LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

иерархичности
иерархичности
заказ общества
Принцип
на подготовку Принцип
педагога
Рис. 5. Модель конструктивно-проективной деятельности вузовского




нелинейности Рефлексия
наблюдаемости
специалиста
(аттрактор) Принцип Принцип
неустойчивости самоактуализации



Проектиро-
Содержание
Выбор стратегии
Целеполагание вание учебной
(диссипативная
обучения
деятельности
структура)
Аттракторы (бифуркация)



Кооперативное Определение
Выбор ведущего типа
взаимодей- средств
обучения
Оперативные цели
ствие обучения
Анализ учебной информации
Тактические цели П-С-П
Планирование Выбор методов
междисциплинарных связей обучения
Стратегические Определение места и видов
самостоятельной работы
цели



Альтернатив-
Активная
ность
Неустой-
учебно- Исходный
Нелинейность
педагог. чивость уровень
среда


Многовариант-
Альтернативность ность
Внутренние факторы
Внешние факторы




Многовариантность
Неравновесность

Локальная связь
Открытость




Полифункциональность
(возможность выбора)
88


Иерархические уровни можно выделить и в процессе обучения [173,С.55].
Первый – теоретический – уровень дидактической структуры, обобщенной
модели. Второй уровень – учебной дисциплины – воплощен в конкретном
наполнении содержания, отраженного в программах, методических пособиях.
Третий уровень – уровень учебного материала – проект конкретного процесса в
форме его плана для каждого занятия, материала учебника, методических
пособий для студентов. Первые три уровня составляют проект процесса
обучения. Четвертый уровень связан с восприятием и анализом реального
процесса обучения в его конкретной форме педагогической деятельности,
реализующий и воплощающий три проектных уровня. Это уровень реального
образовательного процесса. Каждый последующий уровень конкретизирует
предыдущий и тем самым становится все более инструментальным.
С точки зрения синергетического подхода любые элементы, связываясь в
структуру, передают ей часть своих свойств и функций. Как отмечает
В.Г.Буданов [28,С.290], важным свойством иерархических систем является
невозможность полной редукции, сведения свойств структур более сложных
иерархических уровней к языку более простых уровней системы. Каждый
уровень имеет внутренний предел сложности описания, превысить который не
удается на языке данного уровня. Так, по мнению Н.В.Кочергиной [81,С.22],
состав и закономерности уровня учебной дисциплины не могут быть сведены к
составу и закономерностям уровня учебного материала.
Принцип гомеостатичности объединяет многие идеи кибернетики,
системного подхода и синергетики. Гомеостаз – это поддержание программы
функционирования системы, её внутренних характеристик в некоторых рамках,
позволяющих ей следовать к своей цели.
Любая система имеет свою цель существования, от которой она получает
корректирующие сигналы. Причем эта корректировка осуществляется за счет
отрицательных обратных связей (доля сигнала с выхода системы подается на
вход с обратным знаком), подавляющих любое отклонение в программе
89


поведения, возникшее под действием внешних воздействий среды. Цель-
программу поведения системы в состоянии гомеостаза называют аттрактором.
Как видно из рисунка 5, главной целью (аттрактором) конструктивно-
проективной деятельности является социальный заказ общества на подготовку
специалиста, реализуемый через цели. Именно с этой целью соотносятся
результаты усвоения содержания обучения. Корректировка внутри системы с
помощью обратных связей осуществляется на разных этапах процесса
обучения: например, при выяснении соответствия деятельности преподавателя
мотивам обучающихся, при соотнесении деятельности преподавателя с
механизмом и результатами процесса усвоения и т.д.
Принцип нелинейности характеризует обновление системы,
последовательно путем гибели старого порядка, хаоса и рождения нового
[28,С.293]. Нелинейность есть нарушение принципа суперпозиции в некотором
явлении: результат воздействий не равен сумме их результатов. В более
гуманитарном, качественном смысле это означает следующее: результат
непропорционален и неадекватен усилиям; целое не есть сумма его частей и т.д.
Педагогическая деятельность является нелинейной системой. Это
обусловлено нелинейностью поведения как преподавателя, отдельного
обучающегося, так и всей группы. С позиции синергетики группа студентов
представляет собой сложную нелинейную систему. Между субъектами этой
системы, а также между ними и преподавателем происходят постоянные
нелинейные взаимодействия. Эта нелинейность обусловлена субъективными
факторами, связанными с особенностями восприятия и поведения
обучающихся, а иногда и преподавателей. По справедливому замечанию
В.Г.Буданова [28,С.295], «сами человеческие отношения носят крайне
нелинейный характер, хотя бы потому, что существуют границы чувств,
эмоций, страстей, вблизи которых поведение становится неадекватным».
Принцип незамкнутости систем связан с понятием открытости.
Открытость позволяет эволюционировать системам от простого к сложному,
90


разворачивать программу роста и динамики [28,С.296]. Это означает, что
иерархический уровень может развиваться, усложняться только при обмене
энергией, информацией с другими уровнями.
Открытые системы часто находятся в неустойчивом состоянии, тогда их
поведение регулируется принципом неустойчивости. Понятие
неустойчивости содержит в себе нелинейность, незамкнутость и потому долгое
время считалось дефектом, недостатком системы. Неустойчивость – состояние
системы, далекое от равновесия. Состояние неустойчивости, выбора принято
называть точками бифуркации, они появляются в любой ситуации рождения
нового качества и характеризуют рубеж между новым и старым. В этих точках
любая система (даже замкнутая) становится открытой, и, следовательно, более
восприимчивой к приему воздействий. Неустойчивость позволяет более
активно воспринимать информацию.
Применительно к педагогической деятельности неустойчивость может
иметь и негативный смысл, т.к. любая неустойчивость вносит сложности в
управление ею. Однако с позиции синергетики возникает необходимость
управления педагогической деятельностью в состоянии её неустойчивости, о
чем говорилось ранее.
Неустойчивость системы проявляется, например, в негативных
ситуациях, вызванных несоответствием учебного материала и его структуры
логике процесса обучения; несоответствием методов и приемов обучения
характеру учебного материала, ситуации его изучения; несоответствие мотивов
деятельности обучающихся содержанию учебной деятельности и целям
преподавателя и т.д.
С точки зрения синергетики, в этих ситуациях необходимо
воздействовать на процесс обучения резонансным образом. Это воздействие
должно быть направлено на перестройку учебного материала с учетом логики и
структуры процесса обучения, корректировку мотивов обучающихся,
«выравнивание» психологического климата в группе и т.д.
91


Согласно принципу динамической иерархичности (эмерджентности),
основной способ прохождения системой точек бифуркации приводит к её
становлению, рождению или гибели иерархических уровней. Этот принцип
описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, то есть на
одном уровне. Медленное изменение управляющих параметров более высокого
уровня приводит к неустойчивости системы на более низком уровне,
следовательно, к бифуркации и перестройке ее структуры на этом уровне
[28,С.297].
Управляющими параметрами процесса обучения на уровне учебной
дисциплины являются параметры порядка (закономерности) уровня учебного
материала. При изменении названных параметров, что осуществляется путем
изменения дидактических пособий, комплектов учебно-методических
материалов, происходит изменение реального процесса обучения.
Принцип наблюдаемости подчеркивает ограниченность и
относительность наших представлений о системе в конечном исследовании. В
синергетике он конкретизируется как относительность интерпретаций к
масштабу наблюдений и изначально ожидаемому результату.
То, что было хаосом с позиций макроуровня, превращается в структуру,
при переходе к масштабам микроуровня, то есть сами понятия порядка и хаоса,
бытия и становления относительны к масштабу – окну наблюдения
[28,С.298-299]. Целостное описание иерархической системы, например,
процесса обучения, складывается из коммуникации между наблюдателями на
разных уровнях. «Наблюдатели» разных иерархических уровней процесса
обучения по-разному представляют модели педагогической деятельности.
Только коммуникация между ними позволяет представить всю целостность –
педагогическую деятельность. В этом состоит реализация принципа
наблюдаемости.
Принцип самоактуализации означает способность человека переступать
границы между природным и внеприродным, выходить за рамки любого
92


возможного опыта. Так, для К.Поппера [128] самоактуализация есть
самотрансцендентность, которая означает способность человека постоянно
превосходить себя, свои таланты, свою одаренность. В целом, принцип
самоактуализации обращен к человеческой психике и показывает
необходимость учета ее специфики в процессе обучения и педагогической
деятельности.
Обратимся к другим компонентам нашей модели.
Главной целью (аттрактором) процесса обучения является социальный
заказ общества на подготовку специалиста, понимаемый нами как
совокупность интересов и потребностей общества к такому специалисту на
данном социально-экономическом и политическом этапе его развития,
реализуемый через цели обучения (рис. 6).

Макроситуация (фон)
(экономические,
политические условия,
установки, социализация..)


Цели и Обучающая деятельность Результаты
задачи обучения
Государственный Учебные планы
образовательный и программы Обученность,
Усвоение опыта,
стандарт развитость,
развитие,
воспитанность
воспитание Содержание и
Профессорско- а`, b`, c` …
структура
а, b, c …
преподавательский ?`
обучения
?
состав
Дидактические
Материально- принципы и
технические технологии
ресурсы обучения
Учебная деятельность


Личность Профессиональная
Потребности и интересы
(исходное готовность
общества
состояние) личности

- объективные факторы
- субъективные факторы

Рис. 6. Педагогический процесс подготовки специалиста
(на примере подготовки преподавателя математики)
93


Важнейшим условием «запуска» процесса самоорганизации
(педагогической деятельности) является формирование в системе активной
учебно-педагогической среды, то есть обеспечение открытости и
неравновесности системы, локальной связи между её элементами.
Система, в которой имеет место процесс самоорганизации – открытая
динамическая система. Образовательная система развивается благодаря
переработке информации. В систему извне поступает информация и в
результате происходит формирование активной учебно-педагогической среды,
необходимой для определения целей конструктивно-проективной деятельности.
Наиболее перспективным подходом к обеспечению неравновесности и
локальной связи между элементами образовательной системы является
использование позиционного принципа организации совместной деятельности
обучающего и обучаемого [35,С.269]. Совместная деятельность при реализации
позиционного принципа нацелена на выявление и «сталкивание» различных
позиций студентов, их взглядов на один и тот же объект при групповой работе.
Одним из объяснительных механизмов эффекта такой групповой работы
является идея конструктивного конфликта, разрешение которого в группе
способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач.
Анализ основных проявлений позиционного принципа в деятельности
«преподавание» состоит в следующем:
- распределение разных позиций между обучающимися (формирование
неравновесной образовательной системы);
- обмен позициями в ходе учебной работы (локальная связь);
- «сталкивание» различных позиций обучающихся на один и тот же
объект при групповой работе (конкурентный отбор).
Это делает вполне очевидной возможность описания данного психолого-
педагогического приема в терминах синергетики и подчеркивает ведущую роль
позиционного принципа в инициации самоорганизующегося учебного
процесса.
94


Целеполагание с позиций синергетического подхода связано с
неустойчивостью и условностью целей. С учетом этого предпринимаемые
изменения целей носят бессистемный и непрогнозируемый характер, а потому
могут выступать в качестве флуктуаций.
В самом общем понимании цель есть ожидаемое, желаемое состояние
системы, обязательно предполагающее достижение планируемого результата.
Кроме того, цель является стержневой педагогической категорией,
связывающей воедино все компоненты педагогической системы.
Цель обладает также системообразующей характеристикой
педагогической деятельности. Она разрабатывается и формируется как
отражение социального заказа, предъявляя совокупность требований к
современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей.
Цели педагогической деятельности, с одной стороны, явление
динамическое. Логика их развития такова, что, возникая как отражение
объективных тенденций общественного развития и приводя содержание,
формы и методы педагогической и учебной деятельности в соответствие с
потребностями общества, они складываются в развитую программу поэтапного
движения к высшей цели – развитию личности в гармонии с самой собой и
социумом. С другой стороны, цели обладают исключительной мобильностью.
Это свойство систем дает им возможность быть пластичными, внезапно менять
свою организацию (архитектонику) в поисках полезного результата, то есть
осуществлять нелинейное взаимодействие с окружающей средой.
Цель является тем фактором, который определяет специфику механизмов
функциональной системы. Архитектоника (организация) функциональной
системы формируется для достижения самых различных типов целей.
Поскольку цели постоянно меняются, для функциональных систем характерно
гибкое изменение структуры.
Конструктивно-проективная деятельность связана с определением
стратегических целей – педагогического идеала, тактических целей –
95


формирование качеств и состояний у обучающихся, оперативных целей –
элементов решения тактических целей.
Итак, цель – элемент системы, находящийся в состоянии неустойчивого
равновесия. Согласно теории самоорганизации, направление развития процесса
в этом случае носит стохастический (вероятностный) характер. Для того чтобы
началось учение, преподаватель должен показать, что изучаемая информация
личностно значима для студента. Только после того, когда обучающийся сам
решит, что учебный материал ему действительно нужен, произойдет
активизация движущих сил учебно-воспитательного процесса. При этом
создаются условия для того, чтобы вступила в силу дидактическая
закономерность: "соответствия целей обучающегося целям обучаемого". В этом
случае цель как бы "подсказывает", что между преподавателем и обучаемым
должны иметь место субъект-субъектные отношения. Для принятия решения
студент должен хорошо осознать, зачем ему нужен тот или иной учебный
материал, активно обработать полученную информацию и по своим критериям
оценить ее важность и полезность.
Таким образом, цель как компонент педагогической системы тесно
связана с мотивацией личности в процессе обучения. Мотивы всецело зависят
от потребностей личности и движущих сил, определяющих поведение
человека.
В процессе обучения особенно важна стимулирующая деятельность
педагога по формированию мотивационной сферы обучаемого, хотя,
безусловно, врожденные детерминанты человеческой активности играют в
учебной деятельности основополагающую роль: стремление к новизне,
доминированию и рационализации, иерархии, целостности и самоутверждению
и эмоциональной насыщенности и т.д.
В учебной деятельности мотивации (мотивы деятельности) формируются
в переплетении сознательного и бессознательного, разнообразии качественных
характеристик уровневой вариативности и профессиональных особенностей.
96


Мотивационная сфера студента формируется в учебной деятельности (особенно
познавательная мотивация) посредством наглядного моделирования
профессионально важных учебных элементов (знаний, умений, навыков,
методов, алгоритмов, процедур) на основе познавательного интереса
(значимость, новизна, деловые игры, информационные технологии и т.п.).
Задача педагога – стимулировать и обеспечить условия для создания целостной
структуры познавательных интересов обучаемого с целью формирования
мотиваций учебной деятельности (личностный смысл деятельности).
С позиции синергетического подхода, стимулирование учебной
деятельности студента – это процесс создания условий для устойчивого
изменения психического состояния обучаемого в направлении разрешения
противоречий в удовлетворении познавательных потребностей. В процессе
такого обучения знание становится для обучаемого лично значимым и
принимается им, что способствует повышению качества его усвоения и в
конечном счете эффективности обучения.
В процессе обучения происходят развитие и трансформация
мотивационной сферы студентов. Это развитие идет в двух направлениях: во-
первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с
изменением уровня профессионализации изменяется и система
профессиональных мотивов.
Схема формирования мотивационной сферы студента в контексте
синергетического подхода представлена на рис. 7.
97


Производство, социальные условия,
обучение, воспитание


Мировоззрение,
Потребности
убеждения


Цели личности, уровень Направленность личности
притязаний, идеалы


Условия и факторы Установки личности
удовлетворения
потребностей

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign