LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Абитуриенты Выпускники
1. Студенты
5. Преподаватели


3. Содержание 6. Организационные
обучения и воспитания формы



Дидактическая Технология
задача обучения
Рис. 4. Педагогическая система

Анализ различных подходов к образовательным процессам показывает,
что в любой педагогической системе присутствует содержательный,
процессуальный и результативный аспекты.
В содержательном аспекте педагогическая система представляет собой
целостный объект, имеющий следующие характеристики: компоненты
системы; структура внутренних и внешних взаимосвязей; функциональность;
интегративные качества; обобщенность.
Процессуальный аспект связан с текущим функционированием
педагогической системы и характеризуется дидактическими, когнитивными,
управляющими, контрольно-коррекционными, проектирующими процессами,
процессами педагогического взаимодействия, профессионального
совершенствования педагога и динамики личностного развития обучающегося.
75


Рассматривая конструктивно-проективную деятельность как компонент
педагогической системы, мы определили условия, при которых может быть
реализован синергетический подход. Такими условиями, по нашему мнению,
являются:
1) открытость педагогической системы, которая подразумевает
взаимодействие и взаимообмен информацией и «энергией» с окружающей
средой;
2) активность педагогической системы, характеризующаяся
проявлением инициативы у педагогов, стремлением к самосовершенствованию,
самореализации, повышению эффективности педагогического процесса;
3) свобода выбора, заключающейся в способности педагогической
системы определять пути развития без осуществления давления, нажимов
извне;
4) реальный «энергетический» выход, т.е. реализация выдвигаемых
инициатив с доведением результатов до положительных, с получением
эмоциональной и др. удовлетворенности от учебной и практической
деятельности;
5) изменение отношений в педагогической системе между
преподавателем и студентом, которые могут развиваться только в системе
диалога и сотрудничества;
6) ориентация педагогической системы на цели саморазвития,
развития личности студентов, формирование ценностных ориентаций и др.
Рассмотрим эти условия подробнее.
Открытость педагогической системы рассматривается нами в качестве
условия её развития, а именно: наличие связей с внешней средой обеспечивает
возможность самоорганизации и перехода на новый структурный уровень. Для
того чтобы система была открытой необходимо:
1) осуществлять обмен со средой и/или веществом, и/или энергией, и/или
информацией;
76


2) процесс развития системы должен быть нелинейным;
3) отклонение системы от состояния устойчивого равновесия.
Условие открытости позволит обеспечить стремление преподавателя,
расширить сферу влияния в подготовке специалистов не только в своем вузе, но
и в других учебных заведениях, их уровню знаний и умений, а также внедрить в
учебно-воспитательный процесс наиболее перспективные технологии.
Активность педагогической системы способствует повышению
эффективности педагогического процесса. На основе синергетического подхода
происходит усиление воздействий в обучении в результате использования
учебной информации через разные каналы восприятия. Это требует от
преподавателя более тщательного отбора методических средств с учетом
специфики предметных знаний. Здесь имеет место синергия как эффект
повышения результативности обучения за счет взаимосвязи и
взаимосодействия различных воздействий в предметном обучении. Синергия
может реализовываться через использование в учебном процессе образного и
логического, абстрактного и наглядного, качественного и количественного в их
взаимопереходах.
Для повышения активности необходимо, чтобы педагогическая система
работала в режиме развития, когда осуществляется обновление, протекают
инновационные процессы, как в отдельных компонентах системы, так и во всей
системе в целом. При этом творческая инициатива исходит и от преподавателя,
и от обучающегося. Процесс саморазвития реализуется через следующие
процедуры: самоопределение, самопознание, самовоспитание, самоуправление,
самореализацию. На основе всех этих процедур осуществляется переход
педагогической системы из режима функционирования, который
характеризуется устойчивостью (даже консерватизмом), в режим развития.
Для развития всесторонне развитой и социально адаптированной
личности в условиях современной высшей школы необходимо ввести
инновационные компоненты в педагогическую систему. Эти инновации могут
77


явиться теми флуктуациями, которые позволят системе войти в состояние
неравномерности, достигнуть точки бифуркации и тогда система выходит на
новый уровень самоорганизации.
Свобода педагогической деятельности определяется возможностью
преподавателя совместно с обучаемым избирать наиболее перспективные пути
достижения поставленных целей подготовки специалиста. Преподаватель
вправе оказывать влияние на изменение содержания и технологии обучения.
Таким образом, задачи педагога обусловлены необходимостью построения
целесообразного процесса сотрудничества с обучающимися.
Учитывая, что обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия
педагога и обучаемых, активным началом с позиции теории самоорганизации в
педагогической системе выступает диада «преподаватель-студент» не в общем,
а конкретном значении для конкретного преподавателя и конкретного студента.
Для этой диады должны быть характерны такие условия как открытость,
диалогичность, свобода самовыражаться, однако, как отмечает Ю.В.Шаронин
[192,С.16], важна и определенная дистанция, которую преподаватель
формирует у студента и постоянно поддерживает. По мнению автора
[192,С.16], именно она формирует у обучающегося «психологическую основу
для стремления пройти эту дистанцию для познания нового материала».
Система «преподаватель-студент» обладает потенциальными возможностями в
повышении активности обучаемых и требует обеспечения необходимого
«выхода» этой энергетики, активности в реальных достижениях. Это могут
быть различные проекты и модели. В открытой диссипативной системе
взаимоотношений преподаватель-студент, выход и, одновременно, результат
учения зависит от большего числа многофакторных параметров, он
непредсказуем, а, следовательно, нелинеен. Прикладываемые преподавателем
усилия, направленные на достижение одних целей, могут привести к
качественно иным, в том числе и отрицательным результатам, а эффективность
78


процесса учения зависит от согласования, синхронизации в действиях обеих
сторон.
Одним из условий повышения эффективности обучения является
установление эмоционально-доверительного общения в процессе занятий и
индивидуальной работы со студентами. Другими словами, необходима смена
позиции преподавателя в учебном процессе. Главной его задачей становится
не передача знаний, а организация деятельности студентов. Преподаватель
должен выступать как консультант и организатор среды обучения, а не как
«носитель» информации.
Формирование ценностных ориентаций создает возможности для
самоорганизации и саморазвитии личности. Среди разнообразных групп
ценностей мы выделяем профессионально-педагогические, понимаемые как
«возможности для овладения новыми методами и технологиями обучения и
воспитания, как возможности для неограниченного профессионального роста и
самосовершенствования педагогического мастерства» [104,С.24].
Ценностные ориентации преподавателя необходимы для выработки
индивидуального стиля педагогической деятельности (гуманный,
демократический, авторитарный). При этом они выступают и как способ
дифференциации объектов профессиональной деятельности по их значимости.
Поэтому педагогическую систему целесообразно рассматривать с позиций
ценностно-синергетического подхода. Для его реализации необходимо
соблюдение определенных требований [105,С.59-60]:
во-первых, объект исследования должен быть рассмотрен как открытая
неравновесная самоорганизующаяся система, в которой фактор случайности
может сыграть решающую роль;
во-вторых, динамика положительного развития диспозиционного
интереса к профессионально-творческой деятельности может быть обеспечена
способами инициирования собственных тенденций развития;
79


в-третьих, распознать и предсказать развитие интереса, отыскать малые
резонансные воздействия с целью перевода системы на благоприятный путь
развития возможно путем длительных наблюдений, фиксации бифуркационных
точек, саморефлексии обучающихся;
в-четвертых, показ личной и социальной значимости истинных
национальных и педагогических ценностей должен сопровождаться
вовлечением будущих специалистов в такие виды деятельности и общения,
которые ведут к овладению этими ценностями.
Перечисленные условия являются наиболее значимыми для реализации
синергетического подхода в педагогической деятельности. Дальнейшее
развитие современной высшей школы зависит от роста профессиональной
активности, профессионального мастерства преподавателя. Таким образом,
становится очевидным, насколько в современных условиях возрастает роль
преподавателя в образовательном процессе.
В этой связи А.И.Бочкарев [25] подчеркивает, что одним из условий
реализации синергетического подхода является создание соответствующей
среды, способствующей становлению творческой личности. К примеру,
синергетическую среду автор определяет как «совокупность материальных,
духовных факторов и средств в открытой педагогической системе, в которой
при взаимодействии обучающих и обучаемых на основе динамической
иерархичности и наблюдаемости возникает усиление познавательных
воздействий, согласование темпов и уровней развития обучаемых, становление
творческой личности, сочетающей рациональные и иррациональные
компоненты мышления, имеющей целостное мировоззрение и познающей
природу без отторжения на фундаментальном уровне». По мнению
А.И.Бочкарева, основными компонентами синергетической среды являются
информационно-методические, эргономические, экономические и правовые
компоненты, которые, взаимодействуя, дают положительный педагогический
80


результат, образование творческой личности с синергетическим стилем
мышления.
Под синергетическим стилем мышления он предлагает понимать
«многосторонне, нелинейное, открытое мышление, совокупность и
гармоничное сочетание понятийного и образного мышления, связующим,
(синхронизирующим) фактором которого является алгоритм реальности».
К основным педагогическим, дидактическим и психологическим
условиям, способствующим формированию синергетического стиля мышления
автор [25,С.21] относит:
- согласованное во времени изучение отдельных дисциплин учебного
плана;
- обеспечение преемственности в развитии понятий;
- единство интериоризации общенаучных понятий, наполнение их
разумным содержанием с использованием герменевтики;
- осуществление единого подхода к раскрытию одинаковых классов
понятий.
Аналогичной точки зрения придерживаются Т.С.Назарова и
В.С.Шаповаленко [113,С.4], считающие, что одним из главных условий
приобщения к идеям синергетики и возможности использования
синергетических принципов в педагогической практике является «преодоление
линейного мышления». Обладание вероятностным мышлением, по их мнению,
является большим преимуществом. Авторы считают, что, вероятностный
подход – единственно возможный способ осмысления хаотических систем,
когда законы природы необходимо формулировать в терминах эволюции
распределений вероятности, а не в терминах индивидуальных траекторий. В
данном контексте вероятность мыслится не как порождение нашего незнания, а
как неизбежное выражение хаоса. Все системы, допускающие вероятностное
описание, считаются хаотическими. Образовательные системы, связанные с
передачей информации, усвоением нового, творчеством, относятся к
81


нелинейным. Одним из признаков нелинейного мышления исследователи
считают осознание значения выбора в динамике развития систем и действия,
направленные на создание условий свободы его осуществления на всех уровнях
образования, особенно на уровне обучающегося.
Роль синергетического мышления подчеркивает и М.С.Каган [65,С.219]:
«Синергетическое мышление, развивающее и конкретизирующее методологию
системных исследований, открывает новые возможности познания
закономерностей исторического процесса и предвидения перспектив его
дальнейшего развития как существенной альтернативы полной дезорганизации
общества, распада моральных связей и паралича культуры».
Совершенно очевидно, что синергетический подход может быть
реализован на основе определенных принципов, которыми следует
руководствоваться.
Например, Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов [73,С.114] полагают, что для
когнитивных систем существенное значение имеет принцип необходимого
разнообразия элементов.
Как известно, педагогическая деятельность многофункциональна.
Обращаясь к воспитательной функции педагога, Н.М.Таланчук [172,С.40]
показал, что «эффект воспитания достигается не воздействием, а
синергетизмом воспитательного взаимодействия». Причем автор выделил и
условия реализации синергетического подхода в воспитательной деятельности
преподавателя:
- психологический синергетизм личности, т.е. психологическая
готовность личности к восприятию воспитательного воздействия, к принятию
его;
- способность личности решать поставленные задачи, что зависит от её
знаний, убеждений, привычек и т.д., то есть от реального опыта;
82


- синергетическое контактное взаимодействие педагога и обучающегося,
основанное на взаимопонимании, взаимном доверии, согласии и
сотрудничестве субъектов педагогического процесса.
Каждое из названных условий в отдельности является необходимым для
достижения воспитательного эффекта. Они существуют и проявляются как
единое синергетическое целое. Синергетизм воспитательного взаимодействия
проявляется в следующем: психологическая готовность является базисом для
проявления способности в решении любой задачи и для контакта педагога и
обучающегося. В свою очередь синергетический контакт есть условие для
проявления психологической готовности личности, а также для её способности
к тем или иным действиям. Источником и движущей силой развития личности
является и её собственный синергетизм, и синергетизм взаимодействия с
педагогом, когда все объективные начала взаимно сообразуются,
гармонизируются и, позитивно соединяясь, образуют синергетическую
систему.
По мнению Е.З.Власовой и В.А.Извозчикова [36,С.6], одним из условий
реализации синергетического подхода является изменение содержания учебных
дисциплин различных блоков учебной программы, а также методов, форм и
средств обучения. Авторы считают, что их следует сделать:
- активными, способствующими быстрому и результативному
достижению основной цели – формированию профессионально грамотного,
интеллектуального специалиста, способного к самоорганизации и
самоопределению с учетом потребностей и тенденций развития общества;
- адаптированными к профессиональной ориентации обучаемых.
С точки зрения теории самоорганизации, проблема методов обучения
состоит в том, что нельзя навязывать опыт преподавателя, главное – помочь
обучающимся использовать этот опыт.
По мнению В.А.Игнатовой [61,С.39], реализация синергетического
подхода в содержании учебного предмета раскрывает огромные возможности
83


для участников образовательного процесса; позволяет одновременно
реализовать в педагогической практике ряд важнейших дидактических
принципов: интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания,
проблемности и дедуктивности обучения; несет огромный развивающий
потенциал.
Положения теории самоорганизации применительно к образовательным
системам можно представить следующим образом:
- существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний
является условием ее стабильного и динамического развития;
- малые воздействия или процессы, происходящие на микроуровнях,
могут стать для системы определяющими;
- будущее состояние системы как бы притягивает, организует, формирует
ее наличное состояние;
- существует поле путей развития системы, которое определяется ее
внутренними свойствами и должно содержать в себе альтернативные пути;
- управление системой должно основываться на «резонансном»
воздействии, и главное не сила, а архитектура (структура) [143].
Эти положения позволяют рассматривать образовательную систему как
неоднородную, открытую, т.е. систему, которая может адаптироваться к
условиям внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности.
В заключение перечислим условия, при которых может быть реализовано
непрерывное управление учебным процессом при синергетическом подходе:
- в рамках учебного процесса должна быть организована специфическая
обучающая среда, исключающая формирование антагонистических установок,
появляющихся за счет функционального несоответствия отдельных элементов
обучающей среды поставленным целям и основанная на психологии
сотрудничества, исключающей редукцию управляющего треугольника;
84


- внешнее управление должно обеспечивать формирование у обучаемых
установок на достижение общей цели с учетом всей многогранности этой
задачи;
- эти установки должны быть устойчивы в пределах тех временных
интервалов, в течение которых внешнее управление будет прерываться и
заменяться внутренним;
- основной и осознанной задачей для обучаемых должно стать получение,
закрепление и развитие навыков самоорганизации, поскольку в противном
случае непрерывность управления не обеспечивается;
- так как определенный процент обучаемых не только не владеет
методами самоорганизации, но и не представляет их сути, обучающая среда
должна сформировать у них интерес к познанию данных методов, научить их
использованию и показать пути их совершенствования [114,С.27-28] .
Последнее условие является иерархически высшим, т.е. на начальном
этапе становления учебного процесса со вновь набранным контингентом
обучаемых задача развития у них стремления к самоорганизации должна быть
для преподавательского состава главной, т.к. только с помощью ее решения
можно достигнуть конечной цели.
Итак, для реализации принципов синергетики в образовании необходима
новая образовательная технология, которая бы, по мнению некоторых
исследователей [188,С.46], решила бы триединую задачу: воспитание
творческой личности, её адаптацию к изменяющимся условиям жизни,
предоставление возможностей для дальнейшего саморазвития.


2.2. Модель осуществления конструктивно-проективной
деятельности вузовского педагога на основе синергетического
подхода

Одним из методов науки является моделирование как
оптимальный и экономичный способ фиксации научного знания.
85


Модель любого объекта (явления, процесса и т.д.) можно
представить как некий другой объект, исследование которого
служит средством для получения знания об объекте-оригинале.
Конструктивно-проективная деятельность вузовского педагога
направлена на построение целостного педагогического процесса.
Системогенез педагогического процесса предполагает решение ряда
основных задач:
• определение на основе системно-синергетического анализа
динамической структуры личности как объекта и субъекта дидактического
процесса, социально-экономических условий, потребностей и социального
заказа общества, закономерностей, движущих сил и противоречий
педагогического процесса, методологических оснований и взаимодействия
основных компонентов педагогической системы;
• определение количественных и качественных характеристик
компонентов педагогической системы, основных параметров профессиограммы
преподавателя и критериев их достижимости;
• определение базовых принципов, теорий и технологий развертывания
содержания педагогических процессов, критериев эффективности
функционирования педагогической системы;
• построение модели целостной дидактической системы, теории и
методики внутреннего и внешнего мониторинга её функционирования,
изучение динамики её взаимодействия с другими педагогическими системами.
Решение указанных задач на основе целостного и синергетического
подходов возможно при наличии модели конструктивно-проективной
деятельности педагога, которая представлена нами на рис. 5
В качестве основы модели были избраны принципы синергетики:
гомеостатичности, иерархичности, нелинейности, неустойчивости,
незамкнутости, динамической иерархичности, наблюдаемости,
самоактуализации.
86


Принцип иерархичности обеспечивает структурную иерархию модели.
Примером такой иерархии являются уровни педагогической деятельности
[91,С.13]:
I (минимальный) – репродуктивный;
II (низкий) – адаптивный – малопродуктивный;
III (средний) – локально-моделирующий – среднепродуктивный;
IV (высокий) – системно-моделирующий знания – продуктивный;
V (высший) – системно-моделирующий деятельность и поведение
обучающихся – высокопродуктивный.
87




Принципы синергетики



Принцип Принцип
гомеостатичности открытости

Принцип
Принцип
Социальный динамической

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign