат.
7.2. Социальные стереотипы восприятия пожилых людей в обществе.
Сущность социальной работы с людьми "третьего возраста" заключается в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей. А так же сюда следует отнести и формирование благоприятного образа пожилого человека в обществе.
Согласно классификации ООН государство считается молодым, если доля пожилых людей (старше 65 лет) составляет 4%, а старым - если эта доля составляет 7 %.. В 1996 году в России насчитывалось 12% пожилых людей.
Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, так как во всем мире увеличивается продолжительность жизни людей. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.
Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д., значительно меняется образ жизни людей.
В литературе выделяют четыре группы проблем, которые являются следствием старения современного общества.
Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики как:
- показатель рождаемости;
- продолжительность жизни, и особенно, верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их;
- распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений;
- отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей - пенсионеров;
- уровень производительности труда.
Во-вторых, произойдут существенные изменения в сфере социальных отношений;
- в структуре семейно-родственных отношений;
- в системе поддержки друг друга разных поколений;
- в характере выбора будущей профессии;
- в структуре потенциальной занятости.
В-третьих, изменения демографической структуры отразятся на рынке труда:
- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношения общества к трудовой деятельности;
- возникает необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
- изменится отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и к проблеме выхода на пенсию;
- возникает вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;
- изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, так как женщин пожилого возраста значительно больше, чем мужчин;
- увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения;
- изменится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению;
- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что:
- расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, умения, навыки, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;
- пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества как на макро-, так и на микроуровнях;
- изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
- произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
В литературе, в выступлениях на конференциях подчеркивается необходимость изменения жизненного курса в стареющем обществе - и прежде всего, за счет увеличения разнообразных социальных ролей и видов социальной активности.
Проводимые в ряде регионов страны исследования "социальных установок пожилых людей" выявили проблемы лиц старшего возраста:
Фрустрация сознания, преобладание пессимистических взглядов на жизненные перспективы;
Негативное отношение в нынешней власти ("раньше жизнь была лучше");
Высокий уровень субъективного интереса к политике государства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;
Неудовлетворенность жизнью;
Наличие заниженных стандартов жизни: бедность, маргинальность воспринимаются как данность.
Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, готово ли общество изменить стереотипное отношение к пожилым людям и социально защитить их.
Молодым кажется, что старость - состояние полусуществования. Они боятся утратить энергию, независимость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект. По их мнению, потеря этих качеств обязательно сопутствует старению.
По результатам опросов населения, которые включали и пожилых людей, выяснилось, что существуют как позитивные, так и негативные представления о стариках, влияющие на отношение к ним в обществе. Эти стереотипы мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями, и может приводить к социальным установкам и действиям, которые отбивают у них охоту принимать участие в коллективном труде и проведении досуга.
Винтор К. называет целый ряд стереотипных представлений о пожилых людях (с. 45-46):
Все старики похожи друг на друга.
Пожилые люди социально изолированы.
Большинство из них имеет слабое здоровье.
Увольнение с работы порождает проблемы больше для мужчин, чем для женщин.
Большинство старых людей изолированы от своих семей.
Старики не интересуются половой жизнью или не способны к ней.
Старый человек не может учиться.
Умственные качества с возрастом ухудшаются.
В данном перечне даны лишь негативные представления о пожилых людях, и нет смысла отрицать их существование, и преобладание над позитивными стереотипами.
Существует также классификация Крайга, где, в отличие от Винтора, представлены как негативные, так и позитивные стереотипы, сложившиеся в обществе по отношению к пожилым людям (с.387-389).
Примеры заблуждений, основанных на негативных стереотипах:
Большинство старых людей бедны.
Большинство стариков не могут свести концы с концами из-за инфляции.
У большинства старых людей есть жилищные проблемы.
Старые люди, как правило, слабые и больные.
Старики не являются политической силой и нуждаются в защите.
Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых работников выше, чем у остальных.
Старые люди медленнее соображают и у них хуже помять, у них ниже способность к обучению.
Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закостенели в своих привычках и не способны их менять.
Большинство старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества.
Большинство стариков содержатся в домах престарелых
Примеры заблуждений, основанных на позитивных стереотипах:
Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. Работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями.
Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много.
Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы.
Большинство старых людей отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью. Они интересные люди.
Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям.
Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.
Рассматриваемые стереотипы представляют собой мозаику из реальности и фантазий. Некоторые проблемы только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны, одиноки. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков.
7.3. Социально-демографическая ситуация в Кузбассе.
Любое государство имеет социальные группы, которым необходимо повышенное внимание со стороны общества и особая защита их прав государством. К этим группам населения относятся пожилые люди, доля которых стремительно растет во всем мире.
Социальная политика регулирует, прежде всего, отношение власти с народом. В ее основе лежит ответственность государственной власти за благосостояние населения, принятие мер социальной защиты, обеспечение социального мира в обществе. Эти направления и стали непременными составляющими социальной политики в Кемеровской области. Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения состоит из комплекса мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера и направлена на обеспечение достойного образа жизни пожилых людей, условий для активного участия в жизни общества и долголетия.
Кемеровская область, занимая 4 % площади Западной Сибири, сосредоточила на своей территории 40 % промышленно-производственных фондов и более 20 % населения всего Западно-Сибирского региона. По данным показателям Кемеровская область относится к числу плотно населенных и высокоурбанизированных регионов России. Более 80 % жителей области проживает в городах.
Из общей численности населения Кузбасса 3 млн. человек (более 55 %) составляют пенсионеры, инвалиды, дети.
В последнее десятилетие в Кемеровской области, как и в России в целом, отмечается сокращение численности населения, низкая рождаемость. По темпам и величине естественной убыли населения область занимает одно из первых мест среди регионов Западной Сибири.
На начало 2000 года, в Кемеровской области доля пожилых людей (женщин - старше 55 лет, мужчин - старше 60 лет) составляла 19,9 % (595,2 тыс. человек) от населения Кузбасса, (показатель по России - 20,7 %), в том числе:
· в возрасте до 75 лет - 83,7 %;
· в возрасте от 75 до 90 лет - 15,5 %;
· в возрасте старше 90 лет - 0,8 % (или 4,5 тыс. человек);
· перешагнули 100-летний возрастной рубеж - 61 человек, из них четверо мужчин.
Для характеристики современной демографической ситуации существенное значение имеет продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни жителей Кузбасса составляет 63 года, у мужчин - 57 лет (т. е. ниже пенсионного возраста), у женщин - 69 лет. Таким образом, разница составляет 12 лет.
Среди пожилых граждан мужчин всего 32 %, т. е. преобладают женщины.
Пожилым людям присущи специфические проблемы:
· возрастание невостребованности в семье и обществе;
· утрата привычного социального статуса;
· неконкурентность на рынке труда;
· неустойчивое материальное положение;
· ухудшение состояния здоровья;
· снижение способности к самообслуживанию.
7.4. Проблемы старшего поколения в Кемеровской области с позиции местных властей.
На фоне структурных изменений, связанных с преобразованием общества, влияющих на положение и социальное самочувствие пожилых людей, к которым особенно трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических условиях, им требуется помощь с учетом сложности проблем, многообразия потребностей и запросов.
Процесс старения населения выдвигает насущные проблемы, актуальность и долговременный характер которых обусловливает настоятельную необходимость пересмотра социальной политики в отношении пожилых людей, привлечения дополнительно инвестиций в отдельные отрасли экономики, перераспределения трудовых ресурсов для обеспечения обслуживания пожилых людей, постоянной координации действий в сфере социальной политики и практики.
Преобразования, осуществляемые в Кемеровской области, как и во всем государстве, предусматривают проведение социальной политики, которая строится по системе приоритетов, поэтапного расширения круга решаемых социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования материальных, экономических, человеческих ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей их финансирования.
Основные проблемы пожилых людей Кемеровской области характерны для всего старшего поколения России. Но есть и некоторые особенности. Сегодняшнее поколение пожилых людей Кузбасса - это золотой фонд человеческих ресурсов области. Это поколение составляют люди не из числа пассивных, скорее, наоборот - беззаветные энтузиасты, труженики с активной жизненной позицией. Более 70 % пожилых граждан в области - ветераны труда, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла военных лет.
В 90-х годах двадцатого века, в условиях кризиса общественного развития, тяжелейшего спада материального производства, дефицита ресурсов жизнеобеспечения, социальная политика в регионе исполняла роль политического амортизатора, поддерживая ветеранов, инвалидов, сирот, работников бюджетной сферы, всех жителей Кузбасса, вселяя надежду, что граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации не будут оставлены на произвол судьбы.
Кузбасс сегодняшнего дня - регион ожившего индустриального производства, предпринимательства, развитой науки. Создана система мер эффективной социальной защиты населения и практически новая отрасль - многопрофильная и многофункциональная сеть учреждений социального обслуживания населения по всей области, отвечающая среди прочего и потребностям различных групп пожилых граждан и инвалидов.
За 10-12 лет целенаправленного развития служб, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в нестационарных и полустационарных условиях, удалось создать:
· 52 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 17 комплексных центров социального обслуживания;
· 330 отделений социального обслуживания на дому;
· 54 отделения срочной помощи;
· 28 отделений дневного пребывания;
· 26 отделений социально-медицинского обслуживания;
· 41 социальный приют временного пребывания;
· 1 социально-реабилитационное отделение;
· 3 специальных дома социального назначения (муниципальное жилье на 265 человек);
· 17 социальных магазинов и 8 социальных столовых при центрах социального обслуживания.
Учреждения, предоставляющие социальные услуги и помощь пожилым гражданам и инвалидам развернуты в каждом городе и районе области.
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения администрации Кемеровской области. Основным видом таких учреждений являются дома-интернаты и дома милосердия.
К концу 2001 года функционировало 32 стационарных учреждения социального обслуживания на 6975 мест для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов. О реальной сложности ситуации свидетельствует тот факт, что из них около трех тысяч человек находились на постоянном постельном режиме (38 % общего числа проживающих в этих учреждениях).
Сеть стационарных учреждений граждан пожилого возраста и инвалидов складывается из домов-интернатов, финансируемых за счет областного и местного (муниципальных образований) бюджетов. Областные дома-интернаты многоместные - от 110 до 680 мест. Муниципальные стационарные учреждения отличаются малой вместимостью - от 20 до 160 мест.
До 1999 года в Кемеровской области существовала очередность на помещение граждан пожилого возраста в стационарные учреждения. С открытием Новоильинского дома-интерната в г. Новокузнецке была ликвидирована проблема очередности в дома-интернаты общего типа. В настоящее время очередность сохранилась только в психоневрологические дома-интернаты.
Если сравнить обеспеченность населения Кемеровской области местами в дома-интернаты с соответствующим общероссийским показателем, который определен на уровне 32 места на 1000 человек старше 60 лет, то в Кузбассе приходится всего 10 мест на 1000 человек соответствующего возраста. За рубежом показатель потребности в домах-интернатах выше в 4-6 раз (40-60 мест на 1000 человек населения старше 60 лет).
7.5. Комплексное социальное обслуживание пожилых людей.
Трансформационные процессы 90-х годов ХХ века в значительной степени затронули именно пожилых людей, которые испытали последствия снижения уровня жизни, вызванные переходом к рыночным отношениям. Большинство из них вынуждены были отказаться от привычных стандартов потребления, снизить уровень социальных притязаний, расстаться со многими ожиданиями и планами и перейти к пассивному образу жизни.
Материальное положение пожилых определяется, прежде всего, уровнем пенсионного обеспечения. Существенное влияние оказывают льготы, предоставляемые на государственном, региональном и местном уровне. Более 70 % кузбассовцев старшего поколения пользуются различными льготами в соответствии с федеральными законами.
Основной задачей государственных структур, ответственных за социальное благополучие пожилых людей, в последние годы было оказание материальной поддержки и комплексное развитие социальных услуг.
В Кузбассе, в отдельные годы истекшего десятилетия, к малоимущим относилось более 95 % пенсионеров, а минимальный размер пенсии не превышал 50 % прожиточного минимума. Переход к платному обслуживанию в здравоохранении, повышение цен на лекарства поставили старшее поколение на грань выживания. Естественно, что все усилия администрации Кемеровской области в отношении пожилых граждан были направлены на решение именно этих проблем.
В течение трех лет (1994-1996 годы) удалось развернуть во всех городах и районах сеть нестационарных учреждений для обслуживания пожилых граждан, увеличить количество стационарных учреждений. Из средств областного бюджета ежегодно в рамках социальных программ выделялись средства на развитие инфраструктуры системы социальной защиты населения. В результате к концу 1996 года стабильно работали более 40 центров социального обслуживания, снимая социальную напряженность среди пожилых людей, помогая им справляться с житейскими трудностями.
Центры социального обслуживания с правом юридического лица получили возможность оказывать материальную помощь остро нуждающимся гражданам за счет пени и штрафов, уплачиваемых предприятиями и организациями в Отделение Пенсионного фонда по Кемеровской области, что стало очень существенной формой помощи населению в тот трудный период.
Кузбасские пенсии, открытие губернских аптек и магазинов оптики, социальных рынков и льготных бензоколонок, бесплатный проезд до садовых участков и проведение ярмарок с продажей продуктов по социально приемлемым ценам, проведение благотворительных акций по обеспечению топливом малообеспеченных пенсионеров, выдача продуктовых наборов участникам Великой Отечественной войны и долгожителям (старше 90 лет) - таков далеко не полный перечень целенаправленных действий администрации Кемеровской области, администрации муниципальных образований, направленных на улучшение материального положения и медицинского обслуживания пожилых людей.
Начиная с 1998 года, учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Кемеровской области регулярно получают автотранспортные средства, технологическое и медицинское оборудование, технические средства, облегчающие уход за престарелыми и инвалидами, по федеральной целевой программе "Старшее поколение", утвержденной Правительством Российской Федерации, а также помощь из средств Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения.
На рубеже 2000 года пенсионное обеспечение пожилых людей намного улучшилась. Минимальный размер средней назначенной пенсии заметно приблизился к прожиточному минимуму и составил 589 рублей. В конце 2000 года средний размер пенсии в Кузбассе был равен уже 851 рублю при величине прожиточного минимума пенсионера 777 рублей. Наименьший размер пенсий отмечается в возрастной категории долгожителей. Малоимущих пожилых граждан, получавших пенсию в размере ниже прожиточного минимума - 36,5 %.
В 2001 году средний размер пенсии составил 929 рублей (94 % прожиточного минимума пенсионера). Тем не менее, у 54 % пенсионеров Кузбасса пенсия оставалась на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера и составляла в среднем около 670 рублей.
Улучшение материального положения пожилых людей, помощь им в преодолении последствий бедности находится в центре внимания администрации и общественности Кемеровской области. Добиваясь повышения доходов пожилых людей, они ежегодно реализуют областные, городские и районные программы социальной поддержке малоимущих пожилых граждан, а также программы гуманитарной помощи Международного Красного Креста. Только за девять месяцев 2000 года более 170 тысяч пожилых граждан и инвалидов получили материальную помощь, продукты питания, одежду и обувь, предметы первой необходимости, лекарства, топливо, помощь в ремонте жилья. Все участники Великой Отечественной войны и 4,5 тысячи долгожителей ежемесячно получают продуктовые наборы.
Эффективные мероприятия в поддержку пожилых граждан проводятся на уровне органов местного самоуправления и даже отдельных предприятий.
Вводятся городские пенсии, пособия, льготы малоимущим одиноким пожилым гражданам по оплате жилья, коммунальных услуг, пользования телефоном, по доставке и приобретению топлива, по проезду городским транспортом. Путем предоставления льгот поощряется деятельность предприятий и организаций, направленная на адресную помощь пожилым людям.
В муниципальных учреждениях социального обслуживания в помощь пожилым кузбассовцам развернуты различные виды дополнительных услуг. Ежегодно более 60 тыс. пенсионеров получают бесплатно или по сниженным ценам услуги парикмахеров, мастеров по ремонту обуви, ремонту и пошиву изделий. Им предлагаются услуги столяра, плотника, штукатура, часовщика, услуги по ремонту печей, ритуальные услуги. На снижение трудностей экономического характера направлена работа социальных магазинов и социальных столовых.
Часть пенсионеров, выйдя на пенсию, первые 10-15 лет стараются продолжить свою трудовую деятельность на прежнем месте работы или трудоустроиться, тем самым самостоятельно улучшая свое материальное положение. Среди пожилых кузбассовцев работают 85,7 тысяч человек. Но возможности продолжить деятельность после достижения пенсионного возраста ограничиваются различными обстоятельствами: состоянием здоровья, не конкурентоспособностью в условиях безработицы, недостаточным уровнем образования и просто отсутствием рабочих мест для посильной трудовой деятельности пожилых людей. Часть пожилых граждан увеличивают свой доход за счет садовых, приусадебных участков.
Стремление к трудовой деятельности и занятость в пенсионном возрасте - это и экономическая необходимость, и образ жизни, позволяющий избежать одиночества.
Одиночество также занимает не последнее место среди проблем пожилых людей. По примерным данным, около 60 тыс. человек - абсолютно одинокие люди, не имеющие детей и близких родственников. Именно с этой категорией работают в первую очередь социальные службы в Кемеровской области.
Одиноко проживающих (живущих отдельно от взрослых детей) гораздо больше. Их самочувствие и жизненная ситуация напрямую зависят от отношений с детьми, от возможности полноценного общения с близкими людьми, хотя чувство одиночества, ощущение пустоты и ненужности может посещать и пожилого человека, живущего в семье и в большом коллективе дома-интерната. Одиночество может быть компенсировано гуманным отношением общества, созданием и поддержанием психологического комфорта, приспособленной к нуждам пожилого человека окружающей средой.
Не последнее место в ряду проблем пожилого человека занимает содержание жилья в связи с растущей квартплатой, удорожанием топлива, ветхостью и невозможностью поддержания собственными силами жилья в пригодном для нормального проживания состоянии.
Так как в настоящее время нет дополнительного механизма защиты прав пожилого человека при совершении сделок с недвижимостью (чаще всего, при совершении сделок с жильем), нередки ситуации, когда граждане пожилого возраста, сохранившие способности к самообслуживанию и передвижению, вынужденно оказываются в государственном (муниципальном) доме-интернате именно по причине утраты жилья.
Кроме оказания материальной помощи на ремонт жилых помещений, содействия в проведении ремонтных работ, востребованными оказались и услуги социальных приютов для одиноких пожилых граждан. Это вид социального жилья временного проживания для тех, кто оказался в сложной жилищной ситуации.
Есть в Кемеровской области и специальные жилые дома для одиноких престарелых граждан и престарелых супружеских пар. Это тоже вид социального жилья, но уже для постоянного проживания со специально организованными службами социально-бытового и медицинского назначения.
Присущая человеку потребность жить в комфортных условиях особенно заметно проявляется в пожилом возрасте. Возрастные изменения сердечно-сосудистой и нервной систем, костно-мышечного аппарата приводят к различным болевым ощущениям, физической слабости, психической утомляемости, замедленной моторике. Эти явления обостряют потребность в создании особых условий для проживания и реабилитации.
Даже при отсутствии физических нарушений в пожилом возрасте возникают трудности при самообслуживании, передвижении, затруднения при посещении различных объектов, пользовании общественным транспортом. Пожилые люди остро нуждаются в специальных вспомогательных устройствах и приспособлениях, обеспечивающих им относительную бытовую и психологическую независимость и, следовательно, улучшающих качество жизни. Если в домах-интернатах, в специальных домах имеются минимальные приспособления для пожилых людей в виде перил, пандусов, поручней, то в жилищах одиноко проживающих пожилых они пока отсутствуют.
Людям старшего поколения гарантируется возможность получения социальных услуг в объеме гарантированного государством перечня (постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года № 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания").
В Кемеровской области утвержден территориальный перечень гарантированных услуг, содержащий виды социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, обслуживаемых в полустационарных условиях и на дому, и значительно расширяющий федеральный.
Предусмотрен широкий спектр дополнительных услуг по уходу, социально-бытового, социально-медицинского, правового характера и других. Подготовлены и утверждены тарифы на гарантированные и дополнительные социальные услуги, порядок их предоставления. Введены дополнительные льготы пожилым гражданам по оплате социальных услуг на территории Кемеровской области.
Социальные услуги по уходу на платной основе внедряются с 1998 года. Именно платные услуги высветили слабые стороны нормативного правового регулирования в социальном обслуживании, сдерживающие развитие социальных услуг, а также привлечение организаций негосударственного сектора к социальному обслуживанию пожилых людей.
Серьезным тормозом является отсутствие утвержденных стандартов качества и объема социальных услуг, хотя в целях обеспечения более эффективной защиты интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг, создания условий для развития социального обслуживания Минтруд России проводит разработку проектов государственных стандартов социального обслуживания населения.
Очевидно, что стандарты должны базироваться на принципах равнодоступности, адресности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Выделены три направления стандартизации социального обслуживания:
· основополагающие стандарты,
· стандарты деятельности учреждений,
· стандарты качества социальных услуг населения по отдельным категориям населения.
Предусматривается подготовить порядок разработки государственных стандартов социального обслуживания, внедрения и контроля их соблюдения.
7.6. Виды социального обслуживания пожилых людей.
Общая удовлетворенность жизнью зависит не только от материального благополучия. В любом возрасте особенно важны такие ценности, как здоровье, чувство безопасности, собственной значимости для окружающих. Потеря этих ценностей обессмысливает жизнь. Безнадежность, разочарование особенно присущи тем, кто не имеет возможности свободно передвигаться. Поэтому в пожилом возрасте очень важно сочетание услуг по уходу и психологической помощи, способных вернуть человеку интерес и помочь выработать стратегию к жизни в новых условиях. Работа психолога по коррекции установок пожилого человека самая сложная, но наиболее полезная и благодарная. Тот небольшой опыт, который появился благодаря введению в штат центров социального обслуживания должности психолога, убеждает в том, что психологическая помощь пожилым людям является не менее важной, чем социальная, а иногда и ведущей.
Удается решить ряд проблем экономического, медицинского характера, в том числе и по коррекции психологических установок, обучению элементам реабилитации пожилых людей, в отделениях дневного пребывания, которые организованы в 29 центрах социального обслуживания. Эти отделения ежегодно посещают более восьми тысяч человек.
Преимущественное развитие в области получает сеть центров социального обслуживания. Благодаря этим учреждениям многие люди старшего возраста, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию, получили доступ к основным социальным услугам, возможность вести независимое существование в привычной для них обстановке. Ежегодно через центры социального обслуживания населения, где предлагается более 60 видов гарантированных и более 160 видов дополнительных услуг, проходит более половины пенсионеров области. В настоящее время развивается сеть филиалов центров, что позволяет максимально приблизить социальные услуги к месту проживания пожилых граждан и инвалидов.
Самая значительная по объему предоставляемых услуг форма социального обслуживания пожилых людей и инвалидов - социальная помощь на дому. В 330 отделениях надомного обслуживания в 2001 году обслужено около 28 тысяч пожилых граждан и инвалидов, более 56 % всех обслуживаемых проживают в частных домах.
Здоровье пожилых людей - важнейший показатель их социального благополучия, требующий постоянного внимания к себе. Зачастую наибольшую озабоченность пожилые люди высказывают именно в отношении поддержания здоровья, доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения. К сожалению, в Кемеровской области не реализуются в полном объеме установленные законодательством гарантии лекарственного обеспечения пожилых граждан.
С принятием областной администрацией постановления о совершенствовании медицинской помощи и лекарственного обеспечения были созданы губернские аптеки, открыт областной госпиталь для ветеранов войн на 214 коек, развернута сеть филиалов госпиталя в крупных городах Кузбасса.
В системе здравоохранения удалось сохранить сеть палат сестринского ухода на 695 мест, а в системе социальной защиты населения организовано 23 социально-медицинских отделения по уходу на дому для 1,4 тысячи пожилых граждан.
Но проблема медицинской помощи далека до разрешения, еще очень слабо развита специализированная гериатрическая служба. Врачей-гериатров и в здравоохранении, и в системе социальной защиты пока единицы. На социальных факультетах большинства учебных заведений Кемеровской области геронтология не изучается, отсутствуют подготовленные кадры преподавателей этой дисциплины.
Знание геронтологии необходимо не только самим пожилым людям, но и тем, кто с ними живет и работает с ними рядом. Незнание, непонимание изменений, связанных со старением, очень часто приводит к серьезным конфликтам между людьми разных возрастов, отдалению пожилых людей от окружающих.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Проанализируйте стереотипы восприятия пожилых людей в обществе.
2. Охарактеризуйте социально-демографическую ситуацию в Кузбассе.
3. Раскройте социальные проблемы пожилых людей.
4. Раскройте содержание социального обслуживания пожилых людей.


ЛИТЕРАТУРА
1. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. - М., 1997.
2. Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. - М., 2000.
3. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М., 1999. - 368 с
4. Основы теории и практики социальной работы /Григорьев С. И., Гуслякова Л.Г. - Барнаул - Москва, 1994.
5. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. - Новосибирск, 1999.
6. Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. - М., 2000.
7. Словарь - справочник по социальной работе /под ред. профессора Холостовой Е. И. - М., 2000.
8. Теория социальной работы / под ред. профессора Холостовой Е. И. - М., 1999.
9. Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы. - М., 1997.
10. Davies M. The essential social worker.- Ashgate, 1995.
11. On becoming a manager in social work. - Harlow, 1992.
12. Sheppard M. Care management and the new social work. - London, 1997.

Редактор О. С. Григорьева
Подписано к печати _____ Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.
Бумага типографсая. Печ. л. ___. Уч.-изд. л. ___. Тираж 200 экз.
Заказ № ______
Кемеровский государственный университет.
650043, Кемерово, ул. Красная, 6.
Издательство "Кузбассвузиздат". 650043, Кемерово, ул. Ермака, 7.
Тел. 58 - 34 - 48.



<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign