LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

38
Основными составляющими преподавательской деятельности, по мнению
В.Н.Абросимова [4,С.62], должны стать: научно-предметный, психолого-
педагогический и культурно-просветительский компоненты. Тогда основными
профессиональными качествами можно считать: исследовательские,
проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные и
воспитательные. В своих публикациях В.Н.Абросимов дал развернутую
характеристику этим качествам и расширил, тем самым, список ведущих
компонентов преподавательской деятельности, предложенный
Н.В.Кузьминой.
В структуре педагогической деятельности, по утверждению
В.И.Гинецинского [41], следует выделять следующие функциональные
компоненты: презентативный, инсентивный, корректирующий и
диагностирующий. Презентативная функция, согласно точке зрения автора,
состоит в изложении содержания материала; интенсивная – в мотивации
интереса учащихся к усвоению информации; корректирующая функция связана
с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих
обучающихся, а диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.
Весьма интересна концепция структуры педагогической деятельности,
предложенная А.К.Марковой [102; 103]. Исследователь включает в неё
следующие составляющие: 1) профессиональные психологические и
педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3)
профессиональные психологические позиции и установки преподавателя; 4)
личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными
знаниями и умениями. В рамках этой концепции А.К.Маркова выявляет и
описывает десять групп педагогических умений.
Еще одна модель педагогической деятельности описывается
В.Г.Ивановым [59]. Предлагаемая им структура состоит из нескольких блоков:
логико-методологического, психолого-дидактического и технологического. В
логико-методологическом блоке отражены принципы построения модели. Эти
принципы и последовательность операций при разработке предполагают: 1)
39
формулирование целей и конкретных задач моделирования; 2) сбор и
систематизацию исходной информации, определение ее достоверности и
полноты; 3) выделение основных факторов, влияющих на изменение
закономерностей профессионально-педагогической деятельности. В психолого-
дидактическом блоке характеризуются принципы моделирования
профессионально-педагогической деятельности. Технологический блок отражает
профессиональный аспект деятельности специалиста и адекватное ей
содержание подготовки.
Смысл профессионально-педагогической деятельности В.Г.Иванов видит
в создании условий для саморазвития, самореализации, самовоспитания.
Причем, когда речь идет о студенте, акцент на «само» не означает ослабления
педагогического воздействия, а означает преодоление привычного
представления о студенте как объекте обучения и воспитания.
С точки зрения исследуемой нами проблемы, особый интерес
представляют модели профессионально-педагогической деятельности,
основанные на синергетическом подходе. Такая модель педагогической
деятельности была предложена Н.М.Таланчук [170]. Его исследования по
проблемам синергетики были начаты свыше двадцати лет назад и
осуществлялись в рамках педагогики.
Н.М.Таланчук разработал теорию педагогической деятельности на основе
системно-функционального подхода. По его мнению [171,С.29],
«полифункциональный подход является ограниченным, так как не всякая
множественность есть целостность». Согласно его концепции, педагогическая
деятельность – это синергетическая система, где все «подчиняется законам
системного синергетизма, действие которых проявляется в системно-
функциональной закономерности» [171,С.30]. По мнению исследователя,
такими законами являются: закон систем, закон гармонии, закон системогенеза,
закон движения, закон развития и саморазвития, закон сообразности, закон
синергетизма (рис. 1).
40



ЗАКОН
СИСТЕМ

ЗАКОН
ЗАКОН
ГАРМОНИИ
СООБРАЗНОСТИ


ЗАКОН
СИНЕРГЕТИЗМА



ЗАКОН
ЗАКОН РАЗВИТИЯ
СИСТЕМОГЕНЕЗА
И
САМОРАЗВИТИЯ
ЗАКОН
ДВИЖЕНИЯ




Рис. 1. Законы системного синергетизма (по Н.М. Таланчуку, 1996)

По мнению Н.М.Таланчука, жизнь всех систем – это их синергетизм.
Последний проявляется через действие всех названных законов.
Законы системного синергетизма заложили начала новой системно-
синергетической философии, на основе которой разрабатывается системно-
синергетическая концепция педагогики, исходные положения которой состоят в
следующем:
1) сущность всех педагогических явлений и процессов составляет
системный синергизм;
2) любая педагогическая система рассматривается и понимается как
синергетическая целостность;
3) источниками и движущими силами развития педагогических систем (и,
в первую очередь, развития личности) являются не противоречия, не борьба, не
отрицание отрицания, а синергетизм этих систем и их взаимодействия как
внутреннего, так и внешнего;
4) педагогические системы по своей сущности являются
гомоцентрическими и человековедческими системами, так как имеют
41
объективное назначение – обеспечить формирование человека как личности и
овладение ею системной культурой человековедения, выработанной
предыдущими поколениями, дающей ей жизненные смыслы и цели, ориентиры
в ее развитии;
5) личность в педагогическом процессе рассматривается как
синергетическая, социальная, саморазвивающаяся система, сущность которой
выражается в качестве освоения и выполнения ею объективных социальных
ролей;
6) воспитание есть системно-социальный процесс человековедения.
Общество рассматривается как целостная и синергетическая воспитательная
система. Генеральной целью воспитания является формирование гармонически
развитой личности, готовой и способной выполнять объективную систему
социальных ролей. Основу воспитания составляет системный синергизм,
проявляющийся во взаимодействии начал - психологического синергизма
личности, синергизма опыта и синергизма взаимодействия педагога и
воспитанника. Это определяет новое положение педагогики: эффект воспитания
достигается не воздействием, а синергетизмом воспитательного взаимодействия
[171,С.15-16; 172,С.38-39].
Синергетическая структура педагогической деятельности имеет
системный циклично-фазовый характер. «Макроэлементом» этой деятельности
является педагогический цикл – «процесс решения педагогом отдельной задачи
или группы задач» [171,С.30]. Каждый педагогический цикл состоит из фаз –
«составных его элементов, характеризующих динамику деятельности педагога и
его взаимодействия с обучающимися» [171,С.30]. Новая теория доказала, что
обучающийся не только объект, но и субъект педагогического процесса. В
результате таких исследований была разработана новая системно-
функциональная теория содержания педагогической деятельности, которое
рассматривается как реализация системы педагогических функций при решении
конкретных учебно-воспитательных задач. К таким функциям относятся:
диагностическая, целевой ориентации, планирования, организаторская,
42
мобилизационно-побудительная, коммуникативная, формирующая, контрольно-
аналитическая и оценочная, координации и коррекции, совершенствования. Все
они образуют синергетическую целостность.
Данный подход к содержанию педагогической деятельности, на наш
взгляд, отличается от традиционного тем, что представляет не любой
произвольный набор элементов, а их систему, которая в своем строении и
содержании объективна. В то же время перечисленные функции постоянны
(инвариантны) при решении всех учебно-воспитательных задач, а их
наполнение (содержание) изменчиво (вариативно), т.к. зависит от характера
решаемой задачи.
Структура педагогической деятельности, в свете теории Н.М.Таланчука,
может выглядеть так, как это показано на рис. 2.




ФАЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФУНКЦИИ
ЦИКЛА




планирования
Подготовка педагога
к решению учебно- целевой ориентации
воспитательных
задач
диагностические

организаторские

Подготовка
мобилизационно-
обучающихся к
побудительная
совместной
деятельности
коммуникативная




формирующая
Реализация цели (обучающая)
43




Рис. 2. Системно-функциональная модель педагогической деятельности
Итак, принципиально новая теория структуры педагогической
деятельности опирается на идею системного синергизма. Она позволила по-
новому и объективно понять сущность не только структуры, но и содержания
педагогической деятельности.
Однако, анализируя эту концепцию В.И.Андреев [5,С.5], предостерегает,
что «сведение всего богатства педагогического наследия и педагогического
знания только к идее системно-синергетического подхода, его сужение, каким
бы продуктивным оно ни было, не только не рационально, но и опасно». По
мнению автора, синергетический подход в педагогике имеет свой аспект, хотя и
может существенно обогатить педагогику и взрастить новые плоды на древе
педагогического знания.
По словам Л.Н.Макаровой [100,С.133], синергетический подход позволил
рассматривать преподавателя как «открытую и саморазвивающуюся систему, не
находящуюся в равновесии, но имеющую устойчивость за счет
самоорганизации хаоса потенциальных состояний в определенные структуры и
обладает большими собственными возможностями для саморазвития с
44
окружающей средой». Л.Н.Макарова анализирует развитие индивидуального
стиля педагогической деятельности с позиции синергетики и обосновывает идеи
о невозможности внешнего воздействия на развитие стиля без тщательного
анализа внутренних возможностей педагога.
Анализ работ, посвященных проблеме использования идей
синергетического подхода в педагогике [77; 134], показывает, что сегодня его
роль в значительной степени еще не проявлена. Тем не менее, многие
тактические вопросы образования сегодня благодаря синергетике получают
оригинальные и перспективные решения.
Общеизвестно, что по своей сути педагогическая деятельность носит
творческий характер. По мнению Ю.В.Шаронина [190,С.49-51], если
рассматривать процесс творчества с синергетических позиций, то в нем можно
выделить следующие особенности. Во-первых, для начала процесса творчества
необходима творческая активность личности, т.е. стремление личности к
творчеству. Во-вторых, обязательным условием творческого процесса является
рассмотрение личности как открытой системы, поскольку самоорганизация
может начаться лишь в открытой системе. В-третьих, синергетика постулирует
что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных
систем и является необходимым условием выхода системы на собственную
траекторию развития.
Исследуя проблему творчества и творческой деятельности с позиции
синергетики, Ю.В.Шаронин [191,С.81] выделил характерные черты творческого
мышления педагога: многовариантность, разнообразие ходов, случайность,
хаотичность. Тогда базовыми параметрами творческой личности можно
считать: активность, диалогичность мышления, открытость, воображение,
нравственно-ценностные ориентации, ответственность, свобода самовыражения,
самовыражение, реализация, удовлетворенность деятельностью.
Рассматривая педагогическое творчество с позиций синергетической
концепции в его развитии можно выделить следующие особенности:
45
энергетика – активное начало, воздействует на систему со стороны
творческой личности (как педагога, так и студента), изучение источников этой
энергии нельзя рассматривать, исходя только из мотивационных установок
личности. Необходимо вхождение личности в эту систему как активного
элемента и выход из системы личности более творчески насыщенной и
обогащенной;
открытость системы – ее постоянный обмен энергией, информацией
с окружающей средой. Способная к самоорганизации открытая система имеет
объемные источники и стоки в каждой точке системы. Применительно к
педагогической науке имеется в виду тесная связь преподавания со всеми
знаниями жизни, связь внутренних потребностей самой личности с
возможностью их реализации во внешней среде;
диалогичность системы – способность к общению, умению
обратиться к внутреннему миру обучающегося, увидеть мир глазами другого,
сделать общение в системе «преподаватель-студент» взаимно обогащающим
творческим и плодотворным;
свобода выбора. Идея нелинейности развития, лежащая в основе
синергетики, в первую очередь подразумевает многовариантность,
альтернативность, возможность выбора из данных альтернатив. В системе
образования это можно отнести и к возможности предпочтения выбора учебных
заведений, предметов, преподавателей, форм и методов обучения, выбора
индивидуальных средств и методик, творческих заданий, личностных подходов
в обучении и воспитании;
удовлетворенность деятельностью, которая должна
распространяться на деятельность всех участников образовательно-
воспитательного процесса.
Особое значение в педагогическом творчестве имеет профессионально-
педагогическая компетентность (ППК). В современной литературе [31,С.66] она
определяется как «личные возможности должностного лица, его квалификация
(знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке
46
определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию
у него определенных знаний и навыков».
В.С.Безрукова [14,С.46] под компетентностью понимает «владение
знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально
грамотные суждения, оценки, мнения».
Если речь идет о профессионально-педагогической компетентности, то в
содержание этого понятия исследователи, как правило, включают личные
возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать
педагогические задачи. Интересна в этой связи точка зрения Н.В.Кузьминой
[91,С.89], которая под ППК понимает способность педагога превращать
специальность, носителем которой он является, в средство формирования
личности обучающегося. Отмечая, что ППК – сложное образование, в качестве
основных её элементов автор выделяет:
1) специальную и профессиональную компетентность в области
преподаваемой дисциплины;
2) методическую компетентность в области способов формирования
знаний, умений у учащихся;
3) социально-психологическую компетентность в области процессов
общения;
4) дифференциально-психологическую компетентность в области
мотивов, способностей, направленности учащихся;
5) аутопсихологическую компетентность в области недостатков
собственной деятельности личности.
Исследуя профессиональные качества преподавателя, В.Н.Абросимов
[4,С.64] конкретизирует понятие компетентности, выделяя:
- высокую специальную компетентность, предусматривающую
глубокие знания и широкую эрудицию в научно-предметной области,
нестандартное мышление, владение инновационной тактикой и стратегией,
методами решения творческих задач в конкретной науке;
47
- педагогическую компетентность, включающую знания основ
педагогики и психологии, медико-биологические аспекты интеллектуальной
деятельности, владение современными формами, методами, средствами и
технологиями обучения, воспитание и развитие личности будущего
специалиста;
- социально-экономическую компетентность, основывающуюся на
знаниях глобальных процессов развития цивилизации и функционировании
современного общества, а также основах социологии, экономики, менеджмента
и права;
- коммуникативную компетентность, включающую развитую
литературную устную и письменную речь; владение иностранными языками,
современными информационными технологиями, эффективными методами и
приемами межличностного общения;
- социально-культурную компетентность, содержащую высокий
уровень профессиональной и общей культуры (сформированное научное
мировоззрение, устойчивая система духовных, культурных, нравственных и
других ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании).
В нашем понимании, компетентность – это совокупность качеств
личности преподавателя, в которой сочетаются элементы профессиональной и
общей культуры, опыта педагогической деятельности и педагогического
творчества. При этом мы учитываем, что педагогическая деятельность – это
деятельность не индивидуальная, а совместная, т.к. в педагогическом процессе
обязательно присутствуют две активные стороны: преподаватель и
обучающийся.
Итак, с позиции синергетики педагогическую деятельность можно
представить как системное образование, которое включает совместные виды
деятельности преподавателя (обучение, воспитание, развитие) и обучающихся
(учение, самовоспитание, саморазвитие). Отличительной чертой такой
деятельности является непрерывное взаимодействие ее компонентов,
обуславливающее ее «самодвижение».
48
В настоящее время к деятельности преподавателя предъявляются новые
требования. И здесь можно выделить две группы задач, которые предстоит
решать преподавателю. Первая группа задач, связана с трансляцией учебного
материала, а вторая объединяет задачи активизации творческого потенциала
обучающихся, стимулирования их самостоятельности в поиске и решении
учебных проблем.
1.3. Возможности реализации синергетического подхода в
образовательном процессе и деятельности преподавателя вуза

Термин «подход» трактуется как «совокупность приемов, способов»
[120,С.545] в познании реальности. В.В.Маткин [105,С.38] определяет подход
как особую форму познавательной и практической деятельности, как
рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения, как
стратегию исследования изучаемого процесса, как базовую ценностную
ориентацию, определяющую позицию педагога.
В настоящее время изменение характера общественных отношений,
достижения науки и педагогической практики требуют выработки
нетрадиционных подходов к рассмотрению педагогических проблем. Одним из
них является синергетический подход (В.И.Андреев, О.Н.Астафьева,
В.В.Василькова, В.А.Герович, В.Крон, И.В.Лупандин, Т.С.Назарова,
И.Г.Рузавин, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков и др.).
В научной литературе нет пока однозначного определения
синергетического подхода в обучении. Поэтому, исследователи вкладывают в
него разный смысл. Одни считают, что понятие «синергетический подход» не
может являться общепринятым до тех пор, пока оно используется в отдельных
случаях, в отдельных исследованиях и пока не будет обосновано его отличие от
системного подхода. Другие отмечают [106], что для анализа педагогической
действительности наиболее целесообразно применять системно-
синергетический подход, поскольку современное мышление - это системно-
синергетическое мышление, а один из современных методологических способов
анализа действительности – это системно-синергетический.
49
Именно такой точки зрения придерживается В.Г.Виненко [35,С.5],
который определил системно-синергетический подход как «направленность
исследовательской деятельности на выявление в сфере образования
самоорганизующихся систем и использование синергетических принципов для
описания закономерностей развития этих систем».
П.И.Третьяков и И.Б.Сенновский видят сущность синергетического
подхода «в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих
процессами самоорганизации в системах самой различной природы». Они
считают, что синергетический подход «предполагает учет естественной
самоорганизации субъекта или объекта» [176,С.19].
Е.Г.Пугачева [130,С.43] приводит собственное суждение о
синергетическом подходе, суть которого, на её взгляд, состоит в обнаружении
аналогий протекания различных процессов вблизи точки неустойчивости:
«Общность нелинейных процессов в открытых диссипативных системах
позволяет описывать явления из самых разных областей с помощью близких
математических моделей».
Действительно, в педагогической действительности часто приходится
встречаться с самоорганизацией. По этой причине педагогика допускает
наличие сходных черт, их выработку на основе синергетического подхода.
Синергетика, как считает В.А.Сластенин [153,С.263], позволяет
методологически усилить процесс формирования личности студента как
субъекта деятельности, придав законченный вид следующим важным
принципам ее функционирования:
• центр учебно-воспитательного процесса – личность обучающегося;
• обучающийся – субъект образования и воспитания, в учебно-
воспитательном процессе занимает активно-творческую позицию;
• свобода самовыражения и самореализации личности в
образовательной среде, поиск индивидуальной стратегии самоопределения
обучающегося в жизни;
50
• актуализация принципов активности, диалогичности,
самостоятельности, инициативы, творчества и обучения;
• обучаемый и обучающийся – открытые, саморегулирующиеся
системы, стремящиеся к развитию субъектности и субъективности;
• свобода выбора стратегии индивидуального жизненного пути, а
значит, выбора образовательных программ, курсов, глубины их содержания и
самого преподавателя.
По мнению автора, с позиции синергетического подхода субъектная

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign