LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ФИЛАТОВА Е В ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФИЛАТОВА Е. В.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема 1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Методологические проблемы теории социальной работы
Тема 3. Функционально-ролевой репертуар социального работника
Тема 4. Типы теорий и моделей социальной работы
Тема 5. Социальные проблемы современной семьи
Тема 6. Бездомность в России: проблемы и решения
Тема 7. Социальная работа с пожилыми людьми
Литература

Введение
Это пособие предназначено быть как введением в предмет социальной работы, так и отражением достижений профессионалов социальной работы в деятельности по защите и обслуживанию клиентов.
Социальная работа, так же как и туризм, индустрия отдыха или компьютерное программирование появилась в определенном историческом контексте. Ее существование отражает экономическую плавучесть индустриального общества 20 века, связанную с растущим признанием государством своих обязанностей обеспечить девиантов и неудачников, людей в депрессии и инвалидов, детей группы риска и пожилых. Признание этого остается единственно общим для всех политических партий, хотя существуют разногласия по поводу степени субсидирования правительством частных коммерческих инициатив в секторе общественного благосостояния и по поводу расходов на социальные службы.
Социальная работа может быть охарактеризована как специфическая деятельность общества, осуществляемая в интересах удовлетворения человеческих потребностей. Но неверно говорить, что социальная работа всегда и везде доступна как бесплатная услуга тем, кто в ней нуждается. Так как потребности могут быть и у общества, и у личности. Обязательства социальной работы перед государством так же законны, как и обязательства перед клиентом. Конечным продуктом социальной работы является урегулирование отношений между государством и различными индивидуумами.
Какой бы ни была причина, но несомненен факт, что большое число людей из соседствующих профессиональных групп (юриспруденция, медицина, образование) часто не могут верно оценить глубину и тонкость социальной работы. Социальных работников обвиняют либо, что они проявляют излишнее рвение (например, без оснований изъяли ребенка из семьи), либо что они недорабатывают (например, не позаботились об одиноком пожилом или не предотвратили насилие над ребенком в семье).
Главная задача современной социальной работы - обеспечить человеку независимую жизнь в сообществе так долго, как это возможно и осуществлять надзор за его попытками к независимости такими способами, которые бы служили долгосрочным интересам клиента и сообщества. Центральным принципом социальной работы является то, что ни один человек не должен чувствовать себя униженным вследствие установленного вмешательства, и что независимость клиента должна поощряться.
За последние десять лет произошли значительные изменения в теории и практике социальной работы в России.
В 1991 году в Российской федерации введена новая для нашей страны профессия - специалист по социальной работе. Признано, что социальная работа - это особый вид деятельности. Социальная политика и социальная сфера в условиях реформирования страны, становления рыночных отношений приобретает исключительно актуальное значение. Социальное неблагополучие (и в обществе и в семье) стало причиной активизации социальной работы.
В мире накоплен огромный опыт социальной работы. Резко меняющаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требуют изучения зарубежного опыта, осмысления, анализа и обобщения, выработки концепции социальной работы с разными группами населения, методик ее организации в нашей стране, сформулировать подходы к организации социальной работы.
Решение этих вопросов невозможно без профессионалов в области социальной работы. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники. Таким образом, сама жизнь диктует необходимость разработки теории и методики и как науки, и как учебной дисциплины.
Как наука "теория социальной работы" представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и социальной работе.
Таким образом, социальная работа - профессиональная и общественная деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленная на решение социальных проблем индивидов и групп общества.
Основное предназначение пособия - раскрыть сущность социальной работы как защиту социальным работником интересов клиента, а также его обслуживание. Работа социального работника не всегда заметна, но цивилизованный мир должен быть ему благодарен.

ТЕМА 1
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК НАУКА
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
К началу 21 века практика социальной работы имеет за плечами опыт работы нескольких поколений. 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: "социальный педагог", "социальный работник" и "специалист по социальной работе". Но это не означало, что раньше отсутствовала практика социальной работы. До 1991 года клиентами социальных служб были лишь пожилые, инвалиды и семьи с детьми, да и социальные службы были представлены лишь отделами социального обеспечения. Когда в 1991 году появилась профессия "специалист по социальной работе", началась подготовка профессионалов - открылись факультеты по подготовке социальных работников, оформилось законодательство (Закон о социальном обслуживании, Закон о социальном обслуживании пожилых и инвалидов, Закон о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, Закон о гарантиях защиты прав детей, Закон Кемеровской области о социальной защите инвалидов), изменилась структура социальных служб и расширился перечень клиентов, которым стали предоставлять социальную защиту и оказывать социальную помощь.
Эти же годы, когда программы подготовки стали нормой, можно обозначить как появление профессиональной социальной работы.
Если послереволюционный и советский периоды характеризуются развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг., то в современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.
Понятно, что это требует новых расходов. И правительство настаивает не только на контроле за качеством предоставляемых услуг, но и за расходом средств.
1.1. Особенности современного этапа российской социальной работы.
Анализ литературы (Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Ромм М. В., Ромм Т. А.) позволил сделать вывод о том, что социальная работа в России как общественное явление характеризуется некоторыми особенностями. Первая особенность формирования отечественной модели социальной работы состоит в том, что становление и развитие профессий "социальная работа" и "социальная педагогика" подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. Вторую особенность авторы видят в том, что существующий уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи в ходе известных событий был утрачен, и применить его на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы. Третью особенность авторы органично связывают со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента, изучая, анализируя и адаптируя зарубежный опыт социальной работы.
Современная научная литература отличается многообразием толкований понятия "социальная работа". Так, Национальная Ассоциация социальных работников США под социальной работой понимает профессиональную деятельность по оказанию помощи индивидам, группам в целях усиления и возрождения их способности к социальному функционированию и созданию для этого благоприятных общественных условий.
В начале 90-х годов 20-го века в России была сделана попытка определить социальную работу как вид деятельности, который является принадлежностью социальной сферы и предназначен для удовлетворения социальных потребностей населения, прав людей на социальное обеспечение и компенсацию возникших не по их вине материальных, физических и моральных потерь. Позже, по мере становления науки и практики социальной работы в стране, появились иные трактовки "социальной работы", в которых под социальной работой понимается не только оказание помощи, но также и система мер по приданию клиентам силы в самостоятельном решении собственных проблем.
1.2. Динамика целей социальной работы.
Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
Если ранее цель звучала как удовлетворение потребностей клиентов, то на современном этапе основной целью социальной работы является повышение самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.
Международная ассоциация социальных работников основные цели социальной работы определяет следующим образом:
- содействие людям в раскрытии и применении их способностей,
- увеличение степени самостоятельности и ответственности индивидов за собственную жизнь, принятие самостоятельных решений,
- ликвидация иждивенчества,
- представительство и защита интересов клиентов,
- помощь в кризисных ситуациях,
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности.
Современная трактовка теории социальной работы отражается в формулировке целей, предложенных Холостовой Е. И.:
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
- адаптация и реадаптация людей в обществе;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
Еще один отечественный исследователь, Малых В. Н., полагает, что цели и задачи служб, оказывающих социальные услуги, совпадают с основными функциями и задачами общества. Социальные учреждения чаще всего имеют несколько целей, так как приходится удовлетворять различные потребности и решать задачи разных категорий клиентов. Как подчеркивает автор, социальные учреждения реализуют "транзистивные" (текущие, тактические) и "рефлексивные" (активные) цели. Первые имеют вид программ или услуг, с помощью которых осуществляется воздействие на внешнюю среду для поддержания, сохранения или изменения ситуации. Именно эти цели, по мнению автора, и представляют собой смысл существования учреждения по оказанию социальных услуг. Но именно "рефлексивные" цели позволяют учреждению существовать и развиваться.
Для выживания, для поддержания своей жизнеспособности, для получения ресурсов, материальных средств и возможностей своего существования социальное учреждение должно уметь реализовывать рефлексивную цель. Так как любая система социального обслуживания является затратной и капиталоемкой, то она должна уметь поддерживать рациональный баланс между двумя целями.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Раскройте особенности социальной работы в современной России.
2.Раскройте динамику целей социальной работы.

ТЕМА 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
К методологическим проблемам относят: объект и предмет науки, понятийно-категориальный аппарат, закономерности, принципы методы.
2.1. Характеристика объекта и предмета социальной работы.
Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечают Григорьев С. И. и Гуслякова Л. Г., самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.
Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы данной наукой. Процессы и явления такой области составляют объект науки. Исследуя социальные явления, процессы и отношения, теория социальной работы по своему объекту относится к общественным наукам, но связана с экологией, психологией, медициной, педагогикой - носит междисциплинарный характер.
Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук: философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, "срез", определенного типа отношения. То, что является предметом науки.
Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе.
Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.
В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.
В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. В словаре-справочнике по социальной работе отмечено: "Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе".
Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователямирассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы (3). Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы (7, с. 41).
Часть специалистов (1) в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.
Зимняя И. А. связывает границы объекта и предмета теории социальной работы с понятием "социальное взаимодействие". Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой - влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.
Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.
2.2. Клиент как объект социальной работы.
В социальной работе утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами (7, с.35).
История развития понятия "клиент" берет свое начало в 1912 г.(8): клиент как социально незащищенный человек. Вплоть до второй мировой войны в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты в США). Со временем меняется не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы.
После второй мировой войны категория клиентов распространяется на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке с 1946 г. к клиентам социальной работы относят, например, предпринимателей среднего класса, а с 1963 г. - людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. Но всегда существуют проблемы, которые невозможно объяснить только условиями общества или спецификой индивидуальных отличий. Поэтому с 1987 г. клиентом социальной работы определяется любой человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.
Первоначально социальная работа велась как работа с индивидами. Однако скоро стало ясно, что попытка изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непосредственное окружение.
Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. А работа с группой, в свою очередь, требует разрешения проблем более широкого окружения - всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья.
Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.
В таком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. Существуют многообразные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид; группа; сообщество; по проблематике или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.(8).
Социальная работа может быть понята через рассмотрение того, как она помогает клиенту, а затем через анализ вклада этой активности в функционирование общества. Мартин Дэвис в своей книге "Сущность социальной работы" (1995) предлагает для того, чтобы понять сущность социальной работы, охарактеризовать деятельность социального работника на протяжении жизни клиента: от колыбели до могилы.
Тринадцать вариантов социальной работы - от колыбели до могилы
1. Социальный работник консультирует беременных женщин, кто обдумывает возможность совершения аборта. Он может подготовить отчет, который мог бы оказать воздействие на принятие решения гинекологом.
Практика может варьироваться в соответствии с политикой, принятой в гинекологических отделениях. В одном городе графства Ланканшир, где просьбы на аборт практически всегда удовлетворялись, социальный работник просто осуществлял консультирование. В другом городе, где проводилась более жесткая политика, социальные работники должны были осторожно оценить социальные и психологические обстоятельства претендентки и дать рекомендации с их учетом. Если, по мнению социального работника, нет причины, почему бы женщина не могла бы дать жизнь ребенку, рекомендации давались отрицательные.
2. Социальный работник имеет практически абсолютную власть, чтобы облегчить или предотвратить усыновление. Он подбирает приемных родителей, советует роженицу и пристраивает ребенка.
Усыновление может вовлечь передачу ребенка в совершенно чужую семью, с консультацией роженицы, определение ребенка в предварительно выбранную приемную семью и затем управлять, надзирать за обменом. Другие усыновления могут вовлечь приобретение полных родительских прав родственниками матери - ее родителями, например.
В некоторых случаях (например, если роженица не дает согласия на усыновление), независимый социальный работник может быть направлен на изучение обстоятельств процесса усыновления и подготовки отчета суду, прежде чем будет принято решение. Социальный работник может также быть назначен в качестве должностного лица с обязанностью убедить суд, что роженица, давая согласие, понимает, что делает.
3. Социальный работник обязан не допустить небрежного обращения с ребенком. Он имеет право рекомендовать изъятие ребенка, если есть риск нанесения ему вреда.
Превентивный аспект стал модным понятием в социальной работе, но его теоретическое обоснование нетвердое, шаткое. Тем не менее, от социальных служб ожидается, что они предпримут шаги, предотвращающие небрежное обращение с ребенком. Небольшое, но медленно растущее число детей изымается сейчас у родителей при рождении. Но существует опасение, что социальным работникам будет нелегко предпринимать превентивные действия: даже регулярные визиты и детальное знание деликатной ситуации не смогут ликвидировать случаи детской смерти или нанесение ущерба ребенку. Ни один социальный работник не сможет обеспечить 100% защищенности.
4. Социальный работник работает в дневных центрах, обеспечивающих не судебными (не юридическими) услугами несовершеннолетних и взрослых правонарушителей.
Центры предлагают образовательные услуги, тренинги социальных умений, трудовую и спортивную деятельности, групповую работу, консультирование, для того чтобы сфокусироваться на поведении правонарушителя. Работа с несовершеннолетними правонарушителями дает возможность социальному работнику реализовать свои творческие идеи. Дневных центров для взрослых правонарушителей становится все больше, но существуют сложности в связи с определением того, насколько жестким в дисциплинарном смысле должен быть режим. С одной стороны, такой подход кажется чуждым принципам социальной работы, с другой стороны, он может быть важным, если суды удастся убедить воспользоваться им как альтернативой тюрьме или взятию под стражу (под опеку).
5. В отношении детей с учебными затруднениями (умственной отсталостью) ожидается, что социальный работник будет играть значимую роль, помогая ребенку приобрести статус взрослого человека.
Предполагается, что социальный работник поможет ребенку найти работу, если отсталость не слишком глубока. Вожможно также, что социальный работник обеспечит посещение ребенком дневного центра. Изучение практического опыта свидетельствует, существуют потенциальные возможности для совершенствования работы как с умственно отсталым ребенком, так и с семьей, которая несет тяжелое бремя по воспитанию, развитию и уходу за ребенком.
6. Социальный работник организует программы общинной помощи правонарушителям, которые предлагают мужчинам и женщинам всех возрастов делать полезную работу под наблюдением специалистов вместо того, чтобы идти в тюрьму или иным способом быть наказанным за совершение уголовных преступлений.
Общинные службы для правонарушителей - значительное достижение британской системы исполнения наказаний второй половины 20-го века. Они предполагают обеспечение поддержки в общине
7. Социальный работник ответственен за организацию и обеспечение ежедневного ухода за теми, кто был или мог бы сейчас находится в психиатрической лечебнице.
Содержание работы Центров дневного пребывания характеризуется неформальностью и во многом зависит от работы волонтеров. Политика открытых дверей, дружественная атмосфера, игры, приготовление пищи, собрания групп, образовательные и досуговые программы - все это делает Центры привлекательными для психиатрических больных
8. Социальный работник обеспечивает длительную поддержку семьям, находящимся в трудном, бедственном положении. Иногда такая поддержка осуществляется в течение нескольких лет.
Эта длительная работа осуществляется Центром помощи семье. Обычным делом является работа с семьей в течение 4-5 лет. Иногда, но редко, работа с семьей продолжается в течение 2-3 поколений. Социальный работник навещает семью по крайней мере раз в неделю. Мать может приходить в Центр с детьми, получать материальную помощь, учиться составлять бюджет семьи, исходя из своих небольших доходов. Социальный работник может выступать то в роли доброго отца, то в роли судьи, то священника. Но в любом случае социальный работник действует в соответствие с разработанным планом.
9. Социальный работник совместно с клиентом проводит политику полномочий, доверия.
Часто клиенты находятся в подавленном состоянии, и социальный работник помогает клиенту поверить в свои силы, вырабатывает вместе с ним модель поведения. От социального работника требуется защищать интересы клиента, действовать сообща.
10. Социальный работник координирует уровень услуг, предоставляемых местными властями, чтобы облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями.
Многие люди с ограниченными возможностями испытывают нужду в специально организованном жилье, финансовой поддержке, средствах, поддерживающих мобильность.
11. Социальный работник как менеджер услуг оценивает потребности (нуждаемость) пожилых и в соответствии с этим распределяет ресурсы.
Менеджер услуг несет ответственность за обслуживание пожилого человека на дому. Он организует обслуживание таким образом, чтобы клиент мог оставаться дома, а не переезжать в интернат так долго, насколько это возможно.
12. Социальный работник ответственен за оформление и надзор за похоронами нищих, бездомных.
Отсутствие родных и друзей делает похороны вдвойне печальными. В отделениях социальной работы должен быть человек, берущий на себя ответственность организовать похороны.
13. Больничный социальный работник обеспечивает, например, консультирование молодых семей в случае мертворожденного ребенка. Или принимает решение о готовности больного к выписке из больницы, о его готовности к самообслуживанию и самостоятельному проживанию.
Потерявшая ребенка мать навещается в больничной палате как можно раньше после известия и еще раз дома вскоре после выписки. "Первые шесть недель после рождения мертвого ребенка самый тяжелый период для женщины, не всегда правильно оцениваемый как семьей, так и друзьями" (Аткинс, 1981). Роль социального работника в том, чтобы позволить клиенту выплеснуть свои чувства. Третий и финальный контакт с семьей происходит после шести месяцев.
2.3. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы.
Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания - это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.
Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не является исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.
Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что особенно актуально для теории социальной работы.
Междисциплинарный характер теории социальной работы находит свое выражение в понятийно-категориальном аппарате, который используется для того, чтобы специалисты говорили на одном языке.
Холостова Е. И., отмечая, что в систему категорий социальной работы должны войти понятия, отражающие, в частности: во-первых, специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики (например, социальная работа в образовании, социальная работа в здравоохранении, социальная работа в армии и т.п.); с различными клиентами (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска); в разных социальных ситуациях (социальная работа в экстремальных ситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т.п.); во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент социальной работы, психосоциальные технологии и т.п.), - выделила три группы категорий социальной работы.
Первая - это категории, которые не являются специфическими в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками. Например, социализация, социальные отношения, социальная деятельность.
Вторая - это категории, являющиеся, прежде всего, категориями социальной работы, но используемые и другими науками. Например, психосоциальная работа, социальная реабилитация, социальное благополучие.
Третья - это категории, являющиеся собственно категориями социальной работы. Например, призрение нуждающихся, благотворительность, волонтерство, социальное страхование, социальная работа.
Павленок П. Д. считает, что, с одной стороны социальная работа, имея междисциплинарный характер, использует социологические и психологические понятия, с другой стороны, выделяет ключевые понятия - социальная защита, социальная помощь, социальная реабилитация, социальные гарантии.
2.4. Закономерности социальной работы.
Теория выявляет и описывает основные тенденции, закономерности функционирования всех компонентов социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. Сложившийся опыт позволяет сформулировать закономерности социальной работы, в них сконцентрированы те условия, которые способствуют эффективности работы.
В специальной литературе к закономерностям социальной работы относят взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также - взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы
Результативность решения проблем обеспечения социальной защищенности групп населения во многом определяется уровнем развития социальных служб, научно грамотным содержанием работы, учетом мотивов, желаний людей, в связи с чем следует выделить и такие закономерности:
1. Формирование индивида происходит под воздействием среды.
2. Потребности детерминированы обществом, культурными, национальными особенностями, городской или сельской спецификой.
В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, которые потребляют социальные услуги.
Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями:
1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия.
2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.
3. Реализация общих интересов клиента через частные (хочу стать нужным - посиди со внуком, хочу стать знаменитым - напиши статью, книгу, мемуары).
4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта.
5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника.
Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.
2.5. Принципы социальной работы.
Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект.
Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.
Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы:
- социально-политические;
- организационные;
- психолого-педагогические.
Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:
1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает:
- умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;
- видеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;
- борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества.
2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.
Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером.
В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.
Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.
Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.
3. Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей.
Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.
4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства.
Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:
1. Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности; активность самого социального работника.
2. Стимулирование - это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности, заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности.
3. Контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.
4. Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкое функционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях и задачах, о возможностях.
Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерность и полномочий, и ответственности.
Психолого-педагогические принципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогического воздействия на клиентов:
1. Комплексный подход, т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблем всевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условий жизнедеятельности. Данный принцип предполагает:
- учет интересов, потребностей, настроений, характеров, темпераментов;
- учет влияния внешних условий (материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических);
- применение всех средств и методов воздействия на клиента.
2. Дифференцированный подход - учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу, возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учета этого нельзя воздействовать на волю, чувства людей.
3. Принцип целенаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характер действий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективности предпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом.
Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.
2.6. Методы социальной работы.
Метод - способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели.
Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также - специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы. К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание.
Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.
Регламентирование - способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).
Нормирование - установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).
Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).
Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.
В группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, информирование.
В специальной литературе к наиболее употребимым методам относят: изучение результатов деятельности клиента, социальная терапия (индивидуальная, трудовая, групповая, дискуссионная, семейная, игровая, психотерапия, социодрама, психодрама), исповедальный метод.
Изучение результатов деятельности клиентов (биографический метод): в широком плане - изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком - изучение результатов деятельности клиентов: планы, отчеты, дневники, письма, сочинения, поделки, видеофильмы, справочные каталоги по истории и теории вопроса, тематические картотеки, звукозаписи, фотографии.
Социальная терапия (от греч. "забота, уход, лечение") - систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, испульсов, мыслей, отношений.
Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками), социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса "совмественого развития", положительно влияющего на социальное здоровье клиента), отстаивания интересов (разъяснение обществу, организациям нужд притесняемых или социально уязвимых людей).
Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод влияния, связанный с обучением, воспитанием и профессиональной ориентацией.
Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, самоутверждение личности.
Исповедальный метод - форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение один на один. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод в социальной работе показал свою эффективность.
В социальной работе используются и методы, характерные только для данного вида профессиональной деятельности. К ним относят прежде всего метод социального диагностирования, метод вмешательства в критических случаях, метод работы в общине, метод работы на улицах.
Ромм М.В. и Ромм Т.А. предлагают иную классификацию методов. Так как решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом, то и способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, должны зависеть от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность.
Таким образом, они выделяют методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы. Предлагаем познакомиться с их рассуждениями и выводами.
Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть - в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации.
Можно выделить общие элементы, составляющие метод:
1. Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
2. Изучение и анализ проблемной ситуации;
3. Определение целей и задач совместной работы;
4. Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
5. Оценка прогресса и результат совместной работы.
Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
малая группа способствует выходу из роли "только слушателя";
в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Цель метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких-либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы - расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.
Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне.
"Община" (коммьюнити) - сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. Всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:
1. Развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей;
2. Разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.
Реализация этих задач направлена на достижение главной цели - активизация развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности.
Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность.
Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).
Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов - врачей, юристов, психологов и т. п.
Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику объекта и предмета социальной работы.
2. Раскройте сущность понятия "клиент".
3. Дайте характеристику основных категорий, закономерностей и принципов социальной работы.
4. Дайте характеристику методов социальной работы.
5. Раскройте сущность метода индивидуальной социальной работы ("кейсуорк").
6. Охарактеризуйте основые положения теории малых групп и социальная работа.
7. Покажите возможности групповой социальной работы (групповая психотерапия, семейная терапия, коллективная творческая деятельность и т.д. как методы групповой социальной работы).
8. Раскройте сущность метода общинной работы и теоретические подходы к проблемам работы в "коммьюнити".


ТЕМА 3.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Социальная работа понимается в литературе как профессиональная деятельность, которая помогает людям, организациям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
На Западе социальная работа определяется как "профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели".
Социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и реализацию мер по социальной защите всего населения.
То есть она, в конечном счете, направлена на обеспечение минимально достаточных условий жизни, на удовлетворение потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.
Многообразие деятельности социального работника вытекает из его функций. Традиционно в специальной литературе выделяют следующие функции:
- диагностическая;
- прогностическая;
- предупредительно-профилактическая (превентивная);
- социально-терапевтическая;
- организационно-коммуникативная;
- правозащитная;
- социально-медицинская;
- социально-бытовая;
- психологическая.
Но деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Чтобы представлять более отчетливо, к каким профессиональным ролям должен быть готов специалист, каких навыков от него ждут, обратимся к результатам проведенных исследований. В литературе роль понимается как культурно-детерминированная модель поведения. Сидоров В. Н. предлагает объединить ролевые репертуары зарубежгых и отечественных социальных работников в шесть групп.
Группа практических ролей - учитель социальных умений- консультант- агент по вопросам социальных изменений- аниматор- социальный менеджер-помощник клиента- уличный работник
Группа посреднических ролей - брокер социальных услуг- управляющий делами клиента- защитник прав и интересов клиента
Группа управленческих ролей - руководитель рабочей нагрузки- лидер команды- руководитель персонала- администратор
Группа исследовательских ролей - эксперт- аналитик- исследователь
Группа сервисных ролей - преподаватель- руководитель полевой практики- супервизор
Группа латентных ролей(Латентный - имеющий место быть, но в скрытом, затаенном, явно непризнаваемом виде.) - хранитель господствующего порядка- подрыватель государственных устоев- брокер в серых тонах- козел отпущения- донор- потенциальный угнетатель-всезнайка- униженный проситель
Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зимняя И. А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:
Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа "определитель клиента"
Брокер - социальный работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.
Посредник, "буфер" - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.
Адвокат, защитник - социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей.
Оцениватель - социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия.
Мобилизатор - социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
Учитель - социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.
Корректор поведения - социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
Консультант - социальный работник, который действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.
Проектант сообществ - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.
Менеджер информации - социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.
Администратор - социальный работник, который управляет учреждением, программой, проектом или социальной службой.
Практик - социальный работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).
Каждая профессиональная роль специалиста включает перечень функций, что предполагает соотнесение умений и навыков, необходимых специалисту, с каждой функцией и с каждой профессиональной ролью.
Функции социального работника - это его деятельность. Навыки, обязанности, решаемые задачи, обусловленные профессиональной спецификой.
Сидоров В. Н. выделил два подхода к описанию профессиональной деятельности социального работника посредством функций: спектральный и процессуальный.
Спектральный подход заключается в том, что конкретные ролевые действия социального работника представлены в виде некоторого спектра реализуемых им функций:
(Роли - Исполняемые функции)
Брокер общественных услуг - оценка положения клиента- оценка необходимых ресурсов- предоставление информации- посредничество в сервисном обслуживании- защита клиента
Учитель социальных умений - обучение социальным и повседневным жизненным навыкам- помощь в изменении поведения- включение превентивных мер
Консультант - психосоциальная оценка и диагностика- стабилизация образа жизни клиента- социальное лечение- исследовательская работа
Управляющий делами клиента - оценка имущества клиента- планирование услуг- связь с необходимыми сервисными службами- контроль за доставкой услуг клиентам- защита клиента
Руководитель рабочей нагрузки - планирование сервисных услуг- распределение времени по оказанию услуг- контроль за качеством обеспечения сервисными услугами- обработка информации
Администратор - управление- внутренняя и внешняя координация- подготовка целевых программ- оценка программ
Руководитель персонала - обучение служащего- управление персоналом- контроль- консультирование
Агент по вопросам социальных изменений - политический анализ и решение социальных проблем- мобилизация общественного участия в социальных процессах- общественная защита- развитие общественных ресурсов
Процессуальный подход основывается на выделении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентами. Этот процесс имеет вид "оценка - прогноз - преобразование". Сидоров В. Н. объединяет основные функции в два класса: базисные и специальные:
(Классы - Функции)
Базисные функции
диагностическая (оценочная)
прогностическая
преобразовательная
Специальные функции
коммуникативная
организаторская
правозащитная
превентивная
психотерапевтическая
рекламно-пропагандистская
социально-медицинская
социально-педагогическая
социально-экономическая

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте характеристику функций с точки зрения спектрального и процессуального подходов.
2. Раскройте взаимосвязь ролей и функций социального работника.

ТЕМА 4
ТИПЫ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
4.1. Типы теорий и модели социальной работы. Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Психологи и социологи исследуют часто одни и те же явления, но с разных сторон и с разной степенью проникновения в сущность этих феноменов.
Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению Зимней И. А., отражают ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.
Анализ литературы дает возможность свести все эти модели к трем группам:
1. Психолого-ориентированные.
2. Социолого-ориентированные.
3. Комплексно-ориентированные.
К психолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: психодинамическую теорию; ролево-коммуникативную теорию; гуманистическую теорию; кризис-интервентную.
К социолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: функционализм; социально-экологическую; социально-радикальную; марксистскую.
К комплексным можно отнести следующие: когнитивную (познавательную); социально-педагогическую; витально-ориентированную; социально-психологическую.
Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе.
Функционализм предполагает выявление структур, элементов, фрагментов социального взаимодействия, подлежащих изучению, их функций. Социальная работа рассматривается как функция, выполняющая обязательства перед обществом, обеспечивает его стабильность, а также перед отдельным человеком, "слабыми" группами населения.
Р. Мертон считал, как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными элементами общества.
Марксистская опирается на положение об определяющей роли экономики, способа производства в социальной дифференциации общества. Движущей силой развития признается борьба классов, конфликт между которыми неизбежен в силу различия их социально-экономического положения. Цель преобразования общества - построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека. Для социальной работы эта теория полезна своей ориентированностью на бедных, эксплуатируемые слои населения. Эта модель основывается на понимании деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе.
Теория экологических систем. Узловым понятием этой теории стала категория "модель жизни". Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации. Социальный работник воздействует не только на клиента, но и на среду его обитания. Акцент не на индивидуализацию и психологические проблемы, а на типизацию проблем. Эта теория, по мнению исследователей, является сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Главная цель социальной работы в аспекте применения теории экологических систем - это усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными.
Социально-радикальная модель. В её основе - положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур).
Психологоориентированные модели социальной работы связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.
Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении. Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи. Психоаналитики считают, что пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. Отсюда, по мнению Хорни, перед пациентом стоят три задачи:
1. Выразить себя как можно полнее и откровеннее.
2. Осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь.
3. Выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром.
Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели - технология "активного слушания" (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели социальной работы - не директивный подход к решению проблем клиента.
Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искренне сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.
Кризис-интервентная модель или модель кризисного вмешательства. Модельиндивидуальной психосоциальной работы предполагает длительное взаимодействие специалиста с клиентом. Часто оказывается необходима экстренная помощь человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии. Это модель с выраженным, акцентированным прагматическим характером.
Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.
Комплексно-ориентированные модели социальной работы. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.
Когнитивная теория занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека, решение индивидуальных и социальных проблем. Теория ориентируется на изменение индивидом себя, адаптацию к среде, а также воздействие на свое окружение, влияние учреждений социальной работы. Одним из главных принципов социальной работы данной модели - социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели - консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его "отрабатывать" механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, - это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п.
В основе витально-ориентированной теории лежит понятие "жизненные силы" человека.
Жизненные силы человека понимаются в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества. Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность, содействие формированию, реабилитации жизненных сил.
Практическая деятельность социального работника в рамках данной концепции связана с решением следующих задач:
Преодоление обостренной реакции клиента на негативные оценки своих возможностей по снятию трудностей, обеспечение способности клиента к видению себя готовым к практическому решению своих проблем;
Усиление поддержки успешного решения проблем клиента;
Необходимость повышения информированности, осведомленности клиента по поводу возможностей решения его проблем;
Поддержание убежденности в клиенте о способностях социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь;
Оценка умений клиента удовлетворять и развивать свои интересы и потребности, а также определять свою соответствующую стратегию деятельности.
Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид).
Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего - понимании роли личности. Согласно этой модели, человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием, т.е. формирует свои представления о собственной роли в жизни, использует свои средства коммуникации в различных схемах общения и социального поведения. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одой из форм социального объяснения, а также - средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Варианты технологий, основанных ролевой теории: психодрама, групповая дискуссия, перемена ролей, групповая терапия.
Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать: установку и практику всех стилей общения; особенности коммуникации людей в соответствии с представлениями об их определенной роли в жизни; методы освоения известных образцов поведения людей; причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Главным для социального работника, использующего данный подход, является анализ хода следования клиента определенным ролям и отклонениям от него в различных ситуациях, выявление коммуникативного потенциала личности.
Дискуссия в начале 90-х годов в России о соотношении социальной работы и социальной педагогики, их сходства и различий, воплотились в социально-педагогической модели, главным положением которой являются социализация и ресоциализация личности; педагогизация окружающей среды; необходимость компенсации негативного влияния среды путем создания альтернативных институтов; оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья человека.
В аспекте педагогизации социальной работы интересен эвохомологический подход или рационализированная теория оздоровления жизнедеятельности личности, подразумевающая комплекс инструментария, комплекс средств и приемов организации личности для творческой, здоровой, научно-обоснованной жизнедеятельности, т.е. воспитание человека, а точнее самовоспитание его, опирающееся на самоответственность, самоконтроль, самоуправление, предполагающее его саморазвитие и самосовершенствование без внешнего воздействия или принуждения. Социальный работник, имеющий в своем арсенале знания и умения, положения, постулаты, приемы вышеназванной социальной педагогико-эвохомологической модели, естественно, способен оказать клиенту эффективную помощь, быть более действенным как на уровне личности, так и на уровне социума в осуществлении социального порядка.
Каждая из теоретических моделей, взятая в отдельности для осмысления социальных явлений, оказывается ограниченной и несовершенной. Поэтому важно в области теории и практики социальной работы не рассматривать отдельные концепции как изолированные, полярные, индифферентные друг другу, а наоборот, ориентироваться на их взаимодополняемость, взаимосоприкасаемость.
Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе: направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте содержание социолого-ориентированных моделей социальной работы.
2. Раскройте содержание психолого-ориентированных моделей социальной работы.
3. Раскройте особенности комплексно-ориентированных моделей социальной работы.

ТЕМА 5
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
5.1 Функции семьи.
Семья - социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.
Современные семейно-брачные отношения имеют свою специфику. Обратимся в словарям, что позволит сравнить определения и выявить современные особенности.
Семья (энциклопед. словарь) - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Брак (энциклопед. словарь) - соответствующим образом оформленный (зарегистрированный) союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Почему этот древний институт входит в 21 век и не собирается отмирать, хотя это пререкалось ему многими утопистами-футурологами? Это объясняется тем, что весь комплекс функций семьи не способен осуществить ни один другой общественный институт.
Традиционно принято считать основными функциями семьи следующие:
- хозяйственно-бытовая;
- гедонистическая;
- генеративная;
- первичной социализации;
- воспитательная;
- эмоциональная;
- рекреационная.
Содержание функций может быть раскрыто
А) необходимость продолжения человеческого рода, что является не только биологическим инстинктом, но и экономической необходимостью и духовной потребностью;
Б) родившийся человеческий индивид несет в себе только задатки человека, он должен быть введен в общество, чтобы развиваться по "человеческой программе";
В) вхождение в рынок, имущественное неравенство и накопление индивидуального богатства реанимируют прежде почти заснувшую у нас потребность в обогащении, передачи богатства по наследству;
Г) удовлетворение этой потребности занимает немаловажное место в полноте проявления человеческой сущности, а блокада этой потребности приводит к тяжелым искажениям личности, к серьезным психическим расстройствам;
Д) семья - надежная опора, убежище, где человек может укрыться от атак окружающего мира;
Е) на выполнение семьей этой функции оказывает влияние качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране;
Ж) эта функция реализуется через благоприятный морально-психологический климат семьи, здоровые отношения между всеми своими членами;
З) трудности окружающего мира по-своему сплачивают семью, отодвигая психологические проблемы на задний план;
И) семья - сфера защищенности человека, приятия человека, вне зависимости от его талантов, красоты, жизненных успехов, финансового положения;
К) загруженность работой, занятость служебной и общественной деятельностью сокращают время, уделяемое ребенку, уменьшают внимание к его интересам, проблемам, жизни.
Все семейные функции находятся во взаимосвязи: изменение, уменьшение или увеличение значения одной функции влечет за собой изменения в одной или нескольких других функциях. При замене, вытеснении или пренебрежении какой-либо семейной функции можно говорить о возникновении в семье (и в обществе) социальной проблемы.
Доктор медицинских наук, директор республиканского Центра репродукции человека Андрей Акопян предлагает результаты исследований по проблемам современного института брака.
По статистике браки у нас распадаются из-за материальных проблем, несходства характеров, пьянства мужа или супружеской неверности. Среднестатистическая русская женщина выходит замуж в 22 года, через 6 лет разводится, остается с двумя детьми.
Живет с ними на среднестатистическую зарплату. 60 процентов браков распадаются в первые три года после свадьбы, а остальные чинят и латают на ходу подручными средствами: одни супруги спасаются от семейных неурядиц с помощью бутылки, другие день и ночь просиживают на работе, третьи "на сторону ходят", четвертые философствуют на тему "плохонький, да свой".
Причину кризиса надо искать в самом институте брака. Общество изменилось. Если десять веков назад женщина за всю жизнь встречала 5-6 потенциальных партнеров по браку, то сейчас она в крупном городе встречает их около 150 тысяч. Традиционно женщину содержал муж, сейчас же женщина часто тянет на себе и мужа, и детей.
До 20-го века понятия "любовь" и "брак" вообще никто не связывал. Жизненный выбор женщины сводился к простому: "замуж или в монастырь". Брак был экономической необходимостью, а вопросы счастья были на 36-ом месте. Женщина носила фамилию мужа и была его собственностью. Полжизни - она была беременна и чаще всего умирала еще молодой во время родов. Вообще, мода на молоденьких женщин диктовалась отсутствием надежных технологий предохранения и родовспоможения. Жена должна была успеть родить наследника, прежде чем умрет.
Женщины умирали рано: мужчина к 40-5- годам успевал 2-3 раза побывать вдовцом. И если при такой жизни жена оказывалась чем-то недовольна, муж ее попросту выставлял на улицу, родители сторонились, собственные дети стыдились. У женщины не было выбора. На этом бесправии и держался традиционный брак. С современной амазонкой такой номер не пройдет. Женщина изменилась. Стала экономически независимой, получила образование, рожать стала меньше. Цивилизация сама является контрацептивом. И на этом фоне происходит отделение репродукции от секса.
Безопасный секс - недавнее достижение, но он быстро вошел в нашу жизнь. По сути дела, сейчас женщина может менять половых партнеров, не рискуя забеременеть, и получает возможность выбирать, с кем жить и от кого рожать. А стало быть, ограничивать ее рамками патриархального брака уже бессмысленно. Другое дело, что для воспитания ребенка нужна семья. То, каким будет ребенок, зависит на 70 процентов от воспитания.
Именно семья реально является основой культуры, политики, быта. Именно там формируется личность человека. И здесь нужно четко понимать: без брака общество существовать может, без семьи - никак. Семья может быть без мужа, но с бабушкой.
Хорошая бабушка может быть и лучше, чем плохой отец. Правда, надо еще бабушку спросить, согласна ли она заменять внукам отца. В наше время распространены так называемые неполные семьи, где деда убили на войне, мать развелась с отцом-пьяницей, а внучка вообще феминистка. Но неполные семьи - это не тенденция, а вариант выживания. Выжить можно, а развиваться - нет. Эволюция требует, чтобы следующее поколение было лучше предыдущего, и ключом к развитию цивилизации является тесное взаимодействие полов.
Что касается полигамного брака, то что угодно, только не полигамия. Во-первых, множественные половые отношения - это еще не полигамный брак. Для полигамного брака нужна государственная регистрация между всеми его членами. Причем одна жена юридически не должна ничем отличаться от другой и от третьей. И потом, женщина к полигамии стремиться не будет. Она даже когда изменяет, смотрит на своего нового партнера как на потенциального мужа, оценивает его в качестве отца своих будущих детей. Это связано с биологическим предназначением женщины: родить и воспитать жизнеспособное потомство. Главное, чтобы с ним она могла чувствовать себя в безопасности и быть спокойной за своих детей. Сейчас вопрос стоит следующим образом: несет ли мужчина ответственность за ту женщину, с которой спит? Культура 20-го века показала, что платой за независимость женщины является то, что мужчина эту ответственность нести перестает. После революции законодательством были утверждены равные права полов. Но права правами, а рожать все равно приходится женщине, и на воспитание одного ребенка уходит 15-20 лет - ее лучшие творческие годы. Если в патриархальном браке ответственность за ребенка нес мужчина, то теперь этот ребенок оказывается не нужен никому, кроме своей мамы. И вторая причина: традиционная мораль требует от девушки, достигшей брачного возраста, зарегистрировать свои отношения с возлюбленным в загсе. Поэтому родители девочки заботятся не о счастье своей дочери, а о том, чтобы вовремя выдать ее замуж. То есть по-прежнему социальный статус женщины во многом определяется тем, есть у нее муж или нет. Получается какой-то замкнутый круг: патриархальный брак устарел, но общественная мораль требует, чтобы мы его реанимировали за счет личного счастья. Но печалиться не следует.
Общество эволюционирует, и институт брака тоже вынужден к этому приспосабливаться. Возможно, одной из распространенных форм будущих отношений станут "гостевые" браки. Когда супружеские отношения занимают не все время, а проходят "сеансами".
Скажем, несколько раз в неделю или даже в год, как супруги договорятся, они живут семьями. А все остальное время муж и жена живут своей жизнью и свободны от рутины повседневных обязанностей. Другая перспективная форма - экстерриториальные браки.
Каждый из супругов имеет свой дом, и совместное хозяйство не ведут. Они могут встречаться на работе, вместе ужинать в кафе, проводить отпуск вдвоем или навещать друг друга. Такие отношения ограничивают возможности вмешиваться в привычки и стиль жизни своего партнера. Только когда выбор в пользу брака мужчина и женщина будут делать без какого бы то ни было нажима со стороны родных и близких или общественной морали, только тогда можно будет сказать, что семья создается во имя счастья и любви, а не ради ложного престижа. Сейчас важно юридически закрепить за женщиной репродуктивный выбор. Подошло время законодательным путем дать женщине право на использование контрацепции, право на планирование беременности, прерывание беременности и искусственное оплодотворение, число и выбор интервалов между родами. Речь идет о констатации того, что уже и так существует. Но если мы сейчас в законодательном порядке это зафиксируем, то в следующем поколении изменится мораль. Это снимет клеймо с разведенных и одиноких, остановит пересуды за спиной внебрачных детей, даст женщине право на выбор собственной судьбы. Признать репродуктивные права женщины - значит законодательно запретить обществу лезть в ее личную жизнь.

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign