LINEBURG


страница 1
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




На правах рукописи




ФЕДОРОВА Марина Александровна


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИНЕРГЕТИКА КАК ОСНОВА
МОДЕЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ



Специальность 13.00.08. – теория и методика
профессионального образования



Диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук



Научный руководитель
доктор педагогических наук,
профессор В.И. Горовая




Ставрополь - 2004
2



СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . 3-11

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
СИНЕРГЕТИКИ
1.1. Сущностная характеристика понятий «синергетика» и
«педагогическая синергетика». . . . . . . 12-32
1.2. Структура деятельности преподавателя высшей школы
и ее содержание . . . . . . . . . 32-49
1.3. Возможности реализации синергетического подхода
в деятельности преподавателя вуза. . . . . . 49-65
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . 65-66

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТРУКТИВНО-ПРОЕКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИНЕРГЕТИКИ
2.1. Условия реализации синергетического подхода в деятельности
педагога высшей школы. . . . . . . . 67-86
2.2. Модель осуществления конструктивно-проективной
деятельности вузовского педагога на основе
синергетического подхода. . . . . . . . 86-111
2.3. Опытно-экспериментальная проверка модели деятельности
вузовского педагога. . . . . . . . . 111-154
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . 154-155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . 156-158

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . 159-170
3
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Создание современной индустрии
образования – важнейшая задача, стоящая перед государством, обществом,
высшей школой. Проблема подготовки специалистов требует кардинально
новой научно-педагогической основы, чем и определяется ее актуальность и
необходимость.
Реализация принципов и задач высшей школы предполагает не только
изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, но и
не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра
традиционных подходов, существующих в педагогическом процессе.
В последние годы многие ученые (С.П.Арсенова, Е.В.Бондаревская,
В.И.Горовая, Е.А.Климов, А.Ю.Козырева, Т.В.Орлова, Л.О.Романова,
Н.М.Яковлева и др.) указывают в своих работах на острую потребность в
педагоге нового типа, способном работать в новых социальных условиях,
нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций,
создавать авторские технологии обучения.
К настоящему времени в рамках естественных наук, изучающих
нелинейные, неравновесные процессы, зародилось новое научное направление,
получившее название синергетики.
Изучению вопросов, связанных с синергетикой (теорией
самоорганизации), посвящены работы В.А.Аршинова, Ю.А.Данилова,
Б.Б.Кадомцева, С.П.Капицы, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, А.Ю.Лоскутова,
А.П.Назаретяна, Дж.Николис, И.Пригожина, И.Стенгерс, Г.Хакена и др.
В их трудах проводится мысль, что в мире нет абсолютной
бесструктурности и абсолютного беспорядка; хаос становится предметом науки.
Кроме того, и хаос, и случайность, и дезорганизация могут быть не только
разрушительными, но и в определенных обстоятельствах несут в себе
созидательное и конструктивистское начало.
Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана
с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет
4
притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их
внутренних возможностей.
Как показали выполненные исследования, синергетическая концепция
может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных,
открытых систем, как общество, различных его подсистем, в том числе и
образования.
В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования
стали идеи, отправной точкой которых является синергетичность процесса
образования, а под педагогической синергетикой понимается только
становящаяся на прочную позицию область педагогического знания,
мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях
самоорганизации педагогических систем.
Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки
зрения нашли отражение в работах В.А.Аршинова, М.В.Богуславского,
В.Г.Буданова, В.Г.Виненко, А.А.Ворожбитовой, Л.Я.Зориной, В.А.Игнатовой,
С.П.Капицы, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого, В.В.Маткина,
А.П.Назаретяна, Л.И.Новиковой, Е.Г.Пугачевой, Н.М.Таланчука,
Д.И.Трубецкова, О.Н.Федоровой, С.С.Шевелевой, Ю.В.Шаронина и др.
Проблеме использования синергетического подхода в педагогике
посвящены и некоторые диссертационные исследования (А.И.Бочкарев,
В.Т.Виненко, В.В.Маткин, А.А.Мелентьева, Г.А.Сумина, Л.В.Сурчалова,
Ю.В.Талагаев и др.).
В своем исследовании мы также опирались на идеи методологии
синергетики, отраженные в публикациях В.И.Андреева, Л.Я.Зориной,
Н.М.Таланчука, В.И.Редюхина и др. В них заложены основы «синергетики
образования» (Г.Шеффер), вскрываются синергетические закономерности
образовательной деятельности, показано, что синергетический подход
основывается на доминировании в образовательной деятельности
самообразования, самоорганизации, самоуправления и заключается в
стимулирующем или побуждающем воздействии на субъекта с целью его
5
самораскрытия и самосовершенствования в процессе сотрудничества с другими
людьми и с самим собой.
Несмотря на то, что вопросам синергетики посвящено немало работ, такие
понятия, как «педагогическая синергетика», «синергетический подход», еще не
получили однозначного толкования в педагогике и находятся лишь в стадии
разработки.
Кроме того, до сих пор остаются мало исследованными возможности
изменения системных свойств личностной сферы обучаемого с помощью
синергетического подхода к педагогической деятельности, повышения
восприимчивости педагога к новациям, предоставления ему возможностей
активного целенаправленного и свободного использования информации,
актуализации внутренних сил и мотивов, направленных на свое развитие и др.
Проблема актуализируется также накопившимися в образовательной
практике противоречиями:
- между необходимостью реализации синергетического подхода в
деятельности преподавателя и недостаточной разработанностью в педагогике
исходных концептуальных основ педагогической синергетики;
- между традиционным линейным мышлением и нелинейным
вероятностным мышлением;
- между декларацией личностно-ориентированного обучения и
отсутствием эффективных технологий его реализации;
- между системой образования, выстроенной в соответствии с идеалами и
нормами классической науки, и открытой моделью образования, содержание
которой должно быть многообразно и вариативно;
- между интеграцией и дифференциацией различных способов освоения
человеком мира;
- между несоответствием форм и методов организации учебно-
воспитательного процесса и учебными возможностями и потребностями
обучающихся и др.
6
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы педагогической
синергетики, синергетического подхода к организации деятельности
преподавателя, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие
научно-методических предпосылок для ее решения определили выбор темы
нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим
образом: какова совокупность факторов и педагогических условий, которые
обеспечивают реализацию синергетического подхода в деятельности
преподавателя высшей школы?
Решение данной проблемы составило цель исследования: теоретически
обосновать, разработать и экспериментально проверить модель деятельности
преподавателя высшей школы на основе педагогической синергетики.
Объект исследования – педагогическая деятельность преподавателя
высшей школы.
Предмет исследования – совокупность факторов и педагогических
условий, которые обеспечивают реализацию синергетического подхода в
деятельности преподавателя высшей школы.
Гипотеза исследования строилась на предположении, что
синергетический подход может быть реализован в деятельности преподавателя
высшей школы, если:
- четко описаны основные понятия синергетики с точки зрения
педагогики;
- определена сущность педагогической деятельности на основе
синергетического подхода;
- выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих
реализацию синергетического подхода в деятельности преподавателя вуза;
- выделены критерии оптимизации деятельности вузовского преподавателя
на основе педагогической синергетики.
Задачи исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом,
предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
7
1. Провести теоретико-методологический анализ традиционного и
синергетического подходов к исследованию деятельности преподавателя вуза.
2. Определить возможности и условия реализации синергетического
подхода в педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
3. Разработать и обосновать теоретическую модель деятельности
преподавателя на основе синергетического подхода.
4. Осуществить экспериментальную проверку разработанной модели и
установить степень ее эффективности.
5. Опираясь на результаты исследования, сформулировать критерии
оптимизации деятельности вузовского преподавателя на основе педагогической
синергетики.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Методологической базой исследования явились философские,
методологические, социальные и психолого-педагогические труды, в которых
представлены: трактовка синергетического подхода, основанного на идеях
системности, целостности восприятия мира, нелинейности, глубинной
взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости; гуманистические
идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям
обучающихся и к социокультурным изменениям среды; концепции
самоактуализации, саморазвития и самовыражения личности в процессе
профессиональной деятельности; принципы взаимосвязи теории и практики;
общая теория профессиональной деятельности.
Теоретической базой исследования явились: теория синергетики
(В.А.Аршинов, Ю.А.Данилов, С.П.Капица, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов,
А.Ю.Лоскутов, А.П.Назаретян, Дж.Николис, И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен
и др.), самоорганизации (А.А.Митькин, Г.И.Рузавин, А.С.Щербаков и др.),
синергетического подхода в исследовании социальных явлений (В.И.Андреев,
В.И.Аршинов, В.П.Бранский, В.Г.Буданов, В.В.Василькова, В.Э.Войцехович,
Е.Н.Князева, Ю.Л.Климонтович, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий,
А.Н.Назаретян, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков и др.), профессиональной
8
деятельности (М.С.Каган, Е.А.Климов, А.В.Краевский, Т.В.Кудрявцев,
Н.Ф.Талызина, Е.Н.Шиянов и др.), структуры педагогической деятельности
(О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский,
Ф.Н.Гоноболин, В.И.Горовая, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов,
В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ философской, социологической, психолого-
педагогической, методической, специальной литературы по исследуемой
проблеме; концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных работ
в области синергетики.
2. Диагностические – интервьюирование, анкетирование, тестирование.
3. Экспериментальные – использование аналогий, моделирование,
организация и анализ опытно-экспериментальной работы.
4. Статистическая обработка экспериментальных данных, их
систематический и качественный анализ, графическая интерпретация.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько
этапов.
На первом этапе (поисково-подготовительном, 2000-2001 гг.) проводился
теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; определялись
проблема исследования, его объект, предмет, задачи, гипотеза; разрабатывалась
методология и методики опытно-экспериментальной работы. Особое внимание
было уделено анализу возможностей реализации синергетического подхода в
деятельности преподавателя вуза.
На втором этапе (экспериментальном, 2001-2002 гг.) разрабатывалась
модель конструктивно-проективной деятельности преподавателя вуза на основе
синергетического подхода. Экспериментально проверялась эффективность
предложенной модели посредством формирующего и контрольного
экспериментов.
На третьем этапе (обобщающем, 2002-2003 гг.) был осуществлен анализ
и обобщение результатов исследования. Уточнены теоретические положения
9
диссертационного исследования, проведена коррекция выводов, полученных на
первом и втором этапах исследования, систематизированы и обработаны
экспериментальные данные, оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования:
- раскрыта сущностная характеристика понятий «педагогическая
синергетика», «синергетический подход»;
- разработаны критерии оптимизации деятельности преподавателя вуза на
основе синергетического подхода.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснованы возможности и условия реализации
синергетического подхода в деятельности преподавателя высшей школы;
- предложена модель педагогической деятельности на основе
синергетического подхода.
Практическая значимость исследования. Совокупность теоретических
положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволяют существенно
повысить эффективность педагогической деятельности, разнообразить формы и
методы педагогической работы на основе синергетического подхода;
представленный в исследовании материал призван способствовать повышению
качества подготовки специалиста в вузе на основе учебно-методических
пособий для студентов и преподавателей.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена
методологической обоснованностью базовых теоретических позиций, логикой
исследования и проектирования учебной деятельности, адекватностью
выбранных методов исследования поставленным целям и задачам,
репрезентативностью методики исследования, сочетанием качественного и
количественного анализа полученных данных, применением на практике
результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Синергетический подход позволяет обеспечить инновационный подход
к обучению, полноту и высокое качество предметных знаний,
10
профессиональное становление и профессиональную адаптацию будущего
специалиста через различные учебные дисциплины с учетом их
междисциплинарных связей.
2. Реализация синергетического подхода в деятельности преподавателя
проявляется в обновлении содержания, методов и форм обучения с учетом
таких факторов, как открытость, самоорганизация, саморазвитие, креативность
и нелинейность мышления, управление и самоуправление и др.
3. Условия реализации синергетического подхода в педагогической
деятельности, включающие в себя: взаимодействие и взаимообмен педагога с
окружающей средой; активность, характеризующуюся проявлением
инициативы у преподавателей, стремлением к самосовершенствованию,
самореализации, повышению эффективности педагогического процесса;
свобода выбора; изменение отношений в педагогической системе между
преподавателем и студентом, которые могут развиваться только в системе
диалога и сотрудничества; ориентация педагога на цели саморазвития, развития
личности студента, формирование его ценностных ориентаций и др.
4. Теоретическая модель конструктивно-проективной деятельности
преподавателя вуза на основе синергетического подхода, включающая в себя
основные компоненты: принципы – цели – содержание – методы – формы –
средства. В качестве основы модели были избраны принципы синергетики:
гомеостатичности, иерархичности, нелинейности, неустойчивости,
незамкнутости, динамической иерархичности, наблюдаемости,
самоактуализации.
5. Основным критерием эффективности деятельности преподавателя вуза
на основе синергетического подхода является продвижение преподавателя на
более высокий уровень своей деятельности, характеризующийся как высокий
уровень активности и самоорганизации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях
кафедры педагогики и психологии высшей школы и профильных кафедр
11
физико-математического факультета Ставропольского государственного
университета; докладывались на 45 научно-методической конференции
«Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2000) и региональной научно-
методической конференции «Современные проблемы образования: опыт и
перспективы» (Ставрополь, 2000); на III международной научно-методической
конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и
образовательной сферах» (Сочи, 2000); на Всероссийской научно-практической
конференции «Проблемы модернизации образования: региональный аспект»
(Пенза, 2002); на VI и VII Международных научно-методических конференциях
«Университетское образование» (Пенза, 2002, 2003).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, включающего 205 источников. Текст
иллюстрирован 23 рисунками, 11 таблицами. Общий объем рукописи 170
страниц.




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИНЕРГЕТИКИ

1.1. Сущностная характеристика понятий «синергетика» и
«педагогическая синергетика»

Термин «синергетика» происходит от греческого «sуnergeiа» -
«содружество», «сотрудничество» [154,С.456] и акцентирует внимание на
согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как
единого целого.
Научный подход к проблеме получил отражение в дефинициях, которые
включены в различного рода энциклопедические и специальные
лексикографические издания.
12
Так, в «Большом энциклопедическом словаре» [21,С.351] «синергетика»
определяется как «научное направление, изучающее связи между элементами
структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах …
благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с
окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается
согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее
упорядоченности, т.е. уменьшается энтропия (так называемая
самоорганизация)».
Философский словарь [116,С.618] содержит более развернутое
определение: «Синергетика – современная теория самоорганизации, новое
мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации,
нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов
становления «порядка через хаос» (И.Пригожин), бифуркационных изменений,
необратимости времени, неустойчивости как основополагающей
характеристики процессов эволюции».
По определению толкового словаря русского языка [175,С.586]
синергетика - это «наука, изучающая явления синергизма», а «синергизм -
комбинированное действие компонентов самоорганизующейся системы;
научная концепция целостного восприятия мира и отдельных систем».
В словаре современной западной философии [158,С.276] «синергетика»
трактуется как «междисциплинарное направление научных исследований,
возникшее в начале 70-х гг. и ставящее в качестве своей основной задачи
познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов
самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических,
биологических, технических, экономических, социальных».
Такое же понимание рассматриваемого термина предложено
Ю.Л.Климонтовичем [67,С.111]: «Синергетика – не самостоятельная научная
дисциплина, но новое междисциплинарное научное направление; цель
синергетики – выявление общих идей, общих методов и общих
закономерностей в самых разных областях естествознания, а также социологии
13
и даже лингвистики; более того, в рамках синергетики происходит
кооперирование различных специальных дисциплин».
Большой толковый словарь русского языка [20,С.1187] приводит
следующее определение: «Синергетика – научно-философский принцип,
рассматривающий природу, мир как самоорганизующуюся комплексную
систему».
В научной литературе широко употребимо определение, предложенное
Г.Хакеном. Синергетика, по его мнению, - это «совокупный коллективный
эффект взаимодействия большого числа подсистем, приводящий к образованию
устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах» [186,С.9].
Интересна точка зрения Е.Я.Режабек [132,С.8], согласно которой
синергетика рассматривает материальный мир как множество локализованных
процессов различной сложности и ставит задачу отыскать единую основу
организации мира, как для простейших, так и для сложных его структур.
Именно синергетика сформулировала естественнонаучные принципы,
отражающие образование новых материальных форм и структурных уровней в

страница 1
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign