LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

процессе развития Вселенной.
Итак, чем же отличается синергетика от других областей научного
знания? Она существует не сама по себе, а связана с другими науками, по
крайне мере, двояко. Во-первых, изучаемые синергетикой системы относятся к
компетентности различных наук. Во-вторых, разные науки привносят в
синергетику свои идеи.
По нашему мнению, синергетика входит в универсальную
методологическую парадигму, относящуюся к тем областям знания, где
изучаются сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой
единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.
Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации. Поэтому
её и называют теорией самоорганизации. «Под самоорганизацией в синергетике
понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных
пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах,
14
находящихся в далеких от равновесия состояниях вблизи особых критических
точек» [158,С.276]. Иногда самоорганизация определяется как «упорядочение
каких-либо элементов, обусловленное внутренними причинами, без воздействия
извне» [20,С.1145].
Г.Хакен [187,С.15] определил самоорганизующиеся системы как
системы, которые обретают присущие им структуры или функции без какого бы
то ни было вмешательства извне. Рассмотрению вопросов самоорганизации
посвящены также исследования [40; 109; 115; 123; 139; 142; 202 и др.].
Рассматривая самоорганизацию как важный элемент синергетики, мы
придерживаемся мнения, согласно которому это процесс, в котором создается,
воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической
системы. Самоорганизация имеет место только в таких системах, которые
обладают высоким уровнем сложности и достаточным количеством элементов,
связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Для
нашего исследования этот тезис особенно важен, ибо если бы связи между
элементами были строго фиксированными и регламентированными, то
рациональный выбор решения был бы невозможен.
По словам Г.Хакена [187,С.16], свойства самоорганизации обнаруживают
объекты самой различной природы. Процессы же самоорганизации происходят
за счет перестройки существующих и образования новых связей между
элементами системы. Отличительной особенностью процессов самоорганизации
является их целенаправленный, но, вместе с тем, естественный, спонтанный
характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с
окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы
от среды.
В литературе [185,С.591] различают три типа процессов самоорганизации:
1) самозарождение организации, т.е. возникновение из некоторой совокупности
целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими
специфическими закономерностями; 2) процессы, благодаря которым
система поддерживает определенный уровень организации при изменении
15
внешних и внутренних условий ее функционирования; 3) совершенствование и
саморазвитие систем, которые способны накапливать и использовать прошлый
опыт.
Термин «самоорганизующаяся система» впервые использовал У.Р.Эшби
(1947). Более широкое изучение самоорганизации началось в конце 50-х гг. ХХ
в. в связи с поиском новых принципов построения технических устройств,
обладающих высокой надежностью и способных моделировать различные
стороны интеллектуальной деятельности человека. С 70-х гг. к изучению
самоорганизации обратились и другие исследователи.
Так, Г.И.Рузавин [139,С.54] выделил следующие предпосылки её
возникновения: во-первых, открытость системы, то есть ее способность
обмениваться со средой энергией, веществом и информацией; во-вторых,
достаточная удаленность системы от точки равновесия; в-третьих,
неравновесность системы. К сказанному следует добавить, что самоорганизация
всегда связана с кооперативными процессами, благодаря которым возникают
новые структуры. Процесс самоорганизации происходит в результате
взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от
неустойчивости к устойчивости.
Основными понятиями синергетики являются открытость,
нелинейность, неравновесность.
Открытая система способна постоянно обмениваться содержанием (будь
то энергия или информация) с окружающей средой и иметь как источники, так
и стоки энергии. Для сложноорганизованных систем открытого типа характерна
постоянная изменчивость. Обмен в ее пределах осуществляется через все точки
системы. Открытые системы встречаются в живой и неживой природе, а также в
обществе. Существует мнение [82; 112], что открытость системы – это
необходимое, но не достаточное условие для ее самоорганизации. Иначе говоря,
не всякая открытая система самоорганизуется, то есть строит свои структуры.
Для этого нужны определенные условия. Среди последних можно выделить:
16
- локальную неоднородность среды в пределах одного общего значения,
противостоящую диссипативным процессам, которые в свою очередь являются
условием для самоорганизации;
- способность к взаимодействию большего числа подсистем в виде их
совместного эффекта.
Одним из центральных понятий в синергетике является нелинейность. В
неё вкладываются различные смыслы. В самом общем виде нелинейность может
быть рассмотрена как многовариантность и непредсказуемость перехода
системы из одного состояния в другое (Л.Я.Зорина), что для нашего
исследования имеет особое значение.
Обратимся к понятию неравновесности. Оно имеет разные значения
[20,С.637]: 1) отличающийся неустойчивым состоянием, составом какой-либо
среды; динамический; 2) неодинаковый, неравноценный по своей значимости.
Неравновесность можно определить как состояние открытой системы, при
котором происходит изменение ее макроскопических параметров, т.е. ее
состава, структуры и поведения.
Явление неравновесности имеет место и в обычном состоянии системы.
Поскольку система открыта, она неравновесна и стремится к определенному
динамическому режиму, но не к равновесию. Неравновесие стимулирует
постоянную поддержку обмена веществ, энергии, информации. Если
рассматривать неравновесный процесс с позиции синергетики, то это такой
процесс, время протекания которого меньше периода релаксации, т.е. времени
выравнивания параметров до состояния равновесия. Если раньше
неравновесным процессам отводилась второстепенная роль, то в настоящее
время они рассматриваются в качестве условия стабильности и устойчивости
системы.
Теория самоорганизации оперирует такими понятиями, как
бифуркационные точки, флуктуации, диссипативные структуры, аттрактор,
фрактальность. Рассмотрим их в свернутом виде.
17
Критические точки, «в окрестности которых поведение системы
становится неустойчивым» [158,С.277], т.е. возникает веер возможностей
перехода системы в другое качество, получили название точек бифуркации. В
точках бифуркации перед самоорганизующейся системой открывается
множество вариантов путей развития. «Выбрав» тот из них, который является
наиболее оптимальным, система продолжает поступательное развитие до
следующей точки бифуркации.
Появление неустойчивости влечет за собой новый тип поведения системы.
И здесь очень важны флуктуации, которые неизбежно возникают в системах,
обладающих многими степенями свободы, и представляют собой случайные
явления. Они могут привести к возникновению порядка, новой макроструктуры.
От их величины и направления зависит, по какой из возможных траекторий
система будет выходить из состояния неустойчивости. Флуктуации могут
усиливаться за счет случайных внешних воздействий, которые как бы
«подталкивают» систему к выбору траектории дальнейшего развития. «В
открытых нелинейных средах малое воздействие, флуктуация, случайность
могут приводить к существенному результату. Малая флуктуация может
разрастаться в макроструктуру» [68,С.18]. «Флуктуация вынуждает систему
выбрать ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшая эволюция
системы» [129,С.236].
Явления флуктуации и бифуркации тесно связаны с понятием
диссипативных структур. Как известно, все системы содержат подсистемы,
которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или
комбинация флуктуаций может стать (в результате положительной обратной
связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не
выдерживает и разрушается. В этот переломный момент невозможно
предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие:
станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более
дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или
организации, который И.Пригожин [129,С.54] называет «диссипативной
18
структурой». Таким образом, диссипативные структуры – это образования более
высокой сложности, чем разрушаемые предыдущие.
Термин «фрактал» был введен Б.Мандельбротом в 1975 г., а после
публикации им в 1983 г. книги «Фрактальная геометрия природы» [205] понятие
фрактальности стало достоянием не только ученых, но и множества людей, не
связанных с наукой. Фрактал, согласно Б.Мандельброту, состоит из
геометрических фрагментов различного размера и ориентации, но аналогичных
по форме. Другими словами, фрактальные структуры обладают свойством
геометрической регулярности, известной как инвариантность по отношению к
масштабу или самоподобие. Если рассматривать эти объекты в различных
пространственных масштабах, то постоянно обнаруживаются одни и те же
фундаментальные элементы. Хаотические явления, как турбулентность
атмосферы или ритм сердечных сокращений у человека, проявляют сходные
закономерности в различных временных масштабах.
Особое значение в синергетике имеет понятие аттрактор, которое
синонимично понятиям «цель», «конечное состояние». Под аттрактом (от англ.
to attract – привлекать, притягивать) понимают [68,С.14] «относительно
устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все
множество «траекторий» системы, определяемых разными начальными
условиями». Если неустойчивая система попадает в поле притяжения
определенного аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к устойчивому
состоянию и может находиться в нем до тех пор, пока в силу каких-либо причин
система вновь не придет в неустойчивое состояние. По мнению С.В.Кривых
[82,С.13], аттрактором являются структура морально-нравственных принципов,
кодекс законов, система верований, некий разговорный жанр и даже библейские
ценности, а также социум и отдельный человек. В данном случае аттрактором
может считаться возможное или некоторое оформившиеся состояние сложной
системы в ходе ее развития.
19
Чтобы понятия синергетики были доступными для понимания каждого
образованного человека, Е.Н.Князева [68,С.13] предлагает представить их в
виде «образов культуры, предметов, которые нас окружают».
Автор приводит пример бифуркации, содержащийся в сказочных образах
[68,С.14]: «Когда сказочный рыцарь, добрый молодец стоит, задумавшись у
придорожного камня на развилке дорог, и выбор пути определяет его
дальнейшую судьбу, то это и является, по сути, наглядно-образным
представлением бифуркации в жизни человека».
Эволюционное древо в биологии также являет собой пример бифуркаций
в синергетике. Оно наглядно иллюстрирует пути эволюции живой природы.
Прохождение через точки ветвления, совершенный «выбор» закрывает иные,
альтернативные пути и делает эволюционный процесс необратимым.
Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории
самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. В
существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет определений
термина «педагогическая синергетика», что говорит о недостаточной
теоретической разработанности данного феномена в самой науке.
Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во-первых,
термин «синергетика» характеризуется относительной новизной. Во-вторых,
интересующая нас область науки, занимающаяся изучением процессов
самоорганизации, еще не вполне оформилась, далека от своего завершения и
потому не обладает единой и общепринятой терминологией, а математический
аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме
распространен на основные педагогические положения. В-третьих, достаточно
быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы
также быстро систематизировать все накопленные научные данные и построить
логически строгую, и в достаточной степени стройную систему понятий.
В-четвертых, в силу своей специфики, синергетические исследования
проводятся разобщено, каждая наука при этом использует «свой» словарь.
20
Как справедливо отмечает В.А.Игнатова [62,С.27], активному внедрению
идей синергетики в образование препятствуют, прежде всего, традиционное
педагогическое мышление и убежденность разработчиков содержания
образования в том, что будто бы должно пройти не менее полувека между
утверждением познавательной модели в науке и ее адаптацией в образовании.
По этим причинам статус синергетики в системе педагогической науки еще не
вполне определен.
Тем не менее, вопрос о внедрении принципов синергетики в
педагогическую теорию и практику приобретает все большую актуальность, и
это осознается многими исследователями, которые разрабатывают отдельные
вопросы этой теории. Так, А.А.Ворожбитова [37,С.22] рассматривает
педагогическую синергетику в качестве синтеза многофакторных
взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания,
образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся
в личности обучающихся.
В.И.Андреев [5,С.446-447] предлагает назвать педагогической
синергетикой «область педагогического знания, которая основывается на
законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях
самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-
воспитательных систем». Педагогическая синергетика, считает В.И.Андреев
[5,С.455], дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития
педагогических систем, рассматривая прежде всего их с позиции «открытости»,
сотворчества и ориентации на саморазвитие.
«Возникновение в сознании новых, более сильных структур, обладающих
новыми качествами, - делает вывод С.В.Кульневич, - становится возможным
при соблюдении ряда условий: 1) если старая система находится в кризисном
состоянии, а ее прежние структуры не могут справляться с требованиями новой
ситуации; 2) основной источник возникновения новых качеств заложен внутри
самой системы, но, для того чтобы «запустить» механизм самоорганизации, этот
источник должен «подпитываться» извне; 3) новая структура в процессе
21
эволюции и сопровождающих ее отклонений, случайностей должна
самостоятельно «выжить», чтобы достигнуть должной устойчивости; 4)
формирование новых качеств в системе (образования, сознания, личности)
должно определяться синергетическими принципами и условиями» [92,С.25].
В некоторых педагогических источниках [76,С.136] синергетика
определяется как «наука, исследующая процессы перехода сложных систем из
неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи
между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках
системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий
каждого из элементов в отдельности».
Таким образом, для педагогики синергетика начинает выступать как один
из методологических принципов, поскольку в рамках целенаправленного
взаимодействия в педагогическом процессе как раз и наблюдаются эффекты,
изучаемые новой областью знаний.
Именно в таком контексте в некоторых педагогических изданиях
[155,С.32] можно встретить определение: «Синергия – концепция
миропонимания, в основу которой положена область знаний о нелинейных
самоорганизующихся процессах. С точки зрения этой концепции мировой
педагогический процесс есть открытая макросистема, где свободно
перемещаются образовательно-воспитательные теории, направления. В
конкретной социальной среде реализуются один из возможных вариантов
педагогических идей, направлений».
Необходимо отметить, что в современной педагогической литературе
встречаются определения синергизма. Например, И.В.Роберт [133,С.129] под
синергизмом педагогического воздействия понимает «результат
комбинированного действия составляющих его факторов и влияний, при
котором суммированный эффект превосходит действие, оказываемое каждым из
них в отдельности. Результатом этого феномена является оказываемое на
обучаемого педагогическое воздействие лонгирующего (от английского слова
long – долгое время, долгий срок) характера».
22
Как видим, интерес педагогов к проблемам синергетики очевиден.
Отдельные аспекты этой проблемы уже нашли отражение в работах
В.А.Аршинова, М.В.Богуславского, В.Г.Буданова, М.А.Весна, В.Г.Виненко,
А.А.Ворожбитовой, Е.А.Дьяковой, Л.Я.Зориной, В.А.Игнатовой, Д.Ф.Ильясова,
С.П.Капицы, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого, В.В.Маткина,
А.П.Назаретяна, Л.И.Новиковой, А.М.Подрейко, Б.Н.Пойзнера, Е.Г.Пугачевой,
В.И.Редюхина, И.Стекловой, Н.М.Таланчука, С.Ю.Трофимовой,
Д.И.Трубецкова, О.Н.Федоровой, С.С.Шевелевой, Ю.В.Шаронина и др.
К примеру, В.А.Игнатова [62,С.26] выделяет три важнейших
составляющих использования идей синергетики в образовании:
• дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании
образования;
• использование их в моделировании и прогнозировании развития
образовательных систем;
• применение в управлении учебно-воспитательным процессом.
Как отмечает В.Д.Грачев [47], распространение синергетических идей в
современных условиях стало: мощным фактором, обеспечивающим стирание
границ между естествознанием и обществоведением и построение
универсальной эволюционной картины мира; средством гуманитаризации
образования; своеобразным «методологическим инструментом» при
исследовании массовой психологии, а также механизмов творчества.
По мнению С.В.Кривых [82,С.5], важным этапом досинергетического
развития науки явилась педология, которая представляет собой
междисциплинарный подход к изучению целостного ребенка. К сожалению, в
30-е годы ХХ в. педология была воспринята как «лженаука», но в настоящее
время её теоретические основы получили развитие в рамках педагогической
антропологии.
На наш взгляд, фундаментальные положения синергетики открывает
новые возможности для педагогической науки, потому что именно
самоорганизация дает возможность понять механизм развития личности
23
обучаемого, педагогического коллектива, педагогической системы в целом.
Говоря словами С.В.Кривых [82,С.8], самоорганизация вытекает из
объективных предпосылок самодвижения системы, свидетельствующих о ее
внутренней активности, способности к созданию и усложнению структуры.
Введение в педагогическую науку синергетики как важного философского
раздела педагогической теории побудило отдельных ученых к неразграничению
собственно педагогической и философской проблематики, что в определенной
мере способствовало размыванию границ педагогики как самостоятельной
науки. Критикуя попытки «погружения» педагогики в философию,
культурологию и социологию, М.В.Богуславский [18,С.90]
говорит о необходимости на основе междисциплинарного подхода
использования синергетики в изучении процессов, происходящих в
современном образовании.
На этом же заостряет внимание и И.Б.Новик [117,С.17], рассуждая о
синергетике как теории самоорганизации, в рамках которой не только удалось
соединить идею самоорганизации с идей познания как нового диалога между
человеком и природой, но и «существенно расширить область ее применения на
широкий класс явлений различной природы: физических, химических,
биологических, социальных».
В настоящее время проблема поиска места синергетики в исследовании
проблем образования еще более актуализировалась. Это связано с тем, что в
педагогической литературе обсуждаются разные педагогические парадигмы
[6,С.17-19].
Чтобы применять принципы синергетики к анализу процессов,
происходящих в образовании, необходимо определить, насколько система
образования может рассматриваться как синергетическая. Для этого она должна
изучаться с позиции методологии синергетики, как открытая,
самоорганизующаяся, нелинейная система.
Если считать систему образования социальной, то в этом контексте
открытая система [82,С. 27] – тип социального сообщества, который благодаря
24
внешним воздействиям на него (и в первую очередь – сообразно этим
воздействиям) может качественно менять свою внутреннюю структуру, когда из
потока внешних хаотических влияний рождается новый порядок – новая
структура. Открытость российского образования предполагает интеграционные
процессы с мировой педагогикой, широкое использование Интернета,
междисциплинарный характер в сфере различных областей знания. Как уже
отмечалось, в открытой системе происходит постоянный обмен энергией,
информацией с окружающей средой. Применительно к педагогике принцип
открытости является необходимым условием для самоорганизующегося
педагогического процесса, когда существующие методологии не отвергают, а
дополняют друг друга. Благодаря этому появляется возможность органично
использовать самые разнообразные педагогические подходы, методики и
технологии преподавания, многокомпонентность и полифоничность
познавательных процессов.
Итак, систему образования можно считать открытой, поскольку, во-
первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между
преподавателем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного
добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели,
методы и средства обучения. Во-вторых, меняется содержание образования, т.к.
оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент
(М.Н.Берулава). Возникает нелинейность, как процесса, так и результата.
Результат образовательного процесса всегда отличен от замыслов его
участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное
информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия.
Как известно, синергетика исходит из принципа эволюционирования
окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может
быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора.
В системе образования многовариантность означает создание в
образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту
шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности
25
выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития
альтернативного и самостоятельного пути. Более конкретно такой выбор
заключается в возможности определять индивидуальную траекторию
образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности,
выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей,
формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие
задания и т.п.
Как мы уже отмечали, процесс самоорганизации представляет собой
самопроизвольное возникновение, относительно устойчивое существование в
открытых неравновесных системах новых структур. Самоорганизация в
педагогической системе предполагает наличие определенного взаимодействия
между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития
педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок её
самодвижения. Это позволяет понять и механизм развития педагогического
процесса.
Самоорганизация как педагогическое явление известна давно. В
педагогической литературе (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и
др.), например, описана склонность детских и подростковых коллективов к
самоорганизации и самоуправлению, что при умелом использовании дает
положительные результаты в учебно-воспитательной работе. При рассмотрении
процесса формирования личности обучающегося как процесса самоорганизации
и саморазвития следует иметь в виду контакты и взаимодействие его с внешней
средой (сверстники, родители, преподаватели и т.д.). Например, от
преподавателя исходит поток информации и энергии, побуждающий
самоорганизацию и саморазвитие будущего специалиста, становление его
индивидуальности. Это взаимодействие с позиции синергетики должно
обладать рядом особенностей. Так, обучающийся может выступать
неупорядоченной, хаотизированной системой, которая обладает бесконечным
числом степеней свободы. При контакте такой системы с внешней средой (в
нашем случае с преподавателем), при поглощении ею информации и энергии от
26
другой системы происходит уменьшение числа степеней свободы. В этом
состоит суть самоорганизации. Значит, влияние преподавателя осуществляется
в рамках разумного ограничения свободы выбора и носит управляющий
характер. Главное при этом не перейти границу, за которой начинается силовое
принуждение, тогда самоорганизация становится принудительной
организацией.
Определенную конкретизацию в понимание синергетических проблем
образования вносит моделирование.
Модель, по мнению В.А.Штоффа [203], – некоторая реально
существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая в
познавательных процессах другую систему – оригинал, находится с ней в
отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет
получить информацию об оригинале. Построение модели, с помощью которой
воспроизводятся особенности структуры, поведения, а также другие свойства
оригинала, и последующее экспериментальное исследование этой модели
принято называть моделированием. С помощью последнего возможно
отвлечение от таких свойств системы, которые выступают как несущественные
в данном конкретном отношении. Следовательно, «метод моделирования

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign