LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Неравновесность вредна для гомеостаза самоорганизации; развитие происходит через
системы. неустойчивости и резонансы.
Время обратимо или направлено таким Время необратимо; может происходить
образом, что происходит деградация эволюция систем во времени.
системы.
Каждый элемент педагогической системы Основное внимание уделяется
рассматривается изолировано. кооперативным действиям большого числа
элементам.
Таким образом, чем полнее образование отражает постнеклассическую
науку и новое философско-мировоззренческое осмысление ее результатов, тем
больше его открытость, тем глубже его воздействие на обучаемого.
Синергетический подход имеет большое философско-методологическое
значение. Во-первых, синергетика направляет свое внимание не на
существующее, а на возникающее [129]. Ей интересны моменты возникновения
из хаоса порядка, она вводит термин «бифуркация» как точку ветвления, когда
открывается несколько возможных путей развития. Во-вторых, синергетика
принимает за исходные позиции нестабильность, нелинейность
63
самоорганизацию, открытость, аттрактор, хаос, что свидетельствует о ее
принципиальном отличии не только от классической картины мира, но и
неклассической.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что применение синергетического
подхода в образовании и педагогической деятельности открывает новые
перспективы и возможности.


ВЫВОДЫ

1. Анализ научной и педагогической литературы позволил сделать вывод,
что синергетика – новое междисциплинарное направление, предметом которой
являются механизмы самоорганизации. У всех предметов, исследуемых
синергетикой, есть общее: все они представляют собой открытые системы,
существующие только в нелинейной и неравновесной среде.
2. Чтобы педагогическая система была синергетической она должна
удовлетворять следующим требованиям: быть сложной, открытой, нелинейной,
стохастичной, достигать состояния неустойчивости, обладать как источниками,
так и стоками энергии, вещества, информации.
3. Педагогическая деятельность с позиции синергетики рассматривается
как системное образование, которое включает совместные виды деятельности
преподавателя (обучение, воспитание, развитие) и обучающихся (учение,
самовоспитание, саморазвитие).
С позиции системно-функционального подхода педагогическая
деятельность это синергетическая система, которая подчиняется законам
системного синергетизма, действие которых проявляется в системно-
функциональной закономерности. Такими законами являются: закон систем,
закон гармонии, закон системогенеза, закон движения, закон развития и
саморазвития, закон сообразности, закон синергетизма. Синергетическая
структура педагогической деятельности имеет циклично-фазовый характер.
64
Определяющими факторами системы образования с позиций
синергетической концепции являются: энергетика, открытость системы,
диалогичность системы, свобода выбора, удовлетворенность деятельностью.
4. Реализация синергетического подхода в деятельности преподавателя
проявляется в обновлении содержания, методов и форм обучения с учетом
таких факторов, как открытость, самоорганизация, саморазвитие, креативность
и нелинейность мышления, управление и самоуправление и др.
Принципы синергетики обеспечивают нестандартный подход к обучению,
полноту и высокое качество предметных знаний, профессиональное
становление и профессиональную адаптацию будущего специалиста через
различные учебные дисциплины с учетом их междисциплинарных связей.
65


ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТРУКТИВНО-ПРОЕКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИНЕРГЕТИКИ

2.1. Условия реализации синергетического подхода
в конструктивно-проективной деятельности педагога высшей школы

В предыдущем разделе диссертации в обзорном плане мы
рассмотрели структуру профессионально-педагогической
деятельности. В качестве особо значимых, по мнению многих
исследователей (Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, В.А.Сластенин,
А.И.Щербаков и др.), являются конструктивно-проективные
педагогические умения, представляющие собой совокупность
двух составляющих – конструктивной и проектировочной
деятельностей. Остановимся на их характеристике несколько
подробней.
Н.В.Кузьмина [84,С.82] связывает конструктивно-проективную
деятельность педагога с отбором, композицией, проектированием учебно-
воспитательного материала, созданием планов. Она считает этот вид
деятельности тем основанием, на котором строится организаторская и
коммуникативная деятельность преподавателя. Действительно, организация
учебно-воспитательного процесса начинается с его планирования. До того, как
преподаватель начнет действовать, он должен продумать цель, содержание и
способы действий, спроектировать последовательность их реализации.
По мнению Н.В.Кузьминой [86,С.40], конструктивный компонент
педагогической деятельности включает проектировку:
1) содержания информации, которую он хочет сообщить учащимся;
2) деятельности обучающихся, направленной на овладение этим
содержанием;
3) своей собственной деятельности на предстоящем занятии.
66


В.А.Сластенин [152,С.31] выделяет в конструктивной деятельности
следующие составляющие:
- конструктивно-содержательная деятельность (отбор и композиция
учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
- конструктивно-оперативная деятельность (планирование своих
действий и действий обучающихся);
- конструктивно-материальная деятельность (проектирование учебно-
материальной базы педагогического процесса).
Таким образом, конструктивно-проективная деятельность – это сложная
многоступенчатая деятельность. Совершается она как ряд следующих друг за
другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей
идеи к конкретным действиям.
В.С.Безрукова [13,С.107] выделяет в конструктивно-проективной
деятельности педагога три этапа: моделирование, проектирование и
конструирование. Первый из них – педагогическое моделирование (создание
моделей). На этом этапе происходит разработка обобщенного образца, модели
как общей идеи создания нового педагогического объекта, намечаются
основные пути ее достижения. Здесь же разрабатываются цели
педагогических систем, процессов или ситуаций и основные пути их
достижения. В качестве цели может использоваться идея, взгляд и даже
убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы,
процессы и ситуации. Цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных
условиях. Преподаватель мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель
своей педагогической деятельности. Данная модель позволяет спрогнозировать
педагогический процесс. Создание таких моделей – начало конструктивной
деятельности любого педагога. К педагогическим моделям можно отнести
концепции развития учебных заведений, уставы и положения учебных
заведений, педагогические теории и индивидуальные концепции, отражающие
взгляды педагога и т.д.
67


Следующий этап – педагогическое проектирование (создание проекта).
Он связан с дальнейшей разработкой, созданной на первом этапе модели и
доведение ее до уровня практического воплощения. Здесь осуществляется
конкретизация разработанной модели для определенных педагогических
условий, при этом возникает возможность ее практического применения.
Фактически на этой ступени идет работа с созданной моделью, которая
доводится до уровня использования в педагогической действительности.
Поскольку в педагогике создаются преимущественно мыслительные модели,
выполняющие функцию установки, то проект становится механизмом
преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. Теоретически
педагогический проект выступает в качестве разновидности модели, хотя не
всякая модель может доводиться до уровня проекта. К педагогическим
проектам можно отнести учебные планы и учебные программы, методические
рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы и т.д.
Третий этап конструктивно-проективной деятельности – собственно
конструирование. На этом этапе проект детализируется до базовых
компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных
участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных
конструктах. К педагогическим конструктам относятся: тематические и рабочие
планы, графики контроля выполнения заданий, дидактические материалы,
расписание и т.д. Конструирование учебной и педагогической деятельности –
это уже уровень решения методических задач.
В общем виде результат такой деятельности можно представить
следующим образом (рис.3).
Подготовка указанного на рисунке проекта свидетельствует о том, что
конструктивно-проективную деятельность можно рассматривать в виде
совокупности действий.
1. Подготовительная работа.
68


1) Анализ объекта проектирования. Определение объекта
педагогического проектирования, рассмотрение его структуры и подструктур,
состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе
такого анализа выясняются сильные и слабые стороны, недостатки
проектируемого объекта, выявляются существующие противоречия.
Введение
Описание структуры и состава деятельности,
особенности учебной дисциплины


Блок остаточной базы
Блок базовых учебных элементов

Опорная таблица кодировки
Опорная таблица кодировки

Вербальное раскодирование
Вербальное раскодирование

Спирали фундирования и мотивации Интегративное
базовых учебных элементов диагностирование


Блок аннотированной
учебной программы
Динамика ЗУН (1,2,…)
Уровни




1 2 3

творческие задания

ресурсное обеспечение


Трудоемкость и формы
График учебного процесса
учебной работы
Блок контроля
ЛК ПК ЛЗ СР ?
1 2 … 17 учебной
деятельности 30 60 15 240 …
ЛК
Структура Семестр, недели
ПК
ЛЗ интегративные ЗУН,
творческие задания,
СР
общеучебные умения,
профессиональный базис

Содержание





ЛЗ К/Р Д К/Р

С/Р ППП НИР КЛ

Методика
69




Рис. 3 Дидактический проект учебной дисциплины
ЛК – лекционный курс; ПК – практический курс; ЛЗ – лабораторные занятия; СР –
самостоятельная работа; К/Р – контрольная работа; ДК/Р – домашняя контрольная работа;
ППП – педагогический программный продукт; НИР – научно-исследовательская работа; КЛ
– коллоквиум; ? -итого
2) Выбор форм проектирования. Зависит от того, на каком этапе
проектирования разрабатывается педагогический объект и какое количество
этапов предстоит. При этом любая форма проектирования должна быть
целесообразной, соответствующей особенностям обучающихся и педагога, их
возможностям.
3) Теоретическое обеспечение проектирования. Поиск информации,
позволяющей разработать оптимальный педагогический проект: об опыте
подобной деятельности, об опыте деятельности подобных объектов, о
теоретических и эмпирических исследованиях проектирования педагогических
систем и процессов.
4) Методическое обеспечение проектирования. Предусматривает
создание инструментария проектирования (дидактических и методических
материалов, анализ содержания педагогического объекта и т. д.).
5) Пространственно-временное обеспечение проектирования. Оно
предусматривает выбор оптимального места для реализации разработанной
модели, проекта. Временное обеспечение – это соотнесение проекта со
временем по его объему, темпом реализации, ритмом, последовательностью и
т.д.
6) Материально – техническое обеспечение проектирования.
Представляет собой педагогическую и организационную технику
осуществления самой деятельности по конструированию и проектированию с
помощью тех или иных средств.
70


7) Правовое обеспечение проектирования – создание или учет
юридических и иных актов при разработке деятельности обучающихся и
педагогов в рамках проектируемых систем, процессов или ситуаций.
2. Разработка проекта.
1) Выбор системообразующего фактора, который необходим для
создания целостного проекта, целенаправленного подбора всех составляющих
его компонентов.
2) Установление связей и зависимостей компонентов. Предусматривает
существование различных видов связей и зависимостей (генетические,
структурные и логические).
3) Составление документа. Проводится с учетом уже существующих
форм педагогического проектирования.
3. Проверка качества проекта.
1) Мысленное экспериментирование по применению проекта. Апробация
созданного проекта, его самопроверка.
2) Экспертная оценка проекта. Проверка педагогического проекта самим
разработчиком или сторонними экспертами.
3) Корректировка проекта. Проводится после экспертизы и
экспериментирования. В проект вносятся изменения, устраняются ошибки,
совершенствуются компоненты и т. д.
4) Принятие решения об использовании проекта.
Итак, конструктивно-проективная деятельность предполагает
определение целей, задач, этапов и содержания обучения, планирование
дидактического процесса. Результатом этой деятельности является
информационная модель взаимодействия преподавателя и студентов,
обусловленная определенным педагогическим замыслом.
В.Н.Абросимов [4,С.63], исследуя профессиональные качества
преподавателя, определяет проектировочные качества как способность:
71


- формулировать текущие и конечные педагогические цели и задачи,
находить рациональные способы и формы их достижения и решения;
- осуществлять перспективное планирование, правильно ставить
стратегические, тактические, оперативные задачи и выбирать способы и
методы их решения;
- предвидеть возможные результаты решения педагогических задач в
течение всего планируемого периода обучения;
- ставить перед студентами общегрупповые и индивидуальные цели
аудиторной (самостоятельной) работы;
- моделировать содержание учебного материала, формы и методы
преподавания читаемых курсов с учетом их места и роли в общей программе
подготовки студентов, взаимосвязи с другими дисциплинами и будущей
профессиональной деятельностью выпускника вуза;
- проектировать свою собственную профессиональную карьеру на основе
постановки этапных целей и планирования их достижения в процессе научно-
педагогической деятельности.
Конструктивные качества преподавателя, в понимании того же автора, -
это способность:
- отбирать и структурировать информацию по вновь разрабатываемым
или обновляемым курсам;
- композиционно определять содержание отдельных лекций, семинаров и
других видов занятий с учетом имеющихся предписаний, ограничений и
лимита времени, а также уметь использовать учебные материалы, технические
средства обучения, информационные технологии и наглядные пособия;
- использовать различные формы, методы, средства и технологии
обучения;
- осуществлять контроль за качеством учебной деятельности студентов;
- определять систему мероприятий, активизирующую познавательную
деятельность студентов;
72


- корректировать учебный процесс в зависимости от различного рода
внутренних факторов и внешних обстоятельств;
- овладевать различными новыми формами, методами и приемами
педагогической деятельности с учетом индивидуальных способностей
студентов и специфики дисциплины.
Анализируя конструктивно-педагогическую деятельность учителя-
предметника, Л.А.Филимонюк [184,С.66] в своем диссертационном
исследовании представляет её в виде ряда блоков: диагностика исходного
состояния объекта; целеполагание; определение стратегии обучения;
проектирование контроля, обратной связи и самоконтроля; анализ результатов
учебно-педагогического процесса.
И все же основой учебного процесса мы считаем деятельность студента,
мобилизацию его интеллектуальных, волевых усилий, эмоциональных
переживаний. Преподаватель призван направлять, корректировать эту
деятельность. При этом важно, чтобы содержание учебного материала, формы,
методы, средства обучения на каждой новой стадии соответствовали реальным
и потенциальным возможностям студентов, выступали фактором мотивации
обучения. Личность обучающегося и процесс обучения – сложные
самоорганизующиеся системы, которые могут существовать только в условиях
разнообразия, фрагментарности, случайности, спонтанности и
непредсказуемости.
Рассматривая проективную деятельность как главную, приоритетную
современные исследователи [24,С.67] отмечают, что «в процессе проектной
деятельности осуществляется реальный креативный процесс» и «при этом
создается новое понимание предмета обучения, новый обучаемый и, наконец,
новый педагог». На их формировании следует сосредоточить основное
внимание и использовать для этого активные технологии. Проективную
функцию можно рассматривать и в качестве основы управления
профессиональной подготовкой студентов. Задача преподавателя в этом случае
73


состоит в том, чтобы найти механизмы управления и соответствующие им
учебные средства.
Теперь обратимся к условиям реализации синергетического подхода в
конструктивно-проективной деятельности преподавателя вуза.
Понятие «условие» традиционно определяется как причина,
обстоятельство, детерминирующее тот или иной процесс [120,С.229].
Условия мы рассматриваем как обстоятельства, от которых зависит
наличие или изменение чего-либо другого, называемого в таком случае
обусловленным.
Как уже отмечалось, в рамках синергетики складывается собственный
предмет исследования – системы открытого типа, ведущим принципом
существования которых является самоорганизация, осуществляемая на основе
постоянного и активного взаимодействия их с внешней средой. К
функциональным характеристикам таких систем относятся: взаимодействие,
открытость, динамичность, саморегуляция и самоорганизация. Такими же
характеристиками обладают и педагогические системы.
Педагогической системой называется множество взаимосвязанных
структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания,
образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей
(Н.В.Кузьмина); любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и
решаются образовательно-воспитательные задачи (Л.Ф.Спирин).
В каждой педагогической системе всегда есть несколько компонентов:
цель деятельности, субъект деятельности, объект деятельности,
взаимоотношения «субъект-субъект», «субъект-объект», содержание
деятельности, способы деятельности, педагогические средства,
организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты
находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
В.П.Беспалько [17] под педагогической системой понимает совокупность
взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания
74


организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического
влияния на формирование личности с заданными качествами. Обобщая и
систематизируя разрозненные подходы к понятию педагогической системы, он
синтезировал педагогическую систему как определенную целостность (рис. 4).




Заказ общества и государства


2. Цели обучения и 4. Дидактические
воспитания процессы

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign